Название работы - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14... 1 160.97kb.
Конкурс сочинений "Лицо России" Название работы: Мой Сергий Радонежский 1 39.68kb.
Введение в Rust 1 220.89kb.
Название работы: Наблюдение спектров испускания и поглощения 1 32.01kb.
Название заведения 1 21.72kb.
Структура работы 1 228.31kb.
Название работы 1 39.75kb.
Система мероприятий по выявлению и развитию одаренных учащихся в... 1 74.57kb.
Название работы: конспект урока 1 53.91kb.
Название работы «Экологическая экономия на колесах» 1 114.13kb.
Название Адрес Телефон режим работы г. Брянка 1 311.99kb.
Название работы, как правило, отражает цель исследования 1 229.69kb.
Всеволод Сергеевич Соловьев 8 1186.73kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Название работы - страница №1/1




Автор: Леонова Нина Андреевна, Leonovanina57@mail.ru, 629803,ЯНАО, Тюменской области, ул. Высоцкого, 3, кв 8.

Название работы:

Графическая организация изучения материала на уроках в начальной школе - одно из условий успешного обучения учащихся.

Краткая аннотация работы Реализация цели и решение проблемы на любом уроке предполагает трудоёмкую работу на уроке, поэтому необходимо настроить детей на работу, задать им тон работы, эмоционально расслабить детей, подготовить к вдумчивой работе на уроке. В этом помогают в работе составление различных таблиц, которые позволяют воспитывать вдумчивого читателя, развивать в детях творческие способности, фантазировать, сравнивать свои предположения с тем , что есть в тексте, делать выводы, помогает систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями, событиями или фактами, помогает выделять ключевые слова; систематизировать необходимую информацию; анализировать, сравнивать и обобщать информацию; развивает монологической речь. У ребят возникает потребность в поиске дополнительной информации, так как бывает, что не все вопросы охвачены на уроке.

Ключевые понятия:   концептуальная таблица, «Сводная таблица», «Таблица синтез», «Таблица – ЗХУ», таблица «Инсерт», таблица «Что? Где? Когда? Почему?», стратегия «ИДЕАЛ», «Фишбон», бортовые журналы, кластеры.

Цели и задачи:

Показать, как на уроках в начальных классах можно реализовать задачи современного урока, которые формируют мировоззрение учащихся, систему взглядов и убеждений, что воспитание должно идти в коллективе и через коллектив, формирует устойчивые положительные привычки,  умение получать, отдавать и обрабатывать информацию, понимать причинно-следственные связи. Создавать условия для формирования системы знаний, умений и навыков общения, взаимодействия при работе в парах и группах. Уметь организовать работу по формированию учебно-интеллектуальных умений (анализировать, выделять главное, находить закономерности ) ; учебно – информационных умений ( работа с учебником) через графическую организацию материала.

 

Содержание работы:

Существует множество способов графической организации материала. Среди них самыми распространенными являются таблицы. В своей работе я использую несколько табличных форм. Это концептуальная таблица, сводная таблица, таблица-синтез, таблица ЗХУ. Эти приемы я рассматриваю, как приемы стадии рефлексии, но в большей степени - это стратегии ведения урока в целом.

Прием «концептуальная таблица» особенно полезен, когда предполагается сравнение трех и более аспектов или вопросов. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит.

Например,

  концептуальная таблица, созданная на уроке окружающего мира на стадии рефлексии. Тема: «Природные зоны России»



Линии сравнения

Арктика

Тундра

Географическое положение   

   

   

 Освещенность

   

   

Почва







Климат







Растительный мир







Животный мир







Деятельность человека







Прием «Сводная таблица» помогает систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями, событиями или фактами. Выглядит эта таблица просто: средняя колонка называется «линией сравнения». В ней перечислены те категории, по которым я предлагаю сравнить какие-то явления, события, факты. В колонки, расположенные по обе стороны от «линии сравнения», заносится информация, которую и предстоит сравнить.

Основной смысл использования приема «Сводная таблица» заключается в том, что «линии сравнения», то есть характеристики, по которым учащиеся сравнивают различные явления, объекты и прочее, формулируют сами ученики. Для того, чтобы в какой-нибудь группе «линий сравнения» не было слишком много, можно предложить следующий способ: вывести на доску абсолютно все предложения учащихся относительно «линий», а затем попросить их определить наиболее важные. «Важность» необходимо аргументировать. Таким образом, мы избежим избыточности. И сделают это сами учащиеся. Категории сравнения можно выделять как до чтения текста, так и после его прочтения. Они могут быть сформулированы как в форме понятий, так и в форме ключевых слов, а также в любой другой форме: рисуночной, вопросов, восклицаний, цитат и так далее.

