Образование: начальное профессиональное образование профессия: ткач - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Образование: начальное профессиональное образование профессия: изготовитель... 2 494.01kb.
Образование: начальное профессиональное образование профессия: мастер... 1 342.01kb.
Образование: начальное профессиональное образование профессия: оператор... 1 195.94kb.
Образование: начальное профессиональное образование профессия: электромеханик... 1 338.82kb.
Образование: начальное профессиональное образование профессия: хозяйка... 1 229.47kb.
Образование: начальное профессиональное образование профессия: мастер... 1 278.38kb.
Наиболее значимые новеллы федерального закона от 27. 12. 2012 №273-фз 1 332.4kb.
Образование: начальное профессиональное образование 3 525.5kb.
Образование: начальное профессиональное образование 1 336.08kb.
Образование: начальное профессиональное образование 1 198.23kb.
Образование: начальное профессиональное образование 1 144.27kb.
Продукции в современных условиях 7 1127.21kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Образование: начальное профессиональное образование профессия: ткач - страница №1/1


СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ОБРАЗОВАНИЕ: НАЧАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ПРОФЕССИЯ: ТКАЧ


ОСТ 9 ПО 02.32.10-2001

Издание официальное




Согласован Утвержден

Московский Государственный Первый заместитель Министра

Текстильный университет образования Российской

Им. А.Н. Косыгина Федерации

6 июня 2001г. В.М. Жураковский

“ 12 ” сентября 2001 г.

СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБРАЗОВАНИЕ: НАЧАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ПРОФЕССИЯ: ТКАЧ


ОСТ 9 ПО 02.32.10-2001

Издание официальное



Согласован Утвержден

Московский Государственный Первый заместитель Министра

Текстильный университет образования Российской

Им. А.Н. Косыгина Федерации

6 июня 2001г. В.М. Жураковский

“ 12 ” сентября 2001 г.

СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБРАЗОВАНИЕ: НАЧАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Начальное профессиональное образование

Initial vocational educational


Профессия: ткач

ОСТ 9 ПО 02. 32.10-2001

Profession: Weaver

Дата введения.........



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


к федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта начального профессионального образования по профессии

"Ткач"


Федеральный компонент Государственного стандарта начального профессионального образования по профессии "Ткач" включает документы:
Издание официальное Перепечатка воспрещена

С.2 ОСТ 9 по 02.32.10-2001

а) профессиональную характеристику;

б) федеральный компонент содержания общепрофессионального и профессионального циклов обучения.

Организация обучения по профессии осуществляется в соответствии с Перечнем профессий и специальностей начального профессионального образования (утв. 08.12.99 г.; постановление правительства РФ № 1362).

При организации обучения лиц, имеющих основное общее образование и получающих в учреждениях начального профессионального образования среднее (полное) общее образование, необходимо дополнительно руководствоваться документами, определяющими федеральный компонент Государственного стандарта среднего (полного) общего образования (с учетом профиля подготовки).

Профессиональная характеристика отражает содержательные параметры профессиональной деятельности: ее основные виды, а также их теоретические основы.

В структуре федерального компонента содержания профессионального и общепрофессионального циклов выделены блоки учебного материала (общепрофессиональный и профессиональный), предметные области и учебные элементы с указанием уровня их усвоения.

Название учебных элементов в стандарте указывает на конкретное содержание деятельности, которое должен освоить выпускник в результате обучения. Соотношение теоретического и практического обучения при усвоении учебных элементов определяется учебно-программной документацией.

Учебным элементам соответствуют определенные уровни усвоения. Государственный образовательный стандарт начального профессионального образования предусматривает использование следующих уровней:


ОСТ 9 по 02.32.10-2001 С.3

1 уровень - узнавание изученных ранее объектов, свойств, процессов в данной профессиональной деятельности и выполнение действий с опорой (подсказкой).

2 уровень - самостоятельное выполнение по памяти типового действия.

3 уровень - продуктивное действие, т.е. создание алгоритма деятельности в нетиповой ситуации на основе изученных ранее типовых действий.

