Нижегородская область, г. Ветлуга учитель русского языка и литературы Шарко П. П - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Анализ и планирование работы мо русского языка и литературы I анализ... 1 453.93kb.
Над проектом работали 1 248.15kb.
Презентация (Шляхова Юлия, 11 класс); «Фразеология» 1 80.31kb.
Урока русского языка. Учитель русского языка и литературы Бекленищева И. 1 40.06kb.
Состав экспертных групп по аттестации педагогических работников на... 1 47.57kb.
Жигло И. В., учитель английского языка, Ступак Л. В., учитель русского... 1 131.23kb.
Ежова Елена Юрьевна, учитель русского языка и литературы, моу сош... 1 133.74kb.
Интегрированный урок русского языка и географии по теме «вокруг света... 1 83.72kb.
Выступление на шмо учителей русского языка и литературы Педагогическая... 1 70.15kb.
Урок русского языка. Звукопись. 5 класс 1 33.63kb.
Методическая разработка. Работа учителя русского языка и литературы... 1 137.08kb.
Камаль – садовник Д. – режиссёр Азалия 1 255.74kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Нижегородская область, г. Ветлуга учитель русского языка и литературы Шарко П. П - страница №1/1

Жизнь человека – только миг!

Комиссарова Дарья

Ученица 8 г класса

МОУ«Ветлужская средняя общеобразовательная

школа №2»

606860,

Нижегородская область,

г. Ветлуга

Руководитель: учитель русского языка и литературы Шарко П.П.
Жизнь человека – только миг

В безбрежном времени Вселенной,

И только в памяти живых

Она становится нетленной.

Все это так. Да вот беда,

Что забываем иногда,

Откуда мы, кто наши предки.
Каждый человек вправе гордиться своей историей. История отдельного человека есть часть истории народа. История русского народа неповторимая, особенная, самобытная. Ее тысячелетиями создавали наши предки: они формировали государственность, по крупицам собирали земли, оттачивали русский язык, приумножали культуру, выковывали русский характер. То, что нам досталось от прошлых поколений, добыто трудом и кровью миллионов людей. Поэтому мы с благодарностью должны помнить о днях минувших, изучать и знать историю своего Отечества и своего народа. Кто такие мои предки? Откуда они? Где их прародина? Какой вклад внесла моя семья в историю моей страны? Как страна со своими социальными, экономическими и политическими особенностями отразилась на судьбах людей разных поколений? Эти вопросы стали меня интересовать. Участвуя в районном конкурсе «Ученик года», мне довелось изучать историю своего рода. А начиналось исследование с простой фотографии моей бабушки – Зинаиды Александровны Рыжовой, которую я случайно обнаружила в семейном альбоме. На снимке, датированном 1956 годом, бабушка совсем еще молодая вместе с молодым человеком на сцене перед занавесом. Они готовятся к выступлению. Рядом баянист – вот- вот развернет меха. В этот момент и снял их фотограф. Я заинтересовалась историей фотографии, а затем и историей бабушкиной семьи. Вместе с мамой мы провели определенные исследования, на основе которых и оформили работу. История моей семьи мне показалась довольно интересной, поэтому решила продолжить ее изучение. Собирать по крупицам материал оказалось делом нелегким и кропотливым – совсем мало осталось тех, кто мог бы рассказать о моих предках, немного сохранилось документов, по которым можно восстановить события давних лет. Но с другой стороны – очень интересно по фрагментам собирать, складывать историю семьи.

Объект исследования: история семьи и рода Рыжовых.

Гипотеза: семья Рыжовых была похожа на множество других семей того времени, но и по- своему была уникальна.

Задачи: выявить источники, содержащие информацию о представителях рода Рыжовых; разработать родословную; проанализировать особенности и традиции семьи Рыжовых.

Методы: поиск и изучение источников, подбор и изучение литературы, работа с архивными документами, интервьюирование родственников, консультации со специалистами (Ветлужский краеведческий музей – руководитель Л.А. Смирнова-Дубинова; музей Мошкинской средней школы), обобщение полученных данных; составление родословной.

Источники:

Письменные: документы Ветлужского краеведческого музея, документы семейных архивов, публикации газет.

Изобразительные: фотографии из семейных архивов.

Устные: воспоминания Рыжовой З.А., Руссова В.В., Рыжова Е.Л., Смирновой Л. Н.

При написании работы использованы материалы, хранящиеся в семейном архиве, воспоминания близких и дальних родственников, связанные с представителями рода Рыжовых.

Исследование рода Рыжовых я проводила под руководством учителя русского языка и литературы Шарко Петра Петровича.

Любознательный ум человека проникает всюду – для него нет границ. Хочет он познать и познает свое прошлое. Человек читает книги, перечитывает их, но не всегда нить тянется ровно – вот обрыв на двадцать, пятьдесят, сто лет... А какие дела вершились в стране в эти годы? Без прошлого нет будущего. Эти временные пояса связывает живущий ныне человек. Он сам творец своего будущего и своей истории.

Миллиарды лет назад территория, называемая теперь ветлужским краем, омывалась древними морями. Прошли многие десятки миллионов лет, и морская стихия уступила место суше. Несколько десятков тысяч лет назад, в эпоху великого Днепровского оледенения всю территорию Русской равнины, и Поветлужья в том числе, покрывали мощные ледники, двигавшиеся с гор Скандинавского и Кольского полуостровов и с Северного Урала. Об этих древнейших ледниках напоминают огромные валуны, разбросанные по обширной территории. Последний ледник, Валдайский, покрывавший северо-западную часть Русской равнины, Ветлужский край не захватил. Он остановился на линии Валдайской возвышенности и Северных Увалов, начал таять, и огромные массы воды устремились на юг. Эти потоки оказали существенное влияние на образование долин современных рек Вятки, Унжи, Ветлуги. Особый интерес для исследований представляют археологические объекты: городища, селища, стоянки, поселения, курганы, могильники. Археологические раскопки позволили ученым установить время появления человека на землях Поветлужья. В Музее антропологии и этнографии Академии наук России хранится коллекция, состоящая из 931 предмета, которые были найдены археологом В. И. Каменским в 1908 году при раскопках Чертова городища у деревни Федоровское Ветлужского уезда. В 1924-1926 годах группа ученых Московского университета проводила комплексное исследование городищ, расположенных на берегах реки Ветлуги: Русенихинского, Богородского, Чертова, Спасского, Одоевского, Троицкого и Шанского. Чертово и Одоевское городища ученые относят к XII-III векам до н.э. Это самые древние поселения первобытного человека на ветлужских землях. Во втором тысячелетии до н.э. Поветлужье заселялось с правобережья Волги балахнинскими охотниками и рыболовами, позднее – фатьяновскими скотоводами. Следующая волна переселения относится к I-V векам до н.э., когда с правобережья Волги на Поветлужье перемещались племена Городецкой культуры. В результате всех этих переселений, ассимиляции древних племен в Ветлужско-Вятском междуречье образовались древнемарийские племена.

