Образовательная программа «Юный натуралист» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Образовательная программа дополнительного образования детей «Юный... 1 313.41kb.
Ход занятия: Организационный момент. Журнал «Юный натуралист» 1 54.62kb.
Примерная программа кружка «Юный натуралист» 1 124.1kb.
Краткая история бэноу «Натуралист» в октябре 1987 года в средней... 1 25.93kb.
Программа кружка «юный натуралист» 1 53.1kb.
Образовательная программа «Юный таэквондист» 1 164.48kb.
Литература из серии «Детский детектив. Черный котенок» 1 16.56kb.
Задания обучающимся объединения «Юный натуралист» 1 135.21kb.
Карпушина Ирина Николаевна, педагог дополнительного образования г. 1 136.7kb.
Образовательная программа «юный стилист» 5 707.87kb.
Образовательная программа краеведческого кружка «Юный краевед» 1 128.01kb.
Г. Амурск 2009г. Беседа «Берегись автомобиля» 1 47.75kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Образовательная программа «Юный натуралист» - страница №1/1



Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Центр дополнительного образования детей «Уникум»

городского округа город Буй



Рассмотрено на Педсовете МОУ ДОД ЦДОД «Уникум»

Протокол № 1 от 30.08.2010 г.





Утверждаю:

Директор МОУ ДОД ЦДОД «Уникум»

__________________Киселева О. А.

Приказ № 5 от 30.08.2010 г.




Образовательная программа

«Юный натуралист»
Автор: Соколова Ирина Ивановна,

педагог МОУ ДОД ЦДОД «Уникум»

г. Буй


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность программы: Эколого – биологическая

Новизна: В отличие от существующих программ узкой направленности, данная программа направлена на комплексное изучение объектов и явлений природы. Для лучшего усвоения программного материала используются новые педагогические технологии: личностно-ориентированная технология, активизации мыслительного процесса, игровые технологии.

Актуальность: В современном мире высоких информационных технологий и научно-технического прогресса изучение природы и её охрана является одной из острейших проблем современности, поэтому каждому члену нашего общества необходимы знания естественных законов природы.

Одной из основных задач экологического образования и воспитания детей является формирование экологической культуры и природоохранного сознания, фундамент которых составляют достоверные знания по экологии и практические умения и навыки, направленные на охрану родной природы. Поэтому в основу программы кружка входит изучение растительного и животного мира нашей местности, природных сообществ, воздействие человека на природу, правил поведения в природе. Занятия кружка пробуждают чувства ребёнка, вызывают сопереживание.

Важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме.

В процессе занятий создаются условия для общения ребёнка с природой и посильной деятельности, направленной на её защиту и охрану.

Последовательность содержания материала основана на сезонных изменениях в жизни животного и растительного мира нашей местности.

В программе курса большое место занимают вопросы охраны природы и окружающей среды, практическая работа, направленная на защиту и бережное отношение к родной природе.


Педагогическая целесообразность: Обучение по данной образовательной программе позволяет решить следующие проблемы: пробуждение интереса детей к изучению природы, формирование у детей основ экологической культуры; занятость свободного времени. С ранних лет ребёнок приобретает начальные экологические знания в семье, дошкольных учреждениях, школе. Занимаясь по программе «Юный натуралист», эти знания углубляются, систематизируются, закрепляются, применяются на практике.

Цели и задачи программы

Цель: формирование у учащихся системы ценностных отношений к природе и окружающему миру.

Задачи:

1. Познакомить с животным и растительным миром родного края; с сезонными явлениями в природе.

2. Сформировать систему знаний о взаимоотношениях растительных и животных организмов со средой обитания.

3. Приобщить детей к природоохранной деятельности.

4. Развить у учащихся интерес к изучению природы, её закономерностей.

5. Способствовать развитию экологической культуры.

6. Совершенствовать умения и формировать навыки работы с живыми объектами природы.

7. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

8. Воспитывать ответственное отношение к использованию природных ресурсов.