При изложении содержания федерального компонента принят следующий порядок:

названия блоков пишутся заглавными буквами и имеют сквозную нумерацию;

названия предметных областей внутри блоков выделены прописными буквами, номер предметной области содержит номер блока и порядковый номер области внутри блока;

номер основного обобщающего учебного элемента включает номер предметной области и порядковый номер данного элемента;

узловые учебные элементы перечисляются с красной строки после основного обобщающего учебного элемента, к которому относятся;

для ряда учебных элементов и некоторых предметных областей выделены характеризующие их признаки, которые следуют после двоеточия сразу за названием предметной области или учебного элемента;

признаки основного обобщающего учебного элемента или предметной области относятся ко всем входящим в них нижерасположенным учебным элементам;

для учебных элементов, после которых уровень усвоения не указан, подразумевается первый уровень;

С.4 ОСТ 9 по 02.32.10-2001

уровень усвоения, отличный от первого уровня указывается в круглых скобках непосредственно за учебным элементом или признаком и относится только к нему.

Учебные планы и программы для организации обучения по профессии "Ткач" разрабатываются образовательными учреждениями на основе Модели учебного плана для учреждений начального профессионального образования (ОСТ 9 ПО 01.03-93); документов настоящего стандарта, документов, регламентирующих федеральный компонент содержания остальных циклов обучения, примерной программной документации по профессии, разработанной Институтом развития профессионального образования Министерства образования Российской Федерации, а также документов национально-регионального компонента стандарта начального профессионального образования.

Требования к результатам обучения (содержательные параметры деятельности, указанные в профессиональной характеристике, учебные элементы и их уровни усвоения) являются основными параметрами, проверяемыми при оценке качества подготовки выпускников по профессии и аттестации образовательного учреждения. Выполнение этих требований служит основанием для выдачи выпускникам документов государственного образца об уровне образования и квалификации.

Данный стандарт имеет межведомственный характер, распространяется на все формы подготовки по профессии, как в государственных, так и негосударственных структурах независимо от их правового статуса и имеет юридическую силу во всех регионах Российской Федерации.

ОСТ 9 по 02.32.10-2001 С.5

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

1.Профессия начального профессионального образования – ткач

Согласно Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94):

- ткач (хлопчатобумажное, льняное, шерстяное, шелковое производство) (2-5 разряды);

- ткач (пенько-джутовое производство) (3-5 разряды);

- ткач (текстильно-галантерейное производство) (3-5 разряды);

- ткач ручного ткачества (3-5 разряды).
2.Назначение профессии

Изготовление разнообразных видов материалов из различного вида волокна на ткацких станках применяемых в отрасли.

Характер и содержание труда варьируются с учетом отрасли (шелковое, шерстяное и др.), конкретного производства (производство тканей и материалов ассортиментных групп), применяемых технологий и технической оснащенности ткацкого процесса на предприятии.
3.Квалификация

В системе непрерывного образования профессия ткача относится к 3-ей ступени квалификации.

Уровень общего образования, требуемого для получения профессии, – среднее (полное) общее; уровень профессионального - начальное профессиональное образование.

С.6 ОСТ 9 по 02.32.10-2001

Тарификация работ по профессии “Ткач”устанавливается непосредственно на предприятии в соответствии с принятой в стране системой тарификации и другими нормативными актами по труду.

Повышение квалификации по профессии ткач осуществляется:



  • на предприятии с целью обновления знаний, умений и повышения квалификации в рамках профессии;

  • в системе непрерывного профессионального образования для достижения более высокой квалификации.

ОСТ 9 по 02.32.10-2001 С.7

4.Содержательные параметры профессиональной деятельности



Виды профессиональной

деятельности



Теоретические основы

профессиональной деятельности



1

2

Общепрофессиональные параметры

Соблюдение профессионального этикета; общих норм и правил поведения, общения.

Ведение технологического процесса производства различных материалов.

Контроль основных технологических параметров поступающей основной и уточной пряжи, выработанной продукции.


Психологические основы общения; методы и средства общения; нормы и правила поведения. Этика профессиональных отношений; эстетическая культура

Общие сведения о технологическом процессе прядения, ткачества и отделки тканей и др. материалов вырабатываемых на ткацких станках.

Факторы, воздействующие на ход технологического процесса и качество выпускаемого ассортимента продукции

Технологические требования к качеству пряжи, ткани и др. материалов. Их физико-механические параметры и методы контроля.


Выявление и устранение мелких неполадок в работе ткацких машин.

Государственные стандарты и технические условия, по которым производят выработку материалов

Подготовка и проведение регулировки машин и оборудования.

Устройство, назначение, принцип работы оборудования;

С.8 ОСТ 9 по 02.32.10-2001




Обеспечение бесперебойной и сопряженной работы ткацкого оборудования, соответствующей требованиям нормативно-технической документации

- правила пуска, эксплуатации, регулирования и ремонта обслуживаемого оборудования

Поддержка на должном уровне санитарного состояния оборудования и рабочих мест.

