Монография Москва 2012 ббк 67. 042+67. 721-91 - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Сборник научных докладов Москва • 2013 ббк 67. 721 Н34 34 4636.73kb.
Монография Москва 2012 (3) ббк 63. 3 (0) 4 16 3530.12kb.
Монография Издание четвёртое Москва 2007 ббк 65. 050. 2 11 2546.05kb.
Монография Москва- 2011 (075. 8) Ббк 97Я73 12 2733.34kb.
Монография Орёл 2012,161,1 367 ббк ш141. 2-22 б 382 Утверждено к... 20 6387.21kb.
Е. Б. Шестопал Москва 2000 (470) (082) ббк 66. 0 О-23 Коллективная... 15 3164.51kb.
Агентство путешествий «Potoktravel ru» (495) 721-90-66, 721-90-65... 1 53.48kb.
Учебное пособие рпк «Политехник» Волгоград 2006 ббк 65. 042. 7 1194.58kb.
Литература, искусство москва 2012 ббк 91. 9: 83 П15 Составители:... 4 593.12kb.
А. В. Кирилина гендер: лингвистические аспекты (монография) 12 2491.91kb.
Сборник Москва Таруса 2012 ; 342. 31; 343. 5 Ббк 67. 4; 67. 18 2288.91kb.
Правила безопасности при эксплуатации электроустановок в вопросах... 11 1622.9kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Монография Москва 2012 ббк 67. 042+67. 721-91 - страница №1/16

В.В. Клочков

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

ТЕОРИИ ЗАКОННОСТИ

И ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА


Монография


Москва 2012

УДК 340.131.4


ББК 67.042+67.721-91

К-50


Автор: В.В. Клочков, доктор юридических наук, профессор.

Клочков В.В.

К50


Актуальные проблемы теории законности и прокурорского надзора: монография / сост.: А.В. Клочкова, О.В. Пристанская; Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации – М., 2012. – 262 с.

Монография подготовлена в память о Валентине Вениаминовиче Клочкове на основе неопубликованных рукописей автора, а также опубликованных в конце XX века в малотиражных изданиях его научных трудов (статей, выступлений), сохраняющих актуальность для развития методологии и теории законности и прокурорского надзора.

В части первой книги анализируются актуальные проблемы теории законности (понятие; требования; юридический, социальный, политический и философский аспекты; соотношение с правовой системой государства, правосознанием, правовой деятельностью). Освещаются вопросы конституционной законности, социальной природы законности, подробно рассматриваются ее структура, принцип единства, соотношение теории законности и науки прокурорского права.

Часть вторая монографии посвящена анализу теоретических проблем прокурорского надзора в современной России, в том числе места и роли прокуратуры в системе государственной власти Российской Федерации, в системе разделения и взаимодействия властей, освещению истории становления правового государства и формирования прокуратуры. Подробно рассматриваются функции, предмет и пределы прокурорского надзора. Впервые публикуются комментарии В.В. Клочкова к Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации», в разработке которого он принимал непосредственное участие.

Часть третья монографии составлена из малоизвестных выступлений и публикаций В.В. Клочкова в области методологических и методических проблем теории законности и прокурорского права.

Для специалистов в области теории законности и прокурорского надзора, практических работников органов прокуратуры и других государственных органов. Монография может быть использована в учебном процессе юридических вузов для подготовки студентов и аспирантов, а также в системе повышения квалификации работников органов прокуратуры.


УДК 340.131.4

ББК 67.042+67.721-91


© Академия Генеральной прокуратуры

Российской Федерации, 2012

© А.В. Клочкова, О.В. Пристанская, 2012





Об авторе
Валентин Вениаминович Клочков – доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РСФСР, Почетный работник прокуратуры Российской Федерации, государственный советник юстиции 3 класса. Награжден орденом «Знак Почета», медалями «За доблестный труд» и «Ветеран труда».

