Мысли вслух Некоторые советы по формированию культуры межнационального общения в студенческих многонациональных коллективах Как изве - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Д. С. Лихачев На Всероссийской конференции «Гражданственность, патриотизм... 1 52.23kb.
Как научиться сдавать экзамены (советы психолога) 1 134.21kb.
Как научиться сдавать экзамены. Советы психолога 1 128.93kb.
Обучение иностранным языкам как средство формирования межкультурной... 1 232.53kb.
Администрация, методисты 1 217.18kb.
Конкурс как стимул новаторской практики по формированию правовой... 1 248.08kb.
Мысли вслух 1 80.87kb.
Радости и сложности общения 1 105.79kb.
И. Клыков «Охранное сообщество столицы о работе и планах мысли вслух» 1 69.66kb.
Cамые молодые и успешные бизнесмены 21 века 1 17.12kb.
Ценности в структуре сознания 1 376.18kb.
Ночные разговоры 1 125.64kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Мысли вслух Некоторые советы по формированию культуры межнационального общения в - страница №1/1

Мысли вслух
Некоторые советы по формированию культуры межнационального общения в студенческих многонациональных коллективах
Как известно, на жизненную, а вскоре и политическую арену выходят и выйдут молодые люди, которые с раннего детства «основательно познакомились» с насилием, убийствами, коррупцией и всеми прелестями так называемого гламура. Они не раз видели звериное лицо терроризма, многие из них потеряли родителей, близких, не познали радости детства. И не вина их, а беда, что для многих из них «единство народов», «дружба народов» – пустые, абстрактные понятия. А ведь был у нас великий опыт интернационального воспитания, который оболган и отброшен псевдодемократами первой волны.
В чужой монастырь со своим уставом не ходят.

Те ребята, которые безобразничают на улицах, не умеют себя вести в новой социальной среде, в многонациональном молодежном коллективе, ни в семье, ни в школе не прошли достаточно основательно своего рода курс культуры межнационального общения. Они весьма смутно представляют себе, что такое добро, а что – зло. Подавляющее большинство молодых ребят не читают книг вообще, не говоря уже о серьезной, классической литературе, как русской, так и национальной. Многие из молодых ребят ни в семье, ни в школе, ни в средствах массовой информации не слышали о культе честного труда, учебы, о культе благородства и нравственной чистоты. Их сознание «напичкано» убеждением, что все решают деньги, их кумирами поэтому становятся воры, бандиты, в общем, люди, умеющие «делать быстрые деньги».