Отличительные особенности программы:

Данная образовательная программа направлена на более подробное изучение природы родного края. Учитываются психологические и возрастные особенности детей 7 – 11 лет, на которых и рассчитана программа. Ведущей идеей является принцип развития личности ребёнка.



Организационно- педагогические основы обучения:

Программа «Юный натуралист»» знакомит школьников 7 – 11 лет с окружающим миром родного края. Принимаются все желающие.

1 год обучения – 2 занятия в неделю по 2 часа с общим охватом 144 часа в год. Работа с детьми опирается на знания, полученные в детском саду, начальной школе, самостоятельно из литературы и при непосредственном общении с природой.

Учитывается уровень подготовки учащихся, направленность их интересов, состояние здоровья.

На основе анализа проблем и индивидуальных особенностей подбираются темы образовательной программы, устанавливается уровень сложности, смена форм и методов учебного процесса.

Большое внимание уделяется внутреннему миру каждого обучающегося.



Ожидаемые результаты

По истечении учебного года кружковцы должны овладеть следующими знаниями и навыками:

- Знать флору и фауну Костромской области и Буйского района,

- Расширить представление о взаимосвязи растений, животных с неживой природой, друг с другом, человеком;

- Понимать необходимость охраны растительного и животного мира;

- Применять полученные знания для охраны и восстановления окружающей природы;

- Овладеть основами культуры поведения в природе.

Формы и способы проверки результата

Для определения образовательного результата используются следующие способы:

- тестирования;

- анкетирование;

-экологические диктанты;

- интеллектуальные игры;

- викторины, конкурсы.

Используются следующие виды и этапы аттестации: начальная (анкетирование, тестирование); промежуточная (по итогам тематического блока); итоговая (защита проекта, реферата, исследовательские работы).


Учебно- тематический план




Название темы

Кол – во часов

Теорет. часть

Практич. часть

1.

Вводное занятие. Природа и человек.

2

2

-

2.

Осень в природе. Приметы осени. Периоды. Экскурсия «Мир осенних красок».

10

4

6

3.

Жизнь растений осенью.

8

4

4

4.

Жизнь насекомых осенью.

4

2

2

5.

Сезонные явления в жизни животных.

14

10

4

6.

Охрана природы. Красная книга.

8

6

2

7.

Лес. Растения леса. Лес нашего края.

8

4

4

8.

Зима в природе. Приметы зимы. Фенологические периоды зимы.

6

4

2

9.

Жизнь животных зимой.

10

6

4

10.

Жизнь растений зимой.

6

4

2

11.

Животные живого уголка.

12

6

6

12.

Домашние животные. Значение домашних животных в жизни человека.

10

6

4

13.

Комнатные растения, их многообразие. Значение в жизни человека.

10

6

4

14.

Весна в природе. Фенологические периоды весны.

4

2

2

15.

Сезонные явления в жизни животных. Весна.

10

6

4

16.

Жизнь растений весной.

8

6

2

17.

Водоёмы. Жизнь растений в водоёмах нашего края.

6

4

2

18.

Жизнь животных в пресноводных водоёмах.

6

4

2

19.

Итоговое занятие.

2

2

-




Итого:

144

90

54


Содержание программы

Тема 1. Вводное занятие. Природа и человек.

Комплектование группы. Выбор старосты, знакомство с планом работы кружка. Организация деятельности.



Тема 2. Осень в природе.

Приметы осени. Периоды осени. Осенние изменения в природе. Приметы, пословицы и поговорки об осени.



Практическая часть.

Сбор и гербаризация осенних листьев. Изготовление поделок и аппликаций из осенних листьев. Экскурсия в парк, наблюдения в природе «Мир осенних красок». Осенний пейзаж, его красота. Изменения в природе с приходом осени. Изменения в природе после первого заморозка. Выставка детского рисунка «Природа осенью». Распознавание при помощи определителя растений, найденных в походе. Оформление коллекции «Растения, цветущие поздней осенью». Работа в дневниках наблюдений. Отчёт об увиденном на экскурсии.



Тема 3. Жизнь растений осенью.

Приспособленность растений к условиям окружающей среды. Осенние изменения в жизни растений. Осенняя окраска листьев. Причины изменения окраски. Листопад, его причины. Распространение плодов и семян. Цветущие растения поздней осенью.



