«Образ Бабы Яги в сказках, мифологии и истории славянских народов» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Школьная научно-практическая конференция 4 487.82kb.
Районная научно-практическая конференция 1 269.86kb.
Загадочный образ Бабы Яги 1 103.15kb.
Исследование «Образ Бабы Яги: злая колдунья или добрая волшебница? 1 89.55kb.
"Образ Бабы Яги" 1 33.63kb.
Генезис образа Бабы-Яги 1 78.34kb.
«Образ феи в литературе: от мифологии до наших дней» 1 147.06kb.
Программа «Избушка для Бабы Яги» 1 51.59kb.
Вопросы к экзамену по дисциплине «История Беларуси» 1 31.65kb.
Восточнославянский мифологический текст: семантика, диалектология... 3 584.3kb.
Внешняя политика славянских государств и народов XV-XVII вв 1 101.87kb.
Славянская мифология 1 19.91kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

«Образ Бабы Яги в сказках, мифологии и истории славянских народов» - страница №1/1


Тема:


«Образ Бабы Яги в сказках, мифологии

и истории славянских народов»

Выполнила

ученица 3 «В» класса

МБОУ Школы № 124

Сафонова Варвара.

Руководитель

Антонова Ольга Алексеевна,

учитель начальных классов.

СОДЕРЖАНИЕ


Введение……………………………….…………………………….………..3




  1. Сказочные черты образа Бабы Яги…………………………….……..5

  2. Мифологический смысл образа Бабы Яги…………………………...8

  3. Историческая основа образа Бабы Яги………………………………10

Заключение………………………………………………………………..….12

Список использованной литературы……………………………………… 13

ВВЕДЕНИЕ


В прошлом году я была на конференции, где среди выступлений было одно, посвященное образу Бабы Яги. Главный вопрос заключался в том, чтобы определить: добрая она или злая? Меня заинтересовала эта тема, и я потом долго размышляла о смысле образа Бабы Яги в волшебных сказках. В конце концов пришла к мысли о том, что суть не в том, положительную или отрицательную роль играет Баба Яга в народных сказках, а в том, что значение этого образа уходит глубоко в древность и в сказках о Бабе Яге отразились глубокие мифологические верования русского народа. Роль ее значительна и строго определена, и все ее поступки подчинены особому ритуалу. От своих незваных гостей Баба Яга требует знание этого ритуала, четкое соблюдение определенных действий. Как на экзамене: сдал – поможет, путь покажет; не сдал – пересдачи уже не жди.

Цель моей работы – проанализировать образ Бабы Яги в русских народных сказках и определить истоки и назначение этого образа.

Чтобы достичь успеха, был определен ряд задач:



  • Перечитать русские народные сказки, где среди персонажей присутствует Баба Яга;

  • Изучить историю образа, представленную в энциклопедиях и книгах исследователей фольклора;

  • Систематизировать изученный материал;

  • Провести опрос по проблеме исследования среди одноклассников;

  • Проанализировать полученные результаты и сделать вывод о роли Бабы Яги в русском фольклоре.

Гипотеза исследования. Я предположила, что внимательное изучение текста сказки поможет раскрыть связь ее с мифом, а через миф можно приоткрыть историческую основу сказочных персонажей, в нашем случае историческую основу образа Бабы Яги.

Свое исследование я проводила на основе сказок из сборника «Народные русские сказки», составленного Александром Николаевичем Афанасьевым. В этот сборник включены сказки из многих областей нашей страны: от северных архангельских сказок до южных астраханских; от московских и рязанских до оренбургских и енисейских. В этом сборнике представлено сказочное народное творчество чуть ли не всей нашей страны. Для исследования мною были выбраны следующие волшебные сказки о Бабе Яге:



«Баба Яга»

«Баба Яга и Заморыш»

«Царевна-лягушка»

«Гуси-лебеди»

«Марья Моревна»

«Иван-царевич и Белый Полянин»

«Заколдованная королевна»

«Ивашко и ведьма»

«Иван Быкович»

«Медведко, Усыня, Горыня и другие богатыри»

«Перышко Финиста ясна сокола».

