Образовательная программа творческого и научно-технического развития детей и молодежи «юность, наука, культура» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Образовательная программа творческого и научно-технического развития... 2 388.43kb.
Образовательная программа Творческого и научно-технического развития... 1 180.25kb.
«О чем молчит Большая Медведица?» 1 60.62kb.
Конкурс «Первые шаги в науке» 1 69.5kb.
Исследование влияния зубной пасты на кальцийсодержащие биологические... 1 256.62kb.
Xxviii всероссийская конференция учащихся «юность, наука, культура»... 1 189.57kb.
Естественные науки 1 75.85kb.
Южно-уральский координационный центр научно-технического творчества... 4 668.05kb.
Научно-практическая конференция школьников «Юность. Наука. Культура. 1 177.85kb.
Научно-практическая конференция школьников «Юность. Наука. Культура. 1 258.26kb.
Программа для молодежи «Шаг в будущее» 3 393.56kb.
Данил Корецкий Оперативный псевдоним – 1 19 5815.77kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Образовательная программа творческого и научно-технического развития детей и молодежи - страница №1/10

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ТВОРЧЕСКОГО И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
«ЮНОСТЬ, НАУКА, КУЛЬТУРА»


___________________________________

Всероссийский заочный конкурс научно-исследовательских, изобретательских и творческих работ обучающихся «ЮНОСТЬ, НАУКА, КУЛЬТУРА»

Направление: Экономика, управление, менеджмент, маркетинг
Тема: Современные приоритеты российской государственной политики в области социальной защиты, направленные на ликвидацию бедности в Российской Федерации


Учреждение: Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Армавирский юридический техникум» (ФГОУ СПО «АЮТ»)

Автор работы: Асафова Я.И.

Научный руководитель: Бондарь М.В.
2011 г.

СОДЕРЖАНИЕ


СОДЕРЖАНИЕ 3


Введение

Проблема бедности весьма сложна, многогранна, противоречива и трудноразрешима. С одной стороны, она стара как мир, ее изучали с древнейших времен, во все периоды истории человеческого общества. В то же время в каждую эпоху она имеет свои характеристики, специфические проявления, особенности. И сегодня, по оценке ООН, она носит всеобщий, глобальный характер. (Приложение №1). Есть страны богатые, есть бедные. В богатых странах также есть бедное население, а в бедных – богатое. Социальные противоречия на этой почве не только не ослабевают, но даже обостряются. Бедность возникает, разрастается или наоборот, преодолевается и идёт на убыль в зависимости от того, какую социально-экономическую систему избирает страна. Исследование проблемы бедности чрезвычайно актуально для современной России. По данным Росстата доля населения РФ с доходами ниже прожиточного минимума в 2010 составила 13.1% (18.5 млн человек). (Приложение №2). При этом стоимость продуктов питания потребительской корзины увеличилась на 6.1%, непродовольственных товаров и услуг - на 2.7% и 0.9% соответственно.

Обострение проблемы бедности в России явилось следствием значительных изменений социально-экономической системы в ходе трансформационного периода.

Социальная политика государства в период перестройки формировалась на фоне приоритетного решения задачи институционального и структурного изменения экономической системы. В качестве ориентиров были избраны постепенный отказ государства от роли координатора социальных процессов, сокращение числа социальных функций, перенесение центра тяжести в финансировании социальных расходов с государственного бюджета на граждан. Избранная стратегия определила характер социальной политики, которая на практике сводилась к единственному направлению – социальной защите, призванной по мере возможности компенсировать населению издержки реформ. Проблема рассматривалась исключительно в плоскости оптимизации перераспределения ограниченных ресурсов между социально-уязвимыми группами, снижения государственных социальных расходов.

Рассмотрение бедности как сдерживающего фаткора социально-экономического развития страны, комплексность воздействия и экономический масштаб негативынх последствий её роста являются основванием для объявления содействия сокращению бедности в качестве приоритета дальнейшего развития, актуализирует необходимость формироания и реализации государсвенной политики, направленной на нивелирование этих последствий.

Меры, предупреждающие и сдерживающие бедность, актуальны для России по многим причинам, но особенно можно выделить следующие. Во-первых, при весьма низких стандартах измерения, масштабы распространения бедности достаточно велики, существенная дифференциация доходов резко повышает значение этой проблемы. Последствия бедности уже на данном этапе привели к формированию порочного круга между низкой покупательной способностью общества, сокращением внутреннего рынка и производства, что позволяет рассматрвать бедность как непосредственную угрозу национальному развитию. Во-вторых, результаты российских и зарубежных исследований свидетельствуют о том, что для обществва в целом превентивные меры в этой сфере более эффективны и менее затратны. Исследуемая тема особенно актуальна для автора, как для будущего юриста и работника в области социальной защиты населения.

