Муниципальное учреждение культуры «Централизованная Библиотечная система» Центральная городская библиотека им. А. П. Чехова Отдел об - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Волгоградское муниципальное учреждение культуры «Централизованная... 1 205.09kb.
Муниципальное бюджетное учреждение культуры Централизованная библиотечная... 3 457.94kb.
Анжеро-судженского городского округа «централизованная библиотечная... 4 456.92kb.
Волгоградское муниципальное учреждение культуры «Централизованная... 3 355.54kb.
Мук «Централизованная библиотечная система» г. Челябинска Центральная... 1 16.91kb.
Муниципальное бюджетное учреждение «Централизованная библиотечная... 1 291.33kb.
Методико библиографический отдел 1 176.47kb.
Муниципальное учреждение культуры «центральная городская библиотека им. 1 137.52kb.
Муниципальное учреждение культуры «Централизованная Библиотечная... 1 31.29kb.
Полное название организации: Муниципальное бюджетное учреждение культуры... 1 24.89kb.
Центральная библиотека имени м. Ю. Лермонтова муниципального учреждения... 5 1131.11kb.
Сценарий мероприятия, посвященного 150-летию со дня рождения А. 1 109.43kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Муниципальное учреждение культуры «Централизованная Библиотечная система» Центральная - страница №1/1



Муниципальное учреждение культуры

«Централизованная Библиотечная система»

Центральная городская библиотека им. А.П. Чехова

Отдел обслуживания

А жизнь течет по своим

законам…

(Драматургия А.П. Чехова)















3*У&;






Серпухов

2006

Со всех точек зрения Чехов одно из самых удивительных явлений нашей культуры.

Явление Чехова - классика было неожиданным: во всяком случае, все в нем, казалось, противоречило всему опыту русской, классической литературы.

Ведь как начинали наши великие?

В Пушкине чуть ли не от лицея увидели, главную надежду нации, Гоголь, как фейерверк, ворвался в российскую словесность со своим первым сборником, а уже со вторым сам Белинский провозгласил его главою литературы. Достоевскому стоило написать лишь одну повесть для того, чтобы получить «звание нового Гоголя». Лев Толстой, только- только приступивший к делу, одновременно вызвал самые великие ожидания таких разных критиков, как Дружинин и Чернышевский.

А Чехов? Начал в массовой литературе и в журналистике самого невысокого разбора, долго- долго многими числился в этих рядах, медленно и постепенно, почти незаметно входил в общее сознание, и уже чуть ли не со смертью только, почти спохватившись, все вдруг поймут, что это было одно из самых великих явлений мировой культуры.

Ведь чем славны наши великие?- Романы, поэмы, эпопеи. И почти всегда одна центральная книга - откровение: «Евгений Онегин», «Мертвые души», «Война и мир».

А Чехов?- Фельетоны, очерки, рассказы, несколько небольших повестей и уже под занавес ряд пьес.

Ведь что характерно для наших великих? Это люди одной или нескольких, но обычно ярких, почти ослепляющих идей. «Вспомните,- написал Чехов, - что писатели, которых мы называем вечными или просто хорошими и которые пьянят нас, имеют один общий и весьма важный признак: они куда - то идут и Вас зовут туда же, и Вы чувствуете не умом, а всем своим существом, что у них есть какая - то цель... У одних, смотря по калибру, цели ближайшие - крепостное право, освобождение родины, политика, красота....у других цели отдаленные - Бог, загробная жизнь, счастье человечества и т.д.

А Чехов? «Каждый из нас в отдельности не будет ни «слоном среди нас», ни каким- либо другим зверем… мы можем взять усилиями целого поколения, не иначе. Всех нас будут звать не Чехов, не Тихонов, не Короленко, не Щеглов, а "восьмидесятые годы» или конец XIX столетия.

Чеховский идеал - «абсолютная свобода человека, свобода от насилия, от предрассудков, невежества, черта, свобода от страстей и прочего». Все его творчество - это вырабатывание в себе свободного человека со свободным отношением к миру.

