Образовательная программа дополнительного образования детей «Юный натуралист» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Карпушина Ирина Николаевна, педагог дополнительного образования г. 1 136.7kb.
Образовательная программа «Юный таэквондист» 1 164.48kb.
Программа дополнительного образования детей спортивно-технической... 1 102.85kb.
Программа дополнительного образования детей художественно-эстетической... 1 25.71kb.
Виды детских объединений в системе дополнительного образования детей 1 205.97kb.
Образовательная программа дополнительного образования детей «мир... 4 647.84kb.
Образовательная программа дополнительного образования детей 2 490.24kb.
Программа дополнительного образования детей «Юный правозащитник» 1 156.73kb.
Программа объединения дополнительного образования детей «юный биолог»... 1 177.78kb.
Образовательная программа дополнительного образования детей культурологической... 1 91.36kb.
Образовательная программа Фитнес-аэробика для детей 13-17 лет на... 3 431.24kb.
Сказка «Не рвите цветы!» 1 46.66kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Образовательная программа дополнительного образования детей «Юный натуралист» - страница №1/1

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Станция юных натуралистов» городского округа город Кумертау РБ

Типовая образовательная программа

дополнительного образования детей

«Юный натуралист»

Трех часовая

Пояснительная записка
Программа рассчитана на организацию внеклассных занятий с учащимися начальных классов в школе, станции юных натуралистов.

В процессе занятий большое внимание уделяется выращиванию растений, содержанию животных, проведению наблюдений и опытов, предусматривается активное и посильное участие кружковцев в охране зеленых насаждений, птиц, участие в работе «зеленых патрулей», помощи животным, попавшим в беду и т.д.

В зависимости от природных условий, в которых работает внешкольное учреждение (школа), состава учащихся, их общего развития и индивидуальных интересов, руководитель кружка при составлении плана может изменить количество часов на изучение того или иного раздела или исключить из программы отдельные темы.

Программа составлена на два года с учетом курса природоведения в начальной школе. Темы первого года занятий рассчитаны в основном на учащихся 1 и 2 классов, темы второго года – на учащихся 3-4 класса.

При формировании коллективов желательно, чтобы в кружке были учащиеся одного возраста. В основу содержания положены практические работы, тематика которых составлена по периодам в соответствии с сезонностью выполнения работ. Работы по уходу за животными и растениями проводятся систематически, независимо от изучаемой темы.

Теоретическую основу педагог дает в связи с практической работой, наблюдениями и опытами. Отдельные темы занятий первого и второго годов сходны по названию и содержанию и рассчитаны на последовательное углубление и расширение знаний, умений и навыков кружковцев второго года занятий.

Внеклассные и внешкольные занятия с натуралистами, как правило, повторяют материалы школьного курса природоведения и систематически его дополняют конкретными фактами, полученными в результате самостоятельной работы в кружке.

Учитывая возрастные особенности школьников: их большую подвижность, неустойчивость внимания и интересов, - педагогу необходимо стремиться к тому, чтобы каждое занятие было интересным для юннатов. И чем младше кружковцы, тем разнообразнее должны быть формы и методы занятий, все они должны способствовать выработке сознательного и бережного отношения детей ко всему живому.

Тема бережного отношения к природе проходит красной нитью во всех занятиях первого и второго годов, связанных с изучением природы.

Теоретическая часть занятия должна быть краткой. Использование наглядных пособий, технических средств способствует лучшему усвоению материала и позволяет разнообразить формы и методы занятий. Практические работы и задания, выполняемые чаще всего звеньями, должны быть увлекательными и не слишком длительными, чтобы школьники обязательно доводили их до конца. Своевременное, аккуратное и тщательное выполнение кружковцами порученной работы, содержание в порядке оборудования, инвентаря и инструмента, соблюдение всех правил техники безопасности при работе с острым инструментом и сельскохозяйственным инвентарем входят в учебно-воспитательные задачи кружка. В конце каждого занятия подводятся итоги коллективного труда. Полезно организовать за работой взаимоконтроль юннатов, заслушивать их сообщения о результатах своих наблюдений.

Проведение занятий в игровой форме, включение подвижных игр повышают интерес к занятиям в объединении. Вопросы для тематических викторин, составленных учащимися на основе своих наблюдений, помогают закреплению материала, организуют досуг.

Одна из наиболее распространенных форм кружковых занятий – экскурсии в природу. Они дают возможность педагогу углубить интересы учащихся. На экскурсиях в природу юннаты накапливают конкретные знания о разнообразии растительного и животного мира, об условиях обитания отдельных видов растений и животных. Кроме того, экскурсии помогают формировать такие качества, как дружба, коллективизм, личная ответственность за общее дело.

Во второй год занятий экскурсии с юннатами должны иметь краеведческий характер. Пристальное внимание юннатов следует направить на изучение и охрану природы своего края. Экскурсии и однодневные походы по родному краю раскроют перед юннатами деятельность людей по разумному использованию, охране и приумножению природных богатств.