В VIII веке марийские племена испытали сильное влияние Волжской Булгарии, которая создавала в Поветлужье свои колонии, пыталась привить исламскую религию местным племенам. В захоронениях, относящихся к этому периоду (Веселовский могильник), было обнаружено много серебряных украшений булгарского производства: серьги, витые браслеты с каменными вставками, монеты, в том числе серебряные, гривны.

К XI веку отмечено появление в Поветлужье выходцев из Суздальского и Новгородского княжеств. Суздальцы расселялись между реками Шексной и Унжей, а новгородцы – в верховьях рек Ветлуги и Вятки. Земли хватало всем: славянские народы жили по соседству с марийскими племенами, а рядом – чудь, коми, югра, пермь.

Земли, освоенные людьми, были маленькими островками среди бескрайних диких просторов.

Когда Иван Грозный в 1551 году пожаловал Варнавинскому монастырю большие земельные угодья «от Волу реки до устья Усты реки по обе стороны Ветлуги реки со всеми угодьи», на всей этой огромной территории, кроме семи монастырских починков, никакого населения не проживало. Ветлужский край с появлением городов Костромы (1152), Унжи, Галича (1238), Великого Устюга, Вятки на рубеже XII-XIII веков становится ареной столкновения интересов русских удельных княжеств, Булгарского государства и Казанского ханства.

Из летописей известно об осаде в 1219 году волжскими булгарами города – крепости Унжи, жители которой выдержали это испытание. Но так было не всегда.

Татаро-монгольское нашествие оставило глубокий след в памяти народной.

Предание, записанное в Варнавинском уезде, повествует о татарке, с огнем и мечом прошедшей по мирной, тихой реке, сея ужас и разорение: «Сия страна, по реке зовомая Ветлуга, бысть пуста 253 лета и где было жилище человека поросте везде великими лесами и названа бысть Ветлужская пустыня и никем не проходимая, токмо немногими людьми, проходившими лова ради звериного из предела града Унжи».

В 1468 году Галицкий наместник Михаил Васильевич Мстиславский ходил на Ветлугу и разрушил черемисские крепости Ветля – Шанган и Ветля – Юр, при устье реки Юрьевки, на месте нынешнего города Ветлуги. За этот поход московский князь Иван III пожаловал Мстиславскому Ветлужскую волость. Но в княжество Василия III Иоановича казанские татары производили частые набеги на северо-восточную часть костромских земель. Так от войны «казанских людей» в 1515 году обезлюдели 15 деревень Чухломского уезда, а в 1525 году в том же уезде запустело еще 13 деревень. Эти частые набеги заставили Василия III заняться укреплением границы и устройством в Кологриве, Галиче и на реке Ветлуге крепостей и сторожевых башен.

При Иване IV верховья Волги и земли, расположенные вокруг, стали владениями московских князей, а после смерти великого князя перешли, наряду с другими, старшему его сыну. «Старшему сыну Василию даны: Кострома с Плесом, Нерехтою, Иледамом, Галич с Солью, Унжею, Чухломою, Нижний Новгород с мордвами и черемисою» – значилось в духовной.

Постепенно заселяли эти земли славяне. Территория была огромна, необжита. Селились в первую очередь по берегам Ветлуги, которая была и кормилицей и «столбовой дорогой», и рубежом между славянскими и черемисскими владениями. Вместе с земледельцами шли в густые ветлужские леса проповедники веры Христовой. С XV века известны имена Макария Унженского, Тихона Луховского, Варнавы Ветлужского. На небольшом судне спускались они вниз по реке Ветлуге, иногда делая длительные остановки. Устанавливали престол и начинали служить церковные службы. К ним приходили люди, селились рядом. На местах престолов были построены деревянные церкви, давшие названия станам. В дозорных книгах 1614 – 1617 гг. по Галичскому уезду, в которых числилось Верхнее Поветлужье, названы станы: Воздвиженский, Богородицкий, Троицкий и Воскресенский (станы, наряду с волостями, были основными территориальными единицами деления Древней Руси). До начала XVII века поветлужские станы были черными и являлись государственной собственностью. По тем же дозорным книгам видно, насколько малочисленно население этого лесного края: в 225 деревнях состояло 411 крестьянских и 154 бобыльских двора, то есть в среднем 2,5 двора на деревню.

«Смутные времена» начала XVII века. Меньше затронули они ее северо-восток – слишком далек он был. Однако ветлужане принимали участие в военных действиях, выступали против «самозванца». Поветлужье являлось поставщиком ратных людей наряду с остальными русскими землями. И в то же время кабальные люди центральных уездов, воспользовавшись неразберихой, могли перебраться в этот лесной край в надежде, что леса укроют, дадут и пищу и землю.

В 1619году ветлужские черные станы были пожалованы в вотчинное владение Федору Ивановичу Мстиславскому, главе боярского правительства. В 1628 году владения Мстиславского, насчитывавшие 410 деревень и 10 сел и селец, были царем Михаилом разделены. Воскресенский стан был передан в поместье дворецкому князю Алексею Михайловичу Львову. Ветлужская волость была раздроблена на более мелкие владения князей Львовых, Одоевских, Репниных, Юсуповых, Сицких, бояр Шереметьевых. Были здесь и монастырские земли. В 1661 году царь Алексей Михайлович дал грамоту Макарьево – Унежскому монастырю на владение новою Воздвиженскою пустынью Ценебетихою, основанной на расчищенном диком лесу на речке Большой Какше. Именно в это время проходила первая волна переселенцев из Галичско – Унженского района в Среднее Поветлужье по лесной дороге, проходящей по берегу реки Вол.

Служилые люди или путешественники, если им случалось попасть по какой-либо надобности в Ветлужскую волость, могли долго погонять своего коня, прежде чем встречали жильё. В середине XVII века на площади в 200 квадратных вёрст между реками Малой Какшей и Неей было 15 дворов, а проживало 43 человека. И век спустя население этой округи было столь же многочисленным. М. В. Ломоносов, говоря о множестве глухих мест в России, указывает на «лесное пространство около реки Ветлуги, которая, на 700 вёрст течением от вершин до устья простираясь, не имеет при себе ни единого города».

В 1775 году Екатерина II ввела новое положение о губерниях. Кострома призвана была стать центром наместничества, в которое входили и ветлужские земли. Огромная Ветлужская волость Унежской осады Галичской провинции Архангельской губернии была поделена на обширные уезды – Ветлужский и Варнавинский.

Приветлужский край считался беднейшим во всей губернии. В какой-то мере подтвердить это могут «Отзывы священноцерковнослужителей Ветлужского уезда на вопросы о материальном обеспечении», составленные в начале 60-х годов XIX века. Священники отмечали малое количество прихожан (в среднем здесь приходилось чуть больше 9 жителей на квадратную версту), а также их бедность, которая, в свою очередь, оборачивалась бедностью духовенства.

Ветлужский уезд располагался в северо-восточной части Костромской губернии, граничил с Вяткой и Вологодской губерниями, а внутри Костромской – с Варнавинским, Макарьевским и Кологривским уездами. По данным Генерального межевания, пространство его составляло 1325657 десятин и существенно не менялось. Ветлужский уезд, занимая самую большую территорию, по количеству и плотности населения уступал всем остальным, так как более ¾ его площади занимали леса. Люди селились в основном по местам, прилегающим к рекам, особенно «многолюдно» было на правом берегу реки Ветлуги, вверх по её течению. Поселения были мелкие, более половины из них состояли из 1 – 10 дворов, располагались друг от друга на довольно значительном расстоянии.

