Народный костюм (костюм казака и казачки) - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Лекция «Северный народный костюм» 1 154.82kb.
«Народный праздничный костюм» 1 80.5kb.
Час этнографии: «старинный народный костюм жителей тамбовщины, обычаи... 1 43.71kb.
Легкий защитный костюм л-1, сокращенно просто л-1 1 12.55kb.
Костюм хлорофиллсодержащий Общие характеристики 1 18.77kb.
Народный костюм 1 32.07kb.
Карельский национальный костюм 1 42.93kb.
Придумать название Как выбрать костюм принцессы 1 20.97kb.
«Народный костюм» 1 43.97kb.
Занятие "История русского костюма" 1 39.06kb.
Татарский национальный костюм 1 109.29kb.
Эволюция казачьей формы одежды Казак и офицер 1 30.73kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Народный костюм (костюм казака и казачки) - страница №1/1

Дзога Тамара Николаевна, учитель изобразительного искусства МОУ СОШ № 23 с. Воронцовка МО Ейский район



Предмет, класс

Изобразительное искусство, 6 класс по программе Т. Я. Шпикаловой


Тема урока

Народный костюм (костюм казака и казачки)

Цель урока

Приобщение учащихся к художественному наследию народной культуры на примере знакомства с казачьим костюмом


Задачи урока




образовательные

Познакомить с характерными особенностями женского и мужского казачьего костюма

развивающие

Формировать умение создавать художественный образ в декоративной композиции, закрепить навыки использования техники аппликации из ткани


воспитательные

Воспитывать эстетическое отношение к произведениям национальной культуры

Тип урока

Урок изучения нового материала

Средства обучения, оборудование

Слайды с изображением элементов костюмов, компьютер, проектор.

Выставка декоративно-прикладного искусства «Кубанский быт» школьного краеведческого музея, видеофрагмент «Кубанский казачий хор»,

шаблоны костюмов для творческой работы учащихся



Структура урока


Организационная часть урока

Проверка готовности к уроку народного творчества (лоскутки ткани, шаблоны костюмов, ножницы, клей).

Актуализация знаний

Сообщение темы урока.

Постановка проблемного вопроса.



Ребята, интересовались ли вы тем, как выглядели наши предки на Кубани более ста лет назад? Какую одежду носили?

Ответы детей.



Изучение нового материала

Диалог.

Народный костюм как культурное достояние народов мира.



Во все времена у любого народа была особая одежда, которая выражала характер, традиции, обычаи, передавалась из поколения в поколение. Народный костюм – это подлинное произведение народного декоративно-прикладного искусства, это часть нашей художественной культуры.

Как вы считаете, культура каких народов оказала влияние на формирование казачьего костюма? Ответы детей (украинцев, русских).

В 40-х годах XIX века правительством был введён форменный костюм, внешне схожий с одеждой кавказских народов.

Первое время казаки-переселенцы одевались в праздничную одежду по торжественным случаям и украшали её по своим прежним обычаям. Однако со временем всё так смешалось и переплелось, что появился новый наряд – кубанский.

Характерные особенности мужского и женского казачьего костюма.



Мужской костюм. Вспомните, что является основой мужского казачьего костюма? (Ответы детей)

Основой мужского казачьего костюма были рубаха с прямым разрезом ворота и штаны-шаровары. Рубаха шилась длиной почти до колен, с прямыми рукавами, которыми вшивались с ластовицей (прямоугольной вставкой под мышками), а позже выкраивались. В начале XX века стали появляться рубахи с талейкой (кокеткой) и косоворотки.

Обычно казаки носили рубахи по-украински - заправленными в штаны, однако старообрядцы (на западе края) носили рубахи навыпуск – по-русски и обязательно подпоясывались. Поясом служил узкий кавказский ремешок с серебряным набором и наконечниками. Только старики могли ходить по дому и работать в поле без пояса, да в станице Владимирской существовал среди молодежи обычай выходить на гулянье, повесив пояс через плечо или держа его в руках. Рубаха с поясом была единственной одеждой у мальчиков до 5-7 лет.

Казачьи штаны-шаровары шили в основном из сукна, из двух полотнищ ткани, перегнутых по основе и соединённых вставкой (прямоугольной или клиньями).

Форменный казачий костюм включал также бешмет, который надевался на рубаху. Шили его из разнообразных тканей ярких цветов – красной, синей, розовой, длиной ниже бёдер с выкройной спиной и клиньями по бокам; застёжка у бешмета была спереди на крючках, воротник высокий, стоячий; длинный узкий рукав заканчивался манжетом.



На бешмет одевалась черкеска, являвшаяся также форменной одеждой.

