«Нормативно-правовые и теоретические основы воспитания и дополнительного образования детей» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Отчет о работе муниципального образовательного учреждения дополнительного... 1 294.53kb.
Положение о сайте муниципального автономного образовательного учреждения... 1 85.38kb.
Правовые основы инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями... 1 92.14kb.
Сказка в работе педагога 1 43.28kb.
Воспитание социальной активности детей в учреждении дополнительного... 10 1888.45kb.
Виды детских объединений в системе дополнительного образования детей 1 205.97kb.
Программа дополнительного образования детей «здравствуй, школьный... 1 419.38kb.
Муниципального образовательного бюджетного учреждения дополнительного... 6 1507.77kb.
Образовательная программа Муниципального образовательного учреждения... 2 429.04kb.
«Центр развития дополнительного образования детей Иркутской области» 1 35.24kb.
Конкурс-форум проводится Отделением туризма и краеведения государственного... 3 471.19kb.
Фильмы фестиваля российского кино «окно в европу» 8 – 14 августа... 1 199.94kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

«Нормативно-правовые и теоретические основы воспитания и дополнительного образования - страница №1/1

Костромской областной институт развития образования

Кафедра теории и методики воспитания


Учебный модуль

к дистанционному образовательному модулю по теме

«Нормативно-правовые и теоретические основы воспитания и

дополнительного образования детей»

(наименование программы)

Составитель: Ручко Л.С., к.пс.н., доцент кафедры теории и методики воспитания Костромского областного института развития образования.


Психология развития личности ребенка
Содержание образовательного модуля:

Проблема психического развития – предпосылки и закономерности. 1

1.О природе возрастного развития (теории развития). 4

2.Возрастная периодизация жизненного цикла человека. 6

3.ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 13

 Задание 1. 13

 Задание 2. 13

 Задание 3. 13

 Задание 4. 14

4.Литература 15

Проблема психического развития – предпосылки и закономерности.


Развитие — это процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека. Основными свойствами развития, отличающими его от всех других изменений, являются необратимость, направленность, закономерность.

Необратимость — способность к накапливанию изменений, «надстраиванию» новых изменений над предшествующими.

Направленность — способность системы к проведению единой, внутренне взаимосвязанной линии развития.

Закономерность — способность системы к воспроизведению однотипных изменений у разных людей.



Предпосылки психического развития.

Развитие организма от момента образования зародыша до его смерти называется онтогенезом. Как развитие всего человеческого организма, так и развитие психики человека непрерывно в течение жизни. Проблема психического развития – одна из центральных в психологии, ее фундамент, теоретический и практический, – зависит от ответа на вопрос о том, как возникает психика и что определяет ее развитие.

Взгляды на природу психики противоположны. Одни ученые отдают предпочтение среде как источнику психического развития и отрицают важность роли биологических, врожденных факторов в психическом развитии человека (социогенетический подход). Иные считают, что природа – идеальный творец, психика детей с рождения обладает всем необходимым, надо лишь не мешать естественному ходу развития, довериться природе (биогенетический подход). Современная психология развития отказалась от противопоставления биологических и средовых (культурных и социальных) факторов развития в пользу понимания необходимой важности и тех и других факторов в психическом развитии человека.

Ч. Уадингтон использовал как метафору процесса развития понятие «эпигенетический ландшафт» для того, чтобы полнее можно было представить, как происходит взаимодействие природных и средовых факторов. Представьте себе шар, обозначающий развивающийся организм. Он расположен среди холмов и впадин, вдоль которых он может катиться, следуя возможным путям развития. Движение катящегося с горы шара все время ограничивается ландшафтом – холмами и впадинами. Шар в любой момент по воле случая может попасть в труднопреодолимую глубокую впадину. В этой впадине направление движения чётко определено, и процесс развития обретает некоторые конкретные формы в зависимости от установленных факторов среды и времени. Но различные впадины отличаются друг от друга крутизной своих склонов (скорость развития), протяжённостью (время жизненного этапа), степенью проходимости (легкости изменений в психике) и так далее. Пути следования соединены между собой переходами. Влияние среды в зонах переходов может иметь более серьезные последствия, но те же самые события могут и не иметь последствий в других точках эпигенетического ландшафта. В любом случае в качестве неизвестных величин для наблюдателя остаются: направление движения шара, изменения, которые с ним произойдут в ближайшем и отдалённом будущем, скорость его перемещения и т.д.

Эта и другие концепции относятся к персоногенетическому подходу. Здесь во главу угла ставятся «проблемы активности, самосознания и творчества личности, формирования человеческого «Я», борьбы мотивов, воспитания индивидуального характера и способностей, самореализации личностного выбора, непрестанного поиска смысла жизни в ходе жизненного пути индивидуальности» (Реан, 2003).

Переводя все это на язык педагогики и психологии, отметим, что развитие каждого человека уникально, но имеет некоторые закономерности.



Закономерности психического развития:

  1. Развитие характеризуется неравномерностью и гетерохронностью. Неравномерность развития проявляется в том, что различные психические функции, свойства и образования развиваются неравномерно, не одинаково: каждая из них имеет свои стадии подъема, стабилизации и спада, то есть развитию присущ колебательный характер. Этим объясняются резкие перепады в развитии, например, познавательных функций в подростковом и юношеском возрасте. Гетерохронность развития означает асинхронность (несовпадение во времени) фаз развития отдельных органов и функций, обусловленный избирательным характером развития структур и функций в соответствии с внешними и внутренними факторами. Так, наблюдается, что чем нужнее та или иная функция, чем важнее ее роль на данном этапе развития, тем раньше она развивается. Например, ребенок учится ориентироваться в пространстве быстрее, чем во времени.