Например, сравнительная таблица при изучении африканская народной сказки «Лентяйка» и русских народных сказок.


Русские народные сказки

Линия сравнения

Африканская народная сказка «Лентяйка»




Автор произведения







Жанр произведения

 




Чем похожи?







Чем отличаются







Положительные качества героев.







Отрицательные качества

 

Сравнительную таблицу можно использовать не только при работе с художественными текстами, но и при работе с информационным текстом.

Например, при изучении темы по окружающему миру «Разнообразие животного мира» можно составить такую таблицу:



Линия сравнения

млекопитающие

насекомые

земноводные

пресмыкающиеся

птицы

тело

 

 










конечности

 













передвижение

 







 




питание

 













Данные сравнительные таблицы помогают увидеть учащимся не только отличительные признаки объектов, но и позволяют быстрее и прочнее запоминать информацию. Составление сравнительных таблиц можно использовать как на стадии вызова, так и на стадии осмысления. На стадии вызова лучше всего попросить ребят заполнять ее карандашом, так как после работы с текстом у детей могут возникнуть исправления, которые выполняются ручкой. Общее лучше обводить красной ручкой.

Сводная таблица позволяет более качественно подготовить домашнее задание, так как является уже готовой памяткой, сделанной на уроке. При использовании приема «Сводная таблица» желательно, чтобы линий сравнения было не меньше трех, но и не больше шести. Такое количество позиций легче удержать в памяти. Нужно обязательно задавать вопросы тем, кто составлял таблицу. Эти вопросы должны быть интересны. Гораздо интереснее опираться на то, что придумал сам. В начальных классах линии сравнения может выделять учитель. Данная работа позволяет развивать у ребят помимо умения работы с текстом, следующие умения: выделять ключевые слова; систематизировать необходимую информацию; анализировать, сравнивать и обобщать информацию; развитие монологической речи. У ребят возникает потребность в поиске дополнительной информации, так как бывает, что не все вопросы охвачены на уроке. Эти вопросы и остаются в качестве домашнего задания, которое принимает форму увлекательной работы с информацией.



«Таблица-синтез». Этот интересный прием был предложен экспертом Санкт-Петербургской региональной группы Загашевым И.О. и рекомендуется для работы с художественным текстом. На стадии вызова учитель предлагает учащимся тему или вопросы, отражающие основное содержание текста. Учащимся предлагается подобрать ключевые слова, фразы, которые, как им кажется, могут быть опорными в тексте, предлагаемом для изучения впоследствии. Учащиеся самостоятельно (или в группе) заполняют верхнюю часть первой графы таблицы, далее предлагается сам текст. После прочтения или слушания текста таблица заполняется полностью.

Например, при изучении темы по литературному чтению И. Крылов « Стрекоза и муравей» Таблица, заполненная одной из групп:

- От какого недостатка предостерегает людей басня?

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА


ВЫПИСКИ ИЗ ТЕКСТА
(СВЯЗАННЫЕ С КЛЮЧ. СЛОВАМИ)


ПОЧЕМУ ЭТА ЦИТАТА ВАЖНА ДЛЯ МЕНЯ (МЫСЛИ, РАССУЖДЕНИЯ)

/до прочтения/

Лето пролежишь – зимой с сумой побежишь.




Попрыгунья стрекоза лето красное пропела  

С зимой холодной нужда, голод настает 

«Кумушка мне странно это:

Да работала ль ты в лето?»

И кому же в ум пойдет на желудок петь голодный


Мы думаем, что люди должны трудиться, тогда не страшна им зима   

/ во время чтения/


« Не оставь меня , кум милый!

Дай ты мне собраться с силой»

«До того ль , голубчик, было?

В мягких муромах у нас..»

« Ты все пела? Это дело»

Так поди же попляши!»





Стрекоза поняла свою ошибку, она просит помощи у муравья.

Она вспоминает лето и рассказывает, что не задумывалась, что будет завтра

Мы считаем, что надо уметь прощать, что муравей бессердечный. Надо всегда давать возможность исправиться


При работе с информационным текстом предлагаем иной вариант «таблицы синтез».