Отдаленностью уезда от губернского центра объясняется и весьма незначительное количество населенных мест по губернии.





Название населённых мест

1858 г.

1870 г.

1916 г.

Города

1

1

1

Сёла

20

32

50

Сельца

8

1

1

Деревни

649

513

688

Усадьбы

-

6

40

Починки

-

289

350

Прочие

-

47

392

Всего

678

889

1522

Села находились друг от друга на довольно значительном расстоянии. Нередко прихожанам приходилось добираться до церкви 5, 10, а то и 15 верст. В весеннее время, во время разливов, и осенью, во время дождей, многие деревни были просто отрезаны от всего мира. Административная реформа, начатая в 1778 году, благоприятно отразилась на развитии Ветлужского края, и в первую очередь это проявилось в росте населения. При открытии Костромского наместничества в городе Ветлуге по переписи насчитывалось жителей «82 души мужского пола», женщины в перепись не вошли как неподлежащие обложению налогами. Ветлужский уезд, территория которого составляла 13 тысяч квадратных километров, был одним из крупнейших в крае. Уезд включал в себя современные районы: Ветлужский, Тоншаевский, Шахунский Нижегородской области и Шарьинский, Поназыревский, Пыщугский – Костромской области. При образовании уезда в нем проживало 30579 жителей. О темпах роста населения представление дают сохранившиеся статистические данные:



Год

Ветлуга (чел.)

Ветлужский уезд (чел.)

Всего (чел.)

1778

82 (муж. пола)




30579

1872

3804

74751

78555

1867

3965

79252

83217

1915

6380

170550

176880

По сословиям население Ветлужского уезда делилось на дворян, духовенство, мещан и крестьян. Первые два в численном отношении были представлены слабо. Основную массу населения Ветлужского уезда составляли крестьяне. По данным 1870 года в уезде проживало дворян, духовенства, купцов – менее одного процента; мещан – около трех; военных около – восьми; крестьян – около 88%.

Ветлужский уезд не был промышленным. Основной отраслью, развивающейся здесь, была лесная. К 1890 году в уезде насчитывалось 114 постоянных и 46 временных дегтярных заводов,1 чугунолитейный завод, 2 кожевенных, 32 кирпичных, 2 винокуренных завода,1 пивомедоваренный,1 для выделки свинцового сахара. Кроме того, 390 мельниц, 3 толчеи, 7 маслобоен, 1 паровая мельница и 239 кузниц. В качестве особенностей края следует упомянуть о том, что в Тоншаевской и Ошминской волостях уезда обитали потомки народа, бывшего когда-то его хозяевами. Речь здесь идёт о черемисах. В третьей четверти XIX века их насчитывалось до 2000 человек. Проживали они в 34 селениях вышеназванных волостей, причем встречались селения чисто черемисские и смешанные. По отзывам исследователей, жили они самобытной жизнью, держались особняком, отличались трудолюбием, особенно женщины. Вот что писал П. В. Зорин, бывший зимой 1912-13 гг. в научной командировке от Антропологического общества при Санкт-Петербургском университете в Тоншаевской волости: «Как ни зайдешь, бывало, к черемисам, – все дети, за исключением самых маленьких, заняты какой-либо работой. Взрослые парни пилят лес, колют дрова или чинят что – нибудь около дома; мальчики обыкновенно плетут лапти, а девушки прядут лен, ткут полотно или вышивают сложные узоры для своего национального костюма». Волости, населенные черемисами, находились на востоке Ветлужского уезда, который к 1917 году состоял из 19 волостей. До 1922 года Ветлужский уезд входил в состав Костромской губернии. В 1922 году город Ветлуга с прилегающими землями входит в состав Нижегородской губернии. Ветлужский район расположен в северной части Нижегородской области. На востоке район граничит с Шахунским, на юге - Варнавинским и Уренским районами Нижегородской области, на западе и востоке – с Костромской областью. Площадь района равна 299,2 тыс. га лесами занято 220,5 тыс. га (74 % всей территории). Протяженность с севера на юг 59 км, с востока на запад 82 км. Ветлужский район разделен на 13 административных единиц: городская – 1, поселковая – 1, сельских -11. На территории района находятся 143 населенных пункта. Население составляет 19,7 тыс. человек. В конце XX века шесть промышленных предприятий района выпускали картон, водочные изделия, молочные продукты, хлеб, продукцию из древесины, пиломатериалы, электроприборы. Сегодня в районе действуют 17 сельхозпредприятий. По территории проходит транспортная магистраль - автодорога областного значения: Урень – Шарья – Никольск – Котлас.

Таковы реалии сегодняшнего дня. За годы развития Поветлужья произошли значительные перемены. Увеличилась численность населения до нескольких десятков тысяч.



А что же мои предки? Какой след они оставили в истории страны, своей малой родины? Вписали ли свою строку в историю Поветлужья?

Чтобы отыскать ответы на интересующие вопросы, я попыталась исследовать историю своего рода. А когда начала работу, моя мама рассказала мне о местном краеведе Леониде Васильевиче Рыжове, нашем родственнике, который многие годы посвятил изучению истории родного края и нашего рода. К сожалению, его наработки по изучению рода Рыжовых найти не удалось, но даже те сведения, о которых он успел рассказать мое маме, очень пригодились при подготовке материала.

Итак, из рассказов мамы и бабушки Зины я знала, что жизнь моих предков, их судьба связана с деревнями Бараниха, Мошкино, Рязаново. И чтобы найти подтверждение полученным сведениям решила обратиться к документам. Я знала, что надо искать. Свой род Рыжовы вели от прародителя – Саввы. В Духовной ведомости Богоявленской церкви села Богоявленского, что на Волу, Варнавинского уезда Костромской Епархии за 1890 год, которая хранится в Ветлужском краеведческом музее, я нашла упоминание о предках:

«№225 Савва Петров

вдов 63 лет

Дети его Анна 41 лет

226 Николай 28 лет



Жена Марфа Ивановна 26 лет

Дети Василий 5 лет

Иван 3 лет

Александр 1 лет»

Это было документальное подтверждение слов моих родных. Кстати, наша фамилия в ведомостях написана через «Ё». Согласно Ведомости Савва и его семья относились к крестьянам – собственникам деревни Мошкино и являлись прихожанами церкви Богоявления Господня села Богоявленского, что на Волу.

«Каменная, двухэтажная, со съемной колокольней, построена 1845 года… Земли 53 десят. 1,663 кв. саж., и сенокосной в двух местах 75 десят.1,852 кв. саж. Три плана с межевыми книгами при церкви хранятся. Прихожан муж. пола 1,059, жен. 1,166, дворов 258. В приходе селений 20, на пространстве 15 верст от церкви; препятствий к сообщению нет. В приходе три деревянные часовни. Георгиевская церковь, села Георгиевского, на реке Ветлуге, в 7 верстах, и Архангельская, села Архангельского, на реке Волу, в 10 верстах. От Костромы 340 верст». Эти сведения я нашла в «Статистическом описании соборов и церквей Костромской епархии за 1907 год», которая хранится в Ветлужском краеведческом музее. Большую работу Л. В. Рыжов провел по исследованию заселения Богоявленщины. Познакомившись с его трудами, я узнала, когда и как возникли селения.

