Министерство экономического Министерство развития и торговли образования и науки - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Министерство экономического Министерство развития и торговли образования... 1 297.35kb.
Министерство экономического Министерство развития и торговли образования... 1 224.54kb.
Министерство экономического развития и торговли 21 7155.04kb.
Министерство экономического развития и торговли 1 50.83kb.
Министерство экономического развития и торговли российскойфедерации 1 36.03kb.
Министерство экономического развития и торговли 1 206.19kb.
Министерство экономического развития и торговли 1 268.28kb.
Министерство экономического развития и торговли 9 556.92kb.
Министерство экономического развития и торговли Чувашской Республики 1 71.55kb.
Заседание Организаторы : Министерство связи и информатизации, Министерство... 1 95.05kb.
Министерство экономического развития и торговли 5 536.55kb.
Шишкина Алиса Романовна социальные медиа как форма политической активности... 14 1319.58kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Министерство экономического Министерство развития и торговли образования и науки - страница №1/3


Министерство экономического Министерство

развития и торговли образования и науки

Российской Федерации Российской Федерации


«Национальный исследовательский университет
Высшая школа экономики»


ФАКУЛЬТЕТ СОЦИОЛОГИИ


Программа дисциплины


"Социальная антропология"

для специальности 032401 – «Реклама»



Автор:

Н.В. Богатырь

natalia_bogatyr@yahoo.com





Рекомендована УМС

Секция «Социология»

Председатель В.Г. Ледяев


Одобрена на заседании

кафедры экономической социологии

Зав. кафедрой В.В. Радаев


_______________

“___” __________ 2012 г.



_______________

“___” __________ 2012 г.



Утверждено УС факультета социологии

Ученый секретарь Е.В. Надеждина
_______________

“___” __________ 2012 г.


Москва, 2012 г.

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.


  1. Пояснительная записка


Требования к студентам. Курс предназначен для студентов пятого курса специальности «Реклама», у которых сформированы представления о концепциях и основных направлениях развития гуманитарной и социологической мысли XIX–XX вв., и которые владеют необходимыми базовыми знаниями, умениями и навыками в рамках школьной программы по курсам всеобщей и отечественной истории, географии, обществоведения, имеют опыт медленного (аналитического) чтения, обсуждения и написания текстов (докладов, рефератов, эссе). Изучение курса предполагает предварительное знакомство с учебными дисциплинами «Социология» и «Социология рекламы», а также одной из следующих дисциплин: «Политология» или «Качественные методы исследований».

Предмет курса. В курсе «Социальная антропология» рассматриваются история развития антропологии, ее основные направления, подходы, методы и важнейшие темы антропологических исследований.

Цель курса – дать студентам представления о предмете, основных понятиях и методах антропологических исследований, современных научных подходах и концепциях, проблематике и содержании основных направлений антропологических исследований, привить студентам интерес к антропологической работе, показать специфику антропологического подхода к изучению социальных (прежде всего – культурных, политических и экономических) реалий, и, в частности, – познакомить студентов с возможностями использования антропологического инструментария и теории в маркетинговых исследованиях и в исследовании рекламы, а также продемонстрировать особенности этнографического письма как способа плотного описания социальной реальности, отличного от социологического или политологического анализа.

Задачи курса:

1) представить антропологическое знание в качестве самостоятельной дисциплины;

2) научить студентов ориентироваться в основных предметных областях социальной антропологии, особенностях ее научных парадигм, сложившихся в ходе ее развития методологических подходах;

3) сформировать навыки аналитического чтения и распознавания характерных особенностей этнографического текста;

4) выработать у студентов методологическую установку на культурный релятивизм;

5) научить методам организации и проведения самостоятельного этнографического и антропологического исследования;

6) дать общее представление о специфике этнографического письма.

В результате изучения курса студенты должны уметь:

- анализировать теоретическую литературу по социальной антропологии, определяя принадлежность ее авторов к одной из научных школ и направлений;

- ориентироваться в специальной литературе, посвященной описанию культуры отдельных общностей;

- уметь подобрать и воспользоваться литературой по прикладной антропологии, релевантной для собственной профессиональной деятельности;

- самостоятельно создавать тексты, содержащие комплексный социально-культурный этнографический анализ.