Например, на уроке Окружающего мира по теме « Удивительные открытия» детям была предложена такая таблица. До изучения материала они заполнили в группах второй столбик ( толкование) , а после выписали из текста то, что об этом говорится в тексте. Вариант работы одной из групп:



КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

ТОЛКОВАНИЕ ( детьми)

ВЫПИСКИ ИЗ ТЕКСТА

Линза

Можно увеличить, стекло

Увеличительное стекло

Лупа

Похожа на зеркало

Вставили линзу в оправу с ручкой – получилась линза

Микроскоп

Прибор , большая линза

Линзовый микроскоп, который увеличил уже в десятки раз

Молекулы

Можно рассмотреть под микроскопом

Мельчайшая частица веществ

Простейшие, бактерии

Можно заболеть, переносят болезни

Мельчайшие живые организмы, которые живут везде. Обитают во всех живых организмах. Болезнетворные, портят продукты, можно приготовить продукты.

Все живое состоит из …

Молекул

Из клеток

- А сейчас работаем в группе. Выберите одну цитату и расскажите , с чем она у вас ассоциируется. Почему она важна для тебя?

( Выслушивание ответов)

-Что общего у всех цитат?

ПОСЛОВИЦЫ

АССОЦИАЦИИИ

1. Вся семья вместе, так и душа наместе.




2.Без матки пчелки – пропащие детки.




3.Сердце матери лучше солнца греет.




4. Своя семья – самые лучшие друзья.




5.В семье лад , не нужен и клад.




6.Нет друга лучше, чем родная матушка.




7. Добрые дети – дому венец, а злые конец.




8. При солнышке тепло, при матери добро




«Таблица ЗХУ». Если вы хотите на уроке собрать уже имеющийся по теме материал, расширить знания по изучаемому вопросу, систематизировать их, тогда вам подходит таблица «знаю – хочу знать – узнал»:

1.З - что мы знаем

Х - что мы хотим узнать

У - что мы узнали, и что нам осталось узнать

Стратегия З-Х-У была разработана профессором из Чикаго Донной Огл в 1986 г. Она используется как в работе с печатным текстом, так и для лекционного материала. Ее графическая форма отображает те три фазы, по которым строится процесс в технологии развития критического мышления: вызов, осмысление, рефлексия.

Цели ее применения:


  1. Обучение умению определять уровень собственных знаний.

  2. Пробуждение интереса к получению новой информации.

  3. Обучение умению соотносить новую информацию со своими установившимися представлениями.

Работа с таблицей ведется на всех трех стадиях урока.

На «стадии вызова», заполняя первую часть таблицы «Знаю», учащиеся составляют список того, что они знают или думают, что знают, о данной теме. Через эту первичную деятельность ученик определяет уровень собственных знаний, к которым постепенно добавляются новые знания. Вторая часть таблицы «Хочу узнать» — это определение того, что дети хотят узнать, пробуждение интереса к новой информации. На «стадии осмысления» учащиеся строят новые представления на основании имеющихся знаний. Работа с использованием стратегии «Инсерт» помогает осветить неточное понимание, путаницу или ошибки в знаниях, выявить новую для них информацию, увязать новую информацию с известной. Полученные ранее знания выводятся на уровень осознания. Теперь они могут стать базой для усвоения новых знаний. После обсуждения текста (фильма и т.п.) учащиеся заполняют третью графу таблицы «Узнал».

Пример таблицы:

ЗНАЮ

ХОЧУ УЗНАТЬ

УЗНАЛ

Первые люди жили стаей, затем общинами.

Чтобы добыть себе питание люди кочевали.



Где появились первые люди?

Как люди заселили нашу Землю?

Почему сейчас люди не кочуют?


  • Ответы на поставленные вопросы учащиеся находят в тексте учебника в течение урока.

  • Если нет ответа на поставленный вопрос –работа продолжается дома.

Существует следующая разновидность таблицы «ЗХУ»:



1.З - что мы знаем

Х - что мы хотим узнать

У - что мы узнали, и что нам осталось узнать



2.Категории информации, которыми мы намерены пользоваться
A.
B.
C.
D.

3.Источники информации.
1.
2.
3.
4.

У этой формы работы есть еще один резерв – это третья часть таблицы. Категории информации станут графами новой таблицы. Работа на стадии размышления может быть продолжена: учащиеся на уроке или на дом получают задание заполнить новую таблицу.