Из-за идеологических запретов в нашей стране проблема бедности долгое время практически не анализировалась. Обзор литературы по данной тематике показывает, что в большинстве работ внимание исследователей сконцентрировано на методологических проблемах исследования бедности. Работ, в которых бы акцент делался на практические подходы к выявлению функциональных возможностей сокращения масштабов бедности, поиск экономических инструментов этого воздействия, крайне мало. Пока не сложился целостный макроэкономический подход к принципам и направлениям реформирования социальной сферы. В работах, посвящённых этим аспектам проблемы, российские экономисты зачастую ссылаются на зарубежные издания, но их рекомендации предельно общи и порой далеки от реальной ситуации, а возможности их использования ограничены. Очевидная актуальность, большая практическая значимость и недостаточность комплексной разработки вышеуказанных проблем обуславливают необходимость дальнейшего изучения этих вопросов.

Объект иследования: социально-экономическое полложение населения и проблема бедности в современном обществе.

Предмет работы: политика государства в области социальной защиты, направленная на преодоление бедности.

Цель работы: исследование проблемы бедности, определение механизмов её преодоления в современной России с помощью политики в области социальной защиты.

Для достижения поставленной цели были поставлены и решены следующие задачи:



  • изучение понятия и причин бедности;

  • изучение и обобщение законодательной базы, литературы по проблеме исследования, определение степени и уровня теоретической разработанности темы;

  • рассмотрение направлений действующей социальной политики и предложение перспективных государственных мер социальной защиты по сокращению уровня бедности в России.

В соответствие с этими задачами в представленном исследовании обосновывается необходимость изменения методологического подхода к борьбе с бедностью в России, приоритетность ориентации на устойчивое экономическое развитие. Стратегия борьбы с бедностью на современном этапе должна заключаться не в дальнейшем развитии узкого направления оказания социальной помощи малоимущим, а в создании экономической базы для её преодоления на основе возрастания эффективности институциональной и структурной организации экономики, механизма перераспределения доходов как предпосылки повышения уровня жизни значительной части населения. Анализ опыта и складывающихся тенденций развития позволяет предположить, что преодоление бедности будет иметь значительный практический эффект, способствовать нормализации экономических процессов и дальнейшему росту экономики.

Глава 1. Понятие, причины и особенности бедности в РФ.

    1. Понятие бедности.

Бедность — характеристика экономического положения индивида или социальной группы, при котором они не могут удовлетворить определённый круг минимальных потребностей необходимых для жизни, сохранения трудоспособности, продолжения рода. К бедным в России официально относятся все, кто имеют доходы ниже прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте страны. (Приложения №3).

Бедность как социально-экономическое явление в той или иной степени присуща любому обществу, но её причины, масштабы, конкретные проявления и последствия существенно отличаются на различных этапах и при разных условиях его развития.

Бедные - это не просто люди с низкими доходами, - это члены общества, живущие по его законам, но не имеющие признаваемого этим же обществом минимально необходимого стандарта потребления.

В настоящеее время существуют несколько методов оценки бедности (Прилож.№5).

В мировой науке и практике выделяются три основных подхода к определению бедности: абсолютная бедность (бедные по доходам и расходам), относительная бедность (лишения, депривации) и субъективная бедность (на основе самооценки опрашиваемых).



Абсолютная бедность рассчитывается на основании сравнения душевых доходов и прожиточного минимума или душевых доходов и относительной линии бедности (40-60% средней величины дохоов населения).

Относительная бедность определяется через потребительские характеристики семьи (домохозяйства) и понимается как необеспеченность данной семьи предметами длительного пользования, потребительскими товарами и услугами, рассматриваемыми как сложившиеся в обществе стандарты потребления. Отклонения от сложившегося в обществе уровня потребления обозначаются понятием лишения, депривации. Бедность семьи понимается как высокая степень концентрации различных лишений.

Субъективная бедность определяется на основе собственных оценок населением своего материального положения, возможностей сводить концы с концами, платить за жилье, лекарства, образование и т.п.

Показатели уровня и границ бедности.