Валентин Вениаминович родился 5 марта 1929 г. в г. Бежецк Калининской области. Среднюю школу закончил с золотой медалью. После успешного окончания в 1951 г. Московского юридического института, имея рекомендации в аспирантуру от двух кафедр, он предпочел научной деятельности практическую. С 1951 по 1953 г. В.В. Клочков работал народным следователем прокуратуры Воронцовского района Воронежской области, старшим следователем Воронежской областной прокуратуры, с 1953 по 1960 г. – прокурором следственного отдела Прокуратуры РСФСР.

В 1960 г. он перешел на научную работу во ВНИИ криминалистики Прокуратуры СССР; в 1962 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Общественное поручительство» по специальности «Уголовное право и криминология, исправительно-трудовое право» – первое монографическое исследование уголовно-правовых и уголовно-процессуальных проблем освобождения от уголовной ответственности и наказания с заменой их мерами общественного воздействия.

С 1963 по 1968 г. В.В. Клочков работал в отделе административных органов ЦК КПСС; с 1969 по 1973 г. – начальником Следственного управления Прокуратуры РСФСР, заместителем Прокурора РСФСР.

С 1973 по 1979 г. он возглавлял Всесоюзный институт по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности при Прокуратуре СССР, был членом коллегии Прокуратуры РСФСР, заместителем Председателя Координационного Совета «Закономерности развития государства, управления и права» при отделении философии и права Академии наук СССР.

В 1978 г. Валентин Вениаминович защитил докторскую диссертацию на тему: «Соотношение правовой и религиозной систем», став основателем нового научного направления межотраслевых исследований (в области философии, теории и истории государства и права, государственного, административного, уголовного права, криминологии и криминалистики) теоретических и прикладных проблем соотношения права, государства и религии, свободы совести, государственно-церковных отношений.

С 1979 по 1988 г. он заведовал отделом криминалистики,
с 1988 по 1996 г. – отделом общих проблем законности и правопорядка НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре Российской Федерации. В 1979 – 1987 гг. возглавлял всесоюзное координационное бюро по криминалистике, с 1988 г. – Всесоюзное координационное бюро теории законности и прокурорского надзора.

В течение многих лет В.В. Клочков был членом Совета по делам религий при Совете Министров РСФСР, Научно-методического совета при Прокуратуре СССР, Научно-консультативного совета при Верховном Суде СССР, членом редколлегии журнала «Правоведение».

Валентин Вениаминович Клочков – ученый широкого профиля, отличавшийся активной жизненной позицией, принципиальностью и целеустремленностью. Он бескомпромиссно служил делу укрепления законности и правопорядка. Значительный вклад он внес в организацию научных исследований проблем борьбы с преступностью, в развитие теории криминологии и криминалистики, уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права, методики расследования преступлений.

При его участии разработаны и внедрены в практику новые комплекты научно-технических средств, передвижная криминалистическая лаборатория, подготовлены руководства для прокуроров-криминалистов и следователей по вопросам применения криминалистической техники, расследования преступлений, использования судебных экспертиз в уголовном судопроизводстве.

Он стоял у истоков создания современной теории законности, активно участвовал в разработке проектов основных законодательных актов, касающихся вопросов борьбы с преступностью, укрепления законности и правопорядка, правоохранительных органов, свободы совести и религиозных организаций.

В.В. Клочков – автор более 250 научных работ, в том числе 42 книг, из которых 8 – монографии, в частности «Религия, государство, право» (М., 1978). Он соавтор учебников по криминалистике и криминологии, «Курса советской криминологии», Научного комментария к Уголовному кодексу РСФСР, имеющих важное значение для становления российской государственности, совершенствования следственной практики и прокурорского надзора. Более 40 его научных трудов издано на иностранных языках.

В.В. Клочков был членом Президиума Ассоциации советских юристов, Союза советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами, Руководящего совета и исполкома Международной ассоциации уголовного права, Руководящего совета Международного общества социальной защиты, Международного исследовательского комитета социологии права, Почетным вице-президентом Международной ассоциации уголовного права. Он неоднократно выступал с национальными докладами от Российской Федерации на международных конгрессах и симпозиумах.

