Монголо-татарское нашествие на Русь - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
§ 12. Монголо-татарское нашествие на Русь 1 170.82kb.
«монголо-татарское нашествие» 1 92.94kb.
Лекция № Распад Киевской Руси. Феодальная раздробленность. Монголо-татарское... 1 223.37kb.
Монголо-татарское иго. Версия математиков А. Фоменко и Г 1 69.99kb.
1. Влияние монголо-татарского ига на государственность Руси 3 1 308.28kb.
Нашествие на Русь 1 32.7kb.
Нашествие с востока 1 64.05kb.
Курсовая работа по истории на тему "Нашествие монголо-татар на Русь" 1 227.28kb.
Разработка урока по теме: «Владимирская Русь под монголо-татарским... 1 130.74kb.
Краткая история нашествие татаро-монголов на Русь 1 31.52kb.
«Нашествие Батыя на Русь» 1 65.02kb.
Образование империи Чингисхана 1 58.33kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Монголо-татарское нашествие на Русь - страница №1/1

Урок по истории для 6 класса.

Тема: Монголо-татарское нашествие на Русь.



Цели:

Образовательные: познакомить учащихся с завоеванием Руси монголо-татарами, причинами покорения Руси монголо-татарами;

Развивающие: совершенствовать умения работы с картой, историческими документами, развивать навыки сравнительного анализа, самостоятельной работы;

Воспитательные: воспитывать любовь к Родине, чувство гражданского долга, познавательный интерес.

Оборудование: карта, учебник, раздаточный материал (текст документа, задания групам, мультимедийный видеопроектор, презентация

Тип урока: урок изучения нового материала.

План урока:

I. Постановка целей и задач.

II. Изучение нового материала.


  1. Монголо-татары в 11-12 вв.

  2. Образование державы Чингисхана.

  3. Завоевания монголов.

  4. Битва на Калке.

  5. Нашествия Батыя на Русь.

  6. Причины поражений.

III. Закрепление изученного.

IV. Домашнее задание.



Ход урока.

I. Постановка целей и задач. (На 1 слайде два высказывания):

"О светло светлая и прекрасно украшенная, земля Русская! Многими красотами прославлена ты... Всем ты преисполнена, земля Русская!.."

"Погибло огромное количество людей, множество было уведено в плен, навсегда исчезли с лица земли могучие города, уничтожены драгоценные рукописи, великолепные фрески, утрачены секреты многих ремесел..." (Учитель зачитывает оба высказывания)

Эти два высказывания характеризуют Русь в ХIII веке. Почему произошла эта метаморфоза, что случилось на Руси?

Об этом пойдет речь на уроке, тема которого «Монголо-татарское нашествие на Русь».

Цель урока: углубить свои знания по вопросу «Монголо-татары и Русь» и решить проблему: почему монголо-татары смогли покорить Русь, находящуюся на более высокой ступени общественного развития?

II. Изучение нового материала.


  1. Монголо-татары в 11-12 вв.

  2. Образование державы Чингисхана. Военная доктрина монголо-татар и их завоевания.

Начнем наш урок с вопроса: Что мы знаем о монголо-татарах?

Задание 1. Дети перечисляют факты, события, термины по данному вопросу (фронтально). Используя технологию критического мышления учащихся, на его первой стадии используется метод "мозговой атаки".

Задание 2. А сейчас мы разделимся на группы, каждой будет предложены отрывки из книги Л.Н.Гумилева "От Руси к России". В ходе работы вы углубите свои знания о монголо-татарах. Все группы в итоге должны ответить на поставленные в начале текстов вопросы. А затем мы сделаем общий вывод о развитии монголо-татар к началу завоевательных походов. Для работы 6 минут.

1 группа более подробно изучит вопрос о происхождении монголо-татар. (+дополнение учителя о термине!)

2 группа выяснит, на какой ступени развития общества к моменту своих завоеваний стояли монголы. (+ слайд 3)

3 группа в ходе работы с документом узнает о предводителе монголов. Кто он и в чем его заслуга.