I. Пороговые показатели:

1. Потребительская корзина – минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения (трудоспособное население, пенсионеры, дети) в целом по РФ определяется не реже одного раза в 5 лет (ФЗ “О потребительской корзине в целом по Российской Федерации” от 31.03.2006 г) и включает:


  • Продукты питания: хлебные продукты, картофель, овощи и бахчевые, фрукты свежие, сахар и кондитерские изделия, мясопродукты, рыбопродукты, молоко и молокопродукты, яйца; масло растительное, маргарин; прочие продукты (соль, чай, специи).

  • Непродовольственные товары: верхняя пальтовая группа; верхняя костюмно-платьевая группа; белье; чулочно-носочные изделия; головные уборы и галантерейные изделия; обувь; школьно-письменные товары; постельное белье; товары культурно-бытового и хозяйственного назначения; предметы первой необходимости, санитарии и лекарства. Нормативы устанавливаются с учетом сроков износа.

  • Услуги: жилье; центральное отопление; холодное и горячее водоснабжение и водоотведение; газоснабжение; электроэнергия; транспортные услуги; другие виды услуг.

2. Прожиточный минимум – стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы (Федеральный закон от 31 марта 2006 г. № 44-ФЗ “О прожиточном минимуме в Российской Федерации”). Определяется ежеквартально на душу населения и по основным социально-демографическим группам. В целом по РФ устанавливается Правительством, в регионах – органами исполнительной власти субъектов РФ.

Для количественной оценки бедности (и социальной дифференциации в целом) используется также более широкое по набору товаров и услуг, чем прожиточный минимум, показатели минимального и рационального потребительского бюджета.



3. Минимальный потребительский бюджет представляет собой социальный минимум товаров и услуг в объеме, необходимом для обеспечения нормальной жизнедеятельности человека.

В России минимальный потребительский бюджет составлен на основе более 200 товаров и услуг, в том числе 80 продуктов питания. Структура минимального потребительского бюджета такова: питание- 58,9 %; непродовольственные товары-17,7 %; услуги-21,9%, налоги и сборы-1,5%.

II. Показатели масштабов бедности:

1. Коэффициент бедности – доля населения со среднедушевыми денежными доходами ниже прожиточного минимума.

2. Коэффициент крайней бедности – доля населения со среднедушевыми денежными доходами ниже половины величины прожиточного минимума.

3. Дефицит денежных доходов населения – суммарный доход населения, недостающий до величины прожиточного минимум

Самым главным социальным гарантом в России выступает государство. Согласно статье 7 Конституции РФ, «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».

Нормативно-правовой базой для регулирования социальной защиты в России являются Федеральные законы «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» от 31 марта 2006 г. № 44-ФЗ; «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999г. №178-ФЗ; «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» от 05.04.2003г. №44-ФЗ.




    1. Причины бедности и её особенности в РФ.

Бедность как явление социально-экономической жизни возникает всякий раз, когда материальное положение не позволяет удовлетворять круг потребностей, обеспечивающих физическое существование, сохранение трудоспособности на уровне принятых в обществе минимальных стандартов. Бедность присуща любому обществу, однако её причины, масштабы, конкретные проявления и последствия существенно отличаются на различных этапах его развития. Очевидно, что определение мер и инструментов воздействия, направленных на сокращение бедности, построение комплексной стратегии её преодоления должно начинаться с анализа и вскрытия причин её возникновения, а в нашей стране – причин значительного увеличения её масштабов.

Бедность присуща экономическим системам с различным уровнем развития, но её острота и распространённость в значительной степени зависят от:



  • общего уровня экономического развития страны;

  • благосостояния народа и проводимой государсвтом социально-экономической политики в области поддержки лиц, не обладающих приемлемыми доходами.

До сих пор проведено не много серьёзных исследований причин бедности в России.1 Мероприятия, направленные на преодоление бедности не носят комплексного характера и нацелены скорее на ликвидацию последствий, а не на искоренение причин бедности, выявление которых позволит определить возможные направления государственной политики по ликвидации этого явления и инструментов воздействия на него.

Основными причинами бедности в Российской Федерации являются:

  1. крайне низкая адаптивность национальной экономики к процессам глобализации мировых рынков товаров, финансов и труда;

  2. неконкурентоспособность целых отраслей и производств, невысокая производительность труда и его отсталая организация, слишком большое количество низкооплачиваемых рабочих мест и дефицит специалистов требуемой квалификации;

  3. неравенство в доступе к материальным и нематериальным благам и дифференциация доходов населения (Приложение №5);

Современные учёные выделяют следующие основные причины неравенства доходов2:

  1. Неравенство доходов проистекает, прежде всего, из отношения к частной собственности. Различия в уровне богатства являются главным фактором экономического неравенства. Факт того, что «богатство порождает богатство»3, подчёркивает роль, которую играет неравенство владения собственностью в увеличении неравенства доходов.

