«Моя малая Родина» Номинация «Малый уголок великой России» Путеводитель по селу - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Моя малая родина 1 109.23kb.
Сценарий внеклассной межпредметной экологической викторины для учащихся... 1 49.42kb.
Моя малая Родина 1 300.24kb.
Эколого-краеведческий путеводитель по территории Венгеровского района 4 327.58kb.
«Моя малая Родина» 1 53kb.
Работа на районный этап областного конкурса: “Моя малая родина: природа... 1 41.64kb.
Осенний праздник "Малый уголок родины" Цели и задачи 1 79.59kb.
Конкурс «Моя малая родина: природа, культура, этнос» 1 54.16kb.
Итоги республиканского конкурса «Моя малая Родина» 2013г 1 73.15kb.
«Моя малая родина» 5 547.87kb.
«Моя малая Родина» 1 201.96kb.
Методические рекомендации по проведению выездных занятий по биологии... 1 236.08kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

«Моя малая Родина» Номинация «Малый уголок великой России» Путеводитель по селу - страница №1/1


Муниципальное образовательное учреждение Чумашинская средняя общеобразовательная школа.




«Моя малая Родина»

Номинация « Малый уголок великой России»

Путеводитель по селу
Автор: ученица 9 класса

Ильченко Екатерина

МОУ Чумашинская СОШ

руководитель

преподаватель истории

Краснослободская Лариса Ивановна.


2007

План.
І. Вступление.

ІІ. История возникновения села Чумашки.

  1. Происхождение названия села. Известные версии.

  2. Первые поселенцы. Условия жизни.

  3. Годы коллективизации в нашем селе.

  4. Организация партизанского движения.

  5. Великая Отечественная война в судьбах наших односельчан.

  6. Послевоенные годы.

ІІІ. Природа края.

ІV. Население.

1.Численность населения, этнический и религиозный состав.

2.Основные занятия населения.

3.Интересные люди нашего села.



V. Культура.

  1. Традиции и народные праздники.

  2. Духовная жизнь.

VІ. Современность.

І. Для каждого человека самым дорогим местом в жизни является то, где он родился, где прошло его детство, где живут близкие и друзья. Для меня родная сторона – это Чумашки, одно из старейших сёл Купинского района. Мне кажется, что здесь и солнце светит ярче, и небо голубее, и даже вода в озере самая чистая и прозрачная.



ІІ. Нашему селу уже более 300 лет. Меня всегда интересовала история села, в котором я живу. Однажды я решила заняться этим делом всерьёз. Когда я побывала у старожил села, то узнала для себя много интересного. Оказывается, что существует несколько версий относительно самого названия Чумашки. Кто-то считает, что давным-давно это место облюбовали для своих стоянок татары-кочевники. На берегу озера, возле леса, они ставили переносные жилища из шкур – чумы и жили, пока вокруг хватало кормов для скота. Наверное, от слова «чум» село могло получить такое название. А вот Черепанова А.М., прожившая всю свою жизнь в Чумашках, рассказала мне о том, что когда-то слышала от своих предков. Они считали, что село названо в честь одного из первых богатых жителей Чумашкина. Мне же самой более достоверной кажется другая версия, о которой я узнала в Купинском историко-краеведческом музее. Наше село, скорее всего, было основано семьёй Чумакиных, прибывших в Сибирь из-под Смоленска ещё на рубеже 17-18 веков. Отсюда и пошло такое название.

Долгие годы село Чумашки было одним из наиболее крупных населённых пунктов Купинской волости. В селе было две церкви, одна из которых носила очень красивое название – Троицкая. В ней составлялись метрические книги, позволяющие проследить изменения в составе населения окрестных деревень. Находилась эта церковь недалеко от нынешней столовой. К сожалению, от документов, хранившихся в церкви, ничего теперь не осталось.

В «Списках населённых мест Томской губернии» 1859года упоминаются старейшие сёла, входившие в состав Юдинской волости Каинского уезда и Новоключевской волости Барнаульского уезда Томской губернии. В селе Чумашки находилось 27 дворов, проживало 80 мужчин и 83 женщины.

Переселение крестьян в Сибирь во второй половине 19 века усиливается, вследствие отмены крепостного права и политики правительства, направленной на поощрение заселения слабо освоенных окраин. Переселенцы шли в Сибирь, чтобы обрести личную свободу и осваивать новые земли. В 1889 году был издан указ о крестьянах-переселенцах. Закон предусматривал выдачу путевых пособий и ссуд на заведение хозяйства, а также предоставление льгот по отбыванию повинностей на новом месте лицам, получившим разрешение на переселение. Приблизительно в это время приехали в село Чумашки в поисках лучшей доли семьи Ахмаевых из-под Саратова, Сухановых, Чичериных, Малышевых, Киргинцевых. В селе проживало уже не первое поколение Агеевых, Каратаевых, Кошедовых, Федосеевых. Село росло и хорошело, переселенцы старались скорее обжиться на новом месте. Первое время было, конечно, нелегко. Приходилось жить и в землянках, и в домах, которые делали из пластов нераспаханной никогда никем земли. Кто старался, много работал, стремился преодолеть все трудности, скоро стали иметь лошадей, коров, овец, покупать сельскохозяйственные машины. Большим подспорьем была рыбалка, охота. Ведь совсем недалеко от нашего села находится озеро Малые Чаны. А само село тоже окружено озёрами - Чумашинским и Полуденным (Горьким).

