Общества. Интернет: «ЗА» И - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Техническое задание на разработку интернет-сайта первого чешско-российского... 14 1742.62kb.
История Общества Интернет Армении 1 68.45kb.
Секция краеведения и туризма Сочинского отделения Русского географического... 2 473.06kb.
Корсунская Надежда Леонидовна, аспирантка мгта обзор мирового сектора... 1 255.74kb.
Учебный курс «Интернет для историка» 1 123.15kb.
Функциональная спецификация Интернет-портал «Информационное общество... 8 402.65kb.
Создание и продвижение интернет-магазина до первых 100000 руб 1 31.85kb.
История интернет 1 132.74kb.
Интеллектуальная система распределенного поиска в интернет 1 49.84kb.
Интернет-ресурсы в преподавании иностранных языков 1 46.59kb.
Регулирование правоотношений в сети Интернет в зарубежных странах 1 192.77kb.
«Политика Александра I» 8 класс. История России XIX век 1 11.7kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Общества. Интернет: «ЗА» И - страница №1/1

УДК 130.3: 004

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ИНФОРМАЦИОННОГО

ОБЩЕСТВА. ИНТЕРНЕТ: «ЗА» И «ПРОТИВ»

Мачехина Дарья Викторовна

научные руководители: доктор филос. наук, проф. Яценко М. П.;

доцент каф. НГ и Ч ИППС Борисенко И. Г.

ФГАОУ ВПО Сибирский федеральный университет
Современное общество требует перехода к принципиально новому уровню доступности высококачественного образования. Состояние сферы образования России и тенденции развития общества требуют безотлагательного решения проблемы опережающего развития системы образования на основе информационных технологий, создания в стране единой образовательной информационной среды. Тем не менее, использование системы Интернет предполагает учет неоднозначности влияния современных информационных технологий на идентичность, поскольку единая, общечеловеческая информационная система нивелирует или даже упраздняет принципиальные культурно-национальные особенности, делая учащихся и студентов однотипной массой.

Особое место в развитии информационного общества занимает использование сети Интернет, которая сегодня представляет собой одновременно и глобальную систему информационных коммуникаций, и достаточно мощную информационную систему. По данным социологических исследований, количество абонентов этой сети в мире в настоящее время уже превышает 3 миллиарда человек и продолжает быстро возрастать. При этом важно отметить, что и среди населения с низким уровнем доходов доля пользователей Интернет также возрастает. Хотя общий уровень использования сети в этой группе населения еще остается низким, что обусловлено, главным образом, высокими тарифами на услуги сети в сельской местности. Ожидается, что с развитием технологий беспроводного подключения пользователей ситуация здесь может измениться.

Возможности абонентов Интернет по использованию ее информационных ресурсов в значительной степени определяются скоростью передачи данных в точке доступа пользователя. Кардинальное решение этой проблемы видится на пути развития системы космической связи, а также технологий широкополосного доступа в Интернет с использованием возможностей уже существующих проводных радиотрансляционных сетей и сетей электроснабжения производственных и жилых помещений (так называемые PCL-технологии).

Развитие технологий рождает высокий спрос на высокоскоростной мобильный Интернет и качественную сотовую связь в образовательной сфере: среди студентов, аспирантов, выпускников школ. Наличие современной инфраструктуры связи на территории вузов города позволяет студентам и преподавателям использовать беспроводной интернет для решения образовательных задач: участия в онлайн-конференциях, оперативного получения информации из открытых энциклопедий, проведения интерактивных лекций.

Интернет технологии расширяют постоянно возможности обучения, предоставляют практический опыт их внедрения в среду обучения.

Система современного обучения представляет собой определенную инфраструктуру, включающую в себя программное обеспечение, необходимое оборудование, наличие Интернета и людей, которые должны обладать знаниями и определенным практическим опытом.

Приобретение интернет - технологий является первым шагом в использовании этих технологий для усовершенствования процессов обучения. Все это приводит в конечном счете к созданию новых, более высоких уровней обучения, к реализации новых возможностей человека в процессе обучения в высших учебных заведениях. Для студентов информационные технологии становятся инструментом обучения, для преподавателей - это источник возможности непрерывного усовершенствования учебного процесса.