4 и 5 группа подробно разберут военное дело монголо-татар и ответят на вопрос действительно ли благодаря прекрасному развитию военного дела им удалось завоевать огромные территории. ( к 5 гр. + слайд 4,5)

Проверка задания. Параллельные записи в тетради и на доске.

В ходе проверки ученики критически оценивают свои знания, пополняют их и ставят перед собой задачи дальнейшего познания изучаемого вопроса.

1. Какие сведения были для вас новыми?

2.Какой вывод можно сделать на основании работы всех групп?

Вызывает вопрос происхождение термина «монголо-татары».

Весть о страшных врагах с востока пришла на Русь от половцев. А так как они называли монголов татарами, то и русские и европейцы стали так именовать монголов. Когда учёные стали исследовать события той далёкой эпохи, они столкнулись с необходимостью разобраться, кто же напал на половцев и Русь в 13 в. – монголы или татары? Выяснилось, что Чингисхан и его полководцы татар истребили ещё до начала своих завоевательных войн. В 1823 г. историк Пётр Николаевич Наумов придумал словосочетание монголо-татары. Оно означает «монголы, называемые татарами».

Вывод: монголо-татары – это кочевые племена Южной Сибири и Центральной Азии, к концу ХII века находились на стадии разложения родо-племенного строя, возникновение и развитие государственности носило военизированный характер, удалось объединить все племена Темучжину, прозванного Чингисхан. В начале ХII века главной задачей было провозглашено завоевание мирового господства.


  1. Завоевания монголов.

Первые завоевания монголов (слайд 6)

Причины завоевательных походов? ( мысль о мировом господстве.)

Почему монголо-татарам удалось завоевать такую огромную территорию? (войско!)

Государство монголов стало называться Золотая Орда, оно было разделено на уделы-улусы, во главе которых стояли ханы. Столица - Сарай-бату.



  1. Битва на Калке. (слайд 7)

Первая встреча русских войск с монголо-татарскими завоевателями произошла на р. Калка в 1223 г. Давайте узнаем как это было. Прочитаем о битве на Калке материалы. (Прил. Чтение текста учащимися) Обдумайте, возможен ли был иной исход битвы на Калке? Попытайтесь выделить причины поражения русских войск.

Чтение + дополнение . Важно оценить потери русских войск.

Оценить общие потери русских в битве на Калке чрезвычайно сложно. Летописи говорят, что из десяти русских уцелел лишь один. Однако, жертвы преувеличиваются. Из участвовавших в битве восемнадцати князей погибли десять. Историки оценивают, что пало несколько более половины русского войска, численность которого едва ли превышала 10 тысяч человек.

Так каковы же были причины поражения русских войск?

Причины поражения русских войск:


  1. отсутствие единства и несогласованность действий русских князей

  2. отличная военная подготовка монголов и хитрая тактика

5. Нашествие Батыя на Русские княжества 1237-1240.

1235 г. на очередном курултае было принято решение выполнить распоряжение Чингисхана – отправиться в поход на Русь и Северный Кавказ. Во главе сборного войска встанет Батый, внук Чингисхана.

По общим оценкам, против Руси выступало около 130 тыс. Русские войска: боеспособные части дружины Рязани, Владимира, Суздаля и Новгорода насчитывали от 30 до 42 тыс.

В 1236 г. была занята Волжская Булгария.



5.1. 1 поход Батыя

Поздней осенью 1237 г. монголы подошли к русским границам.

***Работа с картой. Слайд!!! Сейчас мы по карте проследим поход Батыя. Карта в учебниках, стр.101.Условные знаки! (границы, походы, города.)

Следят и называют + мои комментарии

Декабрь 1237 г. – Рязанская земля. Послы хана потребовали от рязанцев дать десятину, встретив отказ, хан приказал начать вторжение. 21 декабря после пятидневной осады пала Рязань.

Взяв Коломну, завоеватели вступили в пределы Владимиро-Суздальского княжества. Захвачены города: Москва, Владимир (7 февраля), Суздаль, Ростов, Ярославль, Переяславль, Юрьев, Галич, Дмитров, Тверь и др.