Жизнь стала постепенно налаживаться. Наше село, как и все другие, не стояло в стороне от тех событий, которые происходили в стране. Это и первая мировая война и все другие потрясения, выпавшие на долю нашего народа. Мужчины нашего села тоже были на фронтах первой мировой войны. Позже именно эти люди станут одними из организаторов партизанского отряда для борьбы с Колчаком. Солдаты, уставшие от бесполезной и никому не нужной войны, стремились домой, где их ждали семьи, земля, оставшаяся без хозяев. Никому не хотелось отдавать свои жизни, мёрзнуть в окопах, терпеть оскорбления офицеров. Политическая система дала трещину, в феврале 1917года свершилась буржуазно-демократическая революция, а война ещё продолжалась. Только после победы Октябрьской революции был подписан Декрет о мире. Простые солдаты хотели быстрее вернуться к мирной жизни.

А в огромной стране было очень неспокойно, началась гражданская война. Она шла, неся с собой повсюду хаос и безвластие. Докатилась гражданская война и до Сибири. С июня по ноябрь 1918года был период господства в Сибири необузданной контрреволюционной власти: сначала Временного Сибирского правительства, созданного эсерами и кадетами при поддержке Чехословацкого корпуса, затем Директории, и, наконец, кровавая диктатура Колчака, отражавшая интересы монархистов, буржуазии и других государств.

Советы были уничтожены, введены военно-полевые суды, каравшие за выступления и забастовки смертной казнью и каторгой. Колчак установил жесткий режим, сопровождавшийся массовыми порками и расстрелами, у крестьян забирали последнее.

В Сибири развернулось мощное партизанское движение, шла ожесточённая борьба. Особенно широкие размеры приняли восстания в Кулундинской степи. Народ был очень недоволен Колчаком. В нашем селе скрывалось много солдат, которые не хотели служить в колчаковской армии. Бывшие фронтовики, участники первой мировой войны, стали собираться вместе и обсуждать свои дальнейшие действия. Среди них были:

Антонов Ф.И., Земцов Н.Н., Поршнёв Г.Д., Рычков Я.П., Волгин А.В., Зобнин Г.П., Зобнин Н.Е., Тузов А.Г. и Авдеев Г.Е. Постепенно пришли к выводу, что нужно самим вести борьбу с колчаковскими порядками, организовывать свои силы. Выступления Волгина и Земцова оказали решающее влияние на остальных. Было принято решение об организации партизанского отряда, командиром выбрали Антонова Ф.И., а комиссаром Земцова Н.Н. Стали связываться с фронтовиками из других деревень. Сначала отряд был небольшой, в него входили надёжные фронтовики как из Чумашек, так и из Вороновки, Новоказарино, Злыдоревки, Лягушей стали собирать силы для поднятия восстания, численность отряда достигала 300 человек. Но вооружение было скудное. Кузнец Полищук Ф.А. стал ковать пики. Партизан разбили на четыре взвода во главе с Лениным В.А., Лаптевым А.Ф., Жикиным и Коченевским И.В., а также комиссарами Ларченко Ф.А., Кишевникова З.А. и Зобниным Н.Е.. на площади села, около церкви, провели митинг. На нем было объявлено о ликвидации колчаковской власти в Чумашках. Весть быстро облетела соседние села. Стало приходить пополнение даже из соседних районов. Вооружились кто чем мог. Для уничтожения партизанского отряда был направлен вооруженный карательный отряд колчаковцев численностью 400 человек под руководством поручика Михеева. Партизаны решили дать бой в низине между Злыдоревкой, Копкулем и Новоказарино. Но перед этим две разведательные группы попали к карателям. Пленных связали и отправили в Купино, допрашивали по одному, пытали. Не мучили одного Ахмаева. Командир отряда карателей Савицкий был его родственником и надеялся выведать у него сведения о партизанах. Но у него ничего не вышло. На рассвете все были заколоты штыками. Ночью пришел в себя только Ахмаев, он трое суток полз до Чумашинской заимки. Потом его подобрали жители Чумашек, скрывали в камышах, лечили. Партизанский отряд был введен в бой. Очень тяжело было держаться против хорошо вооруженных карателей. Редели ряды партизан, они потеряли много убитыми и раненными. Партизаны держались геройски, но вечером им пришлось отступить в сторону Здвинского района. Позднее оставшиеся из них влились в Каргатский полк повстанческой армии. После отступления партизан нашлись предатели, которые показали на места жительства партизан, белогвардейцы жестоко с ними расправились. На глазах детей и жены был расстрелян во дворе своего дома кузнец Полещук Ф.А.. На площади расстреляли ПоршневаГ.Д., Агеева А.А., Тузова А.Г., Зобнина Н.Е., Рычкова Я.Т.. Еще 9 партизан были увезены и расстреляны после пыток. Избы многих партизан были сожжены, а родственники подверглись публичной порке. В ноябре 1919года Красная Армия освободила сёла. Двадцать четыре партизана, расстрелянные карателями, были свезены в Чумашки и похоронены в братской могиле в центре села.

Позже здесь поставили памятник с именами погибших партизан. За памятником всегда ухаживали учащиеся нашей школы. Сюда приходили и приходят родственники тех, кто хотел завоевать своим потомкам лучшую жизнь. В сентябре 2006 года был установлен и освящён новый памятник на месте прежнего. Очень хотелось бы, чтобы жители села всегда помнили и

чтили память погибших партизан.



