Образовательная программа мбоу сош №1 г. Чаплыгина Нормативно-правовое обоснование образовательной программы Образовательная програм - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Образовательная программа школы на 2011 2014 годы москва 2011 3 664.64kb.
Образовательная программа мбоу сош №81 г о. Самара на 2013-2017 годы 43 6782.06kb.
Председатель Управляющего Совета / С. В. Масова/ Утверждено Приказ... 35 5809.34kb.
Основная образовательная программа образовательного учреждения мбоу... 29 5860.29kb.
Рассмотрена утверждена 5 1189.64kb.
Образовательная программа мбоу г. Иркутска сош №19 Иркутск, 2012... 13 1473.98kb.
Программы, реализуемые мбоу "лянторская сош№4" в 2012 -2013 учебном... 1 114.97kb.
Основная образовательная программа начального общего образования... 15 2892.04kb.
Образовательная программа образовательного учреждения гбоу сош №1297 28 5144.44kb.
Образовательная программа начального общего образования Фкгос мбоу... 13 2380.62kb.
Образовательная программа «Авиамоделирование» 1 192.89kb.
Фриш (Frisch), Рагнар 1 72.05kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Образовательная программа мбоу сош №1 г. Чаплыгина Нормативно-правовое обоснование - страница №1/43



Образовательная программа


МБОУ СОШ №1 г. Чаплыгина
на 2010 – 2015 учебный год


  1. Образовательная программа МБОУ СОШ № 1 г. Чаплыгина

Нормативно-правовое обоснование образовательной программы



Образовательная программа - это нормативный документ, определяющий приоритетные ценности и цели, особенности содержания, организации учебно-методического обеспечения образовательного процесса.

Образовательная программа МБОУ СОШ № 1 строится на основе правовых актов:

Международная «Конвенция о правах ребенка»,

Конституция РФ,

Федеральный Закон РФ «Об образовании»,

Типовое положение об общеобразовательных учреждениях,

«Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.»,

«Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования»,

Региональный (национально-региональный) компонент государственного образовательного стандарта дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Липецкой области,

Устав (новая редакция) Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения СОШ №1г. Чаплыгина

В законе РФ «Об образовании» сказано: «Образовательная программа определяет содержание образования соответствующих уровней и их ступеней». (гл.З, ст.18, п.1)

«Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культурно-личностной адаптации к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессии, специальности», (ст. 18, п.2, гл.3).

В МБОУ СОШ № 1 накоплен опыт организации деятельности образовательного учреждения. Несмотря на изменение содержания, образовательная программа на 2010-2013 гг. строится с учетом принципов, заложенных в предыдущих образовательных программах.

Это принципы:

дифференциации и индивидуализации обучения;

демократизации управления;

гуманизации образовательного процессе.

Такой подход позволяет сохранить преемственность в организации образовательного процесса, побуждает к творческой деятельности педагогический коллектив, создает условия для внедрения инновационных технологий, способствующих достижению учащимися с различными возможностями не только федеральных и региональных стандартов, но и предметов, отражающих специфику нашего учебного заведения.

Назначение образовательной программы



Это внутренний образовательный стандарт, который способствует реализации права родителей на информацию об образовательных услугах, право на выбор образовательных услуг и право на гарантию качества образования.

Для педагогического коллектива образовательная программа определяет главное в содержании образования и способствует координации деятельности всех учителей.

Образовательная программа регламентирует организацию всех видов деятельности обучающихся, их всестороннее образование.

Образовательная программа является основанием для определения качества выполнения государственных стандартов.

В связи с тем, что образовательная программа направлена на все субъекты образовательного процесса, обучающихся, учителей, родителей, то и создается она коллегиально. В разработке данного документа принимали участие администрация ОУ, представители родительской общественности, обучающиеся.
Общие положения

Личностно-ориентированный и компетентностный подход в обучении и воспитании - это главная идея в программе.

В образовательной программе представлена стратегия и тактика образования с учетом целей и задач развития МБОУ СОШ № 1.

Каждый раздел в образовательной программе имеет свое назначение, дополняя своим содержанием другие и делая этот нормативно-управленческий документ целостным и динамичным.

Разделы образовательной программы:

  • Цели и задачи образовательной программы МБОУ СОШ№ 1

  • Концептуальные позиции МБОУ СОШ №1

  • Образовательное пространство как условие эффективности образовательного процесса.

  • Характеристика специфики содержания образования (учебный план МБОУ СОШ№ 1).

  • Принципы построения учебно-воспитательного процесса и режим работы.

  • Организация промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.

  • Педагогические технологии, формы и методы обучения.

  • Организация дополнительного образования.

  • Основные подходы к организации воспитания.

