Образ Воланда и его свиты в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Кто из героев романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» становится... 1 33.3kb.
Мастер и маргарита 1 54.6kb.
Сатира и фантастика в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» 1 62.59kb.
Чем гордятся современные россияне 1 35.77kb.
Три мира в романе м. Булгакова «мастер и маргарита» 1 123.43kb.
Урок 20: «Мастер и Маргарита» 1 106.25kb.
Три мира в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» 1 93.91kb.
Литература силы света и тьмы. Вина и расплата в романе м. А. 1 102.82kb.
Урок по литературе в 11 классе: Мастер и Маргарита по роману М. 1 76.82kb.
Воланд и его свита в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» 1 109.92kb.
Малыгина Андрея Борисовича: романы «Зеркало, или Снова Воланд» и... 1 35.25kb.
М. а булгаков «Мастер и Маргарита» Вопросы и задания 1 58.61kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Образ Воланда и его свиты в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» - страница №1/1

Конспект урока по литературе. 11 класс

Автор: Наумова Людмила Михайловна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №14 «Зеленый шум» города Волжского Волгоградской области.

Тема урока: Образ Воланда и его свиты в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Цели урока:

1. Определить роль и значение образа Воланда и его свиты в романе М. Булгакова.

2. Развивать умения анализа эпического произведения.

Ход урока

1.Роман «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова – один из интереснейших и загадочных в русской литературе. И на этом уроке нам предстоит еще раз в этом убедиться. Нужно сказать, что демонологические образы в литературе упоминаются часто. В русских народных сказках встречаются черти, водяные, русалки, леший и Баба-Яга. В цикле «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н. В. Гоголя мы встречаем ведьм, колдунов, нечистая сила изображена иронично, ее легко подчинить своей воле. В поэме «Демон» М. Ю. Лермонтов создает иной образ. Его герой изгнанник, павший ангел, потерявший интерес не только к добру, но и к злу. В трактовке Достоевского демонов и ангелов заключает в себе человеческая душа. И эта двойственность ведет к бесконечной борьбе добра и зла в душе каждого. Эта борьба отражается в мыслях и поступках героев Достоевского.

2.Попробуем определить, какова природа образа Воланда у Булгакова.

Романный Воланд –это дьявол, сатана, князь тьмы, воплощение зла. Имя взял из «Фауста» Гете. Так называет себя сам Мефистофель: «Дворянин Воланд идет!» В поэме упоминается лишь однажды, а в русских переводах всегда опускается.

Давайте припомним, как появляется Воланд в романе. Для этого необходимо погрузиться в обстановку роману. Закроем глаза и представим…

- В каком мы городе? ( В Москве на Патриарших прудах)

-Какая погода и какое время года? ( Весна, май, небывало жаркий закат)

Липовая аллея, где нет никого, кроме 2 мужчин (Михаил Александрович Берлиоз и Иван Бездомный). «Был тот час, когда уж, кажется, и сил не было дышать. Солнце, раскалив Москву, в сухом тумане валилось куда-то за Садовое кольцо. Напившись абрикосовой воды, они уселись на скамейке лицом к пруду. В это время появился первый человек в аллее».

Обратимся к портрету Воланда: «Росту он был не маленького и не громадного, а просто высокого. Что касается зубов, то с левой стороны у него были платиновые коронки, а справой золотые. Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях. Серый берет он лихо заломил на ухо, под мышкой нес трость с черным набалдашником в виде головы пуделя. По виду – лет сорока с лишним. Рот какой-то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз черный, левый почему-то зеленый. Брови черные, но одна выше другой. Словом – иностранец.»

-Какой прием использует Булгаков, создавая портрет Воланда? (Парцелляция) Почему именно этот прием?

3. С какой целью Воланд приезжает в Москву?

-Берлиозу он сообщает, что прибыл, чтобы изучить найденные рукописи Геберта Аврилакского (чернокнижника десятого века)

- Сотрудникам Театра Варьете – выступить с сеансом черной магии

- Буфетчику Сокову – просто хотел повидать москвичей в массе, а удобнее всего это сделать в театре

-Маргарите – провести бал весеннего полнолуния

Из всего этого что следует? Воланд многолик, как и подобает дьяволу, надевает разные маски.

4.Раскрыть образ Воланда помогут определенные символы и мотивы.

Мотив знания. Он владеет информацией о каждом жителе планеты, ныне живущем или давно умершем, способен узнать будущее и заглянуть в прошлое, может читать мысли. Но не в этом его сила. Это лишь инструменты. Он изучает суть добра и зла. Он наблюдает, как меняется человек с течением времени. «Ну что же, люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было…Человечество любит деньги, из чего бы они не были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны, ну что ж и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди…в общем… напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их.» Таков вывод Воланда о москвичах 30-х годов.