Выделим основные правила работы с приемом «ЗХУ»:



  • вспомните, что вам известно по изучаемому вопросу, запишите эти сведения в первой графе таблицы;

  • перечислите источники информации;

  • попробуйте систематизировать имеющиеся сведения до работы с основной информацией, выделите категории информации;

  • поставьте вопросы к изучаемой теме до ее изучения;

  • познакомьтесь с текстом (фильмом, рассказом учителя);

  • ответьте на вопросы, которые сами поставили, запишите свои ответы в третью графу таблицы;

  • посмотрите, нельзя ли расширить список категории информации, включите в него новые категории;

  • поработайте с третьей частью таблицы. Создайте новую таблицу, в ней столько граф, сколько категорий информации вы выделили. Заполните ее.

Таблица «Что? Где? Когда? Почему?». Это простой и знакомый прием. Таблица заполняется на стадии осмысления по ходу работы с информацией.

Кто?

Что?

Где?

Когда?

Почему?

   

   

   

   

   

Прием работы с таблицей «Плюс, минус, интересно» формирует навыки анализа и классификации изучаемой информации. Заполняя такую таблицу, учащиеся учатся точно работать с информацией, не искажая её смысла.



Таблица «Инсерт»

«V»
поставьте «v»(да) на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете;

    «+»
 поставьте «+»(плюс) на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым;


    «–»
поставьте «–»(минус), на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знаете;

    «?»
поставьте «?» на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

Этот прием работает и на стадии осмысления. Для заполнения таблицы вам понадобится вновь вернуться к тексту, таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение. Технологический прием «Инсерт» и таблица «Инсерт» сделают зримыми процесс накопления информации, путь от «старого» знания к «новому». Важным этапом работы станет обсуждение

На этапе осмысления удачно использование способа маркированного чтения текста на основе приема «Выделение цветом» по заданным условиям. Задание учащимся – прочитать учебный текст, заранее перенесенный учителем на компьютеры и интерактивную доску, промаркировать информационные единицы текста в соответствии с тремя позициями: «это мы уже знаем» (синий цвет), «это мы не поняли» (фиолетовый цвет), «это для нас новая информация» (зеленый цвет). Получившаяся «картинка» дает визуальное представление о степени осведомленности по теме, сигнализирует о моментах непонимания. Далее следует организовать процесс переработки информации: ученик должен скопировать из исходного текста тезисы, требующие усвоения, из них составить новый документ, сохранить его на личном электронном носителе или вывести на печать. Каждый ученик работает индивидуально на персональном компьютере; возможно экспонирование наработанного через проектор, чтобы обеспечить доступ класса к работе каждого.

Известные психологи Дж.Брэндсфорд и Д.Стайн разработали «идеальный» метод решения проблем. Они так и назвали его – «ИДЕАЛ» (С учетом возрастных особенностей детей, изучающих данную стратегию, это может быть переведено так:

Интересно, в чем проблема?

Давайте найдем как можно больше способов решения проблем!

Есть ли какие-либо хорошие решения?

А теперь сделаем выбор!

Любопытно, как это осуществить на практике

Интересно, в чем проблема?

Вначале нужно сформулировать проблему в виде вопросов, начинающихся со слова: «Как?». В формулировке должна отсутствовать частица «не» и обязательно присутствовать местоимение «я». Необходимо избегать пространных, общих слов. Вопросов должно быть не менее восьми, и все они должны быть разными. Теперь из них нужно выбрать наиболее точный вариант.



Давайте найдем как можно больше способов решения проблемы!

После того как сформулирована проблема, в течение 10 минут (может быть и другое количество времени), необходимо записывать все пришедшие в голову варианты ее решения, включая самые безумные.



Есть ли какие-нибудь «сильные» решения?

В составленном списке способов решения проблемы нужно отметить «галочкой» или знаком «+» те способы, которые хоть в какой-то степени могут быть осуществимы. Сколько их? Три? Четыре? По ходу дела можно их уточнять, но ни в коем случае не критиковать! Для критики время еще не пришло! Если удачных вариантов нет, сделайте небольшой перерыв, и продолжите работу над пунктом «Д». Если по поводу какого-то варианта имеются, то обозначаем его как «+ –».



А теперь сделаем выбор!

Итак, перед вами листок с наиболее приемлемыми, отмеченными «галочкой» (или знаком «+») способами решения проблемы. Внимательно прочитайте их еще раз и напротив каждого напишите его положительные и отрицательные стороны. Проанализируйте свои записи и выберите оптимальный вариант. Учтите, что он может только «выглядеть» оптимальным, поэтому надо быть готовыми вернуться к списку через некоторое время.



Любопытно, как это осуществить на практике?

