Методологические основания моделирования региональной системы непрерывного педагогического образования1 Р. М. Куличенко, И. А. Шаршо - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
«Народный бюджет» и «Модернизация системы общего образования Тамбовской... 1 65.89kb.
Теоретические аспекты проблемы согласования системы интересов в управлении... 1 84.98kb.
Теоретико-методологические основания современной культурной политики 5 799.95kb.
Тема Моделирование и классы моделей 1 Сущность моделирования 2 Возможные... 1 45.19kb.
Анализ роли «зелёных» инноваций в развитии региональной инновационной... 1 47.65kb.
«Компетентностный подход в образовании: методологические основания... 1 210.43kb.
Дисциплина «Методологические основания психосоматических исследований» 1 20.11kb.
Социальная динамика: философско-методологические основания дискурсивного... 7 753.89kb.
Федеральные стандарты и региональные реалии в условиях проводимых... 1 178.53kb.
Закон Саратовской области от 20 февраля 2012 г. N 21-зсо "О наделении... 1 263.53kb.
Программа курса «Основы математического моделирования» 1 25.31kb.
Заброшенный склад. Окраина Бейвилля 1 165.38kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Методологические основания моделирования региональной системы непрерывного педагогического - страница №1/1


Вестник ТГУ, выпуск 10 (54), 2007

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ1

Р.М. Куличенко, И.А. Шаршов, Л.Н. Макарова

Kulichenko R.M., Sharshov I.A., Makarova L.N. The methodological bases of modelling of regional system of the continuous pedagogical education. The article considers major objectives of continuous education, regionalization features of educational systems, key ideas and tasks of modelling the regional system of continuous pedagogical education, leading methodological approaches and construction principles of development model of continuous pedagogical education regional system. The topic is supported within the limits of the national project “Education” among the educational institutions of higher professional training which introduce innovative educational programs in 2007–2008.



На1 современном этапе развития общества образование является важной движущей силой его экономического роста, основой для решения социальных проблем, сохранения и развития науки и культуры, национальных традиций, укрепления государства и обеспечения его безопасности. В этой связи объективно возрастает роль непрерывного образования как системообразующей отрасли, основная идея которого заключается в постоянном творческом саморазвитии каждого человека на протяжении всей жизни.

Непрерывное образование обеспечивает формирование профессионально-компетент-ной личности специалиста, способного самостоятельно и творчески решать профессиональные задачи, осознавать личностную и общественную значимость собственной деятельности, нести ответственность за ее результаты; способствует социальной стабильности и развитию общества; определяет качество подготовки кадров для всех сфер функционирования государства.

Главные цели непрерывного образования заключаются в:

– удовлетворении потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, приобретении квалификации в избранной области профессиональной деятельности;

– удовлетворении потребностей общества в квалифицированных специалистах с базовым профессиональным образованием и в научно-педагогических кадрах высшей квалификации;

– развитии науки, техники и решении важнейших народнохозяйственных задач;

– накоплении, сохранении и преумножении нравственных, культурных и научных ценностей общества.

Неуклонная трансформация России в либерально-рыночное государство вызвала необходимость разработки и проведения эффективной региональной образовательной политики, выработки научно-обоснованной концепции реформирования региональных систем образования, а также принципов их функционирования. К основным признакам регионализации образовательных систем разного уровня мы относим:

– ориентацию в организации и содержании образования на местные специфические условия и местные рынки труда, зависимость от конкретных экономических и социальных условий развития той или иной территории, поскольку каждый регион России сохраняет достаточно высокую степень своеобразия, экономической, политической и культурной автономии;

– широту профессионального профиля как востребованную рынком особенность подготовки выпускника, обеспечиваемую путем формирования образовательных центров, интегрирующих на базе университета учреждений общего и профессионального образования (школы, лицеи, гимназии, колледжи и др.);

– разработку моделей подготовки и переподготовки кадров на региональном уровне и реализацию адаптивной стратегии хозяйствования университетов в системе региональных научно-образовательных комплексов.

