Научно-исследовательская работа по теме «Охрана окружающей среды в задачах» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Охрана окружающей среды 1 47.29kb.
В соответствии со статьей 44 Закона РФ "Об охране окружающей среды" 12 2416.48kb.
Самарская областная универсальная научная библиотека Информационно-библиографический... 4 608.48kb.
Исследовательская работа Загрязнение окружающей среды в деревне Сятракасы... 1 190.04kb.
Программа дисциплины «биоразнообразие и охрана окружающей среды» 3 779.08kb.
Конкурса детских проектов «Я умею, я могу, я знаю…» по теме «Охрана... 1 50.54kb.
Охрана труда и окружающей среды. Анализ проектируемой холодильной... 1 161.56kb.
Научно-исследовательская работа. Научно-исследовательская работа... 1 18.88kb.
Алексеева Мария Петровна Студентка Ягеллонского университета, Краков... 1 34.26kb.
М. П. Драгоманова 020303 Филология 1 63.06kb.
Научно-исследовательская работа преподавателей техникума включает... 1 38.93kb.
Радиационная безопасность гигиенические требования к проектированию... 3 433.15kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Научно-исследовательская работа по теме «Охрана окружающей среды в задачах» - страница №1/1

III районная научно-практическая конференция

«Юность. Творчество. Поиск»

Научно-исследовательская работа по теме

«Охрана окружающей среды в задачах»

Работу выполнила

ученица 8 класса

МБОУ «Тирянская СОШ»

Киркова Елизавета.

Руководитель

учитель математики

Кезикова Л.Н.

Кардымово

2013


План.

  1. Введение. Стр. 3.

  2. Задачи с экологическим содержанием. Стр. 4.

2.1. Задачи на загрязнения. Стр. 4.

2.2. «Бытовые» задачи. Стр. 9.

2.3. «Лесные» задачи. Стр. 10.

2.4. «Водные» задачи. Стр. 13.

2.5. «Новогодняя» задачка. Стр. 15.

3. Заключение. Стр. 17.

4. Список литературы. Стр. 18.


  1. Введение.

И.С. Тургенев писал: «Человек связан с природой тысячью неразрывных нитей, он сын её»

Чего только не придумали люди, чтобы облегчить и улучшить свою жизнь: и удобрения, чтобы собирать богатые урожаи, и смертоносные яды, чтобы убивать насекомых-вредителей, и автомобили, загрязняющие воздух. Но, часто в средствах массовой информации мы слышим о каких-то экологических катастрофах, уничтожении животных, растений и т.п. Людей постоянно призывают к бережному отношению к окружающей их среде, но, почему–то далеко не все слышат эти призывы.

Услышав, о том, что III районная научно-практическая конференция «Юность. Творчество. Поиск» посвящается Году охраны окружающей среды, мне стало интересно, как можно связать математику и данную тему. Поэтому я решила принять участие в конференции.

Объект исследования: охрана окружающей среды и математика.

Предмет исследования: задачи с экологическим содержанием .

Цель исследования: подобрать задачи для уроков математики с экологическим содержанием.

2. Задачи с экологическим содержанием.

2.1. Задачи на загрязнения.

Когда мы разбрызгиваем из баллончика освежитель воздуха, лак или другие аэрозоли, мы обычно не думаем, что это может нанести вред окружающей среде. Оказывается, может, и ещё какой! В этих баллончиках бывают вещества, которые, попадая в атмосферу, разрушают в ней озоновый слой. Тот, самый, который защищает всё живое от солнечных лучей. Если озоновый слой будет разрушен, все живое на Земле погибнет.

Кислотные дожди. Кислота образуется в небе от загрязнения атмосферы выбросами промышленных предприятий котельных, автомобилей. Выпадая с дождём на землю, она губит всё живое. К сожалению, люди во многих районах мира всё чаще сталкиваются с этой бедой. Загрязнение окружающей среды. Люди всегда загрязняли окружающую среду, однако до последнего времени загрязнение не было такой серьёзной проблемой, людям пришлось бы прекратить пользоваться многими полезными вещами, если бы они захотели прекратить загрязнение окружающей среды сразу. Автомобили и прочие новые изобретения делают загрязнение всё более интенсивным. Воздух, вода и почва необходимы для существования всех живых существ. Однако, загрязненный воздух, может послужить причиной болезни и даже смерти. Загрязнённая вода убивает рыб и других морских животных. На загрязнённой почве не могут выращиваться овощные культуры. Загрязнение окружающей среды приводит к увеличению озоновой дыры и выпадению кислотных дождей. Подсчитано, что до появления на Земле человека один вид животного исчезал в среднем за 1000 лет, с 1850 по 1950 – один вид за 100 лет (т.е. в 100 раз быстрее ) после 1950г –за 1год. А сейчас ежедневно (!!!) исчезает 1 вид растений, животных или грибов. Если так пойдёт и дальше, то уже через несколько лет каждый прожитый людьми час будет отмечен гибелью одного вида.

