Модуль «Первая половина XIX века» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Тест История России. Первая половина XIX века Укажите неверный ответ. 1 25.97kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины по выбору направление: 050300. 1 227.91kb.
2. 1 Традиции индустрия питания Екатеринбурга 2 425.96kb.
Пейзаж в русской живописи 2-й половины XIX века 4 347.13kb.
Русская музыкальная культура XIX века I половина XIX века исторический фон 1 54.53kb.
Лекция первая половина XIX в 3 455.5kb.
Проблема преодоления отклоняющегося поведения несовершеннолетних... 3 461.84kb.
Б. В. Личман. История России. Теории изучения. Книга первая. 69 7280.58kb.
Методические указания (Первая половина XVIII века) Издательство Пензенского... 3 402.71kb.
По формированию духовной культуры армии императорской России (вторая... 5 1015.2kb.
Представления о развитии живой природы в додарвиновском периоде 25 4680.11kb.
Галиева Рузалия Хакимовна заместитель руководителя Исполнительного 1 57.44kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Модуль «Первая половина XIX века» - страница №1/1

Модуль «Первая половина XIX века».

Цели модуля:

– Рассказать о феномене золотого века русской культуры и об исторических предпосылках его возникновения;

– Раскрыть художественную ценность новых направлений в искусстве первой половины XIX века;

– Познакомить учащихся с наиболее выдающимися деятелями русской культуры этого периода, с наиболее значимыми историческими памятниками;

– Формировать целостное представление о развитии культуры России первой половины XIX века.
Задачи:


  • повысить уровень познавательных способностей учащихся; деятельное освоение материала;

  • упрочить связи поколений, воспитывать чувство гордости за великую русскую культуру, патриотизм.

  1. Введение

Презентация «Культура 19 века» през.

Учитель: ХIХ век в истории России был ознаменован такими событиями, как Отечественная война 1812 г., декабристы и их восстание 14 декабря 1825 г. на Сенатской площади, Крымская война (1853-1856 гг.), отмена крепостного права в 1861 г. 19 век-это время правления Александра I, его брата Николая I, Алекcандра II и Александра III. Переворот в геометрии произвели исследования Николая Ивановича Лобачевского, а в медицине - хирурга Николая Ивановича Пирогова. Русские мореплаватели Иван Федорович Крузенштерн и Юрий Федорович Лисянский совершили первое путешествие вокруг света (1803-1806гг.). В 19 веке творили такие писатели, как Николай Михайлович Карамзин, Александр Сергеевич Пушкин, Михаил Юрьевич Лермонтов, Александр Сергеевич Грибоедов, Николай Васильевич Гоголь, Лев Николаевич Толстой, Федор Михайлович Достоевский.

И это только краткая характеристика этого сложного, тяжелого, порой трагического периода русской истории. Так каким же он был этот 19 век?

В ночь с 11 на 12 марта 1801 г. в Санкт-Петербурге был убит император Павел I. C этого трагического события и начался для России 19 век.


  1. Фильм «Александр I»

Учитель:Именно в XIX веке русская культура заняла выдающееся положение на мировом уровне, поднявшись на невиданную высоту. Сегодня мы назовем самые выдающиеся достижения русской культуры, познакомимся с основными направлениями культуры, выдающимися личностями.

И должны ответить на проблемный вопрос.



Проблема: Почему первую половину XIX века называют “ Золотым веком русской культуры”?
«Художественная культура в первой половине XIX века»

  1. Презентация 2 «Культура 19 века»

Учитель:В истории тысячелетней культуры- от Киевской Руси до императорской России, ХIХ век занимает особое место. Первая половина ХIХ века отмечена появлением настоящих шедевров в живописи, музыке, литературе, театре, поэтому этот период в развитии России был назван «»Золотым» веком Русской культуры.

Учитель:Это столетнее движение вместилось в две даты: 
“золотой век” начался рождением А. Пушкина, а закончился смертью не менее великого метафизика-философа В. Соловьева.

Мы подробнее остановимся на первой половине ХIХ века.

ХIХ век – это…

-тот взлет Духа, тот культурный подъем, который справедливо может считаться великим российским Ренессансом (эпохой возрождения)

-время объемного, научного подхода к русской культуре

- время, когда русская идея становится определенной,“знаковой” системой самых разных общественных движений

- время, когда в полной мере выразился философско-моральный, соборно - собирательный характер русской культуры

-это время небывалого развития такой системы, как художественная культура, которая становится именно в ХIХ веке классической.



