Похожие работы
|
Образовательная программа «Кнопочки баянные» - страница №1/1
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №1420
Юго-Восточного окружного управления образования г. Москвы
«Утверждаю» «Рассмотрено и одобрено»
Директор СОШ №1420 На заседании методического объединения
_____________ А. И. Николаева учителей и педагогов дополнительного
образования
«____»_______2013г. художественно-эстетического цикла.
Председатель методического объединения
____________ «____»_______2013г.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Кнопочки баянные»
Модифицированная и адаптированная образовательная программа для младшего, среднего и старшего возрастов.
Срок реализации 3 года.
Авторы: Б. Егоров «Общие вопросы при обучении игры на баяне», Ф. Липс «Искусство игры на баяне», В. Шацкая «Музыкально – эстетическое воспитание детей».
Составитель: Педагог
дополнительного
образования Шмельков
Семён Владимирович
г. Москва, 2013 г.
-
Пояснительная записка.
В процессе формирования гармонически развитой личности в общеобразовательной школе эстетическое воспитание играет важную роль. Среди различных видов искусства музыке принадлежит одно из ведущих мест. Наряду с поэзией, литературой, живописью, театром она является источником умножения духовной культуры человека, способствует становлению его идейно - нравственного облика мировоззрения в целом. Общеобразовательные школы, являясь самым массовым звеном в системе российского образования и занимая большую часть времени ребенка, обязаны практически решать ответственные задачи эстетического воспитания и формирования мировоззрения, морального облика и художественных вкусов детей школьного возраста.
Настоящая программа способствует более рациональному и сбалансированному распределению учебной нагрузки, учитывая всё возрастающих от класса к классу требований в общеобразовательной школе.
Программа предполагает также существенное изменение методики преподавания в строгом соответствии с возрастными индивидуальными особенностями учащихся.
В данной программе дополнительного образования, в отличие от предыдущих, предлагаются все возможные на сегодняшний день приемы игры на баяне, что даст учащемуся полное представление о настоящем и будущем развитии этого инструмента. Ее новизна состоит также и в том, что в ней использованы современные методики преподавания с учетом специфики усвоения инструментом в общеобразовательной школе. Программа включает в себя не только практический, но и теоретический курс, что позволяет учащимся полностью изучить баян как музыкальный русский народный инструмент в контексте различия и создания музыкальных инструментов мира в целом.
Программа рассчитана на учащихся в возрасте от 7 до 14 лет.
Продолжительность обучения по программе 3 года, 72 часа в год, 2 занятия в неделю по 45 минут.
Цель и задача данной программы состоит в следующем:
-
дать представление учащимся о русских народных инструментах, о баяне, в частности;
-
познакомить с фольклором России и других стран;
-
дать основы нотной грамоты;
-
развить эстетический вкус учащегося;
-
научить совместному творчеству в рамках ансамбля.
По окончанию курса учащиеся должны:
-
знать виды народных инструментов и их отличительные признаки, а также правила их хранения;
-
знать название нот, ключевых знаков, название тональностей, интервалы, аккорды;
-
овладеть приемами игры;
-
овладеть навыками ансамблевого исполнения;
-
уметь подбирать по слуху легкие мелодии;
-
понимать выразительные особенности звуковедения и звукоизвлечения;
-
знать средства музыкальной выразительности и уметь использовать их в исполнении.
Цель и задача художника, скульптора или музыканта это представить плоды своего творчества широкой аудитории. Только после этого мастер может испытать настоящее удовлетворение от своего творчества. Так учащемуся необходима та или иная форма выступления перед публикой, будь то концерт или фестиваль, школьный смотр. Иначе он не поймет зачем заниматься на баяне, если свою игру некому будет показать. Поэтому необходимо планировать различные формы публичных
выступлений учащихся.
-
Учебно-тематический план. (1 год)
№ п/п
|
Тема
|
Теория
|
Практика
|
Всего
|
1.
|
Введение.
|
1
|
-
|
1
|
2.
|
Баян как народный инструмент. История создания баяна. Роль баяна в О.Р.Н.И.
|
2
|
1
|
3
|
3.
|
Ознакомление с баяном.
|
1
|
1
|
2
|
4.
|
Основы нотной грамоты.
|
4
|
8
|
12
|
5.
|
Основные приемы игры на баяне.
|
3
|
14
|
17
|
6.
|
А. Холминов Колыбельная
Д. Шостакович Марш. Белорусский народный танец «Крыжачок»
Д. Тюрк Маленькое рондо
Д. Кабалевский №39 Пьеса
А. Николаев №74 Этюд
РНП «Заинька»
Р. Леденев Тихо все кругом
|
2
|
13
|
15
|
7.
|
Упражнения на развитие моторно-двигательной и музыкально - слуховой базы.
|
2
|
20
|
22
|
Всего: 72
|
2.2 Содержание (1 год).