На экскурсиях в природу кружковцы выполняют заранее подготовленные задания. Материалы экскурсий наглядно оформляются и широко используются на занятиях и уроках природоведения.



Кружковцев следует приобщать к ведению дневника и наблюдений за фенологическими изменениями в природе и за изменениями, наблюдаемыми при выращивании растений (животных).
Примерный тематический план первого года обучения


№№

Тема

Всего часов

Теорет-ких

Практи-х

11

Вводное занятие


1

1

-

22

Осень в природе


6

3

3

33

Уход за овощными и цветочными растениями


9

3

6

44

Осенние работы на учебно-опытном участке


9

3

6

55

Осенние работы в цветнике


12

3

9

66

Осенние работы в уголке живой природы


3

1

2

77

Природа зимой


3

1

2

88

Охрана и привлечение зимующих птиц


12

6

6

99

Работа в уголке живой природы зимой


9

3

6

110

Весна в природе


6

3

3

111

Охрана и привлечение птиц


6

3

3

112

Весенние работы в уголке живой природы


6

3

3

113

Весенние работы на учебно-опытном участке


9

3

6

114

Лето в природе


6

3

3

115

Сорные растения


3

1

2

116

Полезные и вредные животные огорода


3

1

2

117

Уголок живой природы летом


3

1

2

118

Сельскохозяйственные растения и домашние животные

1

-

1

119

Итоговое занятие


1

1

-




Итого

108

43

65



Примерный тематический план второго года обучения



№№

Тема

Всего часов

теорети-х

практи-х

11

Вводное занятие

1

1

-

22

Осень в природе

6

3

3

33

Полезные ископаемые

3

1

2

44

Почва и её роль в жизни растений

3

1

2

55

Осенние работы на учебно-опытном участке

9

3

6

66

Плодово-ягодные растения

3

1

2

77

Птицы осенью

6

3

3

88

Осенние работы в уголке живой природы

3

1

2

99

Домашние животные

3

1

2

110

Семена полевых, овощных, цветочных растений и подготовка их к посеву

6

3

3

111

Зима в природе

6

3

3

112

Охрана и привлечение зимующих птиц

9

3

6

113

Работа в уголке живой природы зимой

6

3

3

114

Весна в природе

6

3

3

115

Птицы весной

3

1

2

116

Весенние работы в уголке живой природы

6

3

3

117

Весенние работы на учебно-опытном участке

9

3

6

118

Лето в природе

3

1

2

119

Уход за овощами, полевыми, цветочными и плодово-ягодными растениями

6

3

3

220

Работа в уголке живой природы летом

3

1

2

221

Охрана природы

6

3

3

122

Итоговое занятие

2

1

1




Итого


108

46

62

Во время летних каникул можно ограничиться общим дневником. Записи ведут по очереди все кружковцы. При изучении отдельных тем занятий предусмотрено изготовление наглядных пособий. При этом необходимо помнить о бережном отношении к природе. Коллекции в основном следует составлять из сорных растений.

Во второй год занятий кружковцы начинают приобретать навыки использования простейших метеорологических и других приборов.

Юннаты – активные помощники учителя, инициаторы общественно полезной работы по охране природы. Разнообразие изучаемых объектов и тем работы способствует выявлению наклонностей и интересов юннатов и позволяет по окончании занятий в объединении юных натуралистов выбрать по своему желанию полюбившуюся работу и перейти в специальное объединение для углубления знаний по биологии.


СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

  1. Вводное занятие. Ознакомление кружковцев с планом работы в кружке; знакомство с учебно-опытным участком, уголком живой природы и другими учебными объектами.

2.Осень в природе. Значение наблюдений за сезонными изменениями в природе. Организация и время наблюдений за погодой. Сезонные явления в природе осенью. Знакомство с распространенными деревьями, кустарниками, травянистыми растениями. Подготовка растений к зиме. Осенняя окраска листьев деревьев и кустарников. Сравнение окраски листьев у различных деревьев и кустарников и у одного дерева, но в разных частях кроны.

Наиболее распространенные животные лесов, парков, лугов, водоемов. Подготовка животных к зиме. Охраняемые виды растений и животных.



Практическая работа. Сбор листьев для определения видов деревьев и кустарников, для составления коллекций. Сбор семян и листьев деревьев, кустарников, травянистых растений в учебных целях, для передачи лесничествам и зимней подкормки птиц. Ведение записей в «Календаре природы и труда» по наблюдениям за погодой, состоянием растений и животных, трудом людей.

Сравнение количества ясных, дождливых, пасмурных и снежных дней за месяц. Изготовление наглядных пособий: определителя деревьев и кустарников по листьям, таблицы осенней окраски листьев деревьев и кустарников, коллекции семян, познавательных игр.



Экскурсии в природу (лес, парк, сад). Занятия по результатам экскурсий. Организация длительных наблюдений после экскурсии. Задания для проведения наблюдений.