Пришло время наметить план осуществления вашего ИДЕАЛьного решения. Распишите возможный план действий по пунктам или изобразите его в виде схемы. Но при этом не забудьте китайскую мудрость: «Кто много планирует, тот теряет бдительность».

Этот метод я использую при работе с текстами, содержащими определенную проблему. Работа с использованием стратегии «ИДЕАЛ» может занимать больше времени, чем один урок, к ней можно возвращаться в течение изучения темы (листы с промежуточными результатами могут достаточно долго находиться на стенах класса). Также этот метод используется и во внеклассной работе: при совместном решении каких-либо повседневных учебных и вне учебных проблем. Благодаря ему ученики учатся лучше формулировать проблему, увереннее чувствуют себя в поиске вариантов решения жизненных трудностей, привыкают к безоценочному обсуждению различных вариантов решения .

Стратегия « Идеал»

Урок литературного чтения. Тема урока : Адыгейская сказка « Девочка – птичка» 3 класс УМК « Гармония»

1.Подготовка к чтению ( в учебнике с. 76)

2.Лексическая работа:

На доске:

Терпкий – кислый, вяжущий вкус.

Дебри – место , заросшее непроходимым лесом.

Зардеться – стать румяным, покраснеть.


  1. Чтение с остановкой

( 1часть читает учитель)

- А как вы думаете, что же могло случиться, почему вдруг девочка превратилась в птицу?

- А теперь почитаем дальше , чтобы проверить свои предположения .

( 2часть – чтение в группах)

- У вас на партах лежат листы для решения проблем.

Обсудите в группах и решите какую главную проблему должен решить герой

( Выслушивании е ответов )

- А теперь просмотрите еще раз 1 часть и заполните , какой информацией снабдила нас сказка, запишите.

(Выслушивание ответов)

Обобщение . На доске:



  • Любили друг друга

  • Жили бедно

  • Мать не вернулась с работы

  • Издрожались от страха, от голода, неизвестности

  • Туцук пошел искать мать

  • Куля осталась одна


- А что нужно знать герою для решения проблемы?

( Работа в группах )

( Выслушивание ответов)

- Как можно решить эту проблему?

(Работа в группах)

(Выслушивание ответов)

- Какой наилучший способ решения проблемы?

А теперь прочитаем 3 часть. Как же поступила в сказке Куля?

-Оправдались ли ваши предположения?

Лист для решения проблем, заполненный одной из групп:



Какую главную проблему должны решить?

Какой важной информацией снабжает сказка?

Как найти или дождаться маму?

Мама ушла на работу и не вернулась;

Дети очень испугались за маму;

Туцук пошел в лес ее искать;

Сестра осталась одна;

Что нужно знать, чтобы решить эту проблему?

Способы решения проблем.

Знать лесные тропинки, которыми ходила мама;

Знать об опасности, которая подстерегает детей в лесу;

Нужно быть терпеливой, чтобы дождаться брата;

Надеяться на то, что брат найдет маму;

Отвлечься чтобы не думать, что она одна;

Наилучший способ и почему?

Дождаться брата, потому что она маленькая и не может сама найти маму.


Рассмотрим пример использования стратегии «ИДЕАЛ» при работе с текстом Б. Полевого «Последний день Матвея Кузьмина», лист для решения проблем, заполненный одной из групп:



Какую главную проблему должны решить?

Какой важной информацией снабжает этот рассказ?

Матвей Кузьмин должен провести немцев в тыл к русским.

Матвей Кузьмин помог русскому отряду победить врага;

Он рисковал ради Победы, завел немцев в западню;

Что нужно знать, чтобы решить эту проблему?

Способы решения проблем.

Знать хорошо лес;

Знать удобное место, где их встретит отряд;


Матвей мог помочь немцам и остаться живым;

Предать Россию и умереть;


Наилучший способ и почему?

Умереть за Родину, так как это приблизило бы Победу.

Лучше смерть славная , чем жизнь позорная.

А теперь прочитаем рассказ до конца и посмотрим, как поступил Матвей Кузьмин? Оправдались ли ваши предположения?

Слово «Фишбон» дословно переводится как «рыбная кость». Эта стратегия позволяет учащимся «разбить» общую проблемную тему на ряд причин и аргументов. Визуальное изображение этой стратегии похоже на «рыбную кость» (отсюда и название) или, если эту «кость» расположить вертикально, – на елочку.



13_2

Учащимся предлагается информация (текст, видеофильм) проблемного содержания и схема Fishbone для систематизации этого материала.