Аэрозольное загрязнение атмосферы.


Аэрозоли - это твердые или жидкие частицы, находящиеся во взвешенном состоянии в воздухе. Твердые компоненты аэрозолей в ряде случаев особенно опасны для организмов, а у людей вызывают специфические заболевания. В атмосфере аэрозольные загрязнения воспринимаются в виде дыма, тумана, мглы или дымки. Значительная часть аэрозолей образуется в атмосфере при взаимодействии твердых и жидких частиц между собой или с водяным паром. Средний размер аэрозольных частиц составляет 1-5 мкм. В атмосферу Земли ежегодно поступает около 1 куб.км. пылевидных частиц искусственного происхождения. Большое количество пылевых частиц образуется также в ходе производственной деятельности людей. Сведения о некоторых источниках техногенной пыли приведены ниже:
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС.

ВЫБРОС ПЫЛИ, МЛН.Т/ГОД




1. Сжигание каменного угля

93,600

2. Выплавка чугуна

20,210

3. Выплавка меди (без очистки)

6,230

4. Выплавка цинка

0,180

5. Выплавка олова (без очистки)

0,004

6. Выплавка свинца

0,130

7. Производство цемента

53,370


Задача: Определите по таблице самое большое и самое маленькое значения.
Неорганическое загрязнение.

Основными неорганическими (минеральными) загрязнителями пресных и морских вод являются разнообразные химические соединения, токсичные для обитателей водной среды. Это соединения мышьяка, свинца, кадмия, ртути, хрома, меди, фтора. Большинство из них попадает в воду в результате человеческой деятельности. Тяжелые металлы поглощаются фитопланктоном, а затем передаются по пищевой цепи более высокоорганизованным организмам. Токсический эффект некоторых наиболее распространенных загрязнителей гидросферы представлен в таблице 3.1. Кроме перечисленных в таблице веществ, к опасным заразителям водной среды можно отнести неорганические кислоты и основания, обуславливающие широкий диапазон рН промышленных стоков (1,0 - 11,0) и способных изменять рН водной среды до значений 5,0 или выше 8,0 , тогда как рыба в пресной и морской воде может существовать только в интервале рН 5,0 - 8,5.


Таблица 3.1.


Вещество

Планктон

Ракообразные

Моллюски

Рыбы

1. Медь

+++

+++

+++

+++

2. Цинк

+

++

++

++

3. Свинец

-

+

+

+++

4. Ртуть

++++

+++

+++

+++

5. Кадмий

-

++

++

++++

6. Хлор

-

+++

++

+++

7. Роданид

-

++

+

++++

8. Цианид

-

+++

++

++++

9. Фтор

-

-

+

++

10. Сульфид

-

++

+

+++




Степень токсичности

-

Отсутствует

+

Очень слабая

++

Слабая

+++

Сильная

++++

Очень сильная

Задача: Какое вещество наносит наибольший вред?
Нефть и нефтепродукты.


Нефть представляет собой вязкую маслянистую жидкость, имеющую темно-коричневый цвет и обладающую слабой флуоресценцией. Основные компоненты нефти - углеводороды (до 98%) - подразделяются на 4 класса:

1

Парафины

до 90 % от общего состава

2

Циклопарафины

30 - 60% от общего состава

3

Ароматические углеводороды

20 - 40% от общего состава

4

Олефины

до 10% от общего состава

Нефть и нефтепродукты являются наиболее распространенными загрязняющими веществами в Мировом океане. К началу 80-ых годов в океан ежегодно поступало около 6 млн.т. нефти, что составляло 0,23% мировой добычи.



