страница 1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Образ святого Георгия в житии Феодора Сикеота - страница №1/1
![]() ТюмГу, г. Тюмень Образ святого Георгия в житии Феодора Сикеота Образ святого Георгия, одного из самых популярных святых, известен благодаря множеству памятников, сохранившихся до наших дней. Главным образом это тексты его житий, где он предстает в образе святого мученика, пострадавшего во имя христианской веры. Уже с первых редакций жития повествуют о том, что Георгия был воином, однако первоначально почитается он исключительно как мученик, претерпевший смерть во имя христианской веры. Но в X в. появляются легенды, которые рисуют перед нами образ святого воина, поборовшего змея, пожиравшего жителей города Гевала [3, С. 83 – 97]. Образ святого воина, становится одной из важнейших составляющих почитания святого. Появляется обширная иконография, рисующая Георгия в облике конного или, пешего воина при полном вооружении. Для исследования популярности святого в таком качестве, следует обратиться кроме источников повествующих непосредственно о его подвигах, к жизнеописаниям других святых. В данном случае будет рассмотрено житие Феодора Сикеота. Еще до появления мотива змееборства, он был настолько популярен, что смог вмешаться и благоприятствовать земной жизни преданных ему людей. Федор Сикеот, как написано в его житии с детства и до самой смерти сталкивался с покровительством святого. Феодор Сикеот – святой, родившийся в благочестивой семье в городе Анастасиополе, что в Малой Азии. На протяжении всей своей жизни он сталкивается со святым. Вернее вся его жизнь, сложившаяся определенным образом – это результат вмешательства святого Георгия. [1, С.4.] Основная цель таких образов святых, безусловно наставническая. В начале VII в. культ святого мученика был уже хорошо известен и святой называется в тексте не иначе как мученик. Однако, святой Феодор не стал в пример святому Георгию демонстрировать свою выносливость к пыткам. Его предназначение заключалось в другом. Когда Феодор был еще шестилетним ребенком святой Георгий пришел во сне к его матери и сообщил что «небесный царь требует твоего сына к себе», это означало, что святой должен всю свою жизнь посвятить службе Господу. Каждую ночь в последствие святой приходил к Феодору во сне, будил его и звал в храм [1, С. 3]. По пути в храм его пугали бесы, являясь в образе волков и других зверей, но святой Георгия шел впереди и отгонял их копьем. Мать Феодора, однажды проснувшись и не обнаружив сына дома, испугалась и побежала его искать, найдя сына, она всю дорогу тащила его за волосы. Дома она привязала его к кровати. Святой вступает в конфликт с матерью святого, наущаемой дьяволом: «Ненавидяй же исперва добра золодей врагъ, видя себе побежаема смерениемъ богословесьнааго отрака, и не почиваше, хотя отвратити и от таковаго дела. И се начатъ матерь его поущати, да ему избранить таковааго дела» [виноградов] Во сне ей явился святой и пригрозил, если она не будет пускать его, то он отсечет ей голову. После чего Феодор, снова стал ходить в храм в сопровождении святого Георгия. Вмешательство святого в жизнь Феодора заключалось в защите его от злых демонов и сатаны. Мученик в виде воина держащего в руке копье, либо меч защищал юного святого, от нечистой силы, часто принимавшей образ волков или других зверей. В момент искушения Феодора сатаной под видом друга Геронтия, который искушал его броситься в пропасть, вмешивается святой и уводит его в храм. Это, между прочим, прямой намек на искушение Христа, направленный на приближение жизнеописания святого к первообразу – Иисусу. [2, 4: 5–7]. Текст с изложением жития Феодора Сикеота впервые рисует перед нами святого Георгия в образе воина. Здесь святой в первую очередь воинственный заступник, нежели мученик и страстотерпец. Он отличается настойчивостью в отношении Феодора, а не смиренностью, встает на его защиту от демонов с мечом и грозно предстает во сне матери запрещавшей сыну походы в храм. Вероятно, это первый случай повествования, где мы встречаем святого Георгия в новой для него роли – роли воина. Не исключено, что эти тексты послужили своеобразным началом развития воинской составляющей в образе святого Георгия, которая полноценно и окончательно утвердилась в виде воина змееборца в известном сюжете «Чудо Георгия о змии». Этот сюжет не оригинален и до святого Георгия роль змееборца на себе примерил уже Феодор Тирон, древнейшая письменная редакция жития которого датируется 890 г. [4, С. 12]. Мы можем предполагать, что именно с этого текста стала развиваться воинская составляющая образа святого Георгия, где впервые он открыто борется с демонами, с нечистой силой. Также как и в тексте о Феодоре – святой прибегая к силе оружия, защищая его от демонов – каждый раз приводит святого в церковь, также приводит к вере Георгий и город Гевал, показав свою воинскую доблесть, поборов змия – он в конечном счете обращает в веру этот город. Литература:
|
ещё >> |