Тема 4. Жизнь насекомых осенью.

Подготовка насекомых к зиме. Приспособления насекомых к зимовке. Места зимовки разных видов насекомых.



Практическая часть.

Распознавание насекомых по внешнему виду с помощью определителя. Составление описаний и рассказов о насекомых. Работа с коллекциями.



Тема 5. Сезонные явления в жизни животных.

Осень в жизни животных. Животные обитатели лесов, полей, лугов и огородов. Их приспособление к смене времён года. Птицы. Перелётные птицы. Зимующие птицы. Запасы на зиму птиц и зверей. Кладовые лесных жителей. Линька животных, её причины. Смена окраса шерсти и оперения некоторых видов птиц и зверей. Спячка. Перенесение неблагоприятных условий.



Тема 6. Охрана природы. Красная книга.

Охрана природы как комплекс государственных, международных и общественных мероприятий, направленных на рациональное природопользование, восстановление, умножение и охрану природных ресурсов для блага человеческого общества.

Влияние хозяйственной деятельности человека на природу страны. Охрана растительного мира. Охрана животного мира. Значение природоохранной деятельности. Охрана атмосферы, Охрана вод. Охрана земель. Охраняемые территории. Заповедники и заказники, их значение. Роль подрастающего поколения в охране природы. Правила поведения в природе.

Природоохранные документы. Красная книга как совокупность сведений о состоянии и мерах охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения видов диких животных и дикорастущих растений.



Практическая часть.

Распознавание охраняемых растений нашего края по определителю. Составление памятки поведения в природе. Оформление плакатов на природоохранную тему. Выставка детского рисунка «Сохраним родную природу».



Тема 7. Лес. Растения леса. Лес нашего края.

Лес – богатство нашей страны. Лес, как один из типов растительности нашего края. Основные лесные массивы области. Типы леса, их размещение. Лесообразующие породы костромских лесов. Ель – основная хвойная порода. Берёза – символ России. Берёзовый сок, правила заготовки. Лесная растительность – главная сырьевая база Костромской области. Лесные ягоды, их разнообразие и правила сбора. Лесные травы – лекарственные, съедобные, витаминные, красильные и др.

Грибы. Их виды, Съедобные и ядовитые грибы. Использование грибов человеком.

Редкие и исчезающие растения леса. Лес – мест отдыха и труда человека. Охрана лесов. Меры по восстановлению и уходу за лесом. Лесные пожары, борьба с ними. Правила поведения в лесу. Традиционные народные промыслы, связанные с лесом и участие в них школьников. Растения леса в поговорках, пословицах, поверьях.



Практическая часть.

Определение растений леса по определителю. Биологическая оценка ели и берёзы, как представителей лесообразующих пород. Описание лесного сообщества. Определение возраста древесных пород по спилу. Анализ лекарственного сырья. Оформление гербария «Многообразие растений леса». Изготовление поделок из природного материала.

Экскурсия в смешанный лес.

Тема 8. Зима в природе.

Приметы зимы. Фенологические периоды зимы. Погода зимой. Приметные дни зимы.

Снег, его структура, происхождение. Снежинки. Форма снежинок. Снежные узоры на окнах. Иней. Гололёд. Значение снега в жизни растений.

Практическая часть.

Работа в дневниках наблюдений. Подготовка к выставке «Волшебница зима». Измерение глубины снега. Чтение «снежного» календаря. Зарисовка различных форм снежинок в тетрадь.



Тема 9. Жизнь животных зимой.

Особенности жизнедеятельности зверей и птиц в зимний период. Животные леса. Жизнь зимой обитателей наших лесов (белка, волк, заяц, лиса, кабан, лось и др.). Помощь человека обитателям леса. Охрана диких зверей зимой.

Зимующие птицы. Особенности обитания зимующих птиц. Помощь человека зимующим птицам.

Практическая часть.

Распознавание следов диких зверей на снегу. Распознавание зимующих птиц. Изготовление кормушек для птиц. Подготовка к выставке рисунков «Звери зимой».