3. Уход за овощными и цветочными растениями на учебно-опытном участке. Основные условия для роста и развития овощных и цветочных растений. Значение полива и рыхления почвы для растений. Время и техника полива овощных и цветочных растений. Подкормка растений (способы, дозы и сроки внесения удобрений) под овощные и цветочные растения. Особенности ухода за отдельными цветочными и овощными растениями (прореживание, прищипка).

Практическая работа. Рыхление почвы, полив цветочных и овощных растений, их подкормка, проведение опытов; повторные посевы редиса и салата. Наблюдения за ростом и развитием растений на опытной и контрольной делянках; составление гербария всходов культурных растений в разные периоды роста.



4. Осенние работы на учебно-опытном участке. Овощные культуры. Значение овощных культур в жизни человека и сельскохозяйственных животных. Сроки созревания отдельных культур, время и техника уборки урожая. Осенние работы на участке овощных культур. Сорные растения.

Практическая работа. Наблюдения за поспеванием овощных культур, образованием плодов, их созреванием. Участие в уборке и учете урожая овощных культур. Удаление с участка послеурожайных остатков, сорняков. Перекопка почвы. Изготовление наглядного пособия «Наши овощные культуры», гербария сорных растений огорода.

Экскурсия на учебно-опытный участок старших юннатов, в колхоз или совхоз.

5. Осенние работы в цветнике. Разнообразие цветущих растений в цветнике осенью. Наиболее распространенные однолетние цветочно-декоративные растения: ноготки, бархатцы, настурция, душистый горошек. Влияние погодных условий на продолжительность цветения растения. Сбор семян. Признаки созревания семян у цветочно-декоративных растений, техника сбора, первичная обработка, условия хранения.

Практическая работа. Наблюдения над продолжительностью цветения, созреванием семян и плодов однолетних цветочно-декоративных растений. Посадка однолетних цветущих растений в горшки для продолжения цветения в условиях уголка живой природы и наблюдений. Составление коллекции семян однолетних цветочно-декоративных растений. Засушивание отдельных цветков растений для составления композиций, панно.

6. Осенние работы в уголке живой природы. Знакомство с растением (корень, стебель, лист, цветок). Растения, выращиваемые в оранжереях, теплицах и комнатах. Использование этих растений человеком. Особенности горшечной культуры растений, содержание их осенью, ход за ними.

Животные, рекомендуемые для содержания в помещении уголка живой природы. Содержание животных в аквариумах, акватеррариумах, террариумах, садках, клетках, вольерах. Кормление и уход в связи со средой обитания и образом жизни животного.



Практическая работа. Ознакомление с внешним видом и названиями наиболее простых по выращиванию и уходу комнатных растений, имеющихся в уголке живой природы. Наблюдение за их состоянием, ростом, развитием и цветением. Наблюдения за цветочно-декоративными растениями, взятыми из цветника. Полив комнатных растений, уход за ними, рыхление поверхности почвы. Уход за листьями (обрезка больных и сухих листьев, опрыскивание водой, обмывание).

Знакомство с животными уголка живой природы, их внешним видом, образом жизни и поведением. Кормление и уход.



7. Природа зимой. Сезонные явления в зимнее время; значение снегового покрова для растений и животных. Свойства снега, льда, строение отдельных снежинок. Характеристика снежного покрова.

Распознавание деревьев и кустарников в безлистном состоянии. Жизнь животных зимой, их следы на снегу. Охрана природы зимой.



Практическая работа. Сбор веток, наблюдения за шишками, объеденными белками, дятлами, клестами, за погрызами коры и молодых побегов. Определение толщины снегового покрова на открытых пространствах и в местах, защищенных деревьями и кустарниками. Ведение записей в «Календаре природы и труда» по наблюдениям за состоянием погоды, появлением следов на снегу. Подсчет ясных, пасмурных и снежных дней за месяц. Опыты со снегом и льдом. Наблюдения за распусканием почек на ветках деревьев и кустарников, поставленных в воду после экскурсии.

Экскурсии в природу (в лес, парк, сад). Подведение итогов экскурсий.

Значение привлечения птиц в города и другие населенные пункты. Зимующие птицы. Распознавание их по внешнему виду.



8. Охрана и привлечение зимующих птиц.

Зимующие птицы, их польза и привлечение (устройство кормушек и систематическая подкормка).



Практическая работа. Наблюдения за птицами в природе (внешний вид, добывание корма); изготовление простейших кормушек. Подкормка зимующих птиц и ведение наблюдений за птицами, посещающими кормушку (время посещения, поедание кормов). Оформление альбома «Наши зимующие птицы»; сбор материала о птицах по литературным источникам; написание рассказов о собственных наблюдениях за птицами; зарисовка птиц.

9. Работа в уголке живой природы зимой. Особенности содержания комнатных растений в связи с недостатками тепла и света: размещение растений в уголке живой природы, предохранение корней растений от действия холода при содержании растений на окне, дополнительное освещение. Температура воды полива, его зависимость от температуры и влажности воздуха в помещении.

