Образовательная программа творческого и научно-технического развития детей и молодежи «юность, наука, культура» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Образовательная программа Творческого и научно-технического развития... 1 180.25kb.
Образовательная программа творческого и научно-технического развития... 10 1362.64kb.
«О чем молчит Большая Медведица?» 1 60.62kb.
Конкурс «Первые шаги в науке» 1 69.5kb.
Исследование влияния зубной пасты на кальцийсодержащие биологические... 1 256.62kb.
Xxviii всероссийская конференция учащихся «юность, наука, культура»... 1 189.57kb.
Естественные науки 1 75.85kb.
Южно-уральский координационный центр научно-технического творчества... 4 668.05kb.
Научно-практическая конференция школьников «Юность. Наука. Культура. 1 177.85kb.
Научно-практическая конференция школьников «Юность. Наука. Культура. 1 258.26kb.
Программа для молодежи «Шаг в будущее» 3 393.56kb.
Достоевский Федор Часть I. Подполье 11 2055.03kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Образовательная программа творческого и научно-технического развития детей и молодежи - страница №1/2


ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ТВОРЧЕСКОГО И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ «ЮНОСТЬ, НАУКА, КУЛЬТУРА»

_____________________________________



Всероссийский заочный конкурс научно-исследовательских, изобретательских и творческих работ обучающихся «ЮНОСТЬ, НАУКА, КУЛЬТУРА»

______________________________________________________________________________


Направление: Культурология, искусствоведение, народная культура и творчество, декоративно-прикладное искусство



Тема: Культура Германии




Учреждение:

ГБОУ СПО ВО «Муромский промышленно-гуманитарный техникум»




Автор работы:

Судакова И.Д.




Научный руководитель:

Герасимова Е.Г.




2012 г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...3

Актуальность и цель исследования …………………………………….3

Научная новизна и задачи исследования………………………………. 4

История Германии………………………………………………………...5

Немецкая культура:

Искусство………………………………………………………........10

Философия………………………………………………………......12

Наука………………………………………………………………...15

Литература…………………………………………………………..18

Музыка………………………………………………………............21

Менталитет………………………………………………………………..22

Традиции…………………………………………………………..............23

Германия в современном мире………………………………………….27

Заключение……………………………………………………………….29

Список литературы……………………………………………………………..30



Введение
Германия обладает великим культурным наследием, корни которого уходят в глубокую древность. После окончания второй мировой войны мир относится к немцам как к вечным агрессорам, но Германия очень интересная для познания страна и ничем не уступает другим странам в плане культурного развития.

Настроения и знания жителей Германии, которая так часто участвовала в крупных исторических событиях, отражены в богатом культурном наследии, представленном величественными соборами, киноклассикой эпохи немого кино, великими философами (такими как Кант, Гегель, Ницше и Маркс), величайшими в мире физиками (Эйнштейн и Планк), лучшими композиторами (Бах, Бетховен, Брамс, Гендель и Вагнер), современной музыкой в стиле грандж и краутрок, гением Гете и революционным театром Брехтато. В этом и состоит истинное богатство Германии. Художественное искусство Германии необычайно ярко и богато.


Актуальность

В конце ХХ столетия в России происходили экономические и социально-политические преобразования, которые создали основу для формирования принципиально новой модели развития международной деятельности Российской Федерации, отношений с зарубежными странами, и в частности, с Федеративной Республикой Германией, которые привлекли внимание историков. Современные

взаимоотношения двух стран развиваются в условиях глобальных тенденций, обуславливающих процесс сближения. Актуальность темы исследования определяется потребностями исторической науки России в новых знаниях о развитии Германии, ее культуре, науке с целью использования германского опыта в модернизации российского государства и общества.

Цель исследования
Изучить и проанализировать духовное наследие Германии с целью развития

социокультурного сотрудничества России с Германией в условиях реформирования современного российского общества.




Задачи исследования


  • охарактеризовать исторический период развития Германии с эпохи нижнего палеолита до настоящего времени;

  • определить место и значение развития страны в мировом сообществе;

  • исследовать основные направления развития страны в сферах науки и искусства;

Научная новизна исследования

1. Выполнено обобщающее историческое исследование, в котором,

дан глубокий анализ развития демократического государства.