Интернет - технологии в образовании дают возможность проводить процесс обучения более интересно, предоставлять нужную информацию в нужное время, участвовать в исследовательских проектах, используются для связи студентов между собой и с преподавателями.

Интернет - технологии в образовании отвечают реалиям сегодняшнего дня. Внедрение интернет технологии в процесс образования определяется знаниями, которые были получены ранее и получаемыми сегодня результатами, которые формируют процесс обучения. Мощное программное обеспечение, его полное интегрирование с Интернетом дает студентам возможность обмениваться информацией, полученной во время освоения новых знаний.



Сеть Интернет создавалась прежде всего для того, чтобы людям была доступна какая либо интересующая их информация, есть сервисы так называемых социальных закладок, где любой человек может поделиться ссылкой на интересный ресурс. И если некоторые ищут информацию для того, чтобы не отставать от жизни, быть всегда в курсе событий и происшествий, то другим, она нужна для того, чтобы развить свои умения, навыки или научиться чему-то новому. Интернет поможет именно тем, кто не перестает интеллектуально развиваться и не имеет ничего против того, чтобы посвятить свое свободное, а некоторые и рабочее время на изучение чего-то нового и полезного для себя и своего развития. Ресурсов в интернете достаточно много и их количество постоянно растет, и администраторы сайтов не знают что действительно будет нужно большой аудитории, и некоторые из них создают тематические сайты и располагают там информацию соответствующую выбранной тематики, а другие открывают порталы общей тематики, на которых выкладывают информацию различной направленности. Это является одним из минусов Интернет технологии в образовании. К примеру: если портал посвящен обучению, то на страницах сайта может быть выложено обучающее видео, фильмы помогающие изучить какую-нибудь сферу деятельности, компьютерные уроки. Но так же там может быть размещено видео о приемах самообороны, расширении своих кулинарных способностей, улучшении своих интимных отношений и прочее. Кроме общих навыков можно встретить курсы, которые предлагают изменить вашу судьбу, ведь профессиональные психологи и финансисты спешат поделиться секретами успеха в карьере и финансовом благополучии.

В настоящее время происходит внедрение системы дистанционного обучения в образовании, которая предусматривает информационное взаимодействие удаленных друг от друга от преподавателей и студентов при помощи телекоммуникационных технологий и сети Интернет.

Плюсы Интернета:

  • оперативность получения любой информации;

  • общение;

  • самореализация;

  • получение дополнительного образования;

  • расширение территориальных границ;

  • обеспечение досуга;

  • формирование информационной компетентности, включающей умение работать с информацией: находить, получать, анализировать, систематизировать и использовать.

Наряду с большими возможностями и преимуществами Интернета, есть аспекты, являющиеся существенными недостатками.

Минусы Интернета:

  • беспорядочная недостоверная информация;

  • получение и передача ложных сведений;

  • формирование недостоверных понятий об объектах, явлениях и процессах;

  • ухудшение здоровья (потеря зрения, гиподинамия, искривление осанки, психические и интеллектуальные нарушения);

  • тайные общества (фанаты, самоубийцы и др.);

  • нецензурная лексика;

  • порнографические ресурсы;

  • большой объем навязанной рекламы и др.

Пути решения проблем:

  • определение списка «надежных сайтов»;

  • системы фильтрации (через провайдера).

Как и всякое относительно новое явление, Интернет порождает множество противоречивых ожиданий - от необоснованных страхов до неоправданных надежд, что приводит к неоднозначности этических оценок этого феномена. Специфика виртуальной этики определяется спецификой объекта исследования. Интернет никому не принадлежит, никем не контролируется, а следовательно – не управляется, участник виртуальной коммуникации, как правило, анонимен и в любой момент может уйти от контакта, а возможности законодательного регулирования этой области жизнедеятельности сравнительно невелики, по крайней мере, на данный момент. Это дает пользователю иллюзорное ощущение неограниченной свободы - вплоть до вседозволенности.

Как и любой пользователь, студент ощущает на себе эту иллюзию, и это толкает его на многие антинравтсвенные, а порой незаконные поступки. Итак, каковы же минусы использования Интернета в качестве источника информации, применимо к высшему образованию.

Первое, что приходит на ум: использование готовых работ для подготовки к занятиям или сдача их вместо собственных. Здесь мы можем выделить два момента.

