Научно-исследовательская работа по теме: «Судьба и жизнь шамана» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Научно-исследовательская работа. Научно-исследовательская работа... 1 18.88kb.
Алексеева Мария Петровна Студентка Ягеллонского университета, Краков... 1 34.26kb.
Научно-исследовательская работа преподавателей техникума включает... 1 38.93kb.
Научно-исследовательская работа по теме «Охрана окружающей среды... 1 185.26kb.
Научно-исследовательская работа по направлению «Православная история... 1 306.82kb.
Исследовательская работа по теме «Роль финального эпизода в поэме... 1 146.41kb.
Научно-исследовательская работа 3 Научные семинары (круглые столы) 1 55.08kb.
Исследовательская работа «История развития астрономии» 1 111.35kb.
Исследовательская работа «Звездная судьба Антонины Киселевой» 1 77.07kb.
Научно-исследовательская работа по теме «различные способы размножения... 1 164.38kb.
Исследовательская работа студентов и преподавателей в училище (по... 1 74.13kb.
Верований, так как шаманизм не выдвигает никаких доктрин так пишет... 1 220kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Научно-исследовательская работа по теме: «Судьба и жизнь шамана» - страница №1/1


Министерство образования Российской Федерации

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Тазовская школа-интернат среднего (полного) общего образования»

«Твои люди, Север!»

Научно-исследовательская работа

по теме:

«Судьба и жизнь шамана»

Ф.И.О. учащегося: Яндо Любовь Олеговна.

Класс: 8 «В».

Научный руководитель: Ананьева Надежда Степановна.

Тазовский 2005


ОГЛАВЛЕНИЕ

j
Введение 3 стр.

1. Глава 1. Мир богов и духов в представлении ненцев.
Шаманизм 4 стр.

а/

2. Глава 2. Ненецкий шаман Салиндер Енаро 6 стр.

Заключение 10 стр.

Список литературы 11 стр.

Введение. Актуальность исследования.

Религиозные традиции ненцев представляют большой интерес для науки. В них проявляются мировоззрения, сложившиеся в ту далекую эпоху, когда у человека не было никаких оснований отделять себя от природы. Взгляды на мир аборигенных народов Севера уже давно привлекают к себе пристальное внимание ученых. Принципы мировоззрения, пронизывающего собой всю жизнь древних охотников, отчетливо прослеживается в религии ненцев -- шаманизме, составляющем основную сферу их религиозной деятельности. Взгляды на мир наших предков вовсе не были примитивными. Верования и культовая практика ненцев разнообразны, но имеющиеся в литературе сведения о религиозных взглядах и традициях ненцев отрывочны, зачастую поверхностны, поэтому фактические сведения об этом представляют научную ценность. Те сведения, которыми мы сегодня располагаем, показывают, что ненецкий шаманизм представляет собой древнюю политеистическую религию с развитым культом. Он сложился на почве олицетворения и почитания стихийных сил природы.

В настоящее время у ненцев еще сохраняются легенды о шаманах, об их касланиях и жертвоприношениях. Видимо, эти остатки древнего культурного наследия обречены на исчезновение. Влияние современной культуры с ее техническими достижениями, повсеместным школьным обучением (дети ненцев в условиях поселка не знают родного языка), специализированной медицинской помощью и, главное, с мощными и вездесущими СМИ не оставляют места для взглядов на мир, сложившихся совсем в других условиях, тем ценнее для нас сегодня каждый обнаруженный впервые факт, тем важнее поиски новых, неизвестных науке и другим людям сведений.

Цель исследования:

показать место и значение шамана в жизни ненецкого народа.



Задачи исследования:

- теоретическое осмысление шаманизма;

- поиск новых источников информации о ненецком шаманизме и реальных
людях-шаманах.

Методы исследования:

- теоретические: изучение литературы по данной проблеме, интервьюирование,


анкетирование.

Глава 1. Мир богов и духов в представлении ненцев. Шаманизм.

Служителей культа ненцы называют тадебя, от глагола тадебтесь - заговорить, произнести заклинание, тадебтенгось -- колдовать, ворожить. Дословный перевод -колдун, ворожей.

Мы не знаем, как называли свою религию ненцы в конце 16 - начале 17 столетия. Слов «шаманизм» и «шаман» в их языке не было. Понятие «шаманизм» появилось в литературе очень давно - в 18 веке.

По верованиям ненцев, человек становился шаманом, если его избрали духи. Они будто бы принуждают своих избранников статьJ посредниками между людьми и сверхъестественными силами. Люди, которым было суждено стать шаманами, имели особые отметки - родимое пятно величиной с кулак, две, а иногда и три макушки, лишний палец и т.д.