«Между Рязановской и Пономариченской речками, выше того места, где они, сливаясь, образуют речку Сычевку, впадающую в реку Ветлугу, стоит и сейчас полуразрушенная церковь Богоявления Господня, построенная в 1820 – 1848 годах «тщанием прихожан», как отмечают церковные ведомости, то есть на народные деньги, собранные с крестьянского населения Богоявленской волости, входившей в состав Варнавинского уезда», – писал Л.В.Рыжов.

Изучая его работы, я узнала, что в 1848 году в эту волость входило 20 деревень ныне Мошкинского, Скулябихинского и Галкинского сельских советов. Эти деревни, перечислены в церковной ведомости 1848 года с количеством крестьянских дворов (хозяйств). В их числе: Бараниха – 18 дворов, Белобородиха – 15, Мошкино – 25, Рязаново – 9, Скулябиха – 11. В них жило 2072 человека: 1003 мужчины и 1069 женщин. Деревни и крепостные крестьяне в них принадлежали помещикам Грязевым, Философовым, Бартеневым, Малиновским, а впоследствии генерал – майорше Ольге Ильиничне Смецкой. Кругом богоявленских деревень шумели дремучие и труднопроходимые леса. Текла сквозь лесные дебри полноводная река Ветлуга. Но большинство деревень Богоявления расселилось по ее притоку – реке Вол. Поэтому в старинных документах село Богоявленское называлось «что на Волу». В окрестностях села находились три сельца (так назывались центры помещичьих владений): Боярка, Дмитриевское и Ильинское. Дмитриевское располагалось на Казанском тракте, на левом берегу Усольской речки – в последнее время там располагались почта и сельсовет. Собирая документы, краевед Рыжов нашел подтверждение того, что на ветлужских землях селились переселенцы из Владимиро - Суздальского княжества, Псковской, Новгородской земель. Он держал в руках старинное Евангелие « толстое, тяжелое, на шероховатой бумаге, в дубовых досках, кожей обтянутых», которое хранилось у одного из жителей деревни. На последней странице «несколько строк, написанных другими чернилами». Вот, что они сообщали: «Сие Святое Евангелие мною дьячком села Иванцева, церкви Пресвятой Богородицы, что на реке Кунье, притоке реки Ловати, Петром сыном Никоновым Сколотухой продано крестьянину – смерду Матвею сыну Никитину Мошке за пять кадей гороха и семь кадей ржи да за два пуда свинины. И посему ни здесь, в селе Иванцеве, ни на реке Ветлуге, куда собирается отъехать оный крестьянин Матвей сын Никитин Мошка, ни мне, ни наследникам моим до оного Святого Евангелия никакого дела не иметь. К сему моему наказу дьячок Петр сын Никонов руку приложил».

Получить еще одно доказательство их переселения Леониду Васильевичу, довелось в годы Великой Отечественной войны в 1942, когда их части стояли на реке Ловать. Во время передышки между боями он побывал в селе Иванцеве, познакомился со священником, получил доступ к церковному архиву, где и нашел доказательство переселения псковичей на реку Ветлугу. Считается, что в результате переселения образовалось Мошкино жило, ставшее впоследствии деревней. Здесь и жили мои предки.



Какими они были, чем занимались?

Изучая архивные документы, я выяснила, что деревня находилась на Казанском тракте и в селе Стрелице, вернее в сельце Дмитриевском, находилась почтовая станция. В деревнях и селах, расположенных на тракте, через каждые 25- 30 верст (верста равна 1,067 км) находились дорожные станции - «ямы», на которых заменяли лошадей, предоставляли ночлег проезжающим. Обычно недалеко от станции располагались трактиры. Чайную в Мошкине содержала Параскева Федоровна Воробьева, а станционным приставом в Стрелице стал помощник учителя Мошкинского начального училища Александр Павлович Беляев. Такие данные я обнаружила, изучая духовные ведомости за 1890 год. Это в какой- то степени подтверждает факт существования почтовой станции в деревне Мошкине. По воспоминаниям Л. В. Рыжова, многие из жителей деревни обслуживали ямщину. Савва держал ямщину. В их доме, на чердаке, дедушка вместе с братом находил бубенцы – целый ящик и использовали их для игры.

У Саввы было трое детей: Анна, Андрей, Николай. Савва, по-видимому, рано овдовел. Андрей проходил воинскую службу. Это я тоже узнала из церковных документов. Андрей с женой Елизаветой имели двоих детей: Александру и Петра. У Николая, моего прапрадеда, была большая семья: с женой Марфой Ивановной они родили семерых детей: Василия, Ивана, Пиану, Екатерину, Федора, Алексея.

«Дед Савва нраву был крутого, – как рассказывал маме Леонид Васильевич Рыжов. – Не терпел неподчинения. Одного из сыновей, выбравшего жену без одобрения отца, Савва лишил наследства».

Жили они в большом доме-пятистенке, состоящем из двух половин. В каждой отгорожена кухня при помощи тесовых переборок, с залавками, полками, с большой русской печью, в которой не только готовили пищу, но и мылись. Бабушка, будучи ребенком, а родилась она в 1931 году, тоже мылась в такой «бане». Для этого в печи грели воду, выстилали под соломой, забирались в нее и мылись. Здесь, в кухне, находилась западня – вход в голбец (подвал). Убранство избы было небогатым: стол да лавки вдоль стен, покрытые домоткаными покрывалами, пол из некрашеных досок тоже застилали домоткаными половиками. А мыли его по-особому: натирали голиком (веник из прутьев) с песком. Так в начале своего замужества доводилось делать бабушке Зине. Постели состояли из матрацев – мешков с соломой, спали и на полатях (навес из досок за печкой).

Скорее всего, с отцом жил младший сын – Николай. Род Рыжовых согласно воспоминаниям членов семьи, располагался по правой стороне деревни, у речки Вшивицы. Теперь на этом месте стоит учительский дом. Сама деревня, по рассказам бабушки Зины и нашего родственника Валерия Васильевича Русова, это два ряда деревянных изб, некоторые из них крыты соломой. Население деревни всегда поддерживало установленный порядок: дорога вдоль деревни всегда была узкая - проехать лишь конному транспорту, обширные лужайки по обе стороны дороги охранялись. По ним нельзя было ездить. Дорога была вымощена булыжником – называли ее каменкой. В начале и в конце деревни устанавливались ворота. Они всегда были исправны, и проезжающие их за собой закрывали. Даже мама еще застала такие ворота – в деревне Баранихе – по направлению на деревню Подкурню. Огораживали и крестьянские поля изгородью из жердей.