2. Выявлены и охарактеризованы особенности культурного развития Германии.

3. Источники культурного наследия Германии изучены в оригинале.

4. Методологическую основу настоящей работы составляет теория

познания, комплексное использование принципов и методов исследования,

выработанных современной наукой.

5. Основными принципами исследования стали всесторонность, объективность, системность, историзм.

6. В числе основных методов исследования использованы общенаучные

(исторический, логический, классификации) методы. Метод классификации

позволил целенаправленно проводить отбор и систематизацию источников.

Применялись также специально-исторические методы (хронологический, сравнительно-исторический, периодизации) и методы других наук, используемые при изучении культуры страны. Автор стремился исследовать тему в совокупности всех связей, в контексте конкретно-исторической ситуации, в эволюции и динамике, а также выявить характерные черты и закономерности развития, исследовать не только ключевые моменты, но и детали германской культуры.

Комплексное использование разнообразных методов позволило решить

поставленные задачи исследования.

История Германии
На территории Германии человек появился за 500—300 тыс. лет до н. э., в эпоху нижнего палеолита. В южной части страны обнаружены останки неандертальца. Племенами первобытных рыболовов и охотников были освоены северные районы, покрытые прежде ледником. В 3-2-м тыс. до н. э. племена, населявшие эту территорию, занимались уже не только рыболовством и охотой, но и скотоводством и земледелием. К началу 1-го тыс. до н. э. относится появление на территории Германии железных орудий, применявшихся наряду с бронзовыми.

Заселившие большую часть территории племена германцев в конце 1-го тыс. до н. э. столкнулись с Римским государством. Неоднократные попытки Рима завоевать германцев к востоку от Рейна были безрезультатными. К 4 в. в результате передвижений и смешений племён возникли новые племенные образования германцев. В Германии прочно осели бавары, вост. франки, саксы, тюринги, фризы.

В германском раннефеодальном государстве происходил рост крупного феодального землевладения, масса крестьян вовлекалась в личную и поземельную зависимость от феодальных собственников. Однако этот процесс протекал сравнительно медленно и неравномерно. В Саксонии и альпийских областях свободное крестьянское землевладение сохранялось до конца 11 в. В отличие от ряда стран Западной Европы того времени, уже вступивших в стадию феодальной раздробленности, Германия представляла ещё относительно единое государственное целое, и королевская власть обладала значительной силой.

К концу 11века всё население Германии было втянуто в феодальные отношения. Начинается интенсивный рост феодальных городов. Некоторые из них на Рейне и Дунае (Кельн, Майнц, Страсбург, Аугсбург) возникли на месте старых римских укреплений, большинство — из новых средневековых ремесленных и торговых поселений.


В то же время в Германии (как и в других европейских странах того времени) в 13 в. имел место значительный экономический подъём. Во всех областях хозяйства распространялись товарно-денежные отношения, росло цеховое ремесленное производство: в городах по Рейну и на Ю.-З. — ткачество и обработка металлов, в Саксонии и Тюрингии — добыча железа и серебра. Северогерманские города, объединившиеся в Ганзу, сосредоточили в своих руках почти всю посредническую торговлю между германским побережьем, Скандинавией, Русью, Англией и Нидерландами. Рейнские и юго-западные города были втянуты в средиземноморскую торговлю. Но экономический подъём происходил в условиях прогрессировавшей феодальной раздробленности и обособленности отдельных районов страны и не привёл к её политическому объединению.

Князья превратились в фактически независимых государей. Королевская власть сохраняла лишь очень ограниченные формальные права верховного суверенитета над территориальными князьями, связанными с ней лишь слабой вассальной зависимостью.

Император не располагал действенными общеимперскими органами исполнительной власти и общеимперскими финансами. Общегерманским законодательным органом был рейхстаг, состоявший из курии князей и оформившейся позже курии имперских городов. Однако рейхстаг не являлся в подлинном смысле органом сословного представительства, а всецело зависел от князей. В то время как империя распадалась, в княжествах усиливалась местная централизация.