Второе непременное условие - обладание определенными качествами и знаниями. Шаман должен быть наделен способностью предсказывать судьбу человека и целого народа, иметь хорошую память, интуицию, воображение, артистический и поэтический дар, владеть гипнозом.

Как служитель культа, он обязан знать теологию, правила и порядок отправления обрядовых служб, обращенных к каждой категории богов и духов, иметь четкое представление об их образах, характерах, об особенностях обращенных к ним призываний.

Шаманская ритуальная практика лечения и гадания была бы обречена на неудачу, если бы шаман не умел использовать свои незаурядные способности и познания в различных сферах жизни природы и общества, не владел бы приемами и средствами народной медицины.

Внешним признаком шаманского призвания служили некоторые внезапно появившиеся особенности поведения. Человек становился задумчивым, рассеянным, замкнутым, видел необычные сны, стремился к уединению. Во время болезни происходит так называемое «пересотворение» шама/ia: духи, унеся его душу в иной мир, разрубают ее на кусочки, варят, едят это мясо, заменяют части тела новыми, обучают будущего шамана. После этого шаман - уже не обычный человек, а фигура, наделенная сверхъестественными свойствами. Теперь он может общаться с духами и посещать иные миры. Будущий шаман должен был пройти своего рода школу подготовки, побыть в учениках у старого опытного шамана. Учеба могла длиться около

20 лет, ее продолжительность определялась способностями кандидата. По истечении

этого срока, пройдя все ступени посвящения, нередко лишь к 60 годам, он приобретал

j право на получение высшего титула в шаманской иерархии.

Здоровье и благополучие каждого человека, по понятиям ненцев, зависят от расположения к людям обширного пантеона духов. Функцию лечения болезней и

отпугивания духов, приносящих болезни и несчастья, выполнял шаман я'нянгы тадебя.

А В своей лечебной деятельности я'нингы тадебя использовал различные целебные травы,

припарки, кровопускание, он умел оказывать помощь при ранах и переломах, широко применял психотерапию, внушение и самовнушение, а также приемы и средства чисто религиозные - обряды, заговоры, амулеты, обереги. Во время сеанса камлания, беседуя с больным, шаман отвлекал их внимание от страданий, боли и т.д. Главной задачей при этом было убедить душу вернуться или забрать душу, влияя на духа, который украл ее. Такие переговоры требовали особого словесного искусства от шамана.

В функции шамана самбдорта входило и лечение серьезных болезней, если их причинами являются вселение духа Хабця минрена в определенные участки тела или отсутствие души. Человек испытывает недомогание до тех пор, пока его душа не будет водворена на место шаманом. Перед шаманом самбдорта стоит дипломатическая задача убедить злых духов потустороннего мира, чтобы они позволили больному еще некоторое время наслаждаться жизнью. Выдворяя души людей из плена Нга, самбдорта проявляет изобретательность и хитрость. Он знает, чем подкупить духов и как добиться их расположения. Шаман приносит им в жертву животное. Он произносит заклинание, в котором перечисляет их имена, и совершает священнодействие. И у шамана разряда самбдорта также есть помощники: тадебя сэвтана и пятана. Название сэвтана

происходит от слова СЭВ - глаз и переводится как «Всевидящий», а слово -нитана— от

ил

слова ни - жизнь, означает «дающий или дарующий жизнь».



Глава 2. Ненецкий шаман Салиндер Енаре.

Меня очень заинтересовала жизнь и судьба шамана Салиндера Енары известного шамана категории самбдорта, до недавнего времени проживающего в

поселке Находка Газовского района.

I Рассказать о нем могут только близкие ему люди, те, кто хорошо его знали при

жизни. Салиндер Енара умер 1 мая 2005 года. Все сведения о нем я считаю очень ценными, потому что это известный человек нашего северного края.

Родился он 1 мая 1924 года, умер 1 мая 2005 года в 3 часа ночи. Его приемная дочь, Салиндер Лариса Дмитриевна, работает в школе – интернате техническим работником. Она вспоминает, что, когда его забрали из Тазовской ЦРБ, привезли домой, посмотрели на часы - было ровно 3 часа ночи.