Улеглись революционные бури, но раны, нанесённые, ими болели ещё долго. В 20-е годы на село обрушилась коллективизация, которая сопровождалась раскулачиванием. Не минула эта участь и Чумашек. Черепанова А.М. рассказывал о том, как в эти годы был несправедливо наказан её родственник Филипп Поршнёв. Председатель свёл с ним личные счёты. Ф. Поршнёв работал бухгалтером в колхозе и не мог спокойно смотреть на то, как председатель ящиками забирает домой со склада сливочное масло. А ведь кругом в селе люди жили очень плохо. Однажды он поставил один ящик на счёт председателю. В результате пятеро детей остались без отца. А справедливость так и не была восстановлена. Конечно, это далеко не единичный пример.

В 1926 году в селе Чумашки числилось 177 хозяйств, проживало 933 человека, из них 458 мужчин. Был в селе сельский Совет, школа первой ступени, изба-читальня, маслозавод.

В 1936 году в состав Чумашинского сельского Совета входило 4 населённых пункта. В нашем селе в то время находилось два колхоза: «Красный трудовик», председателем был Брюханков и колхоз «Красный партизан», председателем был Плетнёв.

Люди стали понемногу привыкать к колхозам, к новой коллективной жизни. Но пришла новая беда. Летом 1941 года страшная весть облетела всю Россию, не обошла она и наше село. Мужчины стали уходить на войну. В эти тяжёлые дни все тягости жизни взвалили на свои плечи женщины, подростки, дети.

На разных фронтах воевали наши земляки, защищая свою Родину.

Чумашинский парень В. Чичерин мечтал стать учителем, а не военным. Но война изменила все планы, он командовал полком, дивизией, окончил военную академию имени Фрунзе, стал генералом.

Наше село дало стране ещё одного генерала. Василий Андреевич Андреев рос в большой семье сельского рабочего-маслодела. Всегда мальчик стремился к знаниям. Учась в сельской начальной школе, он перечитал все книги из библиотеки местного священника. Был он и батраком. Когда немного подрос, познакомился с революционными идеями. Их привезли солдаты, возвратившиеся с первой мировой войны. В числе первых вступил в комсомол, возглавлял в селе ячейку. Затем закончил в Купино курсы партийно-комсомольских работников. Был начальником милиции и угрозыска в соседнем районе. Службу в армии начал с артшколы, потом готовился поступать в вуз, закончил совпартшколу, институт марксизма-ленинизма, институт красной профессуры. Василий Андреевич был инспектором Главного политического управления Красной Армии, руководил кафедрой истории в военно-политическом училище имени В.И.Ленина в Москве.

На фронт попал в августе 1941 года, оборонял Гомель, 18 сентября оказался в окружении и с небольшой группой пробился к партизанам. Командовал отрядом имени Баумана, возглавлял штаб отрядов Выгоничского района на Брянщине, руководил политическим отделом партизанских отрядов Брянских лесов. В 1943 году был назначен на должность командира партизан Молдавии. После того, как в 1944 году партизан соединили с частями Советской армии, Василия Андреевича назначают сначала заместителем, а потом начальником штаба партизанского движения Украины и начштаба этого движения при Военном Совете 4-го Украинского фронта. Он принимает активное участие в руководстве и партизанским движением в Чехословакии, Венгрии, Румынии. 6 августа 1944 года ему было присвоено звание генерал-майор. После войны преподавал в Военной Академии имени М.В.Фрунзе. Написал книги «Народная война», «Моряк». В 1947 году ушёл Василий Андреевич в запас, учился дальше. Получил учёную степень кандидата исторических наук. Умер в 1978 году, похоронен в Кишинёве, его именем назвали школу в Белоруссии, был Почётным гражданином Братиславы.

Всё дальше от нас война, всё меньше остаётся в живых очевидцев тех страшных событий, людей, защитивших нашу страну и весь мир от фашизма. Сейчас в нашем селе осталось только два ветерана Великой Отечественной войны. Это Чумакин А. и Фенькин Н.М. Нам очень повезло, что эти люди живут рядом с нами и могут рассказать о себе, о своей нелёгкой жизни, о событиях, которые им пришлось пережить.



Фенькин Николай Матвеевич родился в селе Лукошино Купинского района в 1925 году. Первого января 1943 года пошёл на фронт, служил в кавалерии. Восемнадцатилетнему пареньку повезло - на протяжении всей войны не был ни разу ранен, несмотря на то, что прошёл он немало- Белоруссию и Литву, Восточную Пруссию и Германию. Награждён медалью за взятие Кёнингсберга. Участвовал во встрече с американцами на Одере. Николаю Матвеевичу не раз приходилось видеть Жукова. С Рокоссовским он знаком был лично. Причём знакомство у них было довольно необычное. Младший сержант Фенькин развозил полевую почту, вдруг сзади слышит:

«Солдат, ты письма растерял»,- он оглянулся и увидел Рокоссовского с письмами в руках. Конечно, солдат сильно испугался, а тот улыбнулся, подал почту и пошёл дальше. Вообще, как говорит Николай Матвеевич, повезло ему очень на войне, из многих трудных боёв он возвращался живым, судьба всё время его хранила. А отец и брат с фронта не вернулись. После войны служил он ещё два года связным.