Требования к уровню освоения дисциплины:

знать содержание дисциплины и иметь достаточно полное представление о возможностях применения полученных знаний в различных прикладных областях в целом и в работе специалиста в области маркетинга и рекламы – в частности.



Структура курса. Курс является лекционно-практическим и состоит из двух частей.

Первая часть курса знакомит студентов с предметом, объектом, основными понятиями и этапами формирования социальной антропологии как самостоятельной дисциплины, а также с ее основными теоретическими направлениями, классическими темами и современной исследовательской тематикой, с особенностями эволюции методов, используемых антропологами. Специфика дисциплины и конечного продукта антропологической работы, который представляет собой текст, отличный от производимых другими социальными науками и дисциплинами, обусловливает то, что курс прежде всего ориентирован на работу с антропологическими/этнографическими текстами. Лекционная часть носит поддерживающий характер и призвана обеспечить студентов дисциплинарным и историческим контекстом, необходимым для грамотного аналитического чтения. Структурно каждая лекция включает три обязательных компонента: исторический (последовательное рассмотрение хода развития дисциплины), тематико-теоретический (характеристика доминирующих на том или ином этапе исследовательских тем и объяснительных теорий), методологический (эволюция исследовательского метода и инструментария дисциплины). Для семинаров отбираются фрагменты работ, последовательно представляющих четыре классические темы социальной антропологии (брак, семья, родство; религиозные представления и верования; экономическая антропология; политическая антропология). Каждое семинарское занятие состоит из трех частей: одной вспомогательной и двух основных. Вспомогательная часть (10–15 минут) – это представление одним или группой студентов разбираемого текста и его автора в форме доклада/биографической справки. Основное время семинарского занятия отводится коллективному анализу содержания текста, в том числе определению характера и задач исследования (фундаментальное/прикладное), выявлению того, как в ходе реализации исследовательского проекта автором корректировался метод, какие стороны изучаемой проблемы и почему не нашли достаточного освещения, пониманию теоретических установок автора. Заключительная часть занятия (10–15 минут) предназначена для работы по формированию навыков грамотного чтения (каждое занятие фокусируется на одной из особенностей этнографического текста: например, на присущей ему сравнительной перспективе, на роли контекста и детализации, на месте, которое отводится голосам информанта и автора и т.д.). Поскольку сложность предлагаемых для анализа работ последовательно нарастает, каждая сессия такой заключительной работы по обучению чтению этнографического текста призвана помочь студенту в подготовке к следующему занятию. Все тексты и задания к ним представлены в электронном ридере, сопровождающем курс.

Вторая часть курса посвящена прикладным антропологическим исследованиям. Она в общих чертах знакомит студентов с такими направлениями, как антропология образования, развития (development anthropology), медицинская антропология, судебная антропология (forensic anthropology), антропология армии (military studies) и пр. Основное время отводится рассмотрению круга проблем и исследований в области антропологии организаций (другие ее названия: бизнес-антропология, индустриальная антропология, организационная этнография). На семинарских занятиях анализируются три текста, выполненных в жанре 1) антропологии менеджмента, 2) антропологии маркетинга, 3) антропологии рекламы. Работа с этими текстами на семинарских занятиях строится по тем же принципам, что и при анализе работ, посвященных классическим темам антропологии, но сокращается время, отводимое на биографические справки и акцент смещается в сторону анализа метода и этнографических техник, используемых в современных прикладных бизнес-исследованиях. Все тексты и задания к ним представлены в электронном ридере, сопровождающем курс.

Базовые учебники

Барнард А. Социальная антропология: Исследуя социальную жизнь людей. Учебное пособие. М., ИЭА РАН, 2009. 247 с.

Gwynne M.A. Applied Anthropology: A Career-Oriented Approach. Boston: Pearson Education, Inc., 2003. 366 p.

Eriksen T.H. Small Places, Large Issues: An Introduction to Social and Cultural Anthropology. 3d ed. London: Sage, 2010. 364 p.

