Образовательная программа краеведческого кружка «Юный краевед» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Пояснительная записка. Программа кружка «Юный краевед» 1 68.78kb.
Рабочая программа кружка «Юный химик» 1 184.13kb.
Путешествие Тулунский историко-краеведческий музей имени Гущина П. 1 38.48kb.
Программа кружка «юный правозащитник» 1 164.45kb.
Программа объединения «Юный краевед» 1 47.32kb.
Рабочая программа кружка «Краеведение» для 11 класса учитель Сыркина... 1 97.21kb.
Примерная программа кружка «Юный натуралист» 1 124.1kb.
Программа работы кружка «Юный стрелок» 1 171.44kb.
Программа внеурочной деятельности «Юный краевед» 1 328.91kb.
Программа кружка «Школа юных исследователей» Пояснительная записка... 1 97.92kb.
Образовательная программа дополнительного образования детей «Юный... 1 313.41kb.
Сведения о программном обеспечении образовательного процесса в маоу... 1 106.79kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Образовательная программа краеведческого кружка «Юный краевед» - страница №1/1

Пояснительная записка.
Дополнительная образовательная программа краеведческого кружка «Юный краевед», рассчитана на школьников 5-6 классов.

Она предусматривает основные направления в деятельности кружка - изучение природных особенностей родного края, создание экспозиций в школьном краеведческом музее.

Программа предусматривает теоретические и практические занятия. Основными формами и методами работы являются лекции, беседы. Трудовое, оформление выставок и экспозиций, проведение экскурсий, поисково-исследовательская деятельность, проведение викторин, внеклассных мероприятий. Лекции и беседы строятся в плане знакомства с особенностями природы Югры, и г. Радужный, в частности. Посещение учащимися этногеографического музея города, дает опыт этнографической работы, помогает приобрести коммуникативные навыки. Составление экспозиций и выставок, проведение экскурсий, внеклассных мероприятий, конкурсов и викторин позволяют сделать школьный музей важным средством учебно-воспитательного процесса в школе, а у детей воспитывают ответственность, развивают организаторские навыки и самостоятельность, расширяют их кругозор. Эта работа также показывает важность описания происходящих сегодня событий, которые в скором времени станут нашей историей.

Возраст детей участвующих в программе 11-13 лет. Количество занимающихся в кружке - 20 человек.

Работа кружка предусматривает использование межпредметных связей с историей, географией, биологией. Возможно осуществление обратной связи, когда экспонаты, собранные кружковцами, будут использоваться на уроках и во внеклассной работе.
Основные цели работы кружка «Юный краевед»:


  • дать первоначальные знания учащимся об особенностях природы родного края;

  • дать целостное представление об окружающем их мире и воспитать чувство национальной гордости.

Система краеведческой подготовки учащихся строиться на продуманном сочетании учебных занятий, исследовательских работ, общественной деятельности и практических занятий. Также целью обучения в дополнительном образовании является:

  • формирование творчески развитой личности ребенка путем совершенствования знаний и умений, формирования общей краеведческой культуры.

Не дублируя уроки по природоведению, истории, опираясь на знания детей в этой области, дополнить и углубить их представления о действительности, с которой они непосредственно соприкасаются, сосредоточив внимание детей на понимании взаимосвязи и взаимообусловленности природы и человека.

Приобщая детей к пониманию природного своеобразия своего края, (посредством экскурсий, практических работ, посещение музеев), в детях чувство национальной гордости и ответственности за сохранение и приумножение богатство своего края. Дети должны ощутить себя наследниками предшествующих поколений, трудом которых создано все, чем мы ныне владеем.

Программа для краеведческого кружка «Юный краевед» рассчитана на годичное изучение общего материала и индивидуальные или групповые творческие работы отдаренных и увлеченных детей.

Основные задачи краеведческого кружка «Юный краевед»

В целом курс программы ставит перед собой следующие задачи:



  • углубление и расширение имеющихся у школьников бытовых знаний о малой Родине и знаний о природе;

  • формирование краеведческого взгляда на мир;

  • воспитание краеведческой культуры, которая поможет учащимся сейчас и в будущем жить в гармонии в гражданском обществе.

Содержание программы ориентировано на добровольные, одновозрастные группы детей (до 20 человек) и рассчитана на среднее возрастное звено (5-6 классы).