«Напишите-ка рассказ о том, как молодой человек, сын крепостного, бывший лавочник, певчий, гимназист и студент, воспитанный на чинопочитании, целовании поповских рук, поклонении чужим мыслям, благодаривший за каждый кусок хлеба, много раз сеченый, ходивший по урокам без калош, дравшийся, мучивший животных, любивший обедать у богатых родственников, лицемеривший и Богу и людям без всякой надобности, только из сознания своего ничтожества,- напишите, как этот молодой человек выдавливает из себя по каплям раба и как он, проснувшись в одно прекрасное утро, чувствует, что в его жилах течет уже не рабская кровь, а настоящая, человеческая...» Ведь эти слова, бессчетно цитированные, не справка - автобиография и не призыв написать биографию. В сущности, здесь сведено все творчество и жизнь, подчиненные одной цели достижения чувства личной свободы - свободы абсолютной, - подчеркнет Чехов.

В первую революционную пору Чехов многим «не показался». Еще в двадцатые годы даже образованнейший Луначарский докладывал сессии ВЦИКа о Чехове как писателе для него «сомнительном». И на протяжении многих лет утверждал, что Чехов, «в нашем русском репертуаре сейчас вряд ли нужен». Соответственно такому репертуару не были рекомендованы «Иванов», «Три сестры», «Дядя Ваня»...

Мы еще не полностью осознали значение тогда же сказанных ленинских слов о том, что новому зрителю «нужна лирика, нужен Чехов, нужна житейская правда».

А.П. Чехов родился 29 января 1860 года в Таганроге, в семье купца 2-й гильдии Павла Егоровича Чехова. Дед будущего писателя был крепостным графа А.Д. Черткова и откупился на волю в 1841 году.

Отец писателя, Павел Егорович, пошел по «торговой части». Он служил в приказчиках, а потом открыл в Таганроге лавку, он был человеком «требовательным и взыскательным». Павел Егорович в юности до выкупа на волю был крепостным. Поэтому строгость, суровость семейного уклада была отголоском той жестокой подневольной жизни, какую испытал он в детстве. Впоследствии у него проявилась артистическая натура, любовь к музыке, пению, его светлые моральные принципы. Павел Егорович играл на скрипке, организовал церковный хор, рисовал красками-словом, искусству глава семейства отдавал большую часть своего времени. И сыновей заставлял петь в хоре, посещать спевки, которые проходили каждый вечер. Отец знал цену образованию и поэтому стремился учить всех своих детей. Помогая торговать в лавке, обучаясь ремеслам, исполняя разные домашние обязанности, братья Чеховы одновременно учились. Осенью 1867 года Антона определили в приготовительный класс греческой школы. Содержавший школу грек Вучина был невежественным и жестоким человеком. В 1868 году Чехова перевели в Таганрогскую гимназию. Но и там учителя были не лучше. Управлялась гимназия тупыми чинушами, один из деятелей ее, инспектор Дьяконов, явился позднее прообразом Беликова «человека в футляре». Лишь один законоучитель Ф.Н. Покровский вызывал симпатии гимназистов: иногда на уроках он вместо священной истории рассказывал о литературе - Пушкине, Гете, Шекспире. У Покровского были свои странности: он любил давать ученикам смешные прозвища. Это он прозвал будущего писателя «Антошей Чехонте» - имя это стало позднее одним из литературных псевдонимов молодого Чехова.

Уже в гимназические годы Чехов увлекается театром и литературой. В театр Антон обычно ходил с братом Иваном. Часто они гримировались, чтобы не быть узнанными надзирателем гимназии: посещение спектакля допускалось только с разрешения гимназического начальства и в сопровождении родителей. Возвращаясь из театра, братья оживленно обсуждали спектакль, а утром следующего дня Антон разыгрывал сцены, мастерски перевоплощаясь, то в старика, то в женщину, то в юношу.

Четырнадцатилетним гимназистом Чехов пробует свои силы в драматургии - пытается переделать гоголевского «Тараса Бульбу» в трагедию. Вместе с братьями он организовал домашний театр, в котором поставил комедию Гоголя «Ревизор», роль городничего исполнял Антон. С августа 1875 года Чехов выпускает рукописный журнал «Зайка», в котором помещает юмористические сценки и рассказики. Журнал этот читали знакомые Чеховых, он посылался и старшим братьям в Москву.

В 1879 году Чехов сдал выпускные экзамены в гимназии и, получив аттестат зрелости уезжает в Москву, чтобы поступить в университет. Москва становится постоянным местом жительства Чехова, любовь к ней он пронес через всю свою жизнь, и в творчестве Чехова Москва заняла большое место.

С сентября 1879 года Чехов учится на медицинском факультете Московского университета. Чехов написал на пятом курсе интересную зачетную работу - историю болезни одного из пациентов клиники. В ней он проявил себя вдумчивым, наблюдательным и чутким врачом.