Ferraro G., Andreatta S. Cultural Anthropology: An Applied Perspective. 8th ed. Wadsworth: Cengage Learning, 2010. 460 p.

Malefyt T., de Waal, Morais R.J. Advertising and Anthropology: Ethnographic Practice and Cultural Perspectives. London: Berg, 2012. 192 p.

Mariampolski H. Ethnography for Marketers: A Guide to Consumer Immersion. London: Sage, 2005. 264 p.

Sunderland P., Denny R. Doing Anthropology in Consumer Research. Walnut Creek: Left Coast Press, 2007. 368 p.
Формы контроля

Текущий и промежуточный контроль:



  1. Посещение лекций и семинарских занятий.

  2. Доклады и участие в обсуждениях на семинарских занятиях.

  3. Итоговое эссе или самостоятельный полевой исследовательский проект.

Итоговый контроль:

  1. Письменный экзамен (для студентов, не справившихся или справившимися частично с заданиями, предусмотренными п.1–2 в ходе текущего и промежуточного контроля)

Итоговая оценка:

  1. Оценка работы на семинарских занятиях (доклады и участие в обсуждении) – 70%1.

  2. Эссе / реферат или письменная презентация результатов небольшого самостоятельно проведенного этнографического исследования – 30%.

или:

  1. Эссе / реферат – 30%.

  2. Письменный экзамен – до 70%.

Требования к написанию эссе

Эссе – это письменная работа, в которой на примере теоретических или эмпирических работ одного или нескольких авторов раскрывается суть одного из теоретических подходов или проводится сравнительный анализ двух различных подходов в антропологии (эволюционизм, диффузионизм, «культура-и-личность», историческая школа, функционализм, неоэволюционизм, структурализм, символическая антропология, интрепретативный подход и др.). Она представляет собой самостоятельный, правильно оформленный текст аналитического характера, объемом 2000–3000 слов. Требования к оформлению текста: Times New Roman кегль 12, интервал полуторный, выравнивание по ширине. В работе необходимо делать ссылки на все используемые автором источники. Работа принимаются только в письменном виде. Объем не является критерием ее оценки.

Эссе должно:

  1. Соответствовать содержанию курса.

  2. Носить проблемный и самостоятельный характер.

  3. Обладать четкой структурой.

  4. Основываться на нескольких источниках, отражающих разные исследовательские позиции.

  5. Быть грамотно и интересно представленым.

Максимальная оценка эссе 3 балла. Работы, выполненные несамостоятельно, оцениваются в минус 3 балла. Несамостоятельными считаются две похожие работы; работы, скопированные из Интернет или слово в слово повторяющие используемые источники без ссылок на источники цитирования, авторского комментария и анализа.

В качестве альтернативной письменной работы могут быть представлены реферат научной книги или отчет о самостоятельно выполненном этнографическом исследовании.



Требования к написанию реферата

Реферат – это краткое изложение в письменном виде содержания книги, научной работы, результатов изучения научной проблемы. Рекомендуемый объем – 1500–2500 слов (шрифт Times New Roman, 12 кегль, межстрочный интервал полуторный, выравнивание по ширине). Реферат пишется по следующей схеме:



  1. Название реферируемой книги

  2. Сведения об авторе

  3. Контекст написания работы (если его можно восстановить из текста книги или других источников)

  4. Проблема работы

  5. Основные понятия, использованные в работе

  6. Теоретическая логика и основные положения работы

  7. Выводы

  8. Критическая оценка текста.

Максимальная оценка 3 балла. Работы, выполненные несамостоятельно, оцениваются в минус 3 балла. Несамостоятельными считаются две похожие работы; работы, скопированные из Интернет или слово в слово повторяющие используемые источники без ссылок на источники цитирования, авторского комментария и анализа.

