На экране мультимедиа портрет И. А. Крылова, тема урока. Ход урока. Проверка домашнего задания. Слушаем - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Ход урока I. Проверка знаний учащихся о признаках класса Ракообразные 1 59.29kb.
Рассказ по иллюстрациям. Ход урока І. Проверка домашнего задания 1 88.18kb.
Ход урока I. Проверка домашнего задания, повторение 1 29.62kb.
Ход урока: Организационный момент Проверка домашнего задания Операционная... 1 40.64kb.
Решение задач с помощью теоремы Пифагора. Ход урока I. Проверка домашнего... 1 36.13kb.
Ход урока I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания 1 53.98kb.
План урока по изобразительному искусству в 6 классе Тема урока: «Портрет... 1 65.46kb.
План урока: Проверка домашнего задания 1 38.91kb.
Конспект урока по физике по теме: Первый закон Ньютона Ход урока... 1 23.13kb.
План урока: I. Проверка домашнего задания. И. Император Александр I. 1 102.58kb.
Тесты для закрепления изученного материала. Ход урока Организационный... 1 99.05kb.
Иероним Босх (ок. 1460 -1516) Семь смертных грехов 1475-80гг. 1 32.47kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

На экране мультимедиа портрет И. А. Крылова, тема урока. Ход урока. Проверка домашнего - страница №1/1

Тема: И.А.Крылов. «Волк на псарне». Отражение исторических событий в басне. Патриотическая позиция автора.

Учитель Фасхетдинова И.Я.

Цели урока: 1) закрепление теоретических сведений о басне, её признаках,

обучение выразительному чтению, знакомство с басней;

2) развитие навыков анализа литературного произведения;

3) воспитывать чувство патриотизма, ответственность за свои поступки.

Тип урока: урок изучения нового материала.

( На экране мультимедиа портрет И.А.Крылова, тема урока).

ХОД УРОКА.


  1. Проверка домашнего задания.

Слушаем рассказ учеников о жизни и творчестве И.А.Крылова.

- Что вы знаете о баснях ? Откуда берёт свои истоки басенный жанр?

- Что такое аллегория, мораль?

2. Учитель выразительно читает басню « Волк на псарне», проводит с учениками беседу по выявлению восприятия произведения, выясняет глубину непосредственного понимания басни.



  1. Изучение нового материала. ( Постановка проблем, целеполагание). Отражение исторических событий в басне. Патриотическая позиция автора.

« У каждой басни Крылова своя история».

- Был ли И.А.Крылов патриотом? В течение урока найдите ответ на этот

вопрос

- Басни И.А.Крылова всегда злободневны. Со всей силой сатиры обрушивается их автор на неправедный суд, взяточничество, продажность и алчность чиновников, которые дочиста грабят народ ( « Слон на воеводстве» , « Лисица и Сурок»,



« Крестьянин и Овца» и др.) , тунеядство дворян, их спесивую гордость и хвастовство

( « Собака и Лошадь» , « Листы и корни», « Гуси» и др.), ложь и мнимую дружбу

( « Лжец», « Собачья дружба» ), лень и легкомыслие ( « Стрекоза и Муравей») , зависть, скупость, лесть, алчность, невежество, эгоизм ( « Ворона и Лисица» ),

« Лягушка и Вол» , «Мартышка и Очки» ) и.т.д.

-В основу многих басен положены исторические события.

Одна из них – « Волк на псарне» - написана в связи с обращением 23 сентября 1812 года Наполеона, оказавшегося в отчаянном положении в сгоревшей Москве, к Кутузову с предложением вступить в мирные переговоры. Великий полководец ответил решительным отказом и через две недели , 6 октября, нанёс французским войскам поражение при Тарутине. И.А.Крылов вкладывает в уста умудрённого седого Ловчего ( Кутузова) замечательную, неувядаемую формулу народного гнева и справедливой расплаты: « С волками иначе не делать мировой, как снявши шкурусних долой».

( Ученик выразительно читает басню)

- Рассмотрим эту басню подробнее: как перекликаются строчки басни с реальными событиями войны 1812 года.