Чтобы разобраться в истории образа Бабы Яги, мною были изучены главы о Бабе Яге в следующих книгах: «Исторические корни волшебной сказки» В.Я. Проппа, «Тайны славянских богов» Ф.С. Капицы, энциклопедии «Русская литература» издательства «Аванта+» и «Святая Русь», а также в ходе работы я обращалась к этимологическому словарю и «Толковому словаря великого русского языка» В.И. Даля.

Отправной точкой моего маленького исследования стал письменный опрос в 3 «В» классе 124 школы г. Самары. Я задала одноклассникам вопрос, касающийся роли Яги в народных сказках: «Для чего нужна Баба Яга в русской народной сказке?». Были получены следующие ответы: чтобы было интересно – 18 ответов, чтобы было пострашнее – 15 ответов; чтобы помочь герою – 13 ответов, чтобы сказка была волшебной – 11 ответов, чтобы напугать героя – 7 ответов, чтобы испытать героя – 5 ответов, чтобы съесть героя – 3 ответа. Как мы видим, ответы опрошенных показали, во-первых, многообразие функций Яги в сказочном мире и, во-вторых, явный интерес учащихся к этому сказочному персонажу.




Баба Яга в сказках, мифологии и истории славянских народов

  1. Сказочные черты образа Бабы Яги

В толковом словаре Владимира Ивановича Даля читаем: «Яга – род ведьмы, злой дух под личиной безобразной старухи. Баба-яга, костяная нога, в ступе едет, пестом упирает, помелом след заметает. Кости у нее местами выходят наружу из-под тела; сосцы висят ниже пояса; она ездит за человечьим мясом, похищает детей» (1, 568). Согласитесь, не слишком лицеприятный образ создает Вл. Даль в словарной статье о Бабе Яге. Стоит рассмотреть образ этого сказочного персонажа повнимательнее.

Баба Яга в волшебной сказке – старая горбатая колдунья с длинным крючковатым носом и костяною ногой. Вот как описана она в сказке «Василиса Прекрасная»: «Скоро послышался в лесу страшный шум: деревья трещали, сухие листья хрустели; выехала из лесу баба-яга – в ступе едет, пестом погоняет, помелом след заметает».

Где же она живет? В лесу, в избушке на курьих ножках; избушка окружена частоколом из человеческих костей. Вот описание избушки в сказке «Марья Моревна»: «Стоит дом бабы Яги, кругом дома двенадцать шестов, на одиннадцати шестах по человечьей голове, только один незанятый». Сказка «Иван Быкович»: «В дремучем лесу стоит избушка на курячьих ножках, на бараньих рожках, когда надо – повертывается».

Избушка может поворачиваться по волшебному заклинанию: «Избушка, избушка! Стань по-старому, как мать поставила, - к лесу задом, а ко мне передом!». Или так: «Избушка, избушка, повернись к нам передом, к лесу задом; нам в тебя лезти, хлеба-соли ести». Иногда в сказке Баба Яга живет не в лесной избушке, а в пропасти в подземное царство. И героям приходится туда спускаться, преодолевать опасности и совершать подвиги.

Баба Яга – могущественная волшебница, ей подчиняются звери, ветры и другие стихии. Волшебные животные, состоящие у нее на службе, очень разные. Вот несколько примеров.



Название сказки

животные

Роль в сказке

«Баба Яга»


Кот,

собака


Должны задержать пленника Бабы Яги, но на самом деле помогают героине за доброе с ними обращение.

«Марья Моревна»


Волшебные морские кобылицы

Могут облететь весь мир, служат испытанием Ивану-Царевичу.

«Гуси-лебеди»


Гуси-лебеди

Служат Бабе Яге, похищают для нее малых детушек.

Особой сказочной образностью наполнено изображение трех слуг-всадников из сказки «Василиса Прекрасная»: «Вдруг скачет всадник: сам белый, одет в белое, конь под ним белый, и сбруя на коне белая, - на дворе стало рассветать». «Идет она дальше, как скачет другой всадник: сам красный, одет в красном и на красном коне, - стало всходить солнце». «Вдруг едет опять всадник: сам черный, одет во все черное и на черном коне; подскакал к воротам бабы-яги и исчез, как сквозь землю провалился, - настала ночь».

Баба Яга обладает волшебными вещами. Приведем несколько характерных примеров.