Учитель:Феномен «Золотого» века можно объяснит следующими причинами:

-разрушение сословно-дворянской культуры;

-Отечественная война 1812 года;

-реформы Александра II;

-отмена крепостного права;

-восстание декабристов 1825г.;

-западноевропейские революции;

- распространение марксизма.


Учитель:Важнейшей особенностью первой половины XIXвека была быстрая смена художественных направлений и одновременное существование различных художественных стилей:

Романтизм- характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы.

Реализм — направление, стремящееся к изображению действительности.

Учитель:В период «Золотого» века начинается новая страница в истории русского театра, где смена художественных направлений происходила столь же быстро, как и в литературе. Центрами театрального искусства были Александрийский театр в Петербурге и Малый театр в Москве.

Герцен, говоря об игре русских актеров, отмечал: «Они были великие артисты, артисты по призванию и по труду. Они создали правду на русской сцене»



Романтизм в театре.

В 20-30-е годы, в театрах все активнее заявляет о себе романтическая школа с характерным для нее акцентом на внутренних переживаниях героев.

Самым ярким представителем является Павел Степанович Мочалов.(трагедии Шиллера и Шекспира, роль Гамлета и Ромео)

Реализм в театре.

В 30-е годы это направление развивается в русской драматургии, несмотря на запреты цензуры, усилившиеся после восстания декабристов. Самым запоминающимся спектаклем того времени был «Ревизор» Гоголя.

Основоположником сценического реализма считается лучший актер, игравший Городничего, Михаил Семенович Щепкин.

Музыка.

Для России XIX век стал эпохой формирования национальной

музыкальной школы. В этом веке сложились традиции оперной, камерно- вокальной и симфонической музыки. На этот процесс решающее влияние оказали, с одной стороны, западноевропейская культура, а с другой - русский фольклор.

Значительное влияние на развитие музыкальной культуры России прошлого века оказало творчество Гоголя. Сюжеты легли в основу опер “Майская ночь” и “Ночь перед Рождеством” Н. Римского-Корсакова, “Сорочинская ярмарка” М. Мусоргского, “Кузнец Вакула” (“Черевички”) П. Чайковского и т.д.



Глинка М.И.

Михаил Иванович Глинка ( 1804-1957г. ), получив серьёзное музыкальное образование в Европе, сумел первым глубоко осознать особенности русской национальной музыки. Композиторское мастерство Глинки ярче всего проявилось в двух операх- «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») и «Руслан и Людмила». Он создал образцы национальной русской оперы-героико-эпическую оперу и оперу- сказку. В создании образа большую роль играет оркестр.



Живопись

Современниками того времени особенно ценилось направление живописи, в котором преобладал исторический жанр с акцентом национальной тематики.

Русские живописцы начала 19 века утвердили собственный принцип описания портрета, в своих работах отражали различные идеалы национального подъема:

Картины. И.К. Айвазовский «Девятый вал» ,К.П. Брюллов «Последний день Помпеи», А.А. Иванов «Явление Христа народу».
Заключение.

Ведущими направлениями XIX века стали - романтизм и реализм. Но Представители обоих этих течений:писатели,поэты,драматурги,музыканты,философы,художники-обращались к историческому прошлому России, пытаясь найти ответы на современные вопросы. Эти люди способствовали формированию национального самосознания русских людей.



  1. Отечественная война 1812 года.


Учитель: А теперь давайте поговорим о грозных и великих событиях начала XIX века, когда в Европе бушевали пожары наполеоновских войн.

Презентация № 1 «Война 1812 года»

«…ежели уж так пошло – надо драться, пока Россия может и пока люди на ногах, ибо война теперь необыкновенная и национальная,

и надо поддержать честь свою и славу». П. Багратион
Учитель: В 1812 году «Великая армия» французского императора, не знавшая до этого поражений, вторглась в пределы России и была разгромлена. Русскому народу удалось сделать то, что не смогли европейцы.

«Гроза двенадцатого года

Настала – кто тут нам помог?» –

размышляет А.С.Пушкин в романе «Евгений Онегин».