-Ситуация, описанная в басне достаточно точно отражает события Отечественной войны 1812 года. Строчка: « Волк ночью, думая залезть в овчарню, // Попал на

псарню …» - говорит о том, что Наполеон без труда завоевал все крупные государства Европы, как волк легко хватает безобидных овец. Он думал, что завоевать Россию будет так же легко. Но он ошибся : « В минуту псарня стала адом…» - пишет И.А.Крылов. Фразу « Огня!- кричат, -огня !» можно понимать как

иносказание о пожаре Москвы. Именно в горящей Москве Наполеон почувствовал

себя загнанным в угол и понял, что его армия близка к гибели, что ему придётся

ответить за всё зло и беды.

Из Москвы Наполеон послал в Санкт- Петербург, который тогда был столицей

Российской империи, письмо к императору Александру I с просьбой о мире:

« Друзья ! К чему весь этот шум?// Я, ваш старинный сват и кум…»

Басня эта, едва появившись, облетела всю страну. Кутузов сам прочёл её вслух

перед приближёнными офицерами, причём, дойдя до слов Ловчего, обращённых к Волку: « Ты сер, а я, приятель, сед»,- снял фуражку и указал на свои седины.

- Какие черты в поведении Ловчего и Волка подчеркнул И.А.Крылов?

( Волк проявляет коварство, вероломство, хитрость и трусость. Ловчий опытный,

мудрый, предусмотрительный, он знает повадки Волка и не верит его хитростям.

- « Во что бы ни рядился хищник, он остаётся хищником. Вот это народное восприятие Наполеона Крылов передал своей басней». Согласны ли вы с этим

утверждением?

( Волк - хищник, и даже если он предлагает мирные переговоры, он всё равно остаётся хищником. Народ понимает и чувствует это. Наполеона как хищника

надо изгнать с родной земли. ( Работа в тетради).

- В каких ситуациях эта басня может служить уроком?

4. Практическая работа. Исследование языка басни. Работа с учащимися по выявлению незнакомых слов, их толкованию.

- Постарайтесь продолжить рассуждение, подумайте над словами, словосочетаниями.

- Убедительность и жизненность произведений великого баснописца достигается

благодаря языковой форме, теснейшим образом связанной с содержанием. Выше

уже говорилось о причинах , побудивших И.А.Крылова написать басню « Волк

на псарне». Её язык во всех своих компонентах нацелён на выражение народного понятия о долге перед Родиной, о справедливом возмездии хищному врагу.

Для характеристики Волка привлекает эмоционально – окрашенную лексику.

Забияка (разговорное)- тот, кто любит затевать драки, ссоры, хитрец, вор.

Этим целям служит пословичное выражение « Ты сер, а я, приятель, сед».

Прилагательные сер и сед употребляются в ней, очевидно, в переносном значе-

нии молод и стар. В басне эти прилагательные приобрели новые, контекстуальные

значения: сер- коварен, изворотлив; сед – мудр, опытен. Слова и словосочетания из

бытовой повседневности ( псарня, овчарня, хлев, драка, псарный двор, прижаться

в угол ) органически сливаются с элементами книжной и официально – деловой речи

( в минуту псарня стала адом; пустился мой хитрец в переговоры; думая залезть в

овчарню и др.)

- Анализируя басню , нельзя обойти вниманием и такие художественно – изобразительные средства: перифраз ( серый забияка); эпитеты ( волчья натура,

волчья клятва) ; метонимия ( поднялся вдруг весь псарный двор).

Какие слова басни звучат как крылатые выражения и пословицы?

(« Попал на псарню», « вмиг ворота на запор», «пустился в переговоры»,

«не делать мировой», «глазами, кажется, хотел бы всех он съесть»).

- Рассмотрим иллюстрацию А. Лаптева к этой басне. Как вы считаете,

соответствует ли она характеру крыловского текста?

- Какую басню мы прочитали? О чём она ? О каком историческом событии?

- Был ли И.А.Крылов патриотом?

-Таким образом, басни И.А.Крылова – это художественная галерея ярких

национальных портретов. По словам В.Г.Белинского, они, кроме поэзии

имеют и другое достоинство – народность, что и делает Крылова великим русским

баснописцем.

5. Выразительное чтение басни.

6. Оценивание работ учащихся на уроке.

7. Домашнее задание.



Подготовить выразительное чтение наизусть басни «Волк на псарне».




Если изобретут лекарство, изобретут и болезнь. Лешек Кумор
ещё >>