Порядок работы с использованием «Фишбон» достаточно прост и обусловлен самой графической формой:

1. В нижнем прямоугольнике, после обсуждения с классом, учитель записывает формулировку проблемы.

2. Путем анализа источников, возможно, консультаций со специалистами, просмотра видеофильмов и т.д. – учащиеся выделяют причины и аргументы, подтверждающие их предположения. Часто бывает, что причин больше, чем аргументов. Это происходит потому, что предположения уже сформулированы, а информация, подтверждающая правомомерность гипотез, пока еще отсутствует. И в этом ничего плохого нет – учащиеся привыкают к осознанию того, что предположения без аргументов так и остаются на левой стороне «елочки», то есть, остаются только лишь предположениями.

3. Путем анализа связки «причины-аргументы» учащиеся синтезируют вывод, который записывается в конечной части рисунка.

При анализе достаточно сложных проблем лист с промежуточными результатами работы может оставаться висеть на стене в классе, что позволит периодически возвращаться к разрешению возникших противоречий.

Работа (исследование) может проводиться индивидуально или по группам. Важным этапом станет презентация заполненной схемы, которая продемонстрирует взаимосвязь проблем, их комплексный характер. Ход дальнейшей работы определяет учитель: это может быть выход на дальнейшее исследование или попытка решить описанные проблемы.


Бортовые журналы – обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. Когда бортовой журнал применяется в самом простейшем варианте, перед чтением или иной формой изучения материала, учащиеся записывают ответы на следующие вопросы:

Что мне известно по данной теме?

Что нового я узнал из текста?

   

   

Встретив в тексте ключевые моменты, учащиеся заносят их в свой бортовой журнал. При чтении, во время пауз и остановок, учащиеся заполняют графы бортового журнала, связывая изучаемую тему со своим видением мира, со своим личным опытом. Проводя подобную работу, учитель вместе с учениками старается продемонстрировать все процессы зримо, чтобы потом ученики могли этим пользоваться.

Заполнение «дневника исследователя».

  • Заполните свой «дневник исследователя»:

Что я знаю о тундре?

Что я узнал нового о тундре?







/Работа в тетрадях. Дети заполняют левую колонку. При работе с различными источниками информации, во время пауз и остановок, учащиеся заполняют правую колонку «дневника исследователя», исходя из полученной информации и своих знаний, опыта./

  • Опираясь на записи «дневника исследователя» самостоятельно заполните сравнительную таблицу «Арктическая зона и тундра».

Линии сравнения

Лесная зона

Тундра

Географическое положение







Освещённость







Почва







Климат







Растительный мир







Животный мир







Деятельность человека







Охрана природы






Проверка. Дети сверяют свои записи с записями на слайде

- Сравните таблицы «Арктика» и «Тундра».


  • Чем природа зоны арктических пустынь похожа на природу тундры? Чем они отличаются?

  • Составьте две-три цепи питания.

Взаимопроверка.

Трехчастный дневник

Урок литературного чтения. Тема : Д. Мамин Сибиряк « Вертел» УМК «Гармония»

Работа в группах. Прочитайте текст. В первой колонке запишите те моменты, которые произвели наибольшее впечатление, вызвали протест. Во второй колонке запишите комментарии, что заставило записать именно эту цитату?

Таблица, заполненная одной из групп:

Цитата

Комментарии. Почему эта цитата привлекла ваше внимание?

Вопросы (письма) к учителю.

«Ванька Жуков, десятилетний мальчик, отданный в ученье к сапожнику…»

Ребенку 10 лет, а он работает .

А почему нарушаются права ребенка?

«Хозяин выволок меня за волосы на двор и отчесал шпандырем …»

Не верится, что так жилось детям.




«…а то меня все колотят и кушать страсть хочется.»

Страшно оказаться в том времени




« Пропащая моя жизнь, хуже собаки всякой…»

Каким жестоким был его хозяин!




« Подумав немного, он умакнул перо и написал адрес:

На деревню дедушке.



Письмо не дойдет к дедушке.

Почему Ванька так не подумал с адресом?

С помощью заполненных таблиц произведение разбирается, учащиеся делятся впечатлениями, замечаниями, задают возникшие вопросы. Учитель может поделиться собственными комментариями, которые не прозвучали в ходе обсуждения, зачитать цитаты, необходимые для понимания текста.

цитаты

комментарии

Вопросы к учителю




«Лишь бездарный покоряется судьбе».

КУНАНБАЕВ Абай









«Музыка вымывает прочь из души пыль повседневной жизни».