  2. Неустойчивость развития. Развитие всегда проходит через неустойчивые периоды. Наиболее ярко эта закономерность проявляется в кризисах детского развития. Возрастной кризис – условное наименование переходных этапов возрастного развития. Л.С. Выготский определяет кризис как целостное изменение личности ребенка, регулярно возникающее при смене стабильных периодов и обусловленное возникновением основных новообразований предшествующего стабильного периода.

  3. Сенситивность развития. Сенситивный период развития — это период повышенной восприимчивости психических функций к внешним воздействиям. В этот период организм человека отличается повышенной чувствительностью к каим-то вполне определенным внешним или внутренним факторам, воздействие которых именно в данной точке развития имеет особенно важные необратимые последствия. Характерно, что в ходе роста происходит накопление психических свойств, качеств, умений, навыков, приводящее к качественным изменениям в их развитии. Но периоды сенситивного развития ограничены во времени. Поэтому, если упущен сенситивный период развития той или иной функции, в дальнейшем потребуется гораздо больше усилий и времени для ее становления.

  4. Кумулятивность психического развития. Кумулятивность психического развития означает, что результат развития каждой предшествующей стадии, накапливаясь, включается в последующую стадию, при этом определенным образом трансформируясь. Такое накопление изменений подготавливает качественные преобразования в психическом развитии. Характерный пример - последовательное становление и развитие наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления, когда каждая последующая форма мышления возникает на базе предшествующей и включает ее в себя.

  5. Дивергентность - конвергентность хода развития. Психическое развитие включает в себя две противоречивые и взаимосвязанные тенденции — дивергенцию и конвергенцию. В данном случае дивергенция — это повышение разнообразия в процессе психического развития, а конвергенция — его свертывание, усиление избирательности.

Что же определяет в большей степени направление и скорость психического развития личности, помимо биологических предпосылок?

Факторы психического развития.

Факторы психического развития - это ведущие детерминанты развития человека. Ими принято считать наследственность, среду и активность. Если действие фактора наследственности проявляется в индивидных свойствах человека и выступает в качестве предпосылок развития, а действие фактора среды (общества) - в социальных свойствах личности, то действие фактора активности - во взаимодействии двух предшествующих. Активность проявляет себя в активации, различных рефлексах, поисковой активности, произвольных актах, воле, актах свободного самоопределения.

Фактор наследственности, увы, изменить невозможно. Но в процессе воспитания возможно учитывать эти детерминанты, нивелировать и корректировать их влияние на развитие личности.

Фактор среды – фактор, лежащий в основе образовательного процесса уже многие годы. Среди главных средовых факторов выделяют: социальную ситуацию развития (Л.С. Выготский), ведущую деятельность (А.Н.Леонтьев, Д.Б. Эльконин).

Социальная ситуация развития. Это та конкретная форма значимых для ребенка отношений, в которых он находится с окружающей его действительностью в тот или иной период своей жизни. Она полностью определяет формы и пути развития ребенка, виды деятельности, приобретаемые им новые психические свойства и качества. Именно в рамках социальной ситуации развития возникает и развивается ведущий вид (тип) деятельности.

Ведущая деятельность - это та деятельность ребенка в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет возникновение и формирование у него основных психологических новообразований на данной ступени развития. Каждая стадия психического развития ребенка характеризуется соответствующим типом ведущей деятельности. Признаком перехода от одной стадии к другой является изменение ведущего типа деятельности, которая не появляется сразу, а проходит свое развитие в рамках той или иной социальной ситуации. Важно отметить, что появление в каждом периоде развития новой ведущей деятельности не отменяет предшествующую. Ведущая деятельность обусловливает основные изменения в психическом развитии, и прежде всего появление новых психических образований.

Фактор активности играет одну из центральных ролей в современных психолого-педагогических теориях, описывающих процессы развития психики человека. Именно активность организма позволяет достичь необходимого результата в ходе взаимодействия наследственности и среды. Ярко описывает фактор активности Н.А.Бернштейн: «Организм все время находится в соприкосновении и взаимодействии с внешней и внутренней средой. Если его движение (в самом обобщенном смысле слова) имеет одинаковое направление с движением среды, то оно осуществляется гладко и бесконфликтно. Но если запрограммированное им движение к определившейся цели требует преодоления сопротивления среды, организм со всей доступной ему щедростью отпускает на это преодоление энергию... пока он либо восторжествует над средой, либо погибнет в борьбе с нею» (Бернштейн Н. А., 1990, с. 455).



Психологическое новообразование - это: 1) психические и социальные изменения, возникающие на данной ступени развития и определяющие сознание ребенка, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь, ход развития в данный период; 2) во-вторых, новообразование — обобщенный результат этих изменений, всего психического развития ребенка в соответствующий период, который становится исходным для формирования психических процессов и личности ребенка следующего возраста (Выготский Л. С, 1984). Каждый возрастной период характеризуется специфическим для него психологическим новообразованием, которое является ведущим для всего процесса развития и при этом характеризует перестройку всей личности ребенка на новой основе в ходе кризисного периода. Психические новообразования как бы завершают каждый возрастной этап развития ребенка, именно они являются основным результатом ведущей деятельности, развивающейся в рамках конкретной ситуации развития, развернутой во времени.
  1. О природе возрастного развития (теории развития).