Состояние и поведение животных местной фауны в связи с изменениями условий их жизни в уголке живой природы.



Практическая работа. Наблюдения за комнатными растениями, их ростом, развитием, цветением. Выращивание выгоночных культур (лук, петрушка, свекла, нарциссы, тюльпаны) и постановка опытов над ними. Распознавание семян овощных и цветочных растений по внешнему виду.

Наблюдения за животными уголка живой природы.



10. Весна в природе. Признаки наступления весны; изменение внешнего вида растений; изменение поведения животных с наступлением весны, появление насекомых.

Практическая работа. Наблюдения за погодными изменениями в природе, распусканием листьев, цветением деревьев и кустарников, появлением раннецветущих травянистых растений, насекомых. Ведение записей в «Календаре природы и труда» по наблюдениям за состоянием погоды.

Экскурсии в природу с целью изучения весенних явлений.



11. Охрана и привлечение птиц. Польза птиц и необходимость их охраны. Первые перелетные птицы. Сроки прилета птиц. Знакомство с внешним видом перелетных птиц своей местности. Различные виды искусственных гнездовий, правила их развески.

Практическая работа. Наблюдения за прилетом и поведением птиц, засолением ими гнездовий. Помощь старшим юннатам в изготовлении гнездовий, участие в развеске, очистке и ремонте - старых гнездовий, в празднике «День птиц».



12.Весенние работы в уголке живой природы. Особенности ухода за комнатными растениями весной. Знакомство с размножением комнатных растений черенками, подкормкой минеральными удобрениями. Изменение поведения животных в уголке живой природы с наступлением весны.

Практическая работа. Наблюдение за ростом и развитием комнатных растений. Черенкование растений; наблюдения за укоренением черенков. Рыхление, опрыскивание, подкормка и пересадка растений.



13. Весенние работы на учебно-опытном участке. Значение почвы для жизни растений. Подготовка почвы, сохранение влаги в ней. Подготовка семян овощных и цветочных растений к посеву (очистка, проверка на всхожесть); сроки посева семян овощных и цветочных растений. Распределение опытов с овощными и цветочными растениями по звеньям юннатов.

Практическая работа. Перекопка, разравнивание почвы, внесение удобрений, разбивка делянок, посев семян, овощных культур, закладка опытов. Наблюдения за появлением всходов культурных растений и появлением сорняков. Уход за всходами овощных и цветочных растений (полив, рыхление, прополка, «прореживание, подкормка). Участие в озеленении улиц, дворов, пришкольного участка.

Примерные темы опытов: «Влияние сроков посева на урожай овощных растений»; «Влияние сроков посева на зацветание растений»; «Влияние удобрений на урожай овощных растений, на рост и развитие цветочных растений».

14. Лето в природе. Значение леса и его охрана; травянистые растения леса; съедобные ягоды и грибы, знакомство с примерными правилами сбора грибов и ягод; лекарственные растения леса; разнообразие травянистых растений луга; хозяйственное значение луга.

Животные леса и луга, обитатели местного водоема.

Практическая работа. Наблюдения за состоянием погоды, изменением внешнего вида растений и поведением животных. Изготовление поделок из природного материала. Ведение записей в «Календаре природы и труда» по наблюдениям в природе; наблюдения за изменениями длительности дня и ночи по сравнению с другими временами года; сравнение количества ясных, пасмурных, дождливых дней за месяц. Охрана природы летом,

Экскурсии в природу (лес, парк, луг, водоем) с целью изучения растений, животных и явлений в природе летом.



15. Сорные растения. Наиболее распространенные сорные растения и распознавание их по внешнему виду; способы размножения сорняков; вред, причиняемый культурным растениям и урожаю. Меры борьбы с сорными растениями.

Практическая работа. Наблюдения за ростом сорных растений на учебно-опытном участке в течение лета. Удаление их с делянок овощных растений цветника. Сбор образцов сорных растений для гербария.



16. Полезные и вредные животные огорода. Жужелица, божья коровка, жаба, лягушка, их образ жизни, питание и польза этих животных, их охрана. Способы привлечения полезных животных на участки культурных растений. Голый слизень, тля, капустная белянка и другие местные наиболее распространенные вредители. Вред, причиняемый ими овощным и цветочным растениям.

Практическая работа. Наблюдения за появлением полезных и вредных животных на учебно-опытном участке; их питание и размножение. Борьба с вредными насекомыми (ручной сбор). Содержание в садках голого слизня, гусениц капустной белянки, жужелиц, божьих коровок для выявления состава и количества поедаемого корма. Содержание в уголке живой природы травяной лягушки и жаб; наблюдения за их образом жизни, питанием в течение дня.



17. Уголок живой природы летом. Влияние обилия тепла и света на рост и развитие комнатных растений. Особенности содержания растений в летний период. Состояние и поведение животных (местной фауны) летом в природе и при содержании их в уголке живой природы. Поведение экзотических, лабораторных и сельскохозяйственных животных уголка живой природы.

