На изучение учебного предмета «Окружающий мир» во 2 классе отводится - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа по предмету «Музыка» для основной школы предназначена... 3 493.17kb.
Рабочая программа по предмету «Музыка» для основной школы предназначена... 5 695.86kb.
Рабочая программа по предмету «Музыка» для основной школы предназначена... 3 396.66kb.
Пояснительная записка Общая характеристика учебного предмета (курса) 16 1794.81kb.
Урок из учебного курса «Окружающий мир» в 4 классе. Тема: «Леса России». 1 65.37kb.
Рабочая программа по географии для основной школы предназначена для... 6 1764.77kb.
Программа в области театрального искусства «искусство театра» 1 251.13kb.
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» в 1 классе На 2013/2014... 1 176.27kb.
Окружающий мир. Комплект 1 3 506.82kb.
Программа по учебному предмету по. 01. Уп. 01. Специальность москва... 1 368.97kb.
Примерная программа по учебному предмету по. 01. Уп. 01. Специальность... 4 539.35kb.
Активный и пассивный словарный запас русского языка 1 127.98kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

На изучение учебного предмета «Окружающий мир» во 2 классе отводится - страница №1/1

Пояснительная записка

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса составлена на основе авторской программы кандидата педагогических наук О.Т.Поглазовой «Окружающий мир. 2 класс» утвержденной Министерством образования и науки РФ (Москва, 2008), в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва. 2008).

В курсе «Окружающий мир» интегрированы знания о природе, человеке и обществе, об истории России, что представляет младшим школьникам широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира.
На изучение учебного предмета «Окружающий мир» во 2 классе отводится:


  • количество часов в год – 68;

  • количество часов в неделю – 2


Цели и задачи
• создание условий для продолжения разностороннего развития личности ребенка, начатого в семье и в дошкольном учреждении;

• последовательное формирование у учащихся целостной картины окружающего мира;

• создание содержательной пропедевтической базы для дальнейшего успешного изучения в основной школе естественнонаучных и гуманитарных курсов;

• формирование предметных умений, универсальных учебных действий и информационной культуры;

• выработка нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с окружающим миром;

• создание условий для самопознания и саморазвития младших школьников.


При этом решаются следующие развивающие, образовательные, воспитательные задачи:
– развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире;

– ознакомление с взаимосвязями человека и природы, человека и общества;

– усвоение учащимися знаний об объектах, явлениях, закономерностях и взаимосвязях окружающего мира;

– освоение общенаучных и специфических методов познания окружающего мира и разных видов учебной деятельности;

– формирование умений добывать информацию из различных источников и представлять её в разных формах;

– воспитание любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, уважения к прошлому своих предков; формирование навыков

безопасного, культурного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе.
Содержание программы
В процессе изучения данного предмета школьники получают знания об окружающем мире из различных источников, используя разные способы познания; начинают осмысливать окружающий мир, ориентироваться в нём, понимать место и роль человека в нём; осознают, что мир красив, многообразен, един, изменчив. При этом ученики приобретают разнообразные навыки и умения наблюдать и сопоставлять, спрашивать и доказывать, выявлять взаимозависимости, причины и следствия, отражать полученную информацию в виде рисунка, схемы, таблицы, проводить несложные опыты, пользоваться приборами, ориентироваться на местности, приобщаться к творческому труду. Приобретают желание осваивать новые виды учебной деятельности, познавать глубже окружающий мир, активно действовать в нём.

В качестве комплекса средств, реализующих задачи курса, выступают: содержание обучения, методы и методические приемы, средства обучения и формы организации учебно-познавательной деятельности школьников.

Программа данного курса является интегрированным курсом по следующим направлениям: обществознание, естествознание, основы безопасности жизнедеятельности, экологии.

Логика изложения авторской программы полностью соответствует требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания



Тематическое планирование

п/п

Наименование раздела

Всего часов

Из них

Практических работ

экскурсий

1

Человек и природа

9

3




2

Красота и разнообразие неживой природы

31

7

1

3

Человек и общество

8

3




4

Наша Родина – Россия

9

1




5

Человек – творец

11

2

1



Поурочное планирование

п/п

Тема урока

Виды деятельности

Знания, умения, навыки

Дата

Примечание

Человек и природа – 9 часов

1

Что нас окружает. Урок повторения изученного в 1 классе




Человек как часть живой природы. Отличия человека от животных. Здоровье человека. Роль природы в сохранении и укреплении здоровья. Значение режима дня, закаливания, физических упражнений. Спорт и здоровье.

