страница 1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
«Образ Святого Георгия» - страница №1/1
![]() Государственное образовательное учреждение средняя образовательная школа №324 Методическая разработка урока по предмету «История и культура Санкт-Петербурга» ( 7 класс)
Выполнил: Смирнова А.А., учитель по ИКСПб ГОУ СОШ № 324 Санкт-Петербург 2007г.
ЦЕЛЬ: Создать атмосферу, способствующую осознанию учащимися ценности и значимости нашего города и края как центра духовной культуры. ЗАДАЧИ:
самостоятельной работы. 2. Показать, что культура г Санкт-Петербурга имеет духовные корни в наследии Византии и Древней Руси.
ОБОРУДОВАНИЕ: 1.Фотовыставка «Святая Земля России» (виды Старой Ладоги) 2.Наглядно-иллюстративный материал по теме урока. 3 Мультимедийное оборудование.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ:
Вот уже несколько лет в учебном плане есть предмет «История и культура Санкт-Петербурга». Предмет очень важный и нужный, потому что на его уроках не только осуществляется процесс изучения истории города, но и посредством ознакомления с наследием культуры происходит формирования нравственных и эстетических ценностей у учащихся. Кроме того, практика показывает наличие связи с такими учебными дисциплинами как история, литература, география, изобразительное искусство. Безусловно, что история и культура Санкт-Петербурга – предмет художественно-эмоционального ряда и, соответственно, требующий наличие иллюстративного и звукового материала на уроках. Для проведения уроков необходимо наличие и использование технических средств. В последнее время активно применяется мультимедийное оборудование, которое позволяет проводить уроки на современном уровне. Показатели качества таких уроков конечно выше. Но слово учителя и навык устной речи у учащихся никогда не потеряют своей актуальности, поэтому оптимально сочетание традиционного и инновационного опыта. Данная методическая разработка урока демонстрирует этот приём. Традиционны : объяснения учителя, ответы учеников, чтение стихов. Инновационная часть – это показ статичных кадров, фрагментов видеофильма с звуковым сопровождением на ММО. Как эффектна демонстрация храмов на фоне колокольного звона! Сразу представляется Древняя Русь. И в такой атмосфере возникают истинные чувства, любовь и уважение к прошлому своего народа . Учащиеся с большим удовольствием ездили в Русский музей. И вот на уроке предоставляется слово группе «экскурсоводов»; использование ММО позволяет почувствовать вновь возвышенность музейной обстановки и душевный подъём, который испытывали тогда, стоя перед иконами с образом Святого Георгия. Только тогда они были простыми экскурсантами, а сейчас – настоящие экскурсоводы. УЧИТЕЛЬ:
Сегодня у нас повторительно-обобщающий урок, тема которого « Образ Святого Георгия». На предыдущих уроках мы говорили о православии, о византийских традициях, об иконописи, о первых русских храмах, о Святом Георгии. Мы ездили в Старую Ладогу, посетили в Русском музее четыре экскурсии по абонементу на тему «Древнерусское искусство». А на этом уроке мы подведём итог. Мне помогали готовить урок ребята, которых особо увлекла эта тема; они поделены на следующие группы: «Краеведы», «Экскурсоводы», «Чтецы».
ПОСЛЕДНИЙ КАДР ФИКСИРУЕТСЯ. ЧТЕЦ: Среди мраза-тьмы светлый храм стоит. Иерей-старик у престола встал. Овеваемый теплотой молитв, Стих народ за ним, ждут и стар, и мал. Поднял Книгу книг иерей-старик. Возлетел над ним возглас благостный. О! Пресветлый миг, превеликий миг, Преблаженный миг и прерадостный! В нём отверзлось всем Царство Божее Среди мраза-тьмы воссиял всем свет Отощло-ушло бездорожие От блуждающих в суете сует. Ожил храм-корабль, чуден и велик Над снегами он на восход плывёт. Кормщик сведомый иерей-старик, За едино с ним мореход-народ. УЧИТЕЛЬ: Лучшими сооружениями на Руси были храмы. Средневековые строители создали подлинные шедевры архитектуры. Недаром туристы со всего мира стремятся увидеть старинные русские церкви в Москве, Новгороде, Суздале, Ярославле, Костроме, Ростове, Тихвине, Старой Ладоге. ВИД СТАРОЙ ЛАДОГИ (ММО) « КРАЕВЕДЫ»:
ФРАГМЕНТЫ ВИДЕОФИЛЬМА «СТАРАЯ ЛАДОГА». СТОП-КАДР «ДЕРЕВЯННАЯ СТАРИННАЯ ДВЕРЬ»
УЧИТЕЛЬ:
Прежде, чем перейдём к разговору об образе Святого Георгия, хотелось бы, чтобы вы вспомнили его биографию ( желающие 2-3 человека отвечают). «ЭКСКУРСОВОДЫ» 1. Почитание Георгия началось с Vв и приобрело широкий размах, распространившись на Малую Азию, Сирию, Палестину, Кавказ, Балканские страны и Западную Европу. Ему поклонялись как мученику и воину. На Руси Святой Георгий известен с конца Xв. Имя Георгия становится излюбленным у киевских князей. Ярослав Мудрый при крещении принял его имя, а в 1030г основал город в честь святого. По велению Юрия Долгорукого в 1152г была заложена каменная церковь в честь Святого Георгия в городе Владимире. С X по XIIIвв георгиевские церкви были построены в Новгороде, Юрьеве, Польском, Каневе, Старой Ладоге. 2. У многих народов образ Георгия нашёл славу и поклонение. К его имени обращались и обращаются с просьбой о здравии душевном и телесном, о плодородии земли, о помощи и заступничестве в борьбе с врагами родной земли. Иконография Святого Георгия многообразна. Самые ранние известные изображения относятся к VIв и представляют святого в образе мученика, только, начиная с Xв – в облике воина, с крестом и копьём в руках. Стены храмов украшают сценами из его жития. Принявшая православие Русь получила в наследство уже детально разработанную иконографию святого. Его изображают юным, с шапкою кудрявых волос, обрамляющих безбородое лицо. В наиболее ранних изображениях он облачён в военные доспехи, ноги защищены медными поножами, в руке – копьё; взгляд,вселяющий страх тем, кто на него смотрел. Самая древняя из сохранившихся икон Георгия – образ, написанный около 1170г, ныне хранящийся в Успенском соборе Московского Кремля. Не меньшей мощью и духовной значительностью отличается и образ на храмовой иконе XIIв Георгиевского собора в Новгороде – ныне хранится в Третьяковской галерее.