Периодизация развития психики – это структурирование общих закономерностей цикла человеческой жизни. Проблема возрастной периодизации развития является одной из самых дискуссионных в психологии, что связано с отсутствием у разных исследователей единого понимания природы возрастного развития, его движущих сил и механизмов. Рассмотрим теории личностного развития, получившие самое широкое распространение.

 Психодинамическая теория («фрейдизм»). Основоположник данной теории - Зигмунд Фрейд (1856-1939), считавший главным источником развития личности врожденные биологические факторы (инстинкты), порождающие энергию либидо (влечение, желание). Эта биологическая энергия направлена как на продолжение рода (сексуальное влечение), так и на разрушение (агрессия). По Фрейду, происходит сложное динамическое взаимодействие между инстинктами и влечениями, с одной стороны, и мотивами, сознанием, морально-этическими императивами – с другой. Это взаимодействие и регулирует поведение человека, причем главенствующая роль принадлежит бессознательному. Такое объяснение послужило основанием для обозначения целого направления в теории личности – психодинамического (психоанализ).



Психоаналитическая теория. Основатель Карл Густав Юнг. Структура личности, по мнению Карла Юнга, состоит из трех частей: индивидуального бессознательного, коллективного бессознательного и сознания. Индивидуальное бессознательное – это хранилище подавленных, вытесненных из сознания мыслей, чувств, воспоминаний.
Коллективное бессознательное – обусловлено генетически, является своего рода памятью поколений. В коллективном бессознательном сосредоточен исторический опыт человечества, представленный в психике родившегося ребенка в виде архетипов, которые наследуются от предков. По мнению Юнга, архетип «самость» связан не только с типологией личности (экстраверт – интроверт), но и с четырьмя основными психическими процессами – мышлением, чувствованием, интуицией и ощущением. У каждого человека доминирует тот или иной процесс, который в сочетании с интроверсией или экстраверсией индивидуализирует путь развития человека.

Индивидуальная теория. Основоположник исследования индивидуальности - Альфред Адлер. По Адлеру не врожденные инстинкты, а чувство общности с другими людьми, ориентация на них определяет все их поступки и поведение.
Основными составляющими индивидуальной психологии Адлер считает: чувство неполноценности и компенсация;
стремление к превосходству; стиль жизни; творческое «Я»; общественный интерес; фиктивный финализм. Комплекс психологической неполноценности развивается с детства в основном по трем причинам: из-за дефекта того или иного органа; чрезмерной опеке родителей; отвержение со стороны родителей. Как реакция на комплекс психологической неполноценности у человека может развиться стремление к превосходству, выражающееся в тенденции преувеличивать свои физические или интеллектуальные способности. Стиль жизни, с точки зрения Адлера, закрепляется в возрасте 4-5 лет и впоследствии почти не поддается радикальным изменениям. Творческое «Я» выступает в качестве активного принципа жизни индивида. Смысл творческого «Я» в том, что каждому человеку предоставляется возможность свободно создавать собственный стиль жизни, быть хозяином своей судьбы. Общественный интерес формируется в социальном окружении, прежде всего в семье. Воспитывать в ребенке чувство сотрудничества и взаимопомощи со своими сверстниками можно лишь на основе личностного опыта, который служит образцом подражания для ребенка. Этим самым создаются наилучшие условия для формирования у детей общественного, социального интереса. Фиктивный финализм проявляется в стремлении человека к достижению поставленных жизненных целей. Если они чрезмерны, то человеческая деятельность превращается в фикцию. Фиктивную цель не возможно ни проверить, ни подтвердить, но сам принцип имеет в жизни человека большое значение. Следуя ему, человек стремится достичь высоких результатов в своей деятельности.

Поведенческая теория. В поведенческой теории личности разрабатываются два направления – рефлекторное и социальное. Рефлекторное разрабатывалось одним из сторонников классического бихевиоризма Б. Скиннером. Основоположниками социального являются американские исследователи А. Бандура и Дж. Роттер. Как в том, так и в другом направлении было принято за аксиому: основным источником развития личности является среда, в личности нет ничего от генетического или психического наследования, т.е. личность – продукт научения, психологические же свойства – это обобщенные поведенческие рефлексы и социальные навыки.

Гуманистическая теория. В гуманистической теории личности выделяют два основных направления – клиентцентрическое (Карл Ренсом Роджерс) и мотивационное (Абрахам Харольд Маслоу). Основная идея Роджерса и Маслоу в том, что человек от природы изначально способен к самосовершенствованию, личностному росту. Сторонники клиентцентрического направления считают, что в психике человека заложены две врожденные тенденции: стремление к самоактуализации и контроль за своим развитием. Таким образом, человек в силу своей собственной природы является активным и самореализующимся субъектом. Основные условия, при которых происходит самоактуализация личности, являются принадлежность к группе и самоуважение.

Мотивационное направление постулатом определяет, что развитие личности происходит путем движения к удовлетворению основных жизненных потребностей человека. А. Маслоу описывал человека как «существо желающее», которое редко достигает состояние полного, завершающего удовлетворения. Он предположил, что все потребности человека – врожденные и в мотивационной сфере образую иерархическую систему приоритетов – «пирамиду потребностей», вершиной которой является потребность в самоактуализации, реализации потенциала.