Что делать?
Необходимо серьезно осмыслить и восстановить в своих правах всю отечественную систему воспитания, проверенную историческим опытом.
Одновременно с патриотическим, трудовым и нравственным воспитанием серьезное внимание уделять интернациональному воспитанию, выделив в его структуре формирование культуры межнационального общения.
Формирование культуры межнационального общения в условиях многонационального государства должно начинаться в семье и школе, то есть в своей национально-культурной среде. В этом случае им значительно легче адаптироваться в многонациональном молодежном коллективе. На Северном Кавказе, как известно, все вузовские коллективы многонациональны, и от того, с какой «подготовкой», с какими взглядами придут молодые ребята в студенческие аудитории, зависит состояние морально-психологического климата в коллективе. Это очень важно, ибо многонациональный коллектив имеет свои специфические особенности.
Важнейшей особенностью многонационального молодежного коллектива является то, что он объединяет молодых людей, не имеющих жизненного опыта, в том числе и в сфере межнационального общения. По сути, они впервые начинают общаться с представителями других этносов, знакомиться с их обычаями, традициями, национально-психологическими особенностями, осваивать их духовную культуру.
Для молодых людей характерно чрезмерно развитое чувство собственного достоинства, стремление к независимости, а у некоторых, к сожалению, чувство национального превосходства.
Ложное чувство национальной исключительности, завышенная самооценка, стремление показаться «крутым» оборачиваются острыми конфликтами в коллективе, а порой приводят к нарушению обычаев и традиций местного населения. На мой взгляд, все это лежит в основе неадекватного поведения молодых ребят, оказавшихся за пределами своего региона.
Чтобы преодолеть межнациональные конфликты, необходимо самым серьезным образом осмыслить пути и средства формирования культуры межнационального общения.
Формирование культуры межнационального общения – процесс многогранный и длительный. Он включает в себя, на мой взгляд, ряд элементов:
1. Абстрагирование от национального фактора в межнациональном общении, за исключением отдельных случаев, когда это является необходимым; по большому счету, в многонациональном коллективе, где царит высокая культура общения, молодые ребята и не вспоминают, кто какой национальности, идентифицируют себя представителями одной нации.
2. Такт в общении с людьми другой национальности.
Необходимо очень осторожно подходить к оценке ритуалов, обычаев, традиций других этнических групп. В любом многонациональном коллективе следует избегать анекдотов, шуток, поговорок о разных национальностях. Хорошо известно, что самые без-обидные и даже дружеские шутки с национальным оттенком вызывают неприятие, отчуждение у молодых ребят той национальности, которой были адресованы. К великому сожалению, иногда даже некоторые «интеллигентные» люди, в том числе и преподаватели вузов, грешат этим.
3. Для человека любой национальности свойственно уважительное отношение к ритуалам, обычаям и традициям своего этноса.
И это естественно. Не следует навязывать человеку отрицательных оценок традиций его этноса. Вообще, в таких случаях не лишне вспомнить древнеримского писателя Катона, который говорил: «Считай первой добродетелью обуздать язык».
4. Очень критично относиться к различного рода слухам, домыслам, которые распространяются определенными людьми с определенной целью. Необходимо знать обычаи, традиции, ритуалы того народа, с которым живешь. И не только знать, но и уважать. Вообще, когда попадаешь в другой регион, в другую культурную среду, надо знать, что можно делать, а что нельзя. По этому поводу есть хорошая русская пословица: «В чужой монастырь со своим уставом не ходят». Японцы же говорят: «Отправляясь в чужую страну, узнай, что там запрещено». Осетины: «В чьей арбе едешь, того и песни пой».
5. Проблема языковая.
Общение в любом коллективе происходит на языке, понятном всем. В нашем случае – на русском. Нередко это нарушается, когда в многонациональном коллективе люди произносят, пусть даже короткие, диалоги, реплики на родном языке.
6. В истории человеческого общества многонациональность нашего государства является уникальным явлением, где расцвет и сближение разных этносов стали нормой, благом для всех, где становление новой общности людей – «российский народ» является ближайшей перспективой – и это не выдуманный, «из пальца высосанный» оптимизм. Это вывод, вытекающий из всей нашей истории совместного проживания.
Важно, чтобы в этой работе использовались примеры нашего добрососедства в прошлом, особенно опыт Великой Отечественной войны, где единство и братство народов, как мы уже отметили, стали одним из главных факторов победы.
Не менее важно обратиться к истории становления добрососедских связей между представителями передовой русской интеллигенции и горскими народами Северного Кавказа.
В середине XIX века на Ставрополье в рамках мужской гимназии выдающийся русский просвещенец, педагог, мыслитель Януарий Михайлович Неверов со своим уникальным педагогическим коллективом создал систему обучения детей горцев русскому языку. Неверов как директор гимназии ввел в систему обучения гимназистов ежегодные конкурсы сочинений.
На одном из конкурсов первое и второе места завоевали сочинения абазина Кешева и осетина Тхостова. Вызывает восхищение, с какой радостью пишет об этом Януарий Михайлович: «И это действительно замечательное явление, что в русской гимназии на 350 учащихся русских и 20 горцев торжество успеха оказывается на стороне такого меньшинства…».
Успехи детей-горцев Неверов преподносит с огромной радостью и любовью.
Умно и тактично объясняет он причины их достижений. «Россия открыла для горцев новое, до сего времени для них неизвестное поприще умственной деятельности, – пишет он, – и по природе свежих натур горец, принявшись за перо и книгу, предается им с такой же страстью, как он до сего времени отдавался войне и наездничеству…».
Януарий Михайлович очень тонко подмечает еще один момент такого отношения к учебе гимназистов-горцев, который, кстати, не мешало бы взять на вооружение современной школе.
«Поступая в заведение, – пишет Неверов, – они предаются ему вполне, с полной безграничной доверенностию. Их не балуют маменьки, не сбивают с толку отцы, рассуждая, что полезно и что бесполезно в науках, какой учитель хорош и какой дурен… Раз вступив в заведение, горец принадлежит ему душою и телом».
Неверов и сегодня может служить для нас образцом высочайшей интернациональной культуры, культуры межнационального общения.
Убежден, его творческое наследие в плане обучения и воспитания детей горцев и сегодня не потеряло актуальности. Более того, в условиях современных реалий его опыт становится поистине бесценным.




Тот, кто имеет союзников, уже не вполне независим. Гарри Трумэн
ещё >>