Образовательная программа социально-педагогической направленности - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Образовательная программа дополнительного образования детей социально-педагогической... 1 91.93kb.
Пчелкина Надежда Анатольевна Дополнительная образовательная программа 1 114.55kb.
Образовательная программа «Формула здоровья» 1 339.01kb.
Григорьевская Наталья Станиславовна г. Шумерля, 2010 год пояснительная... 1 218.88kb.
Образовательная программа «Авиамоделирование» 1 192.89kb.
Программа объединения «Музыкальная капель» 1 156.85kb.
Образовательная программа дополнительного образования детей культурологической... 1 91.36kb.
Образовательная программа «Юный таэквондист» 1 164.48kb.
Образовательная программа дополнительного образования детей научно-технической... 1 69.62kb.
Образовательная программа дополнительного образования детей художественно-эстетической... 1 56.4kb.
Адаптированная образовательная программа дополнительного образования... 1 77.96kb.
Кивалов перешел “Рубикон”? 1 40.84kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Образовательная программа социально-педагогической направленности - страница №1/1


СОГЛАСОВАНО

ОБСУЖДЕНО И ПРИНЯТО

на заседании НМС



УТВЕРЖДЕНО

«__» сентября 2012 г.

Протокол №1

oт «__» августа 2012 г



Приказ №153

oт «05» сентября 2012 г.



Зам. директора по ВР

____________Г. В. Валова



Зам. директора по НМР

___________Е. Е. Никольская



Директор школы

___________З.А. Стоян




Дополнительная

образовательная программа

социально-педагогической направленности

«РУБИКОН»

Педагог:

Пушкарева Мария Ивановна

Возраст обучающихся:

12-17 лет

Срок реализации:

2 года – 360 часа


Надым – 2012

Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа составлена на основе программы уроков по психологии А.В. Микляевой, 2003; Модульный курс учебной и коммукативной мотивации учащихся Н.И. Дереклеевой, 2008; «Тропинка к своему Я», Хухлаевой О. 2007.
Актуальность.

Изменения, происходящие в социально-экономической среде, поставили общество перед решением многих важных проблем. Одной из них является развитие социальной активности, формирование самостоятельности мышления и деятельности личности.

Возраст от 12 до 17 лет принято считать периодом ранней юности. Это возраст, когда физическое и психическое развитие гармонизируется, когда новым и главным видом психологической деятельности личности становится рефлексия, самосознание. Это самый ответственный период, поскольку в нем утверждаются жизненные позиции и принципы, формируются социальные установки, отношение к себе, к людям, к обществу. В данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Главные мотивационные линии этого возрастного периода связаны с активным стремлением к личностному самосовершенствованию. Поэтому старшеклассников так привлекает возможность узнать что-то новое о себе, о своих способностях.

Изменение приоритетов в образовании, переход к личностно-ориентированной модели обучения требуют от педагогов и психологов новых подходов к решению задач профессионального самоопределения подростков. Им впервые в жизни предстоит совершить серьёзный выбор, от которого будет зависеть дальнейшая судьба и путь к успеху. У подростков на первое место выходит проблема планирования как ближайшего будущего, связанного с обучением, так и перспективного профессионального. В рамках предпрофильного обучения предполагается, обучающиеся готовы самостоятельно либо при помощи ближайшего окружения оценить свои способности и интересы, осуществить некоторый профессиональный предварительный выбор, спрогнозировать последствия своих решений и затем заняться планомерной деятельностью в соответствии с поставленными образовательными целями.

В связи с этим актуальной является проблема – адаптации и социализации детей и подростков, поиске своего жизненном пути и роли своего «Я» на этом пути. Cегодня от выпускников школы требуются не только знания, но и активность, инициативность, способность принимать решения в трудной ситуации.

Особенно это касается подростков, которые в силу возрастных особенностей стремятся участвовать во взрослой жизни. А поскольку учебный процесс предоставляет мало возможностей для реализации чувства взрослости, то они находят другие возможности для его проявления (курение и т.п.).

Журналистика, исходя из необходимости включения взрослых форм деятельности в учебный процесс, — одна из форм почувствовать подростку вкус «взрослой» жизни и самому поучаствовать в процессе создания СМИ.