Итак, Наполеон был уверен в правильности выбранной стратегии: все решить одним ударом по направлению Вильно – Москва, навязать русским генеральное сражение, разгромить русские армии по одиночке, заставить русского императора подписать унизительный мир.

Наполеон надеялся раз и навсегда покончить с мощью России, вернуть ее к допетровским границам, отторгнуть ее западные территории в пользу союзников (Австрии и Пруссии), навязать России свой экономический диктат.


Начальный этап войны. 12 июня 1812 французская армия переправилась через р. Неман

  • Французская армия: «великая армия» - 600 тысяч, 1372 орудия, в состав входили воинские части подвластных Наполеону стран. Генералы и маршалы были талантливы и имели большой боевой опыт. Множество инонациональных частей шли на войну по принуждению, захватнические планы Наполеона были им чужды. Это делало « Великую армию» разобщенной, не спаянной единым духом.

  • Русская армия: 220 тысяч (рекруты). Защита родной земли сплачивала солдат и офицеров, поднимала их патриотический дух. Русские войска были раздроблены.

Русские полководцы: Барклай де Толли, Багратион, А. Тормасов

Смоленское сражение 2-6 августа. Смоленск не имел мощных оборонительных сооружений, поэтому главный удар должна была принять на себя армия

- Попытка кавалерии Мюрата выйти в тыл русской армии была сорвана

- 4 августа к Смоленску подошли основные силы французов. Их попытка смять русские войска также не удалась.

- 5 августа Наполеон приказать взять город штурмом, но встретил мощное сопротивление со стороны защитников. Тогда французы подожгли город, но и этот план не принес им должных результатов - все их атаки были отбиты.

- 6 августа Наполеон планировал продолжить наступление, но увидел, что город пуст, русская армия снялась со своих позиций.

Михаил Илларионович Голенищев – Кутузов.


  • Ученик Суворова, светлейший князь, дипломат, генерал – фельдмаршал, 67 лет

  • Военная философия: « Лучше быть слишком осторожным, чем обманутым».

  • В отличии от Наполеона не рассматривал генеральное сражение как главное и единственное для достижения конечного результата.

  • «Хитрый лис Севера», - так назвал Кутузова Наполеон.

  • 17 августа Кутузов принял командование армией. Кутузов догнал русскую армию у города Царево-Займище.

Военные и дипломаты всех стран удивлялись его обширным сведениям и в теории, и в практике любого рода службы, т.к. он был офицером инженерным, квартирмейстерским, артиллерийским, министром при иностранных дворах, градодержателем. Образовал не существовавшие до этого в России легкую конницу, легкую пехоту; брал крепости; предводительствовал армией в счастливые и неудачные времена. Даже недоброжелатели отдавали полную справедливость уму его, проницательности, обширной памяти.

Никогда не просил за себя, но любил за кого-нибудь ходатайствовать.

Обозревая полки у Царево- Займища, произнес: « Я пришел только посмотреть, здоровы ли вы, дети мои? Солдату в походе не о щегольстве надо думать; ему надо отдыхать после трудов и готовиться к победе»


  • 26 августа – Бородинское сражение.

Из воспоминаний Василия Жуковского, наблюдавшего за сражением:

« Мы стояли в кустах на левом фланге, на который напирал неприятель; ядра , невидимо откуда, к нам прилетали; все вокруг нас гремело; огромные клубы дыма подымались на всем полукружии горизонта, как будто от повсеместного пожара, и наконец ужасной белой тучей обхватили половину неба, которое тихо и безоблачно сияло над бьющимися армиями».

– Ребята, а какие произведения знаете вы, посвященные этому великому событию?

(Ответы детей. Можно прочитать отрывки наизусть).

Учитель: Ужасная битва Бородинская может считаться одной из кровопролитнейших, какие только бывали. Обе армии понесли почти равный урон, и сражались с одинаковым мужеством.

Историк Д.П. Бутурлин отмечает ошибки Наполеона, который мог склонить победу в свою сторону:

-Наполеон мог повести ложные атаки нашего левого крыла, а сам бросил бы основные силы по старой Смоленской дороге; смяв и преследуя войска Тучкова, он получил бы возможность выйти на Московскую дорогу в тыл русской армии;

-Наполеон не имел верных карт, был лишен надежных проводников, и не осмеливался сворачивать в сторону с главной дороги;

-уже в три часа пополудни прекратил сражение, хотя имел свежими 32 батальона и 27 эскадронов , в то время когда последние резервы русских были введены в дело.