В деревнях обязательно организовывали противопожарные мероприятия, и люди подчинялись правилам. Каждый хозяин знал, с каким предметом он должен явиться в случае пожара – об этом напоминала дощечка с изображением предмета, прикрепленном к деревенской избе: топор, лопата, багор, ведро. О происшествии извещали с помощью специального приспособления: на деревянных воротах, установленных посреди деревни, подвешивали тяжелый железный предмет и били по нему в случае пожара молотом. В 30-х годах, после того как была разрушена Богоявленская церковь, в Мошкине для этой цели приспособили церковный колокол. Общие дела население деревни решало на «сходе». Основное занятие крестьян – хлебопашество. У Николая и его семьи был земельный надел – 40 соток: 20 за деревней и 20 позади дома. «Сеяли хлеб, сажали картошку, – рассказывает бабушка. - Небольшой участок засевали льном». Землю, по словам бабушки, разрабатывали сами, отвоевывая ее у леса. К земле относились бережно, между участками оставляли узенький проход. Как правило, в семье дело не ограничивалось только хлебопашеством. В каждой деревне крестьянин занимался и производством кустарных изделий. Николай Рыжов умел мастерить лапти, гнуть полозья, изготавливать колеса для телег, тарантасов. Его жена Марфа тоже слыла мастерицей на все руки. В долгие зимние вечера она пряла пряжу, ткала льняные полотна, из которых шила одежду для детей и мужа. Ремесло родителей старались перенять и дети, они стремились учиться работать в своем хозяйстве. А хозяйство у Николая Саввича и Марфы Ивановны было большое: 3 лошади, 4 коровы, целое стадо овец, свиньи, куры, индюки, гуси… Для обработки пахотной земли имелся свой инвентарь, транспортные средства, которые Николай Саввин ладил сам. Об этом я узнала от Валерия Васильевича Русова, который в свое время тоже стал членом большой, но не очень дружной, как оказалось, семьи Рыжовых. Мама долгое время не знала многих дедушкиных родственников. До сих пор не знает, где проживают дети его брата. Зимой Николай с сыновьями промышляли охотой да рыбалкой, летом кормильцем был лес. Грибов да ягод заготавливай - не ленись. Солили целыми кадушками рыжики да грузди, солили рыбу. А бабушка Марфа в течение лета продавала на базаре продукты животноводства, полотна собственного изготовления. Покупали то, что необходимо было в семье: глиняную посуду, к примеру, ею славилась деревня Бажениха. У нас и сейчас в семье хранятся старинные кринки и плошки из глины, доставшиеся от бабушки Анны. Их бабушка Зина использовала для хранения молока и приготовления пищи в русской печи. Чего только не было на ветлужских базарах.

А цены? Масло 30 копеек за фунт, сметана –35, творог в пределах 5 копеек, молоко - 20 копеек за четверть ведра, десяток яиц продавали за 12 копеек. Огурцы стоили 40 копеек за сотню, причем выбирали их так, чем крупнее, тем лучшее. Лучшими огуречниками считались жители с. Вознесения. Особенно большой обмен товаров был в ярмарки, которых существовало две. Одна в март – Благовещенская, другая – Фроловская – в конце лета. Крытого рынка не было, и возы с товарами стояли вдоль улицы.

Жизнь в дерене шла своим чередом тихо и спокойно. Старшие сыновья Николая Рыжова обзаводились семьями. Василий (1885г.р.) взял в жены девицу из семьи Князевых Евгению Михайловну, Иван (1887г.р.) выбрал в жены Александру Васильевну из рода Варфоломея Петровича и Домны Харитоновны. Теперь мне стало понятно, почему семью моего дедушки называли Халамиевыми. Деревенским жителям трудно было произнести это имя, и за моими предками прочно укрепилось прозвище Халамиевы. Рыжовых еще называли Савонькиными по имени прадеда Саввы, которое видимо было редким для этих мест. Во всяком случае, познакомившись с несколькими книгами духовных ведомостей, я больше не встречала такого имени.

Но вскоре серьезные события докатились и до наших отдаленных мест – первая мировая война. Трое сыновей Николая Рыжова: Василий, Иван, Александр стали участниками боевых действий. Неизвестно, сколько им пришлось воевать, когда вернулись домой.

Октябрьская революция, установление Советской власти на территории Костромской губернии в жизни семьи Рыжовых оставили значительный след. Гражданская война проникает в самые отдаленные, глухие деревни. Чьи интересы защищал Александр Рыжов во время гражданской войны – документального подтверждения найти не удалось, известно лишь, что в деревню он больше не вернулся – погиб. Узнать это я смогла благодаря пометкам, сделанным Л. В. Рыжовым в сохранившихся документах. Революционные события продолжали развиваться. И в Богоявленской начались раскулачивания, стали образовываться колхозы. В 1928 году в деревне Иваново Мошкинского сельсовета создали колхоз «Коминтерн», в 1929 – в деревне Рязаново – колхоз «Новая жизнь». Одним из первых председателей на территории Богоявленщины был Князев. Думаю, что неоднозначно восприняли означенные события Рыжовы – крестьяне, крепко стоящие на ногах, своим непосильным трудом зарабатывая на жизнь. Но в состав колхоза вошли. Иван и Александра Рыжовы в общее коллективное хозяйство отдали лошадь, двух жеребят, корову, всю необходимую сбрую для упряжи, сани, об этом рассказывал маме дедушка. Бабушка Саня всю жизнь проработала в колхозе, дед Иван не мог трудиться в колхозе по причине увечья. У него было свое ремесло, которым он зарабатывал на жизнь.

Но жизнь продолжалась. Семья моего прадеда и прабабушки Ивана Николаевича и Александры Васильевны Рыжовых постепенно увеличивалась. Из 13 детей, родившихся в семье, в живых остались четверо: Николай, Таисия, Юрий и Александр (1930г.р.) – мой дедушка. Иван Николаевич был отличным портным. Шил сколотухи – так называлась верхняя овчинная одежда. К нему с заказами шли многие из сельчан. У него была замечательная швейная машинка фирмы «Зингер». Она и сейчас хранится в доме, только уже в нерабочем состоянии. Среди заказчиков была и дедушкина одноклассница Людмила Николаевна Смирнова (Казакова). Из ее рассказа я и узнала, что в деревне Мошкино в 1935-1937 годах произошел сильный пожар (Людмила Николаевна точно не помнит в каком году, не удалось выяснить это и у старожилов деревни). Сгорели дома у половины жителей деревни, поскольку дома располагались очень близко друг к другу. Пострадала и семья Ивана Рыжова и вынуждена была переехать в другой дом – большой, двухэтажный, состоящий из двух половин, с мезонином. Купили Рыжовы дом, где до революции жили Ястребовы, состоятельных люди, имевшие лавку, «где продавали чекушки», так пояснила тетя Люся Смирнова. Ястребовых раскулачили и выселили. Мать Л.Н.Смирновой была свидетелем раскулачивания семьи Ястребовых. «Почти вся деревня собралась у дома, когда отправляли Ястребовых. Увезли в чем были, ничего не разрешили взять с собой». Она же поведала, что семья моего деда жила в достатке. Это стало возможным благодаря ремеслу деда. Оно оказалось востребованным. За работу хорошо платили. У Рыжовых было большое хозяйство, даже в годы войны держали корову. Много трудились. Дедушка Саша имел возможность учиться, ходил в школу, которая находилась в деревне Рязаново. «Мы кое в чем, а он в хромовых сапогах, и нас, девчонок, через речку Сежу всех переносил – рассказывает Людмила Николаевна. – Он играл на гармошке, а мы пели озорные частушки:

Загордился дролька мой,

Что у него под тесом дом.