Когнитивная теория (Джордж Александр Келли). Когнитивная теория личности происходит из положения о том, что познавательные процессы и интеллектуальные способности оказывают решающее значение на поведение человека Согласно основоположнику теории, основным источником развития личности является социальное окружение, а поведение детерминировано познавательными процессами индивида. Основным понятием когнитивной теории личности является конструкт, отражающий особенности познавательных процессов индивида (восприятие, представления, память, речь, мышление). Благодаря конструктам человек устанавливает межличностные отношения и познает мир.

Деятельностная теория получила наибольшее распространение в отечественной психологии. У истоков этой теории стоят А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, К.К. Платонов, Б.Г. Ананьев, Б.М. Теплов и другие исследователи. Согласно этой теории главным источником развития личности является деятельность, то есть сложная динамическая система взаимодействий субъекта с миром, под влиянием которой формируются свойства личности. Согласно С.Л. Рубинштейну и Б.Г. Ананьеву, исходными характеристиками человека как субъекта деятельности являются сознание (отражение объективной действительности) и деятельность (преобразование действительности). Именно деятельность, понимаемая как сложная динамическая система взаимоотношений с миром, краеугольным камнем в формировании свойств личности. С.Л. Рубинштейн отмечал: «В труде, игре и учении – в них всех совместно и в каждом из них по-своему и проявляется, и формируется личность.

Современная психолого-педагогическая наука рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального. Изменения в биологии личности сказываются не только на особенностях ее деятельности, но и на образе жизни. Однако решающую роль играют те мотивы, интересы, цели, в свою очередь выступающие результатами социальной жизни личности.


  1. Возрастная периодизация жизненного цикла человека.

Разложение жизненного цикла развития человека на периоды дает возможность лучше понять закономерности развития человека, а также позволяет понять специфику отдельных возрастных этапов. Обозначение периодов развития, а также их временные рамки определены концептуальными представлениями авторов периодизаций о том, какие стороны развития наиболее важны и существенны на данном этапе развития человека.

В основе любой периодизации лежит понятие возраста. Возраст как психологическая характеристика включает в себя ряд аспектов: 1) хронологический возраст, определяется продолжительностью жизни человека (по паспорту); 2) биологический возраст - совокупность биологических показателей, функционирование организма в целом;
3) психологический возраст - определенный уровень развития психики, в который включается: умственный возраст, социальная зрелость, эмоциональная зрелость. В реальной жизни отдельные составляющие возраста не всегда совпадают.

Существующие возрастные периодизации можно классифицировать. Рассмотрим имеющиеся периодизации возрастного развития в рамках трёх классификаций сущестующих теорий.



Первая классификация выделяет три подхода в зависимости от того, о какой науке идёт речь: психофизиологии, социологии или психологии развития. В биологии и психофизиологии принято выделять периоды в развитии организма на основе его сенситивности к тем или иным факторам в определенный период. Общественные науки, в том числе и социология, говорят о социальных переходах как поворотных пунктах развития, об изменении социального статуса, выполнением определенных социальных ролей и положением человека в системе жизненных отношений. В психологии развития рассматривают понятие возрастных нормативных жизненных кризисов, которое подчеркивает, что критические периоды и социальные переходы обычно сопровождаются какой-то психологической перестройкой.

Вторая классификация схем периодизаций, рассматривающих период детства, также разделяется на три группы (Л.С. Выготский, 1984):

1) группа периодизаций по внешнему для развития личности критерию,

2) периодизации, составленные на основе выделения одного признаку детского развития как условного критерия разделения на отдельные периоды,

3) периодизации, где ступени развития выделяются на основе выделения существенных особенностей личности в разные этапы её развития.

Для первой группы характерно построение периодизации на основе внешнего, но связанного с самим процессом развития критерия. Примером могут служить периодизации, созданные по биогенетическому принципу (А.Гетчинсон, В.Штерн, Р.Заззо и другие). Так, периодизация Рене Заззо связана с основными этапами системы воспитания и обучения, которые совпадают с этапами детства: 0-3 года раннее детство, 3-5 лет дошкольный возраст, 6-12 лет начальное школьное образование, 12-16 лет обучение в средней школе, 17 и старше высшее или университетское образование.

Для второй группы характерно построены на основе одного, произвольно выбранного автором, внутреннего критерия (П.П. Блонский, Г. Салливен, З.Фрейд и другие).

Так, Зигмунд Фрейд считал главным источником, двигателем человеческого поведения бессознательное, насыщенное сексуальной энергией.

Процесс развития интеллекта по Жану Пиаже представляет собой смену трёх больших периодов, в течение которых происходит становление трёх основных интеллектуальных структур (см. упрощённую схему, данную в таблице). Сначала формируются сенсомоторные структуры - системы последовательно выполняемых материальных действий (до 2 лет). Затем следует стадия дооперационных представлений (2 года – 7 лет), после возникают структуры конкретных операций - системы действий, выполняемых в уме, но с опорой на внешние, наглядные данные (7 - 12 лет). Еще позже происходит становление формально - логических операций (от 12 лет и старше).

Периодизация Кольберга основана на изучении уровня морального развития человека. Выявленные в исследованиях Кольберга три уровня и шесть ступеней нравственного развития соответствуют представлениям об ориентации человека на страх, стыд и совесть при выборе поступка (таблица 1).

Таблица 1.

Периодизация развития на основе теории уровней нравственности Кольберга.



Возраст

Уровень

Ступень

до 10 лет

1. Преднравственный уровень. Страх наказания

Страх перед правом силы

Страх быть обманутым и недополучить благ

10-13 лет

2. Конвенциональный уровень. Ориентация на принципы других людей и на законы.