-
Введение.
-
Баян как народный инструмент. История создания баяна. Роль баяна в О.Р.Н.И.
-
Ознакомление с баяном: посадка за инструмент, положение рук, ног, туловища. Конструктивные особенности.
-
Основы нотной грамоты: ключевые знания, нотный стан, названия нот, интервалы, сольфеджирование, динамика.
-
Основные приемы игры на баяне: разжим, сжим, тремоло.
-
Разучивание А. Холминов Колыбельная, Д. Шостакович Марш, Белорусский народный танец «Крыжачок», Д. Тюрк Маленькое рондо, ,Д. Кабалевский №39 Пьеса, А. Николаев №74 Этюд, РНП «Заинька», Р. Леденев Тихо все кругом
-
Упражнения на развитие моторно-двигательной и музыкально-слуховой базы: «раздувание», гаммы, «два легато - два стаккато» и т.д.
-
Зачет. Повторение пройденного материала. Концерт.
2.3 Учебно - тематический план (2 год)
№
|
Тема
|
Те Теория
|
Практика
|
Всего
|
п/п
|
|
|
|
|
1.
|
Введение.
|
1
|
1
|
2
|
2.
|
Приемы игры на баяне.
|
3
|
15
|
.18
|
3.
|
Е. Подгайц Прелюдия
|
3
|
17
|
40
|
|
Г. Гендель Менуэт
|
|
|
|
|
РНП обр. В. Ефимова «Чижик»
|
|
|
|
|
В. Моцарт Аллегро
|
|
|
|
|
Р. Леденев Песенка без слов
Э. Денисов Кукольный вальс
Л. Моцарт Волынка
А. Гедике Русская песня
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4.
|
Упражнения.
|
1
|
11
|
12
|
5.
|
Подбор мелодий по
|
2
|
8
|
10
|
|
слуху.
|
|
|
|
6.
|
Транспонирование.
|
2
|
8
|
10
|
Всего: 72
|
2.4 Содержание (2 год)
-
Введение.
-
Приемы игры на баяне: деташе, вибрато.
-
Разучивание Е. Подгайц Прелюдия, Г. Гендель Менуэт, РНП обр. В. Ефимова «Чижик», В. Моцарт Аллегро, Р. Леденев Песенка без слов, Э. Денисов Кукольный вальс, Л. Моцарт Волынка, А. Гедике Русская песня.
-
Упражнения: «Золотарев», нисходящие ломанные терции, гаммы до мажор, ре мажор, «Репетиция».
-
Подбор мелодии по слуху: мелодии из современных кинофильмов и песен.
-
Транспонирование песен, мелодий на 62, 63, ч4, ч5.
-
Зачет. Повторение пройденного материала. Концерт.
2.5 Учебно - тематический план (3 год)
-
№
|
Тема
|
Те Теория
|
П Практика
|
Вс Всего
|
п/п
|
|
|
|
|
1.
|
Введение.
|
1
|
1
|
2
|
2.
|
Приемы игры на баяне.
|
2
|
10
|
12
|
3.
|
Разучивание: П. И. Чайковский Старинная французская песенка,
М. Кочурбина – А. Крупин «Мишка с куклой пляшут полечку»,Д. Шостакович Танец, К. Черни №25 Этюд, М. Глинка Полифоническая пьеса, Й. Гайдн Менуэт, А. Гедике Этюд, Ж. Ибер Маленький беленький ослик
|
2
|
22
|
24
|
4.
|
Нотная грамота.
|
2
|
8
|
10
|
5.
|
Упражнения.
|
2
|
18
|
20
|
6.
|
Ансамбль.
|
1
|
9
|
10
|
Всего: 72
|
2.6 Содержание (3 год).
-
Введение
-
Приемы игры:
- рикошет 3-х, 4-х, 5-и дольный;
- комбинированные дуоли, триоли;
- нетемперированное глиссандо;
- глиссандо.