1 сентября - Совет в Филях.

  • Кутузов имел целью обмануть неприятеля отступлением своим по Коломенской дороге. Сделав два перехода он немедленно решил выйти к Смоленскому тракту, чтобы прервать единственный путь сообщения французской армии.

  • Русская армия двинулась в двух колоннах и 7 сентября заняла позицию у села Красная Пахра, совершив круговое движение около Москвы.

  • Мюрат преследовал русские войска до Бронниц в уверенности, что идет за всей русской армией. На самом деле он шел только за двумя Донскими полками.

  • Наполеон до 14 сентября оставался в неведении о местопребывании основных сил русских.

  • Русские отряды со всех сторон наводнили Смоленскую дорогу.

  • 20 сентября Кутузов расположил армию в укрепленном лагере у

с. Тарутино, перекрыв тем самым путь к тульскому оружейному заводу

Кутузов: «Меня на пост командующего выдвинул сам народ, и, когда он провожал меня к армии, никто не молил меня о мире, а просили едино лишь о победе над вами… Меня бы прокляло потомство, подай я даже слабый повод к примирению с врагом, и таково мнение не только официального Санкт- Петербурга, но и всего простонародья российского..

…Я не склонен придавать нашей беседе ни военного, ни политического характера. Все подобные разговоры мы станем вести, когда ни одного чужеземца с оружием в руках не обнаружится на нашей священной русской земле…»



7 октября Наполеон выступил из Москвы и двинулся на Калугу.
Планы Наполеона: овладеть Калугой, ее продскладами, двинуться в южные губернии России, потом свернуть к Смоленску, где располагались военные, продовольственные, фуражные склады.
Ключевым пунктом стал г. Малоярославец.
12 октября – сражение под Малоярославцем.
8 раз город переход из рук в руки. Этот бой стал поворотным в ходе войны: Кутузов заслонил Калужскую дорогу и заставил Наполеона двигаться по разоренной Смоленской дороге.
Колоны неприятеля двигались в беспорядке. Пехота, кавалерия, артиллерия, обоз - все смешалось, что сделало французов более уязвимым для армии и отрядов партизан.

«Малая война».

Денис Давыдов – единственный поэт – партизан. Друг Пушкина. Взял в плен 2тысячный отряд французов.

Александр Фигнер – разведчик, переодевался в французскую форму, проникал в неприятельский лагерь, собирал сведения. За его голову Наполеон объявил денежное вознаграждение.

Сеславин его отряд из 500 человек контролировал дорогу между Боровском о Москвой. Он был первым, кто добыл сведения о движении Наполеона после его выхода из Москвы

Василиса Кожина – крестьянка, староста деревни Смоленской губернии. На ее счету немало пленных французов

Герасим Курин крепостной, организовал отряд из 5,5

тысяч крестьян, громил французов



Ермолай Четвертаков солдат-драгун, организовал 4-тысячный отряд для борьбы с французов

  • 14-16 ноября переход через Березину

  • Наполеон стремился с остатками своей армии первым достигнуть берегов Березины, за которой начиналась литовская земля. Для этого Наполеон бросил все, что мешало быстрому движению его армии – обоз, артиллерию.

  • У берегов Березины разгорелись бои.

  • Кутузов ждал северную и южную группы войск, чтобы окружить Наполеона, но те запаздывали.

  • Пользуясь этим , Наполеону удалось переправиться через реку с небольшим отрядом, бросив основные войска. Это был конец «Великой армии».

Значение, итоги:

  • Огромные потери (сожжены города, села)

  • Промышленность и с/х расстроены

  • Большие людские потери

  • Консолидация русской нации Объединение народа

  • Кутузов стал национальным героем

  • Россия отстояла свою свободу и независимость.

А теперь, ребята, давайте выясним, что удалось нам запомнить по итогам услышанного…(объяснить задание – самопроверка.Оценивание – по 10-балльной системе).

Тест «Война 1812 года».

Звучит музыка композиторов 19 века.

Учитель: А теперь коснемся еще одного важного события, без которого невозможно описать век девятнадцатый – это ВОССТАНИЕ ДЕКАБРИСТОВ.

  1. Восстание декабристов 1825 год


Презентация «Декабристское восстание».