Стыд перед товарищами, ближайшим окружени

Стыд общественного осуждения, негативной оценки больших социальных групп

после 13 лет

3. Постконвенциональный уровень. Человек судит о собственном поведении исходя из своих критериев. Совесть

Желание соответствовать своим нравственным принципам.

Желание соответствовать своей системе нравственных ценностей.

Теория психосоциального развития Эрика Эриксона включает восемь стадий развития «Я». Периодизация личностного развития, на каждой из которых прорабатываются и уточняются ориентиры по отношению к себе и внешней среде. Основной закон развития, по Эриксону, - это «эпигенетический принцип», согласно которому на каждом новом этапе развития возникают новые явления и свойства, которых не было на предшествующих стадиях процесса. Целостная деятельность ребенка, специфическая для каждого его возраста, определяет те психические изменения, которые впервые в нем возникают. Именно эти новообразования служат основным критерием для деления детского развития на отдельные возрасты.

Таблица 2.

Периодизация развития на основе теории психосоциального развития Эрика Эриксона.



Возраст

Стадия развития

Нормальная линия

Аномальная линия

0 - 1 год - раннее младенчество



Задача этапа: базисное доверие против базисного недоверия.

социальное качество - надежда



  • доверие к людям, к окружающему миру,

  • взаимная любовь, связь ребенок – родитель,

  • удовлетворение потребности в общении с родителями.

  • недоверие к людям в результате лишения любви, эмоциональной изоляции ребенка, раннего отлучения от груди,

  • боязливость,

  • подозрительность.

1-3 года - позднее младенчество (ранний возраст)

Задача этапа: автономия против стыда и сомнения. Социальное качество - воля

  • самоконтроль,

  • самостоятельность,

  • уверенность в себе,

  • сила воли.

  • сомнения в себе,

  • гипертрофированное чувство стыда.

4-5 лет - возраст игры



Задача этапа: инициатива (предприимчивость) против чувства вины.

Социальное качество- целеустремленность



  • инициативность

  • активность,

  • живое воображение, изобретательность,

  • подражание взрослому,

  • признаки полоролевого поведения,

  • чувство моральной ответственности.

  • чувство вины

  • пассивность

  • отсутствие инициативы

  • отсутствие признаков полоролевого поведения

6-11 лет среднее детство

Задача этапа: трудолюбие (умелость) против чувства неполноценности. Социальное качество- компетентность.

  • стремление к достижению,

  • систематичность,

  • трудолюбие,

  • развитие познавательных и коммуникативных навыков.

  • чувство собственной неполноценности,

  • избегание сложных заданий, ситуаций соревнования,

  • слаборазвитость познавательных и трудовых навыков,

  • конформность.

12-20 лет половая зрелость, подростничество, юность.

Задача этапа: идентичность против смешения ролей.

Социальное качество- верность



  • эгоидентичность (собственная уникальность),

  • жизненное самоопределение,

  • поиск себя,

  • формирование мировоззрения,

  • половая поляризация в формах поведения.

  • диффузия идентичности (не может найти себя, не знает чего хочет),

  • путаница ролей,

  • смещение временных перспектив,

  • смешение форм полоролевого поведения.

20-40 (45) лет ранняя взрослость

Задача этапа: близость против изоляции.

Социальное качество - любовь



  • интимность,

  • стремление к контактам с людьми,

  • желание и способность посвятить себя другим людям,

  • рождение и воспитание детей.

  • Изоляция,

  • избегание других людей (первичные симптомы в изменении психики человека - трудный характер),

  • непредсказуемое поведение.

40 (45) - 60 лет средняя взрослость

Задача этапа: генеративность против стагнации. Социальное качество - забота

  • творчество (особенно в труде),

  • продуктивная и творческая работа над собой и другими.

  • застой (особенно в труде)

  • эгоизм, эгоцентризм,

  • непродуктивность в работе,

  • ранняя инвалидность.


Третья классификация выделяет периоды на основе существенных критериев, признаков, положенных в основу выделения этапов в развитии личности. Примером здесь могут быть периодизации В.И. Слободчикова, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина.

Так, В.И. Слободчиков рассматривает основные ступени развития субъектности человека. Он предложил схему – «матрицу возраста», в которой каждая ступень – это относительно завершенный цикл развития, выстроенный в логике процесса развития, горизонтальная последовательность периодов (становления и реализации) и стадий (критических и стабильных):

1) оживление. На данном этапе развития возникает родовой кризис: 7-й месяц эмбрионального развития – 3 недели после рождения. Стадия принятия: новорожденность – 0,5—4-й месяц жизни. Кризис новорожденности: 3,5—7-й месяц. Стадия освоения (младенец): 6—12-й месяц;

2) одушевление. На данном этапе развития возникает кризис младенчества в 11–18 месяцев. Стадия принятия – раннее детство: 1 год 3 месяца—3 года. Кризис раннего детства: 2,5–3,5 года. Стадия освоения – дошкольное детство: 3–6,5 лет;

3) персонализация. На данном этапе развития возникает кризис детства: 5,5–7,5 лет. Стадия принятия – отрочество: 7—11,5 лет. Кризис отрочества: 11–14 лет. Стадия освоения – юность: 13,5—18 лет;

4) индивидуализация. На данном этапе развития возникает кризис юности: 17–21 год. Стадия принятия – молодость: 19–28 лет. Кризис молодости: 27 лет—33 года. Стадия освоения – взрослость: 32–42 года;

5) универсализация. На данном этапе развития возникает кризис взрослости: 39–45 лет. Стадия принятия – зрелость: 44 года—66 лет. Кризис зрелости: 55–65 лет. Стадия освоения – старость: 62 года.

