Методическое пособие Волгоград 2010 ббк 78. 307(2Рос-4Вог) К79 - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебное пособие Волгоград 2010 ббк 87. 4я723 4 840.34kb.
Учебно-методическое пособие Тамбов 2010 (075. 8) Ббк 75. 719. 1 43.62kb.
Учебно-методическое пособие Нижний Новгород 2010 ббк 39. 3 М 79 Мордашов Ю. 4 669.07kb.
Учебное пособие Волгоград 2008 ббк 81. 2 Нем. 7я723 3 331.6kb.
Методическое пособие Санкт-Петербург 2013 ббк 74. 2 1 24.22kb.
Учебно-методическое пособие Нижний Новгород 2006 ббк 81. 2 Англ. 6 550.99kb.
Учебное пособие Волгоград 2009 ббк 63. 3(2)я73 5 1156.76kb.
Учебное пособие Волгоград 2011 ббк 65. 291. 212я73 9 1439.68kb.
Учебное пособие рпк «Политехник» Волгоград 2008 ббк 65В631 м 90 4 540.11kb.
Учебно-методическое пособие к семинарским занятиям Красноярск сфу... 1 347.03kb.
Учебно-методическое пособие Тобольск, 2008 Печатается по решению... 15 2848.86kb.
Справочник адресов и телефонов по коневодству Казань 2013 год № п/п Ф. 4 528.6kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Методическое пособие Волгоград 2010 ббк 78. 307(2Рос-4Вог) К79 - страница №1/4



Волгоградская областная универсальная

библиотека им. М. Горького

Отдел научно-исследовательской и методической работы

Креативность библиотекаря


Методическое пособие

Волгоград

2010
ББК 78.307(2Рос-4Вог)

К79


Составитель

Алевтина Александровна Бауэр

Редакторы:

Марина Юрьевна Караваева

Тамара Ивановна Климова

Ответственный за выпуск

Ольга Александровна Лященко

К79


Креативность библиотекаря : методическое пособие / Волгогр. ОУНБ им. М. Горького, Отдел НИиМР ; [сост. А. А. Бауэр ; ред.: М. Ю. Караваева, Т. И. Климова. – Волгоград, 2010. – 44 с.

Чтобы быть впереди других, нужно уметь жить будущим уже сегодня. И согласно представлениям о нем, ломать стереотипы мышления и поведения, привнося в жизнь яркий эмоциональный заряд новизны. Предметом внимания настоящего методического пособия стали вопросы творческого развития библиотекарей, изменения стереотипов мышления.

При подготовке использованы материалы РГБ, библиотек Белгородской, Кемеровской, Псковской областей, опыт работы Волгоградской ОУНБ им. М. Горького.
78.307(2Рос-4Вог)


Содержание

От составителя ……………………………..……………………...……………………………………………...……………

4

Креативность – творчество, талант, интуиция? ....................................................................

5

И опыт – сын ошибок трудных, и … еще немного ……………..……...……..…..…..…

8

В формате «Неформата» …………………...………………………………………………...………………

8

Лучше учебника! .........................................................................................................................................................

9

Псковский информационный портфель ………………………………….……….………….

12

По прочтении – использовать ……………..……...……..….……………..……...……..…....……...……..…

15

Взгляд на библиотеку: рекламно-информационная деятельность …...

15

Учение с увлечением ……………….………………………...……..….……………..……...……..…...…….…

19

Библиотечное обслуживание в современном социокультурном контексте: семинар-дискуссия ……………..……...……..….…….………..……...……..…..……………..……...……..…

22


Деловые игры ……….……..……...……..….……………..……...……..……………..……...……..….....……..…

24

Лабиринт ……………..……...……..….……………..……...……..……………..……...…….....……..…

25

Встреча …………..……...……….…..……...……..….……………..……...……..……………..……...……

25

Цепочка ……………………………..……...……..….……………..……...……..……………..……...……

26

Доверяющее падение …………..……...………………....……...……..……………..……...……

27

Здравствуй, мне очень нравится… …………..………..……..……………..……...……

27

Чемодан …………..……...……..….……………..……...……..……………..……...……………………...

27

Планета Марс …………..……………...……..….……………..……...……..……………..……...……

28

Тесты …………..……...……..….……………………………………………..……...……..……………..……...……

28

Опросник креативности …………..…….……………..……...……..……………..……...……

28

Тест 1. Оцените свои навыки ………...……………..……...……..……………..……...……

30

Тест 2. Оцените свои навыки ……………………………….……………….…..……...……

31

Литература …………………………..…………………………………………………………….………………………...…….

35

Приложение 1.

Аукцион творческих идей: мастер-класс …………...……………...……

37

Приложение 2.

Наука управлять: креативный подход ………………………..……...……

39

Приложение 3.

Молодежная перформанс-акция «ВОБЛА» ………….…...……...……

42

Приложение 4.