Соломой крыто у меня

Мы с тобою не ровня».
Не обошла стороной семью Рыжовых Великая Отечественная война, коснулась своим черным крылом. В первые дни войны - 27 июня 1941 года ушел на фронт старший сын Ивана и Александры Рыжовых – Николай, 1910 года рождения. К тому времени у него была семья. С женой Нюрой они жили в д.Заболотье Мошкинского сельсовета. Николай работал продавцом в магазине. Сохранилась семейная фотография, свидетельствующая об этом факте. Детей у Николая не было. Красноармеец Николай Иванович Рыжов пропал без вести 6 декабря 1943 года. Его имя занесено в Книгу Памяти, выпущенную в Нижегородской области. Эти сведения я нашла в районной газете «Земля ветлужская» № 78 от 3 июля 1993 года

В начале войны вернулась домой дочь Таисия, которая проживала с семьей – мужем и двумя детьми, в Кандалакше. Ее муж тоже погиб на фронте. Таисия Ивановна Соловьева так и осталась жить в деревне Мошкино, работала в колхозе. И только намного позже, в 60 годах, когда дочь Валентина вышла замуж и уехала на постоянное место жительства в Красноярский край, переехала к ней, чтобы помочь в воспитании внуков.

Двоюродный брат дедушки – Леонид Васильевич Рыжов, тогда директор Архангельской средней школы, ушел на фронт 5 сентября 1941 года добровольцем. На три месяца был направлен на курсы переподготовки политработников в город Чебоксары. В декабре политруком стрелковой роты вступил в бои под Москвой. С боями прошел до Великих Лук. В боях у города Холм был контужен. Лечился в госпитале. После госпиталя работал в редакции военной газеты заместителем редактора. Был комиссаром учебного батальона, инструктором политотдела, заместителем командира полка и даже участвовал в испытаниях секретного оружия. Участвовал в освобождении Варшавы, Берлина. Пять лет работал в Германии по демаркационной линии. Из армии демобилизован в 1960 году. Его ратный подвиг отмечен наградами. У Леонида Васильевича два ордена Отечественной войны, орден Красного Звезды, 13 медалей. Много лет Леонид Васильевич сотрудничал с районной газетой. Немало собрано материалов по истории родного края. Среди них есть и неопубликованные. По словам сына Леонида Васильевича – Евгения, в его домашнем архиве хранится написанная Л.В.Рыжовым поэма «Ветлужане». И, конечно, собирал сведения по истории рода Рыжовых. Думаю, что в его архиве есть записи по истории нашей семьи, которые, к сожалению, мне увидеть пока не удалось.

Дедушка закончил 9 классов. Он мечтал стать летчиком. Но его старший брат Юрий настраивал мать: «Не отпускай, будешь потом косточки собирать». И дед уступил просьбе матери. К тому времени умер отец, потерявший здоровье во время первой мировой. Дед остался в деревне.

А вот Юрий, 1926 года рождения, вернувшись со службы в армии, был направлен на работу в р.п. им. М.И.Калинина начальником паспортного стола. А затем, создав семью, уехал в п. Колохта Кологривского района Костромской области, где всю жизнь трудился на лесопункте. Почему Юрий Иванович сделал такой выбор? «В семье сложились определенные обстоятельства, глава семьи надеялся изменить ситуацию, сменив место жительства», – пояснила бабушка. Пять лет назад Юрия Ивановича не стало.

Мой дед – Александр Иванович Рыжов работал в Стрелицко-Заречном лесничестве участковым техником и, судя по имеющимся наградам - хорошо. За успехи в выполнении плана лесохозяйственного производства дедушка награжден Почетной грамотой. Так отметила его труд дирекция Ветлужского лесхоза, в состав которого входило лесничество. Девятнадцать лет работал в правоохранительных органах – Ветлужском РОВД, руководил Волосовским лесопунктом Калининского леспромхоза. Незабываемый, важный этап в его жизни – служба в рядах Советской Армии, где он получил ранение. Долго лечился в госпитале. Бабушка Саня, не получавшая какой-то период извести от сына, разыскивала его. Мама говорила, что дедушка был человеком немногословным, он почти никогда не рассказывал о своей службе и только благодаря старым фотографиям мы узнали, что служил он в Средней Азии, на границе. Одна из фото датирована 1951 годом. На ней сделана такая надпись «кавалеристский пограничный отряд П.В. МГБ СССР. Таджикистан». На другой - 1953 год, г. Пархар. Из сохранившейся служебной характеристики я узнала, что служил мой дед в 2066 пограничной части старшиной подразделения. По архивным данным Ветлужского районного военкомата «рядовой Рыжов Александр Иванович проходил военную службу по призыву в воинской части 3229 (322 стрелковая бригада) с сентября 1950 по январь 1951г. Принимал участие по освобождению Западной Украины». От кого? «Бендеровцев, – пояснила мама. – Незаконных формирований, которые не хотели признавать Советскую власть».

Был он активным комсомольцем. После возвращения из Армии работал секретарем Мошкинского сельского совета депутатов трудящихся, тогда еще Калининского района.

В 1958 году они с моей бабушкой, Ведерниковой Зинаидой Александровной, поженились. Имея семью, дед находил время, чтобы учиться, повышать свою квалификацию. В 1962 году окончил училище механизации сельского хозяйства № 10 в р.п. Урене. Причем, на отлично. Об этом свидетельствует аттестат об окончании училища. В 1987году повышал квалификацию в Сыктывкарском филиале ВИПК Минлесбумпрома. И тоже получил отличные оценки. Довелось дедушке поднимать целинные земли в казахстанских степях, помогать в уборке урожая Устюгскому молмясосовхозу Емельяновского района Красноярского края в 1962 году. За хорошую работу и примерную дисциплину в период уборки он от имени дирекции и профсоюзной организации совхоза награжден грамотой. Работал он там на комбайне. Как рассказывала бабушка, известие о рождении дочери – моей мамы, дедушка получил прямо в поле. Во время короткого перерыва, сидя у копы соломы, написал ответ. В письме, адресованном жене, высказал пожелание назвать дочь Любой. Именно так звали дочь комбайнера – его напарника, у которого дед «стоял» на квартире.

Мой дед умел все. Очень рано отец научил его держать в руках охотничье ружье работать топором: мог срубить дом, поставить баню, мастерить лопаты. Замечательно ремонтировал обувь, подшивал валенки. Он умел ловить рыбу, управляться с косой, лучше деда в семье никто не метал стогов. А каким он был грибником и ягодником! Все, за что бы ни взялся, у него ладилось. Видимо так воспитывали в семье Рыжовых мужчин. Учили быть настоящими хозяевами на земле.