Задача: Определите вес мировой добычи нефти за год.

Наибольшие потери нефти связаны с ее транспортировкой из районов добычи. Аварийные ситуации, слив за борт танкерами промывочных и балластных вод, - все это обуславливает присутствие постоянных полей загрязнения на трассах морских путей. Большие массы нефти поступают в моря по рекам, с бытовыми и ливневыми стоками. Объем загрязнений из этого источника составляет 2,0 млн.т./год. Со стоками промышленности ежегодно попадает 0,5 млн.т. нефти. Попадая в морскую среду, нефть сначала растекается в виде пленки, образуя слои различной мощности.



Задача: Какую часть составляют загрязнения от общего числа, добываемой нефти?

Пестициды.

Пестициды составляют группу искусственно созданных веществ, используемых для борьбы с вредителями и болезнями растений. Пестициды делятся на следующие группы: инсектициды - для борьбы с вредными насекомыми, фунгициды и бактерициды - для борьбы с бактериальными болезнями растений, гербициды - против сорных растений.


Установлено, что пестициды уничтожая вредителей, наносят вред многим полезным организмам. В сельском хозяйстве давно уже стоит проблема перехода от химических (загрязняющих среду) к биологическим (экологически чистым) методам борьбы с вредителями. В настоящее время более 5 млн.т. пестицидов поступает на мировой рынок. Около 1,5 млн.т. этих веществ уже вошло в состав наземных и морских экосистем золовым и водным путем.
Промышленное производство пестицидов сопровождается появлением большого количества побочных продуктов, загрязняющих сточные воды.

Задача: Какая часть пестицидов загрязнила окружающую среду?

Тяжелые металлы.

Тяжелые металлы (ртуть, свинец, кадмий, цинк, медь, мышьяк,) относятся к числу распространенных и весьма токсичных загрязняющих веществ. Они широко применяются в различных промышленных производствах, поэтому, несмотря на очистные мероприятия, содержание соединения тяжелых металлов в промышленных сточных водах довольно высокое. Большие массы этих соединений поступают в океан через атмосферу. Для морских обитателей наиболее опасны ртуть, свинец и кадмий. Заражение морепродуктов неоднократно приводило к ртутному отравлению прибрежного населения.


Перед вами таблица, в которой приведены сведения о количестве выброшенных промышленными предприятиями в атмосферу отходов. Используя данные таблицы, постройте круговую диаграмму.

год

Количество выброшенных отходов

Сектор круговой диаграммы

1994

1995


1996

1997


1998

1999


2000

6 900 тыс. т

7 100 тыс. т

5 800 тыс. т

4 300 тыс. т

4 200 тыс. т

4 400 тыс.т

3 300 тыс. т





Всего

36 000 тыс. т

360о

100 тысяч тонн - 1о

Задача: В России под отходы занято 250 тыс. га земельных угодий, что составляет 0,5% всей площади. Какова площадь земельных угодий в России?
Решение: 250:0,005=50000(га)-вся площадь земельных угодий.

В районной газете «Знамя труда» за 22 января 2013г. Опубликованы следующие данные: «Подсчеты международных экспертов показывают, что если исходить из условия современного потребления, то запасов угля хватит на 430 лет, нефти – на 35 лет, природного газа – на 50 лет».



Задача: Постройте по этим данным круговую диаграмму.

2.2. «Бытовые» задачи.

1. Одна энергосберегающая лампочка за свой длительны срок работы предотвращает выброс в атмосферу более 200кг углекислого газа. Какой выброс в атмосферу вредного вещества можно предотвратить, если в 3-х комнатной квартире будут использоваться по 1такой лампочки на каждую комнату (не забудьте учесть прихожую, ванную, туалет)?

2. Сделайте расчёт экономии электроэнергии и денежных затрат при использовании энергосберегающих ламп (в расчёте, что лампа включена на 6 часов в день).


Наименование

Срок службы

Затраты на электроэнергию из расчёта 1 кВт/ч =0,72 руб. (время 12000 часов)

Лампа накаливания (100 Вт), цена 10 руб.

1000 часов

?

Лампа компактная люминесцентная (20 Вт), цена 200 руб.

12000 часов

?

3. Из полностью открытого водопроводного крана каждую минуту уходит в канализацию до 15 литров воды. Сколько можно потерять впустую воды, если кран не будет закрыт в течение суток?