Мотив памяти. Сам он многое знает и помнит, но никто не может вспомнить ни его внешность, ни его имени. Эта необыкновенная способность делает атмосферу вокруг Воланда еще более загадочной.

Символы солнца и луны. На протяжении всего романа Воланда сопровождает луна. Она выделяет эпизоды и детали, освещает темное, тайное и забытое. Луна расставила все на свои места и дала каждому то, что он заслужил.

Масонские символы. Масонство – всемирная, тайная организация, которая работает над материальным и моральным прогрессом, над умственным совершенствованием человечества. Обратим внимание на портсигар Воланда, вот его описание: «Он громадных размеров, червонного золота, и на крышке его при открывании сверкнул синим и белым огнем бриллиантовый треугольник.» Треугольник, перевернутый вершиной вниз, в масонстве является символом сатаны.

Шутовство. Вечные парные герои король и шут. Воланд и его свита – король и шуты, которые делают все, чтобы насмешить его.

5. Итак, свита Воланда. Кто к ней относится? Коровьев - Фагот, Бегемот, Азазелло, Гелла. (Подготовленные учащиеся рассказывают немного о каждом в сопровождении слайдов с портретами)

6.Похождения свиты. Вспомним эпизоды.(На доске записаны имена героев романа, учащиеся называют эпизод, связанный с этим персонажем)

1) Степа Лиходеев, директор Варьете, отправлен в Ялту.

2) Михаил Александрович Берлиоз попадает под трамвай.

3) Иван Бездомный пытается поймать нечистую силу и попадает в психиатрическую клинику.

4)Никанор Иванович Босой арестован за хранение долларов.

5)Римский, финансовый директор Варьете, напуганный Геллой, уезжает.

6)Варенуха, администратор Варьете, превращается в вампира.

7) Жорж Бенгальский остался на какое-то время без головы.

8) Прохор Петрович, председатель комиссии зрелищ, представлял собой «говорящий костюм».

9)Максимилиан Андреевич Поплавский, дядя Берлиоза, напуган и отправлен в Киев.

10) Маргарита Николаевна и Наташа превращаются в ведьм.

11) Представление в Варьете.

12) Пожар в Грибоедове. (Коровьев и Бегемот обедают)

13)Разгром в магазине, который устраивает Бегемот.

14)Сжигают квартиру №50 по улице Садовой №302 бис.

7. Чтобы проверить, насколько хорошо учащиеся знают эти эпизоды, проводится цифровой диктант. (За утвердительный ответ выставляется 1, а за отрицательный -2)

Цифровой диктант



  1. Воланд при встрече с Берлиозом и Бездомным заявил, что он полиглот и знает очень большое количество языков.

  2. Бегемот прокатился на трамвае.

  3. Гелла была всегда одета в черное платье.

  4. Бегемот, чтобы пройти в ресторан Дома Грибоедова, представился Чеховым.

  5. Коровьев отличался красноречием, именно он сообщил в милицию, что Н. И. Босой хранит доллары в своей квартире.

  6. Крик совы помешал Гелле в преследовании Римского.

  7. Азазелло передает Маргарите крем, чтобы она смогла летать.

  8. Воланд играл с Бегемотом в шахматы.

  9. На балу Бегемот купался в бассейне с коньяком.

  10. Коровьев всегда ходил с тростью.

(Ответ:1,1,2,2,1,2,1,1,1,2 )

8.При помощи какой геометрической фигуры можно представить свиту Воланда?

(Например, при помощи круга: попав в их поле, невозможно выбраться)

9. - За что наказывает свита Воланда москвичей?

1) Наказана бюрократическая верхушка учреждений, занимающихся искусством (Степа Лиходеев, Варенуха, Римский, Жорж Бенгальский)

2) Разоблачение взяточничества и жадности (Наканор Иванович Босой, дядя Берлиоза)

3)Осуждение пошлости и приспособленчества людей, которых принято называть «простыми людьми» (разоблачение Семплеярова, Иван Николаевич – боров, буфетчик Соков)

- Какие приемы сатирического изображения использует Булгаков?

Гротеск - «самопишущий костюм» (гл. 17, 27); поющие грузовики (гл.17)

10. Поскольку коснулись теории литературы, предлагается повторить несколько терминов с опорой на роман.

