Нанайская сказка Айога. (система развивающего обучения Л. В. Занкова) проведён во 2 г классе моу «сош №72» г. Саратова - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа Окружающий мир 3 класс Система развивающего обучения Л. 1 98.17kb.
Исса. Хокку про гусей Японии 1 44.13kb.
Урок литературного чтения по теме: Нравственная проблема в сказке. 1 113.45kb.
Самореализация личности младшего школьника в условиях системы развивающего... 1 75.45kb.
Пояснительная записка Планирование разработано применительно к учебной... 1 118.51kb.
Конкурс «Дети. Творчество. Родина» 1 27.07kb.
Пояснительная записка к тематическому планированию по технологии... 1 196.91kb.
Урок литературного чтения в 3 классе по программе Н. А. Чураковой... 1 84.59kb.
Инструкция по проведению рассылаются центральным оргкомитетом Марафона... 1 32.56kb.
Информация о проведении второго (регионального) тура VI всероссийского... 1 69.94kb.
Компьютерная анимация 1 163.33kb.
Урок литературного чтения по теме: Нравственная проблема в сказке. 1 113.45kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Нанайская сказка Айога. (система развивающего обучения Л. В. Занкова) проведён во - страница №1/1

Урок литературного чтения

по теме:

Нравственная проблема в сказке.

Нанайская сказка Айога.

(система развивающего обучения

Л. В. Занкова)

проведён во 2 г классе

МОУ «СОШ № 72» г. Саратова

учителем начальных классов

высшей квалификационной категории

Киселёвой

Татьяной Ивановной

город Саратов

2008 - 2009 учебный год

Цели урока:

1 ) Развивающая:

  • развивать умение понимать художественную идею произведения и раскрывать основную идею текста.

  • развивать коммуникативные элементы деятельности на уроках чтения;

  • способствовать формированию первичных исследовательских навыков.

2) Образовательная:

Совершенствовать навыки работы с текстом.

3) Воспитательная:

Способствовать воспитанию нравственных качеств личности.



1 Организационный момент.

2 Активизация знаний. Проверка домашнего задания:

  1. Какой добрый совет дала мама Крошке Еноту. (улыбнуться)

  2. Какие качества проявляются в человеке, когда он улыбается? (доброта, доброжелательность, уважение, доверие)

  3. Какие ещё черты характера вы хотели бы видеть в своих друзьях, в окружающих вас людях? (заботливый, верный, отзывчивый, ласковый, справедливый, приветливый, весёлые)

  4. А всегда ли в человеке присутствуют только такие качества? (Нет, не всегда.)

3 Постановка цели урока:

1) - Откройте учебник на стр. 76 и прочитайте мнение Ш. Холмса по этому вопросу. (В каждом существе: в тебе, во мне – живёт много разных персонажей, и далеко не все из них симпатичные…»)

2) - Прочитайте, какое произведение поможет нам сегодня в этом разобраться. (слайд 1)

- Предположите кто или что такое Айога. () Мы об этом узнаем, когда прочитаем эту сказку.

3) Как вы думаете, эта сказка авторская или народная? (народная)

- Какой народ сочинил её? (нанайский)

- А знаете ли вы, что это за народ и где он живёт?

4 Подготовка к восприятию:

1) Рассказ о нанайском народе с показом слайдов.

- Нанайцы – (нанай, "здешний человек", устаревшее название – гольды) один из малочисленных народов Дальнего Востока(слайд 2), живший в 17 веке по реке Уссури, а также вокруг озера Ханка. (слайды 3,4)

(Слайд 5)Занимались они в основном ловлей рыбы и ей одной почти и питались. Рыбу заготавливали летом и осенью, затем сушили на зиму для себя и для собак. Гольды – отличные охотники. Из искусно выделанной и раскрашенной кожи крупных рыб и их меха зверей они шили себе одежду. Собирали также дикие ягоды, яблоки, виноград, из которого варили густой кисло-сладкий сок, хорошо сохранявшийся всю зиму.

(Слайд 6. 7)Поселения нанайцев были двух типов: постоянные и сезонные.

(Слайд 8) Для езды нанайцы пользовались исключительно собачьими упряжками.

(Слайд 9) Нанайцы обычно ниже среднего роста, с широкими плоскими смуглыми лицами, с приплюснутым носом и сильно выдающимися скулами. Глаза узкие, чаще всего с косым разрезом; волосы чёрные, прямые и жёсткие; борода и усы редкие. Мужчины заплетали волосы на голове в 1 косу, женщины в две. Верхней плечевой одеждой служил халат, в виде кимоно. Головным убором летом служила берестяная коническая шляпа.

(Слайд 10) В настоящее время более трети всех нанайцев живет в городах. Численность нанайцев в Российской Федерации около 12 тысяч человек.



5 Работа по теме урока

1)Чтение сказки учителем.

2) Беседа по восприятию сказки.

- Что же обозначает слово Айога?

- Что вас удивило, что понравилось в сказке?

- В какой момент вы огорчились, а когда обрадовались в сказке?

- Что вы ещё хотели бы сказать?



6 Физминутка упр.

3) Беседа по содержанию сказки.



- Кому из вас хотелось бы прочитать эту сказку и подробнее о ней поговорить?

а)- Кто герой этой сказки? Кто она такая?

б)- Давайте начнём читать эту сказку. (Игорь)

- Что не понятно?

- Я специально не объясняла вам, возможно не понятные для вас слова, чтобы вы сами их увидели и спросили у меня. После чтения у вас не должно остаться ни одного непонятного слова.

- Что вы можете сказать об этой девочке? (Была очень красиваяЮ потом загордилась)

в) -Прочитаем дальше.

