О реализации политики устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Информация о ходе выполнения мероприятий по реализации Концепции... 1 161.91kb.
Етылин В. М. Ассоциация коренных малочисленных народов Севера: куда... 3 427.66kb.
«О проблемах обеспечения традиционного образа жизни и традиционной... 1 99.91kb.
Декларация об участии молодежи в сохранении культурного наследия... 1 87.16kb.
О правовом статусе коренных малочисленных народов Севера 1 246.39kb.
Ситуация по «Дылаче» будет рассмотрена в ООН 1 28.96kb.
История, культура и обычаи коренных народов севера и Дальнего Востока 1 97.91kb.
Республикисаха (якути я) Об Уполномоченном по правам коренных малочисленных... 1 149.21kb.
Исторический опыт защиты прав коренных малочисленных народов россии*... 1 97.17kb.
Информация о состоянии и развитии северного оленеводства 1 60.29kb.
Исследование «праздник медведя» 1 124.57kb.
3 соблюдение прав и законных интересов граждан, проживающих в Арктической... 1 49.01kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

О реализации политики устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера - страница №1/1



О реализации политики устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока

Российской Федерации
1. Общая оценка ситуации
Российская Федерация является одним из крупнейших многонациональных государств, сложившихся на федеративной основе. Народы России в большинстве своем исторически сформировались на ее территории, в этом смысле все они, независимо от их численности и мест проживания, являются коренными народами России, сыгравшими значительную роль в формировании российской государственности.

По данным последней Всероссийской переписи населения 2010 года, в России проживают представители 194 этнических общностей.

В том числе среди них выделяется 47 коренных малочисленных народов, согласно четырем критериям отнесения народов Российской Федерации к коренным малочисленным1, а именно:

- проживание на территориях традиционного расселения своих предков;

- сохранение традиционного образа жизни и хозяйствования;

- осознание себя самостоятельными этническими общностями;

- численность в Российской Федерации составляет менее 50 тыс. чел,

Коренные малочисленные народы имеют особый статус, закрепленный Конституцией Российской Федерации. Они компактно проживают более чем в 30 субъектах Российской Федерации, говорят на 47 языках и диалектах.

40 народов из указанных 47 составляют особую группу, проживают в экстремальных условиях циркумполярной зоны, находятся под попечительством государства и имеют правовой статус коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока (далее – коренные малочисленные народы Севера)2.

В настоящее время коренные малочисленные народы Севера расселены на территории 28 субъектов Российской Федерации (республики Алтай, Бурятия, Карелия, Коми, Саха (Якутия), Тыва, Хакасия; Алтайский, Забайкальский, Камчатский, Красноярский, Приморский, Хабаровский края; Амурская, Вологодская, Иркутская, Кемеровская, Ленинградская, Магаданская, Мурманская, Сахалинская, Свердловская, Томская, Тюменская области; Ненецкий, Ханты-Мансийский, Чукотский и Ямало-Ненецкий автономные округа). Вследствие особой уязвимости традиционного образа жизни и среды обитания им, в соответствии с российским законодательством, гарантирован особый правовой статус и приоритетность пользование природными ресурсами.

7 остальных малочисленных народов (абазины, бесермяне, водь, ижорцы, нагайбаки, сету (сето), шапсуги) не проживают в циркумполярной зоне, но также пользуются особыми правами в сфере сохранения этнической самобытности, социального обеспечения, сохранения традиционного образа жизни и деятельности.

За период между двумя Всероссийскими переписями населения (2002-2010 годы) общая численность коренных малочисленных народов увеличилась с 306,7 тыс. чел. до 316,0 тыс. чел. (т.е. на 9,3 тыс. чел., или на 3,0%), в том числе численность коренных малочисленных народов Севера возросла с 244 тыс. чел. до 257,9 тыс. чел. (т.е. на 13,9 тыс. чел., или на 5,7%). При этом численность ряда коренных малочисленных народов Севера прирастала гораздо более высокими темпами (например, теленгитов - на 55%, сойотов - на 30%, челканцев - на 38%, тубаларов - на 26%, эвенов (ламутов) - на 14%, долган - на 9%, эвенков - на 8%, хантов - на 8%, манси - на 7%).

Уязвимость традиционного образа жизни каждого из коренных малочисленных народов, особенно коренных малочисленных народов Севера, суровые климатические условия, в которых они проживают, процессы урбанизации и глобализации делают весьма актуальной и необходимой планомерную деятельность государства по сохранению их культуры и традиционного образа жизни.
2. Государственная политика России в отношении коренных малочисленных народов Севера
2.1. Основная цель и принципы государственной политики в отношении коренных малочисленных народов Севера.
Российская государственная политика в отношении коренных малочисленных народов, в том числе коренных малочисленных народов Севера, ориентирована на обеспечение их устойчивого развития и основывается на положениях национального законодательства, которые в значительной степени совпадают с положениями Декларации ООН о правах коренных народов.

Переход от советской плановой к рыночной экономике и необходимость государственной поддержки коренных малочисленных народов Севера в современных условиях потребовала формирования новой государственной политики Российской Федерации в отношении коренных народов.

Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации3 (далее – Концепция) является ключевым документом, определяющим основные принципы российской государственной политики по защите прав малочисленных народов Севера.