АУЭРБАХ Бертольд









«Один видит в луже только лужу, а другой, глядя в лужу, видит звезды».

ПОП Александр









«Жить — это бороться; бороться — это жить».

БОМАРШЕ Пьер Огюстен









«Шутить с мечтой опасно; разбитая мечта может составить несчастье жизни».

ПИСАРЕВ Дмитрий Иванович










«Жизнь слишком коротка, чтобы быть незначительной».

ДИЗРАЭЛИ Бенджамин














Перекрестная дискуссия.


Урок литературного чтения. Тема : С.Я.Маршак « Рассказ о неизвестном герое» УМК «Гармония»

Учащиеся работают вначале в парах, последовательно заполняя несколько аргументов «за» и несколько аргументов «против». Потом обсуждают в группах, дополняя друг друга, а выводы их работы в группах выписываются, чтобы с результатами их работы могли ознакомить другие группы.



Аргументы « за»

Вопрос для дискуссии

Аргументы « против»

Да, если кому-то нужна помощь мы всегда должны помогать.



Согласны ли вы, что к славному подвигу каждый готов?

Но ведь часто это опасно для жизни.


Люди часто рискуя своей жизнью приходят на помощь незнакомым людям , не думая о своей жизни.




В таких ситуациях необходимо думать о последствиях.

А как же люди, оказавшиеся в трудном положении? Они ведь погибнут. За доброе дело стой смело!




Людей таких мало, которые не думают о своей безопасности.

А во время Великой Отечественной войны сколько людей шло в бой со словами: « За Родину!»





Это другое дело.

Храброму смерть не страшна.




?



Вывод: подвиги совершаются и в мирное время, каждый человек может прийти на помощь другому.




С.Я.Маршак считает, что к славному подвигу каждый готов. Об этом мы прочитаем в « Рассказе о неизвестном герое».

Урок окружающего мира. Тема : «Значение воды»

Учащиеся работают вначале в парах, последовательно заполняя несколько аргументов «за» и несколько аргументов «против». Потом обсуждают в группах, дополняя друг друга, а выводы их работы в группах выписываются, чтобы с результатами их работы могли ознакомить другие группы.



Аргументы « за»

Вопрос для дискуссии

Аргументы « против»



Вола является основой жизни на Земле;

Любой живой организм зависит от воды.

Согласны ли вы, что воду нужно экономить?

Воды на Земле много. Примерно 70 процентов Земли покрыто водой;

Только один процент из этой воды годен для питья.




Но ведь каждое утро нужно умываться, мы любим пить воду, вода нужна для работы фабрик...

Но все равно ее не хватает и людям и животным. Есть страны, где ведется строгий учет расходования воды;




На Земле вода занимает более двух третей поверхности, значить воды очень много.

Запасы воды могут закончиться и этого не нужно ждать.




?



Вывод: значить воду необходимо экономить






Бортовой журнал

Предположения

Новая информация

   

   

На смысловой стадии работа может быть организована так: один из членов пары работает со списком в графе «предположения», ставит знаки «+» и «–», в зависимости от правильности предположений; второй записывает только новую информацию. Учащиеся работают индивидуально.

На стадии рефлексии (размышления) идет предварительное подведение итогов: сопоставление двух частей «бортового журнала», суммирование информации, ее запись и подготовка к обсуждению в классе. Организация записей может носить индивидуальный характер, т.е. каждый член пары ведет записи в обеих частях таблицы самостоятельно, результаты работы обсуждаются в паре. Затем следует новый цикл работы со следующей частью текста.

Очень важной является итоговая рефлексия или окончательное подведение итогов, которое может стать выходом на новое задание: исследование, эссе и т.д.

Выделение смысловых единиц текста и в определенном порядке в виде грозди (кластера).

Учащиеся в командах методом мозгового штурма должны предположить, по каким направлениям они будут изучать новый материал (эти направления могут быть предложены учителем). Таким образом, учащиеся выходят на собственное целеполагание.

Информация записывается. Чтобы разрешить противоречия, которые неизбежно возникнут в ходе записи предположений, и ответить на все вопросы, возникшие при систематизации, чтобы подтвердить или опровергнуть предположения учащихся, расширить знания по данной теме, предлагается текст.



Тема урока «Зона степей».

  • Нам нужно составить план изучения степей.

  • Как вы думаете, на какие вопросы мы с вами должны будем ответить в ходе изучения этой зоны?

Зона степи

изображение на карте

условия неживой природы

особенности растительного мира

особенности животного мира

деятельность человека

экологические проблемы и охрана природа

Тема урока. Изменения имен существительных.