В 1947 году вернулся в родное село Лукошино. На молодого весёлого парня стали заглядываться девушки. Фенькин Николай всегда был душой компании. Ведь ещё до войны он научился играть на гармошке.В 1949 году он женился. В те времена в Лукошино не было школы и работали в совхозе за трудодни, а вот по соседству - в Чумашках- и школа была , и в совхозе люди деньги зарабатывали.

В 1958 году семья Фенькиных переезжает в Чумашки. Всего за год они отстроили небольшой дом, поднялись на ноги. О трудолюбии и ответственности Николая Матвеевича говорит медаль за Трудовую

Доблесть. В 1985 году он пошёл на пенсию. Сейчас Николай Матвеевич живёт со своей дочерью. В свои 82 года он по-прежнему молод душой, любит вспоминать прожитые годы и с оптимизмом смотрит в будущее.

В нашем селе в 1988 году был открыт мемориальный комплекс - высокая,

слегка изогнутая дугой стена.



На ней закреплены плиты с именами наших земляков, погибших в борьбе за Советскую власть и в годы Великой Отечественной войны. Находится этот памятник рядом со школой. Инициатором его создания был Василий Фёдорович Ластовецкий, который в то время занимал должность директора совхоза «Приозёрный». Оказывается, в течение трёх лет он сам лично занимался изготовлением металлических букв. Всего их нужно было изготовить более трёх тысяч! Долгое время Василий Фёдорович занимался заготовкой мраморных плит, кирпича, других необходимых материалов. Ведь в 80-е годы достать всё это было совсем нелегко. Огромная работа была проделана по уточнению списков погибших односельчан. Когда было всё приготовлено, памятник удалось установить в течение лета. С тех пор каждый год 9 мая все жители села собираются здесь на митинг, чтобы почтить память тех, кто отстоял свободу нашей Родины.

Долго приходила в себя сибирская деревня после войны. Очень трудно жилось всем, но ещё труднее тем, кто потерял близких.

Вот таким увидел наше село в послевоенные годы будущий писатель Пётр Дедов. Свои впечатления позже он отразил в книге «Святозары».

* * *

Своего прадеда Арсентия Безродных я застал в живых. Было ему в ту пору больше ста лет. Хорошо помню поездку с бабушкой Федорой (его дочерью) на лошади в село Чумашки, где он жил. Было это сразу после войны.



Село поразило своей необычностью. Маленькие глинобитные избы были разбросаны в беспорядке по песчаному берегу озера. Эти жалкие лачуги напоминали жилища первобытных людей, как их изображали в школьных учебниках.

Избёнка прадеда, полутёмная, об одном оконце, с земляным полом и глиняными щелястыми стенами повергли в шок даже меня, живущего в безотрадной бедности. Вся домашняя утварь, все эти горшки, кувшины, миски, кружки и даже ложки из обожжённой глины. И сколько я не зыркал я по сторонам – в этой избе не нашёл ничего металлического, стеклянного, или хотя бы деревянного: даже вместо стола стояла каменная тумба, а лежак был выложен из самана.

- Шибко уж бедно живут, - шепнул я бабушке Федоре. Когда мы приехали, изба была не заперта, и в ней никого не было.

- Знамо дело, что бедно, - отозвалась бабушка.- Откуда ему, богатству-то быть? Хлебушко здесь родит худо, скотинёшку тоже водить не с руки – земля, вишь, неудобная, солонцы сплошь. До войны рыбалкой жили, а сейчас и рыбачить некому…

Вскоре появились хозяева: маленький лысый старичок и такая же маленькая старушка (после бабушка пояснила, что Арсентий пережил трёх старух, эта четвёртая. А когда я спросил, почему все встреченные в селе люди такие малорослые, она ответила однозначно: «От скудного питанья. Возьми северные народы, эскимосы там разные…»).

Ах, кулига тебе греха! – затопотал, заплясал вокруг нас увёртливый старичок.- Вы дак прямо как баре – на своей коняге… А это што с тобой за добрый молодец? – Старичок подбежал ко мне, холодной и цепкой, как птичья лапка, рукой взъерошил волосы. – Не Петька ли, Павла сынок, такой вымахал? Дак, кажись, вчера я на руках его тетешкал, он ишо за пазуху умудрился мне напрудить…

- Бежит, тятя, времечко, - вздохнула бабушка и перекрестила его, поцеловала в лысину.

- Ты, дак, вроде и не стареешь – всё бегом да вприпрыжку.

- А што мне годы, - задорным петушком приосанился дед, - годы не уроды! Мне вот как с рождения накрутили пружину, так и прыгаю без роздыха…

Помню ещё, как плавали с дедом рыбачить на утлой лодке-плоскодонке, из которой приходилось без роздыха вычерпывать воду такой же, кака лодка дырявой галошей.

А мне всё не терпелось спросить у деда, правда ли, как говорила бабушка Федора, видел он царя?

- А как же, видал, - охотно отозвался дед.

- Шибко он страшный? На картинах рисуют – лупоглазый такой,

с розгами.