Валентин Вениаминович ушел из жизни 14 января 1996 г. на пике своей творческой активности. В последние годы жизни он, используя свой многолетний практический и научный опыт, проводил серьезную научно-исследовательскую работу в области основополагающего криминологического учения о преступности, изучения методологических проблем этого социально-правового феномена, его структуры, видов, соотношения с другими социальными явлениями, взаимосвязи преступности и общества в целом. Его оригинальные разработки должны были воплотиться в монографии «Новое понимание преступности», которую он так и не завершил.

В 1994–1995 гг. В.В. Клочков углубленно занимался исследованиями методологических проблем теории законности и прокурорского надзора. В своих многочисленных выступлениях и публикациях он последовательно отстаивал идеи организации и деятельности прокуратуры, бескомпромиссно добиваясь признания надзора прокуратуры за точным и единообразным исполнением законов высшим и независимым надзором, необходимым для построения и функционирования правового государства. Эти идеи нашли отражение в разработанных с его участием Концепции развития прокуратуры Российской Федерации на переходный период (1994 г.), проекте федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», проекте закона Республики Казахстан «О прокуратуре Республики Казахстан».

К сожалению, Валентин Вениаминович не успел претворить в жизнь свои последние творческие планы. Недоработанными остались подготавливаемые им рукописи монографии «Теория законности в Российской Федерации» и учебника для вузов «Прокурорское право».

Фрагменты этих рукописей, а также опубликованные в 90-е годы XX в. в малотиражных изданиях выступления и статьи
В.В. Клочкова легли в основу настоящей монографии, подготовленной к изданию в память об отце и Учителе его дочерьми – Анной Валентиновной Клочковой и Ольгой Валентиновной Пристанской.

Кандидат социологических наук А.В. Клочкова


Кандидат юридических наук О.В. Пристанская

Введение
Для российской правовой науки всегда было аксиоматичным: любые предложения об изменении действующего законодательства должны быть всесторонне обоснованы. Реформированию законодательства должны предшествовать глубокие научные исследования, доказывающие непригодность, несоответствие потребностям правового регулирования общественных отношений действующих юридических норм и необходимость их замены новыми нормами, предлагаемыми правоведами. Особые требования к аргументации законопроектных предложений предъявляются тогда, когда речь идет об изменении правовых институтов и учреждений.

Получившая в середине 90-х годов в России официальное признание концепция государственно-правовой реформы, в том числе судебной, – типичный образец радикально-революционных представлений, возникающих на переломных этапах истории. Наиболее характерно для таких взглядов стремление идеологически развенчать свергаемый строй и практически разрушить его – забвение, если не пренебрежение преемственностью в развитии общества. Плюс ощутимый недостаток конструктивных, обоснованных предложений о том, чем следует заменить свергаемую идеологию, институты, учреждения. Прецеденты – их много.

Уже переход от матриархата к патриархату идеологически подготавливался при помощи развенчания женских божеств мужскими, внедрения в сознание людей представлений о «нечистоте» женщины, о ее неполноценности по сравнению с мужчиной. Будучи освящены религией, такого рода представления до сих пор отрицательно отражаются на социальном прогрессе.

Радикализм большевистской идеологии нашел выражение в концепции слома буржуазной государственной машины, в том числе в ликвидации армии, прокуратуры и других учреждений (но не судов, без которых не может функционировать государство). Жизнь, потребности общества очень быстро внесли свои коррективы в эту концепцию. Уже в начале 1918 г. пришлось создавать армию, в 1922 г. – восстанавливать прокуратуру.