Практическая работа. Уход за комнатными растениями: полив, подкормка, опрыскивание водой. Наблюдения за ростом и развитием растений. Пересадка черенков в отдельные горшки. Пополнение коллекции на основе выращивания молодых растений из черенков. Уход за животными уголка живой природы, выращивание молодняка лабораторных и сельскохозяйственных Животных. Участие в заготовке кормов для животных уголка живой природы. Занятия по результатам экскурсий. Содержание полезных и вредных животных, взятых для наблюдений на учебно-опытном участке.

Экскурсии в природу для пополнения уголка живой природы новыми объектами.

18. Сельскохозяйственные растения и животные. Знакомство с сельскохозяйственными растениями и животными местных колхозов и совхозов, их содержанием и уходом. Продукты, получаемые от сельскохозяйственных растений и животных, их использование.

Практическая работа. Наблюдения за ростом и развитием сельскохозяйственных растений, молодняка кроликов, сельскохозяйственной птицы; выбор корма и кормление животных. Уход за кроликами, курами и другими животными на зообазе. Заготовка кормов.

Экскурсии на животноводческие фермы (в птичник и крольчатник) для ознакомления с содержанием и разведением животных в производственных условиях.

Уборка и учет урожая. Подведение итогов по результатам опытов и наблюдений за растениями и животными.

Экскурсии на поля колхозов и совхозов.

19. Итоговое занятие.

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

1. Вводное занятие. Ознакомление кружковцев с планом работы в кружке; знакомство с учебно-опытным участком, уголком живой природы и другими учебными объектами.

2. Осень в природе. Предсказание погоды по местным признакам. Связь сезонных изменений в природе с изменением высоты солнца, уменьшение высоты полуденного солнца, сокращение продолжительности дня, похолодание. Изменение окраски листьев деревьев и кустарников, значение листопада. Подготовка к зиме многолетних травянистых растений (отмирание надземных частей, образование зимующих почек, растения, зимующие с зелеными листьями). Назначение простейших метеорологических приборов, умение ими пользоваться (термометр, флюгер, барометр, гномон, осадкомер).

Практическая работа. Определение погоды по метеорологическим приборам, предсказание погоды по облакам, ветру, растениям, по поведению животных; наблюдения за изменениями в жизни растений (последовательность изменения, окраски листьев, начало к окончание листопада у различных деревьев и кустарников, влияние погодных условий на опадание листьев), за животными (подготовка насекомых к зиме, изменение образа их жизни, линька, спячка). Ведение записей в «Календаре природы и труда», подведение итогов наблюдений за' погодой, вычерчивание температурной кривой, подсчет дней с преобладанием направляющих ветров, ясных, пасмурных, дождливых дней за месяц. Сбор семян и плодов, дикорастущих трав, деревьев и кустарников для изготовления учебно-наглядных пособий; посев на учебно-опытном участке, озеленение, подкормка зимующих птиц.

3. Полезные ископаемые. Горные породы и минералы, встречающиеся в окружающей местности, их важнейшие свойства и хозяйственное использование. Влияние ветра, воды на разрушение горных пород. Образование почвы. Роль воды в. жизни человека, растений и животных.

Практическая работа. Наблюдения за деятельностью воды и других природных факторов в местных условиях (размыв, образование оврагов). Сбор образцов местных полезных ископаемых. Ориентировка на местности по компасу и без него.

Экскурсии на производства по добыче и переработке горных пород и минералов.

4 Почва и ее роль в жизни растений. Разнообразие почв по механическому составу: песчаные, супесчаные, суглинистые, глинистые. Роль растений, животных, микроорганизмов и климатических условии в образовании почв. Образование плодородного слоя почвы в лесу, на лугу. Почвы в природе и на сельскохозяйственных угодьях. Понятие о плодородии. Изменение почвы под влиянием хозяйственной деятельности человека. Охрана почв в нашей стране.

Практическая работа. Образование перегноя в природе (в лесу, на лугу). Сбор образцов местных пород. Определение состава почв. Простейший анализ почвы. Изготовление коллекции почв, схем почвенных разрезов.

Экскурсии на почвенные обнажения, в лес, на луг.

5. Осенние работы на учебно-опытном участке. Сроки и техника уборки урожая овощных культур. Учет урожая и подведение итогов опытнической работы. Многолетние цветочно-декоративные растения; подготовка их к зиме. Осенняя подготовка плодово- ягодных растений. Значение осенней обработки почвы участка.

Практическая работа. Наблюдения за сроками созревания овощных растений, за цветением и созреванием семян цветочно-декоративных однолетних и многолетних растений. Уборка и учет урожая. • Сбор семян многолетних растений. Их сушка, очистка, хранение. Очистка участка от остатков урожая. Закладка компоста. Внесение удобрений и перекопка почвы. Оформление наглядных пособий по результатам опытнической работы. Обобщение результатов экскурсии.

Экскурсии в поле для знакомства с работой сельскохозяйственной техники, осенней обработкой почвы. Посещение предприятия по переработке и хранению урожая.

