О маленьком самолете: По-2 на войне и в мирные - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Правила игры «классическая мафия» 1 44.84kb.
Правила военно-прикладного вида спорта «международное военно-спортивное... 5 562.92kb.
Конкурс творческих работ, посвященный 65-летию Победы в Великой Отечественной... 1 27.35kb.
В средствах массовой информации 3 391.09kb.
Вечность смотрит в глаза в падающем самолете нет атеистов 1 19.14kb.
Доклад о нарушении прав человека на мирные собрания в регионах России... 2 500.02kb.
Никола́й I (1796-1855), российский император с 1825, третий сын императора 1 62.71kb.
Черно-белые снимки афганской войны. «Кто говорит, что на войне не... 1 30.93kb.
Обобщающи урок тема урока: «значение и цена победы советского народа... 1 267.56kb.
Сценарий литературно-музыкального концерта, посвящённого празднованию... 1 58.35kb.
«отечественная киноклассика наследникам великой победы» 3 774.62kb.
Муниципальное учреждение культуры «Централизованная библиотечная... 1 288.57kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

О маленьком самолете: По-2 на войне и в мирные - страница №1/6

Магид Александр Самойлович

О маленьком самолете: По-2 на войне и в мирные


- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Проект "Военная литература": militera.lib.ru

Издание: Магид А. О маленьком самолете. — М.: ДОСАРМ, 1951.

OCR, правка: Андрей Мятишкин (amyatishkin@mail.ru)
[1] Так обозначены страницы. Номер страницы предшествует странице.

{1}Так помечены ссылки на примечания. Примечания в конце текста



Магид А. С. О маленьком самолете. По-2 на войне и в мирные дни. — М.: ДОСАРМ, 1951. — 84 с. Цена 2 руб.
Из текста: Машины, как и люди, имеют свою судьбу. В наш век непрерывного прогресса техники любая машина, в момент своего появления представлявшая собой последнее достижение технической мысли, быстро устаревает и заменяется новой, более совершенной. Это в полной мере относится и к летательным машинам. Но бывают и исключения из этого правила. Примером такого исключения может служить созданная выдающимся советским авиационным конструктором Николаем Николаевичем Поликарповым маленькая летательная машина У-2, переименованная после смерти конструктора в «Поликарпов-2» или, сокращенно, По-2. Самолет У-2 (По-2) был сконструирован в 1927 году, построен и прошел испытания в 1928—1929 годах, в эксплоатацию вступил в 1930 году. Таким образом, поликарповская машина живет уже более двух десятков лет — возраст для самолета неслыханный! За двадцать с лишним лет своего существования По-2 стал самым популярным самолетом в нашей стране. Можно сказать без преувеличения, что нет в СССР такого уголка, где бы не знали, не видели этой машины. Ее знают и в селениях глухой тайги, отстоящих от железных дорог на сотни километров, и в охотничьих юртах далекого Заполярья, и на высокогорных пастбищах Киргизии, не говоря уже о городах и селах европейской части СССР. Как учебная машина По-2 хорошо знакома подавляющему большинству советских летчиков, вступивших в авиацию до Великой Отечественной войны. Почти все они, за небольшим исключением, свои первые «шаги» в воздухе сделали на У-2. Но и те из летчиков, кто обучался летному делу на других самолетах, не обошлись без этой маленькой летательной машины, остающейся во многих отношениях и поныне непревзойденной.


О маленьком самолете: По-2 на войне и в мирные

Глава I. «Поликарпов-2» — кто же этого самолета не знает?

