Методика обучения учащихся осмыслению темы сочинения - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методика обучения сочинению по исходному тексту 1 46.26kb.
Методика обучения темам курса информатики, имеющим интеграцию с математикой 1 100.04kb.
Методика обучения темам курса информатики, имеющим интеграцию с математикой 1 80.79kb.
Методика обучения темам курса информатики, связанным с информационными... 1 59.95kb.
Урок русского языка в 7 классе. Повторение и обобщение темы 1 35.48kb.
Методика обучения решению лингвистических задач студентов филологического... 1 300.69kb.
В. В. Михайлов Автодидактическая система обучения (асо) и методика... 1 126.13kb.
Методика проведения урока 1 43.12kb.
Приложение №3 Сочинения учащихся после изучения темы 1 23.63kb.
Учебно-методический комплекс дисциплина «Методика преподавания биологии» 6 696.3kb.
Методика применения компьютеров Apple для обучения детей с ограниченными... 1 35.94kb.
Исторические эпохи казачества 1 50.06kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Методика обучения учащихся осмыслению темы сочинения - страница №1/1

Методика обучения учащихся осмыслению темы сочинения
Развернутое монологическое устное и письменное высказывание на литературную тему позволяет выявить уровень читательской компетенции1 школьника и наметить индивидуальный путь его литературного развития. Традиционная форма экзамена по литературе на аттестат зрелости - сочинение. Оставим жанровые особенности письменного высказывания пока без внимания и обратимся к рассмотрению проблемы актуализации читательского опыта в процессе работы ученика над выбранной им темой. Выбор темы - первый этап решения учебной задачи “написать сочинение”. Его успех во многом зависит от критического взгляда на свой читательский опыт, от умения определить свои возможности при работе с каждой из предлагаемых тем (их количество за последние годы варьировалось от пяти до девяти).

Одним из приемов самопроверки на этапе выбора темы сочинения является прием медленного осмысления формулировки “с конца”, от последнего слова - к первому. Аналитические вопросы помогут ученику осознать круг необходимых знаний и уровень своей читательской компетенции. На данный момент для нас не принципиален род литературного произведения – нас будет интересовать процесс организации читательской деятельности, зафиксированный в вопросах-стимулах. Рассмотрим две темы: “Отражение эпохи в поэме А.А.Ахматовой Реквием” и “Образ Евгения в поэме А.С.Пушкина Медный всадник”. В первом случае главный предмет размышления читателя – художественный образ эпохи, во втором – художественный образ персонажа.

Отражение эпохи в поэме А.А.Ахматовой Реквием


Элементы

формулировки темы


Вопросы для самопроверки

Читательские

размышления

Реквием

  1. Каково происхождение этого слова?

  2. Что оно обозначает?

  3. Какие историко-культурные ассоциации у меня возникают?

  4. Какие известные мне литературные факты связаны с этим явлением?

  5. Почему свою поэму А.А.Ахматова назвала “Реквием”?







А.А.Ахматова

  1. Какие биографические сведения об А.А.Ахматовой мне известны?

  2. Что отличает А.А.Ахматову от известных мне поэтов?

  3. Какие произведения А.А.Ахматовой мне знакомы?

  4. Как я воспринимаю (чувствую, понимаю) произведения А.А.Ахматовой?






Поэма

  1. Какие родовые и жанровые признаки поэмы мне известны?

  2. Как в поэме А.А.Ахматовой соединяются эпическое и лирическое начала?

  3. В чем особенности композиции (построения) поэмы А.А.Ахматовой?

  4. Каков основной эмоциональный тон поэмы “Реквием” и как он выражается?







Эпоха

  1. В какое историческое время была написана А.А.Ахматовой поэма “Реквием”?

  2. Каковы характерные черты этого исторического времени?

  3. Что означает слово “эпоха”?

  4. Почему можно назвать “эпохой” изображаемый поэтом период жизни страны?

  5. Как связана личная судьба А.А.Ахматовой с судьбой народа?







Отражение

  1. Как отражается эпоха в поэме А.А.Ахматовой “Реквием” через призму:

  1. тематики,

  2. конфликта,

  3. проблематики,

  4. образа лирической героини,

  5. образа народа.

  1. Как отражение автора к эпохе выражено:

  1. в оценочной лексике,

  2. формулировке суждений,

  3. системе деталей-символов.

  1. Какие цитаты мне необходимо отобрать для анализа, истолкования, оценки?

  2. Каков поэтический смысл поэмы?




Еще древние говорили, что лучшее знание - это знание, усвоенное в форме вопроса. Очевидной становится актуальность умения задавать вопросы (для начала - себе, затем - учителю в ситуации открытого диалога). Если ученик ответил на свои вопросы, основа содержания его сочинения готова.

Знание текста художественного произведения - главное условие работы над темой сочинения. Проанализировав вопросы во второй колонке таблицы, схематично отразим и другие компоненты содержания литературного образования.
Знание текста художественных произведений
Отражение эпохи в поэме А.А.Ахматовой “Реквием”

Историко-литературные знания

Теоретико-литературные знания

Историко-



культурные знания


Система читательских умений:

чтение, восприятие, анализ, интерпретация, оценка

поэмы “Реквием” в единстве содержания и формы
Система ценностей автора и читателя
Опыт творческой деятельности ученика (сочинение)


1 Методическое письмо. Критерии анализа и оценки экзаменационной работы выпускника 11 класса по литературе в форме изложения с творческим заданием. Н.А.Нефедова, Н.Б.Тралкова. - М., Образование в современной школе № 4, 2001 г.





Афоризм — это мысль, исполняющая пируэт. Жорис де Брюйн
ещё >>