Похожие работы
|
Нормы времени на основные технологические процессы, выполняемые в общедоступных муниципальных - страница №1/4
Нормы времени
на основные технологические процессы,
выполняемые в общедоступных
муниципальных библиотеках
Белгородской области
Белгород 2008
Общая часть
В условиях изменений внешней и внутренней среды библиотеки правильно установленные нормы времени на библиотечные процессы и их выполнение позволяют более рационально организовать работу, эффективно использовать имеющиеся материальные ресурсы, а значит, определяют успех деятельности учреждения. Более конкретно, применение норм времени на процессы, выполняемые в библиотеках, позволяет рассчитать и скорректировать численность штата, установить нагрузки на каждого сотрудника, составить реальный план работы библиотеки, и конечно, проанализировать и оценить итоги за определенный период, разрешить конфликтные ситуации в коллективе, связанные с загруженностью специалистов и оценкой их труда.
В основу перечня норм данного сборника положены:
- Нормативные материалы «Межотраслевых норм времени на работы, выполняемые в библиотеках» (М., 1997), утвержденные постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 3 февраля 1997 года №6;
- самофотография рабочего времени, хронометражные наблюдения, опытно-статистический метод;
- данные нормативно-методических документов, относящихся к работе библиотек;
- материалы изучения нормирования библиотечной деятельности.
Сборник содержит нормы времени, рассчитанные для одного исполнителя на принятую единицу измерения объема работы.
Сборник состоит из двух частей. Первая часть – общая, где изложена структура сборника, приведены примеры и таблицы для некоторых видов расчетов, основанных на нормах времени.
Вторая часть – нормативная, в свою очередь, включает три раздела «Нормы времени на отдельные операции», «Комплексные нормы времени», «Модели нормативов на основные циклы работ, выполняемые в муниципальных библиотеках разных уровней».
Нормы времени на отдельные операции сгруппированы по процессам работы библиотеки.
Укрупненной (комплексной) называется норма времени, рассчитанная на конечный измеритель, включающий организационно и технологически взаимосвязанные работы. В качестве укрупненного измерителя рассматривается такой показатель библиотечно-библиографической деятельности, для достижения которого выполняется целый ряд операций и процессов. При составлении укрупненных нормативов было учтено время по обслуживанию рабочего места, отдых и личные потребности сотрудников.
Укрупненное нормирование важно при определении штатной численности под конкретный объем основных библиотечных работ, а также для расчетов нагрузки и т.д.
Для расчетов нагрузки, плана, штатной численности и т.д. составляется таблица по определенной схеме:
№ п/п
|
Наименование процесса,
операции
|
Единица измерения объема работы
|
Норма времени, час
|
Объем работ
|
Трудозатраты на выполнение объема работ
(гр.4 х р.5)
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
Трудозатраты по каждой отдельной операции суммируются в общую, итоговую цифру, которая используется при дальнейших расчетах плана, нагрузки, штата. Расчет может быть составлен на год, квартал, месяц. В целях упрощения и облегчения расчетов можно применять укрупненные нормы времени, составленные на базе операционных норм.
В следующей таблице показан расчет бюджета рабочего времени в городской библиотеке-филиале со штатом три человека. Бюджет времени одного сотрудника — 2000 часов в год.
«РАСЧЕТ БЮДЖЕТА РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ ГОРОДСКОЙ
БИБЛИОТЕКИ-ФИЛИАЛА»
Наименование
работ
|
Объем работ
|
Норма
времени, час
|
Трудозатраты, час.
|
% от общего бюджета
|
Обслуживание
пользователей
|
2300 человек
|
0,3
(на 1 посещение)*х1 документовыдача
7-2,1 час.
|
4830
|
73
|
Прием и частичная
обработка материалов
|
700
единиц
|
0,3 час.
на единицу
|
210
|
3
|
Публичная работа (вечера, клубы, т.д.)
|
6 видов
|
62 час. на каждый вид
|
372
|
6
|
Книжные выставки
|
34 единицы
|
3,5 час.
на выставку
|
119
|
2
|
Справочная работа
|
300 запросов
|
0,6 час.
на 1 запрос
|
180
|
3
|
Информационная
работа
|
10 заданий
|
10 час.