Со 2-й половины 15 в. наметились важные сдвиги в экономическом развитии. В горном деле, в текстильной промышленности, в книгопечатании и в некоторых др. отраслях началось зарождение ранних форм капиталистического производства.

Нарастание оппозиционного движения внутри страны и усложнение международного положения Германии в обстановке происходившего в Европе процесса образования национальных централизованных государств заставили немецких князей искать пути к реформе государственного устройства империи.

Оппозиционное движение в начале 16 в. охватило разные социальные слои (крестьянско-плебейские массы, бюргерство, имперское рыцарство), находившееся в состоянии упадка и видевшее причину этого в жалком состоянии империи.

Движение против католической церкви — Реформация, начало которому положило выступление М. Лютера против индульгенций , на время объединило разнородные слои оппозиции: католическая церковь, беспрепятственно отягощавшая многочисленными поборами раздробленную страну,становилась объектом всеобщей ненависти. Значительную роль в идеологической подготовке общенационального движения сыграл также немецкий гуманизм, особенно деятельность радикальных гуманистов. Апогеем революционного движения эпохи Реформации стала крестьянская война, охватившая всю Юго-Западную и Среднюю Германии, она была подавлена со страшной жестокостью войсками Швабского союза и среднегерманских князей. Поражение Крестьянской войны означало разгром всего общественного движения этой эпохи. Князья смогли использовать Реформацию в своих интересах, проведя секуляризацию церковных земель и полностью подчинив церковь своей власти.

Во 2-й половине 16 — начале 17 вв. политическая реакция ещё более усилилась в обстановке наметившегося экономического упадка, явившегося в свою очередь в значительной степени результатом поражения революционных сил. Усиление зависимости городов от князей сковывало торговлю и промышленность. Феодальная реакция в деревне тормозила дальнейшее развитие капиталистической мануфактуры. Экономическому упадку способствовали также передвижение путей мировой торговли из Средиземного моря в Атлантический океан и конкуренция капиталистически развивавшихся стран — Голландии, Англии.

В 18 в. возникает антифеодальное течение в области идеологии, которое находит яркое выражение в творчестве литераторов и философов эпохи Просвещения (Г. Лессинг, Г. Гердер, на ранней стадии творчества — И. В. Гёте, Ф. Шиллер, и др.). В 70-х гг. 18 в. среди немецких просветителей возникло литературное и общественное движение «Буря и натиск», участники которого призывали к коренным изменениям в общественной жизни страны, к её объединению. Наиболее решительную позицию среди представителей радикального направления Просвещения занимал Г. Форстер — сторонник революционных методов борьбы против феодально-абсолютистского строя, за республиканскую форму правления.

Потребности дальнейшего развития торговли и промышленности настойчиво выдвигали задачи ликвидации феодально-крепостнического строя, создания единого общегерманского рынка, единых для всей страны законодательства, валюты, системы тарифов. Наибольшую заинтересованность в этом проявляла Саксония, являвшаяся центром горного дела, текстильной промышленности и производства фарфора.

Великая французская революция способствовала оживлению антифеодального движения. На Рейне и в Эльзасе начались выступления крестьянства. Наибольшего подъёма крестьянская борьба достигла в Саксонии. В марте — апреле1793 г. произошло восстание силезких ткачей, которое было подавлено войсками. Многие деятели немецкой культуры приветствовали революцию. У немецких князей и феодалов она вызвала страх и ненависть. В августе 1791 г. была подписана прусско-австрийская декларация против революции Франции. В апреле 1792 г. началась война между Австрией, к которой присоединилась Пруссия, и революционной Францией. В 1795 г. Пруссия подписала с Францией сепаратный мир; земли на левом берегу Рейна перешли под власть Франции.

Осенью 1806 г. Пруссия вновь вступила в войну с Францией, закончившуюся поражением Пруссии и выявившую гнилость прусской государственной и феодально-крепостнической системы.