Под изучением основ журналистики понимается освоение искусства слова, умение практически выявить в повседневной жизни событие, собрать интересную информацию, оперативно распорядиться ей в избранном для подачи материала газетном жанре.

Программа представляет собой систему взаимосвязанных творческих заданий и деловых игр, в ходе которых школьники будут анализировать и моделировать ситуации, идентифицировать и классифицировать вопросы и проблемы, рассматривать различные варианты, высказывать и защищать различные точки зрения, участвовать в дискуссиях и обсуждениях, делать выводы и принимать решения.
Новизна

Обучение по программе «РУБИКОН» дает возможность сформировать жизненно-ценностные основы подростка, его положительную социальную позицию, стремление занять определенное место в жизни, обществе, в отношениях с взрослыми. Целесообразность программы заключается в реализации педагогических и социальных задач и направлена на создание объединения учащихся с творческим потенциалом, сплоченной инициативной команды, стремящейся к саморазвитию и самореализации. Программа «РУБИКОН» поможет приобщить подростков к активной социальной, познавательной, творческой и другим видам деятельности.



Цель – создание благоприятных условий выявления, развития и формирования личностных и социальных навыков, которые помогут обучающимся справиться с жизненными и профессиональными задачами и трудностями.
Задачи:

  • развивать навыки общения с людьми, правильно решать конфликтные ситуации и способствовать их предотвращению, ориентироваться в непредвиденной обстановке, принимать оперативные решения, проектировать свою деятельность в соответствии с реакцией и поступками личности;

  • формировать теоретические и практические знания, умения, навыки, необходимые для социальной адаптации и успешной деятельности в обществе, способность к рефлексии, к принятию решений и готовности брать на себя инициативу и ответственность;

  • воспитывать культуру общения подростков.

Данная программа имеет социально-педагогическую направленность, рассчитана на 2 года обучения и предназначена для детей подросткового возраста (12-18 лет). Количество обучающихся в группе – 12-15 человек. Занятия по программе «Рубикон» проходят: первый год - 2 раза в неделю по 2 часа (среда и пятница с 14:00 – 15:40), второй год 3 раза в неделю по 2 часа (вторник, среда, четверг, с 14:00 – 15:40).

Средствами реализации программы являются интегрированные занятия комплексного характера.

Основные формы проведения занятий:

  • лекции по теории;

  • психологические игры-тренинги;

  • беседы;

  • тестирование;

  • анкетирование;

  • тренинги;

  • КТД;

  • работа с литературой;

  • практические занятия пресс-конференции;

  • проектирование;

  • экскурсии и встречи с интересными людьми;

  • деловые и ролевые игры;

  • практическая работа по написанию статей и выпуску газеты в творческой лаборатории.

Программой предусмотрена индивидуально-групповая форма организации деятельности.
Прогнозируемые результаты

Ключевые навыки и умения, формируемые у обучающихся в ходе реализации данной программы:



  • аналитические (умение мыслить критически, анализировать и оценивать идеи, информацию, суждения, отбирать наиболее продуктивные из них, делать собственные выводы и заключения).

  • проектировочные (умение планировать деятельность: собственную, коллективную; осуществлять выбор целей и механизмов их достижения).

  • коммуникативные (умение работать в команде, организовывать деловое и эмоциональное взаимодействие, решать коммуникативные проблемы).

  • рефлексивные (умение осуществлять «самонаблюдение», выстраивать процессы самокоррекции, саморазвития).

  • исследовательские (умение видеть проблему, пути и механизмы ее решения, генерировать идеи и др.).


К концу 1-го года обучения у детей должны быть сформированы:

знания:

  • понятия «информация» и виды информации;

  • понятие «общение» и его слагаемые, «культура речи», «речевой аппарат»;

  • представления о журналистике;

  • основы этики и делового общения.

умения:

  • вести деловую беседу, переговоры, телефонный разговор;

  • рационально пользоваться невербальными средствами общения;

  • выявлять интересные события и явления в повседневной жизни;

  • собирать информацию из разных источников и работать с ней;

  • различать основные газетные жанры;

  • общаться, не бояться выступать перед аудитории.