Чем объяснить, что монголо-татары за 100 км от Новгорода повернули назад? Маленький городок Козельск отбивал натиск врага 7 дней и только хитростью монголы смогли его взять, применив излюбленную тактику – притворились что бегут, выманив тем самым защитников из крепости., которых окружили и разбили. Монголы назвали Козельск злым городом и сравняли с землей.

5.2. 2 поход монголо-татар (слайд 11)

Весна 1239 г. возобновление похода Батыя.

Карта.

Март 1239 г. разгромлен южный Переяславль; 18 октября – г. Чернигов; 6 декабря – г. Киев. (Монголы подошли к Киеву осенью, жители города во главе с воеводой Дмитром отчаянно сопротивлялись, почти все погибли или оказались в плену).



Почти все города Галицко-Волынского княжества подверглись разгрому, только под городами Даниловом и Кременцом, укреплёнными каменными стенами, монголы потерпели поражение.

А сейчас поработаем с контурной картой. В рабочей тетради откроем с. И перенесем завоевательные походы Батыя в тетради. Отметьте красными точками взятые монголо-татарами города. Внимательно посмотрите на что стала похожа наша карта? С чем можно сравнить?

В каких государствах еще побывали войска Батыя? (Польша, Венгрия)

В 1241 г. Батый прошёл по землям Венгрии, Польши, Чехии. Татары разбили венгерское и объединённое немецко-польское рыцарские войска. Однако в 1242 г. дойдя до Адриатического моря, завоеватели повернули назад.

Почему? (ослабление войска, смерть хана Угэдэя).

!!! А. С. Пушкин писал, что Западная Европа была спасена «растерзанной и издыхающей Россией». Объясните слова поэта.



5.3. Причины поражения русских войск. (слайд 12) и запись в тетрадях

Итак, вспомните какую цель мы ставили в начале урока? (углубить свои знания по вопросу «Монголо-татары и Русь» и решить проблему: почему монголо-татары смогли покорить Русь, находящуюся на более высокой ступени общественного развития? )

Чтоб нам было легче ответить, давайте выделим причины поражения рус. войск.

Рассуждения ребят (Русь раздроблена, действия княж. войск разобщены, нет единства).

Запись в тетрадях со слайда 12

- раздробленность и отсутствие единства в русских землях (разобщённость русских войск и сил);

- высокое воинское мастерство монгольского войска (комплекс воинских приёмов, использовавшихся при штурме городов, численное превосходство, мобильность);

- умелое тактическое руководство и стратегический талант Батыя и его военачальников.

Однако, Русские земли не вошли в состав Золотой Орды, а попали в вассальную зависимость. Об этом мы поговорим на следующих уроках.

Вывод по уроку: феодальная раздробленность способствовала порабощению Руси монголо-татарами. Русь оказалась под игом 1240-1480гг., но спасла Европу от нападения. (слайд 13)

5.4. Патриотизм русских людей. (Евпраксия Рязанская, Евпатий Коловрат) (если останется время)



III. Закрепление изученного. Устная проверка.

Подведение итогов.

Учитель: В результате Русь превратилась печальное зрелище - погибло огромное количество людей, множество было уведено в плен, навсегда исчезли с лица земли могучие города, уничтожены драгоценные рукописи, великолепные фрески, утрачены секреты многих ремесел...

Задание: Перед вами несколько рисунков. Назовем их условно "Бурелом", "Цунами", "Пожарище". (слайд 14) Посмотрите внимательно и выберите тот рисунок, который в вашем представлении наиболее полно ассоциируется с последствиями монголо-татарское нашествие. Анализируя выбранную ассоциацию, подберите к ней известные вам исторические факты, которые бы лучшим образом раскрыли сущность ассоциации как последствия монголо-татарского разгрома. Схема работы "двойной дневник": 1) Ассоциация и ассоциативные связи. 2) Факты, раскрывающие сущность ассоциации. Например, заполнение 1-й графы: ассоциация "Бурелом", ассоциативные связи: поваленные деревья; устоявшие деревья; сломанные большие и малые деревья; молодые деревца, кусты и т.д.