Радикальные «революционеры от юриспруденции» провозглашают, что в социалистических странах не было права, отрицают понятие «социалистической законности». При определении основ конституционного строя в Конституции Российской Федерации 1993 г. вообще не употребляется слово «законность». Данный термин используется лишь в двух статьях высшего Закона страны – в ст. 72 и 114. Принцип верховенства закона в Конституции РФ раскрывается достаточно полно, но сам международно-правовой термин «верховенство закона» при этом не употребляется. К ведению Российской Федерации Конституция РФ относит контроль за соблюдением федеральных законов, однако субъекты такого контроля в ней не определены. Контрольными функциями не наделяются ни Президент РФ, ни Федеральное Собрание, ни Правительство РФ. В совместное ведение Федерации и ее субъектов входит обеспечение законности, но субъекты данной деятельности также не определены. Содержится указание лишь на то, что Правительство Российской Федерации осуществляет меры по обеспечению законности, что на практике реализуется пока недостаточно.

Авторы концепции судебной реформы в России во главу угла ставят обоснование необходимости сильной судебной власти. Однако в своем стремлении ликвидировать несудебные государственные институты, обеспечить эффективную защиту прав человека, они предлагают переложить на суды бремя обязанностей, способное, в конечном счете, парализовать судебную систему. Например, только в результате пропагандируемого ими упразднения прокурорского надзора судам придется дополнительно разрешать миллионы жалоб граждан, осуществлять несвойственные суду надзорные функции в уголовном, гражданском, арбитражном и административном процессе.

Задумывались ли разработчики концепции государственно-правовой реформы о том, какие органы государства и каким образом будут выполнять иные, необходимые обществу полномочия и функции ликвидируемой прокуратуры? Рано или поздно жизнь все поставит на место. Потребности и закономерности функционирования и развития общества, государства и права существуют объективно. Никому еще не удавалось их обойти. Действие закономерностей можно затормозить, но не остановить. Однако вред от такого торможения, – как показывает история, всегда велик и далеко не всегда оправдан.

Система государственного контроля в эпоху перестройки оказалась разрушенной. Результаты – у всех на виду. Жизнеспособным остался только прокурорский надзор, осуществляемый единой централизованной системой органов прокуратуры, ограниченный в судопроизводстве, но даже усиленный в иных сферах правовых отношений. Усилия радикалов либерального толка сосредоточились на ликвидации прокурорского надзора, начиная с отказа от конституционного термина «высший» надзор и кончая исключением из проекта Конституции Российской Федерации самого термина «надзор за исполнением законов». Систему государственного контроля приходится восстанавливать. То же самое произойдет и с прокурорским надзором, и с прокуратурой, если увенчаются успехом попытки ликвидаторов. Нормальное функционирование государства без соответствующего надзора невозможно, сохранение самой государственности – проблематично.

Еще один важнейший момент, органически связанный с проблемой демократического федерального правового государства – проблема законности. Демократичность законодательства, в том числе конституционного, проявляется в том, как понимается и как регламентируется законодательство.

Законность развивается, изменяется вместе с государством, правом и обществом. Ее предыстория, как и права, – в догосударственном обществе. Там существовало социальное явление, интегрирующее родоплеменной строй, превратившееся с возникновением и становлением государства и права в первый исторический тип законности. Это была определенная совокупность требований к регулированию отношений в родоплеменном обществе, к его органам и их функционированию.



Но содержание законности всегда определялось конкретными социально-политическими условиями в конкретных государствах. Качественное изменение этих условий влекло качественные изменения содержания законности – прогрессивные либо регрессивные. Переход от демократии к автократии неизбежно обусловливает регресс в развитии законности и – наоборот. В одной и той же стране, как показывает история, один тип законности может сменяться другим, более или менее прогрессивным, неоднократно. Общая же тенденция прогрессивного развития законности сохраняется. В соответствии с ней законность приобретает новые аспекты, черты, свойства.

Требования законности недостаточно лишь провозгласить в Конституции. Это очень важный, но лишь исходный этап становления демократической законности как необходимой части демократического правового государства. Необходима целевая государственная программа, предусматривающая создание механизма реализации провозглашенного принципа законности, которая охватывала бы деятельность всех уровней и всех структур власти.