Вот, оказывается, каким замечательным был у меня дедушка. Жаль, что его уже нет с нами. С бабушкой они воспитывали троих детей: Елену, Любовь, Романа. Каждый из них унаследовал какую-то черту предков, объединенных общей фамилией – Рыжовы. Елена – рыжеватые волосы как у деда Ивана, Роман – карие глаза бабушки Домны, Любовь – моя мама – гордый независимый характер Саввы. Все они, мои родственники из рода Рыжовых, беззаветно любили свою малую родину – край ветлужский. Ведь не зря же, отстаивая его независимость, будущее детей и внуков, сложил голову Александр, погиб на полях сражений с немецкими захватчиками старший брат деда Николай, добровольцем ушел на фронт в годы Великой Отечественной войны Леонид, двоюродный брат дедушки, чей ратный подвиг отмечен боевыми наградами, в числе которых орден Красного Знамени. Всю свою жизнь он посвятил изучению родного края, его истории. Вот, что я смогла узнать, используя семейные воспоминания, документы, фотографии, архивные данные.

Но я хочу рассказать о тех, кто живет рядом со мной. Это тоже история, история сегодняшнего дня, история моей семьи, моей фамилии. Мы живем в городе Ветлуге с мамой, папой, бабушкой Зиной. Бабушка – Зинаида Александровна Рыжова – родилась в деревне Баранихе 1 декабря 1931 года. Ее отец - Александр Ефимович Ведерников много лет был председателем Скулябихинского сельского совета. Мать – Анна Максимовна – колхозница. Бабушка Зина закончила 7 классов Скулябихинской сельской школы, которую они называли «тараканкой». Бабушка работала заведующей Скулябихинским сельским клубом, возглавляла комсомольскую организации. Смелая, боевая – настоящий вожак. Проводила немало массовых мероприятий для молодежи, выходила в поля, на фермы с политинформацией. Ездила с агитбригадой по району с концертами. За успешную работу, в ознаменование 40-ой годовщины Великой Октябрьской революции в 1957 году она отмечена Почетной грамотой Министерства культуры РСФСР и Центрального комитета профсоюза работников культуры. Не один десяток лет трудилась в Ветлужском леспромхозе, на Волосовском лесопункте. Была десятником, мастером, принимала и отправляла лес, счалы по реке Ветлуге до Козьмодемьянска, как когда-то наши предки. Именно бабушка стала в нашей семье связующим звеном между прошлым и настоящим, благодаря ей мы многое узнали из истории нашей семьи .

Моя мама – Любовь Александровна Комиссарова, урожденная Рыжова, родилась 20 августа 1962 года, в д. Баранихе. Окончила Нагорную среднюю школу, затем Ярославский государственный педагогический институт им. К.Ушинского. По профессии - педагог. Начинала работать в гимназии г. Ростова Ярославского. В 1994 году вернулась на свою малую родину. Пятнадцать лет она является сотрудником редакции районной газеты «Земля ветлужская».

Мой папа – Александр Николаевич Комиссаров родился в г. Ветлуге в 1965 году. Окончил Ветлужский лесотехнический техникум. По профессии он водитель. Служил в рядах Советской Армии. Папа не мыслит своей жизни без ветлужского края. Папа заядлый охотник и рыболов. Своим увлечением он обязан отцу - Николаю Николаевичу Комиссарову, фамилию которого мы носим. Сегодня его уже тоже нет с нами. Я почти не помню дедушку, но по рассказам бабушки Гали знаю, что он был талантливым человеком, мастером на все руки. Его называли «ветлужским Кулибиным».

Бабушка – Галина Николаевна Комиссарова тоже живет в Ветлуге, родилась она в д. Хохонихе Ветлужского района 6 августа 1935 года. Этой деревни теперь уже нет. Окончила Обабкинское техническое училище Павловского района. По профессии – бухгалтер. Начинала свою трудовую деятельность в Новопокровской МТС. Много лет трудилась в «Госстрахе». Баба Галя замечательная огородница, никто лучше ее не печет пирогов.

В центре города живет папина сестра – Вера Николаевна Походяева вместе с мужем Валерием Борисовичем. Тетя Вера по профессии медицинская сестра. Окончила Ветлужское медицинское училище. Без малого 30 лет трудится она в Ветлужской районной больнице хирургической сестрой. На ее счету сотни операций. В своем деле она профессионал. В экстренных случаях ассистирует хирургу.

Мамины брат и сестра живут на севере. Елена Александровна Федорова (Рыжова) родилась 19 июля 1959 года. Живет в городе Кандалакше Мурманской области. Она – продавец. Дочь Ирина студентка второго курса Петербургского университета водных коммуникаций.

Роман Александрович Рыжов (17 октября 1964 года) окончил Ветлужский лесотехнический техникум. Свой трудовой путь начинал на Волосовском лесопункте. Освоил специальности десятника (прием древесины), тракториста, моториста катера. Как рассказала бабушка, он научился водить счалы. Сегодня Роман живет в городе Архангельске, работает в строительной фирме. У него подрастают два сына – Александр и Илья, которые, надеюсь, и продолжат род Рыжовых.

У каждого народа, села, деревни, семьи – своя история, свои традиции, сказы, легенды. Познавая их, мы открываем славные традиции жизни народа, мы понимаем, что в каждом из нас – память поколений.

Любящий свою родину человек не может не испытывать нравственной ответственности перед людьми будущего, чьи духовные запросы будут все множиться и возрастать.

Если человек не любит, хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в вещах, которые им принадлежали,- значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, старые дома, бывшие «участниками» его юности, свидетелями исторических событий, значит, у него нет любви к своему селу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, он, как правило, равнодушен и к своей стране.


Исследования рода Рыжовых дают свои первые результаты. Через объявление в газете мы нашли сына и дочь дедушкиного брата Юрия Ивановича Рыжова. Сын Сергей живет с семьей в г.Мантурово. Он – водитель. У него две дочери – Ирина и Наталья. Трое внуков. Дочь Татьяна живет в Костроме. Она – воспитатель в детском саду. У Татьяны тоже двое детей – две дочери. К сожалению, встретиться с ними пока не удалось, но по телефону и посредством Интернета мы активно общаемся. Выяснили, что в рабочем поселке Варнавино жил двоюродный брат деда Вячеслав Федорович Рыжов. Он много лет работал в пожарной части. Его дочь Людмила живет в Н.Новгороде. Отыскали след и младшего брата прадеда – Ивана Рыжова – Алексея. В городе Кандалакше проживала его дочь – Нина Алексеевна Кононова, а значит двоюродная сестра деда. Она всю жизнь работала в Торге. В Кандалакше живут две ее дочери. Предстоит установить степень родства с Галиной Вотяковой (Рыжовой), родившейся в д. Рязаново и сегодня проживающей в Ветлуге.

Я обязательно продолжу работу по исследованию рода Рыжовых. Много еще белых пятен в истории моего рода, много неизвестного.

Уже сегодня, ощущая связь поколений, я чувствую себя продолжателем их дел и традиций. Я узнала и буду помнить свои истоки, а позже постараюсь передать знания детям, чтобы они смогли – своим. Так сохранится «ниточка», связывающая историю моей семьи с историей страны.