На региональном образовательном уровне необходимо отслеживать тенденции изменения поведения потребителей образовательных услуг, изучать их установки, исследовать запросы и ожидания организаций, предприятий и фирм, действующих на территории области и близлежащих регионов. Это позволяет через расширение спектра образовательных программ быстро и эффективно осуществлять подготовку по новым специальностям и специализациям, действительно востребованным на региональном рынке труда и профессий. При этом, на базе регионального классического университета создаются системы непрерывного профессионального образования, в основе которых заложен просчитанный на перспективу региональный заказ на специальности и специализации.

В результате в региональных образовательных системах усиливается ориентация на увеличение выпуска специалистов последипломного уровня, расширение набора курсов для гибкого конструирования учебных планов подготовки специалистов по запрашиваемым направлениям, широкое развитие междисциплинарных методов образования. Из сказанного выше мы делаем заключение о том, что вся деятельность образовательных учреждений все больше начинает детерминироваться региональными проблемами занятости и трудоустройства населения, миграции, экологии и здоровья, безопасности и порядка, градостроительными проблемами и проблемами малого бизнеса. В результате регионализация непрерывного образования становится «социальным заказом» общества.

Ведущую роль в реализации регионального непрерывного образования играет педагогическое образование, выступающее фактором повышения качества людских ресурсов, наращивания инновационного потенциала общества, развития других уровней образования. Современные тенденции развития российского образования обусловливают изменение приоритетных задач образовательного процесса в системе педагогического образования: возрастает роль внутренних детерминант в обеспечении личностного и будущего профессионального роста человека, высшей ценностью становится личность с ее потребностью в самоактуализации, саморазвитии, реализации творческого потенциала. Новые ориентиры образования предполагают создание инновационных моделей профессионально-ориентированной образовательной среды, способствующей максимальному раскрытию внутренних потенциалов субъектов.

Существующая региональная система непрерывного педагогического образования не обеспечивает в полной мере решения этих задач: она недостаточно активизирует и использует внутренние ресурсы субъектов образовательной деятельности, их творческий потенциал, не ориентирована на их полноценную личностно-профессиональную самореализацию.

Таким образом, необходим поиск новых идей, подходов к организации базовой модели развития региональной системы непрерывного педагогического образования с целью профессионально-творческого саморазвития субъектов на основе их внутренних мотивов, системы ценностей и будущих профессиональных целей.

Разрабатываемая нами модель построена с учетом региональных особенностей и представляет собой открытую, сложную, динамическую, образовательно-воспитательную систему. Согласно современным исследованиям (Т.М. Давыденко, И.Ф. Исаев, В.С. Лазарев, Л.И. Новикова, М.М. Поташник,
Н.Л. Селиванова, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова и др.), социально-педагогические системы относят к числу саморазвивающихся, самоорганизующихся и самоуправляемых систем, содержащих в самих себе источник движения к новому, более высокому уровню качества системы, выражающемуся в изменении ее сущностных характеристик; способных к сохранению или совершенствованию своей организации в зависимости от внешних и внутренних условий.

Ведущей идеей создания модели выступает идея развития, которая направлена на качественные преобразования системы образования путем творческой реализации внутреннего потенциала этой системы, ее резервов и эффективного использования ресурсов региона. Под развитием региональной системы непрерывного педагогического образования будем понимать процесс качественных изменений в ценностных ориентациях, целях, условиях, содержании, средствах и методах, формах организации образовательного, управленческого и других процессов, благодаря которым данная система приобретает способность достигать более высоких, чем прежде, результатов.

Создание модели развития региональной системы непрерывного педагогического образования связано с решением следующих задач:


  1. Развитие системы непрерывного педагогического образования на основе интеграции образовательных учреждений разного уровня подготовки педагогических кадров в университетский комплекс.

  2. Разработка и внедрение механизмов реализации концепции развития региональной системы непрерывного педагогического образования.

  3. Создание координирующих научно-методико-образовательных структур университета (на базе Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина) для внедрения инноваций в образовательный процесс:

    • методико-образовательно-координи-рующего Центра непрерывного педагогического образования;

    • Центров инновационного развития кафедр (точек роста) при институтах, академиях, факультетах, представительствах университета и других структурах, обеспечивающих сопровождение инновационно-обра-зовательной и научной деятельности;

    • научно-образовательно-инновацион-ного Центра реализации потенциала человека;

    • инновационного культурно-образова-тельного ресурсного Центра;

    • специализированных научно-иссле-довательских лабораторий.