Про чтение и обучение: афоризмы …..……………….………..……...……

44

От составителя

«Только творческий, креативный взгляд дает возможность

осознавать присутствие нового в настоящем»

Маршалл Маклюэн

Современный мир давно потерял былую статичность. Он несется вперед все с большей и большей скоростью. Вы недавно прочли последнюю книгу модного автора. Пройдет совсем немного времени и на библиотечных полках появится новый бестселлер. Весной вы приобрели последнюю модель мобильного телефона. Зайдите в салон по продаже телефонов летом. Ваша новая модель уже совсем не новая, а ваш тариф устарел. Компании вынуждены постоянно совершенствовать свои технологии, выпускать на рынок новые продукты, порождать новые идеи.

Чтобы выжить в этом стремительно меняющемся мире, необходимо самому постоянно меняться, находить что-то новое, творить. Творчество теперь уже не является специальностью людей искусства, быть творцом жизненно необходимо менеджеру, программисту, маркетологу, библиотекарю…

Сегодня основой существования и развития цивилизации является информация. Базовым элементом и условием развития информационного пространства становится креативность.

Итак − креативность. Что же это такое?

В «Путешествии в Икстлан» Карлоса Кастанеды есть такой диалог:

− Что он делает?

− Ищет машину.

− Господи, да не под камнем же!

− Господи, да отчего же не под камнем?!

Пожалуй, это самая наглядная картина того, что же такое креативность.

В последние годы в библиотечной практике появилось множество оригинальных форм работы, которые позволяют сделать взаимодействие пользователя и библиотекаря более наполненным и разнообразным. Основная цель данного пособия – помочь работникам муниципальных библиотек сформировать творческую атмосферу, позволяющую каждому сотруднику проявить свою креативность.

В пособии предлагается аналитический и методический материал, способствующий лучшему пониманию и использованию творческого потенциала личности. В пособии представлен опыт работы библиотек России, ломающий библиотечные стереотипы и позволяющий говорить именно о  креативном подходе.

Креативность –

творчество, талант, интуиция?

Креативность (в переводе – «творчество» или «сотворение из  ничего») в современном обществе рассматривается как способность к  нестандартному мышлению и поведению с признанием особой ценности созидательного конструктивного характера такого мышления и поведения. Это – умение оценивать потенциальные возможности используемых средств, целесообразно применять их в конкретной ситуации. Креативность зависит от условий, в которых формируется человек. Библиотечная отрасль модернизируется, что обязывает совершенствоваться самих библиотекарей и совершенствовать свой профессиональный статус.

Творчество характеризируется необычайно широким диапазоном точек зрения и отражает понимание креативности. В зарубежной психологии творчество изучается по количеству, качеству и значимости. Креативность рассматривается, как способность человека отказываться от стереотипных способов мышления. Основными факторами креативности признаются: оригинальность, семантическая гибкость, образная адаптивная гибкость, семантическая спонтанная гибкость, способность к обостренному восприятию недостатков, дисгармонии и  т. д. Концепция креативности как универсальной творческой способности приобрела популярность после работ Дж. Гилфорда. Была  разработана серия достаточно надежных и нетрудных в  использовании тестов на определение креативности. Дж.  Гилфорд  отмечает шесть параметров креативности:1



  1. Способность к обнаружению и постановке проблем.

  2. Способность к генерированию большого количества идей.

  3. Семантическая спонтанная гибкость (способность к  продуцированию разнообразных идей).

  4. Оригинальность (способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы, нестандартные решения).

  5. Способность усовершенствовать объект, добавляя детали.

  6. Способность решать нестандартные проблемы, проявляя семантическую гибкость – увидеть в объекте новые признаки, найти новое использование.

Е. Торренс продолжил исследования креативности, внеся новый оттенок понимания креативности как к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, чуткости к дисгармонии, разработав несколько тестов на креативность «от дошкольников до взрослых». Он  для оценки креативности использовал показатели:2

  1. Легкость (быстрота выполнения задания).

  2. Гибкость (число переключений с одного класса объектов на  другой класс объектов в ходе ответов).

  3. Оригинальность (оценивается как минимальная частота данного ответа среди ответов однородной группы испытуемых).

Изменения, происходящие вокруг, требуют новых решений, новых  подходов, своего стиля посредством новых технологий. Без  креативности в поиске нового не обойтись. Чем характеризуется креативность?

Показатели креативности3

Наименование показателя

Характеристика показателя

Беглость

(скорость, продуктивность)




Отражает способность к порождению большого числа идей, измеряется числом результатов, выраженных в словесных формулировках или  в  виде рисунков, и соответствующих требованиям задания. Продуктивность – этот  показатель полезен, прежде всего, тем, что  он позволяет понять другие показатели. Импульсивные, банальные и даже глупые ответы позволяют получить высокий балл. Однако такие ответы приводят к низким показателям гибкости, оригинальности и разработанности. Низкие  значения беглости могут быть связаны с  детальной разработанностью ответов в  рисуночных заданиях, но могут также наблюдаться у заторможенных, инертных или  недостаточно мотивированных испытуемых.