Список источников и литературы.




  1. Воспоминания жителя г. Ветлуги Нижегородской области Рыжовой Зинаиды Александровны, 1931 года рождения.

  2. Воспоминания жителя г. Ветлуги Нижегородской области Валерия Васильевича Русова, 1930 года рождения.

  3. Воспоминания жителя п. Голубиха Ветлужского района Нижегородской области Людмилы Николаевны Смирновой 1930 года рождения.

  4. Воспоминания жителя г. Шарьи Костромской области Рыжова Евгения Леонидовича, 1957 года рождения.

  5. Аттестат, выданный Рыжову Александру Ивановичу об отношении окончании училища механизации сельского хозяйства №10 р.п. Урень Горьковской области.

  6. Удостоверение, выданное сыктывкарским филиалом ВИПК Минлеспромбума СССР Рыжову Александру Ивановичу.

  7. Материалы Л.В. Рыжова, опубликованные в районной газете «Ленинское знамя» за 1990 год (№№ 47, 28)

  8. Духовные ведомости церкви Богоявления Господня села Богоявленского, что на Волу Варнавинского уезда Костромской епархии (1890, 1891, 1892, 1904, 1911 г.г.)/Ветлужский краеведческий музей.

  9. Альбом «Директора Архангельской школы»/Музей Архангельской школы.

  10. фотография Л.В. Рыжова /из семейных архивов Рыжова Е.Л.

  11. Личный листок по учету кадров Л.В. Рыжова, от 12.12.43 г./архив Е.Л. Рыжова.

  12. Выписка из личного дела майора в отставке Л.В. Рыжова/семейный архив Е.Л. Рыжова.

  13. Родословная./семейный архив В.В. Русова.

  14. Удостоверения и медали «50 лет советской милиции»/семейный архив.

  15. Фотография А.И Рыжова,1951 г./семейный архив.

  16. Фотография З.А. Ведерниковой, 1951 год/семейный архив.

  17. Фотография Н.И. Рыжова, 1941 г./семейный архив.

  18. Фотография А.И. Рыжова, 1947г.

  19. Справка Ветлужского районного военкомата.

  20. Служебная характеристика А.И. Рыжова.

  21. Ветлужская сторона. Историко-краеведческий сборник. Администарация Шарьинского района Костромской области. Кострома, 1995г.

  22. История Ветлужского края. Историко-краеведческое издание. Администрация Ветлужского района Нижегородской области. Урень. 1999г.

  23. Книга «Ветлуга – сиреневый город», 2008г.

Примечания.


  1. «Ветлуга - сиреневый город» г. Н.Новгород 2008г, стр. 7, 8, 15.

  2. Соловьев С.М.. История России с древних времен. Кн. II – М., 1963, с.296

  3. Там же. Кн. III, с.65 – 66.

  4. Там же. Кн. III, с.368.

  5. Готье Ю. Замосковный край в XVII веке (Опыт исследования по истории экономического быта Московской Руси.) – М., 1960, с.341.

  6. Там же., с.344

  7. Ковалева Л.А. Истоки / Ветлужская сторона. Историко-краеведческий сборник. Кострома, 1995, с.5.

  8. Соловьев С.М. Указ.соч. Кн. XIII c.522.

  9. Ковалева Л.А. Истоки…с.9

  10. Недомарацкая М.С., Тлиф И.Х. У статистики свой язык./Ветлужская сторона, с.21

  11. Ковалева Л.А. Истоки…,с.10.

  12. «Ветлуга – сиреневый город». с.107.

  13. История Ветлужского края. Историко-краеведческое издание. Администрация Ветлужского района Нижегородской области. Урень 1999г., стр.3

  14. Приложение №1 Карта Богоявленской волости, составленная краеведом Л. В. Рыжовым.

  15. Приложение №2 Копия духовной ведомости церкви Богоявления Господня.

  16. Приложение №3 Фотография А.В. Рыжовой.

  17. Приложение №4 Фотография А.И. Рыжова, 1947 год.

  18. Приложение №5 Фотография А.И. Рыжова, 1953 год.

  19. Приложение №6 Почетная грамота А.И. Рыжова.

  20. Приложение №7 Аттестат об окончании училища механизации сельского хозяйства рабочего поселка Урень Горьковской области, 1962 год.

  21. Приложение №8 Почетная грамота А.И. Рыжова.

  22. Приложение №9 Удостоверение к юбилейной медали «50 лет советской милиции».

  23. Приложение №10 Ветлужский краевед Л.В. Рыжов.

  24. Приложение №11 Служебная характеристика Л.В. Рыжова.

  25. Приложение №12 Фотография Н.И. Рыжова.

  26. Приложение №13 Фотография З.А. Ведерниковой, 1951 год.

  27. Приложение №14 Почетная грамота З.А. Ведерниковой.

  28. Приложение №15 Родословная.

Приложение №1

Карта Богоявленской волости, составленная краеведом

Л. В. Рыжовым.




Приложение №2

Копия духовной ведомости церкви Богоявления Господня.

Моя прабабушка Александра Васильевна Рыжова с сыном Юрием и внучкой Татьяной.



Приложение №4

Мой дед Александр Иванович Рыжов (справа), 1947 год.


Приложение №5

Александр Иванович Рыжов во время службы в Средней Азии (слева), 1953 год, город Пархар.




Приложение №6

Почетная грамота Александра Ивановича Рыжова.



Приложение №7


Аттестат об окончании училища механизации сельского хозяйства №10 р.п. Урень Горьковской области, 1962 год.

Приложение №8

Приложение №8

Почетная грамота, выданная Александру Ивановичу Рыжову дирекцией профсоюзной организации совхоза Устюгского Красноярского края.





Удостоверение к юбилейной медали «50 лет советской милиции»




Приложение №9

Удостоверение к юбилейной медали «50 лет советской милиции»

Приложение №10

Ветлужский краевед, двоюродный брат дедушки Леонид Васильевич Рыжов.



Приложение №11

Служебная характеристика Леонида Васильевича

Рыжова.


Приложение №12

Перед отъездом по мобилизации в РККА 27 июня 1941 года, д. Заболотье – такую запись сделал на фотографии Николай Иванович Рыжов, старший брат дедушки. На фото он первый справа.



Приложение №13

Бабушка Зинаида Александровна Ведерникова, 1951 год.


Приложение №14

Почетная грамота Зинаиды Александровны Ведерниковой.



Приложение №15

Родословная.

Савва



Николай Анна

Андрей


Василий



Леонид
Александра,


Екатерина



Федор

Алексей

Вера

Александр

Валентина

Ирина, Евгений
Петр

Пиана
Татьяна Евгения, Виктор



Иван
Таисия Валентина, Александр

Николай


Юрий



Александр


Татьяна, Сергей
Елена, Любовь, Роман

Ирина

Дарья

Александр, Илья
Полина


Зоя



Василий

Александр

Александр (погиб в гражданскую войну)












Цинизм — это юмор в плохом настроении. Герберт Джордж Уэллс
ещё >>