Название сказки

Волшебные вещи

Как помогают герою

«Василиса Прекрасная»


Три пары рук

Выполняют приказы Бабы Яги

«Баба Яга и Заморыш»

Череп с горящими глазами

Сжег мачеху и ее дочерей дотла.

«Царевна-лягушка»


Ковер-самолет

Получив от Бабы Яги ковер-самолет, герой возвращается на нем на святую Русь.

«Заколдованная королевна»


Ветры буйные

Приносят Бабе Яге вести со всего мира.

Баба Яга не ходит пешком, а разъезжает в ступе. В сказке «Баба-яга» говорится: «Баба-яга костяная нога поскорей села на ступу, толкачом погоняет, помелом след заметает и пустилась в погоню». Все перечисленные волшебные способности делают Бабу Ягу сильной, быстрой и практически непобедимой.

В каждой сказке Баба Яга выполняет важную роль. Иногда она является доброй старушкой, указывая дорогу. А иногда ворует детей и пытается их съесть.

Одни герои приходят к ней за советом. В сказке «Царевна-лягушка» Иван-царевич отправляется на поиски Елены Прекрасной и приходит к избушке на курьих ножках. Старая ведунья все знает о его горе, она знает и то, где сейчас Елена Прекрасная и как ее можно вызволить. В сказке «Иван Быкович» три богатыря Иван-царевич, Иван, кухаркин сын, и Иван Быкович отправляются сразиться с чудом-юдом. И наезжают на избушку на курьих ножках. Баба Яга благодарит их за доброе дело, на которое они решились, принимает их ласково, кормит-поит и в путь-дорогу отправляет.

А в сказке «Баба Яга и Заморыш» Заморыш и его сорок братьев отправляются искать себе невест. Заехали молодцы за тридевять земель и наехали на дом Бабы Яги. У той 41 дочь. Ночью Баба Яга хотела убить незваных гостей, но по ошибке убила своих дочерей. Так в сказке наказывается зло в лице Бабы Яги.

Другие герои идут не по своей воле. В сказках « Баба Яга» и «Василиса Прекрасная» мачеха отправляет падчерицу к Бабе Яге на съедение. В сказке «Ивашко и ведьма» ягая-баба сама похищает Лутонюшку, заговорив с ним голосом родной матушки. В первой сказке девочке помогают убежать звери, к которым она отнеслась ласково. Во второй сказке Баба Яга сама отправила Василису домой, как только узнала, что у нее есть материнское благословение – куколка. Лутонюшка же умом и хитростью обманывает злую ведьму и улетает на крыльях, сделанных из перышек добрых гусей, пролетавших мимо.

Очень важным для героя становится умение вести себя с Бабой Ягой по «сказочным правилам». Например, в сказке «Баба Яга и Заморыш»:

- Ах, вы, незваные - непрошенные!

- Ну, старая, чего кричишь? Ты прежде накорми-напои, в баню своди, да после про все и спрашивай.

Интересно, что в одних сказках герои обращаются к ней вежливо, величают «бабушкой», а в других, наоборот, не церемонятся и называют «старой хрычовкой». Судя по всему, оба эти обращения считаются правильными для разных категорий героев. Поэтому старая волшебница, услышав правильные слова, вынуждена принять героев и выполнить их просьбу.

Вл. Пропп в книге «Исторические корни волшебной сказки» пишет о том, что в сказках Яга выступает в трех воплощениях:


  1. Яга-богатырша (««Иван-царевич и Белый Полянин»).

  2. Яга-похитительница («Гуси-лебеди», «Ивашко и ведьма»).

  3. Яга-дарительница (самый притягательный, на мой взгляд, образ, воплощенный во многих сказках). Кстати, проведенный ранее опрос среди третьеклассников также показал, что этот образ Яги кажется им самым главным: «чтобы помочь герою» – 13 ответов.

Подводя итог этой части работы, мы можем сказать о важности и незаменимости этого образа для русской волшебной сказки. Она и страху нагонит, и героя на выносливость испытает, и волшебство проявит, и уму-разуму научит. В сказочном образе Бабы Яги проявилось творчество русского народа, умение через слово выразить свою фантазию и мастерство сказителя. Волшебная сказка многие поколения передавалась из уст в уста, обрастала новыми подробностями и в итоге предстала перед читателем в отточенном чарующем облике.


