Моу сош №2 г. Моршанск учитель: Черноусова Н. А. Урок на тему: - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Конкурс «Дети. Творчество. Родина» 1 27.07kb.
Урок по кубановедению Учитель моу сош №3 Локоть Т. В. Тема «Устное... 1 50.02kb.
Музыкально-педагогические и информационно-компьютерные технологии... 2 457.42kb.
Самое интересное и основное в работе филиала моу проводниковская... 1 205.06kb.
Учитель математики моу сош №3 с уиоп н. И. Фокина 1 70.36kb.
Из истории моу сош №1 г. Кашин (дата основания – 1905 г.) 5 986.51kb.
Урок-игра «Древний Рим» 1 23.03kb.
Урок окружающего мира. "Школа-2100". 3-й класс Учитель : Соловьева... 1 135.61kb.
Урок по мхк в 9 классе по теме «Синтез искусств в театре» 1 90.6kb.
Урок внеклассного чтения по творчеству бориса акунина 1 53.35kb.
Номинация: Гражданский и воинский подвиг наших земляков Учитель,... 1 64.03kb.
Задания частиВиС из материалов егэ 1 13.96kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Моу сош №2 г. Моршанск учитель: Черноусова Н. А. Урок на тему: - страница №1/1

МОУ СОШ №2 г. Моршанск учитель: Черноусова Н.А.
Урок на тему: «Фенолы». (Профильный химико-биологический класс. О.С. Габриелян 10)
Это урок изучения нового материала, с элементами исследования. На нем использованы методы беседы, приёмы сравнения и анализа. Вопросы, которые учитель задаёт учащимся, сопровождаются появлением на экране слайдов. Методика проведения урока позволяет всем учащимся проявлять познавательную активность и интерес в течение всего занятия.
Цель урока: изучить строение и свойства фенола, развивать умение анализировать, исследовать, формировать аналитическое мышление и пользоваться ученой литературой.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, модели молекул, химическое оборудование, химические реактивы.
Девиз урока: «Может тот, кто думает, что может».
Ход урока.

На экране тема урока и девиз. После вступительных слов учителя на экране появляется слайд – графическая формула фенола.



? Что вы можете сказать о веществе, состав которого выражается формулой

С6Н5ОН? Учащиеся делают анализ формулы, вспоминают одно из положений теории А.М. Бутлерова о взаимном влиянии групп атомов. (Ученики, которые испытывают затруднения, обращаются к учебнику § 2стр. 11).

В результате анализа химической формулы учащиеся самостоятельно дают определение классу фенолов, а затем сравнивают с определением в учебнике.

(см. §18 стр.155)

? Необходимо дать характеристику этому классу. Что значит дать характеристику? Рассмотреть классификацию, строение, изомерию, свойства, применение. На слайде план характеристики, совпадающей с ответами учащихся.

? Как можно классифицировать фенолы? На слайде разнообразные формулы фенолов:


OH OH

| | CH3

/

гидроксибензол – фенол о-метилфенол – крезол



OH OH OH

| OН | |



/

\

OН |



OH

паракатехин резорцин гидрохинон

о-диоксибензол м-диоксибензол п-диоксибензол

OH OH OH

| OH | |



/

\ \ / \


OH | OH HO OH

OH

флороглюцин оксигидрохинон пирогаллол


Учащиеся, сравнивая состав и количество функциональных групп, самостоятельно предлагают различные способы классификации фенолов, называют вещества по систематической номенклатуре. После ответов они изучают классификацию предложенную в учебнике, знакомятся с видами изомерии. (см.§18 стр.156). Делают соответствующие выводы.

Выполняют в тетради упражнение №1 стр.164

? Какими физическими свойствами обладает фенол? ( Ученики самостоятельно изучают статью из учебника «Физические свойства фенола» стр157). Делают краткие записи в тетрадь.

Появляется слайд « Строение молекулы фенола.»



··

: О ← Н



– I эф, + М эф.

+ М эф. преобладает над – I эф


В результате беседы обучающиеся выясняют, что в молекулах, имеющих только - связи, взаимное влияние атомов осуществляется через индуктивный эффект; в молекулах, представляющих собой сопряжённые системы, проявляется действие мезомерного эффекта. (см. стр. 157-159). Учащиеся изучают текст учебника, рисунок 23 Модель молекулы фенола и рисунок 24 Сравнительная схема распределения электронной плотности, составляют шаро-стержневые модели молекул фенола и его гомологов.

Следовательно, влияние радикалов, составляющих молекулу фенола, взаимно, и оно определяет его химические свойства.

? Почему фенол обладает кислотными свойствами? Ученики объясняют полярность связи – О-Н, доказывают, что водород гидроксильной группы имеет «кислотный» характер. На экране появляется слайд, на котором изображены схемы уравнений реакций, доказывающих кислотные свойства фенола. Учащиеся наблюдают химический эксперимент: а) взаимодействие фенола с раствором щёлочи NaOH; б) взаимодействие фенолята натрия с углекислым газом и делают вывод, что кислотные свойства у фенола выражены слабее, чем у неорганических и органических кислот.

Выполняют в тетради упражнение №2,3 стр.164

? Какие реакции характерны для фенола, которые протекают по бензольному кольцу?

Учащиеся вспоминают тему: «Правила ориентации в бензольном кольце», (учитель рекомендует обратиться к учебнику §16 стр. 130,131), наблюдают химический эксперимент взаимодействия фенола с бромной водой. На экране появляется слайд, на котором изображены схемы уравнений реакций взаимодействия фенола с бромом, азотной кислотой и делают вывод, что наличие гидроксильного заместителя облегчает протекание реакций электрофильного замещения в бензольном кольце.



? Какая реакция является качественной на фенол? Учащиеся продолжают исследовать свойства фенола, наблюдают химический эксперимент взаимодействия хлорида железа (III) с фенолом. На экране появляется слайд, на котором изображена схема уравнения реакции:

OH OFe 2+

| |


+ FeCl3 → Cl2 + HCl


фиолетовое окрашивание
Учащиеся делают вывод, эта реакция позволяет обнаружить фенол, если он содержится в растворе даже в очень незначительных количествах.

? Что такое фенолформальдегидная смола, как она образуется? Для ответа на этот вопрос ученики получают задание: упр.№4 на стр. 164, изучают текст учебника стр. 161,162 и делают вывод, что фенолформальдегидная смола образуется в результате реакции поликонденсации.

? Где применяется фенол? Учащиеся изучают схему 8 на стр. 163. Делают краткие записи в тетради.

Подводим итоги урока:



? Какому новому классу веществ вы дали характеристику?

? Что называется фенолами?

? Почему фенолы обладают кислотными свойствами?

? Какие реакции протекают с участием бензольного кольца?

? Где применяется фенолформальдегидная смола?

Дом. зад §19 , задача 5 стр. 164




Ложь расположена ниже правды, художественный вымысел — выше. Хуго Штейнхаус
ещё >>