Методика «исключение слов» (Оценка вербально-логического мышления) Оборудование - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Формирование приёмов логического мышления математическими средствами 1 284.9kb.
Приёмы развития логического мышления у детей 1 20.53kb.
Цель: повышение интереса учащихся к изучению математики, формирование... 1 95.18kb.
«ассорти» интегрированная игра по математике и физике (9-11 кл. 1 68.27kb.
5-7 класс Продуктивность коммуникативного мышления 1 117.75kb.
Дидактические игры математического содержания как средство логического... 4 1579.23kb.
К. А. Михайлов (Москва) Логика и философия в кантовской критике онтологического... 1 279.39kb.
Почтовые отправления 1 47.96kb.
Внеклассное мероприятие по географии «Счастливый случай» 1 64.5kb.
Разработка урока «Решение логических задач из курса кибернетики» 1 60.28kb.
«Давление твердых тел», 7 класс 1 104.41kb.
Порядок исключения объекта культурного наследия из Единого государственного... 1 51.27kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Методика «исключение слов» (Оценка вербально-логического мышления) Оборудование - страница №1/1

МЕТОДИКА «ИСКЛЮЧЕНИЕ СЛОВ»

(Оценка вербально-логического мышления)
Оборудование: секундомер, протокол, бланк с заданиями.

Инструкция: «3 из 4х слов в каждой серии являются в какой то мере однородными понятиями и могут быть объеденены по общему для них признаку, а одно слово не соотретствует этим требованиям и должно быть исключено. Нужно зачеркнуть слово, которое не подходит по смыслу к данному ряду. Выполнять задание нужно быстро и без ошибок»
1) Книга, портфель, чемодан, кошелёк

2) Печка, керосинка, свеча, электроплитка

3) Часы, очки, весы, термометр

4) Лодка, тачка, мотоцикл, велосипед

5) Самолёт, пчела, гвозь, вентилятор

6) Бабочка, циркуль, весы, ножницы

7) Дерево, полка, метла, вилка

8) Дедушка, учитель, папа, мама

9) Иней, пыль, дождь, роса

10)Вода, ветер, уголь, трава

11)Яблоко, книга, шуба, роза

12)Молоко, сливки, сыр, хлеб

13)Берёза, сосна, ягода, дуб

14)Минута, секунда, час, вечер

15)Васлий, Фёдор, Семён, Иванов
Интерпретация.

Выполнение задания оценивается в баллах в соответствии с ключом: за каждый правильный ответ – 2 балла.



Ключ. 1)Книга, 2)свеча, 3)очки, 4)лодка, 5)пчела, 6)бабочка, 7)дерево, 8)учитель, 9)пыль, 10)ветер, 11)яблоко, 12)хлеб, 13)ягода, 14)вечер, 15)Иванов.
Вариант 2

  1. дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий

  2. смелый, храбрый, отважный, злой, решительный

  3. Василий, Федор, Семен, Иванов, Порфирий

  4. молоко, сливки, сыр, сало, сметана

5 скоро, быстро, поспешно, постепенно, торопливо

  1. глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий

  2. лист, почка, кора, дерево, сук

  3. дом, сарай, изба, хижина, здание

  4. береза, сосна, дерево, дуб, ель

  1. ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, наказывать

  2. темный, светлый, голубой, ясный, тусклый

  3. гнездо, нора, муравейник, курятник, берлога

  4. неудача, крах, провал, поражение, волнение

  5. молоток, гвоздь, клещи, топор, долото

  6. минута, секунда, час, вечер, сутки


Ключ

1) маленький, 2) злой, 3) Иванов, 4) сало, 5) постепенно, 6) светлый, 7) дерево, 8) здание, 9) дерево, 10) наказывать. 11) голубой, 12) курятник, 13) волнение, 14) гвоздь, 15) вечер


Время выполнения задания рассчитывается с учётом поправки Т.

Поправка Т на время выполнения задания.



Время, сек

Поправка Т на время, баллы

< 250

0

250-330

-3

>330

-6

Методика «Исключение слов» в меньшей степени выявляет работоспособность и устойчивость внимания, а в большей степени — логичность рассуждений, правильность и обоснованность обобщений.

В патопсихологии выделяют три вида патологии мышления: 1) нарушение операционной стороны мышления, 2) нарушение динамики мышления, 3) нарушение мотивационного компонента мышления.

Методика наиболее чувствительна к нарушениям операционной стороны мышления — к снижению уровня обобщения и искажению процесса обобщения. Первое проявляется в том, что в суждениях больных доминируют непосредственные представления о предметах и явлениях и оперирование общими признаками заменяется установлением сугубо конкретных связей. Второе состоит в том, что хотя больные выделяют общие признаки и способны выйти за пределы конкретных ситуационных связей, но эти связи являются несущественными, случайными, поверхностными, нередко парадоксальными.

Менее чувствительна методика к. нарушениям динамики мыслительной деятельности — лабильности и инертности.

Третий вид патологии мышления — нарушение мотивационного компонента — можно выявить прежде всего в объяснениях больными своих ответов, в типичных для них разноплановости и резонерстве.



Оснащение. Стандартный бланк методики, на котором напечатаны серии слов (15 серий по 5 слов в каждой), секундомер и заранее подготовленный протокол.

Обработка и анализ полученных данных. Методика «Исключение слов» предполагает прежде всего качественный анализ характера ошибок и объяснений испытуемого. Возможна также и количественная оценка, состоящая в следующем:

  1. в соответствии с ключом подсчитывается количество правильно решенных заданий, за каждое правильное решение дается 2 балла;

  2. подсчитывается общая оценка (А) с учетом поправки на время выполнения задания по формуле:

А = В + Т,
где В — количество баллов за правильно выполненные задания, Т — поправка на время.
Поправки на время выполнения задания «Исключение слов»

Время, с

Т (В > 26)

Время, с

Т (В < 26)

< 91

+3

<250

0

91 - 250

0

250 - 330

- 3

> 250

-3

> 330

- 6

Качественная оценка предполагает анализ характера ошибок. Наиболее типичными являются ошибки следующих двух типов:



  1. исключается одно слово, остальные четыре объединяются не по общим, а по конкретным ситуационным признакам; например, больной из набора слов «лист», «почка», «кора», «дерево», «сук» исключает «лист», объясняя, что «сейчас ранняя весна, и листья еще не появились»;

  2. слова объединяются по общим, но не существенным, случайным, нередко парадоксальным признакам; например, больной из набора слов «гнездо», «нора», «муравейник», «курятник», «берлога» исключает «гнездо», объясняя, что «гнездо, как правило, находится на дереве, все остальное — на земле».

Ошибки первого типа свидетельствуют о снижении уровня обобщения, а ошибки второго типа—об искажении процесса обобщения.

Ответы испытуемых можно классифицировать таким образом:

а) категориальные — отнесение к классу на основе главных, существенных признаков;

б) функциональные — отнесение к классу на основе функциональных признаков;

в) конкретные — отнесение к классу на основе конкретных признаков;

г) нулевые — перечисление предметов либо их функций без попытки обобщения.



Особенности ответов в различных нозологических группах: — при шизофрении производится обобщение по несущественным, иногда парадоксальным признакам;

  • при олигофрении обобщения носят конкретный характер, часто опираются на выделение ситуационных связей;

  • при старческом слабоумии обычно имеет место невозможность выполнения заданий, даже на наиболее простых примерах.







Убогий человечек, не имеющий ничего, чем бы он мог гордиться, хватается за единственно возможное и гордится нацией, к которой он принадлежит. Артур Шопенгауэр
ещё >>