Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по цитате - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально 1 146.99kb.
Рекомендации учителям русского языка и литературы по обучению написанию... 1 263.96kb.
Доклад «Использование ркм на уроках русского языка и литературы в... 1 110.33kb.
Программа данного спецкурса ориентирована на подготовку к написанию... 3 402.42kb.
Подготовка к сочинению рассуждению на лингвистическую 1 153.42kb.
Подготовка к сочинению на лингвистическую тему в гиапо русскому языку... 1 92.2kb.
Как готовиться к сочинению на гиа 2013 года 1 385.93kb.
Как готовиться к сочинению на гиа 2013 года 3 382.69kb.
Сочинения на лингвистическую тему 3 466.04kb.
Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую... 1 89.91kb.
Краткое содержание проекта Данный проект разработан с целью подготовки... 1 117.43kb.
Советские отечественные фильмы для детей, юношества и семейного просмотра... 1 75.07kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по цитате - страница №1/1

Муниципальное образовательное учреждение

Гамовская средняя общеобразовательная школа

Учителя русского языка и литературы:

Шешина Людмила Алексеевна

Зубенина Анна Сергеевна
Тема урока: Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по цитате.

Цель урока: Создать условия для формирования универсальных учебных действий (УДД); умение комментировать текст и аргументировать собственную позицию; совершенствовать умение писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по цитате; развивать творческие способности обучающихся; прививать любовь к художественному слову.

Оборудование урока: текст Б.Раевского; презентация к уроку; раздаточный материал; инструкция по написанию сочинения-рассуждения; кадры из х/ф «Иван Васильевич меняет профессию», «Виват, гардемарины!»

Тип урока: урок совершенствования умений и навыков.

Ход урока

Эпиграф к уроку

Фразеологизмы – это перлы, самородки и самоцветы родного языка.

А.И Ефимов

I. Организационно-мотивационный этап.

Вскоре вам всем предстоит сдавать экзамен по русскому языку. Проведя небольшое анкетирование, я выяснила, что большинство из вас испытывают затруднения в написании сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по цитате. На сегодняшнем занятии попытаемся с вами создать сочинение-рассуждение по предложенной цитате.



II. Актуализация опорных знаний.

  1. Обращение к рисункам на доске. (проиллюстрированы фразеологизмы)

  • Как вы думаете, какое ключевое слово будет в цитате? (фразеологизм)

  1. Вспомним изученное о фразеологизмах и оформим записи при помощи приема «Кластер».


Фразеологизмы

Устойчивые сочетания

Неделимые сочетания

Смысл имеет все выражение

Фразеологизмы показывают

Употребляются в разговорном, в художественном, в публицистическом стилях

Позволяют индивидуализировать речь

Речь образная, выразительная, колоритная

Душевное состояние

Отношение к окружающему миру




  1. Чтение учителем цитаты:

«Фразеологизмы—неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства».

  • Именно по этой цитате, взятой из учебника русского языка, нам предстоит создать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.

  1. Просмотр фрагментов из художественных фильмов.

  • Посмотрите фрагменты из х/ф и назовите фразеологические обороты (бить челом, не вешать нос)

Вот доказательство того, что мы употребляем фразеологизмы в нашей речи, порой не замечая их. Для того, что бы уместно использовать фразеологические обороты в своей речи, необходимо знать их лексическое значение.

  1. Выполним задание: «Найди соответствия».

Соотнесите фразеологизмы с их лексическим значением.

Бить челом – кланяться кому-либо в землю, отдавать низкий поклон; просить о чем-либо.

Душа нараспашку – открытый, простодушный человек.

Медвежья услуга – неумелая услуга, плохая помощь.

Один на один – наедине без посторонних, без свидетелей.

Не покладая рук - усердно, старательно.

Не вешать нос – не унывать, не опускать рук.



Фразеологизм

Лексическое значение

Бить челом

Неумелая услуга, плохая помощь

Душа нараспашку




Медвежья услуга

Наедине без посторонних, без свидетелей

Один на один

Откровенный

Не покладая рук

На все руки

Не вешать нос

Кланяться кому-либо в землю, отдавать низкий поклон; просить о чем-либо.




