Микеланджело зачем художнику поэзия? - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Поэзия микеланджело 8 1176.86kb.
Микеланджело 1 33.35kb.
Моу «сош №1» Творчество Микеланджело 1 244.77kb.
Микеланджело Буонаротти 1 84.47kb.
Приложение 2 Микеланджело Буонарроти 1 19.8kb.
Пейзаж в лирике А. А. Фета 1 28.79kb.
Микеланджело Буонарроти 1 19.42kb.
Архитектура и мебель барокко 1 247.99kb.
О свершении времен 1 66.11kb.
Дмитрий Емец Мефодий Буслаев. Свиток желаний 13 2915.83kb.
Задача № Заполним таблицу: Оранжевый Красный Синий 1 48.71kb.
С. 61 Н. А. Рыбакова Философско-поэтическое слово о старости 1 87.72kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Микеланджело зачем художнику поэзия? - страница №1/1

Микеланджело – зачем художнику поэзия?

Моей целью было проследить роль стихов в жизни Микеланджело,

ответить на вопрос: «Как соотносились поэзия и изобразительное искусство у Микеланджело в разные периоды его жизни?»,

сопоставить темы и стилистику работы мастера в изобразительном искусстве и поэзии.

Стихи играли для Микеланджело важную роль. Мы не будем говорить о стихах,

которые Микеланджело писал в молодости. Они были хороши по форме, но в них нет глубокой философии, за которую ценятся стихи Микеланджело, и которую он ставил выше формы стихотворения. Поэзия Микеланджело подхватывает темы его изобразительного искусства (имеется в виду не сюжет, а смысл), как правило, придавая

им более личный характер, то есть, отображая их так, как они участвуют в жизни

самого Микеланджело. Стихи он писал не на заказ, а для себя, для души, о чем свидетельствует то, что его сильно отредактированные стихи были первый раз опубликованы в 1623г. (художник умер в 1564 г.). Без редакции стихи увидели свет лишь в XIX веке. Также в поэзии Микеланджело обращается к реальному миру людей, тогда как картины и скульптурные композиции, конечно, посвящены в основном религиозным и мифологическим сюжетам. Перейдем к более подробному рассмотрению искусства Микеланджело.

II 1. На самом деле многие скульптурные композиции и стихотворения Микеланджело похожи стилистически, вернее, для их решения используются одни и те же приемы. Например: вот один из так называемых «Пленников » Микеланджело. Здесь в качестве темницы выступает камень. Пленник пытается сбросить с себя камень и освободиться. Поскольку фигура заключена в камне и не до конца вырезана из него, ее контуры теряются. Возникает ощущение незаконченности и грубоватости.

Многие его стихи также незакончены, подобно его скульптурным «пленникам» (приведен.), «оставлены в камне». Вот пример:

«Живу в грехе, погибелью живу я,

И правит жизнью грех мой, а не я;

Мой Спас – Господь, я сам – беда моя,

Слаб волею, и воли не взыскуя.

Свободу в плен, жизнь в смерть преобразуя,

Влачатся дни. О темень бытия!

Куда, к чему ведешь ты, колея?» (1525г.)

Стихотворение заканчивается вопросом, то есть содержит элемент незаконченности. Но можно отметить еще более важную деталь: дело в том, что очень большая часть стихов Микеланджело – это сонеты – стихотворения из14 строк, которые начинаются с двух четверостиший, а затем следуют два трехстишия, причем, хотя рифма в трехстишиях бывает очень разной, но, как я заметил, во втором четверостишии рифмуются всегда первая с четвертой и вторая с третьей строки. Если мы возьмем первые 4 строчки последнего приведенного стихотворения, то обнаружим, что оно могло бы быть четвертым четверостишием сонета. Это стихотворение «вырвано из середины сонета», ведь оно состоит, как бы, из второго четверостишия и третьего трехстишия сонета. Все это говорит нам о том, что Микеланджело в поэзии и скульптуре использовал один и тот же стилистический прием – выделение нужной формы из грубого, нетронутого творчеством пустого материала.