После разгрома, постигшего Пруссию в 1806 г., её правящие круги были вынуждены вступить на путь частичных реформ. Октябрьский эдикт провозглашал личную свободу крестьян, предусматривал возможность отчуждения земли по желанию собственника; было введено городское самоуправление ; крестьянам разрешено выкупать феодальные повинности при условии выплаты 25-кратной суммы ежегодных платежей либо путём уступки в пользу помещика части надела.

Игнорируя национальные интересы страны, Пруссия, др. германские государства, а также вновь разгромленная в 1809 г. Австрия приняли участие в захватнической войне Наполеона против России. Победа русского народа и русской армии в Отечественной войне 1812 г. явилась сигналом для начала освободительной войны против наполеоновского господства. Под напором народных масс прусское правительство 28 февраля 1813 г. заключило союз с Россией против наполеоновской Франции.

После Венского конгресса 1814—15 гг., одной из задач которого было решение судьбы Германии, страна оставалась политически раздробленной. Созданный по решению конгресса Германский союз, руководящую роль в котором играла Австрия, состоял из 39 государств. Раздробленность страны являлась тормозом для её капиталистического развития. В промышленности в значительной мере продолжало господствовать ремесленное производство.

Главный вопрос развития страны — о путях её объединения — был в результате трусости буржуазии решен антидемократически. В 1862 г. король Пруссии Вильгельм I поставил во главе правительства померанского юнкера О. Бисмарка, который осуществил «железом и кровью» объединение Германии вокруг Пруссии.

Первыми шагами в объединении были Датская война 1864 г. и австро-прусская война 1866 г., которая завершилась разгромом австрийской армии при Садовой (3 июля 1866 г.).  В марте - мае 1871 г. правительство Бисмарка осуществило интервенцию против Парижской Коммуны.

Наступление эпохи империализма сопровождалось распространением теорий, призванных подготовить общественное мнение страны к войне за передел мира, и созданием шовинистических организаций, в том числе Пангерманского союза. Особая агрессивность герм. капитала вытекала из того, что он вышел на мировую арену, когда мир был в основном поделен.

Переоценивая свою военную мощь и полагая, что Великобритания не поддержит Россию, империалистическая Германия развязала 1-ю мировую войну.

1 августа 1914 г. Германия объявила войну России, 3 августа — Франции; 4 августа 1914 г. Великобритания объявила войну Германии. Германское правительство рассчитывало закончить войну в течение 8 недель. Но уже после поражения германских войск в битве на р. Марна во Франции стало ясно, что план скоротечной войны провалился. Военные неудачи, истощение экономических ресурсов, усиление рабочего движения побудили германское правительство предпринять осенью 1916 г. попытки заключить сепаратный мир с Россией. Отход рабочих масс от правых социал-демократов побудил центристов пойти в апреле 1917 г. на формальный разрыв с правыми и создание т. н. Независимой социал-демократической партии Германии . Предпринятое германским командованием весной 1918 г. крупное наступление на Западном фронте окончилось неудачей. Положение германского империализма осложнила также предпринятая им антисоветская военная интервенция, встретившая решительный отпор со стороны Красной Армии. 28 июня 1919 г. в Версале был подписан мирный договор, навязанный Германии державами-победительницами. Он предусматривал лишение Германии всех её колоний, возвращение соседним государствам некоторых земель, захваченных у них в прошлом. Вместе с тем Версальский договор возложил на Германию всю ответственность за империалистическую войну, поставив её в экономическом и политическом отношениях в неравноправное положение. Германия обязана была выплачивать огромные репарационные платежи.

Фашистская диктатура неизмеримо усилила могущество крупнейших капиталистических монополий. По уровню развития государственно-монополистического капитализма Германия выдвинулась на 1-е место в капиталистическом мире.

  В августе 1939г. Германия обратилась к СССР с предложением заключить договор о ненападении. Советский Союз, стремясь предотвратить создание единого антисоветского фронта империалистических государств, вынужден был принять предложение о заключении договора о ненападении.