  • Дайте толкование тем фразеологизмам, которые прозвучали в фрагментах фильмов. (Не оцениваем, благодарим за ответ)

Учащиеся обмениваются таблицами и проверяют правильность выполнения задания, сверяясь с таблицей на экране презентации, оценивают её:

«5» - нет ошибок

«4» - одна-две ошибки

«3» - три ошибки

«2» - четыре и более ошибок


  1. Работа с текстом. (Ученики читают текст, ищут в нем фразеологические обороты)

  • Какие фразеологизмы вы отыскали в тексте?

«Стер бы с лица земли» (предложение 20);

«Задал бы перцу» (предложение 31);

«Один на один» (предложение 43);

«Ловлю тебя на слове» (предложение 51);



«Руки чесались» (предложение 58).

  • Объясните их лексическое значение, запишите в таблицу.

Эти фразеологизмы нам будут необходимы в качестве аргументов в сочинении-рассуждении.


Фразеологизмы

Лексическое значение

Стер бы с лица земли




Задал бы перцу




Один на один

Наедине без посторонних, без свидетелей

Ловлю тебя на слове

Обещать сделать то, о чем было сказано.

Руки чесались





III. Создание сочинения-рассуждения.

  • Давайте вспомним структуру сочинения-рассуждения.

  1. Тезис. Рассуждение о тезисе.

  2. Аргументы (2). (Приводя примеры-аргументы, ученикам нужно не только назвать языковое явление, но и объяснить его значение, указать роль в тексте).

  3. Вывод.



  1. Работа в группах.

Каждая группа работает над отдельным элементом сочинения и записывает в таблицу.

I группа работает над вступлением.

II группа работает над первым аргументом (выбирает тот фразеологизм, значение которого может истолковать.

III группа работает над вторым аргументом.

IV группа работает над заключением.
Схема построения сочинения-рассуждения.

  1. Тезис. (Небольшое вступление о роли фразеологизма в речи).




  1. Аргумент 1.(Указать лексическую функцию фразеологизма в тексте).




  1. Аргумент 2.(Выпишите фразеологизм, прокомментируйте его роль).




  1. Вывод.(Справедливость высказывания)







  1. Представители групп зачитывают фрагменты сочинения.

IV. Рефлексия.

  • Обращение к эпиграфу лингвиста А.И.Ефимова.

  • Так почему же фразеологизмы «перлы», «самородки», и «самоцветы»? дополняем «Кластер»

  • Они ярко, эмоционально описывают:

  • особенности душевного состояния, поведения человека;

  • его поступки, действия;

  • позволяют индивидуализировать речь героев;

  • помогают сделать язык насыщенным, образным, колоритным.

  • Что необходимо, чтобы справиться на экзамене с сочинением-рассуждением? (умение преодолевать трудности, не отчаиваться, упорно трудиться, преодолевать страхи, пробовать писать сочинение-рассуждение, добиваться своих целей, как добился их герой текста Юлий Петрович Старов, штангист, чемпион Европы. Слайд на экране - фото Ю.П.Старова).


V. Домашнее задание.

Написать сочинение-рассуждение, используя в качестве аргументов другие фразеологизмы из текста.



Ход урока

( для слабого класса)



    1. Организационно-мотивационный этап.

Этот год очень ответственный для вас, ребята. Ведь весной вам предстоит выдержать нелегкий экзамен по русскому языку. Вы знаете, что экзамен состоит из трех частей. Проведя анкетирование, я выяснила, что наибольшие сложности вы испытываете при написании сочинения-рассуждения.

Сегодня на уроке мы с вами попытаемся поработать над написанием сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по предложенной цитате.



II. Актуализация опорных знаний.

  1. Обращение к рисункам на доске. (проиллюстрированы фразеологизмы)

  • Как вы думаете, какое ключевое слово будет в цитате? (фразеологизм)

2. Фронтальный опрос

Повторим изученное о фразеологических сочетаниях:

- что такое фразеологизмы? (устойчивые выражения, неделимые сочетания целостные по значению)

- можно ли опустить или изменить слово во фразеологизме? (нет, т.к. потеряется лексическое значение выражения)

-почему используем фразеологизмы в речи? (Фразеологические обороты обогащают язык, делают речь яркой, образной, меткой.)