Основная цель политики устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера - укрепление их социально-экономического потенциала, сохранение исконной среды обитания, традиционного образа жизни и культурных ценностей, как на основе целевой поддержки государства, так и путем мобилизации внутренних ресурсов самих народов.

Принципами, на которых основана политика устойчивого развития, являются:

- гарантия прав коренных малочисленных народов Севера в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации;

- комплексность решения задач социально-экономического и этнокультурного развития коренных малочисленных народов Севера;
координация действий органов государственной власти и органов местного самоуправления при решении вопросов их социально-экономического и этнокультурного развития;

- обеспечение эффективного участия коренных малочисленных народов Севера в достижении своего устойчивого развития;

- признание значения земли, других природных ресурсов, включая биологические, и благополучия окружающей природной среды как основы традиционного образа жизни и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера;

- рациональное использование земель и других природных ресурсов в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности;

- признание права коренных малочисленных народов Севера на приоритетный доступ к рыбопромысловым участкам и охотничьим угодьям, к биологическим ресурсам в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности;

- участие представителей и объединений коренных малочисленных народов Севера в принятии решений по вопросам, затрагивающим их права и интересы, при освоении природных ресурсов в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности;

- необходимость оценки культурных, экологических и социальных последствий предлагаемых к реализации проектов и работ в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера;

- возмещение ущерба, нанесенного исконной среде обитания, традиционному образу жизни и здоровью коренных малочисленных народов Севера.




2.2. Реализация политики устойчивого развития в отношении коренных малочисленных народов Севера по приоритетным направлениям.
В современных условиях активного промышленного освоения природных ресурсов в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера политика устойчивого развития основывается на необходимости сохранения исконной среды обитания и традиционного природопользования этих народов, развития их традиционного образа жизни при обеспечении равных возможностей доступа к основным социальным услугам.
2.2.1. Создание условий для улучшения системы здравоохранения и медицины в местах проживания коренных малочисленных народов Севера, повышения их демографических показателей, в том числе путем снижения детской смертности и увеличения продолжительности жизни.
В 24 из 28 субъектов Российской Федерации, в которых проживают коренные малочисленные народы Севера, реализуются региональные программы модернизации здравоохранения4. Внедряются новые стандарты медицинской помощи для представителей коренных малочисленных народов Севера по таким распространенным среди них заболеваниям как болезни системы кровообращения, органов пищеварения, органов дыхания, злокачественные новообразования. Особое внимание уделяется развитию службы охраны материнства и детства, внедрению дистанционных телекоммуникационных технологий оказания медицинской помощи (в настоящее время активно апробируются в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах). Предусматривается оказание услуг по зубопротезированию.

Всего в реализацию мероприятий в рамках региональных программ модернизации здравоохранения в местах проживания коренных малочисленных народов Севера включено более 1000 медицинских учреждений.

Во всех 28 субъектах Российской Федерации, в которых проживают представители коренных малочисленных народов Севера, принимаются особые меры, направленные на снижение масштабов злоупотребления алкоголем и на профилактику алкоголизма среди коренного населения, а в 7 субъектах Российской Федерации (Вологодская область, Красноярский край, Чукотский автономный округ, Республика Алтай, Кемеровская область, Тюменская область, Забайкальский край) действуют специальные программы, направленные на снижение уровня потребления алкоголя.

В результате проводимых мероприятий в сфере здравоохранения ситуация в области охраны здоровья коренных малочисленных народов Севера в целом улучшается. Так, с 2005 по 2010 годы в большинстве регионов, на территории которых проживают данные народы, отмечается тенденция к увеличению естественного прироста населения (снижению естественной убыли).

Так, обеспеченность коренных малочисленных народов Севера врачами и средним медицинским персоналом в 2009 году по сравнению с 2008 годом увеличилась на 6,4% и 4,2% соответственно.

В целом обеспеченность средним медицинским персоналом в местах проживания коренных малочисленных народов Севера повсеместно выше среднероссийского показателя на 31,3%, а обеспеченность врачами превышает среднероссийский уровень в 4 субъектах Российской Федерации (Чукотском автономном округе - на 76,9%, Республике Коми - на 67,3%, Ханты-Мансийском автономном округе - на 49,4% и Тюменской области - на 42,4%).


2.2.2. Повышение доступа к образовательным услугам коренных малочисленных народов Севера с учетом их этнокультурных особенностей, в том числе путем расширения использования родных языков в образовательном процессе.
Одним из шагов по повышению доступа коренных малочисленных народов Севера к образовательным услугам является модернизация региональных систем общего образования. Ведется оснащение современным оборудованием образовательных учреждений в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, приобретаются транспортные средства для перевозки обучающихся; пополняются фонды школьных библиотек. Общий объем предоставленных из федерального бюджета в 2011 году на эти цели субсидий составил 20 млрд. рублей.

В целом в России, по данным переписи 2010 года, используется 277 языков и диалектов, при этом в системе школьного образования функционирует 89 языков, в том числе на 39 языках ведется все обучение, а 50 языков народов России изучаются только как учебный предмет.

Языки коренных малочисленных народов Севера характеризуются ограниченным использованием, преимущественно в рамках семьи или малых производственных коллективов. Языками коренных малочисленных народов Севера, на которых в школе ведется весь процесс обучения, являются чукотский, эвенкийский, эвенский и юкагирский (то есть на них преподаются неязыковые учебные предметы, такие как математика или физика).