«Старинный двухэтажный дом кремового цвета помещался на бульварном кольце в глубине чахлого сада» (эпитет)

«МАССОЛИТ разместился в Грибоедове так, что лучше и уютнее не придумать. Всякий, входящий в Грибоедова, прежде всего знакомился…» (метонимия)

«Головную Степину кашу трудно даже передать» (метафора)

«В кулисах стали переглядываться и пожимать плечами, Бенгальский стоял красный, а Римский был бледен»(антитеза)

«Фагот раскрыл рот, как птенец, и всю ее, карту за картой, заглотал» (сравнение)

11.Учащимся предлагается обсудить и прокомментировать несколько высказываний.

1) Роман Булгакова считают, особенно священнослужители, кощунственным, направленным против Бога. Иерей Георгий Белодуров говорит: «Это утонченная апология сатанизма! Глядя на Мастера и Маргариту, кое-кто может решить, что сговор с Сатаной вполне допустим». Другой священник Михаил Дунаев говорит: «И Сатана у Булгакова уже не выступает в роли сеятеля зла и врага человеческого, он может показаться этаким поборником справедливости».

2) Воланд – лишь побочное звено, двигатель сюжета, а главное в романе – это люди, с пороками и страстями, на фоне действий которых меркнет даже зловещая фигура Сатаны. Еще М. Волошин сказал: «В каждом человеке Дьявол с Богом борется, а поле битвы их - сердца человеческие».

3)Стремления Воланда направлены лишь на то, чтобы люди могли видеть и осознавать истинную картину мира. Воланд несет знание о добродетели и грехах. Ведь Сократ сказал, что поступать хорошо может только тот человек, который знает, что есть добро, а что есть зло.

4)Природа же истинно художественного произведения такова, что в нем нет лишнего, случайного – важно все. «Я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Дьявол (Воланд) хочет зла, но он не может выйти за рамки дозволенного свыше и, думая, что действует по собственной воле, только служит орудием Божественного промысла – невольно совершает благо.

5)Воланд – мудрый, величественный, поэтому привлекает сердца и губит поверивших ему смертных. Творит ли Воланд добро? Нет, он вершит зло. Воланд – обманщик и плут. Столкновение с ним изменило к лучшему личность Бенгальского, Лиходеева, Бездомного вовсе не потому, что этого хотел Воланд: просто они раскаялись, и дьявол более над ними не властен. Сила Тьмы всегда подчиняется воле Добра.

12.Подведение итогов урока. Какова роль Воланда в романе?

1. Образ заставляет задуматься над вечными проблемами соотношения в мире добра и зла, насилия и милосердия.

2. Воланд и его свита позволяют Булгакову показать, что зло исходит от самого человека, способного предавать и лгать. Милосердие тоже творят люди, не лишенные света в своих душах.

3. Можно предположить, что Воланд олицетворяет собой идеальную власть.

Домашнее задание: А.Создать кластер на тему «Воланд и его свита в романе М.Булгакова В.Подобрать цитаты из романа на заданную тему.



С.Письменный ответ на проблемный вопрос: Воланд в романе М. Булгакова –олицетворяет зло или благо?

Конспект урока литературы 10 класс

Автор: Наумова Людмила Михайловна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 14 «Зеленый шум» города Волжского Волгоградской области

Тема урока: Эпилог и его роль в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Цели урока: 1.Проанализировать эпилог романа.

2. Определить роль эпилога в романе.

Ход урока



1.Зачитываются последние строки шестой части:  Раскольников опустился на стул, но не спускал глаз с лица весьма неприятно удивленного Ильи Петровича. Оба с минуту смотрели друг на друга и ждали. Принесли воды.

   -- Это я... -- начал было Раскольников.

   -- Выпейте воды.

Раскольников отвел рукой воду и тихо, с расстановками, но внятно проговорил:



Это я убил тогда старуху-чиновницу и сестру ее Лизавету топором, и ограбил.

Илья Петрович раскрыл рот. Со всех сторон сбежались.

Раскольников повторил свое показание.

-Вот так заканчивается история одного преступления, произошедшая в Петербурге с главным героем Родионом Раскольниковым. И перед читателем встают вопросы: как сложится судьба героя дальше? Каково будет наказание? И самый главный из них будет звучать так: признание в содеянном: страх или раскаяние? ( Признался = раскаялся)

- Сможем ответить на этот вопрос? ( В полной мере нет, потому что для этого необходимо познакомиться с позицией автора. Где её можно найти? ( В эпилоге)

-Итак, сегодня на уроке мы поработаем с эпилогом романа. Обратите внимание на тему урока. Я пропустила слово, давайте попробуем его восстановить.