  1. Чтение учителем цитаты:

«Фразеологизмы—неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства».

  • Именно по этой цитате, взятой из учебника русского языка, нам предстоит создать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.

  1. Просмотр фрагментов из художественных фильмов.

  • Посмотрите фрагменты из х/ф и назовите фразеологические обороты (бить челом, не вешать нос)

Вот доказательство того, что мы употребляем фразеологизмы в нашей речи, порой не замечая их. Для того, что бы уместно использовать фразеологические обороты в своей речи, необходимо знать их лексическое значение.


  1. Выполним задание: «Найди соответствия».

Соотнесите фразеологизмы с их лексическим значением, дайте толкование тем устойчивым выражениям, которые прозвучали в видеоотрывках.

Бить челом

Очень быстро

Сломя голову

Человек перетрусивший, испугавшийся

Белая ворона

Кланяться кому-либо в землю, отдавать низкий поклон, просить

о чем-либо



Не вешать нос

Запомнить крепко-накрепко

Душа в пятки ушла

Не огорчаться, не расстраиваться

Зарубить на носу

Человек, резко выделяющийся из окружающей среды теми или иными качествами

Обменяйтесь таблицами, сверимся, правильно ли вы выполнили задание (на экране правильный ответ). Поставьте оценки друг другу, отложите листочки на край парты.


  1. Работа с текстом. (Ученики читают текст, ищут в нем фразеологические обороты)

  • Какие фразеологизмы вы отыскали в тексте?

«Стер бы с лица земли» (предложение 20);

«Задал бы перцу» (предложение 31);

«Один на один» (предложение 43);

«Ловлю тебя на слове» (предложение 51);



«Руки чесались» (предложение 58).
Объясните их лексическое значение. Перед вами лежат карточки с толкованием фразеологизмов, найдите верные толкования.( спросить по одному из группы)


Стер бы с лица земли

Полностью уничтожить, разрушить до основания

Задал бы перцу

Ругать, наказывать кого-либо

Один на один

Без посторонней помощи

Ловлю тебя на слове

Поверить кому-либо

Руки чесались

Немедленно взяться за что-либо


III. Создание сочинения-рассуждения.

  • Давайте вспомним структуру сочинения-рассуждения.

  1. Тезис. Рассуждение о тезисе.

  2. Аргументы (2). (Приводя примеры-аргументы, ученикам нужно не только назвать языковое явление, но и объяснить его значение, указать роль в тексте).

  3. Вывод.



  1. Работа в группах.

Каждая группа работает над отдельным элементом сочинения и записывает в таблицу.

I группа работает над вступлением.

II группа работает над первым аргументом (выбирает тот фразеологизм, значение которого может истолковать.

III группа работает над вторым аргументом.

IV группа работает над заключением.
У вас есть шаблоны, которые помогут справиться с заданием.

На работу вам отводится 5-7 мин.

Сейчас мы объединим части нашего сочинения. Послушаем, что же получилось. Представители каждой группы выходят и зачитывают работу.

IV. Рефлексия.

  • Обращение к эпиграфу лингвиста А.И.Ефимова.

  • Так почему же фразеологизмы «перлы», «самородки», и «самоцветы»? дополняем «Кластер»

  • Они ярко, эмоционально описывают:

  • особенности душевного состояния, поведения человека;

  • его поступки, действия;

  • позволяют индивидуализировать речь героев;

  • помогают сделать язык насыщенным, образным, колоритным.

  • Что необходимо, чтобы справиться на экзамене с сочинением-рассуждением? (умение преодолевать трудности, не отчаиваться, упорно трудиться, преодолевать страхи, пробовать писать сочинение-рассуждение, добиваться своих целей, как добился их герой текста Юлий Петрович Старов, штангист, чемпион Европы. Слайд на экране - фото Ю.П.Старова).


V. Домашнее задание.

Написать сочинение-рассуждение, используя в качестве аргументов другие фразеологизмы из текста.

Приложение 1

Примерный образец сочинения


Эту фразу из учебника русского языка я понимаю так. Устойчивыми словосочетаниями, фразеологизмами, мы пользуемсяв своей речи. Нахожу доказательства в тексте.