К концу 2-го года обучения у детей должны быть сформированы:

навыки:

  • конструктивного общения и обмена информацией;

  • логического мышления, грамотного изложения своих мыслей;

  • сотрудничества, коллективного взаимодействия;

  • свободной ориентации в информационном пространстве;

умения:

  • выбирать оптимальное решение в конфликтной ситуации;

  • работать в различных журналистских жанрах;

  • руководить процессом работы над проектом;

  • спорить, но не ссорится, аргументировать свои высказывания.

  • брать интервью у знакомых и незнакомых людей.


Формы определения результативности программы.

Для отслеживания результатов используются следующие формы: cвободная творческая дискуссия; ролевые игры; самостоятельная работа; выполнение творческих заданий; активные методы формирования системы общения; работа в группах; индивидуальные занятия; КТД; практическая работа (подготовка материалов для публикаций в прессе, и участие в мероприятиях).


Режим работы

Недельная нагрузка – первый год обучения - 4 часа - 144 часов в год; второй год обучения – 6 часов – 216 часов.

Теоретические занятия – 149 ч (1 год обучения – 47 ч., 2 год обучения 102 ч.)

Практические занятия – 211 ч (1 год обучения – 97 ч., 2 год обучения 114 ч.)


Методическое обеспечение

Поскольку программа направлена на обучение детей среднего школьного возраста, то необходимо отметить следующие принципы организации обучения:



Принцип гуманизации и демократизации педагогических отношений. Личностные отношения являются важнейшим фактором, определяющим результаты учебно-воспитательного процесса и включающим в себя любовь к детям, заинтересованность в их судьбе; оптимистическую веру в ребенка, сотрудничество, мастерство общения.

Принцип интенсивного восприятия предполагает максимальное использование различных сенсорных каналов и разнообразных их сочетаний. Такое многоканальное восприятие дает возможность лучше узнать себя самого, что с одной стороны порождает массу вопросов, а с другой, позволяет найти способы решения ранее выявленных проблем, открывая тем самым путь к собственному развитию.

Принцип открытого общения. Педагог сообщает учащимся о чувствах, мыслях, ощущениях, которые вызывает у него тот или иной процесс или явление. Такая открытость способствует формированию доверительных отношений, располагает к высказыванию собственных чувств, позволяет вовлечь ребят в дискуссию, помогает созданию ситуации успеха.

Принцип природосообразности – необходимо учитывать природные задатки ребенка, и, опираясь на них, создавать максимально благоприятные условия для выявления способностей.

Принцип психологической комфортности, предполагающий охрану и укрепление психологического здоровья ребенка.

Принцип систематичности, т.е. наличие единых линий развития и воспитания.

Методы и формы обучения по данной программе определяются требованиями с учетом индивидуальных способностей, развитием и саморазвитием личности. В связи с этим можно выделить основные методики преподавания:



  • междисциплинарная интеграция, содействующая становлению целостного мировоззрения;

  • обучение через опыт и сотрудничество;

  • интерактивность (работа в малых группах, имитационное моделирование, метод проектов);

  • личностно - деятельностный подход в обучении;

  • лидерство, основанное на совместной деятельности, направленное на достижение общей образовательной цели.

Методика профильной подготовки учащихся основывается на комплексном подходе, который складывается из тесного взаимодействия методов обучения и воспитания: словесных, наглядных и практических, объяснительно-иллюстративных, проблемных, поисковых.

Для контроля качества образовательного процесса используется тестирование и анализ творческих работ учащихся.

Активное формирование и развитие познавательных способностей учащихся происходит в ходе самостоятельной работы над творческими заданиями и публикациями. Метод самостоятельной практической работы позволяет научить ребят извлекать и отбирать факты, работать с различными источниками информации, делать собственные обобщения и выводы, давать объяснения, использовать и излагать полученную ранее информацию, письменно формулировать свои мысли, научить общаться, думать и действовать логично, тренировать свою память и наблюдательность. Преимущество этого метода заключается в том, что он позволяет сделать процесс профильного обучения живым и увлекательным; учитывать их стремление к активному действию, дает возможность педагогу индивидуально подойти к каждому воспитаннику и решить самые разнообразные образовательные и воспитательные задачи.