  1. Осуществление организационно-ме-тодической работы по внедрению в региональную систему непрерывного педагогического образования инновационных методик и технологий, включая разработку и внедрение сопряженных образовательных программ, ориентированных на реализацию идеи непрерывной многоуровневой системы подготовки педагогических кадров в регионе.

  2. Разработка программ, создание учебно-методической базы, организация и проведение курсов повышения квалификации профессорско-преподавательского состава университетского комплекса.

При построении методологической базы модели развития региональной системы непрерывного педагогического образования следует исходить из того, что различные методологические подходы могут полноценно взаимодействовать, не только не противореча, но и взаимодополняя, расширяя и корректируя друг друга.

В качестве ведущих методологических подходов, на основе которых осуществлялось моделирование, были выбраны синергетический, ресурсный, личностно-ориентированный, контекстный, компетентностный.

Синергетика описывает особенности эволюции сложных открытых систем, ведущим принципом существования которых является самоорганизация, осуществляемая на основе постоянного и активного взаимодействия этих систем с внешней средой. С позиций синергетического подхода, модель развития региональной системы непрерывного педагогического образования характеризуется следующими особенностями:

– открытостью – между образовательными учреждениями и их окружением существуют определенные взаимосвязи, которые должны быть организованы по типу диалога;

– динамичностью (конкретная модель непрерывно адаптируется к изменяющимся условиям) и сложностью;

– неопределенностью – взаимодействие создаваемой модели с другими системами детерминировано лишь частично;

– автономностью – способность модели определять для себя границы, которые позволяют ей создать свой образ по внутренним правилам и противостоять внешнему дестабилизирующему давлению.

Таким образом, с позиции синергетического подхода, модель развития региональной системы непрерывного педагогического образования представляет собой самоуправляемую целостную систему, обеспечивающую свое развитие за счет активного использования как внутренних ресурсов, так и возможностей, определяемых условиями внешней среды.

Тем самым, совершенно закономерным является использование при разработке модели идей ресурсного подхода. В современной литературе ресурсы в наиболее обобщенном виде рассматриваются как условия, необходимые для реализации каких-либо процессов. По отношению к личности учащегося, являющейся субъектом образовательного процесса в условиях региональной системы непрерывного педагогического
образования, можно выделить внешние и внутренние или индивидуальные ресурсы
(т. е. свойства самой личности). К внешним ресурсам можно отнести знания педагога, средства массовой информации, технические средства обучения, учебники, лаборатории и т. д. В контексте развития индивидуальности учащегося несомненный интерес представляют именно внутренние ресурсы, которые и являются источником данного развития.

Учет индивидуальных ресурсов учащихся заключается в их выявлении, эффективном использовании и обеспечении условий для их развития. Можно утверждать, что разрабатываемая модель развития региональной системы непрерывного педагогического образования, с одной стороны, требует для своей реализации некоторых ресурсов (базовых), а с другой стороны, может быть источником новых ресурсов (генерируемых). Таким образом, сущность организации модели на основе ресурсного подхода заключается в создании таких условий взаимодействия их субъектов, благодаря которым развитие будет максимально возможным для каждого.

При создании модели развития региональной системы непрерывного педагогического образования необходимо использование личностно-ориентированного подхода, согласно которому приоритетным является развитие ценностно-эмоциональной сферы личности, ее личностных отношений к миру, деятельности, ее личностная позиция. Ведущие идеи личностно-ориентированного подхода применительно к построению модели заключаются в следующем:

– обучаемый – субъект жизни, а не только учения, следовательно, реализуемое обучение должно быть наполнено личностными смыслами, ценностями, отношениями;

– поддержка индивидуальности и неповторимости каждого обучающегося;

– участники обучения должны владеть способами личностного саморазвития; обучение должно быть направлено на формирование жизненно значимых знаний, необходимых учащимся для непрерывного саморазвития;

– формирование готовности учащихся к решению жизненно важных проблем – ведущая задача личностно-ориентированного обучения;

– выявление особенностей субъектного опыта каждого обучающегося;

– наличие разнообразной образовательной среды в ОУ, позволяющей проектировать дальнейшее личностное развитие учащегося;

– педагогические технологии личностно-ориентированного обучения являются авторскими, создаваемыми с учетом образовательных возможностей учащихся и особенностей профиля обучения.