В качестве отдельных предметов в российских школах преподаются 17 языков - долганский, ительменский, кетский, корякский, манси, нанайский, нганасанский, ненецкий, нивхский (2 диалекта), саамский, селькупский, тофаларский, ульчский, хантыйский (3 диалекта), шорский, эскимосский языки. С 2005 г. в школах Окинского района Республики Бурятия стал изучаться сойотский язык, который до недавнего времени был бесписьменным.

В целях развития родных языков коренных малочисленных народов Севера принимаются региональные целевые программы. Такие программы действуют в республиках Алтай, Саха (Якутия), Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах, Хабаровском крае, Магаданской и Кемеровской областях.

На языках данных народов разрабатывается и издается учебная, научная и художественная литература, в том числе и на электронных носителях, для использования в образовательном процессе.

Например:

- в Магаданской области изданы и переизданы учебные пособия
по эвенкийскому языку, литературе народов Северо-Востока России и по истории родного края, а также русско-эвенкийский разговорник;

- школы Республики Саха (Якутия) в 2009-2011 гг. получили около 12 тыс. экземпляров учебной литературы на эвенском, эвенкийском, чукотском


и юкагирском языках;

- в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре изданы и поставлены


в образовательные учреждения 36 комплектов учебников и учебных пособий
по мансийскому языку, 128 – по хантыйскому языку в разрезе диалектов.

В общеобразовательных учреждениях в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера регулярно проводятся научно-практические конференции и учебные семинары по вопросам организации изучения родных языков и национальных культур малочисленных народов (в республиках Бурятия, Саха (Якутия), Красноярском крае, Архангельской области и других). В институтах повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования и высших учебных заведениях действуют курсы повышения квалификации (в республиках Бурятия, Хакасия, Хабаровском, Красноярском крае, Кемеровской, Мурманской, Томской, Сахалинской областях, Ямало-Ненецком автономном округе и др.).

В образовательные программы повышения квалификации педагогических работников введены модули по истории и культуре коренных малочисленных народов Севера, а также проектная деятельность по воспитательной работе с обучающимися.

Целевой приём представителей коренных малочисленных народов Севера в образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования осуществляется в соответствии с договорами образовательных учреждений с органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Так, целевую подготовку специалистов с высшим образованием из числа коренных малочисленных народов Севера по заявкам субъектов Российской Федерации осуществляют Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, Югорский, Горно-Алтайский, Бурятский государственные университеты. Ханты-Мансийский технолого-педагогический колледж реализует проект «Подготовка национальных педагогических кадров с дополнительной подготовкой в области родного языка и литературы» (ежегодный набор - 85 студентов). В Николаевском-на-Амуре педагогическом колледже малочисленных народов Севера осуществляется дополнительная подготовка студентов по ульчскому, нивхскому и эвенкийскому языкам. Нарьян-Марский социально-гуманитарный колледж имени И.П. Выучейского осуществляет дополнительную подготовку студентов по преподаванию родного (ненецкого) языка. Образовательные программы Северного национального лицея (Мурманская область) направлены на сохранение самобытной культуры саамов.

Отдельным направлением работы является разработка образовательной программы профессиональной переподготовки по специальности «Менеджмент этнокультурных проектов». Обучение по этой специальности ведется с 2010-2011 учебного года на базе Московской высшей школы социальных и экономических наук.

Данная специальность является первой в России программой магистерского уровня в сфере этнокультурного менеджмента и ориентирована на специалистов органов местного самоуправления, представителей региональных органов исполнительной власти, общественных объединений, деятельность которых связана с традиционными культурными сообществами, обеспечением устойчивого развития коренных малочисленных народов.

Целью является повышение квалификации управленцев из числа коренных малочисленных народов в сфере этнокультурного менеджмента, в том числе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов.


2.2.3. Увеличение степени занятости коренных малочисленных народов Севера путем развития и модернизации их традиционной хозяйственной деятельности, содействия предпринимательству и самозанятости.
Наилучшие результаты в развитии занятости среди коренных малочисленных народов Севера удается достигнуть благодаря содействию предпринимательству и самозанятости безработных граждан.

Во всех субъектах Российской Федерации, на территории которых проживают коренные малочисленные народы Севера, реализуются региональные программы, в рамках которых оказывается содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан. Безработные граждане из числа коренных малочисленных народов Севера, которым было оказано содействие в организации предпринимательской деятельности, осуществляют свой бизнес преимущественно в сфере народных промыслов и ремесел, производства и реализации сельскохозяйственной продукции, животноводства, заготовки леса.

Например, в субъектах Российской Федерации, на территории которых проживают и осуществляют традиционную хозяйственную деятельность коренные малочисленные народы Севера, в 2011 г. открыли собственное дело 1,9 тыс. безработных граждан, которые создали 1223 дополнительных рабочих места для трудоустройства безработных граждан.

В Архангельской области представители коренных малочисленных народов Севера открыли собственное дело по ремонту обуви и изделий из кожи, выделке и крашению меха, производству меховых изделий.

В Ханты-Мансийском автономном округе организовано собственное дело по разведению оленей для получения мясной продукции и шкур животных для реализации, в том числе, на рынке г. Ханты-Мансийска.