В июне 1884 года Чехов окончил университетский курс и получил звание лекаря и уездного врача. Он заказал табличку «Доктор А.П. Чехов» и прибил ее на входной двери. Старики родители были счастливы, они даже не сразу смогли свыкнуться с мыслью, что их сын стал доктором. Они надеялись, что теперь он займется лечением больных, будет много зарабатывать и семья забудет о нужде. Чехов действительно начал врачебную работу, но чем дальше, тем больше он отходил от медицины - литературная работа захватывала его все сильнее и сильнее.

Антон Павлович Чехов всю жизнь тяготел к театру. И не случайно первым большим его произведением была драма «Безотцовщина» («Платонов»), не дошедшая до нас и известная только по заглавию. Будучи студентом второго курса, Чехов напечатал в журнале «Москва» театральную рецензию «Гамлет на Пушкинской сцене», в которой высказал очень интересные соображения о современном театре: «Мало чувствовать и уметь правильно передать свое чувство, мало быть художником, надо еще быть всесторонне знающим. Образованность необходима для берущегося изображать Гамлета» - писал Чехов.

Эти замечания Чехова в известной мере предваряют некоторые положения театра Станиславского - Немировича-Данченко. Независимо от них, за пятнадцать лет до организации Художественного театра, юный Чехов высказывал свои взгляды на театр. А, будучи зрелым писателем, он пишет пьесы, основанные на совершенно новых принципах драматургии. И именно В.И. Немирович-Данченко сумел понять новаторство пьес Чехова и нашел для них соответствующее сценическое воплощение.

Что представляла собой русская драматургия 80- 90-х годов? На сцене в это время господствовали пьесы плодовитых, но бесталанных драматургов: В.Крылова, Е.Карпова, И.Шпажинского и других.

В.И. Немирович-Данченко вспоминал впоследствии, что к концу века «знаменитое русское искусство, провозглашенное Гоголем и Щепкиным, все более обрастало штампами, условностями, сентиментамумом и становилось неподвижным, как броненосец, облепленный ракушками от долгого стояния в бухте». Чехов ненавидел этот рутинный театр с его штампованными пьесами. Выход из кризиса, в котором находился театр, начали искать Чехов, Станиславский и Немирович-Данченко. Их работа в Московском Художественном театре наметила новые пути в развитии драматического искусства.

К созданию первых драматических произведений Чехов обратился в 1886 году, написав одноактные пьесы «О вреде табака» и «Лебединая песня». В следующем году была написана драма «Иванов». Эта пьеса несколько традиционна как в художественном, так и в идейном отношении. Ее герой, Николай Алексеевич Иванов, вял и беспомощен. Это - своеобразный тип «лишнего человека». «Болезнь» его обусловлена русской действительностью. Однако, его безверие и отчаяние, окружающим кажутся наигранными, а сам он представляется дурным и нечестным. Но в действительности Иванов - искренний и благородный человек, с широкими духовными запросами. Он образован и интеллигентен, хочет служить обществу. Однако борьба с пошлой средой оказывается непосильной для героя. У Иванова чуткая и нежная душа, но апатия и безволие мешают ему преодолеть противоречия жизни, и, поняв свою никчемность, он кончает жизнь самоубийством. Названием пьесы Чехов подчеркивал ординарность своего героя, его распространенность.

Смысл драмы «Иванов» Станиславский определил так: «Трагедия пьесы не в том, что ее главный герой заболел, а в том, что условия жизни нестерпимы и требуют коренной реформы». Первой новаторской, истинно чеховской пьесой была комедия «Леший». Знакомые и друзья, которым драматург читал пьесу, находили ее неудачной, скучной. Считали, что это драматизированная повесть, что в ней нет действия. Впервые пьеса была поставлена в частном театре М.М.Абрамовой в 1889 году. Успеха она не имела.

В драматургическом наследии Чехова особое место занимают водевили «Медведь», «Предложение», «Свадьба» и «Юбилей». В них драматург использовал традиционные театральные формы, проявив при этом необычайное мастерство в построении сюжета, показав тонкое умение в раскрытии психологии персонажей. Водевили искрятся жизнерадостностью, безудержным весельем. Они пользовались огромной популярностью при жизни драматурга и не сходят со сцен многих театров и в наше время. Новую жизнь они обрели на экране. Фильмы, поставленные по этим пьесам, поистине являются маленькими сатирическими шедеврами.