Таким образом, с позиции личностно-ориентированного подхода непрерывное педагогическое образование – это сотрудничество субъектов учреждений образования, направленное на достижение поставленных образовательных целей, которые связаны с удовлетворением потребностей и запросов каждой личности в развитии и подготовке к непрерывному профессиональному образованию.

Контекстный подход направлен на исследование особенностей подготовки учащихся с учетом их будущей профессии. Контекстное обучение – это «такое обучение, в котором с помощью всей системы дидактических форм, методов и средств моделируется предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности специалиста, а усвоение им абстрактных знаний как знаковых систем наложено на канву этой деятельности» (А.А. Вербицкий). Понятие «контекст» здесь является смыслообразующей категорией, обеспечивающей уровень личностного включения учащегося в процессы познания и овладения будущей профессиональной деятельностью: степень собственной активности учащихся в процессе профильного обучения напрямую определяет успешность их дальнейшей профессиональной деятельности.

Перспективные концептуальные перемены в образовании связываются с новым подходом к организации образовательного процесса, смысл которого заключается в формировании у обучаемых опыта самостоятельного решения актуальных как для общества, так и для личности проблем в различных сферах жизнедеятельности. Обращение к






Рис. 1. Университетский комплекс


понятиям «компетентностный подход» и «ключевые компетенции» связано со стремлением определить необходимые изменения в педагогическом образовании, обусловленные происходящими в обществе переменами. Переориентацию региональных образовательных учреждений на становление и развитие ключевых компетенций учащихся в контексте определенного профиля обучения можно считать одним из перспективных путей модернизации современного образования. Новое качество образования неразрывно связано с обоснованным прогнозированием, проектированием, моделированием тех компетенций учащегося, которые предполагается обеспечить в процессе реализации модели развития региональной системы непрерывного педагогического образования. В качестве ведущих принципов построения модели региональной системы непрерывного педагогического образования нами обоснованы:

– принцип целостности образования, создания сбалансированной сети образовательных учреждений, реализующих вариативные образовательные программы, обеспечение социального партнерства образовательных учреждений с социокультурными, научными и производственными центрами;

– принцип непрерывности образования растущего человека, гарантии преемственности перехода с одной ступени обучения на другую;

– принцип дифференциации и вариативности образовательных учреждений и программ, их интеграции в комплексы с целью рационального использования ресурсов;

– принцип относительной региональной самодостаточности, компенсаторности системы образования региона, ее способности к саморазвитию за счет внутренних резервов.

Моделирование региональной системы непрерывного педагогического образования осуществляется на основе вышеуказанных методологических оснований и с учетом университетского комплекса, функционирующего в Академии педагогики и социальной работы ТГУ им. Г.Р. Державина, который в миниатюре содержит все компоненты исследуемой модели (рис. 1).

Перспективы научно-исследовательской работы на территории Тамбовской области на базе ТГУ им. Г.Р. Державина обусловлены тем, что Тамбовская область является характерной для большинства регионов России, вектор развития ее экономики направлен в сторону реализации инновационной политики, ТГУ им. Г.Р. Державина обладает необходимым кадровым потенциалом, является одним из разработчиков Концепции развития непрерывного образования России, активно участвует в проведении опытно-эксперимен-тальной работы по внедрению современных образовательных программ и технологий в образовательных учреждениях города и области. Таким образом, модель развития региональной системы непрерывного педагогического образования может быть использована другими регионами в качестве базовой.

Поступила в редакцию 3.08.2007 г.






1 Тема поддержана в рамках национального проекта «Образование» среди образовательных учреждений высшего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы в 2007–2008 гг.








После сорока лет мужчины женаты на своих привычках, среди которых жена — лишь один из пунктов длинного перечня, к тому же не самый важный. Джордж Мередит
ещё >>