В предложении 20 встречается фразеологизм «Стер бы с лица земли».Это устойчивое выражениеобозначает искреннее желание Юлы отомстить Кривоносу за постоянные унижения, чтобы его никогда не было на пути.

В предложении 58 автор используетфразеологизм «руки чесались». У него есть синонимнемедленно приступить к задуманному. Данный фразеологизм автор употребляет, чтобы показать с каким нетерпением Яшка ждал встречи с Юлой через год. В этом тексте он звучит в качестве изобразительного средства языка.

Таким образом, могу сделать вывод, что правы были авторы учебника русского языка, что «Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства».

Приложение 2



Шаблон для сочинения
Эту фразу из------------------------------------------------я понимаю так. Устойчивыми словосочетаниями, --------------------------------------------, мы ------------------------------------------------------------------------в своей речи. Нахожу -------------------------------------------------------------------в тексте.

В предложении ------------встречается ---------------------------------------------------------------------------------------.Это -------------------------------------------------------------------------обозначает --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Но это----------------------------------------------в тексте звучит ярче, ------------------------------

В предложении ----------- автор ---------------------------------------фразеологизм ------------------------------------------------. У него есть синоним-----------------------------------------------------------------. Данный фразеологизм автор употребляет, --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------. В этом тексте он -------------------------------------------- в качестве изобразительного средства языка.

Таким образом, могу сделать вывод, что -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Приложение 3


Бить челом

Не огорчаться, не расстраиваться

Сломя голову

Человек перетрусивший, испугавшийся

Белая ворона

Запомнить крепко-накрепко

Не вешать нос

Кланяться кому-либо в землю, отдавать низкий поклон, просить

о чем-либо



Душа в пятки ушла

Человек, резко выделяющийся из окружающей среды теми или иными качествами

Зарубить на носу

Очень быстро



Бить челом

Не огорчаться, не расстраиваться

Сломя голову

Человек перетрусивший, испугавшийся

Белая ворона

Запомнить крепко-накрепко

Не вешать нос

Кланяться кому-либо в землю, отдавать низкий поклон, просить

о чем-либо



Душа в пятки ушла

Человек, резко выделяющийся из окружающей среды теми или иными качествами

Зарубить на носу

Очень быстро



Бить челом

Не огорчаться, не расстраиваться

Сломя голову

Человек перетрусивший, испугавшийся

Белая ворона

Запомнить крепко-накрепко

Не вешать нос

Кланяться кому-либо в землю, отдавать низкий поклон, просить

о чем-либо



Душа в пятки ушла

Человек, резко выделяющийся из окружающей среды теми или иными качествами

Зарубить на носу

Очень быстро



Бить челом

Не огорчаться, не расстраиваться

Сломя голову

Человек перетрусивший, испугавшийся

Белая ворона

Запомнить крепко-накрепко

Не вешать нос

Кланяться кому-либо в землю, отдавать низкий поклон, просить

о чем-либо



Душа в пятки ушла

Человек, резко выделяющийся из окружающей среды теми или иными качествами

Зарубить на носу

Очень быстро

Приложение 4



Стер бы с лица

земли


Задал бы перцу



Один на один



Ловлю тебя на слове



Руки чесались





Стер бы с лица

земли


Задал бы перцу



Один на один



Ловлю тебя на слове



Руки чесались



Приложение 5

Тезис





Аргумент 1





Аргумент 2





Вывод




Приложение 6



    1. Издавна воронихинские мальчишки враждовали с заовражными.

    2. Невысокому, болезненному Юлию влетало особенно часто.

    3. Однажды у моста его встретил Яшка Кривоносый со своей ватагой.

    4. - Ну, Цезарь, давай закусим, - сказал Яшка. (5) Наклонился, сгреб горсть земли. (6) – Ешь, Древний Рим!

(7) Двое ребят вывернули Юле руки, а Кривоносый прижал горсть земли к его плотно стиснутому рту. (8) Юла дергался, отбивался. (9) Земля противно скрипела на зубах, и только неожиданно появившийся милиционер спас его… (10) Через несколько дней Юля опять нарвался на Яшкину компанию.