Подлинный успех драматургии Чехова начинается с пьесы «Чайка».

В истории чеховской драматургии выделяют две фазы: ранний театр Чехова («Платонов», «Иванов») и театр зрелого Чехова («Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад», включая водевили и одноактные пьесы). На протяжении своего пути в драматургии он осознанно шел к созданию ее нового типа, основным объектом которой стала бы потаенная и глубинная жизнь духа. Поиски Чехова завершились созданием «новой драмы» в России. С нею русский театр вошел в 20 век.

Чеховский театр начался, пожалуй, с чеховской фразы: «Я напишу что-нибудь странное» Этой «странной» драматургической вещью стала «Чайка», работая над которой Чехов признавался, что страшно «врет» против условий сцены и пишет «вопреки всем правилам драматургического искусства».

Иногда кажется, что «Чайку» написал драматург, похожий на Треплева, одного из героев пьесы. Такой же молодой и нервный искатель новых форм. Наверное, такое представление рождается оттого, что «Чайка» для нас навсегда осталась знаком театральной новизны и вечных поисков. Сам Чехов писал: «Ну-с, пьесу я уже кончил. Начал ее форте и кончил пианиссимо - вопреки всем правилам драматургического искусства». Самые разные люди - современники Чехова высказывали о ней сходное мнение: эту пьесу нельзя понять до конца. И даже Станиславский писал к Немировичу-Данченко, работая над мизансценами «Чайки»: «Я понимаю пока только, что пьеса талантлива, интересна, но с какого конца к ней подходить - не знаю».

Чехов же дает ей такую краткую характеристику: «Комедия, три женских роли, шесть мужских, 4 акта, пейзаж (вид на озеро), много разговоров о литературе, мало действия, пять пудов любви». Есть комедия ошибок. «Чайка» - трагикомедия сердечных «несовпадений», безответных привязанностей. Она овеяна печалью неразделенного чувства.

Фабула, как всегда у Чехова, проста. На берегу красивого «колдовского» озера жила прелестная девушка, Нина Заречная. Она мечтала о славе, о сцене. В нее влюблен молодой сосед по имению, Константин Треплев, начинающий писатель. И Нина отвечала ему взаимностью. Он тоже мечтал о славе, об искусстве... Треплев написал пьесу, необычную, странную и поставил ее для родных и знакомых. Нина Заречная играет в ней роль «Мировой души», у которой есть враг: Дьявол. Мать Константина, Аркадина, властная капризная женщина, избалованная славой актриса. Она высмеивает пьесу сына. Спектакль оборвался до срока. Треплев был исключен из университета, и поселился в имении своего дяди Сорина, в положении приживалы. Аркадина приезжает к брату Сорину в отпуск и привозит с собой спутника жизни известного писателя Тригорина. Нина Заречная полюбила Тригорина. Это ее подлинная и единственная любовь. Она порывает с семьей и уезжает в Москву, где живет Тригорин. Тот увлекается Ниной. Но близость с ним заканчивается трагично для Нины, у неё был ребенок от него, но он умер. Тригорин разлюбил Нину и вернулся к Аркадиной. Разбита жизнь Константина Треплева - жизнь его безрадостна. А Нина Заречная стала провинциальной актрисой. После долгой разлуки она вновь посещает родные места, встречается с Треплевым. У него вспыхивает надежда на возобновление отношений, но Нина по-прежнему любит Тригорина. Пьеса заканчивается самоубийством Константина.

Может показаться, что несчастная любовь - это и есть главная тема пьесы. Но это не так. «Чайка» - пьеса о театре, литературе, искусстве. И представлены они в пьесе не как отвлеченные понятия, а разговоры почти всех персонажей связаны с мыслями об этих понятиях.

Премьера спектакля состоялась 110 лет назад 29 октября 1896 года в Александрийском театре Санкт-Петербурга. Роли исполняли: Аркадина - А.М.Дюжикова, Треплев - Р.Б. Аполонский, Сорин - В.М. Давыдов, Нина - В.Ф. Комиссаржевская и др. Режиссер Е.П.Карпов.

Пьеса явилась для Чехова своего рода пророчеством: так же как Треплеву, ему довелось пережить ужас провала. Только в зале сидела не одна Аркадина, а сотни таких как она, профессиональных и равнодушно-чужих. Антон Павлович, потрясенный провалом пьесы и злорадством «друзей» не досмотрел спектакля до конца, убежал из театра и в ту же ночь уехал из Петербурга в Мелихово.