В данной периодизации последовательность ступеней – это смена режима индивидуальной жизни. Начало новой ступени – это новое рождение в новую форму жизни, кризис рождения – это кризис самоидентичности («так жить нельзя») и поиск новых форм бытия на стадии принятия.

В периодизациях Льва Семеновича Выготского и Даниила Борисовича Эльконина используются три критерия - социальная ситуация развития, ведущая деятельность и центральное возрастное новообразование, рассмотренные нами в предыдущем параграфе.

Л. С. Выготский предложил периодизацию, руководствуясь выделением в развитии стабильных и критических возрастов (периодов). В стабильных периодах происходит медленное и неуклонное накопление мельчайших количественных изменений развития, а в критические периоды эти изменения обнаруживаются в виде скачкообразно возникших необратимых новообразований. По мнению Л. С. Выготского, стабильные и критические периоды в развитии чередуются: 1) кризис новорожденного, 2) стабильный период младенчества, 3) кризис первого года жизни, 4) стабильное раннее детство, 5) кризис трех лет, 6) стабильный дошкольный возраст, 7) кризис семи лет, 8) стабильный младший школьный период, 9) пубертатный кризис, 10) стабильный подростковый возраст, 11) кризис 17 лет и т.д. Л. С. Выготский, говоря о новообразовании, имел в виду как новый тип деятельности ребенка, так и новый тип его личности, те психологические изменения, которые впервые возникают в этом периоде.

Социальная ситуация развития была определена Л.С. Выготским как особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, которые являются типичными для каждого возрастного этапа и обусловливают динамику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода и новые качественно своеобразные психологические образования, возникающие к его концу.

Тот новый тип деятельности, который лежит в основе целостного психического развития ребенка в том или ином возрасте, был назван ведущим. По своему смыслу это понятие близко к понятию социальной ситуации развития у Л.С. Выготского. Ведущая деятельность - это:

1) деятельность, в форме которой возникают и внутри которой дифференцируются другие новые виды деятельности;

2) деятельность, в которой формируются или перестраиваются частные психические процессы (например, в игре - воображение, в учении - логическое мышление);

3) деятельность, от которой зависят наблюдаемые в данный период развития основные психологические изменения в личности ребенка.

Таким образом, ведущая деятельность - та, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологические особенности личности на данной стадии развития.

Таблица 3.

Периодизация развития на основе культурно-исторической концепции Л.С.Выготского.




Период

Годы

Ведущая деятельность

Новообразование

Социальная ситуация
развития

Младен-
чество

0-1

эмоциональное общение ребенка со взрослым

ходьба, первое слово

Освоение норм отношений между людьми

Ранний возраст

1-3

предметная деятельность

«внешнее Я сам»

Усвоение способов деятельности с предметами

Дошкольный возраст

3-6 (7)

ролевая игра

произвольность поведения

Освоение социальных норм, взаимо-
отношений между людьми

Младший школьный возраст

6 (7)-10 (11)

учебная деятелльность

произвольность всех психических процессов, кроме интеллекта

Освоение знаний, развитие интелектуально-познавательной деятельности.

Средний школьный возраст, подросток

10 (11) -
14 (15)

интимно-личностное общение в учебной и других видах деятельности

чувство «взрослости», возникновение представления о себе «не как о ребенке»

Освоение норм и отношений между людьми

Старший школьник (ранняя юность)

14 (15) -
16 (17)

учебно-профес-
сиональная деятельность

профессиональное и личностное самоопределение

Освоение профес-
сиональных знаний, умений

Поздняя юность или ранняя зрелость

18-25

Трудовая деятельность, профес-
сиональная учеба.



Освоение профес-
сионально-
трудовых умений

Зрелость

после 25

20-50 лет - зрелость,

50-75 - поздняя зрелость,

75- .. - старость

В основе периодизации А.Н. Леонтьева и лежит собственно тип ведущей деятельности. Он описывает: 1) младенчество с непосредственно-эмоциональным общением ребенка и взрослого; 2) раннее детство с предметной деятельностью; 3) дошкольное детство с игрой; 4) школьный возраст с учением; 5) подростковый возраст с общественно полезной деятельностью и общением со сверстниками; 6) юношеский - с учебно-профессиональной деятельностью.

А.Н. Леонтьев показывает, что именно в процессе ведущей деятельности ребенка возникают новые отношения с социальной средой, новый тип знаний и способы их получения, что изменяет познавательную сферу и психологическую структуру личности. Итак, каждая ведущая деятельность способствует проявлению характерных именно для этого возраста качественных особенностей, или, как их называют, новообразований возраста, а переход от одной ведущей деятельности к другой знаменует собой смену возрастного периода.

Д. Б. Эльконин, опираясь на опыт культурно-исторической психологии Л.С. Выготского, предложил рассматривать каждый период развития на основе четырех критериев:

1) социальная ситуация развития как система отношений, в которую вступает ребенок, и способ ориентации в этих отношениях;

2) основной (ведущий) тип деятельности;

3) основные новообразования развития;

4) кризис.