Разнообразие профессий людей. Профессии, связанные с природой. Важность профессии эколог









2

Свойства живых существ (Учимся работать со схемами)

наблюдения природных явлений







3

Человек – часть живой природы










4

Человек – разумное существо










5

Профессии людей. Эколог – одна из важных профессий










6

Здоровье человека. Значение природы для здоровья










7

Органы чувств и сохранение их здоровья

проверка остроты зрения и слуха, гимнастика для глаз, определение свойств тел осязанием







8

Чистота – залог здоровья

оказание первой помощи







9

Азбука безопасности. Правила безопасного поведения

разыгрывание сценок безопасного

поведения









Красота и разнообразие неживой природы – 32 часа

1(10)

Кто и как изучает природу




Объекты и явления неживой природы, наблюдаемые на дневном и ночном небе (Солнце, Луна, звезды, облака). Солнце – источник света и тепла. Значение Солнца для растений, животных, человека. Опасность солнечного ожога и теплового удара. Правила безопасного поведения под солнечными лучами. Почитание солнца древними. Образ солнца в произведениях народного творчества. Облака. Разнообразные формы облаков (перистые, кучевые, слоистые, грозовые). Осадки: дождь, снег, град. Правила безопасного поведения во время грозы. Красота ночного неба. Звезды и созвездия. Луна, планеты, кометы, метеориты. Земля – планета. Луна – спутник Земли. Изменение вида Луны (фазы Луны). Красота природного пейзажа. Формы поверхности суши: равнина, холм, гора, овраг, пропасть. Образование оврагов и борьба с ними. Вулканы. Опасность путешествия в горах. Части холма, горы (вершина, склон, подошва). Использование природных материалов человеком. Изменение и загрязнение земной поверхности человеком: карьеры и отвалы, свалки из промышленных и бытовых отходов. Свалки – источники микробов и ядовитых веществ. Важность сохранения красоты и чистоты земли. Значение воды для человека, растений, животных. Группы природных водоемов: естественные и искусственные; пресные и соленые. Естественные водоемы: океан, море, озеро, болото, река. Части реки: исток, притоки, устье. Искусственные водоемы: водохранилище, пруд. Важность сохранения чистоты источников питьевой воды и необходимость экономного ее расходования в быту. Проблема загрязнения рек промышленными и сельскохозяйственными отходами. Правила безопасного поведения на берегах водоемов







2(11)

Природные тела и явления










3(12)

Разнообразие облаков

наблюдение разных форм облаков, моделирование разных форм облаков (из бумаги, из ваты),







4(13)

Гроза. Безопасное поведение во время грозы










5(14)

Солнце – ближайшая к Земле звезда










6(15)

Солнце и жизнь










7(16)

Земля – планета










8(17)

Форма и движение Земли










9(18)

Луна – естественный спутник Земли

наблюдение дневного и ночного неба







10(19)

Исследования Луны. Человек на Луне










11(20)

Звёзды и созвездия

изготовление аппликаций «Ночное небо»







12(21)

Планеты, движущиеся вокруг Солнца










13(22)

Кометы, метеоры, метеориты

проектные работы: «Космическое путешествие».







14(23)

Разнообразие космических тел. Обобщающий урок










15(24)

Поверхность Земли. Материки и океаны










16(25)

Разнообразие форм суши. Плоские и холмистые равнины

наблюдение форм

земной поверхности









17(26)

Овраги и борьба с ними

моделирование форм суши (из пластилина, из песка и глины, гипса)







18(27)

Горы и их разнообразие










19(28)

Горы и люди. Что добывают в горах

проектные работы: «Горы и люди».