Провал «Чайки» не был случайным: он объяснялся не только мещанско-обывательским составом публики присутствовавшей на премьере. Чтобы понять происходившее в Александрийском театре, нужно поставить себя на место зрителя, с привычным интересом следившего за действием. Он читал на афише и в программе, что «Чайка» - это комедия и не был настроен на серьезный лад.

Предстоял бенефис популярной актрисы Е.И.Левкеевой (в «Чайке» она не играла). Никто предположить не мог, что комедией может быть названа несмешная, глубокая пьеса, в которой ни одной легкомысленной роли, ни одной веселой сцены. Поэтому публика старалась смеяться там, где смеяться было нечему. А весело настроенную публику было трудно остановить. В этот вечер все было неправильно, от афиши до оформления сцены. То есть случилось великое недоразумение. Провал объяснялся и тем, что тогдашний театр еще не созрел для чеховской драматургии, был далек от понимания чеховских пьес. Ведь полет «Чайки» - это порыв к нам, в наше время, способное неизмеримо глубже и полнее понять Чехова. Образ «Чайки» не является олицетворением чьей-то отдельной судьбы, потому что персонажи чеховской пьесы - каждый по-своему «чайка», кто-то трагически прервал свой полет, кто-то, утратив его смысл, превратился из свободной и летящей птицы в ее мертвое подобие, кто-то стал чайкой ценой горьких разочарований и утрат.

Но и во времена Чехова нашлась одна артистическая душа, сумевшая услышать музыку «Чайки», почувствовать тему пьесы. Это великая В.Ф. Комиссаржевская, которая писала Антону Павловичу: «Антон Павлович, голубчик, наша взяла. Успех полный и единодушный, какой должен был быть, не мог не быть!».

В.Ф.Комиссаржевская понимала и образ героини, и тему пьесы в согласии с замыслом автора. Для неё речь шла не о «подстреленной чайке», а о такой победительнице, которая верует в жизнь, в свое призвание.

Полное раскрытие содержания «Чайки» произошло на сцене МХАТа в 1896году.

В день триумфа «Чайки» с 1-го же акта началось что-то особенное, было приподнятое настроение, которое все время повышалось. Все ходили именинниками. Успех был ошеломляющим. Правильно понятый подтекст стал могучим выразительным средством театрального искусства. «Чайка» стала непреходящим символом искусства художественного театра.

Режиссером «Чайки» был К.С. Станиславский, он же исполнял роль Тригорина. Роль Аркадиной исполняла удивительная О.Л. Книппер. В эту пору она и вошла в жизнь Антона Павловича. Он был частым гостем во МХАТе. Она гостила у него в Мелихове. А затем была переписка, прерывающаяся лишь на время коротких встреч. В Чеховском эпистолярном наследии это самая обширная переписка: его писем и телеграмм- 433, ее - более 400. 25 мая 1901 года они венчались.

Пьеса «Дядя Ваня», переделанная из написанной в 1889 году комедии «Леший», была напечатана в 1897 году в сборнике «Пьесы». Главная тема ее - тема погибающей красоты, напрасно прожитой жизни, с одной стороны, и тема творческого, вдохновенного труда - с другой. Самим названием пьесы Чехов указывает на простоту, повседневность, обыкновенность и своих героев, и их страданий. Иван Петрович Войницкий (дядя Ваня) и его племянница Соня всю свою жизнь работают, не покладая рук для чужого счастья: для того, чтобы создать материальное благополучие отцу Сони профессору Серебрякову, которого они привыкли считать талантливым, передовым, крупным ученым. Серебряков, ныне уже отставной профессор, женат вторым браком на молодой красивой женщине. Его первая жена, мать Сони и сестра дяди Вани, умерла уже давно. Имение, где трудятся дядя Ваня и Соня, принадлежало покойной матери Сони. Теперь оно принадлежит Соне. Дядя Ваня отказался в свое время от принадлежавшей ему доли наследства в пользу своей покойной сестры, которую горячо любил. Благодаря его отказу их отец и имел возможность купить это имение. Отец уплатил за имение далеко не всю сумму, образовался большой долг. В продолжение двадцати пяти лет дядя Ваня трудится для того, чтобы погасить долг и привести расстроенное имение в порядок. Двадцать пять лет работал он, получая нищенское жалование от Серебрякова и высылая ему в столицу весь доход, до последней копейки, чтобы Серебряков мог спокойно писать свои ученые труды и ораторствовать с кафедры. Дядя Ваня и Соня похоронили себя в четырех стенах, не зная никакой иной жизни, кроме заботы о профессоре. Им даже и в голову никогда не приходило вспомнить о том, что и по существу и по закону имение принадлежит им, а не Серебрякову: они добровольно обрекли себя на роль безропотных, самоотверженных работников.