Агрессией против Польши, начатой 1 сентября 1939 г., Германия развязала вторую мировую войну. . 22 июня 1941 г., вероломно нарушив советско-германский пакт о ненападении, Германия напала на СССР. После победы Красной Армии в Курской битве 1943 г. произошел коренной перелом в ходе войны.  8 мая 1945 г. в Берлине был подписан акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии.

7 октября 1949 г. Народный совет, избранный Немецким народным конгрессом, провозгласил создание Германской Демократической Республики. В это же время произошло создание Федеративной Республики Германии.

К концу 80-х гг. ситуация в ГДР ухудшилась. В августе 1990 г. был подписан договор о вхождении земель ГДР в ФРГ с 3 октября 1990 г.
Искусство
  Художественная культура Германии несёт отпечаток напряжённой духовной жизни народа, острой борьбы идей. На протяжении тысячелетия формировались характерные черты немецкого искусства — богатство типов народного и профессионального зодчества, тяга к индивидуализации образов, к психологической экспрессии и задушевному лиризму, любовь к ярким бытовым деталям. На территории Германии найдены памятники искусства палеолита (женские статуэтки, резные и гравированные фигурки животных), неолита (керамика, фигурки людей и животных, мегалитические гробницы, свайные постройки), бронзового и железных веков (искусство германцев, кельтов, иллирийцев, славян, балтийских племён). В начале нашей эры на юге и западе возникли древнеримские города и лагери с каменные постройками, а к 1-му тыс. н. э. относится расцвет культуры германцев на западе (каркасные и срубные дома с резьбой и росписью; украшения — филигранные, полихромные и звериного стиля; изображения божеств) и славян на востоке (религиозные центры с храмами и статуями — Ретра, Аркона).

 Собственно немецкое искусство сложилось в средние века. Феодализация, усвоение христианской догматики, элементов позднеантичной и византийской культуры определили характер искусства 8—9 вв. С развитым феодальным обществом и усилением церкви связан зрелый романский стиль, державшийся ещё в 1-й половине 13 в. В романский период складываются первые города — сначала как беспорядочное скопление домов вокруг замков и монастырей; но вскоре возникают и города с прямоугольной сетью улиц, рыночными и соборными площадями. Развиваются комплексы замков и монастырей.

В 13—15 вв., в период расцвета средневековой городской культуры, развивается искусство готики. Строятся городские укрепления с мощными башнями и укрепленными воротами, каменные и кирпичные комплексы ратуш с открытыми сводчатыми галереями, залами, ажурными завершениями, здания цехов, складов, торговых рядов, госпиталей, каменные и фахверковые городские дома (до 5 этажей), с крутыми двускатными крышами и тонкой богатой отделкой, замки со сложным узором нервюр на сводах залов. В 14 в. расцветает искусство деревянной резной скульптуры и станковой живописи, связанное с цеховым ремеслом. Интерьеры церквей украшаются алтарными складнями с живописью и полихромной резьбой. Высокого уровня достигло художественное ремесло — обработка металла, резьба по дереву, керамика, ткачество.

В 15 в. искусство начало понемногу освобождаться от господства церкви, приобретая черты гуманистического искусства Возрождения. Сходные искания проявились и в скульптуре 15 в., а особенно в станковой гравюре на меди. В 16 в. наступает недолгий, но яркий расцвет искусства Возрождения, приобретшего в Германии, в условиях классовых и религиозных конфликтов, противоречивый, сложный характер. В архитектуре ведущую роль стали играть светские (жилые и общественные) здания.

На рубеже 19—20 вв. югендстиль утвердился в архитектуре как попытка преодолеть эклектику и антихудожественность массовой застройки. Бурное развитие промышленности, широкое внедрение металла и бетона в строительство сопровождались в 1910—1920-х гг. стремлением к функциональной оправданности и новой эстетике архитектуры, что выражалось то в новаторской переработке исторических традиций, то в романтической экспрессии и динамике архитектурных форм, то в решительной ломке традиций, последовательном утверждении принципов функционализма.Реалистическое направление в скульптуре представляли Г. Кольбе, анималисты А. Гауль и Р. Синтенис. В Г. возник экспрессионизм как выражение индивидуалистического протеста против уродств буржуазного общества.

