Наука в свободном обществе - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Лекция Социология- наука или слово об обществе. Социология- наука... 1 295.53kb.
Викторина. Геральдика это: а наука о печатях; б наука о монетах; 1 15.78kb.
Что такое профессиональная этика 1 57.39kb.
Тема Социология наука об обществе 5 794.18kb.
Методические указания для самостоятельной подготовки студентов всех... 3 772.55kb.
Физика, её методология и методы научного познания. Раздел 11. 1 20.42kb.
Лекция №1. 26. 09. 07 Предмет, методы и функции социологии как науки 1 139.19kb.
Информационные основы процессов управления 1 177.21kb.
Экономическая теория как наука, ее предмет и методы 1 66.18kb.
Международная конференция «наука в информационном обществе» 1 49.7kb.
Понятия раздела «Социальные отношения» Социология 1 74.83kb.
Реферат по теме: Поль Фейерабенд 1 276.67kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Наука в свободном обществе - страница №1/1






Пол Фейерабенд

НАУКА В СВОБОДНОМ ОБЩЕСТВЕ*


«Наука в свободном обществе» (1978) – второе значительное произведение известного американского философа науки Пола Фейерабенда, представляющее собой развитие некоторых идей, высказанных в его главном труде «Против метода» (1975). Опираясь на большой историко,научный материал, Фейерабенд показал, что творцы науки Нового времени и крупные ученые в своем творчестве нарушали все известные правила и стандарты научного метода. Рациональность представляет собой одну из многих традиций, а не стандарт, с которым должны сообразоваться все традиции.

Science in a free society” (1978) is the second by its significance creation by Paul Feyerabend. Feyerabend is famous American philosopher of science. The book presents the elaboration of some ideas that have been considered in “Against Method” (1975). On the base of huge data on history of science, Feyerabend demonstrates that the creators of early modern period’ science and principal scientists broke all well,known rules and standards of scientific method. Rationality is only one of many traditions; it is not a standard determining all other traditions.



Ключевые слова: П. Фейерабенд, научный метод, наука, рациональность, традиция.

Keywords: P. Feyerabend, scientific method, science, rationality, tradition.
ПРИМЕЧАНИЯ

  1. Многие из них стали теперь учеными или инженерами. Джонни Согон сейчас профессор математики в университете Иллинойса, Генрих Айхорн (который также подписал антиастрологическую энциклику, упоминаемую выше) – директор обсерватории в Нью Хавене, Гольдбергер – советник по электронике, а Эрих Янч, который встречал членов нашего кружка в астрономической обсерватории, стал научным диссидентом, пытающимся использовать старые традиции для новых целей.

  2. Отто Молден, брат издателя Фрица Молдена, в течение многих лет был энергичным организатором и руководителем Общества.

  3. ПМ, С. 75 об аппроксимациях ad hoc.

  4. Я вспоминаю, что важную роль при этом сыграл ответ Рейхенбаха на истолкование относительности Динглером: Динглер исходил из того, что могло быть получено посредством простых механических операций (например, преобразованием Евклидовой плоскости), а Рейхенбах указывал на то, каким образом реальная структура мира могла бы изменить результаты этих операций в целом. Верно, конечно, что подход Рейхенбаха можно было бы интерпретировать как более эффективную машину для предсказаний, и он произвел на меня впечатление только потому, что я не склонился к такой интерпретации. Это говорит о том, до какой степени действенность аргументов зависит от иррациональной смены позиций.

  5. См.: ПМ, С. 230.

  6. Подробности см. в части первой, раздел 7 данной книги.

  7. Мои замечания об этих статьях см. в книге: Der Wissenschaftstheoretische Realismus und die Autoritat der Wissenschaften. Vieweg Wiesbaden, 1978.

  8. См. мою рецензию на работу Крафта «Erkenntnislehre» in: BJPS. Vol. 13 (1963). P. 319ff and esp. P. 321, параграф второй. См. также ссылки в «Логике научного открытия» Поппера.

  9. Гегельянство Бома я рассмотрел в сочинении «Против метода», которое было опубликовано в 4 томе «Minnesota Studies for the Philosophy of Science» (1970 г.).

  10. Поппер однажды заметил (в дискуссии, состоявшейся в Миннесотском центре по философии науки в 1962 г.), что пример Броуновского движения является еще одним вариантом примера Дюгема (относящимся к конфликту между конкретными законами, такими как законы Кеплера, и общими теориями, такими как теория Ньютона). Отклонения от законов Кеплера в принципе наблюдаемы («в принципе» здесь означает «при данных законах природы»), в то время как микроскопические отклонения от второго закона термодинамики наблюдать нельзя (измерительные инструменты испытывают те же самые флуктуации, что и измеряемые объекты). Здесь мы не можем обойтись без альтернативной теории.

  11. В 1960 г. я читал рукопись книги Куна и тщательно обсуждал ее с Куном.

  12. См. «Ответ на критику» в: «Reply to Criticism». Boston Studies. Vol. 2. 1965.

  13. См. «Об улучшении наук и искусств и о возможном тождестве их обоих» в:: Boston Studies. Vol. 3. 1967.

  14. «О современной критике дополнительности». Философия науки 1968/1969 (в двух частях).


А.Л. Никифоров

* Продолжение. Перевод сделан по изданию: Feyerabend P.К. Science in a free society. London, 1978.

Никифоров Александр Леонидович – доктор философских наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института философии РАН (Москва). E-mail: lko@mail.ru






Революция пожирает своих детей. Пьер Верньо
ещё >>