Требования к выполнению исследовательского проекта

Исследовательский проект – это пилотное этнографическое исследование в релевантном для студентов специальности «Реклама» поле, проведенное индивидуально или коллективно в течение длительного времени (от 2 до 6 недель) с использованием традиционных антропологических методов включенного наблюдения и полуструктурированного интервью, а также современных этнографических техник организационного и маркетингового анализа, освоенных в рамках курса «Социальная антропология». Результаты исследования оформляются в виде этнографического текста, написанного в одном из трех основных жанров – реалистическом, исповедальном, импрессионистском (Дж. ван Маанен). Объем не ограничен, минимальный объем – 3000 слов (шрифт Times New Roman, 12 кегль, межстрочный интервал полуторный, выравнивание по ширине).



Обязательные элементы отчета:

  1. Постановка проблемы

  2. Анализ релевантной литературы по исследуемой проблеме

  3. Описание методов проведенного исследования

  4. Сравнительный характер исследования (множественность уровней сравнения: личный опыт исследователя/ей, опыт собственной культуры, опыт других культур, опыт антропологического сообщества)

  5. Рефлексия над опытом поля

  6. Детальное описание контекста

  7. Детальное описание исследуемого явления с обязательным представлением «голосов поля» («люди в контексте»)

  8. Выводы; рекомендации (если есть).

II. Тематический план учебной дисциплины






Название темы



Всего часов по дисциплине



Аудиторные часы

Самостоятельная работа



Лекции

Сем. занятия

1

Социальная антропология: предмет, объект, основные понятия и место дисциплины в системе социального и гуманитарного знания

6

2



4

2

Теория и метод в антропологии: основные этапы развития

6

2



4

3

Классические темы антропологии (1): Брак, семья, системы родства

10

4

2

4

4

Классические темы антропологии (2): Экономическая антропология

8

2

2

4

5

Классические темы антропологии (3): Политическая антропология

8

2

2

4

6

Классические темы антропологии (4): Магия, религия, «первобытное мышление», ритуал

14

4

6

4

7

Прикладная антропология: общая характеристика и этапы развития

6

2

­–

4

8

Бизнес-антропология (1): Антропология менеджмента


5

1



4

9

Бизнес-антропология (2): Антропология маркетинга и потребления

5

1



4

10

Бизнес-антропология (3): Антропология рекламы



8

2

2

4

11

Эссе / реферат (рецензия на книгу) / исследовательский отчет

28



­–

28




Итого:

104

22

14

68



III. Содержание программы

Тема 1. Социальная антропология: предмет, объект, основные понятия и место дисциплины в системе социального и гуманитарного знания
Антропология как преимущественно академическая дисциплина, содержанием которой является: 1) изучение человека с биологической, культурной и социальной точек зрения; 2) поиск обобщений о культуре и природе человека; 3) сравнительный анализ сходств и различий между культурами. Причины неопределенности предметного поля антропологии. Антропология как совокупность четырех частично перекрывающихся, но относительно независимых полей: археологии, биологический/физической антропологии, антропологической лингвистики и социальной/культурной антропологии; их соотношение с предметными полями других наук. Социальная/культурная антропология (С/КА): предмет, объект; акцент на первобытных формах культур/цивилизаций/обществ («примитивные», «доисторические», «дикие», «варварские», «бесписьменные», «традиционные», «безгосударственные», «крестьянские» и др.). Аналоги С/КА в различных национальных традициях: этнография, этнология, Volkskunde, Volkerkunde.

Институционализация антропологии. Империализм как контекст зарождения антропологии. «Парижское общество этнологии» (1839), «Американское этнологическое общество» (1842), «Этнологическое общество Лондона» (1843), Отделение этнографии в составе «Императорского русского географического общества» (1845), «Антропологическое общество Лондона» (1863), «Общество антропологии, этнологии и доистории» в Германии (1869), «Королевский антропологический институт Великобритании и Ирландии» (1871), «Итальянское общество антропологии и этнологии» (1871). Антропологические журналы и образование.

Особенности формирования отечественной этнографии/этнологии (близость к немецкой традиции, фокус на исследовании этнических культур, независимость биологической и лингвистической антропологии, особенности отношений этнологии и археологии). Социальная антропология в современной России: особенности институционализации.



Причины особого внимания дисциплины к происхождению и развитию фундаментальных общественных институтов (брак, семья, род, община, право, мораль, религия и т.п.). Приверженность классической антропологии стандартам позитивистской доктрины – индуктивизм, эмпирицизм, экспериментальность, сравнительный анализ.