4. На нашей планете ежегодно 1,1 млрд. человек лишены чистой воды; 2,5 млрд. человек живут в условиях антисанитарии; около 5 млн. людей ежегодно умирает от болезней, вызванных употреблением плохой воды. Сколько всего людей страдает от нехватки воды?

5. На здоровье человека влияет несколько факторов, из которых: на экологию и генетику приходится по 20%, на здравоохранение - 10 %,на образ жизни - 50%. Составьте сравнительную диаграмму влияния этих факторов. Какой можно сделать вывод?

6. Без пищи человек может прожить 1 месяц, без воды – 5 дней. А без кислорода? Чтобы узнать, сколько минут человек может прожить без кислорода, нужно найти 0,06 от числа 50. (всего 3 минуты).

7. Известно, что в среднем на одного человека в сутки приходится 2500 грамм мусора. Сколько мусора за месяц выбрасывается жителями д. Нетризово, если в ней проживает 280 человек? Сколько машин, грузоподъемностью в 3500 кг потребуется для вывоза этого мусора?

2.3. «Лесные» задачи.

Лес – это одна из важных частей баланса нашей системы. Именно лес является одним из главных поставщиков кислорода для существования живых организмов. Однако лес – это еще и важный ценный промышленный материал, без которого трудно представить нашу жизнь и деятельность в принципе. Не смотря на все это, гибель или уничтожение естественного леса, в первую очередь, это плодотворный результат человеческой деятельности, который связан именно с вырубкой леса.  Древесина – это и топливо, и сырье для целлюлозно-бумажных фабрик, а так же строительный материала .

Знаете ли вы, что 20 кг макулатуры сохраняет 1 крупное столетнее дерево.

Знаете ли вы, что ежегодно 125 миллионов деревьев вырубается для производства бумаги.

Знаете ли вы, что 1 га леса за 1 час поглощает весь углекислый газ, который выделяют при дыхании 200 человек.

На производство 1 тонны бумаги требуется 2 тонны древесины. В то же время:

1га елового леса осаждает 30т пыли

1га соснового леса осаждает 35т пыли

1га дубового леса осаждает 56т пыли.

Природа способна к самоочищению, но огромное количество отходов и выбросов от транспорта, комбинатов и заводов, аэрозолей не может нейтрализовать даже природа!

1. Сколько потребовалось леса для изготовления одного тиража учебника математики?

Этапы работы над задачей:

Вычислить площадь одной страницы учебника (измерить)

Умножить результат на количество страниц в учебнике (посмотреть количество страниц)

Умножить на тираж учебника (посмотреть тираж)

Выразить результат в квадратных метрах.

Чтобы получить 1000 кв.м бумаги требуется 1/4 га леса.

Прежде чем портить учебник, подумай, сколько погибнет деревьев для издательства нового!

2. В мире ежегодно добывается 1600 млн.м3 древесины, около 0,2 всей древесины идет на топливо. Сколько кубических метров древесины сжигается?

3. Каждую минуту в мире вырубается около 20 гектаров леса. Сколько гектаров леса вырубят за сутки?

4. Бумага брошенная вами в лесу, будет лежать 2 года. Консервная банка – в 15 раз дольше, а полиэтиленовый пакет на 100 лет больше консервной банки. Сколько лет пролежит в лесу брошенный полиэтиленовый пакет?

5. Муравьи очищают лес от мусора, они могут переносить груз, в 10 раз превышающий собственный вес. Сколько лет живет муравей, если его продолжительность жизни составляет 1% от продолжительности жизни Мамонтова дерева (2500 лет)?

6. В суровую зиму в лесу может погибнуть до 90% птиц. Если в лесу обитало 3400 птиц, то каково количество оставшихся?

7. За час, ночной охотник - летучая мышь – может съесть 160 малярийных комаров. Сколько вредных насекомых она уничтожает за день?

Птицы – наши друзья и помощники. Одна синичка уничтожает до 600 гусениц в час, мухоловка – около 5 тысяч в день.

8. Хотите узнать, на какой высоте нужно прибивать скворечник? Для этого

1) Из первой строки выберите наименьшее число(1,15),

2) Из второй строки выберите наибольшее число (2,45),

3) Сложите их (1,15+2,45=3,6),

4) Полученный результат умножьте на число из третьей строки, которое не является ни наибольшим, ни наименьшим(3,6*2,5=9),

Итак, наш ответ - необходимая высота в метрах.