  Учитель: Патриотический подъем народного сознание после победоносной Отечественной войны 1812 года, влияния просветительских работ западных философов и писателей, желание скорейшего проведения реформ в стране, в том числе и крестьянской, создали почву для начала деятельности декабристов в Российской Империи.

(СЦЕНКА или СТИХОТВОРЕНИЕ) ?

Причины восстания декабристов

Учитель: Декабристы представляли собой совокупность различных обществ, целью которых было свержение крепостного права в России и реорганизация структур государственной власти. 

Декабристское движения получило свое названия из-за масштабного восстания, которое было проведено его активными членами в декабре 1825 года. 

Первоначально, восстание декабристы планировали провести летом 1826 года. Однако смерть Императора Александра I (или его таинственное исчезновение) значительно ускорили планируемое восстание.

Сразу после смерти Императора страна была в кратковременной стадии замешательства и неразберихи: долго не решалось, какую дату выбрать для присяги на верность новому Императору России Николаю I. В конечном итоге датой для присяги было выбрано 14 декабря.



Как происходило восстание?

Нестабильной обстановкой в стране решили использоваться декабристы. Они решили не допустить присягу Николаю и потребовать у членов правительства права обнародовать «Манифест к Русскому народу», в котором декабристами были изложены основные требования к власти.

А требования были следующие: отменить крепостное право на территории Империи, ввести всеобщую военную повинность, и предоставить всем жителям России гарантию политических прав и свобод.

Трубецкий, главный организатор восстания, планировал убедить офицеров гарнизона отказаться от присяги Николаю.

Петербургский гарнизон и члены Сената смогли присягнуть на верность новому Императору, несмотря на старания членов Общества Декабристов. Мятеж был подавлен, а офицеров с Сенатской площади разогнали.

Попытка проведения Черниговским полком восстания на Украине, спустя две недели после событий в Петербурге, также была подавленна.  Николай I лично возглавил следствие над активными членами декабристов.



Участники и значение восстания декабристов

Организаторы восстания: Бестужев-Рюмин, П. Каховский, П. Пестель, С. Муравьев – Апостол были приговорены к смертной казни через повешение. Больше сотни декабристов были сосланы в Сибирь, часть офицеров разжаловали в звании и отправили воевать на Кавказ.

Декабристское движение сыграло огромную роль в социальной жизни страны, даже не смотря на свое поражение. Первые дворяне революционеры не смогли противостоять жандармской машине Николая I, но засеяли в сознании людей идеи революции, борьбы за свои гражданские права и свободы.

Декабристское движения одухотворило множество деятелей искусства и литературы. Многие писатели в своих произведениях, как бы между строк доносили до людей просветительские идеи декабристов. И хотя только через несколько десятилетий, но все - таки их последователи смогли добиться отмены крепостного права и направили курс развития государства в сторону либерализма.

Со временем, декабристские идеи в более радикальной форме будут использовать народовольцы, которые применяя жестокие методы, станут в буквальном смысле слова, кровью отстаивать права нации.

6. «Жены декабристов» - презентация.

Декабристы были поэтапно отправлены в Сибирь. Иркутск, Забайкалье, Чита. /Рассказ о работе на рудниках, соляных, винокуренных заводах/.

Вскоре за декабристами отправляются в Сибирь их жены, невесты. Первыми подали прошение и получили разрешение на выезд в Сибирь Мария Волконская и Екатерина Трубецкая. Следом за ними выехала Александрина Муравьева, жена Никиты Муравьева. В Сибирь она везла письмо “Послание в Сибирь” Александра Сергеевича Пушкина. В последствии эти стихи стали гимном борьбы.

(Литературные произведения по данной теме).



Учитель: А теперь давайте закрепим полученные знания, ответив на вопросы теста (Объяснить задание, раздать тесты и карту оценивания).

Учитель: На сегодня наш модуль подошел к концу.

Учитель: Мы достаточно плодотворно поработали, будем рады, если полученные вами знания послужат вам верой и правдой!

Учитель: Спасибо всем! До свидания! До завтра!



Учитель: А завтра мы продолжим путешествие по интереснейшему 19 веку! До свидания!




Идеалист — человек, который позволяет кормить себя красивыми словами, пусть они даже завернуты в самую грязную газетную бумагу. Жарко Петан
ещё >>