Дяде Ване сорок семь лет. Он - нищий. Он никогда не знал ни радости, ни отдыха. И вот теперь, когда жизнь уже прошла, у него открылись глаза на ужасную правду. Он понял, что отдал лучшие годы, молодость, всего себя на служение ничтожеству. Он ясно увидел, что его кумир - бездарность, набитая претензиями и самомнением. Это стало особенно ясным теперь, когда Серебряков «вышел в отставку, и его не знает ни одна живая душа, он совершенно неизвестен: значит, двадцать пять лет, занимал чужое место. Двадцать пять лет, читал он лекции об искусстве, ничего не понимая в нем. За двадцать пять лет он ни разу не поблагодарил дядю Ваню, не прибавил ни копейки к мизерному жалованию.

И вот Серебряков приезжает со своей красавицей - женой в имение, чтобы по необходимости, поселиться здесь, навсегда: он, вышел в отставку, у него не хватает средств, для жизни в столице. Его приезд нарушает весь строгий трудовой порядок жизни в доме. Профессор тиранит всех окружающих своими капризами, своей подагрой, своим эгоизмом. Все в доме вынуждены, заботиться только о нем. Дядя Ваня переживает тяжелое состояние человека, которому под старость пришлось убедиться в бессмысленности всей прожитой им жизни. Так приходит он к своему трагическому, запоздалому «бунту», он как будто требует обратно свою загубленную жизнь. Он влюбляется в жену профессора. Он впервые в жизни начал пить, его удручают мысли о том, что все потеряно, жизнь пропала.

А тут профессор подливает последнюю каплю в чашу. Он торжественно созывает домочадцев на совещание и объявляет им свой проект: продать имение, чтобы на вырученные деньги профессор мог жить в столице. Он не переносит жизни в деревне, он привык к городскому шуму. Дядя Ваня потрясен. Мало того, что он отдал все свои средства и всю жизнь Серебрякову. Теперь, когда он стал стар, его вместе с Соней, в благодарность за все, гонят в шею, на все четыре стороны из родного угла.

Бунт дяди Вани доходит до своего апогея, и он стреляет в профессора Серебрякова, но промахивается. После этой сцены дядя Ваня еще некоторое время лелеет мысль о самоубийстве, но затем, под влиянием нежной и кроткой Сони, он возвращается опять к своему труду - все на того же Серебрякова. После случившегося профессор с женой уже не может оставаться в имении. Они уезжают, правда, не в столицу, а в Харьков. Происходит, так называемое «примирение», и дядя Ваня говорит Серебрякову, что все останется по-прежнему. Отставной профессор, как и раньше, будет аккуратно получать весь доход. Такова история жизни, отданной «идеалу». И, конечно, Горький был прав, обнаруживая в ней символический сигнал. Сколько душевной красоты, веры, чистоты погибло напрасно!

Тема пропадающей, гибнущей красоты жизни является лейтмотивом пьесы. Она связывается со всеми главными действующими лицами.

Что такое подлинная и ложная красота? Мы знаем, что только труд, творчество, с точки зрения Чехова и его героев создают человеческую красоту.

Доктор Астров, друг дяди Вани, говорит о жене профессора Серебрякова, Елене Андреевне: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. Она прекрасна, спора нет, но... ведь она только ест, спит, гуляет, чарует всех нас своею красотой - и больше ничего. У нее нет никаких обязанностей, на нее работают другие. Ведь так? А праздная жизнь не может быть чистою».

М.Горький писал Чехову о спектакле: «... смотрел и плакал, хотя я человек не нервный... Для меня - это страшная вещь, ваш «Дядя Ваня» - это совершенно новый вид драматического искусства».