7,32

1,15

1,945

2,45

2,255

1,9999

5,8

0,39

2,5

9. Журавль живёт на 10 лет меньше филина, а филин – на 10 лет дольше скворца. На сколько лет продолжительность жизни журавля больше, чем скворца?

10. Продолжительность жизни бурого медведя 50 лет, а продолжительность жизни белого медведя – составляет 0.6 от продолжительности жизни бурого медведя. Определите продолжительность жизни белого медведя

11. Определите, какое из деревьев, растущих на наших улицах, является лучшим “пылесосом”

Берёза – 63.2

Сосна –82.8

Тополь – 75.6

Чтобы ответить на вопрос, нужно решить пример:

15.2*8 –(48.6+9.8)

12. Напишите числами запись: "На один миллион лесной площади приходится всего шесть работников лесного хозяйства. В тысяча девятьсот девяносто четвертом году вырублено лесов тридцать семь тысяч двести четыре га, а пожарными было охвачено семьдесят четыре тысяч восемьсот пятьдесят четыре га лесной площади. В тысяча девятьсот девяносто пятом году только в июле пожары уничтожили один миллион пятьсот тысяч кубических метров древесины на площади свыше четыреста тысяч га".

13. 20 кг макулатуры сохраняют одно дерево. Сколько деревьев сохраняет 100 кг макулатуры?



2.4. «Водные» задачи.

1. Завод выбрасывает отходы в реку. За одну минуту в реку поступает 100 л загрязненной воды. Сколько загрязненной воды поступает в реку за час, за сутки?

2.Через заводские очистительные сооружения в сутки проходит 3000 л воды. За сколько дней очистится 27000 л воды? Сколько литров воды проходит через очистительные сооружения за час?

3.Камбала живет 60 лет, что составляет 60% продолжительности жизни сома и 75% продолжительности жизни белуги. Сколько лет живут сом и белуга?

Начиная с 1600 г. на нашей планете вымерло около 150 видов животных, причем более половины из них – за последние 50 лет. За малым исключением все эти животные вымерли по вине человека. К началу 20 века стало очевидным, что необходимо принимать меры по спасению животного и растительного мира . В 1948 г.в небольшом городке Фонтенбло на международной конференции было решено составить список, в который вошли животные и растения, находящиеся на грани исчезновения. Этот список решили назвать Красной книгой. Сигнал опасности. Красная книга –это сигнал опасности. Красная книга –это факты ,собранные учеными о животных и растениях. Существует и Красная книга Смоленской области, в ней описаны такие виды рыб, которых мы никогда не видели, хотя и проживаем здесь. Например:

4. Ручьевая форель — холодноводная рыба, живущая в горных ручьях и речках до X м высоты над уровнем моря, в равнинных речках с песчано-галечным грунтом, с холодной чистой водой, богатой кислородом, а значение X вы найдете, решив уравнение:

(X*0,01 + 0,786)*0,03 = 0,77358
5. Перед вами стерлядь, редкая рыбка т.к. она находится под угрозой исчезновения. Населяет крупные реки Европейской части России (Волга, Кама) и Западной Сибири (Иртыш). Речная донная рыба, максимальные размеры которой составляют Y см. Обитает на участках с быстрым течением. Чувствительна к недостатку кислорода По литературным данным, в 20—30 гг. нашего столетия в верховьях Днепра в районе Дорогобужа рыболовецкая артель производила промысловый отлов стерляди. В последнее время в Смоленской области достоверно известны несколько случаев отлова стерляди: один из них — летом 1963 года в реке Днепр на участке между Смоленском и Дорогобужем (чучело этого экземпляра хранится в музее Смоленского педагогического института) и второй — в июне 1969 года в реке Днепр близ пос. Гусино. В 90-х годах известны случаи поимки нескольких стерлядей в реке Днепр в Кардымовском и Смоленском районах. Вычислите значение Y из уравнения:

(16,8 / Y+58,6) - 17,999=40,811

6. Расположите в порядке возрастания числа (в конце припишите букву К) и вы узнаете название этой рыбки:

И

О

К

П

Е

Н

Д

М

А

Щ

2,4

-2,67

-1,99

-50,6

0,01

0,3

-2,5

0

-0,1

1,85

Это подкаменщик обыкновенный - малоподвижная донная рыба. Ведет уединенный образ жизни. Находится всегда под камнями, корягами, скоплениями деревьев. В пределах Смоленской области населяет небольшие реки и ручьи бассейнов Днепра и Западной Двины, включая национальный парк «Смоленское Поозерье».

