«Образы Пушкина в работах художников его эпохи» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Дружба и друзья в лирике А. С. Пушкина «Становление пера» 1 101.95kb.
«Образы материнства в произведениях художников» 1 77.79kb.
Образы бедного крестьянства в поэме Н. А. Некрасова 1 29.5kb.
Iii класс (34 ч) Раздел «Россия — Родина моя» 1 148.54kb.
А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» 1 50.64kb.
Мария Александровна Пушкина (1832-1919) 1 86.38kb.
Imitatio alexandri портреты александра македонского и мифологические... 1 358.49kb.
Лекция «Волшебство Африки» 1 20.24kb.
Петра Великого, его образы, вызывают интерес в любой период времени... 1 170.63kb.
Ивашова Алёна Александровна 1 80.58kb.
Исследовательская работа по литературе Счастливые встречи живописи... 1 264.42kb.
Портрет сына Арсения Тропинина один из лучших в творчестве 1 18.85kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

«Образы Пушкина в работах художников его эпохи» - страница №1/1

Тема: «Образы Пушкина в работах художников его эпохи».
Цели: 1) Познакомить с художниками, изображениями Пушкина. Дать характеристику портретам Пушкина разных лет.

2) Развивать умение слушать, анализировать картины.

3) Воспитывать понимание характера человека, умение видеть прекрасное.
Оборудование: репродукции, картины В. А. Тропинина, О. Кипренского, И.Минева, А.С. Пушкина.
План:

1) Организационная часть.

2) Беседа.

3) Итог беседы.

4) Конец занятия.

Портреты писателей – это портреты самых дорогих наших собеседников, помогающих нам познавать самих себя, законы и тайны человеческого ощущения, дружбы, любви, указывающих высокие человеческие идеалы, открывающих глубокий смысл таких слов, как свобода, справедливость, отечество.

Писатель на хорошем портрете обычно похож на свои произведения. Да может ли быть иначе? Ведь искусный живописец добирается до глубины души писателя, постигает все, что заставляет смысл его жизни и побуждает браться за перо, что оживает в создаваемых им образах – и передает это в лице. Трудясь над портретом, он непременно проникнется тем, что выражает к этому свое отношение. Так портрет по–своему помогает нам лучше понять творчество писателя.

Слова учителя: Кто может назвать художников портретистов?

Портрет писателя – эпизод (а иногда событие) в истории живописи и в истории литературы, живопись и литература встречаются в портрете писателя- это счастливые встречи!

Никто из нас не в силах припомнить, когда увидели впервые лицо Пушкина, мы начинаем жизнь в окружение Пушкинских портретов, нам кажется, мы всегда знали его неповторимый облик. А люди, которые жили в одно время с поэтом, твердили, как клятву «оду вольность», послание « к Чаадаеву», нетерпеливо ждали новых песен «Руслан и Людмилы», позже издав « Онегина». Люди, ходившие с Пушкиным под одним небом, по одному городу, могли встретить Пушкина и пройти мимо, не угадать: он.

В начале сентября 1826 г. Пушкина по высочайшему повелению привозят из села Михайловского в Москву. Имя Пушкина повторяется, в каком то общем гуле, все внимание, все взоры, обращены к нему. Со всех сторон неслось: «Укажите нам его!»



Автопортрет художника.

Но фотография не изобретена, первый простейший фотографический снимок появится уже после смерти Пушкина. Портреты? Но за шесть лет ссылки ни в Кишиневе, ни в Одессе, ни тем более в деревне, Михайловском, никто из художников, кажется, Пушкина не рисовал.

В 1822 г. впервые напечатана поэма «Кавказский пленник» к ней приложен портрет автора, гравированный мастером Егором Гейтманом. Рисунок, с которого сделана гравюра, исполнен, видимо, еще до ссылки Пушкина.



Тайны гейтмановской гравюры неразгаданны и поныне, спорят даже о возрасте изображения, на ней поэт 12-13 летний мальчик или юноша, уже окончивший лицей? Но главный вопрос кто нарисовал портрет? Доказано не сам гравер; он обычно работал по чужим рисункам. Кто бы ни был автор рисунка, с которого делал гравюру Гейтман важно другое, именно по этой гравюре читатели представляли его лицо. Но внешность Пушкина с годами менялась.

В начале 1827 г. портрет Пушкина пишет замечательный художник Василий Иванович Тропинин. Художник родился крепостным, лишь на 48-ом году жизни Тропинина господин отпустил его на волю. Тропинин написал его портрет, сам выбирает портретиста – Тропинина.

Бесспорно Тропинин - лучший московский портретист но, наверное, не только это определяет выбор. Люди на портретах Тропинина одеты в легкие халаты, в рубахи, свободно расстегнутые у ворота.

Живописец словно заглянул к ним с улицы в окно и застал в самом, что ни на есть в обыкновенном виде.

