Мордовия – моя мастеровая». Одним из его направлений стал мини-проект «Моя игрушка» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Моя уточка, моя голубка, моя кошечка! 3 391.32kb.
Коран и евангелие 5 892.69kb.
Сочинение. Моя Родина Салехард 1 18.28kb.
Твоя моя россия 3 373.74kb.
Звездный час "Мордовия моя" 1 33.04kb.
Диплом за участие в очном этапе Всероссийского конкурса «Моя страна... 1 15.36kb.
Клубный час «Цвети мой край – Мордовия моя!» 1 80.62kb.
Альтенкова Галина Федоровна 1 166.55kb.
Предание о цикории. 7 класс А. Гбоу сош 1265. Москва 1 89.85kb.
«Моя любимая сказка Киплинга» 1 84.43kb.
Эссе: «Моя педагогическая философия» 1 30.88kb.
Урок трудового обучения 1 класс «Мастерская Деда Мороза. Изготовление... 1 75.55kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Мордовия – моя мастеровая». Одним из его направлений стал мини-проект «Моя игрушка» - страница №1/1

Исходя из идеи развития у ребенка творческих способностей посредством народной культуры, в дошкольном учреждении д/с №5 был разработан проект «Мордовия – моя мастеровая». Одним из его направлений стал мини-проект «Моя игрушка».
Работа над комплексным проектом «Мордовия – моя мастеровая» способствует:

- Воспитанию у детей любви к родному краю, желание создавать яркие выразительные творческие работы.

- Обогащает их знания и умения.

- Позволяет ощутить гордость за свою малую Родину, богатую славными традициями.

Изделия народных промыслов дают богатый материал для развития речи дошкольника:

-Помогают составлять описательные рассказы по игрушкам.

-Придумывать сказки.

-Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, так как декоративно - прикладное искусство по своим мотивам близко к природе.

В узорах соблюдаются определенный ритм, счетность в исполнении орнамента, что несомненно, развивает элементарные математические представления.

В связи с этим мною было предложено расширить данный проект введением еще одного направления – «Моя игрушка».




Участники проекта: дети 1-ой младшей, 2-ой младшей, средней, старшей, подготовительной групп.

Вид проекта: творческий.

Продолжительность проекта: среднесрочный.

Образовательная область: «Труд», «Художественное творчество», «Социализация», «Познание»

Актуальность проекта: Считается, что представления взрослого о ребенке накладывают свой отпечаток на изготовление такого игрового материала, как игрушка. Игрушки еще с давних времен делались как для детей, так и для взрослых. В настоящее время не вызывает сомнения тот факт, что изготовление игрушки самим ребенком не только дает возможность поиграть с ней, но и способствует развитию ручных навыков и творческих способностей.

Особое значение для общего развития ребенка имеют народные игрушки. Они создавались народом для детей, были направлены на так называемую «социализацию» малыша: вхождение в мир человеческой культуры, взаимоотношений людей и природы. Такие игрушки «с внутренним смыслом» родители делали для своих детей. Особенно популярной была тряпичная кукла. Известная всем народам, эта игрушка имелась в каждой семье. Первую куколку обычно делали девочке взрослые- мама, бабушка, старшая сестра, потом- она сама. Рукоделие всегда поощрялось, т. к. развивало необходимые навыки. Это искусство передавалось по наследству. Позднее это привело к созданию целых игрушечных промыслов.

Исходя из идеи развития у ребенка творческих способностей посредством народной культуры, был разработан проект.

Цель проекта: приобщение дошкольников к культуре мордовского народа в процессе художественно - эстетического развития.

Задачи проекта:

-Познакомить детей с народным промыслом - тавлинская игрушка.

-Развивать интерес к изучению мордовской истории, в том числе к мордовскому-прикладному искусству; уважение к труду народных мастеров.

- Воспитывать патриотическую гордость за богатую народными талантами Мордовию.

- Активизировать речь, расширять словарь.

- Содействовать развитию комбинаторских навыков и мелкой моторики.