В Нижнеудинском районе Иркутской области безработными гражданами из числа тофалар организовано собственное дело по разведению лошадей и мулов, а в Катангском районе безработными из числа эвенков осуществляются заготовки леса.

Целенаправленная работа на государственном уровне проводится в Российской Федерации по линии создания в местах проживания данных народов цехов по первичной и глубокой переработке продукции оленеводства и других традиционных промыслов, в том числе с использованием современных технологий.
2.2.4. Повышение качества жизни коренных малочисленных народов Севера путем строительства жилья, объектов связи, инфраструктуры и т.д.
Для проведения мониторинга качества жизни коренных малочисленных народов Севера на федеральном уровне разработана специальная система индикаторов качества их жизни и социального состояния, а также благосостояния общин (в настоящее время находится на рассмотрении в федеральном правительстве).

Учитывая обширность территории, на которой проживают коренные малочисленные народы Севера, низкую плотность населения и неосвоенность пространств циркумполярной зоны, особое внимание уделяется усилиям по обеспечению представителей коренных малочисленных народов Севера в местах своего традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности качественными услугами связи, включая мобильную связь и сеть Интернет. В частности, между Федеральным агентством связи и операторами универсального обслуживания ОАО «Сахателеком», ОАО «Чукоткасвязьинформ», ОАО «Сибирьтелеком», ОАО «Дальсвязь», ОАО «КБ Искра», ОАО «Северо-Западный Телеком» заключены договора на обеспечение оказания универсальных услуг связи в районах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера.

Перспективным направлением является решение вопроса о развитии комплексной социальной застройки селитебных территорий в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера. Для этого планируется применение технологии быстрого возведения малоэтажных зданий повышенной заводской готовности с использованием энергоэффективных и экологически чистых термоструктурных панелей.

Соответствующие меры, а также строительство объектов социальной инфраструктуры и др. осуществляются в рамках предоставления из федерального бюджета специальных субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, в которых проживают коренные малочисленные народы Севера, на поддержку этих народов5.


2.3. Этнокультурные и хозяйственные права коренных малочисленных народов Севера.
Гарантия соблюдения прав коренных малочисленных народов закреплена в статье 69 Конституции Российской Федерации, в развитие которой Российская Федерация обеспечивает в том числе защиту исконной среды обитания и традиционного образа жизни этой группы населения.

Сохранение и защита исконной среды обитания понимается не столько в экологическом смысле, как консервация экосистем, а скорее как сохранение максимально свободного доступа к природным ресурсам как «основе жизни и деятельности» (п. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации), естественной среде обитания народов, ведущих традиционный образ жизни. Сохранение традиционного образа жизни, в свою очередь, зависит не только от сохранения культурного наследия и языка, самоидентификации представителей коренных малочисленных народов, но и от сохранения экономической базы жизни общин, то есть развития традиционных отраслей хозяйствования (охота, рыболовство, оленеводство) и традиционных ремесел.

Необходимо разделять наличие у представителей коренных малочисленных народов Севера специальных прав этнокультурного и хозяйственного характера.
2.3.1. Реализация этнокультурных прав коренных малочисленных народов Севера.
Обеспечение прав этнокультурного характера представителей коренных малочисленных народов Севера (удовлетворение этнокультурных потребностей, сохранение культурного наследия, популяризация и широкое распространение в обществе этнографических знаний, развитие этнотуризма в местах их традиционного проживания) в соответствии с действующим российским законодательством может осуществляться на всей территории Российской Федерации. Оно имеет экстерриториальную основу и распространяется на все коренные малочисленные народы, вне зависимости от климатических или иных особенностей мест их обитания.

Поддержка этнокультурного развития народов России, наряду с укреплением общегражданского единства, составляет две ключевые цели реализации государственной национальной политики.

В частности, в рамках проведения Второго Международного десятилетия коренных народов мира на федеральном и региональном уровне осуществляется реализация соответствующих комплексов мер6, которые предполагают проведение мероприятий, направленных, прежде всего, на развитие традиционной этнической культуры коренных малочисленных народов Севера, сохранение и приумножение их культурного наследия.

В 2010-2011 гг. только по линии Министерства регионального развития Российской Федерации, ответственного за защиту прав коренных малочисленных народов и обеспечение их этнокультурного развития, было проведено более 40 крупных международных и общероссийских мероприятий данной направленности. В их числе международные научные конференции, съезды коренных народов, фестивали культур, выставки-ярмарки, семинары и т.д.

В качестве наиболее ярких мероприятий, способствующих развитию культуры коренных малочисленных народов Севера, можно отметить Всероссийскую школу молодежи коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации «Мастерская будущего», призванную способствовать развитию лидерских, управленческих качеств среди молодых представителей коренных малочисленных народов Севера, их социальной мобильности; проект «Беренгия» (гонки на собачьих упряжках, которые проводятся в Камчатском крае с 1990 г. и в 2010 г. получили статус официального праздника региона); семинары по вопросам сохранения родных языков коренных малочисленных народов Севера и др.

В рамках взаимодействия с Всемирной Организацией Интеллектуальной Собственности (ВОИС) 31 октября – 3 ноября 2010 г. в г. Санкт-Петербурге состоялся Международный симпозиум по интеллектуальной собственности, традиционным знаниям, традиционным выражениям культуры и генетическим ресурсам в целях устойчивого развития коренных народов.