Пример заполнения 2-й графы: разорены города Рязань, Владимир, Торжок; сохранившиеся в целостности города Новгород, Смоленск; погибло много людей (стариков, женщин, детей); возрождающиеся города и села.

Учитель: Монголо-татарское нашествие (подобно бурелому) уничтожило многие русские города, некогда славившиеся своей красотой и богатством. Вместо Рязани, Владимира, Торжка, Козельска, Киева остались руины и пепелища. Но не все города постигла подобная участь. Не дошли монголо-татары до Новгорода, не решились взять Смоленск. Россия, разрушенная и истерзанная, продолжала жить. Во многом виной тому была существовавшая раздробленность.



Вывод: Русь оказалась в зависимость от монголо-татар, так как переживала период политической раздробленности, ослабленная внутренними раздорами не смогла дать организованный отпор врагу.

Учитель:

IV. Домашнее задание. Параграф 12. ? 1,4. р/т с. 35-37. Упр. 2,3,4,5- + устн.. на оценку «5» - зад. с документом с. 105-106. Пис. На листке.

Приложение

Группа №1.

Рождение монгольской империи.

Прочитайте документ и ответьте на вопросы:

- кто такие монголы и кто такие татары?

- каким видом хозяйственной деятельности монголы занимались до начала завоеваний?

- где их Родина?

Китайские хронисты, описывая народы, живущие к северу от Китая, в Великой степи, называли всех степняков одним именем - "татары". Однако на самом деле этноним "татары" был названием одного из племен. Зачатки государственности у них отсутствовали, подчинялись они только старшим в роде и более всего ценили свободу. Кроме татар, в Великой степи кочевали монголы.

Монгольские племена кочевали в 12 в. в степях Забайкалья и северной части Современной Монголии (Центральная Азия, вокруг озера Байкал и Южная Сибирь - прим.). Их главным занятием было скотоводство, дополнявшееся охотой. Земледелия они не знали. Основой их хозяйства, главным богатством были табуны коней, стада рогатого скота. Поэтому они постоянно нуждались в обширных и богатых пастбищах. Жили в войлочных шатрах - юртах.

Племена не очень дружно жили между собой, но более опасными для них были не соседи, а маньчжуры. В ХII веке оборону монголов от маньчжуров и их союзников-татар возглавил Есугей-багатур. Своим авторитетом он заставлял всех ходить в походы, защищаться от врага. Но поскольку Есугей не был ханом, его влияние кончилось с его смертью. Сыну Есугея - Тэмуджину пришлось добиваться власти.



Из книги Л. Н. Гумилева "От Руси к России"

Группа №2.

Монголо-татары.

Прочитайте документ и ответьте на вопросы:

- на каком этапе общественного развития находились монголо-татары?

- составьте иерархическую лестницу социальной структуры: на вершине поместите самого главного среди монголов и затем по убыванию в порядке значимости.

У монголо-татар, как и других кочевых народов, долго сохранялись в неизменности прежние традиции, старинные патриархальные порядки. Не были исключением монголы. В 12 в. они переживали разложение родового строя. Среди монголов выделялись вожди – ханы, родо-племенная знать – нойоны (племенные князья) и богатуры (стараейшины). Их окружали дружинники-нукеры. Простых соплеменников – аратов держали в подчинении. Стремясь завести как можно больше скота, нойоны вынуждены были осваивать всё новые и новые пастбища. Начинались межплеменные конфликты из-за земель.

Орлов А. С. Хрестоматия по истории с древнейших времен до наших ней.

Группа №3.

О Чингисхане.

Прочитайте документ и ответьте на вопросы:

- кто такой Темучжин и Чингисхан?

- что вы узнали о происхождении Чингисхана?

- как его можно охарактеризовать?

- какую задачу он поставил для развития своего госудаоства?

Чингисхан родился в семье знатного монгола Есугэй-богатура, по одним источникам, в 1155-м, по другим — в 1162 году. Официальная династийная история Монгольской империи "Тайная история монголов» сообщает, что это произошло в местности Дэлиун-болдах. Полагают, что речь идет о местечке на правом берегу реки Онон (бассейн Амура).