6. Плодово-ягодные растения. Разнообразие плодово-ягодных растений сада. Различия между ними по внешнему виду: величине, форме, окраске плодов, срокам созревания и вкусовым качествам. Сроки и техника посадки. Способы размножения смородины, малины, крыжовника. Осенний уход за плодово-ягодными растениями. Насекомые — вредители плодово-ягодных растений. Знакомство с безвредными методами борьбы с насекомыми вредителями сада.

Практическая работа. Сбор и учет урожая плодов. Подготовка почвы и посадка плодово-ягодных растений. Заготовка и посадка черенков черной смородины. Обрезка сухих, слабых и больных веток у ягодных кустарников. Осенняя перекопка почвы и внесение удобрений. Наблюдения за насекомыми — вредителями сада; плодожоркой, кольчатым шелкопрядом, боярышницей. Проведение биологических и других безвредных мер борьбы с насекомыми — вредителями сада, посильных для юннатов. Изготовление определителя плодово-ягодных растений по листьям, гербарию, муляжам плодов; изготовление коллекций насекомых-вредителей.



7. Птицы осенью. Знакомство с птицами своей местности, а также с зерноядными и насекомоядными птицами. Корма для зимующих птиц. Значение зимней подкормки птиц. Техника изготовления кормушек, их размер, места развески и способы прикрепления.

Практическая работа. Наблюдения за поведением перелетных птиц (сбор в стаи, отлет), появлением зимующих и изменением в поведении оседлых птиц; наблюдение за птицами, посещающими кормушки. Зарисовка стай отлетающих птиц, подготовка к празднику «День зимующих птиц» и участие в нем. Составление календаря отлета и прилета птиц (в своей местности). Время посещения кормушек разными птицами в течение дня и в зависимости от погодных условий (запись в тетради). Заготовка кормов для зимующих птиц, изготовление и развеска кормушек, зарисовка их видов. Заполнение кормушек кормом по мере их опустошения. Оформление альбомов с фотографиями и рисунками птиц, посещающих кормушки, зимующих птиц своего города (улицы, сада, парка, леса). Изготовление коллекции образцов кормов.



8. Осенняя работа в уголке живой природы. Разнообразие комнатных растений, их происхождение, отношение к свету, температуре, влажности воздуха и почве. Особенности их внешнего вида связи с условиями природных мест обитания. Особенности ухода за комнатными растениями осенью.

Содержание в уголке живой природы животных местной фауны. Содержание сельскохозяйственных и экзотических животных, уход за ними в уголке живой природы. Зерновые, сочные корма, минеральные подкормки и витамины, их значение для организма животных. Правила кормления животных, уход за ними.

Практическая работа. Наблюдения за внешним видом и развитием комнатных растений. Выгонка луковичных (нарциссы, тюльпаны) для уголка живой природы. Наблюдения и проведение опытов над животными (наблюдения за линькой, содержание черепах, ежей при разных температурах, выработка условных рефлексов у рыб и других животных). Ознакомление с внешним видом и названиями комнатных растений и животных, вновь появившихся в уголке живой природы. Составление этикеток для комнатных растений. Уход за растениями и животными, устройство помещений для содержания животных водной среды и обитающих в других условиях, Оформление дневников по результатам наблюдений и опытов.

9. Домашние животные. Разнообразие домашних животных, выведение новых пород с нужными человеку качествами (яйцекладущие и мясные породы кур; мясные, мясошкурковые и пуховые породы кроликов; служебные и декоративные породы собак).

Практическая работа. Уход за кроликами и сельскохозяйственной птицей, приготовление корма, кормление. Занятия по результатам экскурсий. Оформление альбомов с иллюстрациями домашних животных, коллекций кормов. Изготовление макетов крольчатника, птицефермы. Сбор рассказов и статей из газет и журналов о служебной деятельности собак.

Экскурсии на животноводческие фермы (в коровник, телятник, свинарник, на конный завод в питомник служебного собаководства и др.).

10. Семена полевых, овощных, цветочных растений и подготовка их к посеву. Ознакомление с внешним видом семян овощных и цветочных растений (дополнительно к первому году работы кружка) и семян полевых растений.

Практическая работа. Отбор семян овощных, полевых и цветочных растений для посева. Определение посевных качеств семян. Изготовление наглядных пособий: коллекций семян, самодельных игр по распознаванию семян (лото, домино и др.).



11. Зима в природе. Связь сезонных явлений в природе с изменениями высоты солнца. Признаки зимы: изменение полуденной высоты солнца, замерзание водоемов, метели, снегопад; значение снежного покрова для растений, жизнь травянистых растений леса под снегом, жизнь наземных животных и обитателей водоемов
зимой. Вопросы охраны природы.