Глава II. В дни военной страды

Глава III. Легендарный полк

Глава IV. Над полями, садами и лесами

Глава V. Аэроклубы готовят смену

Глава VI. О большом конструкторе маленького самолета

Примечания




Иллюстрации


  1. По-2 на аэродроме (стр. 5)

  2. По-2 пассажирский (стр. 11)

  3. И. И. Перевезенцев, бывший командир полка ночных бомбардировщиков По-2 (стр. 13)

  4. Виктор Михайлович Трутаев (стр. 19)

  5. Партийное бюро женского авиационного полка: сидят (слева направо) — М. Рунт, Е. Бершанская, О. Фетисова; стоят — К. Ильюшина, Н. Меклин, А. Акимова, А. Хорошилова (стр. 27)

  6. Герой Советского Союза Евгения Руднева (стр. 35)

  7. Рахимэ Орлова, бывший авиамеханик Таманского полка, ныне преподаватель 583-й средней школы в Москве, на школьных занятиях (стр. 38)

  8. Татьяна Масленникова, бывший штурман полка, ныне ткачиха, за работой (стр. 39)

  9. Опыление хлопчатника в Азербайджанской ССР (стр. 44)

  10. Опыление садов в Краснодарском крае (стр. 45)

  11. Загрузка По-2 ядами для борьбы с саранчой (стр. 46)

  12. Пилот сельскохозяйственной авиации Алексей Романович Завгородний (стр. 47)

  13. Пилот авиагруппы спецприменения Гражданского воздушного флота Константин Константинович Арзамасцев (стр. 49)

  14. По-2 санитарный в полете (стр. 50)

  15. Пилот Гражданского воздушного флота Мария Толстова (стр. 51)

  16. Центральный аэроклуб имени В. П. Чкалова (стр. 56)

  17. Герой Советского Союза Марина Чечнева перед рекордным полетом (стр. 57)

  18. Мировая рекордсменка, мастер спорта Анна Бодрягина (стр. 59)

  19. Летчик-спортсмен Яков Форостенко, установивший два международных рекорда, у своей машины (стр. 61)

  20. Зачеты в Первом московском аэроклубе (стр. 63)

  21. Начальник Первого московского аэроклуба А. И. Савченко дает указания летчику-инструктору А. И. Шмельковой (стр. 64)

  22. Летчик-инструктор Вера Федоровна Дубровина перед взлетом (стр. 65)

  23. Н. Н. Поликарпов в своем рабочем кабинете (1942 год) (стр. 69)


Глава I. «Поликарпов-2» — кто же этого самолета не знает?


Машины, как и люди, имеют свою судьбу. В наш век непрерывного прогресса техники любая машина, в момент своего появления представлявшая собой последнее достижение технической мысли, быстро устаревает и заменяется новой, более совершенной.

Это в полной мере относится и к летательным машинам.

Но бывают и исключения из этого правила. Примером такого исключения может служить созданная выдающимся советским авиационным конструктором Николаем Николаевичем Поликарповым маленькая летательная машина У-2, переименованная после смерти конструктора в «Поликарпов-2» или, сокращенно, По-2.

Самолет У-2 (По-2) был сконструирован в 1927 году, построен и прошел испытания в 1928—1929 годах, в эксплоатацию вступил в 1930 году.

Таким образом, поликарповская машина живет уже более двух десятков лет — возраст для самолета неслыханный!

За двадцать с лишним лет своего существования По-2 стал самым популярным самолетом в нашей стране. Можно сказать без преувеличения, что нет в СССР такого уголка, где бы не знали, не видели этой машины. Ее знают и в селениях глухой тайги, отстоящих от железных дорог на сотни километров, и в охотничьих юртах далекого Заполярья, и на высокогорных пастбищах Киргизии, не говоря уже о городах и селах европейской части СССР.

Созданный первоначально для учебных занятий в летных школах и аэроклубах, самолет У-2 скоро стал универсальной машиной, широко и разнообразно применяемой в народном [4] хозяйстве. У-2 стал самолетом-тружеником, самолетом — участником нашего грандиозного социалистического строительства. И повсюду, где бы ни появилась эта машина, ее встречают радостно, приветливо, как желанного гостя. Особенно любят ее в советской деревне. Колхозники придумывают для У-2 самые ласковые клички: «колхозник», «воздушный сеятель», «воздушный агроном».