В 9 лет потерял отца, которого татары, пригласив к костру и, преступив священные законы гостеприимства, накормили отравленным обедом. Темучжин долго бедствовал, скитался вместе с матерью и братьями, несколько лет провёл в рабстве. Вырвавшись на волю, стал собирать вокруг себя старых отцовских соратников.

Энергичный и целеустремлённый Темучжин сумел объединить большие силы и расправиться с врагами. Больше Темучжин не нуждался и в прежних помощниках и убивает вождей монгольских племён. Прежде чем стать великим ханом, он свыше 20 лет вёл жестокую борьбу со своими противниками, и ни его народ, ни его соседи не знали от него пощады.

Съезд кочевой знати – курултай – провозгласил его в 1206 г. великим каганом всех монголов и присвоил ему титул – «Чингиз», что обозначает «человек, имеющий всю полноту власти». В народе Темучжина прозвали Чингисханом – «Великим ханом». Это был смелый, мужественный, расчётливый и жестокий человек. Он поставил перед монголами задачу завоевать весь мир.



Группа №4.

Войско монголов.

Прочитайте документ и ответьте на вопросы:

- почему монголы были прекрасными воинами? (расскажите о быте)

- в чем была сила монгольского войска?

Монгольской армии не требовалось длительной подготовки к войне. Сам образ жизни кочевника располагал к тому, чтобы в любое время оседлать коня и выступить в поход. Жилища монголов были полностью приспособлены для длительного пути. При перекочевке или военной экспедиции тратилось не более часа на установку войлочной юрты и еще меньше — на её разборку и упаковку на спине вьючного верблюда. Некоторые шатры и кибитки не разбирались, а водружались на колёсные повозки, запряженные быками.

Семьи воинов могли сопровождать и наступающую армию. В походные стойбища, что располагались неподалёку от мест сражения и осад, монгольские богатыри сносили военную добычу; они не заботились о пропитании и не разлучались надолго с женами и детьми, потому что семьи часто находились рядом. С юных лет мальчишки вдыхали дым дорожных костров и боевых пожарищ, наблюдали за военными действиями, учились обращаться с лошадьми и оружием — и в итоге вырастали крепкими и мужественными бойцами.

Подготовленность своих воинов — прирожденных наездников к военным походам Чингисхан дополнил установлением в войске жесточайшей дисциплины и введением особых приемов боя, которые закрепил в своде законов - Великой Ясе. Яса основывалась на обязательности взаимопомощи, единой для всех дисциплине и осуждении предательства. Каждого предателя предавали смертной казни. Простым отрубали голову, знатным ломали позвоночник, чтобы кровь оставалась в теле убитого. Смертная казнь полагалась за неоказание помощи боевому товарищу. Если кто-то из воинов терял лук или колчан со стрелами, то ехавший сзади должен поднять и вернуть ему оружие - иначе смерть. Смерть была воздаянием и за убийство, блуд мужчины, неверность жены, кражу, грабеж, сокрытие беглого раба. За менее тяжкие преступления полагался штраф.

Группа № 5.

Войско монголов.

Прочитайте документ и ответьте на вопросы:

- какова организация войска монголов?

- что можно сказать о дисциплине воинов?

- какова тактика монголов в бою?

- из каких частей состояло войско? Кратко расскажите о вооружении.

Все монголы были разделены на десятки, сотни, тысячи и тумены (10 тысяч). Во главе их стояли десятники, сотники, тысячники и темники. Созданный Чингисханом закон — Яса устанавливал коллективную ответственность за поведение в бою. Если воин трусил, бежал от врага,— казнили весь десяток. За бегство десятка казнили всю сотню. Десяток состоял из членов одного рода, хорошо знавших друг друга. Трусливый, ненадежный просто не попадал в воины. Ему не было доли в добыче, он был навеки опозорен, он превращался в изгоя. Поэтому в бою монголы были отважны и упорны.