  2. Социальные факторы – разделение труда, уклад жизни, уровень образования, социальное происхождение и положение кардинально влияют на уровень доходов и, следовательно, качество жизни. Так, в развитых странах, знания, высокий уровень образования посредством оплаты труда обусловливают социальную мобильность и приводят к существенным переменам в степени экономического неравенства. Но особенностью России является то, что в нашей стране практически не наблюдается чёткой зависимости между уровнем образования и заработной платой. Большинство российских граждан, имея образование, являются безработными.

  3. Значительный вклад в экономическое неравенство вносят естественные или индивидуальные особенности личности. В силу разных интеллектуальных, физических, психических способностей люди достигают неодинакового уровня благосостояния.

Таким образом, общей, системной причиной, свойственной всем странам, основой феномена бедности независимо от конкретных обстоятельств развития государства, является объективно существующее неравенство. (Приложение №6)

Бедность также является следствием многих взаимосвязанных факторов:



  • экономических (низкая заработная плата и высокая ее дифференциация, безработица);

  • социальных (инвалидность, старость, маргинализация, детская безнадзорность);

  • демографических (неполные семьи, семьи с высокой нагрузкой иждивенцев, молодежь и старшее поколение со слабыми позициями на рынке труда);

  • политических (разрыв сложившихся межрегиональных связей, военные конфликты, вынужденная миграция);

  • регионально-географических (депрессивные монопромышленные регионы, дотационные регионы с низким экономическим потенциалом, северные регионы, зависимые от централизованных поставок продовольствия и ресурсов).

Особенностями проявления бедности в России являются:

  1. Серьёзные просчёты в социально-экономической политике государства на переходном этапе реформирования и в период антикризисного регулирования экономики.

  2. Глубокий спад производства, который стал следствием проводимой политики в условиях физического и морального износа всей производственной базы сраны;

  3. Ликвидация рабочих мест вследствие длительного паралича промышленного и сельскохозяйственного производства, способствовавшие увеличению уровня безработицы.

  4. Низкий уровень минимальных социальных гарантий (Приложение №7).

  5. Снижение среднего уровня денежных доходов населения4 .

  6. Серьёзные ошибки и нарушения при проведении приватизации, в результате которой значительная часть национального богатства, а, следовательно, и источники будущих доходов, оказались в руках крайне узкой прослойки населения.

  7. Высокий процент работающих и образованных людей в общей структуре бедности. (Приложение №8). Методических рекомендаций по решению данной проблемы не существует. В развитых странах люди с университетским дипломом редко бывают бедными и не представляют собой массового социального явления. У наших образованных людей не хватает знаний о правовых основах ведения бизнеса и бизнес-планирования. Без этих знаний трудно актуализировать свой потенциал, невозможно стать бенефициарами реформ, повысить производительность собственного труда и на этой основе увеличить долю получаемого за свой труд вознаграждения.

  8. Высокий уровень детской бедности. Два миллиона бездомных детей не имеют ни образования, ни медицинского обслуживания, ни крыши над головой. Невозможность для детей воспользоваться в жизни теми благами, которых они лишаются по причине бедности, приводит к необратимым изменениям как в их дальней жизни, так и в жизни того общества, где они живут. Возможности в жизни детей не должны определяться обстоятельствами, связанными с их рождением. Следовательно, высокий уровень детской бедности является недвусмысленным противоречием равенства возможностей.

  9. Значительная межрегиональная дифференциация населения по уровню доходов. (Приложение №9) При этом, фактор экономического развития региона (благополучный или депрессивный регион) усугубляется факторами территориального расположения (центральные или периферийные области) и типа поселения (городская или сельская местность). Высокая межрегиональная дифференциация является следствием целого комплекса причин:

  • различия в стоимости жизни и объемах потребления тех или иных товаров и услуг в различных местностях;

  • социально-экономическое развитие региона;

  • состояние внутреннего рынка и регионального рынка труда;

  • развитость бизнес-среды и рыночной инфраструктуры;

  • отраслевая и экспортная ориентация региона и, соответственно, его инвестиционная привлекательность и конкурентоспособность.