-Да нет, вроде человек как человек, - дед явно не умел хоть что-нибудь подсочинить для интереса. – Я, правда, издалека его видел. Это когда мы из Болгарии возвращались, с турецкой войны… Нас много, солдатни – то, идём, горланим « ура», а он сидит на коне… без шапки…

Помню, ещё один вопрос назойливо вертелся у меня на языке, и я ляпнул с детской непосредственностью:

- Дедушка, а тебе пожить ещё охота? Старик не удивился, ответил сразу, словно давно ждал этого вопроса.

- Пожить-то, отчего бы не пожить, да робить, вишь, не могу больше… А так, чужим трудом – какая это жисть?..

«Это и есть главное открытие – жить только своим трудом, которое сделал старик за свою столетнюю жизнь? – удивился я, - так об этом в школе с первого класса начинают долдонить…»

Много с тех пор минуло лет, многое позабылось. И, наверное, я, тринадцатилетний мальчишка, не умел тогда думать так, такими словами, какие пишу сейчас. Но остались в памяти еле уловимые ощущения, связанные с поездкой к древнему прадеду, таинственный смысл жизни которого так мучительно хотелось разгадать.

В ноябре 1950 года два колхоза в селе Чумашки были оъеденены, к ним присоединились колхоз «Свободный труд» (деревня Злыдоровка) и «Новый путь» (деревня Тополёво). Новый колхоз назвали колхозом имени Маленкова, председателем выбрали Киреева Якова Денисовича.

На 1 января 1953 года в Чумашинский сельский Совет входили следующие населённые пункты: Чумашки, Злыдоровка, Тополёво, Столбик, Орловик, Тополёвик. С 1955 года все эти деревни стали входить в Копкульский сельский Совет, так как в 1954 году два Совета были объединены.

В 1962 году на базе отделения совхоза «Чаинский» был образован совхоз «Приозёрный», до этого входивший в этот совхоз. Нынешний 2007 год юбилейный для наших односельчан, многие из которых работают теперь уже с 22 ноября 2006 года в ОО «Озёрное». Все эти 45 лет хозяйство занималось откормом КРС и было единственным в районе как, впрочем, и остаётся, хозяйством, работающим в этом направлении. В нашем селе живут замечательные люди, которые всегда умели трудиться, и сейчас стараются добиться хороших результатов. Руководит хозяйством Веде А.И.. Он всегда отмечает добросовестное отношение к труду своих рабочих.

III. Современные Чумашки – одно из самых красивых сёл района. Село расположено на юго-востоке Новосибирской области.



Наш край – это одна из древнейших низменных равнин мира. Гривы, увалы, плоские междуречья, широкие долины рек... Где-то извергаются вулканы, содрогается земля, яростно обрушиваются на берега цунами, приносящие всесокрушающие ураганы. А у нас – тишь да гладь. И, кажется, так было всегда. Территория села представляет собой сглаженные гривы небольшой высоты и протяжённости. Издавна радуют жителей два небольших озера – Горькое и Чумашинское, правда, сейчас вода в них не пригодна для купания, но зато наши озерца служат пристанью для уток, гусей. Нередко здесь можно увидеть пеликанов и журавлей. В тихой заводи каждую весну гнездятся величавые и гордые лебеди под беспокойные крики белых чаек. А сколько живого в этом маленьком приозёрном мире. Это и ондатра, и серая цапля, и камышовый лунь, и бесчисленное множество разнообразной мошкары.

Неподалёку от села расположены леса, в которых прячутся от людских глаз боязливые косули, хитрые лисицы, барсуки, а также ушастый ёжик, частый гость в деревне.

Так как Чумашки находятся в зоне лесостепи, здесь много мышевидных грызунов, сусликов, тушканчиков, хорей и зайцев.

На территории села встречаются птицы и животные, находящиеся на грани исчезновения (барсук, орлан белохвостый), поэтому для контроля за охотой и рыбной ловлей ещё в 1995году был организован заказник «Майское утро».

Климат Сибири очень суров и своеобразен. Среднегодовая температура воздуха в июле +19,4С, а в январе – 19,4С, годовое количество осадков равно 280-300мм. Это в значительной мере влияет на скудность растительного мира и небольшое разнообразие животного. Но человек, родившийся в этих краях, не может не любить знакомые с детства места, к которым привыкаешь, как к родному дому. Всё здесь знакомо, мило сердцу. Ведь ничто не может сравниться с красотой берёзовой рощи, искрящейся инеем или шелестящей первой листвой, бескрайностью полей, бирюзовым небосклоном, бесконечно высоки и нежным, озарённым золотым шаром солнца. Разве это не прелесть? И только человек светлой души может увидеть прекрасное в неприглядной сибирской природе. Настоящая красота – это не экзотические цветы и пышная растительность, а простая и скромная картина, способная согреть душу, наполнить её радостью, верой в будущее и стремлением к жизни. В мире есть страны, где природа ярче наших лугов и полей, но родная красота для нас самая дорогая. Она живёт в нашем сердце, пока живы мы.

В нашем селе три улицы – Центральная, Озёрная и Зелёная, красивые дома, многие из которых благоустроенные, большая двухэтажная школа,

замечательный уютный детский сад,



хороший медпункт,



недавно была открыта современная мельница,



построена новая дорога, связывающая наше село с районным центром. Но главное богатство – это люди нашего села. Ведь не зря сказал М.Пришвин: «Всё прекрасное на земле – от солнца, и всё хорошее – от человека».