Д.Б. Эльконин рассматривал ребенка как целостную личность, активно познающую окружающий мир: мир предметов и мир людей. Существуют, следовательно, две системы отношений: ребенок - вещь и ребенок - взрослый. Однако вещь, имея определенные физические свойства, несет в себе и общественно выработанные способы своего употребления, способы действий с нею. Таким образом, вещь - это общественный предмет, действиям с которым ребенок должен научиться с помощью взрослого. Взрослый выступает перед ребенком не только как человек, а сколько как представитель определенного общества, имеющий социальные роли, установки, мотивы, стереотипы действий, в том числе и стереотипы воспитания. Следовательно, взрослый - это общественный взрослый. Деятельность ребенка внутри систем «ребенок - общественный предмет» и «ребенок - общественный взрослый» представляет единый процесс,в котором формируется его личность. Однако составляя единый процесс освоения систем «ребенок - предмет» и «ребенок -взрослый», в рамках ведущей деятельности данного возраста, одна из систем выступает на первый план, занимая доминирующее положение. Следовательно, сменяющие друг друга ведущие деятельности, определяют последовательное чередование преимущественно системы «ребенок – предмет» и «ребенок - взрослый».

Рассматривая каждый период как состоящий из двух стадий, Д.Б. Эльконин считал, что на первой стадии осуществляются изменения мотивационно-потребностной сферы личности, а на второй происходит освоение операционально-технической сферы. Им был открыт закон чередования, периодичности разных типов деятельности на каждом этапе: за деятельностью одного типа, ориентирующей субъекта в системе отношений между людьми, «в нормах и правилах взаимодействия в социуме, обязательно следует деятельность другого типа, в которой происходит ориентация в способах употребления предметов. Каждый раз между этими двумя типами ориентации возникают противоречия. Периоды и стадии детского развития, по Д. Б. Эльконину, выглядят так:

1. Этап раннего детства состоит из двух стадий - младенчества, открывающегося кризисом новорожденное, на котором развивается мотивационно-потребностная сфера личности, и раннего возраста, начало которого знаменует кризис 1-го года жизни, в котором преимущественно осуществляется освоение операционально-технической сферы.

2. Этап детства открывается кризисом 3 лет, знаменующим начало дошкольного возраста (с освоением мотивационно-потребностной сферы). Второй стадией является открывающийся кризисом 6-7 лет младший школьный возраст, на котором осваивается операционально-техническая сфера.

3. Этап отрочества делится на стадию подросткового возраста (осваивается мотивационно-потребностная сфера), началом которого является кризис 11-12 лет, и стадию ранней юности (освоение операционально-технической стороны), связанной с кризисом 15 лет. По Д. Б. Эльконину, кризисы 3 и 11 лет - это кризисы отношений, вслед за ними возникают новые ориентации в человеческих отношениях; а кризисы 1-го года, 7 и 15 лет - кризисы мировоззрения, меняющие ориентацию в мире вещей.

Таблица 4.

Периодизация развития на основе теории Д.Б.Эльконина.


Этап

Стадия

Ведущая деятельность

Система отношений

Раннее детство

Младенческий (0-1 год)

Общение со взрослым

Человек - человек

Ранний возраст (1-3 года)

Предметная деятельность

Человек - предмет

Детство

Дошкольный возраст (3-5 лет)

Игра

Человек - человек

Младший школьный возраст (6-10 лет)

Учебная деятельность

Человек - предмет

Отрочество

Подростковый возраст (11-12 лет)

Общение со сверстниками

Человек - человек

Ранний юношеский возраст (13-15 лет)

Учебно - профессиональная деятельность

Человек - предмет

В последние годы получила дальнейшее теоретическое и экспериментальное изучение идея кризисов в психическом развитии. Новообразования критических периодов были проанализированы Л.И. Бершедовой как формы психологической готовности к переходу на новый этап возрастного развития. В работах К.Н. Поливановой показано, что в онтогенетическом развитии в критические возрастные периоды происходит взаимопереход реальной и идеальной форм, вскрыт сложный внутренний механизм этого взаимодействия. В этой логике критический возраст с необходимостью включает целый ряд последовательных этапов.

Обращается внимание на то, что в поле зрения психологов должны попасть не только новообразования возраста, но и «исчезновения» (признаки нормальной возрастной инволюции); возрастная динамика должна рассматриваться не только с точки зрения взрослого (с позиции достигнутого ребенком соответствия культурной норме возраста и психофизиологической норме созревания), но и с учетом детских критериев «самочувствования».

Все чаще современные психологи обращают внимание на новые тенденции общественной жизни в постиндустриальную информационную эпоху. Конец XX — начало XXI в. характеризуется размыванием устойчивых возрастных ориентиров и границ традиционных периодов жизни. События - вехи все более индивидуализируются во времени и пространстве, варьируют в весьма широком диапазоне и время поступления в школу, и студенческая пора, и начало работы по специальности, а также вступление в брак, рождение ранних и поздних детей и пр. Категории «идея возраста», «культурный возраст», по мнению К.Н. Поливановой, пока сохраняют свое значение как инструмент отношения к человеку, определения его места в обществе, предъявления ему неких ожиданий и требований, однако современная ситуация представляется переходной от единой «лестницы возрастов» к неопределенности индивидуального развития.

Некоторые исследователи в качестве альтернативы периодизационному подходу предлагают развивать психологию жизненных событий.

Возвращаясь к понятию возраста, следует сказать, что чаще всего ученые используют следующую периодизацию жизненного цикла (таблица 5).



Таблица 5.