ЗАДАНИЕ НА КОМПЬЮТЕРЕ С ЦЕЛЬЮ ПОВТОРЕНИЯ ЛЕГЕНДЫ О СВЯТОМ ГЕОРГИИ: ВСТАВИТЬ ПРОПУЩЕННЫЕ СЛОВА. « В окрестностях города …………….. поселился в озере страшный ………... Чтобы его умилостивить, жители города стали приносить ему в жертву своих………….. . Дошла очередь до дочери …………… . Украсили её как невесту и отправили на берег озера. В это время возвращался с «брани» ……………. . Узнав о её несчастье, воин спросил, какому богу поклоняются жители города и выяснил, что они служат ……………….. богам. Тогда он воздел руки к небу и произнёс молитву. После крестного знамения змей пал к его ногам. Девушка обвязала шею чудовища …………. и привела его в город. Спасённые жители восславили своего защитника, уверовали во Христа и воздвигли в городе храм в честь святого воина.
Особая судьба досталась Георгию Победоносцу в русской геральдике. В конце XVв появляется первая государственная печать великого князя Ивана III. На лицевой стороне которой помещён был всадник, поражающий копьём дракона, а на оборотной – двуглавый орёл. Это изображение, приобретая наследственный характер, становится геральдическим знаком. В 1535г «ездец» появился на монетах в ходе осуществления денежной реформы. Был период, когда образ всадника отождествлялся с обликом царя. И лишь с 1710г его стали называть Георгием Победоносцем. С этого же периода образ святого Георгия, побеждающего дракона, появляется и на гербе Москвы. Дальнейшая история образа Георгия Победоносца в России тесно связана с орденом, носящим его имя. Сразу же после вступления на престол Екатерина II изъявила желание учредить специальную награду за военные заслуги. 26 ноября 1769г в Зимнем дворце состоялась торжественная церемония; в дворцовой церкви были освящены крест, звезда, лента. Крест – равноконечный с расширяющимися концами, покрытый белой эмалью. В центральном медальоне на лицевой стороне был помещён образ святого Георгия на белом коне, на оборотной стороне – монограмма СГ, т.е. «Святой Георгий». Лента – двухцветная, 3 чёрных и 2 оранжевые чередующие полосы. Звезда – 4-хконечная, золотая, с монограммой и девизом в центре «За службу и храбрость». Орден имел 4 степени. Первая – самая высокая. Орденом I степени за всю историю его существования было награждено всего 25 человек, среди них: А.В. Суворов, М.И. Голенищев-Кутузов, М.Б Барклай де Толли. И несколько слов об имени. В списке мужских имён особое место занимает имя Георгий. В этом имени, в звуках его, есть что-то твёрдое. В русском языке это имя варьируется и как Юрий, Егор. Есть примета, что имя влияет на судьбу человека. Как сейчас не привести в пример Юрия Гагарина и Георгия Жукова. КАДРЫ ИЗ ФИЛЬМА «СВЯТОЙ ГЕОРГИЙ» (ММО) ЧТЕЦ: Георгий Победоносец. Идущие с песней в бой, Без страха – в свинцовый дождь. Вас Георгий ведёт Святой – Крылатый и мудрый вождь. Пылающий меч разит Средь ужаса и огня. И звонок топот копыт Его снегового коня… Он тоже песню поёт – В ней слава и торжество, И те, кто в битве падёт, Услышат песню его. Услышат в последний час Громовый голос побед. Значкам тускнеющих глаз Блеснёт немеркнущий свет. (Н.Гумилёв) УЧИТЕЛЬ: Наш урок подошёл к концу. Надеюсь, что вы почувствовали, что история нашего города и края не отдельный отрывок истории, а продолжение её предыдущих страниц. Думаю, что вы сегодня испытывали настоящее чувство гордости за наш город и край и будете верными хранителями и продолжателями петербургских традиций. |
ещё >> |