  • Система управления МБОУ СОШ № 1, ее особенность.

  • Первоочередные направления работы по выполнению данной программы.

Раздел 1. Цели и задачи образовательной программы МБОУ СОШ № 1.



Цели образовательной программы: создание образовательной среды, способствующей формированию саморазвивающейся и самореализующейся личности на основе внедрения компетентностного подхода в образовательном и воспитательном процессе.

Исходя из поставленной цели, формируются следующие группы задач:

  • Обеспечить уровень образования, соответствующий современным требованиям:

  • Развивать самостоятельность мышления, способность к саморазвитию и самообразованию;

  • Обеспечить условия, учитывающие индивидуально-личностные особенности учащегося;

  • Создать творческую атмосферу в ОУ путем организации системы факультативов, элективных курсов, кружков, спортивных секций, платных образовательных услуг;

  • Формировать позитивную мотивацию обучающихся к учебной деятельности.

  • Продолжить работу по организации и становлению профильного обучения в ОУ;

  • Формировать творчески работающий коллектив педагогов:

    • совершенствовать работу методических объединений;

    • организовать изучение, внедрение и совершенствование технологии и методик диагностики качества образования;

    • организовать публикацию творческих и научных работ педагогов;

    • продолжить учебу педагогов по использованию информационных технологий в образовательном процессе.




  • Совершенствовать организацию учебно-воспитательного процесса:

  • Совершенствовать взаимодействие учебных дисциплин на основе интеграции;

  • Развивать дифференциацию обучения, технологию проблемного обучения;

  • Внедрять в учебно-воспитательный процесс технологии, формирующие ключевые компетенции.

  • Формировать физически здоровую личность:

    • не допускать перегрузок учащихся в учебных ситуациях;

    • организовать рабочий день учащегося с учетом санитарно-гигиенических норм и возрастных особенностей учащегося;

    • разработать и реализовать программу «Здоровье»;

    • обеспечить социально-педагогические отношения, сохраняющие физическое, психическое и социальное здоровье обучающихся.


Раздел II. Концептуальные основы работы школы.

В современной общественно-экономической и социокультурной ситуации особая роль среди педагогических систем общего образования принадлежит образовательным учреждениям повышенного уровня, к которым относится школа №1 г. Чаплыгина, обеспечивающий процесс обучения, воспитания и развития детей и подростков в возрасте от 6,5 до 17 лет.

Изменения в российском обществе вызвали изменения и в социальном заказе общества к образовательным учреждениям. В условиях кординальных реформ, происходящих в обществе, образование ставит и, главное, решает задачи становления и развития личности, формирование ценностных ориентаций личности, гражданско-патриотического воспитания личности, сохранения и укрепления физического и нравственного здоровья личности. Таким образом, образование тем самым превращается в действенный фактор развития общества.

Деятельность школы №1, ее характер и общие направления развития определяются, в первую очередь, Законом РФ «Об образовании», Типовым положением об образовательном учреждении в Российской Федерации, Национальной доктриной образования в Российской Федерации, Основными направлениями социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу.

В документах заложены основные принципы обновления системы образования в обществе, определены стратегические цели развития системы образования, определена государственная политика по обновлению содержания образования.

Так, Закон РФ «Об образовании» прямо нацеливает школу на решение целого комплекса задач, определяя образование как «целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства».



Школа определяет в качестве высшей цели образования – становление саморазвивающейся и самоопределяющейся личности, способной к открытому, творческому взаимодействию с себе подобными, государством, неосферой на основе общепринятых гуманистических ценностных ориентаций. Школьное образование отличает набор специфических, присущих только ему, характеристик:

  • это образование поликультурно;

  • требует быстрого применения на практике полученных знаний;

  • требует освоения множества «социальных ролей», которое предстоит выполнить в будущем каждому школьнику;

  • актуализирует проблему раскрытия «моделей» человеческих взаимоотношений, воспитание толерантности;

  • актуализирует проблемы сохранения и укрепления физического и нравственного здоровья, формирования стереотипа здорового образа жизни.


Направления деятельности МБОУ СОШ № 1 г. Чаплыгина:

  • реализация общеобразовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающих дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по отдельным предметам;

  • компетентностный подход в образовании, обеспечивающий вариативность и разноуровневость предлагаемых учебных программ и образовательных услуг;

  • предоставление возможности получения обучающимися широкого спектра дополнительного образования и дополнительных образовательных услуг, в том числе платных;

  • повышение качества образования за счет внедрения эффективных педагогических технологий, расширения спектра образовательных услуг, привлечения высококвалифицированных специалистов;

  • обеспечение высокого уровня социальной компетентности и образованности выпускников, как результата традиционно высокого качества образования;

  • воспитание здорового образа жизни – программа «Здоровье»;

  • информатизация учебного процесса;

  • укрепление материально-технической базы.