20(29)

Вулканы. Безопасное поведение в горах










21(30)

Экскурсия. Формы суши родного края










22(31)

Земля и её поверхность.. Обобщающий урок










23(32)

Вода на Земле. Океаны и моря. Правила безопасного поведения на море

изготовление аппликаций «На море»







24(33)

Дары моря. Значение моря для жизни людей










25(34)

Пресные водоёмы. Река, её части

наблюдение водоёмов







26(35)

Значение рек для людей. Водохранилища, каналы. Правила безопасного и экологически грамотного поведения на реке










27(36)

Озеро, разнообразие озёр. Пруды

изготовление аппликаций «Озеро»







28(37)

Байкал – жемчужина России










29(38)

Болото. Безопасное поведение на болоте

изготовление аппликаций «Болото»







30(39)

Значение воды для всего живого на Земле. Загрязнение водоёмов










31(40)

Разнообразие водоёмов. Обобщающий урок

проектные работы: «Реки и люди».







32(41)

Водоёмы родного края. Экскурсия

Экскурсия на местный водоём, по окрестностям города







Человек и общество – 8 ч




Человек и общество – 8 ч

1(42)

Человек – общественное существо. Формы общения




Семья. Члены семьи, поколения. Имя, отчество, фамилия, их происхождение. Родословная: предки, ближайшие родственники. Родовые и семейные традиции. Труд, отдых, семейные праздники. Распределение обязанностей в семье. Правила безопасного пользования бытовыми электрическими приборами, противопожарная безопасность. Родной край, родные места семьи. Родина, соотечественники. Природные богатства России.. Права и обязанности ребенка.








2(43)

Уроки вежливости

ролевая игра «Уроки вежливости»







3(44)

Физическая и духовная красота человека










4(45)

Настроение человека. Положительные и отрицательные эмоции










5(46)

Друзья, их значение в жизни людей

проект: «Мой лучший друг»,







6(47)

Семья. Родственники

наблюдения взаимоотношений людей разного возраста







7(48)

Семейные заботы и традиции

проекты: «Моя семья», «Семейный альбом»,«Памятная реликвия»







8(49)

Родословная семьи

составление карточки-определителя «Какой я», составление своей родословной;







Наша родина - Россия – 9 часов




Наша родина - Россия – 9 часов

1(50)

Родина. Родной край. Россия – многонациональное государство




Россия – многонациональное, крупнейшее по территории государство мира. Государственные символы: флаг, герб, гимн России. Конституция – основной закон государства. Обязанности и права гражданина России

Родной край, родные места семьи. Родина, соотечественники.



Государственные праздники. Главное богатство Родины - ее народ, защитник и созидатель. Москва – столица России, ее достопримечательности. Достопримечательности родного города.








2(51)

Российская Федерация, её государственные символы










3(52)

Конституция – основной закон государства. Государственные праздники










4(53)

Москва – столица России










5(54)

Российские города. Крупнейшие города-миллионеры, города-герои










6(55)

Родной город (село), его достопримечательности

наблюдение исторических и природных памятников родного края







7(56)

Горожане и селяне. Проблемы современного города










8(57)

Виды транспорта. Проблемы загрязнения воздуха и воды при использовании транспорта










9(58)

Человек и общество. Обобщающий урок

проект «Я – экскурсовод» (по родному городу)







Человек – творец – 10 часов




Человек – творец – 10 часов

1(59)

Разнообразие музеев. Экспонаты музеев. Профессия археолог

Экскурсии: по городу, в парк, в исторический или краеведческий музей,

Творчество и мастерство человека. Человек – строитель. Старинные и современные жилища народов России. Деревня, поселок, город. Профессия архитектор. Старинный и современный облик города. Культурные центры города: библиотеки, музеи, театры, стадионы. Важность озеленения городов. Коллекции старинных предметов быта: одежды, обуви, домашней утвари, светильников и др. история письменности и книги.. Виды художественного творчества человека: литература, музыка, живопись, скульптура, театр, кино. Художественные музеи – хранилища старинных и современных произведений искусства

Симметричные и несимметричные объекты окружающего мира. Виды симметрии (осевая, поворотная, переносная). Использование различных видов симметрии в творениях человека: в архитектурных сооружениях, парковых ансамблях, мостах, украшениях одежды, предметов быта и др. симметрия в объектах живой природы: в строении растений, животных, тела человека.