Посмотрим, как преломляются разные темы в изобразительном искусстве и поэзии Микеланджело. Для Микеланджело была весьма важна тема творения Богом мира. В его живописи она выражена фресками в Сикстинской капелле, изображающими сотворение мира. А вот одно из стихотворений, в котором выражена

тема божественного творения.

Когда скалу мой жесткий молоток

В обличия людей преображает, –

Без мастера, который направляет

Его удар, он делу б не помог…

Мне глыбою коснеть первоначальной,

Пока кузнец Господень – только он –

Не пособит ударом полновесным.

Это стихотворение говорит о том, что человек, который хочет что-то создать, не может сам этого сделать, пока его не вдохновит Господь.

У Микеланджело было несколько похожих друг на друга фресок на тему создания Богом космоса, среди которых приводимое здесь «разделение Богом солнца и луны». На них Бог, как бы, ваяет мир. Он весь напряжен, видно, что Ему стоит больших усилий своими руками разделить солнце и луну. Ни о каком «каноническом» творении словом и речи нет. Можно сказать, что Бог тут просто трудится, «строит» мир. Но в изобразительном искусстве, как и в приведенном выше стихотворении, так же присутствует тема работы над душой человека.

Она выражена во фреске Сотворение Адама. Эта роспись хорошо согласуется с приведенным выше стихотворением. Действительно Адама на этой фреске можно без большой натяжки назвать косной, не способной к жизни глыбой. Бог как раз уже сотворил его тело, но

глаза Адама пока пусты и бездушны. Бог через прикосновение вкладывает в него душу. Что касается отличий, то важно, что все же в стихотворении Бог дает человеку некое духовное откровение, дает ему выйти на новый духовный уровень, помогает в

творчестве, в то время как во фреске все же это еще создание первого человека,

который сам пока творить не собирается.

В творчестве Микеланджело присутствует «тема суда». В ней есть два лейтмотива, которые можно было бы озаглавить так: «Осуждение людей вообще и своих современников в частности» и «Боязнь быть самому осужденным на Страшном суде». Обратимся к первому из них. В изобразительном искусстве мастера и в его поэзии этот лейтмотив раскрывается по-разному. В изобразительном искусстве – это Страшный суд, суд Бога над человечеством, где Микеланджело сам среди осуждающих: на фреске святой Варфоломей предъявляет Христу свою кожу, свидетельство мученичества. Лицо, отчетливо читающееся на ней – не что иное, как автопортрет Микеланджело. В поэзии же он осуждает дела людей, сознавая, что наказания на земле не последует. Заметим, что, опять же, в поэзии Микеланджело интерпретация данной темы ближе касается самого Микеланджело, его эпохи и современников. Что касается второй части, то тут, мне кажется, разница в том, что на фреске в Сикстинской капелле он изображает себя в числе святых, то есть не осужденных, а в его стихах все пропитано боязнью противоположного исхода, то есть возможности того, что на страшном Суде он за свои грехи будет низвергнут в Ад. Вот пример:

Соблазны света от меня сокрыли

На божье созерцанье данный срок, –

И я души не только не сберег,

Но мне паденья сладостней лишь были.

Слеп к знаменьям, что стольких умудрили,

Безумец, поздно понял я урок.

Надежды нет! – Но если б ты помог,

Чтоб думы себялюбие избыли! ...

Тут Микеланджело, как бы, признает свои грехи, раскаивается(1-6 строки), уже видит грозящую ему кару(7 строка) и молит Бога о помощи(7-8 строки).