Что же представляет собой этот самолет и чему он обязан своим длительным и прочным успехом?

У-2 — самолет деревянной конструкции, с перкальной обшивкой, биплан с расчалками. Мотор — конструкции А. Д. Швецова в 125 лошадиных сил. Грузоподъемность самолета — до 250 килограммов. Берет на борт только двух человек, включая и пилота. Может совершать беспосадочные полеты до 500 километров, его бак вмещает 150 килограммов бензина.

Своим успехом этот маленький самолет обязан замечательным конструктивным качествам — легкости и простоте управления, безопасности полета, а самое, пожалуй, главное — его взлетно-посадочным свойствам. Для взлета и посадки ему не нужны большие, специально оборудованные площадки — ему достаточно для этого небольшого клочка земли.

Самолет У-2 конструировался и строился Н. Н. Поликарповым в тот период, когда у нас еще только создавалась авиационная промышленность. Надо было выбрать для самолета материалы легкие, обработка которых не требовала сложного оборудования. Конструктор выбрал дерево и полотно. Конструктор думал о безопасности людей, которые будут обучаться на его машине, он стремился сделать ее наиболее легкой и простой, прочной и надежной. Все это Поликарпову удалось воплотить в своей машине.

Как учебная машина По-2 хорошо знакома подавляющему большинству советских летчиков, вступивших в авиацию до Великой Отечественной войны. Почти все они, за небольшим исключением, свои первые «шаги» в воздухе сделали на У-2. Но и те из летчиков, кто обучался летному делу на других самолетах, не обошлись без этой маленькой летательной машины, остающейся во многих отношениях и поныне непревзойденной.

О многих возможностях этой машины конструктор и не предполагал — они были для него раскрыты замечательными нашими летчиками в процессе ее освоения. И прежде всего эта честь принадлежит ближайшему другу, помощнику и постоянному техническому консультанту Николая Николаевича — Валерию Павловичу Чкалову.

Широко известен эпизод с В. П. Чкаловым, пролетевшим [5] однажды на У-2 с пассажиром между двух сосен, отстоявших одна от другой на расстоянии меньше размаха плоскостей самолета. Чтобы не зацепиться за деревья, Валерий Павлович пролетел с большим креном, продемонстрировав столько же свое летное мастерство, сколько и блестящие свойства машины. Об этом эпизоде было много толков, В. П. Чкалова пытались обвинить в «ухарстве», но дело было не в этом. В. П. Чкалов летал на У-2 при всяких условиях, чтобы показать молодым летчикам, как широко можно использовать эту прекрасную машину.

То же самое продемонстрировал и старейший русский летчик, заслуженный пилют-авиатор СССР Борис Илиодорович Россинский. Произошло это неожиданно и для самого Россинского. Дело было так.

В 1934 году, в связи с 50-летием со дня рождения, правительство подарило Б. И. Россинскому самолет конструкции Поликарпова «СП» — это тот же У-2, приспособленный для специальных сельскохозяйственных надобностей. Самолет был испытан В. П. Чкаловым и найден вполне надежным. После этого самолет по распоряжению Н. Н. Поликарпова был выкрашен в красный цвет, а на фюзеляже сделана надпись белой краской — «Россинский». [6]

В первый же авиационный праздник Б. И. Россинский прилетел на этом самолете на Тушинский аэродром и перед самыми трибунами сделал несколько «мертвых петель». Н. Н. Поликарпов пришел в ужас: в формуляре этого самолета было записано, что он не предназначается для фигур высшего пилотажа.

Но старейший пилот Б. И. Россинский вышел из самолета цел и невредим, еще раз подтвердив, что эта конструкция самолета надежна при всех обстоятельствах.