(11) - Эге! – сказал Яшка. (12) – Непорядок! (13) Цезарь-то был рыжим. (14) А юла – черный! (15) Сейчас исправим…

(16) Он крепко держал Юлий, пока один из мальчишек сбегал домой, принес ведерко и кисть. (17) Яшка под дружный хохот мальчишек жирно ляпал краску на голову Юле, так что волосы у него слиплись и поднялись. (18) Огненно-яркой краской были вымазаны и лоб, и уши…

(19) Юла с ненавистью глядел на мучителя. (20) Если б мог, он стер бы Яшку с лица земли. (21) Но как? (22) Яшка был на голову выше его и, конечно, гораздо сильнее.

(23)…Вскоре в город приехал цирк шапито, и Юлий пошел на представление. (24) На арену вышел дядька в черном и громко объявил:

(25) – Всемирно знаменитый силач Али Махмуд! (26) Под гром аплодисментов на ковер вступил настоящий силач. (27) На арену вывели лошадь, и Али Махмуд понял ее так просто, будто лошадь игрушечная, потом так же легко пронес по арене шест, на каждом конце которого висело по трое мужчин. (28) Маленький, тщедушный Юля восторженно следил за каждым движением могучего Али Махмуда.

(29) «Быть бы мне таким силачом!» - замирая от счастья, мечтал Юла. (30) Сколько чудесного смог бы он тогда сделать! (31) И самое первое - задал бы тогда Яшке перцу!

(32) После представления за кулисами Юла спросил Али Махмуда:

(33) - А трудно стать силачом?

(34) Али Махмуд ответил почти не задумываясь:

(35) - Это очень просто, мальчик. (36) Пятнадцать подтягиваний утром, пятнадцать вечером, вот и все. (37) Через год ты станешь вдвое сильнее. (38) Кончилось лето, началась учеба в школе. (39) И в первый же день занятий Юла снова напоролся на Яшку Кривоносого.

(40) – Чего ж ты не здороваешься, древний? - Яшка с силой провел ладонью Юле от подбородка до лба, больно задрал ему кончик носа.

(41) - Стой! – яростно крикнул Юла. (42) - Мы деремся. (43) Один на один. (44) Но не сейчас, а ровно через год. (45) Запомни: в будущем году первого сентября я тебя поколочу. (46) Клянусь!

(47) – А если не побьешь? – ехидно вклинил Яшка.

(48) – Если я не побью, выкрасишь мне волосы суриком, и я целую неделю буду так ходить по всему городу… (49) Столько злости и правдивости было в голосе Юлы, что ему поверили.

(50) - Ладно! – с угрозой сказал Яшка. (51) - Ровно через год, ловлю тебя на слове. (52) Смотри, Цезарь!...

(53) Много боли и мучений пришлось вынести Юлию, но через два месяца он уже делал без перерыва пятнадцать подтягиваний…

(54) Прошел год. (55) Первого сентября Юла вместе со своим одноклассником Колькой Самохиным прошел к реке. (56) Там уже собралась целая толпа воронихинцев.

(57) – Ну, - сказал Яшка, - начнем?

(58) У него руки чесались быстрее выкрасить своему врагу голову, поэтому он подскочил к Юле и ударил его…

(59) Они дрались уже долго. (60) Многие думали, что Юла вот-вот свалится, сдастся. (61) Но зрители не замечали, что Яшка уже устал и сует кулаками почти наугад, а Юла еще свеж.

(62) Он ударил Яшку в подбородок, как показалось ему самому, совсем несильно, но вдруг у того подогнулись колени, и он мягко осел на землю.

(63) – Ура! (64) Нокаут! – радостно заорал Колька Самохин.

(65) Кажется, больше всех был удивлен сам Юла. (66) Он вовсе не ожидал, что его удар окажется таким могучим. (67) Оцепенели и зрители…

(68) Эта история стала началом спортивного пути чемпиона Европы, штангиста Юлия Петровича Старова. (69) Разными путями приходят люди в спорт…
(По Б. Раевскому)




В психоанализе нет ничего истинного, кроме преувеличений. Теодор Адорно
ещё >>