Отдельно следует рассматривать позднее творчество Микеланджело. В его стихах отчетливо видны мысли о смерти и боязнь осуждения на Страшном суде. Оттуда же логичным образом вытекают и темы искупления грехов, а именно: в изобразительном искусстве – великой жертвы Иисуса Христа, а в поэзии – человеческого (часто его самого) раскаяния и мольбы о небесном прощении. Опять таки можно заметить, что в изобразительном искусстве тема выражена через евангельский сюжет, в то время как в поэзии описываются человеческие переживания не исключая переживаний и самого Микеланджело. Рассмотрим творчество Микеланджело конца 50-х - начала 60-х годов 16 века на примере его стихов и одной из его известных скульптурных композиций.

Пьета Рондонини. 1561 год. Возможно, Микеланджело хочет сказать, что главное здесь – сосредоточиться на чувствах. Он заставляет зрителя полноценно пережить ужас трагедии. При этом лицо Христа довольно спокойно, что напоминает нам о том, что он добровольно пошел на муки ради искупления грехов человечества. Что касается техники работы с камнем, то тут есть, так же, как в «Пленниках», хоть и в меньшей степени, элемент незаконченности, опять же фигуры прорезаны не до конца, не говоря уже о каких-то деталях. Но тут камень трактован не как «темница». Просто в такой скульптуре подробности уже не нужны, здесь важно страшное целое, которое тем страшнее, а значит удачнее передано, чем оно менее детализировано и гладко. Тут все настолько размыто, неустойчиво, что пропадает даже главное выразительное средство скульптуры – объем. О фигуре стоящей позади Христа нельзя сказать ничего определенного, даже точно определить ее пол. От скульптуры остался только символ. Это даже не Пьета, это символ Пьеты, в котором главную роль играет отчаяние, а не какие то конкретные формы. Итак, если мы сказали, что тут, как и в пленниках, есть грубость работы с камнем, то цели и, особенно стиль, тут совершенно другие. В «Пленниках» просто на фигуру навален огромный каменный груз, и она пытается вырваться из этого плена. Там, напротив, объем играет важнейшую роль, есть огромное напряжение и динамика. В Пьете Рондонини объем почти отсутствует и нет никакого напряжения и борьбы. Наоборот, фигуры Христа и человека склоненного над ним выглядят «подвешено». Это различие обусловлено самими целями мастера. В «Пленниках» - объемные тела, а в этой Пьете – только символы.

Вот части стихотворения Микеланджело, где в двух разных отрывках сочетаются мысли человека готовящегося к смерти с напоминанием о великой Искупительной жертве.

И жалки мне любовных дум волненья:

Две смерти, близясь, леденят мне кровь,

Одна уж тут, другую должен ждать я.

« …….»


Ни кисти, ни резцу не дать забвенья

Душе, молящей за себя Любовь,

Нам со креста простершую объятья. (1554г.)

Тут говорится о том, что когда подступает смерть уже нельзя думать ни о чем другом (1 строка). 2 смерти - судя по всему, имеется в виду смерть тела и смерть души. Вторая строфа говорит о том, что когда уже незадолго до смерти человек с раскаяньем молит Господа о прощении грехов его ничто уже не может отвлечь или занять. В частности, когда он, художник, просит Бога, он уже не может ни писать, ни ваять. То, что сказано о том, что Микеланджело уже не может ваять, можно сопоставить с тем, что в Пьете Рондонини – одной из самых поздних работ Микеланджело пропадает объем, то есть главнейшее отличие скульптуры от любого другого изобразительного жанра.



То есть поэзия, подхватывая мысли Микеланджело в каждый период его жизни полностью раскрывала их, потому, что писалась мастером для себя. Именно поэтому она часто интерпретирует, какие то вещи не так, как изобразительное искусство. Все же нельзя не признать, что Микеланджело сам для себя был не поэтом, а все же художником и прежде всего скульптором. Поэтому, например мы видим, что он иногда использовал в поэзии такие же приемы, как до того в скульптуре. Только в последний период своего творчества он ставил поэзию выше.




Когда прародители бежали из рая, Адам, вероятно, сказал Еве: «Дорогая, нам выпало жить в переходный период». Уильям Индж
ещё >>