IV. Этнический состав нашего села довольно разнообразен. Кроме первых переселенцев из Центральной России, население пополнилось за счёт приезда репрессированных немцев из Поволжья в годы Великой отечественной войны. Несмотря на суровый климат, своеобразие жизненных устоев коренного чалдонского населения, все они прижились у нас в селе. Нужно отметить, что в годы массового отъезда на историческую родину в Германию из нашего села не уехал почти никто.

В 70-е годы, после ликвидации деревни Злыдоровка, многие семьи переехали в Чумашки. И здесь они стараются держаться вместе. Сейчас в селе есть улица Зелёная, которую в народе чаще называют Злыдоровской.

В трудные для нашей страны 90-е годы, в период распада СССР, в селе поселилось много семей из Киргизии – бывшей союзной республики. Руководство совхоза «Приозёрный» с пониманием отнеслось к вынужденным переселенцам, помогло построить им дома. Интересно то, что эти семьи поддерживают между собой боле тесные отношения, хотя все они смогли достаточно быстро адаптироваться на новом месте, показали себя трудолюбивыми работниками, хорошими хозяевами.

В настоящее время население села невелико, Здесь проживает 288 мужчин, 299 женщин, 60 школьников и 40 детей дошкольного возраста.

В основном люди работают в хозяйстве, где занимаются животноводством, выращивают хлеб. Растениеводство в акционерном обществе развито ровно настолько, сколько необходимо, чтобы обеспечить кормами животноводческую отрасль. Свиноводство в «Озёрном», пусть и без особого размаха, существует уже не первое десятилетие. В отличие от других хозяйств района, в нашем регулярно выдают заработную плату. Большим подспорьем селянам всегда было и остаётся личное подсобное хозяйство.

Часть населения занята в бюджетной сфере: в школе, в Доме культуры, в медпункте, детском саду, в котором благодаря стараниям заведующей была открыта вторая группа. Теперь малыши, которые находились дома, с удовольствием посещают садик. Кроме того, появились дополнительные рабочие места. Майнгер А.Р. работает с детьми уже 27 лет. Антонина Романовна – депутат районного Совета. Она душой болеет за село, за коллектив, за своих подопечных. Старается создать все условия для всестороннего развития и воспитания детей. Поэтому малыши довольны, а их родители спокойны.



Силами работников детского сада создан небольшой музей – часть старинной русской избы.



В нашем селе проживают замечательные люди.

Каждый день по дороге в школу я прохожу мимо старенького домика с голубыми ставнями, в котором живёт обычая пожилая женщина с судьбой, похожей на судьбы тысяч российских женщин, перенёсших и тяготы военного времени, и послевоенную разруху. Это Смирнова Мария Павловна.

Родилась она в 1929году. На её долю выпало тяжёлое военное детство, о котором баба Маша рассказывает со слезами на глазах. В 1936 году пошла в школу. Когда исполнилось 9 лет, осталась без мамы. Девятилетняя Мария и её семилетний брат Саша жили с отцом. Но в 1941 году началась война, отца забрали на фронт. Дети остались совсем одни, им было очень тяжело, работали наравне со взрослыми в поле и дома. Некому было помочь, подсказать, посоветовать. Некому было приласкать, пожалеть. Слушая Марию Павлову, я даже не могла представить, как сумели выжить эти дети в такое тяжёлое время. Есть, было, нечего, надеть тоже. И только письма с фронта, которые писал отец, придавали силы и вселяли надежду: вот вернётся папа – будет легче. Но судьба нанесла детям ещё один страшный удар – пришла похоронка на отца. Мария Павловна сама не понимает, как они с братом пережили это горе. Даже весть о победе не стала настоящей радостью для детей, потому что война забрала у них самого дорогого и близкого человека. Только спустя много лет после войны, в 1972 году, Мария Павловна получила письмо от следопытов, из которого узнала, где похоронен её отец. На этом месте сейчас установлен памятник, фотографию которого она бережно хранит в своём семейном альбоме.

Дальнейшая судьба Марии Павловны сложилась хорошо. Она вышла замуж, прожила со своим мужем много лет, они вырастили двух дочерей. Дети и внуки не забывают, приходят, помогают. Сейчас Мария Павловна живёт одна в своём домике. Оставшись без мужа, она стала писать стихи, по которым можно проследить весь её жизненный путь.

Родилась в двадцать девятом

Не одна я, нас двое с братом.

Мама рано умерла,

Было ей всего тридцать два.

Вскоре к нам пришло второе горе:

На нас обрушилось война.

Ушёл на фронт наш папа,

Осталась с братом я одна.

Совсем разуты и раздеты

Остались в доме мы пустом.

Тогда и сами мы не знали,

Через какое горе мы пройдём.

Никто про нас не вспомнил,

Никто нас не приветил.

Никто не проводил,

Никто не встретил.
Эта скромная женщина с добрым сердцем и большой душой всю жизнь прожила в нашем селе и посвятила ему такие стихи:

Здравствуй, родина моя.

Мои леса, моя земля

И дорога вдоль села,

Родная улица моя.

Ещё я хочу рассказать о директоре нашей школы – Батыгине Владимире Александровиче.



Человек это очень интересный, энергичный, целеустремлённый. У него есть замечательное увлечение – резьба по дереву. В 1993 году он собрал ребятишек с 5 по 11 класс и предложил им посещать кружок «Умелые руки». Специальности Владимир Александрович не обучался. А унаследовал он навыки резьбы по дереву от своего отца-столяра, который часто брал работу на дом, разжигая искры любопытства и интереса в сыне.