После разгрома фашизма возродились демократические традиции немецкого искусства, нашедшие развитие главным образом в искусстве ГДР, тогда как буржуазные художественные направления начали концентрироваться в ФРГ и Западном Берлине, где, однако, работал и ряд прогрессивных мастеров. Декоративное искусство 20 в. пережило эволюцию от уникальных ремесленных изделий югендстиля к простым и целесообразным предметам, разрабатывавшимся Немецким Веркбундом для промышленного производства, и к дешёвым практичным массовым изделиям в функционалистическом духе, которые проектировались «Баухаузом». Эти искания, прерванные в фашистский период, оказали сильное влияние на мировую практику. Среди традиционных видов народного искусства — резьба и роспись по дереву, ковка, ткачество, гончарство, изготовление украшений и игрушек.

Философия

Немецкая философия оказала огромное влияние не только на всю историю немецкой культуры, но и на развитие мировой философской мысли. Отличительной особенностью немецкой философии является её умозрительный характер, углублённый анализ духовной жизни; склонность к построению завершенной, замкнутой системы присуща большинству немецких философов.

          Важную роль в формировании немецкой философии сыграли достижения

естествознания и общественных наук: стали развиваться физика и химия, продвинулось вперед изучение органической природы.





Георг Вильгельм Фридрих Гегель Иммануил Кант Фридрих Вильгельм Иозеф Шеллинг

          Понятие "немецкая классическая философия" охватывает воззрения Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля и Фейербаха.   Хронологически творческая деятельность названных мыслителей занимает почти целое столетие: со второй половины XVIII в. до первой половины XIX в. включительно.

          Поворотным пунктом в развитии философии в Германии явились работы И. Канта «критического» периода (1780-е гг.), сделавшие его родоначальником немецкой классической философии, которая явилась своеобразным теоретическим осмыслением Великой французской революции. Исходя из состояния современного ему естествознания, Кант констатировал неудовлетворительность просветительского рационализма в разрешении ряда проблем, поставленных развитием науки.          

          С  Канта (1724-1804 гг.) началась философия новейшего времени. Но не только философия, но и наука.   Он считал, что для того чтобы решить проблемы бытия, морали и религии нужно знать возможности человеческого познания и установить его границы. Необходимые условия познания заложены в самом разуме и составляют основу знания. Они придают знанию характер необходимости и всеобщности. Он различал воспринимаемые человеком явления вещей и вещи как они существуют сами по себе.   Кант был убежден, что идеи пространства и времени человеку известны прежде восприятий. Пространство и время идеальны, а не реальны. Чувственные впечатления связываются между собой посредством суждений, в основе которых лежат категории, т.е. общие понятия, которые по Канту, суть "чисто логические" формы, характеризующие только "чистое мышление", а не его предмет. В своем учении о познании Кант большое место отводил диалектике: противоречие рассматривалось им как необходимый момент познания.

           Высшим достижением немецкой классической философии являлась диалектика Гегеля (1770-1831 гг.). Он родился в семье высокопоставленного чиновника. В 1788-1793 гг. учился в Тюбингенском теологическом институте, где прослушал философский и теологический курсы. Восторженно встретил революционные события во Франции. В этот период выступал противником феодальных порядков в Германии, сторонником республики. В 1808-1816 гг. был директором гимназии в Нюрнберге. После падения Наполеона и распространения реакции Гегель эволюционирует во взглядах, утверждая, что прусское государство устроено на разумных началах. В 1818 г. приглашён для чтения лекций в Берлинский университет, где проработал до конца жизни. В своих ранних произведениях Гегель исследует христианство, античные религии. Им были написаны "Народная религия и христианство", "Жизнь Иисуса". Первое выдающееся произведение "Феноменология духа" - опубликовано в 1807 г, в Йене. Будучи директором гимназии, он создал самое значительное своё произведение -