  1. Мифологический смысл образа Бабы Яги

Мифология – это совокупность древнейших верований какого-нибудь народа, отраженная в мифах. Миф – это древнее народное сказание, легенда.

Каким бы ни был миф, он повествует о чудесном и сверхъестественном, о чем-то, что выходит за рамки обыденного и является настолько грандиозным и значимым, что сохраняется в памяти поколений.

Миф, в отличие от сказки, не создавался для развлечения. Можно утверждать, миф древнее сказки. Если о сказке заранее можно сказать, что это выдумка, придуманная для развлечения и поучения, то в миф люди верили, мифологическому персонажу отводили место в реальной жизни, обращались с ним очень осторожно с соблюдением особых правил.

Нет сомнения в том, что среди героев фольклорных сказок есть те, которые пришли в сказку из мифа, и именно мифологические корни придают им особый смысл в каждом сказочном сюжете. Если бы Баба Яга была просто придумана, для того чтобы пугать ею маленьких детей, то, наверное, ее образ не обязательно было так четко структурировать и всесторонне характеризовать: где живет, как живет, какая она, как вести себя при встрече с ней. Такая подробность обычно сопровождает обрядовые ритуалы.

Ритуал – это гораздо больше, чем просто церемония или праздник, это совокупность действий, в силу и магию которых безгранично верили и выполняли значительно и с почтением.

Как мы уже сказали, у образа Бабы Яги есть глубокие мифологические корни. Мне кажется, что в сюжетах, связанных с Бабой Ягой, отразились именно обрядовые, ритуальные действия древнерусского народа, связанные с важными этапами быта и жизни. Народные поверья отводят Бабе Яге важное место среди нечистой силы.

Баба Яга – древнее славянское божество. Имя Яга, по мнению ученых, может происходить от санскритского «змей». Предполагается, первоначально она была божеством смерти и представлялась в виде женщины со змеиным хвостом, которая жила на границе мира живых и царства мертвых, стерегла вход в подземный мир. Костяная нога Бабы Яги – это атрибут смерти, мертвой ноги. В отдельных сказках появляется образ Бабы Яги золотой ноги («Иван-царевич и Белый Полянин») и глиняной ноги («Гуси-лебеди»). Символика нежити присутствует и здесь, напоминая о загробной жизни. Вспомним, что в древности в могилу умершего клали как золотые, так и глиняные изделия, чтобы он ни в чем не нуждался на том свете.

Образ Бабы-Яги связан с легендами о переходе героя в потусторонний мир. В этих легендах Баба-Яга, стоящая на границе миров служит проводником, позволяющим герою проникнуть в мир мёртвых, благодаря совершению определённых ритуалов. Баба-Яга внутри своей избушки представлялась как бы живым мертвецом — она неподвижно лежала и не видела пришедшего из мира живых человека (живые не видят мёртвых, мёртвые не видят живых). Она узнавала о его прибытии по запаху — «русским духом пахнет».

Лес, который продолжается за ее избушкой, - страшный дремучий лес иного мира. Поэтому герою всегда грозит опасность не вернуться назад и никогда не увидеть белый свет. И именно поэтому так важны советы Бабы Яги и дары – клубочек, который путь укажет, шапка-невидимка, ковер-самолет, волшебный платочек. Пройдя испытания в избе Бабы Яги, человек наделяется многими волшебными дарами-качествами, подчиняет себе разных обитателей иномирья и одолевает страшных чудовищ.

Мифологическое могущество Яги поистине беспредельно. Бабе Яге подвластно время: ее слуги – это белый, красный и черный всадники, то есть утро, день и ночь. Она живет в лесу на границе мира мертвых, она летает в ступе и на помеле, а это значит, что в ее власти и воздушная стихия. Огонь тоже в ее власти – и тот, что в печи, и тот, что горит в глазницах страшных черепов на ее частоколе. Таким образом, перед нами мифологический образ великой богини, повелевающей Жизнью и Смертью, Временем и Судьбой.


  1. Историческая основа образа Бабы Яги

Все сказки о Бабе Яге начинаются с того, что главный герой уходит из родного дома, и судьба его приводит в чужой странный мир.