Тема 10. Жизнь растений зимой.

Зимний лес. Деревья зимой. Состояние покоя. Распознавание деревьев зимой. Вечнозелёные деревья нашего леса. Вечнозелёные травянистые растения леса. Ягоды под снегом.

Экскурсия «Зимнее царство». Распознавание деревьев и кустарников. Красота зимнего пейзажа. Сбор природного материала.

Практическая часть.

Зарисовки во время или после экскурсии. Изготовление поделок из природного материала.



Тема 11. Животные живого уголка.

Особенности организации живого уголка. Правила поведения в живом уголке. Техника безопасности во время работы в живом уголке. Многообразие видов животных в живых уголках. Значение живых уголков в жизни человека. Птицы – обитатели живых уголков, их содержание, кормление, лечение. Звери – обитатели живых уголков. Особенности ухода за ними. Содержание, кормление, лечение (грызуны, мелкие хищники, насекомоядные звери).

Террариум и его обитатели. Устройство и оборудование террариума. Озеленение. Кормление обитателей террариума. Земноводные. Пресмыкающиеся. Экзотические питомцы террариумов.

Аквариум. Виды аквариумов. Оборудование и принадлежность. Установка. Аквариумные растения. Аквариумные рыбы. Беспозвоночные обитатели аквариумов. Корма и кормление рыб.



Практическая часть.

Работа в живом уголке. Уход и кормление животных.

Уход за рыбами, кормление. Оформление дневников живого уголка, его ведение.

Тема 12. Домашние животные.

Значение домашних животных в жизни человека. Происхождение домашних животных. Анатомо-физиологические особенности собак и кошек. Породы собак, служебные собаки. Охотничьи собаки. Декоративные собаки. Породы кошек. Содержание кошек и собак. Уход за ними. Кормление собак и кошек. Особенности пищеварения. Болезни животных, их лечение. Правила личной гигиены человека при общении с животными. Викторины: «Всё о кошках»; «Всё о собаках».



Тема 13. Комнатные растения.

Их многообразие и значение в жизни человека. Строение декоративных растений. Особенности содержания растений в комнатах. Световые условия. Тепловой режим. Воздушный режим. Водный режим. Почвенные условия. Уход за комнатными растениями. Основные способы размножения комнатных растений. Виды декоративных комнатных растений.



Практическая часть.

Размножение комнатных растений. Уход за комнатными растениями. Удобрение. Полив. Составление календаря ухода за комнатными растениями.



Тема 14. Весна в природе.

Фенологические периоды весны. Приметы весны. Погода весной. Весенние изменения в природе. Приметные дни весны. Наст. Таяние снега. Вскрытие рек. Ледоход. Капель, проталины. Паводок.

Экскурсия «Дыхание весны». Наблюдения в природе. Записи в дневниках наблюдений. Отметить состояние снега в лесу: есть ли проталины, растаял ли снег на дорогах, в лесу. Вскрылись ли реки. Очистились ли водоёмы от снега. Половодье. Запись в походный дневник встретившихся в лесу появившихся растений. Сбор материала для коллекции «Весенние первоцветы». Наблюдения за деревьями: набухание почек, сокодвижение у берёз. Запись фенологического отчёта об увиденном в лесу.

Тема 15. Сезонные явления в жизни животных (весна).

Жизнь животных весной. Птицы. Перелётные птицы. Встреча перелётных птиц. Скворечники, их значение. Правила расположения скворечников. Размножение зверей, птиц. Охрана зверей и птиц. Выход из спячки и сна некоторых видов животных. Начало жизнедеятельности земноводных, пресмыкающихся и насекомых. Мероприятия, посвящённые прилёту птиц «День птиц».



Практическая часть.

Наблюдения за птицами, пресмыкающимися, земноводными и насекомыми. Записи в дневниках наблюдений. Подготовка к выставке рисунков «Птицы прилетели».



Тема 16. Жизнь растений весной.

Лес ранней и поздней весной. Сокодвижение у деревьев и кустарников. Правила сбора берёзового сока. Цветение деревьев и кустарников, значение раннего цветения. Первые цветы. Приспособленность их к раннему цветению.