3. Разучивание: П. И. Чайковский Старинная французская песенка,
М. Кочурбина – А. Крупин «Мишка с куклой пляшут полечку», Д. Шостакович
Танец, К. Черни №25 Этюд, М. Глинка Полифоническая пьеса, Й. Гайдн Менуэт,
А. Гедике Этюд, Ж. Ибер Маленький беленький ослик
4. Нотная грамота:
- виды аккордов;
- единицы музыкальной формы;
- простейшие гармоничны последовательности;
5. Упражнения:
- репетиции терций по 2-у ряду;
- трель;
- хроматическая гамма до мажор, ре мажор, ми мажор.
-
Ансамбль: Р.Н.П. «Во поле береза стояла»; Пьяццолла «Танго любви».
-
Зачет. Повторение пройденного материала. Концерт.
-
Методическое обеспечение
На занятиях по классу баяна в системе дополнительного образования используются следующие формы и методы обучения:
-
объяснительно-иллюстративный метод (прослушивание записи или исполнении педагогом нового произведения);
-
репродуктивный метод (озвучивание учащимся его реакции на услышанный материал);
-
метод проблемного изложения (постановка учителем проблемах решение как пример логической цепочки анализа);
-
исследовательский метод (постановка перед учащимся творческих задач, с их последующим самостоятельным решением).
Навыки звукоизвлечения ученики осваивают и совершенствуют под руководством педагога на протяжении всего курса обучения игры на баяне, работая нал динамикой, штрихами, фразировкой и различными характерными приёмами. Учитывая слабую, ещё не развитую координацию движений и двигательную память детей, нельзя злоупотреблять быстрыми темпами и преувеличенной динамикой, что может привести к зажатию рук и станет серьёзным препятствием на пути технического и музыкального развития ребёнка.
Умение ученика самостоятельно и грамотно работать над музыкальным произведением или инструктивным материалом значительно активизирует учебный процесс. Для воспитания и развития навыков самостоятельного мышления можно рекомендовать следующие формы работы с учениками:
-
устный отчет о подготовке домашнего задания;
-
самостоятельный анализ своей работы на уроке;
-
словесная характеристика замысла или настроения произведения;
-
серия занятий, объединённых одной темой.
Выбор метода на занятиях зависит от характера содержания учебного материала и уровня умений, особенности учащихся.
Для эффективного использования программы необходимы соответствующие материалы и оборудование:
-
баян, аккордеон;
-
пульт и стулья разной высоты;
-сборники пьес различного уровня сложности для одного и нескольких исполнителей;
- аудио-видео записи баянистов и исполнителей на других инструментах.
4.1 Список методической литературы
-
Аберт Г. Моцарт. Монография. − М., 1990
-
Алексеев А. Клавирное искусствою. Вып.1. − М.,1952
-
Бесфамильнов В., Семешко А. Воспитание баяниста. //Вопросы теории и практики. − Киев, 1989
-
Беляков В., Стативкин Г. Аппликатура готово-выборного баяна. − М., 1978
-
Берченко Р. В поисках утраченного смысла. Болеслав Яворский о
"Хорошо темперированном клавире". − М.: «Классика – XXI», 2008
-
Браудо И. Артикуляция. − Л.,1961
-
Браудо И. Об органной и клавирной музыке. −Л.,1976
-
Власов В. Методика работы баяниста над полифоническими произведениями. − М., 2004
-
Вопросы современного баянного и аккордеонного искусства// Сб.статей кафедры баяна и аккордеона. М.: «РАМ им. Гнесиных», 2011
-