Практическая работа. Наблюдение погоды по приборам, предсказание погоды по местным признакам, изменение снегового покрова в течение сезона, толщина льда водоема, жизнь водных обитателей зимой, появление следов животных на снегу, изменения в жизни растений. Определение погоды по приборам и предсказание ее по местным признакам, ведение записей в «Календаре природы и труда», подведение итогов наблюдений за месяц и их обработка (вычерчивание графика температуры, розы ветров, диаграммы ясных, пасмурных и снежных дней), определение деревьев и кустарников по силуэту, коре, веткам, почкам. Наблюдения за подснежным развитием травянистых растений, распознавание следов животных на снегу, зарисовка их, определение. Зарисовка следов животных.

Экскурсия в природу (лес, парк, сад, водоем) с целью изучения зимних явлений.

12. Охрана и привлечение зимующих птиц. Зимующие птицы, их польза и привлечение (устройство кормушек и систематическая подкормка).

Практическая работа. Наблюдение птиц в природе (внешний вид, поведение, время пробуждения, голоса птиц, взаимоотношения пернатых, поедание корма в кормушке, время кормления, вид поедаемого корма, время появления на кормушке разных птиц)", Определение птиц по внешнему виду.

Экскурсия в природу для знакомства с зимующими птицами.

13. Работа в уголке живой природы зимой. Продолжение работы, начатой осенью. Выращивание зеленых кормов для животных уголка живой природы (дополнительно к теме 8 первого года занятий).

14. Весна в природе. Изменение наклона солнечных лучей весной. Признаки весны: увеличение полуденной высоты солнца, продолжительности дня, потепление и т. д. Значение солнечного тепла и света в жизни природы. Раннецветущие травянистые растения, распускание почек и цветение деревьев и кустарников.

Практическая работа. Наблюдение погоды по приборам и предсказание погоды по местным признакам, ведение записей показаний приборов и наблюдений в «Календаре природы и труда». Подведение итогов наблюдений погоды за месяц: вычерчивание температурной кривой, подсчет дней с преобладающим направлением ветра, ясных, пасмурных, дождливых и снежных.

Экскурсии и природу (лес, парк, сад, водоем) для изучения весенних явлений в природе.

15. Птицы весной. Связь сроков появления перелетных птиц с изменениями, температуры воздуха, вскрытием рек, появлением насекомых и другими сезонными явлениями в природе. Значение птиц в сельском и лесном хозяйстве. Охрана птиц.

Практическая работа. Наблюдения за прилетом птиц, заселением гнездовий, развеска гнездовий, участие в подготовке и проведении праздника «День птиц». Составление календаря прилета птиц по своим наблюдениям. Изготовление наглядных пособий: альбома о жизни птиц с использованием записей наблюдений, рисунков и материалов, собранных из литературы.



16. Работа в уголке живой природы весной. Уход за комнатными растениями, ознакомление с правилами и приемами пересадки, перевалки и обрезки комнатных растений. Знакомство с разными способами размножения комнатных растений.

Практическая работа. Размножение комнатных растений черенками, делением 'куста, отводками, усами, луковицами. Составление земельной смеси для пересадки растений. Работы по перевалке, пересадке, подкормке, обрезке растений. Опыты по выявлению лучших сроков черенкования разных комнатных растений, по влиянию различных субстратов на быстроту укоренения черенков, температуры, влажности и подкормки на рост и развитие комнатных растений. Наблюдения за черенками комнатных растений — укоренением, ростом, их развитием.

Проведение наблюдений за поведением животных весной в уголке живой природы. Уход за животными уголка живой природы. Воспитание появившегося молодняка.

17. Весенняя работа на учебно-опытном участке. Значение своевременной обработки почвы, техника разбивки делянок, сроки посева овощных, полевых и цветочных растений, глубина заделки семян, расстояния в рядках и между рядками для разных растений, правила высадки рассады в грунт.

Знакомство с опытнической работой на участке. Особенности ухода за овощными, цветочными и плодово-ягодными растениями. Сорные растения — спутники полевых и овощных растений.

Практическая работа. Наблюдения за появлением всходов овощных, полевых и цветочных растений, за ростом и развитием плодово-ягодных, овощных, полевых и цветочных растений, за появлением и развитием сорняков.

Закладка опытов по выявлению влияния удобрений на рост, развитие и урожай овощных и цветочных растений, выявление лучших сроков посева и посадки овощных и цветочных растений. Внесение удобрений, перекопка почвы и выравнивание ее граблями, разбивка делянок, посев семян овощных, полевых и цветочных растений в грунт, высадка рассады капусты, помидоров, цветов. Уход за кустарниками и плодовыми деревьями в саду (мульчирование почвы, приствольных кругов у плодовых деревьев), посадка черенков черной смородины и усов земляники, полив, рыхление всходов овощных и цветочных растений, подкормка, удаление сорняков, уход за многолетними цветочными растениями.

Общественно полезный труд. Озеленение школьной территории, улицы, двора, детского сада; размножение комнатных растений для внутреннего озеленения. Участие в работе «зеленого

патруля».