Основные понятия антропологии. Культура. Общество. Холизм. Культурный релятивизм. Этноцентризм. Эмический и этический подходы. «Размытость» культуры как центрального понятия дисциплины и связанная с этим множественность тем и перспектив («мозаичность проблематики»). Исследование разнообразия как дисциплинарный бренд (Ульф Ханнерц) (фокусировка на различиях, ориентация на сравнение. Акцентируется либо общее (универсализм), либо особенное (релятивизм), но какой бы ни была частная позиция того или иного исследователя, главным методологическим принципом дисциплины в целом является культурный релятивизм).
Обязательная литература*

Барнард А. Социальная антропология: Исследуя социальную жизнь людей. Учебное пособие. М., ИЭА РАН, 2009. Глава 1. С. 25­—36.

Eriksen T.H. Small Places, Large Issues: An Introduction to Social and Cultural Anthropology. 3d ed. London: Sage, 2010. Ch.1. Pp.1—9.
* Студентам, владеющим английским языком на уровне, достаточном для чтения нехудожественной литературы, рекомендуется работать с обоими учебными пособиями, т.к. переводной учебник Алана Барнарда дает самые базовые знания и рассчитан на уровень первокурсников-антропологов, а англоязычный учебник Томаса Эриксена ориентирован на более взрослых студентов различных специальностей и в последней редакции (3-е издание, 2010 г.) адаптирован к болонской системе.
Тема 2. Теория и метод в антропологии: основные этапы развития

Основные теоретические направления в антропологии. Эволюционизм. Явление культуры как аналог биологического вида. Поиск общих черт в культурах, развитие сравнительного метода. Эволюционная шкала. Метод пережитков (cultural survival). Поиск «пережитков» как способ проследить эволюцию культуры. Европейское крестьянство как промежуточное звено между «дикарями» и цивилизованным обществом. Неоэволюционизм.

Диффузионизм.

«Культура-и-личность».

Функционализм. Альфред Рэдклифф-Браун (1881–1955) и Бронислав Каспер Малиновский (1884–1942). Исследования жителей Андамандских островов (1906–1908), «Андаманские островитяне» (1922), «Естественная наука об обществе» (1948). Исследования на Тробрианских островах (1915–1918), «Аргонавты западной части Тихого океана» (1922) «Научная теория культуры» (1944). Синхронизм в противовес диахронизму эволюционизма. Предмет изучения – не отдельные элементы культуры, а вся культура как структурно-функциональная целостность (принцип холизма, понимание культуры как «единого целого» (идет от Тайлора). Функциональность элементов культуры. Критика метода пережитков. Новый стиль научной работы (появление школ, единых исследовательских программ). Полевой метод. Длительное прямое наблюдение. Понимание смыслов культуры изнутри. Знание местных языков. Цель науки – открытие общих закономерностей функционирования и устройства общества и культуры. Установка на прикладные исследования по заказу колониальных властей, научное обеспечение косвенного управления колониальными народами (1920 г. курсы антропологической подготовки колониальных администраторов Рэдклиффа-Брауна, занятия Малиновского в «Летней школе управления колониями»).

Структурализм.

Интерпретивизм.

Этапы формировния социальной антроплогии как полевой дисциплины. Первые полевые антропологи. Льюис Генри Морган (1818–1881). Н.Н. Миклухо-Маклай (1846–1888). Роль социально-политических кризисов (первая и вторая мировые войны, распад колониальной системы) в развитии полевой антропологии. Особенности современного «поля» и специфика этнографической работы.


Обязательная литература

Барнард А. Социальная антропология: Исследуя социальную жизнь людей. Учебное пособие. М., ИЭА РАН, 2009. Глава 10. С. 182—199.

Eriksen T.H. Small Places, Large Issues: An Introduction to Social and Cultural Anthropology. 3d ed. London: Sage, 2010. Ch.2. Pp.10—26.

следующая страница >>



Мужчина мечтает о девице, которая была бы курвой. Эдуард Далберг
ещё >>