Когда Енара был ребенком, его оставили в тундре родители. Сделали чум, оставили черствый кусок черного хлеба - нужно было проверить, шаман он будет или нет, через месяц приехали - жив. По словам учителя нашей школы Талевой Галины Дмитриевны , родственницы шамана, маленький Енара родился вне брака. Отчим не любил его. Когда мальчику было 2 годика, отчим специально накормил его несвежим оленьим мясом. Ребенок тяжело заболел. Чтобы не мучиться и не ухаживать за больным ненужным ребенком, решено было отвезти его на старое чумовище. Енара говорил, что он хорошо помнит тот момент, когда очнулся. Кто-то лил ему в рот водичку. Видимо, мальчик терял сознание. Этот кто-то клал ему в ротик ягодку. Это был большой белый лебедь, который тормошил ребенка, клювом хватал за одежду, пытался поднять с земли. А когда мальчик встал, лебедь забегал вперед и будто звал его за собой. Спотыкаясь, мальчик побрел за лебедем, и вскоре они оказались на новом чумовище, где жили родители. Отчим, увидев мальчика, сказал: « Ну что ж, живи».

Всю жизнь Енара считал лебедей священными птицами. Когда кто-то из находкинских мужчин убивал лебедя, он негодовал и говорил: « Лебеди - мои родители. Не трогайте птиц!» Когда шаман умер, лебедь прилетел за его душой. Сначала люди увидели лебедя, слетающего со священной нарты, потом птица кружилась три раза над двухэтажным домом, в одной из квартир которого жил шаман. Некоторые люди пытались подпустить птицу к себе, но она отлетала от людей, а потом поднялась в воздух и улетела в сторону солнца.

Считалось, что всю жизнь Енаре помогала выживать энергия солнца.

Главное предназначение Енары - шамана -- провожать людей в другой мир, соблюдая ненецкий похоронный обряд. Но однажды, Худи Марина Малковна привезла к нему сына, Александра. Мальчик очень сильно и тяжело заболел. Не предполагал еще тогда Енара, что откроются в нем силы и для лечения людей. Шаман не должен отказывать людям, если они пришли за помощью. Ребенок выздоровел. И с тех пор он стал лечить не только ненцев, но и коми, зырян - всех тех, кто просил. Приезжали даже русские, у которых никак не клеилась семейная жизнь - помог и им. Были благодарны.

Внук Енары от младшей дочери, Саша, будучи еще ребенком, стал рисовать. На листе появился холм, тундра. Оказалось, мальчик нарисовал находкинский священный холм, который еще ни разу не видел.

Родственники считают, что дар шаманства передался дочери Светлане Енаровне Сатыковой, она работает секретарем в Находкинской школе. «Когда она уже имела детей, была замужем, вдруг как-то странно и сильно заболела. Испугавшись за нее, мы увезли ее в больницу, а нужно было увезти в тундру, оставить там, чтобы напиталась энергией солнца. Теперь считаем, что не дали возможности наполниться ей этой энергией , хотя и проявляется в ней иногда дар шаманства», - вспоминает Лариса Дмитриевна. У Светланы Енаровны растет сын, и ему 16 лет, в нем, считает семья,

начинают проявляться способности деда.

j. У ненцев считается, что дар шаманизма передается только одному человеку -

сыну. Но тогда сын быстро уйдет из жизни. У Енары 5 дочерей - две старшие приемные, но никто из них никогда не обижался на отца, насколько он был с ними нежен и очень любил их. От него остались предметы ритуала, священная нарта, бубен, но все это может передать внуку только взрослый мужчина, но пока такого в Находке нет.

«Когда умерла мама, Людмила Дмитриевна, 8 ноября 1997 года, - вспоминает Лариса Дмитриевна, -отец сказал: «Я остался одни. За 7 отведенных мне лет я должен поставить на ноги своих детей». Прожил отец 7 лет и еще 7 дней не дожил до 7 месяцев».

У ненцев цифра 7 священная. Когда pro похоронили, возвращаясь с кладбищенского холма, мужчины втыкали в снег по 7 еловых веток - так велел отец. За 2 года до смерти он рассказал дочерям, как его хоронить, во что одеть, велел на гробе сбоку сделать 7 дырок, сверху -- одну большую. Так и сделали. Хоронили только дочери. Из суеверия мало кто из жителей прощался с ним, но все о нем помнят, с благодарностью о нем вспоминают, ведь им теперь не к кому обратиться за помощью».

7

Енара часто помогал людям. Он ставил перед собой чистое блюдце со спиртом



или водкой, брал комочек чистого, только что выпавшего снега, глотал его, и из его рта

i выпадал камешек - если черный, то человек действительно болен, если белый - у

человека все хорошо. Белый камень считался амулетом, оберегом, его часто зашивали в малицу, черный камень тоже хранили, когда человек исцелялся - черный камень исчезал сам собой.

Енара помогал людям найти пропавших родственников. В основном, за помощью обращались жители Находки, Антипаюты, Тазовского.