Момент первый. Когда студент сдает работу, скачанную из Интернета и подписанную своим именем, он нарушает один из трех основополагающих принципов сетевой этики: принцип «неприкосновенности частной собственности». Применительно к виртуальной этике следование этому принципу означает соблюдение права собственности на информацию и норм авторского права. Иными словами студент занимается в нарушении авторских прав, плагиате, что по российскому законодательству является преступлением. Мы можем сколько угодно говорить, что так делают все, и что люди сами публикуют свои работы, но факт остается фактом.

Момент второй. Скачав готовую работу и сдав её, или же использовав её в качестве готового материала при подготовке к занятию, зачету ли экзамену, студент исключает процесс самостоятельной обработки и усвоения информации. Ведь, пока он самостоятельно изучает книги, статьи, данные, он усваивает часть из них, выделяет главное, сортирует, структурирует, то есть обучается. Если же работа просто распечатана, теряется смысл самоподготовки, которая является столь же важной частью обучения, как и лекции.

Другим отрицательным моментом в использовании Интернета в качестве источника информации является недостаточное качество части информации в сети. Под недостаточным качеством имеется в виду недостоверность или неточность определенной доли информации. Это опять-таки прежде всего связано со спецификой Интернет-среды. Огромный объем информации уже существующий в Интернете и поступающий туда каждый день никто не контролирует и не редактирует, поэтому зачастую информация найденная студентом может оказаться лишь чьим-то мнением или гипотезой, а отнюдь не проверенным фактом, в термине может встретиться опечатка, толкование может оказаться неточным или двояким. Вследствие этого студент не сможет до конца и правильно разобраться в интересующей его теме.

Но существует и другой взгляд на эту проблему. Если качество информации в Интернет не гарантировано и часто оставляет желать лучшего, то, что можно сказать об уровне подготовки пользователей, которые ищут эту информацию? Он тоже оказывается не на высоте. Ведь компьютер, все его системы (поисковые системы Интернета, в частности) это только машина, которая выполняет запрос пользователя. Каков запрос – таков результат. Поэтому в этой проблеме уже скрыто её решение. Интернет как источник получения информации – вспомогательное средство обучения. Чтобы искать и находить нужную, качественную информацию нужно обладать определенным уровнем знаний и умений, а не пенять на некачественную информацию.

Для характеристики особенностей сети Интернет в образовательном пространстве также важно подчеркнуть, что сегодня, как в развитых, так и во многих развивающихся странах, все большее количество информационных услуг оказывается населению бесплатно. Затраты на их обеспечение принимают на себя муниципальные, региональные и национальные бюджеты. Таким образом, качество жизни современного человека все больше определяется способностью общества предоставлять ему необходимые информационные продукты и услуги, т.е. информационным качеством общества. Именно поэтому в последние годы появились такие новые понятия, как информационная бедность, информационное неравенство, информационная безопасность. Эти понятия сегодня используются не только по отношению к отдельным людям, но также и для характеристики уровня развития целых стран и регионов мира.

Таким образом, можно сделать несколько выводов.

Во-первых, интернет как принципиальная тенденция современности имеет двоякий характер, что особенно проявляется в образовательной сфере.

Во-вторых, развитие информационного общества является сегодня не столько технологической, сколько информационно-психологической проблемой, ведь для ее решения необходимо существенным образом изменить общественное сознание.

В-третьих, формированию информационного общества сегодня нет альтернативы, поскольку оно является магистральным направлением развития цивилизации в 21-м веке, по которому уже идут все развитые и многие развивающиеся страны мира.


Список литературы


  1. Абалуев Р. Н., Астафьева Н. Е., Баскакова Н. И., Бойко Е. Ю., Вязовова О. В., Кулешова Н. А., Уметский Л. Н., Шешерина Г. А. // Интернет-технологии в образовании: Учебно-методическое пособие. Ч. 3. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2002. 136 с.

  2. Высшее образование и Интернет. Режим доступа: http://2balla.ru/component/ option,com_ewriting/Itemid,116/index.php?option=com_ewriting&Itemid=116&func=chapterinfo&chapter=2876&story=2306

  3. Плюсы и минусы интернета. Режим доступа: http://podelise.ru/docs/14277/index-1475.html





Ирония — оружие слабых. Сильные мира сего не имеют прав на нее. Хуго Штейнхаус
ещё >>