Соблюдение правил охраны труда, техники безопасности, санитарии и гигиены


Правила техники безопасности, санитарии и гигиены



Специальные параметры

Профессия: ткач (хлопчатобумажное, льняное, шерстяное и шелковое производство)



Обслуживание ткацких станков. Ликвидация обрывов нитей основы, утка; заправка кромочных нитей; проведение отпуска и натяжения полотна и особенно основы; зарядка и смена уточных бобин; чистка полотна от концов основных и уточных нитей. Съем наработанной ткани и заправка нового куска; обработка заправленной на станок основы, надвязка или смена оборвавшегося галева в ремизках.

Устройство, работу и взаимодействие механизмов обслуживаемого оборудования.

Основные свойства используемой пряжи, линейную плотность и требования к качеству основной и уточной пряжи; виды пороков пряжи.

Строение ткани, основные переплетения и виды проборок.

Требования к качеству ткани, виды ее пороков, способы их предупреждения и устранения.






ОСТ 9 по 02.32.10-2001 С.9

Контроль плотности ткани, качества поступающих основы и утка.

Причины обрывности основы и утка, меры по их снижению.

Выявление пороков ткани и предупреждение их вырабатывания.

Виды и нормы отходов, способы их уменьшения.

Ассортимент тканей выпускаемых предприятием.



Профессия: ткач (пенько-джутовое производство)

Выработка мешочных, линолеумных и паковочных тканей.

Осуществление контроля за работой ламельного прибора, наборного механизма, контроля за полотном.

Выполнение заводки и приработки нитей основы при отрывах, перевязки цен.

Обработка привязанных и заправленных основ.

Проведение зарядки и смены уточной бобины.


Ассортимент и заправочный расчет ткани.

Виды переплетений и проборок в галева ремиз.

Виды проборки аркатных шнуров в кассейную доску, порядок чередования карт и правильность их сшивания.

Правила установки картона для смены челноков по цвету и раппорту после разгона.



Профессия: ткач (текстильно-галантерейное производство)

Проведение выработки лент, тесьмы, шарфов, платков, палантинов и тканей простых переплетений; сложных переплетений из различных видов волокна с применением резиновых и металлических нитей; на различных видах ткацкого оборудования;

Устройство ткацкого оборудования применяемого для выработки текстильно-галантерейной продукции.
Ассортимент, артикулы и заправочные расчеты по выработке лент и тканей;

С.10 ОСТ 9 по 02.32.10-2001




подготовка и заправка станка, смена челноков и заправка их шпулями;

Расчет и правила заправки основ.

Пробивка основы и ремизы в бердо;

регулировка подачи и натяжения основы



Виды переплетений и проборок;
Виды дефектов лент и ткани;

Ликвидация обрывов основных и уточных нитей; подвязка арката.

Восстановление раппорта переплетений.

Обеспечение равномерного схода шпуль в челноках.


Виды и линейную плотность в тексах перерабатываемого сырья;
Требования к качеству выпускаемой ленты.

Профессия: ткач ручного ткачества

Проведение выработки средней сложности безворсовых, ворсовых, махровых ковров и ковров сумахов на ручных и полумеханических ткацких станках;

Устройство и взаимодействие отдельных механизмов, ручных и полумеханических ткацких станков

Выработка на ручных ткацких станках уникальных, сюжетно-темати-ческих изделий, выполняемых с использованием различных техник ручного ткачества с цветовой гаммой свыше десяти цветов

Технологический процесс выработки ковров и других изделий в зависимости от техники выполнения;

Ассортимент изделий и их заправочные расчеты;



Регулировка натяжения основы.

Проведение вязки бахромы.

Проведение подналадки станков.


Назначение и виды пряжи;
Способы подналадки станков


ОСТ 9 по 02.32.10-2001 С.11

Примечания: Профессиональные требования к знаниям и умениям стандартизированы на уровне обобщенных алгоритмов деятельности и ее теоретических основ. Конкретизация требований к знаниям и умениям по типам оборудования, технологии и технологической документации осуществляется на региональном (отраслевом) уровне.

5. Специфические требования|

Возраст приема на работу не моложе 16 лет. Пол не регламентирован.|

Медицинские ограничения регламентированы Перечнем противопоказаний Министерства здравоохранения Российской Федерации.|

С.12 ОСТ 9 по 02.32.10-2001



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛОВ ОБУЧЕНИЯ

N.N

Учебные элементы и уровни их усвоения

1

2



  1. ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ БЛОК


1.1. Общая технология производства
1.1.1. Классификация текстильных волокон.