Рекомендуются следующие виды занятий (групповые и индивидуальные):



  • теоретические по основам журналистики и издательскому делу;

  • практические занятия по подготовке к печати и выпуску изданий;

  • занятия с редколлегиями классных газет;;

  • деятельность пресс-центра на различных школьных мероприятиях (фотографирование, подготовка информации, выпуск стенгазет и фотогазет);

  • работа в Интернете на Портале Всероссийского конкурса школьных изданий.

Занятия проводятся с учетом возрастных и психологических особенностей детей и на основе дифференцированного подхода в группах. Используются такие технические средства, как компьютер, диктофон, цифровой фотоаппарат, ксерокс.

Данная образовательная программа опирается на такие филологические дисциплины, как стилистика русского языка, культура речи, литературное редактирование, включает вопросы повторения программы по развитию связной речи.

Условия для самостоятельной работы и практического изучения технологического процесса создания печатного издания моделируются педагогом в объединении. Здесь создается творческая обучающая среда, которая помогает учащимся систематизировать и закрепить приобретенные ранее профессиональные умения и навыки; стимулирует их интерес к развитию интеллектуальных способностей и активную мобилизацию творческих сил.

Воспитательное значение создания модели такой творческой среды заключается в стимулировании познавательной активности учащихся; в развитии их самостоятельности и ответственности за ход и итог коллективной работы; в формировании умения преодолевать трудности; в профилактике и изживании уже сложившихся личных подростковых комплексов. Одновременно происходит воспитание таких качеств как добросовестность, усидчивость, прилежание, дисциплинированность и ответственность.

Результатом погружения в творческую обучающую и воспитывающую среду, смоделированную в редакционном отделе, обязательно должно стать создание печатного издания. Это способствует формированию у учащихся ориентации на успех в обучении и дает моральное удовлетворение результатами своего труд.

Также программа предполагает идею свободного выбора в развитии творческой мысли учащихся, что даёт возможность развитию процессов самопознания и саморазвития личности, формированию картины мира, организации процесса познания и осознания ценности и неповторимости жизни каждого человека.


Критерии оценки качества знаний

Главными параметрами оценки качества теоретической подготовки являются теоретические знания по основным разделам учебно-тематического плана программы и владение специальной терминологией.

Параметрами практической подготовки являются практические умения и навыки, предусмотренные образовательной программой, владение специальным оборудованием и оснащением и творческие навыки воспитанников.

К общеучебным умениям и навыкам относятся такие параметры, как учебно-интеллектуальные умения (умения подбирать и анализировать специальную литературу, умение пользоваться электронными источниками информации, умение осуществлять учебно-исследовательскую деятельность), учебно-коммуникативные умения (умение слушать и слышать педагога, умение выступать перед аудиторией, вести полемику, участвовать в дискуссиях и т.д.), учебно-организационные умения и навыки (умение организовать свое рабочее место, умение аккуратно выполнять работу).

Степень выраженности каждого показателя выявляется по четырем уровням:

1 уровень - оптимальный (высокий образовательный результат, полное освоение содержания образования, имеет творческие достижения на уровне города, области, России);

2 уровень - достаточный (полное освоение программы);

3 уровень - средний, т.е. базовый (полное освоение программы, но при выполнении заданий допускает незначительные ошибки);



4 уровень - недостаточный (не полностью освоил программу, допускает существенные ошибки в знаниях предмета и при выполнении практических заданий).
Материально-техническое обеспечение программы




Наименование

Кол-во



Стулья мягкие

20



Компьютер для учителя Компьютер USN dc 7700 SFF C2D

3



Мультимедийный проектор Benq 630 C

2



Принтер лазерный Laserjet 1300

3



Доска сенсорная SMART Board

3



ЖК телевизор «SAMSYNG»

2



Видеомагнитофон

2



Видеофильмы

9



Игровая приставка «БОС-Пульс»

1



Компьютерная приставка «Биотемп-2»

1



Музыкальный центр

2



Массажное кресло

1

Содержание программы
1 год обучения

Вводное занятие (1 ч).