Всего на учебный год - 68 учебных часов. Предполагается проведение как теоретических, так и практических занятий.

Для облегчения подачи и появления элементов увлекательности некоторый материал в процессе обучения предлагается в игровой форме.

На занятиях применяются различные формы деятельности: ручной труд, викторины, выставки, конкурсы и др.

При проведении занятий используются различные методы: рассказ, беседа, диспут, игра и т.д., а также краеведческие рассказы и народные сказки, что легко воспринимается детьми и заставляет их размышлять и делать свои собственные выводы. Как наглядный материал применяются краеведческие плакаты, краеведческие рисунки и картинки.

Обучение предусматривает получение знаний не только на специальных занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, практической работы и нацелено на общее развитие ребят, предполагает развитие наблюдательности, внимания и т.д.

Освоение программы должно способствовать как развитию отдельных качеств личности (наблюдательности, эмоциональной отзывчивости, воображения, памяти, воли), так и общему развитию каждого ребенка. В процессе обучения должны развиваться творческие способности детей, формироваться нравственные и эстетические принципы, убеждения, которые побуждали бы их к добрым, благородным поступкам.

Отличие данной программы по краеведению от существующих в том, что она предполагает обучение в игровой форме, что очень важно для дополнительного образования. При проведении занятий ребята рисуют, слушают и обсуждают рассказы, работают с краеведческими рисунками, составляют самостоятельно рассказы, что способствует развитию творческих способностей детей.

Критериями оценки, на основании которых можно судить о личностном росте обучающихся в объединении «Юный краевед» являются:


  • умение самостоятельно добывать знания и применять их на практике;

  • умение грамотно вести диалоги и аргументировано участвовать в обсуждении, задавать и отвечать на вопросы различного характера;

  • активное участие в коллективной познавательной деятельности.

  • умение самостоятельно работать с литературой, вести дневник наблюдений, писать рефераты;

  • знание основных краеведческих проблем поселения, форм и методов краеведческих исследований.

  • умение готовить выступления о результатах наблюдений, т.е. грамотно описывать и анализировать полученные данные;

  • умение проводить занятия в объединении, игровые программы, праздники.

  Руководитель кружка должен регулярно следить за успеваемостью своих воспитанников по учебным предметам в школе, поддерживать контакт с родителями, учителями, классными руководителями. Он должен приучать воспитанников к сознательной дисциплине, воспитывать такие качества, как самообладание, чувство товарищества, общительность.

Занятия в кружке проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.


Учебно-тематический план


пп

Раздел, тема

Количество часов

Всего

Теоретич. занятия

Практич. занятия

1

Введение

2







1. 1

Содержание и задачи работы кружка. Организация занятий.




1




1.2

Формы и методы поисково-исследовательской работы.








1

2

Определение флоры родного края.

8







2. 1

Понятие об определении флоры. Что такое флора?




2




2. 2

Методика работы определения флоры округа.




2




2.3

Работа с определение флоры.







2

2.4

Написание реферата по результатам экскурсии.







2

3

Гербарий растительности.

12







3.1

Понятие о гербарии. Классификация гербариев.




2




3.2

Методика и правила сбора гербария.




2




3.3

Изготовление папки для гербария.







2

3.4

Сбор материала для составления гербария.







2

3.5

Составление гербария.







2

3.6

Оформление экспозиции «Удивительный мир растительности».







2

4

Редкие и исчезающие виды флоры Югры.

14







4.1

Экологический подход к охране редких и исчезающих видов растительности округа.




2




4.2

Красная книга Югры.




2




4.3

Виды растений занесенных в Красную книгу ХМАО.







2

4.4

Реликты и эндемики флоры округа.




2




4.5

Составление карты ареалов редких растений ХМАО-ЮГРЫ.







2

4.6

Написание реферата редкие и реликтовые растения округа.







2

4.7

Оформление стенда «Эндемики ЮГРЫ».







2

5

Природные комплексы ХМАО-ЮГРЫ.

10







5.1

Природное районирование.




2




5.2

Природные зоны округа.




2




5.3

Лесные зоны округа.




1

1

5.4

Высотная поясность округа.




1

1

5.5

Составление карты природных комплексов ЮГРЫ.







2

6

Особо охраняемые территории ХМАО-ЮГРЫ.

10







6.1

Особо охраняемые территории и причины их создания.