Часть первая

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ ЗАКОННОСТИ


О кризисе законности, поразившем Россию, пишут и говорят часто и много. Настало время переводить разговоры в позитивную, конструктивную плоскость, от разрушения переходить к созиданию. Прежде всего, нужно разобраться, как сейчас понимается законность, и как законность следовало бы понимать. Констатация кризиса законности, безудержного, обвального роста преступности стала обязательным элементом любого, сколько-нибудь претендующего на серьезность и обоснованность, анализа положения страны в 90-е гг., будь то социальный, политический или экономический анализ,

Наступил момент, когда от констатации кризиса законности пора переходить к системному его анализу, глубокому изучению всех проявлений кризиса, к определению совокупности эффективных мер, осуществление которых позволит начать процесс создания подлинной законности. Но для этого, прежде всего, необходимо разобраться в том, что же такое «законность», попытаться выявить хотя бы основные ее аспекты. И осознать, что законность – явление сложное, многогранное, многоаспектное.

К разработке дефиниции «законность». Невозможно дать определение сложного социального явления, выработать адекватную его содержанию дефиницию, не исследовав с достаточной полнотой его структуру, не выявив ее основных элементов, взаимосвязей между ними, их внешнесистемных связей, взаимосвязей (соотношения) исследуемого объекта с иными социальными явлениями и обществом в целом.

Предмет исследования феномена законности определяется пониманием сущности и структуры законности, ее социальной природы и назначения, ее соотношения с другими социальными институтами и явлениями.

Буквальное толкование общепринятых названий некоторых очень сложных по своей структуре и внешним связям социальных явлений ориентирует на упрощенный подход к определению содержания этих явлений и тем самым вводит в заблуждение не только практику, но и науку. Так, например, происходит, когда преступность рассматривают как понятие, производное от понятия «преступление», и определяют преступность исключительно как совокупность преступлений.

Подобное произошло и с законностью. Ее нередко понимают как нечто производное от законов. Соответственно, законы включают в структуру законности и определяют законность как исполнение законов. Или же соединяют в понятии «законность» и то, и другое. Но если «законность» трактуется как производное от законов, то почему в оборот вводится выражение «соблюдение законности», представляющее собой явную тавтологию?

В юридической и политической литературе, как правило, отсутствует упоминание иных, помимо исполнения законов, важнейших аспектов законности. При таком узком понимании законности не учитывается, что она является также:

важнейшим компонентом, основой механизма общественной дисциплины, правовой дисциплины;

важнейшим элементом механизма правового регулирования общественных отношений;

основой общественного образа жизни;

общей обязанностью физических и юридических лиц исполнять законы;

отношением граждан и самого государства к законам и их исполнению.

Новым в предлагаемом нами научном подходе к разработке концептуальных основ законности является следующее: 1) рассмотрение законности как компонента правовой системы; 2) рассмотрение законности как важнейшего компонента общественной дисциплины; 3) раскрытие сложной структуры понятия «законность»; 4) исторический анализ законности с характеристикой закономерностей ее развития; 5) отграничение законности от других правовых явлений; 6) рассмотрение законности в международно-правовом аспекте.

Исторический аспект законности. К пониманию сущности термина «законность» нужно подходить не только этимологически, но и исторически.

Понятие «законность» формировалось в процессе борьбы буржуазии с феодализмом. Законность в трактовке революционной буржуазии – это, прежде всего и главным образом, подчинение закону (праву) всех без исключения субъектов правоотношений, включая монарха, все органы и должностных лиц государства; выражение в законе «воли и интересов народа», понимаемой как воля и интересы «выразителя воли народа буржуазии»; соблюдение предусмотренных законом («Декларация прав человека») прав человека, в том числе (а часто – прежде всего) на частную собственность.