Теоретические знания: знакомство с группой. Правила поведения в кабинете, соблюдение мер предосторожности на практических занятиях. Вводный мониторинг.
Понятие информация: виды информации, источники информации (6 ч).

Теоретические знания: понятие «информация», виды информации, источники.

Практическая деятельность: работа с методической и справочной литературой.
Общение и его слагаемые.

Теоретические знания: беседа о культуре и этике общения, его слагаемых; классификация общения.

Практическая деятельность: психологические тесты, направленные на изучение мотивов деятельности.
Невербальные средства общения (6 ч).

Теоретические знания: основные каналы общения, невербальное общение, позы и жесты, походка, межличностное пространство.

Практическая деятельность: Тест «Понимаете ли вы язык мимики и жестов? », анализ ситуаций, упражнения «Продемонстрируй состояние», «Передай чувство», «Монета» и др.
Речевые средства общения (6 ч).

Теоретические знания: интонация, темп и громкость речи, форма изложения.

Практическая деятельность: упражнения: «Двенадцать Я», «Согласие» и др.
Культура речи (16).

Теоретические знания: что такое культура речи; основные качества речи; ЧДО «Как стать хорошим собеседником и завоевать расположение людей»; чистота, точность, правильность речи.

Практическая деятельность: игровой практикум по общению.
Роль и функция журналистики в обществе. История российской журналистики (6 ч).

Теоретические знания: роль и функция журналистики в обществе. Деятельность журналиста. Основные сведения, история журналистики. История развития и функции журналистики. Многообразие средств массовой информации. История возникновения газеты. Закон о СМИ. Преимущества печатной прессы пред радио и телевидением. Лицо газеты - первая полоса. Информационная, комментирующая, контрольная, связующая функции журналистики. Бережное отношение к языку, сохранение культуры языка - важнейшая функция журналистики. Журналист - лицо газеты - выразитель позиции, мнения, суждения, точки зрения.

Практическая деятельность: разработка информационного сообщения.
Психологические, коммуникативные особенности профессии «журналист» (4 ч.).

Теоретические знания: журналист как субъект общения. Психологические характеристики и качества журналиста. Профессиональная этика. Права и обязанности журналиста. Образ журналиста. Базовые навыки журналиста-профессионала: способность добывать информацию (расследование), умение её зафиксировать (репродукция), понимание того, как изложить сведения (написание текста). Аудитория как объект и субъект общения журналиста.

Практическая деятельность: тестирование, анализ ситуации.
Публицистический стиль – основа журналистики (12 ч).

Теоретические знания: многожанровостъ и разнообразие стилевого оформление публицистики. Жанры публицистического стиля речи. Особенности публицистики. Сообщение информации и ее осмысления, откровенно высказанная оценка, проявление авторской индивидуальности; эмоциональность, экспрессивность публичного высказывания. Проникновение в произведения публицистического стиля элементов научного (некоторые газетные статьи), делового (хроника, отчет, аннотация), разговорного и художественного (портретный, путевой, зарубежный очерк; фельетон, памфлет и др.) стилей.

Практическая деятельность: анализ и сопоставление разных сообщений: по объёму, структуре, стилистике.
Основы полемического мастерства. Спор, дискуссия, полемика (24 ч).

Теоретические знания: спор; классификация споров; форма проведения спора; культураспора; предмет спора; уважительное отношение к оппоненту; доводы в споре; полемические приёмы; юмор, ирония, сарказм; активные формы обучения полемическому мастерству.

Практическая деятельность: практикум «Как разрешить спор?»; атака вопросами; занятие-дискуссия; практикум «Ответы на вопросы»; тренинг «Диалог»; подготовка и проведение игры «Что? Где? Когда?»
Теория журналистского творчества (16 ч).

Теоретические знания: интервью. Методы сбора информации. Жанры журналистики. Критерии оценки журналистского текста. Этапы создания печатного издания. Обязанности каждого члена редакции.