- Развивать умение мыслить и выражать свои мысли, воплощать идеи на практике при помощи конструктора «Лего».

- Развивать коммуникативные навыки (работа в группах, парами)

- Учить поиску материала в разных источниках.

- Активно привлекать родителей.



Предварительная работа:

- Рассматривание мордовской народной игрушки (птичка-свистулька), керамической посуды (блюдо, горшок, кувшин, молочник), деревянной посуды (ложка, ковш, кадка для воды), изделиями из бересты ( туесок, корзина, шкатулка, лошкарница).

- Экскурсия в мини-музей национального быта в ДОУ.

- Знакомство с деревянной скульптурой мастеров с. Подлесная Тавла, выделяя их характерные особенности.

- Знакомство с литературными произведениям: А. Ежов «Мастер», Ф. Бобылев «Веселый хоровод», Я.Пинясов «Витькин тополь», А.Ежов «Лебединый подарок», Т.Тимохина «Бумаги заговорили».

- Использование дидактических игр: «Что было бы, если бы…», «Подбери пару», «Кто быстрее оденет куклу Алдуня».

- Заучивание пословиц: «Скучен день до вечера, коли делать нечего», «Кошке – игрушки, мышке – слезы», «Не скучай работой, а скучай заботой», «Труд человека кормит».

- Игры с куклой, разучивание колыбельных.



Роль родителей в реализации проекта:

- Конкурс на лучшую дидактическую игрушку «Моя любимая игрушка» с национальным колоритом.

- Выставка творческих работ «Моя любимая Мордовия» и «Мордовия – мастеровая».

- Консультации: «История народных игрушек», «Народные промыслы» (изготовление игрушек).

- Подготовка к празднику «Мордовская ярмарка» (шитье костюмов, побор материала)

Работа с воспитателями:

Консультации: «Мордовское народное искусство. Его художественное и культурное значение», «Народная одежда».



Этапы работы

1 этап:

Подготовительный




-первичная диагностика детей (память, внимание)

-ознакомление детей и родителей с целями и задачами проекта

-подбор дидактического и методического оснащения проекта

-консультации со специалистами ДОУ

-выставка народных игрушек


2 этап:

Практический




- цикл мероприятий по реализации проекта ( 5 блоков)

-конкурсы, открытые занятия, викторины, инсценировки, выставки творческих и коллективных работ детей, просмотр мультфильмов.

-мероприятия с родителями, папки для родителей по реализации проекта


3 этап:

Заключительный



-Итоговая диагностика познавательных процессов.

Сравнительный анализ.

-отчет о реализации проекта

-сбор полученного материала по проекту

- выдача грамот, благодарностей

-праздник « Мордовская ярмарка»




Начиналась работа над проектом с подготовительного этапа. Дети вместе с воспитателями посетили мини-музей детского сада, где увидели выставку игрушек народных промыслов. Проведен досуг «Мордовские подвижные игры», беседы с целью научить детей понимать взаимосвязь мордовского прикладного искусства, народной музыки и фольклора.
В рамках проекта каждая группа детского сада работала над отдельным блоком этой темы.

В ходе работы над блоком «Нет краше Мордовочки нашей» дети 1-ой младшей группы познакомились с мокшанской куклой Алдуня, которая носит необыкновенную одежду. Воспитатели показали детям народный костюм и рассказали, что такую одежду носили очень давно. В процессе непосредственно образовательной деятельности по развитию речи дети разучивали потешки, пестушки «А, баву, баву, баву», «Ай, ацици, ацици», пели колыбельную «Баю, баю, дитятко». Ребята узнали, что помимо куклы Алдуня есть ее подружка Татуня, и много других игрушек, сделанных народными мастерами: птичка-свистулька, матрешка-мордовочка. Играли в дидактическую игру «Кто оденет куклу». Ребята вместе с воспитателями и родителями сделали много творческих и коллективных работ по этой теме: «Платочек куклы Алдуня», «Бусы для любимой куклы», «Красивая варежка».