Этот кружок был необходим, чтобы занять детей в вечере время. Пару лет он существовал неформально, а в 1995 году был оформлен официально. На всём протяжении его существования желающих научиться столь интересному делу было много, но останавливала острая нехватка инструментов. Поэтому воспитанники Владимира Александровича многие инструменты стали делать своими руками. Наряду с практическими навыками школьники получают теоретические сведения по истории русского ремесла. Наверное, не каждый знает, что изначально означало выражение «бить баклуши», а вот любой кружковец с важным видом сообщит: «Это значит – вырезать основу для деревянной ложки». Наряду с резьбой мальчишки изготавливают табуретки и полки, шкафчики и ложки. Часто изделия остаются в семье или дарятся друзьям в качестве сувениров.

Сам Владимир Александрович учился по книгам, ездил на курсы усовершенствования, чтобы дать более глубокие знания детям. Сейчас он признаётся: «Некоторые мои ученики превосходят меня в мастерстве, и я горжусь этим». С удовольствием мастер рассказывает о своих лучших учениках: Каратаеве Дмитрии, Крупине Алексее, Перевалове Сергее. Не раз эти парни участвовали в районных конкурсах и возвращались с грамотами.

Но работа с кружковцами для Владимира Александровича – это хобби, а основная его работа – школа, должность директора. За последние несколько лет наша школа буквально преобразилась: в столовую была приобретена обеденная зона на 80 персон, в коридоре постелен линолеум, полностью отремонтирован спортивный зал. Полгода назад купили дорогостоящий музыкальный центр, большой телевизор общей стоимостью 25 тысяч рублей. Уже давно Владимир Александрович просил помощи у администрации в покупке гусеничного трактора, помочь, конечно, пообещали, но время поджимало. Тогда Владимир Александрович в воскресенье, на Пасху, пошел по дворам занимать деньги и собрал – таки 50 тысяч рублей. При помощи администрации и односельчан школа приобрела гусеничный трактор. И на удивление всех уже в течение года удалось рассчитаться с долгами, получив хороший урожай и часть собственных средств. С появлением денег за зерновую продукцию, педагогический коллектив школы решил, что они должны идти на премирование победителей в спортивных соревнованиях, районных олимпиадах. Пока эти премии не велики, но зато это первые честно заработанные школьниками деньги. Они дают стимул к победе.

Кроме того, Владимир Александрович – хороший педагог. Он преподает историю и обществознание. У многих учеников он самый любимый учитель. Наверное, его секрет - нестандартные уроки, индивидуальный подход, простой и доступный язык, которым он объясняет новые темы и большое количество примеров из жизни, материала для самореализации и размышления.

Если бы в нашем селе было побольше таких людей, жизнь стала бы ярче, интереснее.

V. Во времена существования церкви в Чумашках было много хороших христианских обычаев и традиций, о которых вспоминает Черепанова Анастасия Михайловна.



На Рождество в село из соседних деревень съезжались верующие люди. Священник шел без верхней одежды с крестом в руках на озеро и выдалбливал им прорубь, со всех сторон люди везли воду в берестяных бочонках – туесках, чтобы освятить ее. А сельская молодежь рядилась и ходила дружною толпой колядовать. Песнями, шутками и прибаутками славили хозяев, поздравляли с Рожеством Христовым, в благодарность те угощали их выпечкой или давали копеечку. Но, наверное, самое интересное и загадочное – это рождественские гадания. Молодые незамужние девушки гадали на суженых: бросали за ворота валенки, топили воск, пытались увидеть свою судьбу в зеркале.

После холодов наступает Масленица. В старину все люди собирались на главной площади посреди села, водили хороводы, пели песни, угощались масляными блинами, а в завершение праздника жгли соломенное чучело, наряженное в яркую одежду.

А на Пасху мужчины и дети с раннего утра и до двух часов дня уходили в церковь на службу, а женщины готовили шанежки с морковью, тыквой или свёклой, куличи в форме креста, творожные паски, красили яйца луковой шелухой и травой-серебрянкой, которая росла за селом.

В ночь на Ивана Купалу жгли большой костер на поляне недалеко от Чумашек, плели венки, пели песни, играли в задорные игры.

Многие из этих традиций сохранились и в наше время, хотя сейчас они являются скорее просто развлечением, нежели соблюдением старинных обычаев.

Из рассказа Анастасии Михайловны мы узнали, что переселенцы, приезжавшие в село на постоянное место жительство, старались не забывать всё то, что умели делать раньше и применяли свои умения на новом месте.

Ещё до революции чумашане ездили в Барабинск на ярмарку, привозили оттуда жакетки, шелковые и кашемировые шали. Сами они выращивали лён, коноплю. Изготавливали ткани. Пряли шерсть, красили, потом делали клетчатые одеяла, шили зипуны с башлыками, которые подвязывали цветными опоясками. Ткали ковры, скатерти, полотенца. Полотенца и скатерти украшали вышивкой, чаще всего использовали чёрный и красный цвета. Чтобы полотенца становились белыми, женщины выкладывали их зимой на снег.

Мужчины тоже умели делать многое, зачастую они были сразу плотниками, сапожниками, жестянщиками. Не любили в селе пьяниц, с уважением относились к тем, кто умел и любил трудиться.