Определимся с целями нашей работы ( на доске записаны глаголы: изучить, определить, научиться, сравнить, проанализировать. Глаголы помогут сформулировать цель)

- Прежде чем определить роль эпилога, давайте вспомним, что это такое?



Эпилог- заключительная часть произведения, в которой окончательно проясняется судьба героев.

2.Эпилог состоит из 2 частей.

Назовем основные события, составляющие содержание первой части эпилога.

1)Судопроизводство по делу Раскольникова прошло без больших затруднений.

2)Суд принял во внимание « чистосердечное раскаяние» Раскольникова и много других смягчающих обстоятельств и вынес сравнительно легкий приговор- каторжные работы второго разряда в течение 8 лет.

3)Мать Раскольникова заболела, потом сошла с ума и вскоре умерла.

4)Дуня вышла замуж за Разумихина.

5)Соня поехала за Раскольниковым в Сибирь.

-Как переносит Раскольников каторгу?

-Как складываются у него отношения с окружающими?

-Почему каторжники Соню полюбили, а Раскольникова –нет?

И вот теперь мы можем ответить на вопрос: признался = раскаялся? (Нет, не раскаялся)

-Почему он не раскаялся в своем преступлении?

-Придет ли раскаяние? Да. Поспособствует этому один из ключевых эпизодов эпилога(сон о трихинах)
3.Чтобы вы поняли о каком фрагменте идет речь, мы подготовили вам такую подсказку. Прослушайте фрагменты из разных произведений русской литературы. Определите, о чем идет речь? Назовите произведения и авторов.

Татьяна в лес; медведь за нею;


Снег рыхлый по колено ей;
То длинный сук ее за шею
Зацепит вдруг, то из ушей
Златые серьги вырвет силой;
То в хрупком снеге с ножки милой
Увязнет мокрый башмачок;
То выронит она платок;
Поднять ей некогда; боится,
Медведя слышит за собой,
И даже трепетной рукой
Одежды край поднять стыдится;
Она бежит, он все вослед,
И сил уже бежать ей нет.
Где ж?.. У зеркала, одна

Посреди светлицы;

В тонкий занавес окна

Светит луч денницы;

Шумным бьет крылом петух,

День встречая пеньем;

Все блестит... Светланин дух

Смутен сновиденьем.

«Ах! ужасный, грозный сон!

Не добро вещает он -

Горькую судьбину;

Тайный мрак грядущих дней,

Что сулишь душе моей,

Радость иль кручину?»


Где мы? В какой благословенный уголок земли мы попали?

Что за чудный край!

Нет, правда, там моря, нет высоких гор, скал и пропастей, ни дремучих лесов - нет ничего грандиозного, дикого и угрюмого.

Не таков мирный уголок, где вдруг очутился наш герой.

Небо там, кажется, напротив, ближе жмется к земле. Солнце там ярко и жарко светит около полугода.

4.М.Бахтин утверждает, что во всей европейской литературе нет писателя, в творчестве которого сны бы играли такую большую роль, как у Достоевского.



Выразительное чтение сна Раскольникова из эпилога.

Он пролежал в больнице весь конец поста и Святую. Уже выздоравливая, он припомнил свои сны, когда еще лежал в жару и бреду. Ему грезилось в болезни, будто весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве, идущей из глубины Азии на Европу. Все должны были погибнуть, кроме некоторых, весьма немногих, избранных. Появились какие-то новые трихины, существа микроскопические, вселявшиеся в тела людей. Но эти существа были духи, одаренные умом и волей. Люди, принявшие их в себя, становились тотчас же бесноватыми и сумасшедшими. Но никогда, никогда люди не считали себя так умными и непоколебимыми в истине, как считали зараженные. Никогда не считали непоколебимее своих приговоров, своих научных выводов, своих нравственных убеждений и верований. Целые селения, целые города и народы заражались и сумасшествовали. Все были в тревоге и не понимали друг друга, всякий думал, что в нем в одном и заключается истина, и мучился, глядя на других, бил себя в грудь, плакал и ломал себе руки. Не знали, кого и как судить, не могли согласиться, что считать злом, что добром. Не знали, кого обвинять, кого оправдывать. Люди убивали друг друга в какой-то бессмысленной злобе. Собирались друг на друга целыми армиями, но армии, уже в походе, вдруг начинали сами терзать себя, ряды расстраивались, воины бросались друг на друга, кололись и резались, кусали и ели друг друга. В городах целый день били в набат: созывали всех, но кто и для чего зовет, никто не знал того, а все были в тревоге. Оставили самые обыкновенные ремесла, потому что всякий предлагал свои мысли, свои поправки, и не могли согласиться; остановилось земледелие. Кое-где люди сбегались в кучи, соглашались вместе на что-нибудь, клялись не расставаться, -- но тотчас же начинали что-нибудь совершенно другое, чем сейчас же сами предполагали, начинали обвинять друг друга, дрались и резались. Начались пожары, начался голод. Все и всё погибало. Язва росла и подвигалась дальше и дальше. Спастись во всем мире могли только несколько человек, это были чистые и избранные, предназначенные начать новый род людей и новую жизнь, обновить и очистить землю, но никто и нигде не видал этих людей, никто не слыхал их слова и голоса.