Экскурсия в лес «Весенний лес». Наблюдения за растениями. Наблюдения за изменениями в природе.

Практическая часть.

Проверить народные приметы, сделать необходимые наблюдения и записать их. Запись в дневниках, какие цветущие растения встретились в лесу. Сбор материала для коллекции «Весенние первоцветы». Определить названия цветущих растений.



Тема 17. Водоёмы. Жизнь растений в водоёмах нашего края.

Основные реки, крупные водоёмы нашего края. Особенности распределения растений в проточных и непроточных водоёмах, значение водных ресурсов. Основные представители водных и прибрежно-водных растений, их значение в природе и жизни человека, влияние на них загрязнения воды, меры по охране растений водоёмов.



Тема 18. Жизнь животных пресноводных водоёмов.

Биотопы и биоценозы водоёмов. Группировки организмов, обитающих в пресных водоёмах: планктон, бентос, нектон. Животные прибрежной зоны. Особенности их строения. Приспособленность к обитанию в водоёмах. Значение животных водоёма в природе и жизни человека. Охрана животного мира водоёмов.

Экскурсия на водоём «Обитатели водоёма».

Практическая часть.

Распознавание прибрежной и водной растительности по определителю. Распознавание животных водоёма. Описание водного сообщества.



Тема 19. Итоговое занятие.

Анализ проведённой за год натуралистической работы. Планирование наблюдений в летний период.


Методическое обеспечение образовательной программы

Принципы и этапы реализации программы

Принцип развивающего и воспитывающего характера, направленного на всестороннее развитие личности и индивидуализации ребёнка;

Принцип систематичности и последовательности в овладении опыта деятельности, который придаст системный характер образовательной деятельности;

Краеведческий принцип, реализация которого позволяет не только организовать познания объектов природы, но и выявления их экологического состояния и привлечение подрастающего поколения к решению экологических проблем;

Принцип связи обучения с жизнью;

Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы.



Принципы обучения

Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности учащихся при руководящей роли педагога;

Принцип доступности обучения;

Принцип прочности результатов обучения и развития познавательных сил воспитанников;

Принцип наглядности.

Формы и методы организации образовательного процесса

Использование методов на занятиях:

- Методы практико-ориентированной деятельности (упражнения, тренинги);

- Словесные методы (объяснение, беседа, диалог, консультация);

- Метод наблюдения (визуально, зарисовки, рисунки);

- Метод игры (дидактические, развивающие, познавательные; игры на развитие памяти, внимания, глазомера, воображения; игра-конкурс; игра-путешествие; ролевая игра);

- Наглядный метод: метод иллюстраций: показ плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, коллекций, натуральных объектов, влажных препаратов и др.

Метод демонстраций: демонстрация приборов, опытов, технических установок, компьютер и др.

Практические: распознавание и определение объекта, наблюдение, эксперимент, упражнение, лабораторные и практические работы, экскурсии.

В процессе обучения различные методы и приёмы применяются в различных сочетаниях в зависимости от изучаемых тем. Методы и приёмы могут меняться местами.

Особая группа – это активные методы обучения: методы, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер.

Использование учителем активных методов обучения предполагает:



    • Глубоко продуманные учебные цели;

    • Высокий уровень включённости учеников;

    • Анализ и обсуждение приобретённого детьми опыта или полученной информации.

В группу активных методов обучения входят дидактические игры – специально разработанные игры, моделирующие реальность и приспособленные для целей обучения.

Главное отличие игры от другой деятельности заключается в том, что её предмет – сама человеческая деятельность.

Дидактическая игра – это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом, объединены решением главной задачи и ориентируют своё поведение на выигрыш.

Чтобы заинтересовать ребят, чтобы они лучше понимали и запоминали материал, используются дидактические игры.



Использование различных форм организации образовательного процесса:

Занятия в кабинете (тематические, игровые, интегрированные, итоговые);

Занятия вне кабинета (учебные экскурсии, тематические игры).