Пушкин пока еще не совсем гений. Пушкин совершенно домашний, обыкновенный, непричесанный, непринужденный, - но все же вдруг откроется и пленит нас быстрый поворот головы, подвижная выразительность каждой черты лица, блеск светло-голубых, широко распахнутых, устремленных и какой-то значительной мысли глаз.

Между этюдом и «главным» портретом был еще карандашный набросок, художник прокладывает путь от первого впечатления, как бы ни было оно сильно, к тому окончательному изображению, которое должно собрать и открыть зрителям все, что живет для них в жизни, слове, понятии – Пушкин. Главный портрет, не увеличенный в несколько раз этюд и не соединение этюда с карандашным наброском наметившими композицию построение будущего портрета.

«Главный» портрет рождается в особом проницательном всматривании в того, кого пишешь, когда в каждой черточке лица, в каждом повороте, жесте угадываются особенные приметы души, когда художник обретает способность в каждом мазке, несет на холст, передавая частицу открывшеюся ему.

В повороте головы остается глубокая задумчивость. Но поворот величествен и горд, широко разворачиваются плечи и силу. Складки халата становятся широкими, свободными, плавными, как бы выявляя внутреннею освобожденность поэта, его свободное дыхание. Слегка встрепанные завитки волос, свободный расстегнутый ворот, небрежно повязанный шарф, не стягивающий шею, говорит и о будничной простоте «домашности» Пушкина, и о вдохновении, внезапно его озарившем. В сосредоточенном взгляде угадывается уже не просто напряженная мысль, но мысль поэтическая. Правая рука поэта с перстнями на большом и указательном пальцах свободно лежит на столике. Тут же открытая книга. Здесь не праздная мечтательность, здесь мечта творческая. Краски скупы, не портят, не рассеивают внимание. Всего ярче – вольный белый ворот рубахи: он тот час привлекает взгляд зрителя к лицу поэта. В одежде сочетаются глубокий коричневый цвет с глубоким синим – цвета земли и неба.

Тропинин всю жизнь будет вспоминать часы, которые провел с глазу на глаз с великим нашим поэтом.

24 мая 1827 года Пушкин приезжает в Петербург. К Кипренскому привел Пушкина друг поэта Дельвиг, он заказывает портрет для себя – и вместе для всех; любящих Пушкина.

Этот портрет человека, не бредом, а жаром восторга охваченного, но озаренного высоким творческим вдохновением. Глаза Пушкина на портрете видят и внимают. В них способность живо и жадно схватывать впечатление и вместе напряжение, глубокая работа ума.

Лицо Пушкина спокойно, но не беспристрастно. В лице, в повороте головы, в неподвижности плеч, в руках, крепко скрещенных на груди, передано скрытое волнение, встревоженость, поиски решения, бездна переживания иных поэтом душ и чувств. Наружная сдержанность выявляет внутренний огонь, оголивший поэта.

Сначала на портрете не было бронзовой фигуры музы, богини-покровительницы. Поэзии, с лирой в руке стоящей справа за плечами поэта, когда работа была окончена, друзья Пушкина попросили художника дополнить портрет изображением гения Поэзии. Они имели в виду изваяние музы. Блеск ясных глаз, непослушные волосы, словно тронутые пролетевшим ветром луч света, озаривший большой красивый лоб, клетчатый плащ, небрежно переброшенный через плечо, выдают внутреннею взволнованность Пушкина, делают образ его подвижным.

1836 февраля, последний пушкинский февраль. В одной из черновых рукописей – автопортрет, глядящие вниз глаза под удивленно поднятыми бровями, старческая складка губ, в каждой черточке стариковского лица – тоска, безнадежность, печаль.

В середине 80-х прошлого столетия, через полвека после гибели поэта, в доме одного петербургского артиста находят портрет поэта.

Само лицо на портрете неожиданно – такого Пушкина ни один художник, писавший его при жизни, не изображал.

Волосы поредели, не вьются как прежде. Потемнело, осунулось лицо. Тревога, тоска, острая боль, которую нет сил таить, светятся в ярко сияющих, словно, озаренный страданием глазах. Портрет исполнен не очень умело, сразу видно, что живописец не искуплен в мастерстве, но с каким чувством написал он портрет, как глубоко понял душевные муки Пушкина.

Портрет написан Иваном Лагиновичем ленивым, офицером, он был любителем живописи. Жуковский предложил ему написать портрет друга. Портрет удивительный! С высочайшей точностью и глубоким сочувствием рассказывает он о трагедии поэта, о главном его несчастье, о тревоге, досаде и бессилии, которые овладевали и вели его к гибели. Потрет, созданный рукой друга, - рожденный в душе друга.

Ты вновь создал, волшебник милый

Меня, питомца чистый муз, -

И я смеюся над могилой

Ушедших навек от смертельных муз.

Болдинская осень. А.С. Пушкина.







А.С. Пушкин и Царскосельский лицей.








Врач-специалист — это медик, который приучил своих пациентов болеть только в приемные дни.
ещё >>