Образ мечтателя в повести Ф. М. Достоевского «Белые ночи» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Как правильно мечтать? 1 58.45kb.
Литература до 1917 года Достоевский Федор Михайлович 1 149.6kb.
Белые ночи Белые ночи как белые дни 1 279.51kb.
Концепция продвижения фестиваля «Белые ночи в Перми 2012» 1 242.06kb.
Курсовая работа Образ ребенка в произведениях Диккенса и Достоевского 36 1 28.65kb.
Партия № Белые Ночи 2012 1 100.75kb.
Урок учителя русского языка и литературы мбоу лицей №1 п. Нахабино 1 41.45kb.
Испанские мотивы 1 12.12kb.
Презентация альбома «Образ Достоевского» 1 84.62kb.
Урока: "Петербургские повести" 1 52.18kb.
Сергей брюханов 1 60.39kb.
Одушевленные наступают (появление новых одушевленных существительных... 1 213.52kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Образ мечтателя в повести Ф. М. Достоевского «Белые ночи» - страница №1/1

Тема урока: Образ мечтателя в повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи».

Я создаю в мечтах целые романы…

Мечтатель… позвольте, да как не знать?

Я сама мечтатель! (на слайде 1)

Ф.М. Достоевский

Цель: Выяснить нравственно-философскую проблематику повести через особенности изображения автором образа мечтателя.

Задачи:

- показать актуальность личности Мечтателя

- совершенствовать навыки работы с текстом

-формирование гуманистического мировоззрения, воспитание любви к художественному слову, живописи, музыке.



Форма работы: Групповая

Тип урока: Урок-исследование

Оборудование: Презентация, видео, музыка, рабочие материалы для урока

Подход: Системно-деятельностный

Ход урока



  1. Организационный момент

  2. Мотивация к учебной деятельности

- Ребята, сегодня мы с вами будем работать в группах. На ваших столах находятся рабочие материалы. Мы создадим проект фильма, но для этого нам необходимо сформулировать тему урока. На слайде вы видите эпиграф урока (его необходимо прочитать), кроме этого на доске написаны ключевые слова темы.

Ключевые слова: Человек, мечта, воспоминание, мечтатель, создать, свой мир, страдание, чувство, любовь, одиночество.

(ребята предлагают свои варианты)

-Действительно, наш разговор пойдёт о мечтателе в повести «Белые ночи» Достоевского.

Итак, тема нашего урока: Образ мечтателя в повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи».

Запишем в тетрадь данную тему, число, классная работа.

- Тему мы определили. На каких проблемных моментах мы останавливаемся, когда анализируем произведение? (на действующих лицах, на сюжете, анализируем эпизоды…)

- Сформулируйте цель нашего урока. (мнения)

- Вы сделали попытку формулировки цели. Вы правы цель нашего урока:___________________________________________________________________________________

III. Смысл названия произведения (слайд)

- Посмотрите на выражение белые ночи. Какое задание вы можете предложить для себя?

(Ответ: Что подразумевается под этими словами? В чём смысл данного выражения)

- Создавая кадр № 1 для фильма, попытайтесь объяснить 1 группа: прямое значение словосочетания белые ночи, а 2 группа – символическое значение ( записать значение маркером на «рабочий слайд», приклеить картинку).




Символическое значение

Белые ночи – счастливые ночи, когда можно мечтать о чём желаешь.



Прямое значение

Белые ночи – светлые ночи, сумерки в Петербурге


Кадр может выглядеть так:

ночь первая _1

Кадры помещаются на доску учениками, делается вывод.

- Какое значение вкладывает Достоевский в выражение «белые ночи»? (символическое)

IV. Словарная работа (кадр № 2)

- На столах у вас заготовки схем-кластеров. Сейчас вам необходимо 1 группе подобрать синонимы к слову мечта, а второй группе к слову мечтатель. Схему необходимо наклеить на кадр № 2, подбирая картинку из конверта.

- А можно ли нашего главного героя назвать мечтателем? Почему? ( приводить примеры из текста)

- Даётся ли имя нашему герою? Почему?