Цель этого симпозиума состояла в обсуждении ключевых политических и юридических вопросов, связанных с охраной традиционных знаний и традиционных выражений культуры как объектов интеллектуальной собственности.

С другой стороны, важное значение имеют мероприятия, направленные на популяризацию знаний о коренных малочисленных народах России в российском обществе в целом. Популяризации традиций и обычаев коренных малочисленных народов Севера, развитию интереса к изучению их языка и национальной культуры у представителей других национальностей способствует проведение таких мероприятий, как конкурсы, фестивали, театрализованные постановки, олимпиады, выставки, мастер-классы для учителей, летние профильные лагеря, экскурсии, практические занятия по изучению национальных народных промыслов.

В ряде регионов, например, в Томской области, Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, успешно работают многофункциональные этнокультурные центры, в том числе детские. Кроме того, в образовательных учреждениях в местах проживания и традиционной деятельности коренных малочисленных народов Севера функционируют этнографические музеи, в которых проводятся как учебные занятия по родному языку и национальной культуре, так и внеучебная деятельность, в школьных библиотеках организуются выставки, посвященные национальному творчеству.

На общегосударственном телевидении выпущены серии документальных и мультипликационных фильмов о коренных малочисленных народах России, рассказывающие об эвенках, саамах, тувинцах-тоджинцах, эскимосах, чукчах и коряках. В 2008, 2010, 2011 гг. вышли в свет три издания фундаментального иллюстрированного Атласа культур и религий народов России, включающего мультимедийное приложение. Кроме того, издан фотоальбом «Культура коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока», посвященный традиционной культуре коренных малочисленных народов.

Издается приложение «Национальный акцент» к газете «Аргументы недели» с периодичностью 2 раза в месяц. В 2011 г. тираж газеты, включающей данное приложение, превысил 550 000 экземпляров, а аудитория каждого номера газеты, по данным Gallup Media, составила свыше 950 000 человек. Материалы данных выпусков освещают вопросы этнокультурного и социально-экономического развития народов России, в том числе коренных малочисленных народов Севера, сохранения их культуры и языков, взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации с национальными общественными объединениями.

Распространению знаний о коренных малочисленных народах Севера способствует также развитие этнографического туризма в местах их традиционного проживания.

Наиболее ускоренными темпами развитие этнотуризма происходит в Ямало-Ненецком, Ханты-Мансийском автономных округах, Республике Саха (Якутия) и т.д. Например, в Ямало-Ненецком автономном округе предлагаются этнографические туры, предусматривающие посещение священных мест, где туристам помимо знакомства с бытом коренных малочисленных народов Севера предоставляется возможность поохотиться и посетить священные «родовые» места. Согласно оценкам экспертов, при правильной организации бизнеса этнографический туризм в округе по уровню рентабельности превосходит традиционные виды туризма. Кроме того, его развитие будет способствовать укреплению экономического положения общин коренных малочисленных народов Севера.
2.3.2. Реализация хозяйственных прав коренных малочисленных народов Севера.
Хозяйственные права коренных малочисленных народов Севера предполагают приоритетный доступ к пользованию земельными ресурсами, в том числе сельхозугодиями, лесными ресурсами, водными биоресурсами, рыбопромысловыми участками и охотничьими угодьями, освобождение от уплаты налогов на землю и т.д.

В частности, Земельный кодекс Российской Федерации устанавливает, что в отношении земель «в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и этнических общностей в случаях, предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, может быть установлен особый правовой режим их использования» (п. 3 ст. 7).

В Земельном кодексе Российской Федерации также закреплено право коренных малочисленных народов на использование земель сельскохозяйственного назначения их общинами для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов (ст. 68, 78, 82).

Права коренных народов на приоритетное пользование природными ресурсами зафиксированы также в Лесном кодексе Российской Федерации, который гарантирует при использовании лесов в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов, обеспечение защиты их традиционного образа жизни (ст. 48) и бесплатную заготовку древесины для собственных нужд (ст. 30).

Водный кодекс Российской Федерации в качестве одного из принципов устанавливает право использования водных объектов в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов для осуществления их традиционного природопользования (ст. 3, 54). Использование водных объектов коренными малочисленными народами не требует заключения договоров водопользования (ст. 11). В целях обеспечения участия коренных народов в принятии решений Водным кодексом Российской Федерации предусматривается обязательное включение их представителей в бассейновые советы, осуществляющие разработку рекомендаций в области использования и охраны водных объектов в границах бассейнового округа (ст. 29).

Согласно статье 19 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется свободно (без каких-либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов, который необходим для удовлетворения личного потребления.

В соответствии с п. 2 ст. 333.2 Налогового кодекса Российской Федерации освобождаются от налогообложения объекты животного мира и объекты водных биологических ресурсов, добываемые в количестве, необходимом для удовлетворения личных нужд, в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов. Коренные малочисленные народы также освобождаются от уплаты земельного налога (ст. 395).

Таким образом, согласно действующему российскому законодательству, хозяйственные права коренных малочисленных народов неотрывно связаны с видами традиционной деятельности и обеспечиваются только в так называемых местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности данных народов.

В 2009 г. российским правительством были утверждены специальные перечни - перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, а также перечень видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации7.