Центром духовной и культурной жизни нашего села в первую очередь является школа и, конечно же, Дом культуры.

Первой в нашем селе была церковно-приходская школа, построенная на пожертвования прихожан по инициативе священника Аболенского. Находилась она на том месте, где сейчас располагается школьный огород. Открылась она в конце XIX века и была трёхклассной. Уже перед самой революцией открылся ещё один класс – 4. Учителями этой школы были Анна Константиновна и Сергей Александрович Поповы. Работали они здесь долгое время, а потом, перед войной, их перевели в Новоключи.

В начале 30-х годов в здании церковно-приходской школы открылась семилетняя школа. Её директором была Коробко Мария Карповна. Здесь учились дети из Копкуля, Вороновки, Злыдоровки, Новоказарина, Новорозина, Горнасталей и Лягушья. До войны в этих деревнях были только начальные школы.

В 1959 году в школе открылась восьмилетка, её директором стал Николай Митрофанович Бронь.

Нынешнее здание школы построено в 1968 году, первый её директор – Яковенко И.И. Одними из первых педагогов были Дмитриевы Лидия Давыдовна и Владимир Александрович. В 1969 году школу окончили первые выпускники, тогда ещё восьмилетней школы. В их числе была наш учитель – Фенькина Вера Павловна.

1974 год стал годом открытия средней школы в селе Чумашки. В 2004 году школа отпраздновала сразу два юбилея – 35-летие зданию школы и 30-летие средней школы. За 38 лет своего существования Чумашинскую школу закончили 548 выпускников.

В нашей школе на высокий уровень поставлена воспитательная работа: проводятся вечера отдыха для учащихся, интеллектуальные игры, встречи с интересными людьми, традиционны вечера встреч с выпускниками.

Не остаётся в стороне и Дом культуры. Стараниями его работников досуг селян стал более интересным.

VI. Село наше красивое и по сибирским меркам не такое уж и маленькое. И всем людям, которые живут в нём, очень хочется, чтобы оно справилось с существующими проблемами. Любое село живёт дольше, пока в нём есть школа, детский сад, медпункт, хорошее и крепкое хозяйство, нормальная экономическая обстановка.

В настоящее время одним из центров всей культурной жизни села является школа. Но демографическая ситуация у нас непростая. Всё меньше становится учеников, всё чаще молодые семьи уезжают в город, а кто-то просто не может позволить себе иметь ещё детей, понимая, как в наше время трудно поднять их на ноги, дать достойное образование. И самому селу с этой проблемой не справиться, нужна поддержка государства. Мы знаем, что сейчас уже есть специальные программы государства для изменения демографической ситуации в стране.

Но главное, чтобы люди сами стали по-другому относиться к многодетным семьям, ведь иногда вполне обеспеченные люди просто не хотят ничем жертвовать в ущерб себе, своему здоровью и достатку.

В селе у нас стоит хороший двухэтажный Дом культуры, который, к сожалению, не отапливается полностью. Большое здание постепенно рушится, а ведь клуб на селе играет огромную роль. Куда ещё идти сельской молодёжи, как не сюда?

Хотелось бы затронуть и проблемы экологии, которые тоже имеют место быть. Ни для кого не секрет, что мы привыкли потребительски относиться к природе, брать от неё всё, что можно взять. Это касается неконтролируемой рубки леса, часто в лесу остаётся очень много мусора. Постепенно меняется состав растительного и животного мира в таких лесах. Многие виды животных исчезают, мигрируют в другие места. Чем меньше вокруг нас лесов, тем хуже воздух. Для лесостепной зоны характерна ветровая эрозия.

Разрушению травяного покрова способствует чрезмерный выпас скота. Пыльные бури приносят невосполнимые потери плодородного слоя почвы. Важно грамотно обрабатывать почву, использовать грамотные способы обработки.

Всё больше потребляется людьми воды, важно правильно и с пользой тратить водные ресурсы, особенно в засушливые годы.

Сплошная дымовая завеса стоит над нашей деревней весной, когда сжигают навозные кучи, находящиеся совсем не далеко.

Недалеко от нашего села находится озеро Малые Чаны. Не раз селянам приходилось видеть, как отдыхают там приезжие люди. После них часто остаётся много мусора, а в самом озере иногда находят много стекла, битых бутылок, консервные банки. Нельзя не сказать и о рыбаках. Иногда, ставя сети, они про них забывают, а там скапливается большое количество мёртвой рыбы, что наносит прямой урон озеру и окружающей среде.

Решение многих проблем в руках самих селян. В первую очередь мы сами должны позаботиться о том, чтобы людям вокруг жилось лучше, интереснее, дышалось легко и свободно.






Литература.

1. Дедов П.П. Светозары . Новосибирское книжное издательство.1990г.

2.Зверев В.А., Кузнецова Ф.С. История Сибири. Хрестоматия Новосибирск «ИНФОЛИО» 2003г.

3.Исупов В.А., Кузнецов И.С. История Сибири. Учебник для 9 класса.

Новосибирск «ИНФОЛИО» 2005г.

4.Кравцов В.М., Донукалова Р.П. География Новосибирской области.

Новосибирск «ИНФОЛИО-пресс» 2000г.

5.Крестелев В. Е.На Купинской земле. Новосибирск 2004г.



6.Воспоминания старожилов.







В пустую голову входит больше знаний. Карл Краус
ещё >>