Кроме того, значимое влияние оказывают географический и климатический факторы, влекущие, например, повышение производственных и транспортных издержек, особенно в отдаленных регионах, снижение производительности труда и, соответственно, снижение рентабельности ведущих отраслей. В наиболее уязвимом положении оказываются регионы, не производящие ориентированной на экспорт продукции и обделенные богатыми природными ресурсами в виде нефти, газа и прочих полезных ископаемых.

  1. Бедность семей с благополучной демографической ситуацией, вызванная двумя основными причинами:

  • высокой долей работников с заработной платой ниже прожиточного минимума;

  • незанятостью трудоспособных членов домохозяйств.

Масштабы распространения данных явлений среди всех домохозяйств, независимо от уровня их материальной обеспеченности, представлены в Приложении №10.

  1. Низкий уровень жилищной и имущественной обеспеченности. (Приложение №11) На общем фоне выделяются многодетные семьи, среди которых низкий уровень жилищной обеспеченности имеют более 70%.

Проявления бедности в форме ограничения доступа к жилью и имуществу в сельской местности встречаются гораздо чаще, чем в городской:

  • в благоустроенном жилье проживает 72,6% городских семей с детьми и только 10,5% – сельских;

  • жилой площадью ниже социальной нормы располагают 83,2% городских семей с детьми и 71,9% – сельских;

  • низкий уровень имущественной обеспеченности имеют 12,6% городских семей с детьми и 25,9% – сельских.

  1. Негативное влияние бедности на качество здоровья населения и доступности медицинских услуг. Существует множество прямых и обратных связей между здоровьем и благосостоянием. Бедные больше ограничены в доступе к медицине (Приложение №12) Небедные чаще бедных выполняют назначения врачей полностью, а бедные, хотя и в подавляющем большинстве случаев демонстрируют такое же поведение, чаще выполняют только то, что можно получить бесплатно. Высокий уровень жизни можно считать одним из главнейших факторов хорошего здоровья и, вместе с тем, только население с высоким уровнем здоровья готово к интенсивному труду, учебе, достижению материального благополучия. Данные официальной статистики за последнее десятилетие показывают ухудшение здоровья российского населения. Рост заболеваемости наблюдался почти по всем основным классам болезней. Прежде всего, необходимо отметить высокий уровень материнской и младенческой смертности, ухудшение здоровья беременных и рожениц5 (Приложение №13).Снижение показателей здоровья населения связываются с двумя факторами: образ жизни и работа системы здравоохранения. Ключевой проблемой российской системы здравоохранения является значительный разрыв между государственными гарантиями бесплатного предоставления медицинской помощи населению и их финансовым обеспечением. На уровне отдельных граждан это создает барьеры доступа к медицинским услугам, которые часто обусловлены невозможностью их оплаты и покупки необходимых лекарств, отсутствием в населенном пункте врачей нужной специальности, а также трудностями, связанными с записью на приём к нужному специалисту.

Эти факторы, определяя уровень цен и условия жизни, могут оказывать опосредованное воздействие на уровень благосостояния семьи через размеры доходов и стоимость жизни в определённом регионе. Объективно существующие особенности развития делают территориальное экономическое неравенство неизбежным, а полное выравнивание региональных диспропорций практически недостижимым.6

Таким образом, для российской действительности характерны различные формы проявления бедности, ключевыми среди которых являются следующие:



  • недостаток ресурсов на текущее потребление;

  • низкий уровень жилищной обеспеченности;

  • низкий уровень имущественной обеспеченности;

  • ограничение в доступе к медицинским услугам.

Такой комплексный взгляд позволяет получить дифференцированную картину бедности, выделить семьи, для которых характерно множество форм ее проявления. Анализ показателей жилищной и имущественной обеспеченности указывает на то, что доходная, жилищная и имущественная обеспеченность пока еще слабо взаимосвязаны, поскольку многие семьи обеднели не так давно и еще сохранили хороший уровень жилищных условий. Многодетные семьи относятся к числу тех, кто имеет самые плохие жилищные условия, а неполные семьи отличаются низким уровнем имущественной обеспеченности. Одним из эффективных направлений решения проблемы бедности является государственная социально-экономическая политика, важнейший элемент которой-система социальной защиты, т.к. она помогает семьям, оказавшимся в трудном положении, в кризисных ситуациях. Проще и эффективнее расширять масштабы уже существующих программ, чем создавать новые.7


следующая страница >>



Вещи кажутся чудовищно долговечными, когда умирают люди. Джойс Килмер
ещё >>