При разработке образовательной программы школы мы учитывали, что:

  • именно школа охватывает наибольшее количество детей и подростков, проживающих в городе Чаплыгине, что школа является одной из основных систем города, охватывающей детей и подростков в течение продолжительного периода времени;

  • большую часть дня (более 70% времени) обучащиеся проводят в стенах образовательного учреждения;

  • время обучения и пребывания в образовательном учреждении совпадает с периодом роста и развития ребенка, когда организм наиболее чувствителен к взаимодействию благоприятных и неблагоприятных условий окружающей среды, когда наиболее интенсивно идет формирование ценностных ориентаций личности ребенка, когда происходит становление гражданской позиции.

Наряду с этим, мы осознаем, что школа существует в реальном социуме, который несет не только позитивное наследство. Достаточно часто дают о себе знать привычка верить авторитетам, конформизм, оторванность от реальной жизни, авторитарность суждений, нетерпимость к инакомыслию, уравнительное мышление, приводящее к зависти, ложно понимаемый коллективизм. Естественно, что в среду школы проникают новые негативные явления общества. Это – крайний индивидуализм, алчность, жажда власти над вещами и окружающими, поиск новых наслаждений. С этими обстоятельствами нельзя не считаться.

Поэтому так важно развитие принципов гуманизации в образовательной среде школы. Гуманизация образования является необходимым условием эффективного функционирования школы.

Под гуманизацией понимают обеспечение права и возможности каждой личности на удовлетворение культурно-образовательных потребностей в соответствии с индивиудальными ценностными ориентациями.

Закон Российской Федерации «Об образовании» прямо нацеливает школу на решение этой задачи и закрепляет в качестве принципа государственной политики «гуманистический характер образования, приоритет человеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности».



Понимая важность всех перечисленных позиций, школа берет на себя ответственность за эффективность мероприятий по:

  • обеспечению исторической преемственности поколений, сохранению, рапространению и развитию нациальной культуры, воспитанию бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;

  • воспитанию патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов;

  • формированию культуры мира и межличностных отношений;

  • разностороннему и своевременному развитию детей и молодежи, их творческих способностей, формированию навыков самообразования, самореализации личности;

  • формированию у детей и молодежи трудовой мотивации, активной жизненной позиции, обучению основным принципам и навыкам поведения на рынке труда;

  • организации учебного процесса с учетом современных достижений науки, систематическому обновлению всех аспектов образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологии;

  • обеспечению индивидуализации образования, личностно-ориентированного обучения и воспитания;

  • преемственности уровней ступеней образования;

  • использованию программ, реализующих информационные технологии в образовании и развитие открытого образования;

  • развитию отечественных традиций в работе с одаренными детьми и молодежью, участию педагогических работников в научной деятельности;

  • воспитанию здорового образа жизни, развитию детского и юношеского спорта;

  • экологическому воспитанию, формирующему бережное отношение к природе.

Перечисленные выше позиции согласуются с «Национальной доктриной образования в Российской Федерации», принятой Постановлением Правительства РФ от 04.10.2000 года № 751.

Таким образом, в основу деятельности школы должна быть положена идея универсального (многопрофильного) образования школьников как показателя высокого уровня развития личности. Универсальное образование отвечает значительно возросшим потребностям обучающихся и их родителей в расширении образовательного пространства школы, увеличения объема знаний и развития навыков, применения полученных знаний на практике, развития функциональной грамотности и индивидуальных способностей каждого обучающегося.



Приоритетные направления, цели и задачи работы школы

«Образование продуктивно, если оно дает каждому человеку, проживающему на данной территории, необходимые средства для его социализации, духовного, этнокультурного и профессионального самоопределения. Для роста общекультурного багажа, поддержания или повышения своего профессионального и материального статуса, для сохранения или обновления социальных ролей и позиций, присущих ему и насущных для окружающих его людей.

Продуктивное образование направлено на укрепление социальной безопасности и консолидацию общества, на демократизацию государственных институтов, на экономическое, нравственное, экологическое и культурное развитие».

Выбор приоритетных направлений работы школы, определение цели и задач деятельности педагогического коллектива полностью согласуется со специфическими характеристиками образовательного пространства школы, а именно:



  • социальным заказом на качество образовательных услуг;

  • объективной потребностью населения в гораздо более раннем самоопределении личности;

  • необходимостью противостоять негативным внешним по отношению к школе социальным факторам;

  • индивидуальными возможностями, способностями и интересами обучающихся и их родителей;

  • реальным состоянием физического и нравственного здоровья обучающихся;

  • необходимостью поддерживать и развивать здоровый образ жизни;

  • необходимостью активизировать становление ценностных ориентаций обучающихся через гражданско-патриотическое воспитание;

  • перспективами развития муниципального образования через создание единого образовательного пространства на основе органического сочетания форм общего, профильного и профессионального обучения;

  • необходимостью развития системы дополнительного образования, обеспечивающей содержательный образовательно-культурный досуг.