    • Как изменяются имена существительные?

    • Прочитайте название раздела. Поясним каждое слово.

    • Что значит изменить слово? /Изменить его окончание./

    • Что получается в результате такого изменения? /Форма этого слова./

    • Как вы думаете, что такое падеж? Сколько падежей в русском языке?

Прием «Дерево предсказаний»

Что такое падеж?

Сколько падежей в русском языке?

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

Вариант 4

Учитель просит учащихся озвучить идеи и предположения. Все версии (правильные и неправильные) учитель записывает на доску, задавая при этом вопрос: все ли согласны с этими идеями? Если появляются противоречивые мнения, на доске фиксируются и альтернативные идеи



Стадия рефлексии.

    • Что нового вы сегодня узнали на уроке?

    • Скажите своими словами, что такое изменение по падежам? Какие падежи запомнили?

Составление кластера.

Изменение имен существительных

число

падеж

ед. ч.

мн. ч.

им. п.

р. п.

д. п.

в. п.

т. п.

п. п.



На стадии ВЫЗОВ (актуализация имеющихся знаний, мотивация к дальнейшей работе, пробуждение интереса к получению новой информации)

  • В чём сходство животных с растениями? (Составление кластера).


В чем отличие животных от растений?

В чем сходство животных с растениями?

Предполагаемые ответы:

1. Относятся к миру живой природы;

2. Рождаются, дышат, питаются, растут, размножаются.



- В чём их отличие? (Составление кластера)

Предполагаемые ответы:

- Разные способы питания. Растения «готовят» пищу из воды, воздуха и света. Животные питаются растениями, другими животными или тем и другим.

Урок русского языка. Тема: «Однородные члены предложения»

-Что вы уже знаете о предложении? ( на доске записываются все варианты ответов)

- А затем составили кластер.



Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Она помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия. Особенно актуальной является рефлексия для дистанционных форм обучения, когда ученик и учитель разделены пространством. В этом случае в рефлексии ученик представляет механизм самопознания своей деятельности, который поможет не только ему, но и дистанционному педагогу наблюдать за ходом обучения. Рефлексия связана с очень важным действием - целеполаганием. Постановка учеником целей своего образования предполагает их выполнение и последующее осмысление способов достижения поставленных целей. Поэтому на этом этапе работы я использую такие приемы графической организации работы на уроке:


а) индивидуальная – формирование реальной самооценки (-за что ты можешь оценить свою работу.)

1.


Моё настроение




Мне больше всего удалось




Заставил задуматься




Могу похвалить своих одноклассников




Для меня было открытием то, что




2.


У меня получилось




Я научился




Сегодня на уроке я смог




Урок дал мне для жизни




Было трудно



б) групповая – акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи.




Я активный




Я слушаю своих




Я внес предложение




Принял участие в обсуждении




Результаты инновации : Были созданы условия для формирования системы знаний : при ознакомлении учащихся с новым текстом ребята научились понимать текст, поступки героев, их эмоциональное состояние, разбираться в нравственных качествах и т.д. Были созданы условия для формирования умений и навыков общения, взаимодействия в группах. Организована работа по формированию учебно-интеллектуальных умений (анализировать, выделять главное, находить закономерности ) , учебно – информационных умений ( работа с учебником) Ребята научились актуализировать имеющиеся знания, пробудился интерес к получению новой информации, к активной работе на уроке и дома, умению обмениваться мнениями. Формирует у каждого из учеников собственное отношение к изучаемому материалу.

Критерии оценивания результатов

1. Применяя на уроках графическую организацию учебного материала уроки стали интереснее, результативнее. Работа в группе, овладение способом самоконтроля, самооценки позволили детям выявлять возможности каждого ученика, а не его просчёты



  1. Быть многосторонним и нацеленным на общественную и эмоциональную эволюцию школьника, а также на его познавательную деятельность

  2. Способствовать сотрудничеству учителей и учащихся

5. Выявлять значимость учёбы; свидетельствовать об успехах и об оптимизации учебного процесса;

6. Быть легко понимаемым всеми учащимися



Побуждение ученика:

1.Получить новую информацию;

2.Осмыслить ее;



3.Соотнести с уже имеющимися знаниями.


  1. Побуждение ученика на целостное осмысление, обобщение полученной информациКритерии оценивания результатов





Нет ничего более постоянного, чем временная должность в Вашингтоне. Джордж Аллен
ещё >>