Период

Стадия

Возраст

Детство

Новорожденность и младенчество

От рождения до 1 года

Ранее детство

1-3 года

Дошкольное детство

3-6 лет

Младшее школьное детство

6-12 лет

Отрочество

Младший подростковый (пубертатный)

11-15 лет

Юношеский (ювенильный)

16-20 лет

Зрелость

Ранняя взрослость

20-40 лет

Средняя взрослость

40-60 лет

Поздняя взрослость (пожилой возраст)

60 лет и старше



  1. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 Задание 1.


Составьте перечень наиболее значимых средовых факторов, влияющих на развитие ребенка.























 Задание 2.


Познакомьтесь с различного рода периодизациями психического развития ребенка, выделите основания, которые легли в основу ключевых периодизаций:

Концепция, автор

Основание для периодизации

Э. Эриксон




Ж. Пиаже




Л. Кольберг




Л.С. Выготский




Д.Б. Эльконин




В.И. Слободчиков






 Задание 3.


Задание предназначено только для педагогов дополнительного образования, педагогов-организаторов.

Найдите в литературе и сети Интернет описания возрастных особенностей детей и подростков, на основе изучения этой информации дайте краткую характеристику возрасту, с которым вы работаете (дошкольник 4-6 лет, младший школьный возраст 7-10 лет, средний школьный возраст 11-13 лет, старший школьный возраст 14-15 лет). Выберите только одну возрастную группу.



Сфера описания

Характеристика

Описываемый возраст




Основные задачи развития ребенка в этом возрасте




Ведущая деятельность, её краткая характеристика




Проявление возрастного кризиса




Особенности эмоциональной сферы




Особенности мотивационно-потребностной и волевой сферы




Характер взаимоотношений со сверстниками




Характер взаимоотношений со взрослыми




Основные психологические новообразования




Актуальные направления воспитательной работы с ребенком данного возраста






 Задание 4.


Задание предназначено только для специалистов и представителей администрации учреждения дополнительного образования детей (директор, заместитель директора, методист, педагог-психолог).

Найдите в литературе и сети Интернет описания возрастных особенностей детей и подростков, на основе изучения этой информации заполните предложенную таблицу



Сфера описания

Младший школьный возраст 7-10 лет

Средний школьный возраст 11-13 лет

Старший школьный возраст 14-16 лет

Основные задачи развития ребенка в этом возрасте










Ведущая деятельность, её краткая характеристика










Основные психологические новообразования










Актуальные направления воспитательной работы с ребенком данного возраста












  1. Литература


  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Академия, 1997.

  2. Божович Л. И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д. И. Фельдштейна. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. – 352 с.

  3. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М., 1968.

  4. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 1991.

  5. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Орлова Л.М. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. М.-Воронеж, 1998.

  6. Зеньковский В.В. Психология детства. – Екатеринбург, 1995.

  7. Карандашев Ю. Н. Психология развития: Учебное пособие. Минск, 1997.

  8. Квинн В. Прикладная психология. СПб., 2000.

  9. Крайг Грейс. Психология развития. – С-Пб, 2000.

  10. Кулагина И.Ю. Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: ТЦ Сфера, 2004. 464 с.

  11. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М., 1999.

  12. Мухина В.С. Детская психология. – М., 1999.

  13. Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.: Тривола, 1995.

  14. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 2000.

  15. Панферов В. Н. Психология человека. – СПб., 2000. – 160 с.

  16. Петровский А. В. Развитие личности и проблема ведущей деятельности // Вопросы психологии.1987. № 1.

  17. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М., 2001.

  18. Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Интегральная периодизация общего психического развития // Вопросы психологии. 1996. № 5. стр. 38–39.

  19. Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2000.

  20. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1940.

  21. Смирнова Е.О. Детская психология. – М., 2003.

  22. Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. – М., 1994.

  23. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 1997.

  24. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М., 1998.


Полезные ссылки:

  1. Возрастные особенности школьников // Н.Е.Ковалев и др., "Введение в педагогику"
    "Просвещение", Москва, 1975 г. / http://www.detskiysad.ru/ped/ped063.html

  2. Детская психология. Методические указания Автор-составитель Р. П. Ефимкина Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1995 / http://www.mariamm.ru/doc_519.htm

  3. Л.Ф.Обухова. Детская (возрастная) психология / http://lib.ru/KIDS/OBUHOWA/psihologia.txt

  4. Леонтьев А.Н.. Биологическое и социальное в психике человека. М., 1981. / http://azps.ru/hrest/58/3858984.html

  5. Объект и предмет возрастной психологии. Основные проблемы возрастной психологии. Возрастные кризисы. / http://bank.orenipk.ru/Text/t11_5.htm

  6. Природная и социальная детерминация психического развития // Дружинин В. Психология / http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/drugin/02.php

  7. Психологические особенности младшего школьного возраста / http://www.psihologu.info/content/view/153/16/

  8. Развитие. Психологический словарь / http://j100.lintres.ru/dict/index.php/%D0%A0%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B5

  9. Туревская Е.И. Возрастная психология / http://www.tspu.tula.ru/res/psi/turevskaya/Tur01.htm

  10. Учение Л.С. Выготского // Л.Ф.Обухова. Детская (возрастная) психология / http://azps.ru/hrest/85/9359447.html




КОИРО «Организация воспитательной работы в образовательном учреждении»



Модуль «Психология развития личности ребенка» © Ручко Лариса Сергеевна





Есть люди, которые наглеют, если их ежедневно кормить. Эмиль Кроткий
ещё >>