Таким образом, организация образования в школе строится на принципах личностно-ориентированной педагогики, гуманизации образования и вариативности содержания образования.

В данной образовательной программе формируются следующие приоритетные направления деятельности педагогического коллектива:



  • осуществление обучения и воспитания разносторонней, самостоятельной, свободной, интеллектуальной, культурной, нравственной личности, способной адаптироваться к изменяющимся условиям социума, сознающей ответственность перед семьей, обществом и государством, уважающей права, свободы других граждан, Конституцию и законы, способной к взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расами, национальными, этническими, религиозными социальными группами, личности, имеющей устойчивую ценностную гражданско-патриотическую ориентацию;

  • обеспечение непрерывности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, среднего специального и высшего образования;

  • создание условий для осознанного выбора профессии через организацию предпрофильного и профильного обучения, развитие системы дополнительного образования;

  • реализация дополнительного образования через систему внеурочной и внешкольной деятельности;

  • обеспечение мер, повышающих эффективность социальной адаптации обучающихся;

  • создание системы ценностных ориентаций, где приоритетным является культ знаний, научного поиска, творчества;

  • создание условий для сохранения и укрепления физического и нравственного здоровья обучающихся.

Приоритетные направления в деятельности школы могут быть реализованы лишь при четком, взаимодополняющем взаимодействии основных структурных блоков:

  • педагогическая работа, обеспечивающая базовое образование в соответствии с государственными образовательными стандартами;

  • психологическая работа, обеспечивающая комфортность учащихся в рамках образовательного пространства школы;

  • дополнительное образование как логическое продолжение базового образования;

  • профильное образование, направленное на социализацию обучающихся через осознанный выбор профиля обучения и допрофильную подготовку.

  • воспитательная работа, обеспечивающая становление ценностных ориентаций личности;

  • внедрение здоровьесберегающих технологий беспечивающих формирование стереотипа здорового образа жизни.

Каждое из перечисленных приоритетных направлений очень многогранно. Предполагается корректировка поставленных перед коллективов конкретных задач по мере продвижения к намеченной цели.

«Создание образовательного пространства, обеспечивающего развитие ценностных ориентаций личности ребенка и предоставляющего многопрофильный выбор возможностей непрерывного образования на основе интеграции педагогической деятельности коллектива и положительного воздействия социума».

Для достижения поставленной перед педагогическим коллективом цели требуется решение целого ряда задач:


  • обеспечение базового образования, соответствующего требованиям государственных образовательных стандартов;

  • создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей обучающихся;

  • выбор форм взаимодействия педагогического и ученического коллективов, обеспечивающих развитие индивидуальности, насыщение их нравственным содержанием;

  • обновление содержания образования с учетом потребностей обучающихся, родителей и социума к профилям обучения;

  • установление научно-практических связей с учреждениями средного специального и высшего образования, закрепление их договорами о сотрудничестве;

  • реализация дополнительного образования через систему внеурочной и внешкольной деятельности;

  • создание условий для осознанного выбора профессии через обеспечение непрерывности среднего и высшего или специального образования;

  • выявление уровня подростковой культуры, содержания восприятия ценностей культуры;

  • создание условий, обеспечивающих приобщение обучающихся к ценностям культуры для интеграции личности в системе национальной и мировой культур, выбор форм воспитания и развития обучающихся;

  • воспитание гражданственности, любви к Родине, уважительного отношения к духовному и культурному наследию, семье;

  • создание условий для социокультурной адаптации обучающихся;

  • создание условий для внедрения в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий.

Успешность реализации образовательной программы во многом зависит от четкого взаимодействия с органами управления образования, научно-методическим центром, научно-исследовательскими институтами, занимающимися проблемами обучения, воспитания и развития, учреждениями дополнительного образования, социокультурными объектами.

Взаимодействие с социокультурной средой способствует сохранению и воспроизводству общего культурного пространства только в том случае, если это взаимодействие целенаправленно и комплексно. Для достижения комплексного взаимодействия необходимо создать единое содержание образования, сформировать образовательные поля через организацию работы в рамках многопрофильной школы.

В сложившейся ситуации огромную роль будут играть научно-практические связи школы, также обеспечивающие комплексность подхода в достижении поставленной цели.


следующая страница >>



Порядочный начальник поровну делит заслугу с тем, кто сделал всю работу.
ещё >>