18. Лето в природе. Признаки лета. Изменение полуденной высоты солнца, продолжительность дня в начале и конце лета, сезонные явления природы летом. Предсказание погоды по поведению животных и состоянию растений. Растения-часы, растения-барометры. Лекарственные растения, сроки и способы их сбора. Ядовитые растения. Правила сбора грибов и ягод. Ядовитые грибы и ягоды. Хозяйственное значение леса (луга, водоема) и охраны его. Редкие растения, подлежащие охране.

Особенности развития отдельных насекомых (вредителей леса), меры борьбы с ними, полезные животные и охрана их. Время вылета птенцов из гнезд. Охрана птиц во время гнездования и вылета птенцов.

Практическая работа. Наблюдения за погодой по приборам и предсказание погоды по местным признакам (облакам, ветру, растениям, поведению животных), за продолжительностью дня в течение лета, ростом и развитием растений, образованием и ростом плодов у деревьев и кустарников, развитием насекомых, появлением птенцов, их кормлением и вылетом из гнезда.

Ведение записей показаний приборов и наблюдений за погодой в «Календаре природы и труда», подведение итогов месячных наблюдений за погодой, вычерчивание температурной кривой, подсчет дней с преобладающим направлением ветра, дней ясных, пасмурных, дождливых. Ориентировка в лесу по сторонам горизонта, по компасу и без компаса. Сбор веток деревьев и кустарников, составление альбомов рисунков съедобных и ядовитых для человека грибов, полезных и вредных грибов для леса, коллекции насекомых — вредителей леса (луга).

Экскурсии в природу для ознакомления с растениями и животными леса (парка, луга, водоема), лекарственными растениями, ягодами, грибами.

19. Уход за овощными, полевыми, цветочными и плодово-ягодными растениями. Способы, сроки и дозы полива и подкормок растений участка (овощных, цветочных, плодово-ягодных и полевых). Техника рыхления почвы и борьба с сорняками. Простейшие меры борьбы с вредителями овощных, цветочных, плодово-ягодных растений.

Практическая работа. Наблюдения за ростом и развитием растений на опытной и контрольной делянках и ведение записей наблюдений в дневнике («Календарь природы и труда»). Рыхление почвы, удаление сорняков, полив, подкормка, прореживание корнеплодов, пасынкования помидоров, прищипка верхушки тыквенных, окучивание капусты и картофеля, подготовка почвы к посадке земляники и посадке ее, выявление и распознавание насекомых-вредителей, применение доступных юннатам - способов борьбы с насекомыми-вредителями, сбор и учет урожая выращиваемых растений.



20. Работа в уголке живой природы летом. Уход за растениями и животными, воспитание молодняка животных — обитателей уголка живой природы. Пополнение уголка новыми объектами.

  1. Охрана природы. Законы об охране природы. «Красная книга» природы. Общественные организации по защите природы. Юннаты — защитники природных богатств своего края.

Практическая работа. Наблюдения за состоянием зеленых насаждений своего микрорайона: двора, улицы, ближайшего сквера, парка и других культурных ландшафтов. Сохранение редких объектов природы своей местности.

Общественно полезная работа. Приумножение зеленых насаждений своего края. Участие в распространении знаний по охране природы среди сверстников и взрослых.

Экскурсии в краеведческий музей, выставку достижений народного хозяйства (союзного, республиканского, областного или районного значений).

23. Подведение итогов работы. Уборка урожая, подведение итогов опытов, оформление дневников, изготовление наглядных пособий, оформление выставки, подготовка и проведение Праздника урожая.

Общественно полезный труд. Выявление очагов насекомых-вредителей в садах, огородах, в уходе за урожаем сельскохозяйственных культур и его уборке. Участие в работе «зеленого патруля». Сбор лекарственных растений.



ЛИТЕРАТУРА

1. Влагосклонов К. Н. Охрана и привлечение птиц. М., Просвещение, 1972.

2. Болотина Л, Р., Лытышина Д. И. Методика внеклассной воспитательной работы в начальных классах. М., Просвещение, 1980.

3. Горощенко В. П., Степанов И. А. Методика преподавания природоведения. М., Просвещение, 1977.

4. Запартович Б. Б., Криворученко Э, Н. Соловьев а Л. И. С любовью к природе. И., Педагогика, 1976.

5. Майорова И. Г., Романина В. И., Тарпопольский Д. М., Гукасова А. М. Трудовое обучение в начальных классах. М., Просвещение, 1978.

6. Папорков М. А., Клиновская Н. И., Милованова Е. С. Учебно-опытная работа на пришкольном участке. М., Просвещение, 1980.

7. Природоохранительное просвещение. Сб. М., Знание, 1980.

8. Родина В. А, Цветоводство в школе, М., Просвещение, 1974.

9. Стрезикозин В. П. Актуальные проблемы начального обучения, М., Просвещение, 1976.



10. Формозов А. Н. Спутник следопыта. Любое издание.

11. Цейтлин Н. Е., Рожнев Я. А. Наблюдения и опыты на уроках труда в начальных классах. М., Просвещение, 1980.




Социализм — опиум для пролетариата. Граффити (Лондон, 1968)
ещё >>