Соответствующие перечни были утверждены в целях разрешения проблемы подтверждения коренными малочисленными народами Севера своей этнической принадлежности для получения прав на приоритетное пользование земельными, лесными, водными ресурсами и т.д.

Этническая самоидентификация представителей коренных малочисленных народов Севера затруднена ввиду большого количества смешанных браков, размытых ареалов расселения и других причин.

В советский период коренные малочисленные народы Севера пользовались льготами на основе записи в паспорте своей национальности (этнической принадлежности). Однако в настоящее время графа о национальной (этнической) принадлежности в паспорте гражданина Российской Федерации8 отсутствует, исходя из нормы статьи 19 Конституции Российской Федерации, гарантирующей соблюдение принципа равенства граждан независимо от национальной принадлежности того или иного лица.

Кроме того, некоторые представители коренных малочисленных народов Севера проживают в крупных городах, где не ведут традиционную хозяйственную деятельность. И наоборот, представители других национальностей, формально не относящихся к коренным малочисленным народам Севера, проживают в местах их традиционного проживания и ведут традиционный образ жизни.

Утвержденные Правительством России перечни дают возможность на приоритетное пользование природными ресурсами не столько по признакам этнической принадлежности, сколько исходя из принадлежности к числу лиц, ведущих традиционный образ жизни и проживания в местах традиционного расселения. Например, исключается ситуация, когда проживающий в Москве или других крупных центрах представитель коренного малочисленного народа Севера получает льготные квоты на вылов рыбы на Дальнем Востоке. Такой подход отвечает не только букве, но и духу норм законодательства в отношении коренных малочисленных народов.

В настоящее время идет работа по совершенствованию механизмов реализации особого правового статуса коренных малочисленных народов Севера.

Так, в целях защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных народов, сохранения и развития самобытной культуры малочисленных народов предполагалось создавать специальные территории традиционного природопользования (далее – ТТП), на которых допускалась бы только традиционная хозяйственная деятельность коренных малочисленных народов Севера (Федеральный закон от 7 мая 2001 г. № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»).

ТТП отнесены к категории особо охраняемых природных территорий, в отношении которых установлен правовой режим, ограничивающий их использование. По сути, на этих территориях охраняется природа, но ограничивается любая хозяйственная деятельность, включая традиционные для коренных малочисленных народов Севера охоту, рыболовство, заготовку древесины.

В настоящее время разработан законопроект, который вводит дифференцированный режим использования и охраны ТТП. Законопроект существенно упрощает процедуру их образования, содержит исчерпывающий перечень видов хозяйственной деятельности, которые могут ограничиваться либо запрещаться в границах ТТП. В частности, может ограничиваться или не допускаться разработка месторождений полезных ископаемых, выполнение иных работ, которые препятствуют ведению коренными малочисленными народами Севера традиционной хозяйственной деятельности и сохранению своего традиционного образа жизни.

Идет совершенствование подхода к обеспечению доступа коренных малочисленных народов Севера к водным биоресурсам, отнесенным к объектам рыболовства.

В настоящее время учет интересов населения, для которого рыболовство является основой существования, осуществляется только через льготное (внеочередное) предоставление рыбопромысловых участков и выделение квот на вылов рыбы для обеспечения жизнедеятельности общин (в соответствии с Федеральным законом от 20 июля 2000 г. № 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов»).

Поскольку рыболовство является основой существования для большинства коренных малочисленных народов Севера, представляется важным закрепление права осуществлять традиционное рыболовство не только для удовлетворения личных, но также и семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. При этом предлагается делать это свободно, бесплатно, без ограничений по объему добычи (вылова) водных биоресурсов и без предоставления рыбопромыслового участка, но исключительно традиционным методом. Правительством Российской Федерации подготовлен проект соответствующего федерального закона.
2.3.3. Корпоративная социальная ответственность промышленных компаний, ведущих разработку природных ресурсов.
Принятие решений по вопросам, затрагивающим права и интересы коренных малочисленных народов Севера, особенно при освоении промышленными компаниями природных ресурсов на территориях, где они проживают, осуществляется при их участии, в том числе через механизм государственно-частного партнерства.

Так, в Российской Федерации сложилась практика заключения соглашений между корпорациями (занятыми разработкой полезных ископаемых в непосредственной близости к местам традиционного проживания коренных малочисленных народов) региональными властями и коренными народами о поддержке различных культурных, образовательных и других проектов коренных народов. Среди крупных предприятий, заключающих подобные соглашения и оказывающих целевую поддержку общинам коренных народов можно назвать ОАО «ТНК-BP», ОАО «Газпром нефть», ОАО «Лукойл», ОАО «Новатэк», ОАО «Сургутнефтегаз», «Сахалин энерджи» и другие.

Подобные примеры корпоративной социальной ответственности поддерживаются на государственном уровне. Корпорации традиционно выстраивают отношения с коренными народами в разных формах и с разной степенью эффективности. Сейчас промышленные компании признают необходимость создания единых правил таких взаимоотношений.

В связи с этим была разработана и в конце 2009 г. утверждена Методика исчисления размера убытков, причиненных объединениям коренных народов в результате хозяйственной и иной деятельности организаций всех форм собственности и физических лиц в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации9. Она носит рекомендательный характер и утверждает типовой двухсторонний договор между промышленными предприятиями и населением, ведущим традиционный образ жизни.