Строение, свойства и первичная обработка текстильных волокон (2).


1.1.2. Прядение.

Пряжа и ее свойства (2). Системы прядения (2). Контроль качества пряжи (2).

1.1.3. Ткачество.

Ткань и ее свойства (2). Последовательность переработки пряжи в ткачестве (2). Перематывание пряжи (2).Снование пряжи (2). Шлихтование (2). Виды ткачества (2).

1.1.4. Производство трикотажа.

Виды трикотажа (2).Оборудование для производства трикотажа (2).Общая характеристика и принцип действия трикотажных машин (2).


1.1.5. Производство нетканых материалов.

Способы выработки нетканых материалов, их характеристика (2). Виды нетканых материалов (2).

ОСТ 9 по 02.32.10-2001 С.13

1.1.6. Отделка тканей.

Виды отделки тканей (2). Сущность и цель отделки тканей (2). Основные технологические процессы отделки тканей, их последовательность (2). Учет и контроль качества готовых тканей (2).
2. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ БЛОК
2.1 Технология ткацкого производства (технология хлопчатобумажного производства или льняного, шерстяного, шелкового производства; пенько-джутового производства; текстильно-галантерейного производства; ручного ткачества).
2.1.1. Значение отрасли для социально-экономического статуса России. Место работы по профессии в технологическом процессе предприятия. Роль профессионального мастерства рабочего в обеспечении высокого качества выполняемых работ.

2.1.2. Гигиена труда. Производственная санитария и профилактика травматизма. Охрана труда, электробезопасность и пожарная безопасность на предприятии.

2.1.3. Основные элементы кинематических передач ткацких станков и машин.

Механизм и станок. Звенья механизмов. Типы кинематических пар и кинематические схемы механизмов (2). Передачи вращательного движения. Механические передачи (2). Ременная, фрикционная, зубчатая, цепная, червячная передачи. Их устройство, достоинства и недостатки, назначение. Механизмы, преобразующие движение. Их назначение, устройство, условные обозначения на кинематических схемах(2).

С.14 ОСТ 9 по 02.32.10-2001

2.1.4. Ткань и принцип переплетения на ткацких станках. Виды переплетений

Понятие о строении ткани. Определение направления нитей основы и утка (2). Принципы образования ткани на ткацком станке (2). Виды текстильных нитей. Показатели, характеризующие ткань (2). Виды переплетений. Их параметры, особенности построения и выработки на ткацком станке (2).

Классификация сложных переплетений. Особенности выработки жаккардовых тканей (2).


2.1.5. Классификация ткацких станков. Общее устройство ткацких станков

Классификация и техническая характеристика ткацких станков(2).

Общее устройство ткацкого станка(2). Механизмы и детали, связанные с пуском ткацкого станка в работу(2). Механизмы и детали, осуществляющие движение основы в вертикальном направлении; их характеристика (2). Механизмы и детали, осуществляющие движение основы в горизонтальном направлении, их характеристика (2). Механизмы, осуществляющие движение и подачу утка, их характеристика (2). Механизмы, контролирующие технологический процесс, их характеристика и назначение (2).Вспомогательные устройства, используемые в ткацких станках, их виды, устройство и назначение (2).
2.1.6. Обслуживание ткацкого станка.

Правила безопасности труда при обслуживании станков. Обязанности ткача, ставильщиц, заряжальщиц обслуживающих ткацкие станки(2). Основные рабочие приемы по обслуживанию станков и уход за ними(2).

ОСТ 9 по 02.32.10-2001 С.15

2.1.7. Пороки ткани, возникающие в процессе ткачества, их виды, характеристика и способы устранения (2).

2.1.8. Технологическая характеристика, остов и привод ткацкого станка.

Техническая характеристика базового станка (2). Остов и привод станка, их устройство (2). Устройство главного вала. Вид соединительных муфт (2). Устройство, работа и назначение механизмов пуска и останова станка (2).


2.1.9. Механизм отпуска и натяжения основы. Основной регулятор и тормоз.

Устройство, работа и назначение механизма отпуска и натяжения основы (2).Разладки механизма и меры их предупреждения (2).Тормоз. Область применения, устройство, принцип действия (2). Назначение основного регулятора; его устройство и работа (2).

Ткацкие навои, их назначение и устройство (2).
2.1.10.Товарный регулятор и механизм навивания ткани на товарный валик

Назначение, устройство и работа товарного регулятора (2).Способы освобождения ткани при розыске "раза"(2). Назначение, устройство и работа механизма навивания ткани на товарный валик (2).Основные разладки и способы их устранения (2).