Войско состояло из легкой и тяжелой конницы. Легкие всадники были одеты в кожаные доспехи, имели кривую саблю, боевой топор, аркан, легкое копье и два лука — для стрельбы легкими и тяжелыми стрелами. У каждого воина было два колчана по 30 стрел. Воины тяжелой конницы, помимо всего перечисленного, имели длинное колье, прямой меч, железный шлем и кольчугу. Кони их были защищены кожаными доспехами. В бою легкая конница атаковала первой, а затем ложным отступлением заманивала уверенного в своей победе противника под удар главных сил. Передвигались монголы стремительно, пересаживаясь в пути на свежих коней.

По закону Чингисхана, у каждого воина было не менее трех лошадей. В Китае монголы познакомились с осадной техникой. Впоследствии, штурмуя города, они использовали тараны и камнеметательные машины, которые обслуживали китайские инженеры.

Любимым оружием монголов был лук. Натягивая тугую тетиву до уха, воины поражали цели на расстоянии сотен метров. У многих имелись копья и сабли, обязательной принадлежностью кочевника и в повседневной жизни, и в бою считался аркан.

Обычно кочевое войско делилось на три части: центр и два фланга. Когда начиналось сражение, центр притворно отступал, заманивая противника, и если тот углублялся в монгольские позиции, в предвкушении победы теряя осторожность, то фланги наносили удар с двух сторон, а центр разворачивался и возобновлял битву.

Битва на Калке

Полководцы Чингисхана Джебе-нойон и Субэдэй-богатур вторглись в Закавказье. Опустошив Грузию и Азербайджан, они встретились с половцами.

Половецкий хан Котян обратился за помощью к русским князьям. Он писал своему зятю князю Мстиславу Удалому, который княжил в Галиче: «Нашу землю сегодня отняли, а вашу завтра возьмут».

Мстислав Мстиславович созвал в Киеве совет князей Южной Руси. Но русские князья не доверяли своим старинным противникам. На призыв галицкого князя откликнулись: киевский князь Мстислав Романович, Мстислав Святославович Черниговский, Даниил Романович, княживший во Владимире-Волынском и некоторые другие мелкие князья.

Монголы послали к русским посольство из 10 человек, которое заявило: «Мы слышим, что вы идёте против нас, послушав половцев, а мы ни вашей земли не заняли, ни городов ваших. А вы возьмите с нами мир». Но русские перебили послов и двинулись на половцев.

Решающая битва произошла 31 мая на реке Калке. Дружины Мстислава Удалого и Даниила Романовича вместе с половцами поспешно переправились через Калку и атаковали монголов. После короткой схватки те повернули коней. Преследуя их русские и половцы, не заметили, как оказались охвачены полукольцом главных сил монголов, о существовании которых и не подозревали. Отразить удар тяжелой монгольской конницы они не смогли. Первыми обратились в бегство половецкие отряды. Дружина Даниила почти вся погибла. Раненого князя едва успели увезти. Бежал с остатками дружины и Мстислав Мстиславич.

На ходе сражения крайне отрицательно сказались несогласованность действий князей, отсутствие единого командования. Так, киевские дружины под командованием Мстислава Старого и двух его князей-подручников не только не перешли Калку, но и не пришли на помощь остальным русским войскам, когда те обратились в бегство.

Три дня русские дружины отбивали атаки. Но положение было безвыходным. Поэтому, когда монголы предложили князьям сдаться, обещая сохранить им жизнь, те согласились. Обещание, конечно, и на сей раз было нарушено. Победители связали сдавшихся князей, положили на них доски, а сами, сев сверху, принялись пировать победу, радуясь предсмертным стонам умирающих. Оставшиеся без предводителей русские воины были почти все перебиты.

Одержав победу на Калке, монголы повернули на северо-восток и вернулись обратно в Монголию. Поход 1223 г. был предпринят с целью разведки.


Слайды презентации к уроку «Монголо-татарское нашествие на Русь»




























Девушке нужен некоторый опыт, чтобы целоваться как начинающая. Джоан Риверз
ещё >>