МЕЧТА

Мечтатель
Кадры могут выглядеть таким образом: 05.gif c:\users\пользователь\desktop\формула добра 2\добро картинки\69824457_1.jpg

Кадры помещаются на доску, делается вывод.

V. Мечтатель и Настенька. Образ главного героя. (слайд)

- На слайде вы видите двух людей. Что на первый взгляд можно сказать о них? (гуляют, разговаривают).

- Какое бы задание вы предложили для себя, посмотрев на данную иллюстрацию? (рассказать о главных героях, о чём они говорят, о чём думают…)

- На своих «рабочих» кадрах вы можете представить 1 группа Мечтателя, 2 группа – Настеньку. Необходимо использовать текст, выписывая цитаты на кадр, поместите ту картинку, которая по вашему мнению должна там находиться. Кадр № 3

Кадры могут выглядеть так:


Настенька

«Она была одета в премиленькой в премиленькой жёлтой шляпке и в кокетливой чёрной мантильке».

«…девушка плакала, и через минуту ещё и ещё всхлипывание»

«Да с вами превесело!»

«…я сама мечтатель…начнёшь мечтать… просто за китайского принца выхожу»

«…как надолго вы помирили меня с самим собой»

« не хочу, чтоб меня булавкой пришпиливали»

«Я вас обоих сравнивала. Зачем он – не вы?»



Мечтатель

«Но к чему мне знакомства?»

«Ведь вот уж мне 26 лет»

«…я робок с женщинами…»

«Я не умею молчать, когда сердце во мне говорит»

«Я создаю в мечтах целые романы»

«Я мечтатель; у меня так мало действительной жизни»

«Мечтатель - …не человек, а, знаете, какое-то существо среднего рода»

«…вы сделали меня навсегда счастливым…»
мечтатель настенька

- Характерика героев готова. На что ещё можно было бы обратить внимание? ( на качества кот свойственны героям). На заготовках напишите те качества 1 группа, которые свойственны Мечтателю, а 2 группа записывает качества, которые свойственны Настеньки.




Чуткость, сострадание, дружба, скромность, искренность

Доброта, искренность, уважение, любовь

VI. Мир мечтателя (Кадр № 4)

- Вы, когда-нибудь слышали такое выражение «художник своей жизни»? Как можно понимать данные слова? (мнения учеников)

- А нашего героя мы можем назвать художником своей жизни? (да)




углы, светит что-то новое, другая жизнь, мечтатель – существо среднего рода

странные уголки, что-то новое, смесь чего-то, странные люди - мечтатели
- На ваших столах заготовки в виде облачка. Нам необходимо представить воображаемый мир Мечтателя, записав в заготовку ключевые слова из эпизода ( стр. 204 со слов «Я уселся подле неё…» до конца страницы)

VII. Письмо.

- Обратимся с вами к письму, которое пишет Настенька нашему герою. ( стр. 238-239)

Письмо зачитывает Корнева Настя под музыку.

- О чём это письмо? Как можно одним словом назвать это письмо? (крик души, прощание, признание, прощение)

- Как в этой ситуации ведёт себя Мечтатель? ( «Я долго перечитывал это письмо; слёзы просились из глаз моих…и всё опять потускнело в глазах моих…»)

(прослушивание записи)

- Благодарен ли Мечтатель за эту встречу, за любовь? (да)

VII. Рефлексия (Кадр 5)

- На ваших столах разные вырезанные геометрические фигуры.




Настенька

Мечтатель
-Выберите ту или иную фигуру для Мечтателя ( 1 группа) и для Настеньки (2 группа). Свой ответ обоснуйте. (ваши ассоциации)

Кадры помещаются на доску.

Учитель зачитывает символическое значение фигур.

VIII. Итоги (выступление групп)

- Ребята, оцените свою работу на уроке (спросить каждого)

Д/З


1 группа – Прочитать стихотворение А.С. Пушкина «Я вас любил». Написать каким образом данное стихотворение можно соотнести с повестью Достоевского «Белые ночи»

2 группа – Написать мини-сочинение по высказывании. Ю. Манн: «…по счастливому совпадению, семь слов романа – это как бы семь ключиков к его художественной тайне».




Для того, чтобы растрогать, не нужно быть растроганным. Дени Дидро
ещё >>