Дело в том, что у древних народов существовал обряд инициации – посвящения юношей в мужчины. Юноша должен был доказать, что он уже достаточно взрослый, что на него можно положиться, что он усвоил мудрость старших, что он достойный воин и охотник. Обряд посвящения всегда сопровождался различными испытаниями в силе, ловкости и смекалке. Кто же проводил такие испытания и где?

Это должен был быть особый, умудренный жизненным опытом человек, и происходить обряд должен был в особом месте – там, где, по поверьям древних, молодые люди могли получить Мудрость и Знание от предков. Очень может быть, что Баба Яга в реальности – это женщина-жрица, глава рода, которая в укромном и священном месте леса испытывала претендентов на взрослость. Она мудра, и способно научить любого – от Ивана-царевича до Иванушки-дурочка.

Ученые очень заинтересовались тем фактом, что в некоторых сказках к Бабе Яге попадают не только юноши, но и красные девицы. Причем живут подолгу, выполняют тяжелую работу. Очень может быть, что в глубокой древности красивым и умным девушкам (Василисам Прекрасным и Василисам Премудрым) отводилась особая роль в племени, и они тоже проходили некий обряд посвящения. Кстати, есть еще одно толкование слова «Яга» - оно означает «решающая».

Как известно, избушка Бабы Яги стоит на курьих ножках, и художники в иллюстрациях к сказкам изображают эти ножки в виде куриных лапок. Но название, скорее всего, произошло от «курных» ножек, то есть окуренных дымом для особой крепости столбов, на которых древние славяне ставили срубы домов.

Еще одним прообразом Бабы Яги в реальной жизни могли служить знахарки и ведуньи, которые селились вдали от людей, часто в лесу. Там они собирали лекарственные травы и в случае необходимости лечили больных людей из окрестных деревень. Многие считали их связанными с нечистой силой и боялись. Поэтому в воображении людей они вполне могли воплотиться в страшный и таинственный образ Бабы Яги.

Итак, сказки о Бабе Яге – хранилище информации о древней жизни народа, о реальных событиях, происходящих очень-очень давно.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как народ узнает свою историю, если ее корни уходят в такие стародавние времена, когда и письменности еще не было, а значит, не могло сохраниться ни документов, ни воспоминаний? На помощь приходит устное народное творчество, где в поэтизированной форме от поколения к поколению сохранилась и передавалась наша история – мысли, дела, увлечения и верования наших далеких предков.

В итоге нашего исследования мы пришли к выводу о том, что волшебные сказки о Бабе Яге являются во многом отражением народных мифов и поверьев, а те, в свою очередь, являются полузабытыми фактами из настоящей жизни. В Бабу Ягу, которую современные люди считают просто сказочным персонажем, когда-то верили не только дети, но и взрослые. Хранительница рода, главная жрица древних славян – мифологическая богиня – незаменимый персонаж волшебной сказки – во всех трех планах (историческом, мифологическом и сказочном) Баба Яга предстает как воплощение человеческих представлений о жизни и мироустройстве.

Поразительно: зачастую в сказке Бабе Яге отводится всего один – два эпизода, но без нее сказка не состоится – герой пути не найдет, волшебного помощника не получит, царевну не спасет. Получается, что, несмотря на небольшое количество времени, которое ей отведено, Баба Яга является чуть ли не центральным персонажем волшебной сказки.



И еще один вывод сделала я. Сказки – чтение удивительное и захватывающее, но не менее захватывающим является изучение истории сказки и истории ее персонажей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Даль В.И. Энциклопедия русского слова. – М., 2002.

  2. Капица Ф.С. Тайны славянских богов. – М., 2006.

  3. Народные русские сказки / Из сб. А.Н. Афанасьева. – М., 1982.

  4. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – М., 1989.

  5. Святая Русь. Большая энциклопедия Русского народа / Платонов О.А. – М., 2004.

  6. Устное народное творчество // Русская литература: Энциклопедия для детей. – М., 1998.

  7. Этимологический словарь / Семенов А.В.- Москва, 2003.








Он призвал к себе бедняков и раздал им богачей. Элиас Канетти
ещё >>