Гвоздев П. Принципы образования звука па баяне и его извлечения. // Баян и баянисты. Вып. 1. − М., 1970
-
Гвоздев П. Работа баяниста над развитием техники.// Баян и баянисты. Вып. I. − М., 1970
-
Давыдов Н. Методика переложения инструментальных произведений для баяна. − М., 1982
-
Друскин М. Клавирная музыка Испании, Англии, Нидерландов, Франции, Италии, Германии 16-18 вв. − Л.,1960
-
Егоров Б. О некоторых акустических характеристиках процесса звукообразования на баяне. // Баян и баянисты. Вып. 5. − М., 1981
-
Имханицкий М. Новое об артикуляции и штрихах на баяне. − М.: «РАМ им. Гнесиных», 1997
-
Имханицкий М. Музыка зарубежных композиторов для баяна и аккордеона. − М.: «РАМ им. Гнесиных», 2004
-
Имханицкий М. История баянного и аккордеонного искусства. − М.: «РАМ им. Гнесиных», 2006
-
Кирнарская Д. Музыкальное восприятие. − М., 1997
-
Коган Г. Вопросы пианизма. − М.,1969
-
Коган Г. Работа пианиста. 3 изд., − М.,1979
-
Крупин А., Романов А. Новое в теории и практике звукоизвлечения на баяне. − Новосибирск, 1995
-
Кузовлев В. Дидактический принцип доступности и искусство педагога // Баян и баянисты. Вып. 2. − М., 1974
-
Ландовска В. О музыке. − М.: «Классика - XXI век», 2001
-
Липс Ф. Искусство игры на баяне. − М.,1985
-
Липс Ф. Кажется, это было вчера… − М., 2008
-
Липс Ф. Об искусстве баянной транскрипции. − М.,2007
-
Маккинон Л. Игра наизусть. − Л.,1967
-
Мильштейн Я. Ференц Лист. Монограмма. − М.,1956
-
Мильштейн Я. Ференц Лист. Монограмма. 2-е издание. − М.,1971
-
Мильштейн Я. Хорошо темперированный клавир И.С.Баха. − М.,1967
-
Мильштейн Я. Вопросы теории и истории исполнительства. − М.,1983
-
Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога. − М., 1982
-
Носина В. Символика музыки И.С. Баха. − М.: «Классика – XXI век», 2006
-
Пуриц И. Методические статьи по обучению игре на баяне. − М., 2001
-
Семенов В. Современная школа игры на баяне. − М., 2003
-
Сурков А., Плетнев В. Переложение музыкальных произведений для готово-выборного баяна. − М., 1977
-
Цагарелли Ю. Психология музыкально-исполнительской деятельности. − СПб.: «Композитор», 2008
-
Шахов Г. Игра по слуху, чтение с листа и транспонирование (баян, аккордеон). − М., 2004
-
Швейцер А. Иоганн Себастьян Бах. − М.: «Классика – XXI век», 2011
-
Шуман Р. О музыке и музыкантах. // Сборник статей. − М., 1975
-
Шуман Р. Жизненные правила для музыкантов. − М.,1959
4.2 Список нотной литературы
-
Альбом для детей и юношества. Хрестоматия современного репертуара баяниста (аккордеониста)/ Ред.-сост. Ф. Липс. − М.,2012
-
Альбом начинающего баяниста. Вып.17./ Сост. В. Нестеров. − М.: «Советский композитор», 1978
-
Альбом начинающего баяниста. Вып.23./ Ред. А. Судариков. − М.: «Советский композитор», 1981
-
Альбом начинающего баяниста. Вып.27./ Сост. В. Грачев. − М.: «Советский композитор», 1983
-
Альбом начинающего баяниста. Вып.32./ Сост. А. Талакин. − М.: «Советский композитор», 1985
-
Альбом начинающего баяниста. Вып.33./ Сост. В. Бухвостов. − М.: «Советский композитор», 1986
-
Антология литературы для баяна. Ч.1./ Сост. Ф. Липс, А. Сурков. − М., 1984
-
Антология литературы для баяна. Ч.2./ Сост. Ф. Липс. − М., 1985
-
Антология литературы для баяна. Ч.3./ Сост. Ф. Липс. − М., 1986
-
Антология литературы для баяна. Ч.4./ Сост. Ф. Липс. − М., 1987
-
Антология литературы для баяна. Ч.5./ Сост. Ф. Липс. − М., 1988
-
