Модернизация России глазами научно-технической элиты Москвы - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Закон от 23 августа 1996 г. N 127-фз "О науке и государственной научно-технической... 1 400.02kb.
Закон о науке и государственной научно-технической политике 1 316.83kb.
Закон о науке и государственной научно-технической политике 1 343.63kb.
Закон чувашской республики о науке и научно-технической политике... 1 110.79kb.
Закон чувашской республики о науке и научно-технической политике... 1 129.85kb.
Комплекса мероприятий 2 «Модернизация научно-исследовательского процесса... 1 41.24kb.
Нормативы времени на работы по научно-технической информации 5 2697.8kb.
Содружество Независимых Государств межгосударственный координационный... 9 1001.18kb.
Становление системы научно-технической информации в России 1 28.3kb.
Результат научно-технической деятельности или наименование объекта... 7 1001.59kb.
Закон оренбургской области об областных грантах в сфере научной и... 1 58.58kb.
Тюков А. А. Технология непрерывного программирования 1 35.06kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Модернизация России глазами научно-технической элиты Москвы - страница №1/1

Модернизация России глазами научно-технической элиты Москвы

Разработана программа социологического исследования по вышеуказанной теме и проведен экспертный опрос среди представителей научно-технического сообщества города Москвы, включая ученых из ведущих столичных вузов: Института философии и Института социологии РАН, Академии Естественных наук, Электротехнической академии и других московских вузов. По результатам исследования подготовлен и опубликован ряд статей.

Программа теоретических исследований требует детализации основных этапов процесса получения научного результата. На первом этапе перед коллективом стояла задача систематического изложения реального состояния ментальной картины российского общества: представлений о возможностях инновационного развития и установок на принятие/непринятие такого варианта развития социальной истории. Без понимания целевой группы, которая может стать (предполагается, что будет выполнять эту функцию) локомотивом инновационных реформ, целей и задач «политики модернизации» и «инновационного прорыва», декларируемого политическим руководством страны, успешность этих начинаний весьма сомнительна. Разработка целостной политики предполагает понимание реального состояния дел в экономике, науке и производстве, а также операционализацию «потребного будущего» на уровень категорий и понятий, механизмов реализации (социальной технологии). Теоретическая проработка проблемы перевода экономики на уровень постиндустриального развития требует осмысления уже имеющего негативного опыта реформ как 60-х, так и конца 80 - начала 90 годов прошлого века.

Инструментами получения искомого результата являются стандартные социологические процедуры, дополненные методами семантической сегментации информационных потоков, воздействующих на общественное сознание. Планируется проведение на втором этапе работ пилотажного исследования N=75, затем опроса экспертов N=200 и опроса респондентов (N=1750). Компьютерная обработка данных с применением факторного анализа позволит построить динамические ряды индикаторов общественного мнения. В результате обработки данных будут получены данные о разнице восприятия инновационных процессов этих двух элементов российского общества.

Социологическое изучение выборочной совокупности позволит определить динамику образовательных запросов и сформулировать основы социотехнической системы в контексте теории модернизации России. Этот этап потребует использование арсенала теоретического моделирования, использование методологии системного анализа, структурно-логического анализа понятий. Это позволит использовать синергетический эффект в получении знания и разработке концепции «пространства развития».

Кросс-культурный опрос является частью социологической процедуры получения мнения по восприятию «России» в русском мире и «русского мира» в России и является основой для разработки модели российского социума и детализации теории социотехнических систем. В исследовании нам важно выявить индикаторы коммуникативной самоорганизации, которые проявили себя в последнее время в российском обществе. Анализ данных позволит получить индикаторы инновационных потенциалов различных сегментов российского общества «русского мира» и формирование представлений о просветительской модернизации.

Кроме того, сопоставление результатов развития российского образовательного пространства и глобальных процессов в образовательном пространстве мира позволит сформулировать теории альтернативных модернизаций.

Объектом исследования является - социокультурный (в том числе образовательный) habitus, сложившийся в Москве за последние годы. Под образовательным habitus’ом понимается социокультурное пространство инновационного развития России и Москвы, та сфера общественного сознания, которая ориентирована на область знания, включающая представления референтных групп (специалистов в различных сферах управления, профессуры, студенчества) о целях, задачах, функциях высшего профессионального образования и инноваций, как механизма капитализации технических открытий (изобретений).

Предмет исследования - динамика представлений референтной группы об инновационном развитии страны.

Методы исследования: - анализ правительственных документов, Указов и Посланий Президента РФ, материалов дискуссий по проблемам инноваций.

- социологические методы сбора информации: пилотное исследование, формализованное интервью, анкетный опрос; теоретический анализ проблемы; семантическая сегментация информационного потока по проблеме инноваций; системный анализ процессов развития технонауки; кросс-культурный анализ индикаторов «общества образования» в России и странах Европы и в США; теоретическое моделирование потребного будущего России на основе системного и структурно-функционального анализа.

Творческий коллектив разработал инструментарий пилотажного опроса (интервью) экспертов.

Объектом исследования является общественное мнение группы экспертов. Выдвигаемые гипотезы:

1. Велика вероятность слабой информированности исследуемой группы о политике инновационного рывка;

2. Причинами слабой информированности является отсутствие единой информационной политики государства в области инноваций.

3. Группа в своем большинстве предположительно скептически и недоверчиво относится к инициативам политического руководства страны.

4. Социальные условия жизни группы не в полной мере соответствуют нормам цивилизованного социума.

5. Уровень преподавания социальных дисциплин не соответствует общему настрою социума на инновации.



Используемый метод с обработкой данных по программе SPSS позволит подтвердить или опровергнуть выдвигаемые гипотезы.

E-mail: zoi75@bk.ru




Народу нужны не отвлеченные идеи, а прописные истины. Антуан де Ривароль
ещё >>