2(60)

Старинные и современные предметы одежды и быта

изготовление аппликации «Национальные одежды народов

России»;








3(61)

Старинные и современные средства письменности, счёта, средства связи










4(62)

Художественное творчество человека. Театры, консерватории, галереи










5(63)

Природа в произведениях литературы, живописи, музыки

выявление источников загрязнения двора, улицы, города (посёлка),

составление проекта озеленения двора или улицы









6(64)

Красота природная и рукотворная. Гармония и симметрия

ролевая игра «Я – эколог»







7(65)

Осевая симметрия. Ось симметрии. Предметы с осевой симметрией в окружающем мире










8(66)

Центральная (поворотная) симметрия. Центр симметрии










9(67)

Орнаментальная (переносная) симметрия. Элемент (ячейка) переноса и его повторяемость










10(68)

Виды симметрии в изделиях людей. Мир велик и прекрасен.

Обобщающий урок



наблюдение симметричных узоров на предметах домашнего обихода, в городских сооружениях, проверка симметричности плоских фигур и определение оси симметрии







Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате усвоения содержания курса «Окружающий мир» во 2 классе ученик должен:

знать:

человек – часть живой природы и член общества, условия, обеспечивающие его здоровье и эмоциональное благополучие, значение труда и творчества в его развитии, качества, определяющие его физическую и духовную красоту; профессии людей, связанные с природой и с работой с людьми, наиболее распространённые профессии в родном крае;


правила безопасного поведения в природе и социальной среде (водоём, лес, горы, ядовитые растения и грибы, опасные животные; улица, двор, подъезд, лифт, квартира, незнакомые люди), в чрезвычайных ситуациях;
основные нормы морали, культурного поведения в школе, среди одноклассников, в общественных местах, в семье, правила вежливого общения с окружающими людьми, элементарные приёмы управления своим эмоциональным состоянием;
правила личной гигиены, способы сохранения и укрепления своего здоровья; приёмы оказания первой помощи при лёгких травмах, простудных заболеваниях;
природные тела и явления, способы их изучения; основные наблюдаемые космические объекты (звёзда, планета, спутник); виды земной поверхности (океаны и материки, горы и равнины, холмы и овраги); виды естественных и искусственных водоёмов (море, река, озеро, пруд, водохранилище); условные изображения на карте гор, равнин, водоёмов, городов, границ государств; особенности поверхности и водоёмов родного края (города, села, пригорода) на основе наблюдений;
взаимоотношения в обществе, семья – ячейка общества, родственные и семейные отношения; Родина, государство, его столица, государственные символы; основные права и обязанности российских граждан, права ребёнка;
названия наиболее многочисленных народов, населяющих территорию России, её крупных городов, своего края(области, республики), его центра, своего города (села, деревни);
2–4 представителя изучаемых систематических групп природных и социальных объектов своей местности, их достопримечательности;
экологические проблемы современного города и пути их решения, меры по сохранению чистоты и красоты природы;
смысл понятий: тело, явление, облако, звезда, планета, спутник, созвездие; равнина, холм, гора, овраг; океан, море, озеро, река, пруд, водохранилище, болото; семья, родственники, Родина, государство, столица, граница, Конституция, гражданин, право, обязанность; город, посёлок, транспорт, средство связи, музей, профессия, искусство; симметричное, несимметричное, линия и центр симметрии предметов;
понимать:

– значение Солнца, воздуха, воды для всего живого на Земле; на Земле мало питьевой воды и других природных ресурсов, их необходимо экономно расходовать;


– люди не должны загрязнять землю и водоёмы промышленными, сельскохозяйственными и бытовыми отходами; надо стараться решать возникающие экологические проблемы;

– он является членом семьи, коллектива одноклассников; горожанином (селянином), гражданином своего государства и должен соблюдать нравственные нормы поведения в обществе, быть патриотом своей Родины, города, школы, класса;


– человек красив своими душевными качествами, поведением, поступками, своим мастерством и своими творениями; красота человека несовместима с плохим отношением к окружающим людям, животным, к природе;
– все профессии важны и нужны в обществе, деятельность людей может разрушать природу, но может оберегать и сохранять её;
– Россия – многонациональное государство, все народы равны между собой, надо уважительно относиться к культуре, обычаям, языку других народов;
– край, где они живут, – их малая родина, которую надо беречь и любить; в городах и поселках есть исторические памятники, которые надо сохранить для будущих поколений людей;
уметь:

различать по существенным признакам природные объекты и изделия человека; объекты живой и неживой природы, тела и явления; небесные тела, формы суши, виды водоёмов; виды жилищ и транспорта, средства связи, профессии людей; симметричные и несимметричные предметы; эстетические и нравственные категории, эмоциональные состояния, формы общения; государственную символику России;