Уже проведены работы по исчислению размера убытков хозяйствам традиционного природопользования, в частности, на территории Ненецкого автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа, Амурской области, Забайкальского края, Республики Саха (Якутия).

Вопросы апробации и реализации Методики неоднократно обсуждались с участием представителей органов государственной власти, добывающих компаний, представителей коренных малочисленных народов Севера и экспертного сообщества, в том числе 28 февраля 2012 г. с привлечением промышленных кампаний (ОАО «Новатэк», ОАО «Газпром», ОАО «РусГидро», ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «ЛУКОЙЛ», ОАО «ТНК-ВР» и др.).


3. Институты гражданского общества.
3.1. Общины. Самоуправление.
В России одним из видов некоммерческих организаций коренных малочисленных народов Севера являются общины. Общины – это форма самоорганизации лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера и объединяемых по кровнородственному (семейному, родовому) и (или) территориально-соседскому признакам10. Общины создаются в целях защиты исконной среды обитания коренных малочисленных народов Севера, сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры.

Межрегиональными, региональными и местными объединениями общин коренных малочисленных народов являются союзы (ассоциации) общин.

В Российской Федерации, по данным на 31 декабря 2011 г., зарегистрировано 1172 общин коренных малочисленных народов Севера. Одной из структур, представляющих интересы данных народов на международном и федеральном уровне, является Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, которая включает в себя 35 региональных ассоциаций и этнических объединений, в которые входят представители общин. Активно работает «Содружество общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока» и общество «Льыоравэтльан».

Российская Федерация последовательно внедряет практику самоуправления и регулирования хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, в том числе в части обеспечения приоритетного доступа к природным ресурсам, на основе принципа общинного самоуправления. В то же время существует необходимость совершенствования нормативной правовой базы, регулирующей деятельность общин.

Согласно действующему Федеральному закону «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока» одно физическое лицо из числа коренных малочисленных народов Севера может создавать не одну, а несколько общин, а также претендовать на получение нескольких квот добычи (вылова) водных биоресурсов и несколько рыболовных участков. Кроме того, данный Федеральный закон позволяет лицам, не относящимся к коренным малочисленным народам Севера и не ведущим традиционный образ жизни, являться учредителями общин с получением соответствующих преференций.

Поэтому в целях упорядочения процесса создания и функционирования общин на федеральном уровне в 2011 г. разработан проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон от 20 июля 2000 г. № 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока», согласно которому учредители общины не могут одновременно являться учредителями других общин, а члены общины также не могут одновременно являться учредителями и членами других общин.

Принятие законопроекта создаст основу для бесконфликтной реализации прав коренных малочисленных народов Севера на традиционное природопользование.
3.2. Механизмы взаимодействия неправительственных организаций (НПО) коренных малочисленных народов Севера с органами государственной власти, промышленными компаниями.
В Российской Федерации в 2000-е годы сформировались различные формы конструктивного сотрудничества национальных общественных объединений коренных малочисленных народов Севера (сюда входят не только общины) с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, промышленными компаниями.

Кроме того, учитывая низкую численность коренных малочисленных народов, законодательством предусмотрена для них возможность быть избранными в представительные органы на особых условиях11. На этом основании часть субъектов Российской Федерации ввела нормы гарантированного представительства коренных малочисленных народов в региональных выборных органах власти. Так, например, в соответствии с Уставом (основным законом) Ханты-Мансийского автономного округа


от 26 апреля 1995 г. № 4-оз, один из заместителей губернатора округа является представителем коренных малочисленных народов Севера. Три депутата представляют коренные малочисленные народы в законодательном (представительном) органе государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Депутаты Думы автономного округа, избранные по многомандатному избирательному округу, составляют Ассамблею представителей коренных малочисленных народов Севера, ее председатель является заместителем Председателя Думы автономного округа.

В Ямало-Ненецком автономном округе, Ненецком автономном округе, Красноярском крае и других северных субъектах Российской Федерации существуют специальные подразделения в структуре регионального правительства, ответственные за обеспечение прав коренных малочисленных народов, проживающих на территории данного региона.

 В органах исполнительной власти Хабаровского края, по данным на
2005 г., работало 44 представителя коренных малочисленных народов, в том числе 3 эвенка, 1 удэгеец, 6 эвенов, 1 негидалец, 27 ульчей.

В ряде субъектов Российской Федерации реализуются меры по расширению права участия коренных народов в общественно-политической жизни региона. Так, в соответствии с законом Хабаровского края в 81 населенном пункте избраны уполномоченные представители коренных народов, а при Губернаторе края и главах 15-ти районов края образованы Советы уполномоченных представителей.

Представители коренных малочисленных народов Севера входят в состав Экспертно-консультативного совета при Межведомственной рабочей группе по вопросам межнациональных отношений под руководством Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации. Экспертно-консультативный совет является эффективной формой участия представителей коренных малочисленных народов Российской Федерации в принятии решений по вопросам их этнокультурного развития.

Также представители коренных малочисленных народов входят в состав Национального организационного комитета по подготовке и проведению в Российской Федерации Второго международного десятилетия коренных народов мира. Оргкомитет осуществляет планирование и контроль реализации целого комплекса конкретных мероприятий по социально-экономическому и этнокультурному развитию коренных малочисленных народов России.