Пьесу «Три сестры» Чехов пишет в Ялте. Он перебрался туда после того, как в один из очередных приездов в Москву у него пошла горлом кровь. Чехов и сам был врач, и поэтому знал, что это значит: туберкулезный процесс в легких. Тогда и пришло решение обосноваться в Ялте. Начинался последний и самый драматичный период в жизни писателя - Ялтинский. Здесь у него бывали Шаляпин, Куприн, Бунин, Горький, Станиславский, Левитан, Немирович-Данченко и др. «Три Сестры» Чехов пишет для художественного театра, для своей любимой актрисы О.Л.Книппер. Премьера пьесы на сцене МХАТа состоялась 31 января 1901 года. Чеховские «Три сестры» захватывали зрителей с каждым спектаклем все более и более. После этой пьесы Чехова признали драматургом. В 2006 году исполняется 105 лет со дня премьеры спектакля.

Это драма в 4-х действиях. Режиссеры К.С.Станиславский, сыгравший роль Вершинина, и В.И. Немирович-Данченко. Среди первых исполнителей были: В.В.Лужский, О.Л.Книппер, М.Ф.Андреева, В.Э.Мейерхольд и др. Три любовные драмы лежат в основании сюжета пьесы. В «Трех сестрах» герои переживают драму неосуществленности своей жизни. И поэтому заветной мечтой Прозоровых становится возвращение в Москву. Реальный русский город в пьесе утрачивает реальные географические очертания и превращается в некий символический знак, который звучит как пароль среди людей посвященных, живущих в изгнании в чужом краю и грезящих о возвращении туда, где осталась их душа и где их духовная родина.

«Там счастье, друг! Туда! Туда! Мечта зовет! Там сердцем я всегда!». «Туда» не ходят поезда. Поэтому чеховские сестры никогда не смогут, купив билет, вернуться в утраченное прекрасное. Москва в «Трех сестрах» становится символом недостижимого счастья. В атмосфере пьесы сестры, «три сестры» начинают восприниматься как единый образ, символизирующий духовное родство. Сестры, как птицы, которые всегда возвращаются на родину, живут возвращением в родной город. Но в чеховском мире забыта дорога «туда». Подобно же птицам сестры продолжают лететь, хотя бы в мечтах, к своему Дому. В финале звучат слова о том, что надо жить... Надо жить..., жить в любой ситуации, даже когда жизнь тяжела, глуха и безнадежна. «Три сестры» завершаются признаниями. Люди в пьесах Чехова уезжают, уходят, прощаются, расстаются. Уходила и старая жизнь.

Об этом уходе Чехов рассказал в «Вишневом саде»(1904 год), завершающим его драматургию.

В заглавие «Вишневый сад» Чехов внес одновременно конкретное и обобщенно-поэтическое содержание. Вишневый сад - характерная принадлежность дворянской усадьбы, но и олицетворение Родины, России, ее богатств, красоты, поэзии. О нем говорят в пьесе почти все персонажи: Раневская, Гаев, Лопахин, Трофимов, Аня, Фирс. Но как различно говорят они о нем, какие разные стороны его видят!

Для старого слуги Фирса вишневый сад - воплощение барского раздолья, богатства. В его отрывочных воспоминаниях о той поре, когда вишневый сад давал доходы, когда знали способы, как мариновать, сушить, варить вишню - рабское сожаление об утрате барского благополучия.

У Раневской и Гаева с вишневым садом связаны интимные чувства и переживания. Для них он по-своему тоже олицетворение прошлого, но одновременно и предмет дворянской гордости, созерцательного любования, и напоминание об ушедшей молодости, утраченном беззаботном счастье. Отсюда и чувствительные интонации и слова Раневской, обращенные к саду: «о мой милый, мой нежный, прекрасный сад!», «...Я люблю этот дом, без вишневого сада я не понимаю своей жизни», «О мое детство, чистота моя!...»

Для расчетливого купца Лопахина в этом вишневом саду «замечательно только то, что он очень большой», что он «в умелых руках» сможет давать огромный доход. Вишневый сад у Лопахина тоже вызывает воспоминания о прошлом: здесь дед и отец его были рабами. Но с ним связаны у Лопахина и планы на будущее: разбить сад на участки, сдавать в аренду под дачи. Вишневый сад становится теперь для Лопахина, как прежде для дворян, предметом гордости, олицетворения его силы, его господства: «Идет новый помещик, владелец вишневого сада», «Вишневый сад теперь мой!».

Из воспоминаний Станиславского известно, что заглавие «Вишневый сад» в первом варианте звучало так: «Вишневый сад». Новый акцент весьма значителен: не коммерческий сад современных Лопахиных, а эстетический вишневый сад - атрибут «дворянских гнезд» и олицетворение красоты, богатства Родины.