Система социальной регуляции общественных отношений возникла и функционировала задолго до возникновения государства и права. Социальные нормы регулировали поведение людей и в дородовом обществе, и при родоплеменном строе. Человеческое общество не могло возникнуть и развиваться, если бы люди, объединявшиеся в любые общности (группы, первобытную орду, роды, племена) изначально не руководствовались в своей жизни, деятельности требованием соблюдать нормы данной общности. Требование соблюдения социальных норм было общепринятым и обеспечивалось родом, племенем, религией.

Законности, возникшей и длительное время функционирующей как требование исполнять законы, правовые нормы, предшествовало требование исполнять социальные нормы догосударственного общества. С возникновением государства и права это требование не отмирает, не утрачивает силу, а дополняется требованием исполнять правовые нормы. Данное социальное явление, исторически предшествовавшее законности и продолжающее существовать, функционировать во взаимодействии с законностью – это социальная дисциплина. Ее общность с законностью состоит в том, что она включает в свою структуру первоначально всю законность, а по мере усложнения структуры законности – и ее важнейшую составную часть – правовую дисциплину.

Достаточно полный, удовлетворяющий потребности практики обеспечения законности, анализ состояния законности возможен лишь на основе проведения комплексных научных исследований законности как сложного социального явления, содержание которого в современных условиях не сводится к исполнению правовых предписаний.

Поскольку законность в литературе, средствах массовой информации нередко отождествляется с исполнением законов, именно так она и воспринимается общественным сознанием.


Поэтому в сознании не находит должного отражения требование верховенства закона, соответствия законов и других нормативных актов потребностям правовой регуляции и иные требования законности.

Это не способствует формированию правового государства. Разработка теории законности, реализация ее основных положений в законодательстве, правосознании должностных лиц и масс являются актуальными задачами, имеющими важнейшее социально-политическое значение.



Законность: понятийный аппарат. Законность – это совокупность, система требований к деятельности государства, его органов, должностных лиц и граждан, к правовой системе и ее функционированию; к их реализации в праве и правовых отношениях. Законность включает также психологию формирования и реализации требований законности. Законность – это также совокупность требований государства к праву, к его содержанию и функционированию, это необходимый элемент не права или правопорядка, а процесса правотворчества и правового регулирования общественных отношений, в конечном счете – механизма обеспечения надлежащего уровня правопорядка.

Требования законности – это совокупность требований общества, государства и права.

Реализация требований законности – их осуществление в деятельности государства, в праве, в общественных отношениях, в поведении людей, всех участников общественных отношений.

Информация о состоянии законности – совокупность данных, количественно и качественно характеризующих реализацию требований законности.

Состояние законности – реализация (реальное осуществление) требований законности в деятельности государства; в формировании и изменениях права; в жизнедеятельности общества – в поведении людей и всех участников общественных отношений на определенной территории (в стране, в регионах), в сфере общественных отношений в определенное время.

Уровень законности – соотношение реального (со всеми нарушениями) и идеального (без нарушений) выполнения требований законности.

Динамика состояния законности – соотношение состояний и уровней законности на разных временных этапах в разные периоды государственных преобразований.

Режим законности – реализация указанных требований в указанной деятельности и функционировании правовой системы. Режим законности – это сущность правопорядка, в котором реализуются требования законности (не все).

Правовая дисциплина – это точное и неуклонное исполнение субъектами правовых отношений правовых норм, реализация одного из главных требований законности, но не сама законность. Поэтому можно сказать, что законность – необходимое условие правовой дисциплины, а последняя представляет собой реализацию требования законности исполнять законы.

Правопорядок – реализация, воплощение в общественных отношениях не только требований законности, но и всех правовых норм.

Нарушение законности – нарушение требований законности об исполнении правовых предписаний. К нарушениям законности относятся, наряду с несоблюдением ее требований, имеющих силу закона, также нарушения требований законности, не имеющих такой силы. Поэтому «нарушение законности» – понятие более широкое, чем «правонарушение».

следующая страница >>



В конце концов из всего нашего интереса к знакомым и близким остается вопрос: «А он еще жив?» Владислав Гжещик
ещё >>