- Почему этот сон называют «философским итогом романа»?

-Каков смысл сна?

-Что привело человечество к гибели?

Сновидение приводит к резкому перелому во внутренней жизни человека, к его перерождению и обновлению. Раскаяния не было, сон о трихинах произвел решающий перелом в его душе. Его идея в подсознании оформилась до конца, нашла свое логическое завершение – отрицание заповедей человеколюбия и морали ведет за собой разрушение всеобщее, что и поворачивает героя к людям. Идея его противна самой человеческой природе.

5. Иоанн Лественичек, христианский просветитель, живший в 5 веке н.э., представлял жизнь человека в виде лестницы. Давайте представим жизнь Раскольникова в виде лестницы. (Можно изобразить лестницу на доске)

8) Воскресение

7)Любовь к Соне

6)Слезы (Слезы - очищение, просыпается душа)

5)Тяжелые мучения и страдания

4)Кто он сам?

3)Воспаление мечты

2)Душевный холод и одиночество

1) Индивидуализм и презрение к человеку

6.Мы с вами говорили о том, что в этом романе нет ничего случайного. Все детали, даже самые маленькие, глубоко символичны. Большую идейную нагрузку несет на себе цвет. Вот, например, в описании Петербурга преобладает желтый цвет.

- А если бы нам с вами нужнобыло представить, какие цвета наполняют образ Раскольникова. Какие цвета вам здесь видятся? (Представим образ Раскольникова в виде буквы Р.На доске помещена большая буква Р из белой бумаги, а за ней цветная(заранее изготовленная учителем или учеником). Просим ребят попытаться объяснить, почему именно такие цвета представляют образ Раскольникова, какие цвета добавили бы или убрали.

7. Какие иллюстрации, цветные или черно-белые, вы предложили бы для эпилога?

-Внимательно посмотрите на иллюстрации. ( «Раскольников» художник П. Боклевский 1880 г.; «Раскольников на лестнице» художник И. Глазунов) Какую бы вы поместили в эпилог?

8.А вот перед вами еще одна иллюстрация.( «Преступление и наказание. Эпилог» Художник И. Глазунов)

- Какой эпизод текста отразил художник на рисунке? Раскольников сам не знал, что с ним происходит, что-то подхватило его и бросило, и он плакал и обнимал.

-Что происходило в душе Сони? Предлагаю вашему вниманию театральную иллюстрацию( ученица рассказывает от лица Сони)



- Спасла ли Соня Раскольникова? (Через Соню герой выходит в мир, к людям, признавая свою вину. Соня своей любовью, жалостью и состраданием, своим бесконечным терпением и самопожертвованием, своей верой Бога спасает Раскольникова)

-Что явилось наказанием для Раскольникова?

-Раскольников – хладнокровный убийца или заблудившийся человек?

-Юридические и нравственный суды: одновременно ли они происходят?

-Раскольников и Соня: что впереди?( Мы понимаем, что дальше он пойдет рука об руку с Соней, неся вместе с ней в мир христианские идеи любви и добра, милосердия и сострадания. Раскольников понимает, что стать человеком - значит обрести нравственные идеалы, без которых невозможно жить с людьми, сердцем принять нормы человеческих взаимоотношений.)

9.Выводы урока.

1.Роль эпилога чрезвычайно велика: во-первых, логически завершает сюжет произведения, во-вторых, он содержит авторскую философскую и жизненную позицию.( Позиция Достоевского- гуманизм, любовь к человеку, кто бы он ни был.)

2.Эпилог позволяет читателям задуматься над проблемами, поставленными в романе, и попытаться найти свое решение.

3.Эпилог вносит новое понимание в название романа.( Преступление = убийство = мысль наказание = каторга = страдание)



4. Эпилог играет важную роль в понимании смысла всего романа.

Нужно помнить о том, что хотел своим романом сказать Достоевский: не насилие, а любовь, красота и вера спасут мир.




Допустимо ли искоренять злодейство, убивая злодеев? Но ведь это значит умножать их число! Блез Паскаль
ещё >>