Практическая деятельность: разработка сообщений различного жанра. Анализ текста журналистского жанра.
Мастер-класс «Печатные издания» (20 ч).

Теоретические знания: «Печатные издания» (информационный листок, буклет,).

Практическая деятельность: разработка информационного листка, буклета.
Творческая лаборатория (15 ч).

Теоретические знания: заметка в газету информационного характера. Заметка дискуссионного характера.

Практическая деятельность: разработка публикаций для газеты «----------» (заметка).
2 год обучения

Общение, как обмен информацией (25 ч).

Теоретические знания: повышение уровня коммуникативной компетентности подростков,

стимуляция социального развития личностного роста.



Практическая деятельность: психологические тесты, направленные на изучение мотивов деятельности; групповая дискуссия «Факты о нас»; упражнение «Связывание».
Эмоциональная сфера человека (26 ч).

Теоретические знания: определение понятий: эмоции и чувства; функции и классификация эмоций и чувств; регуляция поведения.

Практическая деятельность: упражнения: «Угадай эмоцию», «Скульптор и глина»; практическая работа «Польза и вред эмоций»; игра – соревнование «Замороженные».
Этика (18 ч).

Теоретические знания: этика – наука о нравственности. Система норм нравственного поведения человека. Мораль: нравы, обычаи, мода, поведение. Категории этики: добро, зло, достоинство, духовность, героизм, любовь, верность, долг, счастье, идеал. Профессиональная этика журналиста (нормы и законы). Твой внешний облик. Обаяние. Умение общаться. Личность. Способы ставить цель. Умение принять решение и оценивать свои поступки. Самовоспитание. Вежливость. Деликатность. Такт. Простота.

Практическая деятельность: красота и привлекательность (дискуссия); творческая лаборатория «Искусство вести беседу». Тренинг общения. Пресс - диспут. Пресс- опрос. Оцениваем поступки героев фильмов и спектаклей по категориям этики.
Бесконфликтное общение (20 ч).

Теоретические знания: средства эффективного общения, развитие социальной наблюдательности, вербального взаимодействия.

Практическая деятельность: упражнения: «Испорченный телефон», «Дистанция общения», «Поиск предметов», «Сбор по голосам».
Переговоры и стратегии их ведения (8 ч).

Теоретические знания: понятие «переговоры», три стратегии ведения переговоров.

Практическая деятельность: практическая работа в группах, анализ ситуаций, творческие задания.

Самовоспитание и достижение жизненных целей (8 ч).

Теоретические знания: понятие «самовоспитание», «жизненные цели».

Практическая деятельность: практическая работа в группах, дискуссия, анализ ситуаций, творческая работа «Составление путеводителя жизни», тест «Я – концепция», «Самооценка», упражнения «Слежка», «Чистка луковицы», «Приятие» (П. Ферручи), задача «Цепь».
Личность и ее развитие (14 ч).

Теоретические знания: понятие «личность»; свойства, качества, характеристики, присущие человеку как индивиду и члену общества; его деятельность, общение и взаимодействие с другими людьми.

Практическая деятельность: упражнения: «Письмо самому себе», «Обратная связь», «Ответы в конверте», «Найди три отличия» и т.д.; практические игры.
Власть и влияние в общении. Саботажники общения (27 ч).

Теоретические знания: личной силы, составляющие личностного влияния, честное воздействие и манипуляция, правила защиты своих интересов в общении с людьми, обладающими властью.

Практическая деятельность: психологические тесты, упражнения «Слушайте активно», «Управляем «эмоциональной лавиной», «Неожиданный ответ».
Этика. Слово и дело. Поступок и мотив (18 ч).

Теоретические знания: важнейшие понятия об этике и морали, их влияние на нравы, обычаи, быт, поведение людей. Категории этики: добро, зло, духовность, достоинство, честь, верность, долг, счастье, идеал, героизм и их значение в жизни человека. Слово и дело. Поступок и мотив. Стремление и цель. Зависть. Скупость. Гордыня. Уныние.

Практическая деятельность: рецензия на просмотренный фильм: духовность героя.
Эстетика. Правда и вымысел (16 ч).