на 1 задание
|
100
|
1,5
|
Управление (учет, план, отчет и т. д.)
|
-
|
-
|
100
|
1,5
|
Санитарный день
|
12 ч
|
8 раз в течение года
|
96
|
1,5
|
Отпуск
|
|
|
160
|
2,5
|
Больничный лист
|
|
|
180
|
3
|
Резерв
|
|
|
180
|
3
|
Итого...
|
|
|
6527
|
|
Таким образом, бюджет рабочего времени составил 6527 часов трудозатрат на объем выполняемой работы. Далее расчет ведется по формуле:
Чр = СТ/Бсотр. = 6527/2000 = 3,26 шт. ед.,
где Чр — расчетная численность работников;
СТ — сумма трудозатрат,
Бсотр. — бюджет рабочего времени одного сотрудника.
* Трудозатраты рассчитаны исходя из средней посещаемости — 7 посещений на 1 читателя в год
Следует иметь ввиду, что бюджет рабочего времени сотрудника библиотеки в процентном соотношении по видам деятельности состоит:
№ п/п
|
Виды деятельности
|
% рабочего
времени
|
1.
|
Производственная работа, в т.ч.:
1.1.научно-методическая работа
1.2.научно-исследовательская работа
|
73%
15%
10%
|
2.
|
Непроизводственные затраты
(хозяйственная работа)
|
7%
|
3.
|
Повышение квалификации
|
5%
|
4.
|
Подготовка рабочего места, отдых, личные надобности
|
10%
|
5.
|
Больничные листы
|
3 - 5%
|
Нормативная часть
№ п/п
|
Наименование библиотечных процессов
|
Единица
измерения
|
Норма
времени
|
|
1. Комплектование
|
|
|
|
Просмотр библиографических источников (тематические издательские планы, каталоги, бланки заказов и т.д.) с целью отбора документов по профилю комплектования библиотеки
|
1 назв.
|
2 мин.
|
|
То же в автоматизированном режиме
|
1 назв.
|
3 мин.
|
|
Оформление заказов на получение документов в традиционном режиме (оформить заказ, указать количество экземпляров, названий, стоимость заказа и пр.)
|
1 назв.
|
3 мин.
|
|
Оформление заказов на получение документов в автоматизированном режиме (ввести заказ в автоматизированную базу данных, отредактировать, вывести на принтер или отправить по электронной почте)
|
1 назв.
|
10 мин.
|
| Ведение картотеки текущего комплектования (составить библиографическую запись на документ с указанием номера позиции издания в прайс-листе, указать экземплярность заказа, распределить по структурным подразделениям, оформить карточку, расставить в картотеку) |
1 карт.
|
6 мин.
18 сек.
|
|
Ведение картотеки выполненных заказов (оформить карточки, расставить в картотеку)
|
1 карт.
|
48 сек.
|
|
Подготовка и оформление конкурсной документации на организацию размещения муниципального заказа на поставку книжной продукции в библиотеку (составить спецификацию, подготовить и утвердить письма, заявки, проект муниципального контракта и договора на поставку, зарегистрировать контракт в органе местного управления, уполномоченного на ведение реестров муниципальных контрактов, заключенных по итогам размещения заказов)
|
1 заказ
|
150-200 час.
|
|
Подписка на периодические издания (просмотр каталогов, составление списков)
|
1 назв.
|
8 мин.
|
|
Подготовка и оформление конкурсной документации на организацию размещения муниципального заказа на подписные периодические издания (подготовка и утверждение писем, заявки, заказа, проекта муниципального контракта и договора на поставку)
|
1 назв.
|
100-150 час.
|
|
Работа с отказами (зарегистрировать отказ, составить картотеку отказов, просмотреть картотеку текущего комплектования и отобрать карточки с невыполненными заказами)
|
1 карт.
|
15 мин.
|
| Докомплектование библиотечного фонда (принять заявку на приобретение документов, проработать картотеку неудовлетворенного спроса с целью выявления отсутствующих документов, составить библиографическую запись, включить заявку в картотеку докомплектования) |
1 заявка
|
8 мин.
18 сек.
|
|
Отбор документов из обменных фондов библиотек для докомплектования (сверить список-предложение с картотекой докомплектования, оформить карточку на отобранные документы)
|
1 док-т
|
2 мин.
06 сек.
|
|
2. Учет библиотечного фонда
|
|
|
|
Прием поступающих документов
|
|
|
|
Прием почты, распаковка посылок, бандеролей, пакетов
|
1 бандероль
|
1 мин.
|
| Прием и регистрация периодических изданий (подобрать журналы и газеты по названиям и номерам, распределить по отделам, составить регистрационную карточку, отметить номер и дату получения документа, проставить штемпель, распределить по структурным подразделениям) |
1 док-т
|
4 мин.