Формы организации занятий по программе

Основной формой организации занятий на станции юннатов являются кружки. На кружках используются такие формы организации учебной деятельности как:



    • Фронтальная (коллективная)

    • Групповая;

    • Индивидуальная.

При фронтальной форме организации учебной деятельности педагог работает со всей группой. Но, в отличие от урочной деятельности, на кружке царит более раскрепощённая, доверительная обстановка, и все дети с удовольствием включаются в учебный процесс, могут высказать своё мнение, поделиться опытом. Допускается свободный диалог.

Например, при изучении темы «Домашние животные» каждый ребёнок стремится принять участие в обсуждении материала, рассказать о своих домашних любимцах, приносят рисунки и фотографии. Ещё темы: «Живой уголок», «Комнатные растения».

Следующая форма организации учебной деятельности – групповая. Она используется чаще при проведении дидактических экологических игр и программ, когда дети делятся на команды. Например, при проведении экологической игры «Удивительный мир птиц». Можно проводить по группам практические занятия, например, в живом уголке.

Индивидуальная форма – применяется постоянно. Кружковцы готовят доклады, рефераты, выступления, участвуют в различных конкурсах рисунков, выполняют аппликации, изготавливают поделки.

Работают по индивидуальным заданиям с дидактическим материалом, проводят исследовательскую работу (наблюдения, опыты), работают в дневниках кружковца.

По окончании каждой темы проводятся конкурсы рисунков, викторины, конкурсно – игровые программы, интеллектуальные игры.



Материально – техническое обеспечение

Имеются специально оборудованные кабинеты для кружковых занятий. Функционирует живой уголок – место проведения практических занятий. Имеется учебно-опытный участок с отделами: цветочно-декоративный, овощной, дендрарий.

Оборудование и материалы:

-тематические папки,

-наглядные пособия, изготовленные педагогами и детьми, а также готовые наглядные пособия,

-влажные препараты,

-методические разработки занятий и массовых мероприятий,

-гербарии,

-Компьютер, фотоаппарат, микроскопы, микропрепараты, коллекции, наборы таблиц и др.
Литература для детей


  1. Александров Ю., Советы друзьям природы. «Московский рабочий». 1977.

  2. Беккер И.Л., Времена года. «ТЦ Сфера». М., 2001

  3. Велек И., Что должен знать и уметь юный защитник природы. «Просвещение». М., 1983.

  4. Гусев Б.В., Удивительный мир природы. «Верхнее-Волжское книжное издательство». Ярославль. 1986

  5. Захлебный А.Н., Книга для чтения по охране природы. «Просвещение». М., 1986.

  6. Мариковский П.И., В мире насекомых с фотоаппаратом. «Кайнар». Алма-Ата, 1983.

  7. Пажетнов В.С., Бурый медведь. «Агропромиздат», М., 1990.

  8. Петров В.В., Растительный мир нашей Родины. «Просвещение». М., 1991.

  9. Плешаков А.А., Зелёные страницы. «Просвещение». М., 1995.

  10. Успенский С.М., Белый медведь. «Агропромиздат», М.


Литература для педагогов

  1. Бацанов Н.П., Ваши домашние четвероногие друзья. «Лениздат». С.-П. 1992.

  2. Беккер И.Л., Времена года. «ТЦ Сфера». М., 2001.

  3. Горощенко В.П, Природа и люди. «Просвещение». М., 1976.

  4. Гусев В.Г., Живой уголок. «Лесная промышленность». М., 1977.

  5. Запортович Б.Б., С любовью к природе. «Педагогика». М., 1976.

  6. Колесов А.М., Охрана животных в РСФСР. «Сельхозиздат».М., 1983

  7. Корабельников В.А., Краски природы. «Просвещение». М., 1989.

  8. Рахманов А.И., Домашний зооуголок. «Русич».Смоленск. 1996.

  9. Реймерс Н.Ф., Охрана живой природы. «Лесная промышленность».М., 1983.

  10. Филиппов Ю.И., Домашние кошки. «Росагропромиздат». М., 1991.








Отвыкнуть от некурения довольно легко. Лешек Кумор
ещё >>