"Науку логики" (1812-1816 гг.). Опираясь на диалектические идеи Канта, Фихте, Шеллинга, развивая их, Гегель вместе с тем отвергает ряд ошибочных положений, содержавшихся в учениях этих мыслителей. Гегель справедливо расценивает кантовскую попытку исследовать человеческую способность познания вне истории познания, вне реального ее применения как бесплодную схоластическую. Природа, по Гегелю, существует независимо от человека, а человеческое познание обладает объективным содержанием. Отвергая кантовское субъективистское противопоставление сущности и явления, Гегель учил, что явления столь же объективны, как и сущность, сущность является, т.е. обнаруживается в явлении, ввиду чего и явление существенно. 

          Основные части философской системы Гегеля - логика, философия природы и философия духа, к которой непосредственно примыкают философия права, философия истории, эстетика, философия религии, история философии. Логика, как это вытекает из исходного положения гегелевской философии составляет важнейшую часть его системы, поскольку тождество мышления и бытия означает, что законы мышления, которыми и занимается логика, суть подлинные законы бытия: и природы, и человеческой истории и познания. До Гегеля логика считалась наукой о субъективных (человеческих) формах мышления. Не отрицая необходимости такой научной дисциплины, т.е. формальной логики, как науки об элементарных формах и законах правильного мышления, Гегель ставит перед логической наукой задачу исследовать наиболее общие закономерности развития познания.

 Л. Фейербах подверг критике идеалистический характер немецкой классической философии с позиций антропологического материализма, отстаивая непосредственный чувственный опыт против спекулятивно-диалектического опосредствования, конкретного индивида — против абстрактной всеобщности; раскрыв связь идеалистической философии с религией, Фейербах предложил антропологическое объяснение религии как отчуждения человеческой сущности.

          В 40-х гг. 19 в. в Германии возникает марксизм, выступивший с революционно-критическим переосмыслением философии как не только объясняющей мир, но и указывающей путь к его изменению. В работах 1840-х гг. — «философско-экономических рукописях 1844 г.», «Святом семействе», «Немецкой идеологии», «Тезисах о Фейербахе», «Нищете философии» и др. — К. Маркс и Ф. Энгельс вырабатывают важнейшие принципы нового мировоззрения: материалистическое понимание истории, взгляд на сущность человека как на «совокупность всех общественных отношений» и т. д.

          С середины 19 в. преобладающее значение в немецкой философии, как в её проблематике, так и в её методологии, получают принципы естественнонаучного мышления и соответственно — позитивистские тенденции; традиции идеалистической спекуляции оттесняются на задний план. Характерно появление множества отдельных школ и направлений, которые ориентируются на различные науки — физику, биологию, психологию.

После 1-й мировой войны 1914—18 в условиях общего кризиса капитализма в Германии возникает экзистенциализм (М. Хайдеггер, К. Ясперс), который представляет собой попытку философского осмысления с иррационалистических позиций положения личности, поставленной в критическую («пограничную») ситуацию, в которой теряют свой смысл традиционные нормы и ценности. По своей проблематике к экзистенциализму близка диалектическая теология — господствующее течение современной протестантской теологии (П. Тиллих, Р. Бультман и др.). В начале  20 в. усиливается также влияние католической философии, центром которой в Г. является пуллахская школа (В. Бруггер и др.). С 20-х гг. 20 в. получила развитие философская антропология, исходящая в своей концепции человека, с одной стороны, из идей феноменологии (М. Шелер, Х. Плеснер), с другой — из прагматистско-позитивистских идей (А. Гелен и др.).

В работах и выступлениях Э. Тельмана в 1920-х гг. разоблачалась ревизионистская фальсификация марксизма со стороны немецких оппортунистов, вождей немецкой социал-демократии. В период господства фашизма в 1933—45 важное значение в формировании антифашистского фронта в Г. имела борьба немецких марксистов против идей шовинизма и расизма, разоблачение ими социальной демагогии фашизма и его философских мифов.


следующая страница >>



Не плата за службу обогащает человека, а связанные со службой денежные оказии. Сэмюэл Пайпс (XVII в.)
ещё >>