«Однажды был такой случай. Мой ребенок Дима, ему тогда было 2 годика, ушел со старшей моей дочерью Машей в тундру. Там сильно заболел - вышла паховая грыжа. В то время в Находке была бригада врачей из Тазовского. Врачи собрались в нашем доме, мальчика срочно нужно было на вертолете отправить в райцентр. Врач в растерянности. Откуда ни возьмись, появляется отец. Врач ему говорит: «Куда Вы, дедушка? Здесь и так ребенку плохо очень. Да и руки у вас холодные». Отец отодвинул врача, ладошкой провел по животику ребенка, и грыжа исчезла. При этом отец сказал: «Я помог внуку, но остальная работа - ваша: нужно хирургическое вмешательство». Врач, удивленный происходящим, клятвенно пообещал попросить работающего тогда талантливого хирурга Косенкова прооперировать мальчика. Сын быстро поправился».

Отец, видела Лариса Дмитриевна, впадал в особое состояние, разговаривал с мертвым человеком, спрашивал у него, от чего он умер, что не успел сделать, кому что сказать. И тот разговаривал с ним, отвечал на его вопросы.

Интересен следующий факт: дети приехали за умершим своим отцом в праздничный день, и работники ЦРБ отказались выдать тело. Тогда одна из дочерей сказала отцу; «Вот видишь, папа, не сможем мы тебя сегодня забрать. Сделай же что-нибудь». Через 10 минут пришел врач-анатом, и все было сделано вовремя. Врач позднее вспоминал, что, объяснив все родственникам, он пошел в свой кабинет и почувствовал, что его будто кто-то в плечо толкает, кричит в ухо. Он сразу же вернулся. Делясь впечатлениями, он сказал: «Я чувствовал, что этот человек - шаман. Несмотря на преклонный возраст, внутренние его органы были как у молодого. Видимо, «состарилась» душа».

Мне удалось побеседовать с учащимися нашей школы, которым приходилось

i

видеть этого шамана. Ученица 8 «В» класса Тэсида Алевтина рассказала: «Когда я была маленькой, умер мой дедушка - Тэсида Одорома Мунгальевич. Все родственники

собрались в чуме после того, как похоронили дедушку на кладбище. Я сидела на коленях двоюродной сестры, а у задней стены чума сидел шаман Енара. Его позвал отец. Я видела, как он сделал из рога оленя костяную куколку, взял топор, положил его на обтесанный чурбан. На лезвие топора положил куколку, а сам, чем-то похожим на нож, начал стучать по топорищу. Глаза его были закрыты. Все молчали. Потом Енара сказал, что моему дедушке в том мире требуется мужчина для ухаживания за оленями и женщина, чтобы ходила за водой и готовила пищу. Я помню, куколку положили на нарту, которая стоит около задней стороны чума. Там лежала еще одна куколка. Теперь я знаю: ее положил шаман, когда умер старший брат моего дедушки. Предсказания шамана сбылись: через год умер родственник - мужчина, а еще через год умерла моя двоюродная сестра, у которой я тогда сидела на коленях и которой было 25 лет».

Заключение.

Ненецкие боги и духи - это, может быть, и фантастическое отражение самих ненцев, но понятие о боге внушается самой природой. Главная идея религии - это представление о борьбе между добрым и злым началом, в борьбе, проявляющейся в противостоянии дня и ночи, света и тьмы. Кто победит в борьбе за судьбу человека?

Во время работы над данной проблемой я провела микроисследование в параллели 8-х классов (58 человек). На мой вопрос : «Знаете ли вы о шаманизме в ненецкой религии?» 100% опрошенных ответили: «Да». На вопрос: «Нужны ли шаманы ненцам в сегодняшней жизни?» учащиеся, проживающие в тундре, ответили: «Да, нужны». Среди учащихся, проживающих в поселке, мнения разделились: 10 человек ответили, что да, нужны, 5 человек - нет, не нужны. Это говорит о том, что интерес к шаманству и шаманам -- колдунам-знахарям, служителям культа народов Севера -растет. Возрос интерес и к опыту народной медицины, включая шаманские способы лечения.

Новая информация о шамане важна и для круга самих носителей этнических традиций, и для людей других народов России, ведь в руках божества и шамана находится Книга Судеб.



10

Список литературы:

1

  1. Лар Л.А. Шаманы и боги. - Тюмень: изд-во Института проблем освоения Севера СО
    РАН, 1998.

  2. Попов Ю.И. Цымбалистенко Н.В. Мифология, фольклор и литература Ямала. - Тюмень:
    изд-во Института проблем освоения Севера СО РАН, 2001.

11




Всем можно гордиться, даже отсутствием гордости, как от всего можно одуреть, даже от собственного ума. Василий Ключевский
ещё >>