2




6.2

Классификация заповедников. Заповедники ХМАО.




1

1

6.3

Флора заповедника Сабуны ( голубой мох).







2

6.4

Изготовление макета «Особо охраняемые природные территории ХМАО».







4

7

Природные особенности г. Радужный.

10







7.1

История создания города.




2




7.2

Природные особенности на территории города.




2




7.3

Выявление уровня озеленения города.




1

1

7.4

Составление картосхемы «Зеленые улицы ».







2

7.5

Оформление фотовыставки «Радужный , глазами юных краеведов».







2

8

Отчет о работе кружка.

Викторина «Вопросы задает родной край»

2




2


Содержание программы

Дополнительная образовательная программа краеведческого кружка «Юный краевед» включает 8 разделов.



I раздел «Введение» (2 часа).

учащимся сообщают основные цели и задачи кружка, формы и методы поисковой работы. Оговаривается организация занятий.

II раздел «Определение флоры родного края»

В нем выделены 4 крупные темы: Что такое флора, методика определения флоры, работа по определению флоры округа. В данном блоке центральное место занимает формирование научного мировоззрения, а также знаний об основных закономерностях всех оболочек Земли, вводятся понятия «флора». Рассматривается методика работы по определению растений, грибов, лишайников. Практическая часть – экскурсии для сбора материала и написание реферата по завершении работы.

Учащиеся учатся называть и показывать определять представителей флоры ХМАО.

Раздел III «Гербарий растительности» (12 часов).

В данном разделе вводится понятии «гербарий», учащимся предлагается классификация гербариев. Основное количество часов данного раздела направлено на практическую деятельность, а именно учащимся предлагается собрать материал для составления гербария, и в итоге оформить выставку в школьном музее «Удивительный мир растительности».


Раздел IV «Редкие и исчезающие виды флоры Югры» (14 часов). В данном разделе учащиеся знакомятся с понятие экология, уделяется огромное внимание экологическому воспитанию от макро- до микроуровня, от планетарного до регионального и локального. Учащиеся учатся прогнозировать тенденции в изменении природы округа при условии человеческой деятельности. Подробно изучается Красная книга ХМАО, вводятся понятия реликты и эндемики флоры. На практических занятиях учащиеся занимаются составлением карты ареалов редких растений. Специфика данных тем состоит в широком использовании картографических источников информации, что поможет освоению картографического метода познания нашей планеты.
Раздел V «Природные комплексы ХМАО-ЮГРЫ» (10 часов).

В данном разделе вводятся понятия природная зона, природное районирование. Учащиеся кружка подробно рассматривают лесные зоны округа и территорий, прилегающих к городу, а также подробно рассматривается высотная поясность. Ребята, работая с картографическим материалом выделяют природные районы, и итогом раздела является составление карты природных комплексов.
Раздел VI «Особо охраняемые природные территории ХМАО-ЮГРЫ» (10 часов).

В данном разделе вводится понятие ООПТ и выделяются причины их создания. Впервые учащиеся знакомятся с понятием заповедник, рассматривается их классификация. Отдельно изучается флора заповедника Сабуны, где произрастает голубой мох. Итоговой работой по теме является изготовление макета «ООПТ ХМАО».


Раздел VII «Природные особенности города Радужный» (10 часов).

В данном разделе рассматривается история создания города, посредством посещения центральной библиотеки, архива, а также краеведческого музея города. Учащиеся выявят степень озеленения города, рассмотрят, какие приемы используются для улучшения ситуации, итогом исследовательской работы будет картосхема «Зеленые улицы Радужного». И в завершении работы кружка «Юный краевед» будет оформление выставки в школьном музее «Радужный, глазами юных краеведов»



Учебно – методическое обеспечение.



  1. Бакулин В.В., Козин В.В., Орлова Т.К., Смирногв И.И., Элерт Н.Н. география Ханты-Мансийского округа: Учебник для 8-9 кл. – М. : Экопрос,2000

  2. География Ханты-Мансийского автономного округа, дидактический материал – Ханты-Мансийск. : ГУИПП «пОЛИГРАФИСТ», 2002

  3. Электронный атлас «Люби и знай свой край родной», для средней школы

  4. Энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Югория»





Не потому ли на Земле все меньше аистов, что все больше людей? Юрий Скрылев
ещё >>