Теоретические знания эстетика – наука познавать красоту. Предмет изучения – искусство. Творчество по законам красоты. Отличие этики от других предметных наук (музыковедения, театроведения, киноведения). Изучение общих законов искусства как формы художественно-творческого освоения действительности.

Умеет ли журналист нести прекрасное? Эстетика журналистских произведений.

Гармония. Красота – понятие изменяющееся. Каноны красоты в разных эпохах.

Категории эстетики: прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое.

Различие понятий красивое и прекрасное. Природа трагического и комического в искусстве.

Художественный образ в искусстве и журналистике. Условность искусства. Правда и вымысел. Фантазия.



Практическая деятельность: читаем язык живописи по репродукциям и слайдам с картин великих художников (описать как статья); заметки о выставке произведений местных художников, юных художников школы искусств; мини-рецензии на просмотренные фильмы, спектакли по категориям эстетики. Учимся чувствовать и передавать свои чувства в жанрах газетных публикаций.
Информационные жанры (12 ч).

Теоретические знания: я: газетные жанры как форма подачи новостей, призванных информировать читателя. Событие – основа жанра (сегодня, вчера, завтра).

Оперативность, достоверность. Факты – действительное, невыдуманное событие, происшествие (то, что объективно существует). «Жареные факты». «Утка». Подтасовка фактов. Расшифровка фактов. Логика воссоздания события. Ответы на вопросы: Что? Где? Когда? Для какой цели?

Отбор фактов из разных источников (бесед с людьми – организаторами или участниками события; архивных и исторических материалов). Информация - краткое сообщение о событии, которое произошло или произойдет (выставки, конкурсы, начало спортивного сезона, премьеры, юбилеи).

Заметка - расширенное сообщение о событии. Превращение информации в заметку путем сбора дополнительных фактов. Сходство и отличие заметки и информации. Корреспонденция – подробное сообщение корреспондента с места. Трансформация заметки в корреспонденцию.



Репортаж – оперативный и подробный рассказ о событии с места события. Сходство и различие с другими жанрами. Интервью – беседа в форме вопросов и ответов. Структура построения. Виды и типы интервью. Фотожанры (фотоинформация, фотоэтюд, фотоотчерк, фотообвинение).

Практическая деятельность: работа над информацией, заметкой, корреспонденцией из школьной жизни; работа над мини-интервью; поиск новостей и сбор фактов (новые предметы в школьном расписании, новые педагоги; подпись к фото в газете (фотоинформация, фотоэтюд).
Психодиагностика и психологический практикум в тренинге (24 ч).

Теоретические знания: познавательные процессы(восприятие, память, воображение, внимание, мышление), коммуникативные способности, самопознание, саморегуляция.

Практическая деятельность: психогимнастика, проективный рисунок, ролевая игра, групповые обсуждения.
Учебно-тематическое планирование




п/п

Темы

Теоретические

занятия

Практические

занятия

Всего часов

1 год обучения

1.

Вводное занятие

1

-

1

2.

Понятие информация: виды информации, источники информации.

4

2

6

3.

Общение и его слагаемые

4

8

12

4.

Невербальное общение

2

4

6

5.

Речевые средства общения.

2

4

6

6.

Культура речи

6

10

16

7.

Роль и функция журналистики в обществе. История российской журналистики.

2

4

6

8.

Психологические, коммуникативные особенности профессии «журналист».

2

2

4

9.

Публицистический стиль – основа журналистики.

6

6

12

10.

Основы полемического мастерства.

Спор, дискуссия, полемика.



8

16

24

11.

Теория журналистского творчества.

4

12

16

12.

Мастер-класс «Печатные издания».

4

16

20

13.

Творческая лаборатория.

2

13

15

Итого

47

97

144

2 год обучения

14.

Общение, как обмен информацией.

10

15

25

15.

Эмоциональная сфера человека.

12

14

26

16.

Этика-наука о нравственности. Нормы поведения в быту, обществе, в моде.

9

9

18

17.

Бесконфликтное общение.

10

10

20

18.

Переговоры и стратегии их ведения

4

4

8

19.

Самовоспитание и достижение жизненных целей.

4

4

8

20.

Личность и ее развитие.