Для студента- демократа Трофимова вишневый сад - воплощение крепостнического уклада жизни: «Подумайте Аня, ваш дед, прадед и все ваши предки были крепостники, владевшие живыми душами, и неужели с каждой вишни в саду, с каждого листка, с каждого ствола не глядят на вас человеческие существа, неужели вы не слышите голосов?...» Трофимов не разрешает себе любоваться красотой этого вишневого сада, без сожаления расставаться с ним, и внушает юной Ане такие же чувства.

Те мысли, которые выражены в словах Трофимова «вся Россия - наш сад» и Ани «мы посадим новый сад», несомненно, дороги самому Чехову.

Позицию писателя угадал М.Горький, когда говорил, что еще до личного знакомства с Чеховым, по его произведениям, составил впечатление об авторе как о бесстрашном судье жизни и людей. Не случайно Горький называл драматические его произведения «лирическими комедиями».

И «Вишневый сад» - лирическая комедия. В ней передал автор свое лирическое отношение к русской природе, и негодования по поводу расхищения ее богатств.

Сегодня, 100 с лишним лет со дня смерти А.П. Чехова во многих театрах мира идут его пьесы: в Москве, Париже, Лондоне, Нью-Йорке... Если вы спросите любого англичанина, театрального или нет - кто самый великий драматург в мире после Шекспира? - он скажет: «Чехов». И в репертуаре английских театров уже на протяжении многих лет вслед за Шекспиром второй по количеству спектаклей - Чехов. Почему его ставят? Почему его любят? Да, в Чехове есть загадка, но дело не только в этом. Все знают знаменитую чеховскую фразу: «Пусть на сцене будет также просто и также вместе с тем сложно, как в жизни. Люди обедают, только обедают и в это время слагается их счастье и разбиваются жизни». Кажется, что Чехов абсолютно прост. Но если бы в нем была только простота, то он не вызывал бы волнение у людей. В Чехове есть тайна, она влечет режиссеров, и они идут на самые необычайные эксперименты. Все его пьесы ставятся бесконечно на сценах мира. Чехов задевает, трогает, волнует и оставляет зрителя с неразрешимостью психологических проблем.

Очень важно понять, почему Чехова любят сегодня. Ведь все изменилось. Ушли старые ценности, исчезла духовная близость, но именно поэтому Чехов сегодня особенно существенен. В атмосфере нового русского капитализма, который ставит и решает новые задачи, Чехов является отдушиной. Когда ты читаешь или слышишь его текст, ты во власти его великого дара, который близок каждому человеку и сегодня. Чехов - гениальный драматург, создавший новую драму.



Библиография

  1. Бердников, Г.П. Чехов-драматург / Г. Бердников. - 3-е., доработ. и доп. изд. - М.: Искусство, 1981. - 356с.

  2. Бердников, Г.П. А.П. Чехов. Идейные и творческие искания / Г. Бердников. - 3-е изд., дораб. - М. : Худож. лит., 1984. - 511 с.

  3. Бычков, Ю.А. Лучший из людей /Юрий Бычков. - М.:Гелиос АРВ, 2004. - 320 с.

  4. Ермилов, В.В. А.П. Чехов / В. Ермилов. - М.: Худож. лит., 1953. -287 с.

  5. Ермилов, В.А. Драматургия Чехова / В. Ермилов. - М.: Худож. лит.,1954.-327с.

  6. Капитанова, Л.А. А.П. Чехов в жизни и творчестве : учеб. пособие для школ, гимназий, лицеев и колледжей/ Л. А. Капитанова - 3-е изд., - М.: «Торгово-издательский дом «Русское слово - PC», 2002. - 80 с.

  7. Полоцкая, Э.А. Пути чеховских героев / Э.А. Полоцкая. - М.: «Просвещение», 1983. - 96 с.

  8. Семанова, М.А. Чехов - художник / М.А. Семанова. - М.: «Просвещение», 1976. - 224 с.

  9. Чудаков, А.П. Мир Чехова. Возникновение и утверждение / А. Чудаков. - М.: «Советский писатель», 1986. - 384 с.

Составители: зав. читальным залом Н. Смирнова



зав. абонементом Н. Сановская






Чиновники создают работу друг для друга. Сирил Норткот Паркинсон
ещё >>