2.1.11. Процесс зевообразования. Виды проборок основных нитей в ремиз.

Виды зева и их характеристика (2). Размеры зева и их значение (2).Назначение и устройство ремизных приборов (2).

С.16 ОСТ 9 по 02.32.10-2001

Виды и устройство ремизок (2). Виды галев (2). Виды проборок, их достоинства и недостатки, условия применения (2).Проборка по рисунку (2).


2.1.12.Зевообразовательные механизмы.

Классификация зевообразовательных механизмов. Их устройство, принцип действия (2). Регулирование высоты и чистоты зева (2). Разладки зевообразовательного механизма (2). Понятие о заступе и его величине (2). Ремизоподъемные каретки. Устройство, назначение и работа (2). Жаккардовая машина, ее назначение и общее устройство (2). Виды и особенности жаккардовых машин (2). Технологическая оснастка жаккардовых машин (2).


2.1.13. Механизм прокладывания утка в зев и смены утка.

Назначение, устройство и принцип действия для различных видов ткацких станков (2).

2.1.14. Механизм прибоя утка к опушке ткани (2).

Назначение механизма и условия его работы (2). Общее устройство механизма для различных типов ткацких станков (2). Особенности устройства батанного механизма в зависимости от типа ткацкого станка (2).


2.1.15. Кромкообразующие механизмы.(2)

Строение кромок ткани (2). Шпарутки (2). Ножницы (2). Требования, предъявляемые к кромкам (2).Типы, назначение и устройство шпаруток (2). Назначение, устройство и работа ножниц на различных типах станков (2).


2.1.16. Предохранительные устройства ткацкого станка.

Их назначение, устройство и работа (2).

ОСТ 9 по 02.32.10-2001 С.17

2.1.17. Обрывность основы и утка, способы ее предупреждения и устранения (2). Отходы (2).

Причины обрывности (2).Отходы на ткацких станках, причины их образования, нормы (2). Принципы безотходной технологии (2).
2.1.18. Оценка качества тканей.

Учет суровых тканей (2). Оборудование учетно-сортировочного отдела (2). Организация приемки суровой ткани от ткачей (2). Контроль качества суровой ткани, способы ее определения (2). Стандарты на определение сортности тканей (2).

2.1.19. Производительность ткацкого станка.

Теоретическая производительность и факторы ее определяющие (2). Понятие о коэффициенте полезного времени (КПВ) и факторах ее определяющих (2). Определение фактической производительности (2). Производительность труда, факторы, влияющие на производительность труда (2).


2.1.20. Заправка и обработка основы на станке. Последовательность работ при заправке основы (2). Проверка технического состояния станка.
2.1.21. Сведения о разладках и наладках отдельных механизмов ткацкого станка и влияние их на качество ткани (2). Понятие о цикловой (круговой) диаграмме работы станка (2).

2.1.22. Основные сведения о ремонте ткацких станков.

Организация ремонта ткацких станков (2). Виды ремонта (2).
2.1.23. Организация труда ткача (2).

2.1.24.Перспективы развития техники и технологии ткачества.

С.18 ОСТ 9 по 02.32.10-2001

Распределение времени обучения по профессии:

ТКАЧ”



по разделу “Профессиональная подготовка”



Количество часов на базе

среднего (полного) общего образования

среднего (полного) общего образования



основного общего образования с получением среднего (полного)

общего образования



Сроки обучения




1 год




3 года

Профессиональная подготовка




1036

2330

2248

Резерв времени




50

100

100

Консультации




50

100

350

Экзамены




18

36

108

ОСТ 9 по 02.32.10-2001 С.19

ПРОЕКТ СТАНДАРТА РАЗРАБОТАН

ИНСТИТУТОМ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:


Директор Института развития

профессионального образования Смирнов И.П.


Зам. директора Института развития

профессионального образования Федотова Л.Д.


Руководитель разработки

Зав. лабораторией Читаева О.Б.

Лаборатория методического

обеспечения профессий легкой

промышленности и сферы услуг

Исполнитель Черемушкина Е.А.

Согласовано

Московский Государственный текстильный

Университет им. А.Н. Косыгина

Доцент кафедры ткачества Слостина Г.Л.

06.06.01г.

Управление начального профессионального



Образования Минобразования РФ

Начальник управления Бутко Е.Я.




Статистика для политика — все равно что уличный фонарь для пьяного забулдыги: скорее опора, чем освещение. Эндрю Ланг в редакции Дм. Па
ещё >>