приводить примеры государственных законов и праздников, городов России, народов, населяющих родной край, наиболее многочисленных народов России; объектов неживой

и живой природы, изделий человека; явлений, происходящих в неживой и живой природе, небесных тел, форм суши, естественных и искусственных, пресных и солёных водоёмов; объектов городского хозяйства, музеев, культурных центров, достопримечательностей родного города (посёлка); наземного, водного, воздушного, общественного, грузового и специального транспорта, разных профессий; симметричных и несимметричных предметов окружающего мира;


описывать изучаемые природные и социальные объекты, называя их отличительные признаки, характеризуя особенности их внешнего вида; характеризовать черты характера человека;
сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать изучаемые объекты окружающего мира, называя их сходства и различия;
определять принадлежность изучаемых природных и социальных объектов к конкретным систематическим группам по существенным признакам;
объяснять отличия человека от животных; различие эстетических, этических, моральных категорий (красивое – безобразное, нравственное – безнравственное, культурное – некультурное, вежливое – грубое и др.); значение природы для здоровья человека, положительные и отрицательные воздействия человека на природу;

наблюдать тела и явления природы, небесные тела, формы земной поверхности, виды водоёмов, признаки экологического неблагополучия в природе; объекты городского хозяйства, культуры, спортивные сооружения, виды строений, улиц, транспорта, музейные экспонаты; вести простейшие наблюдения социальных отношений в быту, в обществе;


осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, рисунка, учебного текста, схемы, таблицы, диаграммы, карты;
представлять результаты учебно-познавательной деятельности в разных формах (аргументированный ответ на вопрос, рисунок, аппликация, условный знак, простая модель, описание изучаемого предмета по предложенному плану, схема, таблица);
формулировать и обосновывать правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе, нравственного поведения в быту и обществе;
создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, поделки, небольшие сообщения), участвовать в проектной деятельности;
оценивать свою деятельность (успех, неуспех, ошибки, умение сотрудничать, принимать мнения и варианты решения одноклассников), высказывая свои суждения, предположения, аргументы.
Использовать приобрётенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

ориентирования в среде обитания (природная и социальная среда, опасности и способы их преодоления);


решения познавательных и практических задач;
использования универсальных учебных действий при работе с разными источниками информации;
определения природных и социальных объектов, нуждающихся в их сохранении с целью принятия участия в сохранении их чистоты и красоты;
проведения наблюдений за телами и явлениями, объектами природы, городского хозяйства, экспонатами музеев, деятельностью людей в различных сферах, с целью оценки положительного и отрицательного воздействия людей на окружающую среду;
выполнения правил личной гигиены, режима дня для укрепления своего здоровья; соблюдения правил безопасного и экологически грамотного поведения в природе, в быту, в обществе; оказания первой помощи при лёгких травмах;
осознания себя членом общества (семья, классный коллектив, горожанин, гражданин России) и воспитания в себе желания стать достойным человеком (верным другом, заботливым членом семьи, патриотом своей Родины);
создания творческих работ (аппликаций, рисунков, моделей, рассказов, небольших сообщений) на заданную тему и участия в проектной деятельности.
УМК

Содержание программы реализуется по следующим учебникам и учебным пособиям:


  1. Учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений в двух частях. Автор О.Т. Поглазова. Рекомендовано МО РФ. Издательство Смоленск «Ассоциация ХХ1 век» 2010 год.

  2. Рабочая тетрадь в двух частях к учебнику «Окружающий мир». 2-е издание Автор О.Т. Поглазова. Издательство «Ассоциация ХХ1 век» 2010 год.

  3. Окружающий мир: Тестовые задания для учащихся 2 класса /О.Т.Поглазова. – Смоленск: Ассоциация ХХ1 век, 2009.

  4. Методические рекомендации к учебнику. Автор Поглазова О.Т. Издательство «Ассоциация ХХ1 век» 2008 год.

  5. Учебно-методический комплект «Гармония». Издательство Смоленск «Ассоциация ХХ1 век» 2008 год.





Есть два типа мужчин: одни молодые, симпатичные, с будущим; другие подумывают о женитьбе. «Пшекруй»
ещё >>