Над блоком «Развеселые игрушки» работали дети младшей группы. До работы с конструктором «Лего» воспитатели провели беседу на тему: «Тавлинская деревянная игрушка». Дети узнали про мастеров с. Подлесная Тавла, которые создают резные деревянные скульптуры на темы мордовских сказок и легенд, игрушки «с движением», и что тавлинские игрушки делают не только для детей, но и для украшения жилья, уюта. Обыгрывания игрушек при их появлении в групповой комнате привлекали детей к выбору места для игрушки в уголке национальной культуры. Дети лепили в мастерской гончара народную игрушку «петушка». Были выполнены творческие и коллективные работы «Медведи на качелях», «Самый верный друг».
Над блоком «Мастерами славится Мордовская земля» работали дети средней группы. В процессе непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром узнали историю возникновения матрешки-мордовочки. Эта достойная соперница сестрам-матрешкам семеновской и полховмайданской из Нижегородской области. У ребят сформировались знания об особенностях росписи матрешки, колорите, основных элементах узора. Часто применяют контрастные сочетания (красно- черно- белый) и простой геометрический орнамент. Счетность в исполнении орнамента развивает элементарные математические представления. В процессе НОД по развитию речи дети разучивали стихи, мордовские потешки «Тьфу, тьфу, мальчик мой», которыми можно озвучить игрушку-матрешку. Играя с матрешкой разучивали колыбельные «Утю-балю, дитятко», «Баю, баю, баиньки». В процессе НОД по конструированию ребята проявили творческую активность, устроив выставку «Веселое шествие стилизованных матрешек».
Ребята старшей группы работали над блоком «Посуда вчера и сегодня». Воспитатели провели беседу о шишкевских мастерах (Рузаевский район с. Шишкеево). Ребята узнали, что продукция шишкеевских гончаров была весьма разнообразна: небольшие глиняные блюда, крынки, миски, плошки, горшки, корчаги для хранения зерна. Продукция шишкеевских гончаров была известна по всей округе и продавалась на ближних и дальних базарах, на ярмарках. В процессе НОД по изодеятельности ребята сделали много творческих коллективных работ «Декоративное блюдо», «Посуда трех медведей», «За праздничным столом у куклы Алдуня». Во всех заданиях дети сначала рассматривают роспись, затем импровизируют, создают свою композицию, применяя ранее полученные навыки в лепке и рисовании посуды. Используя конструктор «Лего», ребята научились конструировать ложки, затем создали «Подарок для мамы», где праздничный и торжественный колорит росписи тарелочки передается сочетанием красного, белого, черного цветов, отражающих национальный характер и колорит.
Над блоком «Чудо мордовского орнамента» работали ребята подготовительной группы. Они знакомятся с частями национальной одежды мордовского народа, учатся произносить их на мокшанском языке. В процессе ознакомления с национальной одеждой использовали репродукции Ф.Сычкова , куклу в мордовской одежде, тематические альбомы о Мордовии. Ребята создают сложные композиции по мотивам мордовской вышивки не только на различных геометрических формах, но и украшают имитированные части национальной одежды. Выполняя коллективную работу «Лучший народный костюм» по составлению узоров и орнаментов, познакомились с новым приемом изображения – составление сетчатого орнамента, и подарили рубашку сказочному персонажу «Дамаю». Ребята узнали много интересного, научились расписывать костюм куклы и её головного убора, была сделана дидактическая игра «Кто красивее оденет куклу Алдуня и её подружку Татуня». Следующим этапом стал озорной и веселый праздник «Мордовская ярмарка». Родители с большим задором помогали в подготовке к празднику: шили костюмы, подбирали материал по истории костюма.

Продукт проектной деятельности:

-Дидактические игры, модели НОД, фотографии занятий, рисунки детей, дидактические игрушки.



Работа над проектом способствовала воспитанию у ребят патриотической гордости за богатую народными талантами Мордовию.




Современные средства информации хороши тем, что дают нам возможность ворчать в глобальном масштабе. Лоренс Питер
ещё >>