48 сек.
|
|
Прием документов, поступивших в библиотеку с сопроводительной документацией (подобрать по алфавиту авторов или заглавий, сверить с сопроводительной документацией (счет-фактура, накладная), проставить цену на документе, подсчитать число экземпляров, общую стоимость)
|
1 док-т
|
1 мин.
|
|
Прием документов, поступивших без сопроводительной документации (подобрать по алфавиту авторов или заглавий, проверить на дублетность, провести оценку документов, составить акт, подсчитать количество экземпляров, общую стоимость)
|
1 док-т
|
3 мин.
6 сек.
|
|
Сверка поступивших документов с картотекой текущего комплектования (сделать необходимые отметки на карточке, вложить карточку в 1-ый экз. документа, поставит карточку за разделитель «Выполненные заказы»)
|
1 док-т
|
1 мин.
30 сек.
|
|
Разбор документов по видам
|
1 назв.
|
9 сек.
|
|
Разбор документов по структурным подразделениям
|
1 назв.
|
1 мин.
|
|
Прием документов взамен утерянных (запись в тетради учета)
|
1 док-т
|
1 мин.
|
|
Штемпелевание документов (проставить штамп библиотеки на обороте титульного листа и на 17-й странице)
|
1 книга
|
20 сек.
|
|
Инвентаризация документов
|
|
|
|
Инвентаризация документов (проставить инвентарный номер на титульном листе и на 17-й странице документа, книжном формуляре, наклеить штрих-код)
|
1 док-т
|
1 мин.
|
|
Ведение инвентарной книги (внести сведения о документе)
|
1-док-т
|
1 мин.
30 сек.
|
| То же в автоматизированном режиме (ввести сведения в электронную инвентарную книгу, сверить на наличие в электронном каталоге, в случае отсутствия заимствовать запись из СК библиотек России, отредактировать заимствованную запись, при наличии библиографической записи на документ более раннего выпуска отредактировать прототип записи, в случае отсутствия записи создать новую) |
1 док-т
|
11 мин.
30 сек. –
13 мин.
30 сек.
|
| Суммарный учет документов |
|
|
|
Ведение книги суммарного учета (разобрать документы по видам, отраслям знаний, подсчитать число документов, записать результаты подсчета в установленной форме в книгу суммарного учета, сверить финансовую документацию с финансовыми документами бухгалтерии, оформить сопроводительную документацию (счет-фактура, накладная, акт) для передачи в бухгалтерию)
|
1 запись
|
24 мин.
34 сек.
|
|
Индивидуальный учет
|
|
|
|
Индивидуальный учет документов (составить библиографическое описание документа, указать цену, инвентарный номер, номер записи в книге суммарного учета, число поступивших экземпляров, распределить документы по структурным подразделениям, записать в журнал регистрации карточек учетного каталога инвентарный номер, первое слово заглавия)
|
1 док-т
|
8 мин.
46 сек.
|
|
Исключение документов
|
|
|
|
Подготовка акта на исключение документов из фонда библиотеки (подобрать документы в партии по причинам изъятия, сверить с книжным формуляром, подобрать книжные формуляры в порядке инвентарных номеров, алфавита, журналы – по годам и номерам, составить список к акту выбытия (передачи), подсчитать общую сумму, оформить акт)
|
1 док-т
|
10 мин.
|
|
Исключение документов из учетных форм (внести необходимые записи в книгу суммарного учета (2-я часть), в инвентарную книгу, учетный каталог, опись инвентарных номеров)
|
1 док-т из 1 учетной формы
|
1 мин. 12 сек.
|
|
Исключение документов из автоматизированной базы данных (БД) (внести необходимые записи в БД)
|
1 док-т
|
1 мин. 12 сек.
|
|
Погашение инвентарного номера и штемпеля библиотеки на документе
|
1 книга
|
25 сек.
|
|
3. Обработка фондов и организация каталогов. Работа с печатной и
электронной карточкой
|
|
|
|
Техническая обработка документов
|
|
|
| Наклейка на документ листка срока возврата |
1 листок
|
20 сек.
|
| Наклейка на документ кармашка |
1 карм.
|
25 сек.
|
| Наклейка на документ ярлыка |
1 ярлык
|
30 сек.
|
| Написание шифра на документе и на ярлыке документа |
1 ярлык
|
30 сек.
|
| Перенос форматного и систематического шифра с карточки на документ |
1 док-т
|
1 мин.
48 сек.
| следующая страница >>
|