6

8

14

21.

Власть и влияние в общении.

15

12

27

22.

Этика. Слово и дело. Поступок и мотив.

8

10

18

23.

Эстетика. Правда и вымысел.

6

10

16

24.

Информационные жанры.

6

6

12

25.

Психодиагностика и психологический практикум в тренинге.

12

12

24

Итого

102

114

216


Библиографический список

Литература для педагога


  1. Журналы «Воспитание школьников». - Школа-пресс, 2000-2003.

  2. Белихина Н.А., Л.А. Королева «Организация дополнительного образования в школе». - Учитель, 2009.

  3. Горохов В.М. Основы журналистского мастерства. - М., 1989. 

  4. Грачев Б.П. «Постоять за себя». - АСТ, 2001.

  5. Грецов А. «Тренинг общения для подростков». - Питер, 2008.

  6. Гуревич С.М. Газета и рынок: как добиться успеха? - М., 1998. 

  7. Зюзько М. «Пять шагов к себе». - М.: Просвещение, 1992.

  8. Карнеги Д. «Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей». - Минск: ООО «СЛК», 1997.

  9. Кашлева Н.В. «Пресс-клуб и школьная газета». - Учитель, 2009.

  10. Ковальчук А.С. «Основы имиджелогии и делового общения». Издательство «Феникс», 2003.

  11. Ковынева М.В. «Методика активного обучения и воспитания». - Феникс, 2005.

  12. Куликова В.Н. «Как заставить собеседника принять вашу точку зрения». - АСТ, 2008.

  13. Лановой В.Е. «Метод «напишите рассказ»». - Речь, 2006.

  14. Матвеев Б.Р. «Развитие личности подростка: программа практических занятий». - Речь, 2007.

  15. Нартова-Бочавер С.К. и др. «Семейный психолог отвечает». - Генезис, 2004.

  16. Преображенская Н.А. «Психологические тесты». - АСТ, 2009.

  17. Савченко С.Ф.и др. «Притчи, сказки, метафоры в развитии ребенка». - Речь, 2007.

  18. Саляхова Л.И. «Родительские собрания». - Глобус, 2008.

  19. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. «Психология управления». - Издательство «Феникс», 1997.

  20. Сафронова Е.М. «Спутник классного руководителя 9-11класс». - Глобус, 2007.

  21. Стишенок И.В. «Тренинг уверенности в себе». - Речь,2006.

  22. Хухлаева О.В. «Тропинка к своему Я». - Генезис, 2006.

  23. Хухлаева О.В. «Тропинка к своему Я». - Генезис, 2007.

  24. Черникова Т.Н., Г.А.Сукачева «Старшеклассник без стрессов и тревог». - Глобус, 2007.


Литература для обучающихся:





  1. Азбука журналистики: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений/ О.И. Лепилкина и др. - М.: Вентана-Граф, 2005. 

  2. Амбросьева Н.Н. «Классный час с психологом». - Издательство:  Глобус, 2008.

  3. Битянова Н.Р. Психология личностного роста. Практическое руководство по проведению тренинга личностного роста психологов, педагогов, социальных работников. – М.: Международная педагогическая академия, 1995.

  4. ВасильеваЛ.А. «Делаем новости.» - М., 2003.

  5. Григорьева Т.Г. «Основы конструктивного общения». - Издательство Новосибирского университета, 1999.

  6. Дереклеева Н.И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся или Учимся жить в современном мире. – М.: ВАКО, 2004.

  7. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М., 1989.

  8. Корконосенко С.Г. Основы журналистики. - М., 1995. 

  9. Рогов Е.И. «Психология познания». - Издательский центр «Владос», 2001.

  10. Рогов Е.И. «Психология общения». - Издательский центр «Владос», 2001.

  11. Тертычный А.А. Жанры периодической печати: Учебное пособие - М.: Аспект Пресс, 2000. 

  12. Ученова В.В. Беседы о журналистике. - М., 1985. 

  13. Шинкаренко В. Как писать в газету. - М., 2000.







Не думай дурно о всех ближних сразу, думай по очереди. Дон-Аминадо
ещё >>