Антология литературы для баяна. Ч.6./ Сост. Ф. Липс. − М., 1989
-
Антология литературы для баяна. Ч.7./ Сост. Ф. Липс. − М., 1990
-
Антология литературы для баяна. Ч.8./ Сост. Ф. Липс. − М., 1991
-
Антология литературы для баяна. Ч.9./ Сост. Ф. Липс. − М., 1997
-
Антология литературы для баяна. Ч.10./ Сост. Ф. Липс. − М.,2004
-
Бах И.С. Инвенции. − М., 2001
-
Бах И.С. Маленькие прелюдии и фугетты. − М.,2009
-
Бах И.С. Французские сюиты. − СПб: «Астрель», 2006
-
Бах И.С. Хорощо темперированный клавир. Т.1. − М., 2009
-
Бах И.С. Хорошо темперированный клавир. Т.2. − М., 2010
-
Баян в музыкальной школе. Вып.52./ Сост. Ф. Бушуев. − М.: «Советский композитор»,1985
-
Баян в музыкальной школе. Вып.53./ Сост. А. Гуськов. − М.: «Советский композитор»,1985
-
Баян в музыкальной школе. Вып.54./ Сост. Ф. Бушуев. − М.: «Советский композитор»,1986
-
Баян в музыкальной школе. Вып.56./ Сост. Ф. Бушуев. − М.: «Советский композитор»,1987
-
Баян в XXI веке:соло,ансамбль. Вып. 1./ Сост. Ф. Липс. − М.,2008
-
Баян в XXI веке:соло,ансамбль. Вып. 2./ Сост. Ф. Липс. − М.,2009
-
Баян в XXI веке:соло,ансамбль. Вып. 3. / Сост. Ф. Липс. − М.,2009
-
Баян в XXI веке:соло,ансамбль. Вып. 4. / Сост. Ф. Липс. − М.,2010
-
Баян в XXI веке:соло,ансамбль. Вып. 5./ Сост. Ф. Липс. − М.,2011
-
Бородин А. Маленькая сюита. − М., 1974
-
Вебер К. Вечное движение. Блестящее рондо. Приглашение к танцу. – СПб.:2001
-
Век ХХ - баянистам XXI. Вып. 3./ Сост. Ф.Липс. − М.,2000
-
Век ХХ - баянистам XXI. Вып. 5./ Сост. Ф.Липс. − М.,2002
-
Век ХХ - баянистам XXI. Вып. 6./ Сост. Ф.Липс. − М.,2003
-
Век ХХ - баянистам XXI. Вып. 7./ Сост. Ф.Липс. − М.,2004
-
Век ХХ - баянистам XXI. Вып. 8./ Сост. Ф.Липс. − М.,2005
-
Век ХХ - баянистам XXI. Вып. 9./ Сост. Ф.Липc. − М.,2006
-
Век ХХ - баянистам XXI. Вып. 10./ Сост. Ф.Липc. − М.,2007
-
Гайдн Й. Соната для фортепиано №42 Hob.XVI:27. − М.: «Книга по требованию»,2012
-
Золотой репертуар пианиста: Клементи М. Шесть сонатин. − СПб.: «Композитор», 2012
-
Избранный репертуар для четырехрядного готово-выборного баяна «Юпитер». Ч.1./ Сост. А. Евдокимов. − М.: «Пробел -2000», 2012
-
Избранный репертуар для четырехрядного готово-выборного баяна «Юпитер». Ч.2. / Сост. А. Евдокимов − М.: «Пробел -2000», 2012
-
Куперен Ф. Избранные пьесы для фортепиано. − М., 1965
-
Лядов А. Музыкальная табакерка. Вальс-шутка. − М.,1988
-
Мусоргский М. Фортепианные произведения. − Киiв: «Музична Украiна», 1989
-
Мусоргский М. Детское скерцо. − Л.: «Государственное музыкальное издательство», 1947
-
Николаев А. Школа игры на фортепиано. − М., 1953
-
Онегин А. Школа игры на баяне. − М.,1964
-
Прокофьев С. Детская музыка. − СПб.: «Композитор»,2005
-
Рахманинов С. Транскрипции. − М.,1971
-
Семенов В. Современная школа игры на баяне. − М., 2003
-
Скарлатти Д. Сонаты: Для фортепиано. Т.1,2. − М., 1973-1974
-
Советские композиторы детям: 4 класс ДМШ. Тетрадь 4./ Под общей ред. В. Натансона. − М.,1963
-
Хрестоматия для фортепиано:4 кл. ДМШ./ Сост. А. Бакулов, К. Сорокин. − М.,1991
-
Хрестоматия для фортепиано: 5 кл. ДМШ. Вып.1. − М.,1991
-
Хрестоматия для фортепиано: 5 кл. ДМШ. Вып.2./ Сост. Н. Копчевский. − М.,1989
-
Хрестоматия для фортепиано:7кл. ДМШ. Вып.2../ Сост. Н.Копчевский. − М.,1987
-
Чайковский П.И. Времена года. − М.,1964
-
Чайковский П.И. Детский альбом. − СПб.: «Композитор»,1999
|