Шили её длиной ниже колен, с низким вырезом на груди; рукава делались широкими книзу, с широкими цветными отворотами. На грудь на такую же цветную подкладку, обычно алую, нашивали газыри, служившие вместе с кавказским поясом с серебряным набором украшением черкески. Казачья черкеска шилась обычно из сукна темно-синего, серого и чёрного тона. Казачью форму надевали по праздникам и в строю, хотя молодые казаки старались носить её и в обычные дни, когда все остальные ограничивались шароварами и рубахой или шароварами и бешметом. В зимнее время поверх черкески набрасывали бурку – мохнатый войлочный плащ без рукавов чёрный или «как праздничный» белый. Неотъемлемой частью казачьего костюма был башлык.


Головными уборами казаков были меховые шапки-папахи из овчины, а у богатых из каракуля. В XIX веке они были высокими, с суконным верхом и кантом по цвету полка. В начале XX века стали шить низкие шапки – кубанки.

Рабочей обувью служили башмаки из грубой кожи с пришивной подошвой. Праздничной обувью были сапоги из хромовой кожи и лакированные.

Женский костюм. Вспомните, что является основой женского казачьего костюма? (Ответы детей).

Основой женского костюма была рубаха, которая являлась, также как и у русских и украинцев, нательной и верхней домашней одеждой. Традиционная кубанская женская рубаха была длинной, с длинными рукавами, с круглым, немного присборенным воротом, иногда с воротником, прямым разрезом и застёжкой на пуговицу или с завязками.

Почти до 30-х годов XX века рубаха была основной одеждой казачек. В рубахе и юбке женщины выполняли все домашние работы. Девочки в одной рубахе, подпоясанной поясом или бечёвой, ходили до 10-12 лет, а в старину – до самого замужества.

Старинной одеждой казачек, надевавшейся на рубаху, была юбка, более характерная для народного костюма украинцев и белорусов, чем для русских. Юбки шили широкие в пять-шесть полотнищ (полок), на вздёрнутом шнуре-учкуре. Холщёвые юбки на Кубани носили, как правило, в качестве нижних, и назывались они по-русски подол, по-украински спидница. Низние юбки поддевали под ситцевые, сатиновые и другие юбки. Самая нижняя юбка была обязательно белой.

Передник, фартук, завеска не был у кубанских женщин такой обязательной частью костюма, как у женщин других районов. Его надевали главным образом для работы.

Со второй половины XIX века среди кубанских женщин распространяется городская одежда – юбки и кофты из покупных тканей (парочка, если они шились из одного материала). Очень разнообразны были отделки: кружево, оборка, тесьма, шнур.

Старинной верхней женской одеждой был зипун, а позднее кохта – прямоспинная одежда немного ниже колен с широкими косыми полами, образующими глубокий запах, без воротника. Эта одежда считалась очень удобной, так как давала возможность выносить ребёнка на улицу, не завёртывая в одеяло.

На Кубани, как и почти везде в России, женщины заплетали волосы в косы и укладывали их на затылке в пучок. Однако здесь не было принято полностью закрывать волосы – тщательно закрывался только пучок. «У хорошей свекрухи сноха без шлычки и на двор не выйдет» – говорили на Кубани. Шлычка – род маленькой шапочки, состоящей из круглого донышка и узкого бортика, надевалась на пучок и затягивалась шнурком. На шлычку женщины летом надевали легкие ситцевые или шёлковые платки, а зимой – теплые вязанные платки или шали. Девушки зимой носили такие же платки, как и замужние женщины, а летом могли ходить с открытой головой и со спущенной на спину косой, перевязанной лентой.

Из украшений самыми распространёнными были дешёвые бусы и особенно серьги и кольца.

Рабочей обувью у женщин, как и у мужчин, были чирики, башмаки, чувяки. Среди женщин было принято носить сапоги. Особенно ценились сапоги из цветного сафьяна на каблучках. Позднее праздничной обувью были туфли, ботинки на шнурках, полусапожки.

Возрастные различия в одежде.

Самым красочным и лучшим по качеству материала был костюм девушек-невест и молодых женщин. К 30-35 годам женщины начинали одеваться в более тёмную однотонную одежду упрощённого покроя. Девочки ограничивались одной рубахой, а старухи надевали на неё только юбку.

Обеспеченность одеждой членов семьи, независимо от материального состояния была различной. В первую очередь получали одежду мужчины, особенно служилые казаки, а затем – женщины. Девушкам-невестам справляли наряды и приданное, замужние же женщины, особенно в бедных семьях, иногда в продолжение всей жизни ограничивались своим приданным. Дети получали минимум одежды, в бедных семьях они донашивали старую одежду родителей и старших братьев и сестёр.


Закрепление изученного материала

Костюм и современность

- на выставке народных костюмов школьного краеведческого музея учащиеся показывают изученные элементы костюмов казака и казачки.

- после просмотра видеофрагмента «Кубанский казачий хор» ребята отвечают на вопрос, какие цвета и орнамент характерны для кубанских костюмов.

Творческое задание: используя шаблоны костюмов, создать наряд казака и казачки в технике аппликации из ткани.





Подведение итогов

Анализ работ учащихся

Рефлексия









До женитьбы у меня было шесть теорий относительно воспитания детей; теперь у меня шестеро детей и ни одной теории. Джон Уилмот
ещё >>