2.5. «Новогодняя» задачка.

Наверное, у многих людей самый любимый праздник - Новый год. Подарки, большие каникулы, новогодние елки и утренники и.т.п. Раньше во многих деревенских домах в это время стояли украшенные ёлки, а теперь кто-то ставит сосну, а кто-то перешел на искусственный вариант. Все это из-за уничтожения лесного массива. НО!!!

Российский региональный экологический центр rusrec.ru сообщает:



Новые подсчеты подтверждают: живая ель экологичнее искусственной, но есть несколько исключений – сообщалось в преддверии Нового года.

Анализ, проведенный Экобюро GREENS, показал, что использование искусственной елки сопряжено с более высокими выбросами углекислого газа (СО2). Рост концентрации этого парникового газа в атмосфере приводит к изменению климата. Производство искусственных елок на заводе и доставка из Китая – а именно эта страна является основным экспортером в Россию - сопряжены с большими затратами энергии. Углеродный след искусственной китайской ели, купленной в Москве, - около 57 кг СО2.

Подсчитано, что с началом индустриальной эпохи (с 1750 года) концентрация СО2 в атмосфере выросла на треть. Изменение климата предполагает увеличение частоты стихийных бедствий, скачки температур, продвижение на север болезней и вредителей, типичных для теплого климата.

По данным Экобюро Greens, материал, из которого сделано большинство искусственных елей, содержит канцерогенный ПВХ. Утилизация таких елей после использования на свалках вызывает закисление грунтовых вод, а сжигание опасно из-за выделения канцерогенов в атмосферу.

«Решение о том, какую елку купить большинству людей приходится принимать только раз в году, а возможность делать осознанный выбор у нас есть постоянно, – говорит Елена Смирнова, директор по развитию Экобюро GREENS. – Покупаете продукты домой, планируете закупки для офиса или думаете как оптимизировать производство и транспортировку продукции – на каждом этапе ваше решение отражается на природе».

Общий «углеродный след» живой елки – 2,6 кг СО2. Даже если учитывать, что она используется только один сезон, а искусственная елка – в среднем 6 лет, выбросы СО2 от использования живой елки получаются почти в 3,5 раза меньше. Кроме того, дерево полностью биоразлагаемо.



Задача: Сколько СО2 выбрасывает искусственная ель?

Правда, есть несколько оговорок. Углеродный след рассчитан исходя из того, что ель выращена не в теплице и без применения пестицидов и гербицидов. Затраты на подогрев теплицы и производство удобрений увеличивают углеродный след.

И главное – живая елка экологична только в том случае, если она выращена в питомнике или легально заготовлена в лесу в ходе прореживания подроста, рубок ухода в молодняках, под ЛЭП, на участках леса, отведенных в рубку и т.д. Если ваше дерево было срублено частным лицом вдоль дороги – то своей покупкой вы поощрите разрушение лесных экосистем. В отличие от сотрудников лесхоза, браконьер не будет сажать новое дерево взамен срубленного. В брошенном стволе такой ели расплодятся насекомые-вредители, которые могут погубить и соседние деревья. Поэтому прежде чем покупать дерево, убедитесь, что продавец не нарушил закон.

3. Заключение.

В результате выполнения данной работы:

я узнала много нового об источниках загрязнения окружающей среды;

о видах загрязнений;

научилась составлять различные задания по имеющимся данным;

просмотрела Красную книгу Смоленской области и увидела в ней много интересного.

А главное, я смогла составить интересные задачи для уроков математики 5-6 классов с экологическим содержанием.

4. Список литературы.

1. Красная книга Смоленской области.



2. Российский региональный экологический центр rusrec.ru.

3. Поисковая система Интернет: yandex.ru.




Надобно найти смысл и в бессмыслице: в этом неприятная обязанность историка, в умном деле найти смысл сумеет всякий философ. Василий Ключевский
ещё >>