- Что вы хотели бы у меня спросить?

- Что вы ещё узнали об этой девочке? (отказалась помочь матери, придумывала отговорки)

- Какие качества характера Айоги здесь проявились? (лень, ум, находчивость, хитрость)

- Понравилась ли вам эта Айога, ведь она очень красивая?

- Почему же она вам не понравилась? (она загордилась и понравилась сама себе , стала ленивая и всё время любовалась собой)

д)- Прочитаем дальше. (Лера)

- Какие слова показались вам не понятными? Что же они обозначают?

е) (Слайд 12) – А вот как даётся определение этих слов в толковом словаре.

Очаг-устройство для разведения и поддержания огня.

Покоробятся – искривятся, станут неровными.

Мялкой разомну – мялка – приспособление, чтобы мять кожу.

- Что ещё заметили в этом диалоге?

(Мать и дочь как будто поменялись ролями. Теперь дочь просит, но все отговорки, придуманные Айогой раньше, возвращаются к ней.)

- Мать любила свою дочь? Давайте разберёмся.

- Почему мать не отдала ей лепёшку? (Значит матери было не безразлично, какая у неё растёт дочь. её огорчало поведение дочери.)

- Какой вывод сделаем? (Мать любила Айогу и хотела обратить внимание девочки на её неправильное поведение.

- А поняла ли Айога мать?

ж)- Читаем дальше. (Катя) (Саша) (Вероника)

- Как была наказана Айога? (Она превратилась в гуся)

- Почему? (Она зло шипела и вытягивала шею)

- Жалел ли кто-нибудь Айгу в конце сказки?

-Где произошло превращение? (У реки)

- Случайно ли именно в этом месте? (Нет, в сказках вода – это волшебный мир)

-Послужило ли ей это уроком? (Нет. Она по –прежнему гордилась своей красотой)

- А на самом деле какой она стала? (некрасивой, неуклюжей)

4)Раскрытие основной идеи текста.

- Почему же с этой девочкой случилось такое несчастье? (она загордилась)

- Почему она не смогла понять свою мать?

- Есть в русском языке слово – гордыня. Может кто-то знает, что оно обозначает?

(слайд 13) Гордыня – это самовлюблённость и эгоизм.



Эгоизм – это пренебрежение интересами других людей, забота лишь о собственных интересах.

А есть похожее на гордыню слово гордость.

а)-Как вы думаете гордость – это хорошее качество характера? (Да, это хорошее качество; гордость – это чувство собственного достоинства и самоуважения)

- С чего началось превращение Айоги в самовлюблённую и эгоистичную девочку? (Её все хвалили.)

- Кто же виноват в том, что Айога так изменилась?

(В первую очередь она сама виновата, но и окружающие помогли ей в этом)

- Какого же испытания не выдержала Айога? (Испытания красотой)

б)- Красота дана человеку на радость ему и всем окружающим. Она может принести как радость, так и горе. Главное, чтобы человек правильно распорядился этим даром. Не занимался самолюбованием и не стал эгоистом.

- На что обрекают себя самовлюблённые люди? (На одиночество и страдания)

Физминутка для глаз.

5) Работа в парах:

- А сейчас давай те поиграем. Конечно, у каждого из вас сформировался свой образ Айоги, а художник изобразил её так. Какие слова вы могли бы подписать под этим слайдом? Обсудите сначала это в парах.

Пересказ по картинкам.


  1. (Слайд 16) Айога была очень красивой девочкой и все её очень хвалили.

  2. (Слайд 17) Айога загордилась. Стала часто любоваться в зеркало на своё отражение.

  3. (Слайд 18) Мать попросила принести воды, а Айога отказалась и придумывала разные отговорки. Тогда соседская девочка пошла и принесла воды.

  4. (Слайд 19) Мать испекла лепёшки. Айога просила лепёшку, но мать ей не дала, а отдала лепёшку соседской девочке.

– С каким выражением лица мать отдала лепёшку соседской девочке? (с сожалением) Ей бы хотелось отдать дочери, да она не заработала.

- О чём это говорит? (мать любила дочь и хотела сделать её прежней.)



  1. (Слайд 20) Разозлилась Айога и побежала к реке. А соседская девочка пожалела её и предложила лепёшку. Совсем разозлилась Айога, зашипела, замахала руками и руки у неё в крылья превратились.

  2. (Слайд 21) Плавает Айога и крчит :

_Ах какая я красивая. Так плавала, пока по нанайски разговаривать не разучилась. Только своё имя помнит. И как людей увидит, кричит: Ай огага.

7 Этап рефлексии и сообщения домашнего задания.

1) - О чём же вы задумались, прочитав эту сказку? (Нужно быть добрыми, не зазнаваться)

- А что ценят в людях разные народы? (Доброту, трудолюбие)

2)- А хотелось ли вам, чтобы эта сказка закончилась по-другому?

-Что же должна сделать наша героиня, чтобы конец у сказки был хорошим?

3)Домашнее задание на выбор: (Слайд 22)

№1 Познакомь своих домашних с этой сказкой и узнай их мнение о поступках героев.
№ 2. Придумай своё продолжение сказки.

8. Оценивание. Рефлексия. (Слайд 23)

Подведём итоги работы на уроке. Продолжи фразу:


- Я похвалю своего одноклассника за то, что…
- Самым сложным на уроке было…
- Самым интересным на уроке было…
- Урок заставил меня задуматься о том, что…

- А я поставила за чтение такие оценки: Игорь , Костя , Катя , Лера , Саша .



- И хотела бы вас похвалить за урок. Молодцы! (Слайд 24)




Кто на горячую бабу дует — на холодной ошпарится. Магдалена Самозванец
ещё >>