При полномочном представителе Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе действует Экспертно-консультативный совет по делам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. В Дальневосточном федеральном округе вопросы взаимодействия с организациями коренных малочисленных народов рассматриваются в рамках Межведомственной комиссии по общественным и религиозным объединениям при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе.

Представители коренных малочисленных народов входят в состав Рабочей группы Общественного совета при Министерстве регионального развития Российской Федерации по вопросам этнокультурной политики и человеческого потенциала.


4. Международное сотрудничество Российской Федерации в сфере защиты прав коренных малочисленных народов Севера.
Российская Федерация является членом Постоянного форума ООН по правам коренных народов, соблюдает международные обязательства относительно защиты прав коренных малочисленных народов в рамках выполнения положений Международной конвенции ООН о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Рамочной конвенции по защите прав национальных меньшинств Совета Европы, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, Европейской социальной хартии.

На основе резолюции ООН от 20 декабря 2004 г. № A/RES/59/174 о проведении в 2005-2014 гг. Второго Международного десятилетия коренных народов мира Правительство Российской Федерации проводит данное десятилетие у себя в стране.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2006 г. № 758-р создан Национальный организационный комитет по подготовке и проведению в Российской Федерации Второго Международного десятилетия коренных народов мира, который возглавляет Министр регионального развития Российской Федерации. В 16 субъектах Российской Федерации, в которых проживают представители коренных малочисленных народов Севера, также образованы региональные оргкомитеты по проведению мероприятий в рамках Второго Международного десятилетия.

В рамках международного аспекта реализации политики устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера Россия активно взаимодействует с Канадой по решению актуальных вопросов в сфере этнокультурного и социально-экономического развития данных народов.

На основе Меморандума о взаимопонимании между Министерством регионального развития Российской Федерации и Министерством по делам индейцев и развитию Севера Канады о сотрудничестве в области развития коренных народов и северных территорий, подписанного в конце 2007 г.
в г. Оттава (Канада), реализуются планы мероприятий, которые в том числе предусматривают проведение совместных российско-канадских круглых столов по вопросам укрепления международного взаимодействия органов государственной власти, институтов гражданского общества, промышленных компаний в сфере развития коренных народов; разработку Кодекса корпоративной этики для защиты прав коренных народов, разработку индикаторов качества жизни коренных народов.

Обсуждение социально-экономического развития районов Крайнего Севера проходит и в ходе заседаний специальной рабочей группы по Арктике и Северу, созданной в рамках Межправительственной Российско-Канадской экономической комиссии.

Примером международного сотрудничества России с приграничными странами в сфере обеспечения прав коренных малочисленных народов Севера является взаимодействие с Королевством Норвегия и Финляндией.

Российско-норвежское сотрудничество развивается в рамках деятельности Межправительственной Российско-Норвежской комиссии по экономическому, промышленному и научно-техническому сотрудничеству. Взаимодействие ведется путем реализации Плана мероприятий по созданию благоприятных правовых, торгово-экономических и иных условий для интенсификации российско-норвежского приграничного сотрудничества на 2011-2015 гг. В План включены мероприятия, касающиеся углубления сотрудничества российской и норвежской стороной в отношении поддержки коренных малочисленных народов Севера, включая реализацию совместных проектов.



В развитие состоявшихся в 2011 г. договоренностей российской стороны с Правительством Финляндии создана межгосударственная рабочая группа, которая будет координировать реализацию совместных проектов и программ поддержки этнокультурного развития финно-угорских народов России и Финляндии, часть из которых относится к коренным малочисленным народам Севера (вепсы, манси, саамы, ханты).


1 В соответствии с Федеральным законом от 30 апреля № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации».

2 Перечень этих народов утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2006 г. № 536-р.


3 Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2009 г. № 132-р.

4 Реализация данных программ осуществляется в 2011-2012 годах в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» в целях повышения качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой застрахованным лицам, в том числе из числа представителей коренных малочисленных народов Севера.

5 Предоставление субсидий осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2009 года № 217. Объем предоставленных субсидий составлял в 2009 г. – 600 млн. руб., 2010  г. – 240 млн. руб., в федеральном бюджете на 2011-2013 гг. – 240 млн. руб. ежегодно

6 На федеральном уровне в 2008-2010 гг. был реализован комплекс первоочередных мер по подготовке и проведению в Российской Федерации Второго Международного десятилетия (объем финансирования – 80 млн. руб. из федерального бюджета ежегодно), в 2011-2014 гг. осуществляется очередной комплекс мер (объем финансирования в 2011 г. – 80 млн. руб.).

7 Перечни утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2009 г. № 631-р.

8 Паспорт гражданина Российской Федерации введен в действие в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13 марта 1997 г. № 232 «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации».


9 Методика утверждена приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 9 декабря 2009 г. № 565.

10 Статус общин регулируется нормами Федерального закона от 20 июля 2000 г. № 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации».

11 Федеральный закон от 7 февраля 2003 г. №21-ФЗ «О временных мерах по обеспечению представительства коренных малочисленных народов Российской Федерации в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации»






Ауффенберга я не читал. Полагаю, что он напоминает Арленкура, которого я тоже не читал. Генрих Гейне
ещё >>