На рабочую программу дисциплины «Музыкальная палеография» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Материалы пособия содержат 14 глав и примерную рабочую программу... 1 31.82kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Философия» включает в... 9 2465.86kb.
Тематический план изучения дисциплины тематический план № Тема недели... 1 142.18kb.
17 марта министр вместе с Президентом Республики Бурятия совершила... 1 11.73kb.
Учебное пособие к курсу «Русская палеография» 4 551.09kb.
1. Требования к программному обеспечению 1 56.26kb.
Вопросы к зачету по дисциплине «вспомогательные исторические дисциплины» 1 16.81kb.
Методические рекомендации по освоению учебной дисциплины 12 Дисциплина... 1 264.42kb.
Росавтодора совершил рабочую поездку по объектам "Олимпийского" строительства... 1 27.86kb.
Программа дисциплины «Музыкальная драматургия балета» 2 467.2kb.
Методическое пособие по дисциплине «Основы права» 4 1294.89kb.
Профессиональные квалификационные группы должностей работников государственных... 1 26.68kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

На рабочую программу дисциплины «Музыкальная палеография» - страница №1/1

Аннотация на рабочую программу дисциплины

«Музыкальная палеография»
Структура программы:

1. Цель и задачи курса.

2. Требования к уровню освоения содержания курса.

3. Перечень формируемых компетенций.

4. Объем дисциплины, виды учебной работы и отчетности.

5. Содержание дисциплины и требования к формам и содержанию текущего, промежуточного, завершающего контроля.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины.

8. Методические рекомендации преподавателям.

9. Методические рекомендации студентам.



10. Перечень учебной литературы.
Цель курса – приобщение студентов к историческому процессу развития отечественного музыкального искусства от его зарождения до начала XVII в. в его важнейших явлениях.
Задачи курса:

  • ознакомление с историческим процессом происхождения и развития древнерусского богослужебного пения до переломного момента в истории России и проведения церковной реформы XVII в. (концепции происхождения древнерусского богослужебного пения; процесс адаптации византийской модели богослужебного обряда, пения и нотации; периодизация развития церковно-певческого искусства в России; мелодические типы песнопений; типы древнерусских нотаций; особенности литургического произношения; стилистика основных типов знаменного распева; закономерности мелодического мышления; музыкально-риторические фигуры; авторские и местные распевы; постсредневековые реминисценции; переломный период в развитии древнерусского певческого искусства – столкновение средневекового и барочного типа мышления; новые черты литургического пения XVII в.; строчное многоголосие; двознаменники).

  • изучение основ византийской гимнографии, эстетики богослужебного пения, экфонетической, ранневизантийской, средне- и поздневизантийской нотаций, теории ихоса, а также теоретических аспектов древнерусского богослужебного пения (система осмогласия; обиходный звукоряд и система архаического интонирования; попевка как структурная и композиционная единица знаменного песнопения; техника пения «на подобен» и «на самогласен»; стилистическая типология знаменного распева; принципы формообразования знаменных песнопений).

  • овладение практическими навыками расшифровки знаменных песнопений в столповой нотации (полисемантичность знаменной нотации, ее аффективная функция; классификация знамен; понятие «строки»; постоянные и переменные значения знамен; составные и сложные знамена; лица и фиты знаменного распева, особенности их графического оформления и палеографические признаки).

  • определение палеографических признаков древнерусских певческих рукописей и овладение навыками составления описания певческих рукописей (источниковедческое изучение певческих памятников по различным внешним признакам рукописей — по формам букв и музыкальных знаков; писчему материалу и водяным знакам; художественным украшениям и переплету; формату; атрибутирование и датировка певческих рукописей на основе палеографического анализа).

  • освоение необходимого терминологического тезауруса палеографии, литургики, теории и истории древнерусской музыки (типология певческих жанров, цикличность песнопений; типы церковно-певческих книг, их структура, состав, назначение; чинопоследование суточных служб, литургическое значение каждого раздела и его семантика, круг песнопений, исполняемых на основных суточных богослужениях, изменяемые и неизменяемые песнопения, их подчиненность системе осмогласия).

  • осознание системы знаменного пения как самостоятельного и развивающегося музыкального явления в контексте всей древнерусской богослужебной системы.



Перечень формируемых компетенций

В результате изучения курса гармонии студент должен овладеть следующими компетенциями:



  • способностью осмыслить закономерности развития музыкального искусства и науки в историческом контексте и в связи с другими видами искусства; способен учитывать особенности религиозных, философских, эстетических представлений конкретного исторического периода (ПК-10);

  • способностью ориентироваться в специальной литературе как в сфере музыкального искусства и науки, выполнять научно-техническую работу, научные исследования, как в составе исследовательской группы, так и самостоятельно; осуществлять авторскую деятельность в коллективных сборниках и монографиях (ПК-12);

    • способностью организовывать работу, связанную с собиранием, исследованием и хранением образцов старинной музыки, музыкально-фольклорного творчества, проведением творческих акций (ПК-18).


Требования к уровню освоения содержания курса

По окончании курса студент должен:



знать периодизацию музыкально-исторического процесса, динамику развития ведущих стилей церковного пения и отдельных церковно-певческих школ, эволюцию важнейших жанров церковно-певческого искусства; типы знаменного распева, проходимые в рамках учебного курса; основные пути развития отечественной музыки до середины ХVII в.; новаторские черты искусства переходного периода; исторический и мировоззренческий контекст изучаемых музыкальных явлений в их сопряжённости с процессами, происходящими в других видах искусства; особенности ведущих музыкальных форм и жанров в музыкально-исторической панораме;

уметь ориентироваться в основной музыкально-исторической научной проблематике; обосновать преемственность изучаемого периода истории музыки с предшествующими эпохами и стилями; обосновать перспективы художественных явлений ХVII столетия для последующих этапов развития музыкальной культуры России; работать с нотными материалами, учебниками, музыковедческими работами; использовать знания теоретических основ музыкального искусства в анализе конкретных произведений.

владеть навыками историко-стилевого анализа; необходимой информацией по изучаемым художественным направлениям и стилям; изучаемым материалом на проблемном уровне.
Объем курса, виды учебной работы и отчетности

Общая трудоёмкость дисциплины – 2 зачётные единицы (72 часа), аудиторная работа – 36 часов, самостоятельная работа – 36 часов. Время изучения – 4-й семестр.



Ведущими формами обучения в курсе русской музыкальной палеографии являются лекционные занятия, а также семинары, практические задания, письменные работы. При разнообразии типов лекций в качестве основного выступает проблемно-тематический метод.







Если вас спрашивают, христианин ли вы, — вы, скорее всего, не христианин. Американское изречение
ещё >>