О структуре социального действия - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Городская экспериментальная площадка "Молодежная политика средствами... 1 177.18kb.
Теория социального действия Т. Парсонса 1 123.14kb.
Вопросы к экзамену по учебной дисциплине «Право социального обеспечения»... 1 76.6kb.
Секция «философия социального действия» 1 84.2kb.
Четвертая Теории социального действия 4 612.58kb.
Дэвид Майерс Социальная психология 65 13624.26kb.
Лекция №8: «Гражданское общество в структуре социального государства... 1 247.12kb.
Координатор совета Фонда Социального Действия 1 56.32kb.
К рабочей программе дисциплины в 06 социология образования 1 37.55kb.
К рабочей программе дисциплины «Социология управления» б 08 1 47.79kb.
К рабочей программе дисциплины «Социология политики» в 04 1 37.75kb.
Перечень вопросов для подготовки к зачету по дисциплине «Социология» 1 20.79kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

О структуре социального действия - страница №1/1


УДК 3(06) Актуальные проблемы гуманитарных наук


И.М. НОВОХАТЬКО

Московский инженерно-физический институт (государственный университет)
О СТРУКТУРЕ СОЦИАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ

(ОТ М. ВЕБЕРА К Т. ПАРСОНСУ)
В первой половине двадцатого века сменилась одна социологическая парадигма. Модель «экономического человека», восходящая к эпохе классического либерализма Локка и Смита многих социологов уже давно не устраивала. Вместо нее стали говорить о модели «социального действия». Не личность, не общество, не культура, а именно «социальное действие» было поставлено во главу угла в эмпирической и теоретической социологии. Общество предлагалось рассматривать как систему действия, то есть мотивированного человеческого поведения. Теорию социального действия разработал М. Вебер. Именно эта теория легла в основу экономических идей В. Ойкена, А. Мюллера-Армака, Г. Беккера и многих других.

Социальное действие, как писал М. Вебер, есть действие постольку, поскольку оно имеет субъективный смысл, и социально, поскольку направлено на другого. Мотив социального действия включает индивидуальную цель, воспроизводящую потребность, и “ожидание” того, что в процессе действия по достижению цели индивид вступает в отношения – целерационально, ценностно-рационально, традиционно или аффективно. Мотив – смысловое единство, представляющееся действующему лицу достаточной причиной для определенного действия, или, как писал Вебер, индивидуальная цель, осмысленная через призму взаимных ожиданий. Причем Вебер называет целерациональное действие – идеальным типом, так как именно такое действие человека направлено на достижение ясно осознаваемых индивидом целей, и средства, которые используются для достижения целей, признаются адекватными.

Теория социального действия была основанием разработанной Т. Парсонсом модели мотивации экономического поведения, причем именно Парсонс впервые ввел в структуру, как он писал, «unit act» – единичного действия, конструкцию ценностно-нормативных ориентаций. Именно нормативные ориентации опосредуют связь целей и средств.

Основной элемент структуры социального действия – актор, деятель (у Вебера – субъект действия). В структуру включены: цель, ситуация действия (средства, при помощи которых деятельность осуществляется, и условия действия), нормативные ориентации, которые формируются под влиянием институализированных и внутренне усвоенных ценностных стандартов. Ориентация деятеля рассмотрена по двум аналитическим направлениям – мотивационному и ценностному. Мотивационная ориентация, в свою очередь, побуждаема определенными потребностями, которые и приобретают форму идеальной цели. Мотивационная ориентация включает три аспекта – когнитивный – цель – удовлетворение потребности в знании: ситуации, отношения объектов между собой; катектический (на основе эмоциональной привязанности) – включает установку деятеля по отношению к объекту, в связи с удовлетворением потребности, и, наконец, оценочный, который отвечает за выбор определенной цели из множества. Чтобы это стало возможным, необходимо включить в ориентации второе направление – ценностное, так как в системе действия Парсонс особо подчеркивает роль и значение ценностных стандартов. Ценностные стандарты необходимы, когда человек, в процессе деятельности, вынужден выбирать из объектов-средств, какую «диспозицию потребностей он будет удовлетворять». Ценностные ориентации обеспечивают ему определенные нормы, которые руководят им в процессе выбора. Действие (всегда!) ориентировано на достижение цели и на конформизм по отношению к нормам.

Парсонс писал, что недостаток экономической теории в том, что она недооценивает, не учитывает элементы человеческого действия, занимается «широкими проблемами» хозяйствования, расчетом прибылей и расходов в их денежном выражении. А проблема в том, кто и как приносит прибыль, проблема в экономическом субъекте. Вся система функционирует и поддерживается в равновесии благодаря рациональному соблюдению экономических интересов всех участвующих в ней индивидов. Именно это положение является основой для общей теории мотивации человеческого поведения. При этом необходимо учитывать, что экономическая деятельность осуществляется в рамках институциональных моделей, где действуют личности, усвоившие социальные нормы и ценностные стандарты.

Парсонс различает эгоистические и бескорыстные элементы мотивации. Даже такая, казалось бы, рациональная цель как успех, содержит, как уже отмечалось, и эгоистический, и бескорыстный элементы. Эгоистический – заинтересованность в признании, в высоком социальном положении внутри профессиональной страты, бескорыстный – в стремлении хорошо работать, в основе которого моральный стандарт – «не могу работать плохо».




ISBN 5-7262-0633-9. НАУЧНАЯ СЕССИЯ МИФИ-2006. Том 6





Предложенный товар уже наполовину продан. Ноэль Дю Файль
ещё >>