Маленький У-2 в довоенные годы сыграл роль лучшего агитатора за авиацию. Из биографий многих наших прославленных летчиков известно, что мечта об овладении воздушной стихией захватила их после того, как они увидели в воздухе машину Поликарпова.

Яков Форостенко работал помощником машиниста на паровозе. Однажды он вместе со своим шефом — старым машинистом Иваном Егоровичем Устиновым вел тяжеловесный состав. Форостенко, высунувшись из окна паровоза, глядел в степь.

— Послушай-ка, парень!—сказал машинист своему помощнику. — Сейчас путь пойдет под уклон, надо немного притормозить.

Но Яков как будто ничего не слышал. Вместо тормоза он прибавил ходу, и паровоз с бешеной скоростью помчал под уклон все пятьдесят восемь вагонов, груженых каменным углем. «Что случилось с парнем?» — подумал Устинов и поспешил сбавить ход. И только тут он увидел, что к железнодорожному полотну на небольшой высоте приближается самолет У-2. Самолет быстро догнал поезд, помахал ему крыльями и полетел вдоль полотна по направлению к Таганрогу. Старый машинист понял, что так увлекло его помощника.

— Смотри, Иван Егорович, какая техника, — обратился к Устинову Яков, когда самолет скрылся из виду, — я-то думал, что быстрее нашего паровоза нет ничего на свете...

С этого памятного летнего вечера 1933 года Форостенко овладела мечта пересесть с паровоза на самолет. И он осуществил свою мечту. Яков Форостенко вскоре окончил в Ростове летную школу Осоавиахима и теперь хорошо известен как замечательный летчик-спортсмен, установивший несколько мировых рекордов скорости и дальности полета на спортивных самолетах.

Таких примеров можно привести сотни.

Но кто мог бы подумать, что У-2 — эта самая мирная из всех машин, созданных в авиации,—сможет сыграть хоть какую-нибудь [7] роль в военных действиях? Машина совершенно беззащитная, машина, которую можно легко подбить из обыкновенной винтовки, — что делать такой машине на войне? Как она может устоять против тяжелых бомбардировщиков, быстроходных штурмовиков и истребителей?

Но тут проявились новые качества машины и на помощь пришло еще одно ее замечательное свойство — ее способность к модификации и модернизации. На самолет оказалось несложным поставить вооружение, увеличить его грузоподъемность, расширить его радиус действия. И в умелых руках наших летчиков, благодаря их тонкому мастерству и беспримерной отваге, маленький фанерно-полотняный самолет сыграл в военных действиях не только подсобную роль, но и превратился в гроз ное боевое оружие.

В 1943 году работники печати обратились к Н. Н. Поликарпову с просьбой рассказать о своей работе как авиаконструктора. Вот что написал для них Поликарпов:

«Немцы однажды отозвались об одном нашем самолете следующим образом:

«Пролетая на нем под окнами дома, можно разглядеть, имеются ли внутри солдаты...»

Имелся в виду самолет У-2. Этот самолет может приземляться на маленьком клочке земли и тем оказывать неоценимую услугу фронту, подбирая раненых чуть ли не с самого поля боя. Во время боев за Кавказ он использовался как транспортный самолет, в Сталинградской операции успешно принимал участие как ночной бомбардировщик, а позже вылетал для выполнения дневных заданий.

...Самолет У-2 был построен более чем 15 лет назад и, естественно, может считаться теперь устаревшей машиной. Однако благодаря своим основным качествам — безопасности полета и грузоподъемности — он еще живет и успешно работает. За его отличные летные и посадочные качества, простоту управления его особенно любят молодые пилоты. Советские люди совершают чудеса на этой машине».

Об этих чудесах самолета в годы войны мы и расскажем в следующих главах нашей книги. [8]


следующая страница >>



Да здравствует мужчина! При желании он может добиться всего на свете. Да здравствует женщина! При желании она может добиться любого мужчины. Джордж Эйд
ещё >>