Гибкость

Оценивает способность выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного аспекта проблемы к  другому, использовать разнообразные стратегии решения проблем. Иногда полезно оценить этот показатель в отношении к беглости, так как один и тот же показатель разнообразия может наблюдаться при неодинаковом общем количестве выдвинутых идей. Низкие показатели гибкости могут свидетельствовать о ригидности (вязкости) мышления, низкой информированности, ограниченности интеллектуального развития или низкой мотивации. Высокие значения предполагают противоположные характеристики, но  чрезвычайно высокая гибкость может отражать метание испытуемого от одного аспекта к другому и неспособность придерживаться единой линии в мышлении. Интерпретация этого показателя одинакова в вербальных тестах, однако его значения могут не совпадать. Гибкость во  взглядах и действиях с образами не связана с  легкостью смены аспектов в словесной сфере.

Оригинальность

Характеризует способность к выдвижению идей, отличающихся от очевидных, банальных или  твердо установленных, те, кто получает высокие баллы по оригинальности, обычно характеризуются высокой интеллектуальной активностью. Они способны делать большие умственные «скачки» или «срезать углы» при  поиске решения, но это не означает импульсивности, оригинальность решений предполагает способность избегать очевидных и  тривиальных ответов. При анализе бывает интересно соотнести показатель оригинальности с  показателями беглости и разработанности, при  этом могут быть обнаружены самые разнообразные варианты сочетаний. Чрезвычайно высокая оригинальность может наблюдаться при некоторых психических или  невротических расстройствах.

Разработанность (детализация идей)

Используется только для оценки фигурных тестов, но считается довольно полезным. Высокие значения этого показателя характерны для тех, кто способен к изобретательской и  конструктивной деятельности. Полезно соотнести этот показатель с показателем беглости. Различие между двумя аспектами творчества может быть представлено, с одной стороны, как  творчество в области создания новых идей, и  с другой стороны – как творчество в их разработке – создании новых производств и видов деятельности. Индивидуальные способности могут быть оценены при сравнении данных вербальных и фигурных тестов. Помимо тестов для определения креативности могут быть использованы специальные анкеты и опросники со списками ситуаций, чувств, форм поведения, характерных для творческих людей. Эти анкеты могут быть адресованы как самому испытуемому, так и окружающим его людям. Для анализа творческих достижений обычно используются оценки экспертов: ученых – для научных работ, художников – для картин и рисунков, инженеров  – для технических изобретений. Стандарты  для  таких оценок всегда основаны на  общественном суждении.



И опыт – сын ошибок трудных,

и … еще немного

Креативность библиотекаря зависит от множества факторов, в  числе которых и профессиональная среда, в которой он существует. Новая идея формируется, как правило, одной творческой личностью, но  приобретает необходимую форму и успешно реализуется в процессе работы команды единомышленников, дополняющих друг друга. И  это  является обязательным условиям творческого развития организации. Предлагаем лишь немногие примеры.


В формате «Неформата»

Ярким примером креативности в работе может служить работа Отдела социально-досуговой деятельности Волгоградской ОУНБ им. М. Горького. С приходом в библиотеку Ольги Михайловны Маруга (зав. Отделом), массовые мероприятия стали незабываемыми, авторскими, в них воссоединяется в одно целое, казалось бы, несоединимое. И в каждой находке всегда выделяется значимость библиотеки в жизни человека, идет реклама библиотечного фонда. Ежемесячно выпускается библиотечная афиша «Горьковка приглашает» с датой, временем и местом проведения книжно-иллюстративных выставок, культурно-досуговых мероприятий, профессиональных акций.

В 2008 году был запущен проект «Неформат». У него есть неофициальное название – «Культпросвет против масскульта». Работает он в трех направлениях: для книголюбов, киноманов и  «человеколюбов». Очень успешно в проекте реализуется направление для книголюбов. Например, под рубрикой «Пропущенные даты» прошел вечер «Последний поэт Серебряного века – А. Тарковский».

В своей работе Отдел старается избегать обыкновенных диалогов и  банальных литературно-музыкальных композиций. Живое слово, вокал, участие студентов, ученых, умелое использование технических средств, привлечение ярких личностей делают вечер незабываемым. Как  говорит сам автор проекта: «…в каждом городе, даже самом провинциальном, есть люди, общение с которыми возвышает, обогащает и  развивает. И они порой ярче и оригинальнее, чем некоторые столичные или  иностранные знаменитости, о которых охотно и много пишут СМИ».

Сайт Волгоградской ОУНБ им. М. Горького (http://www.vounb.volgograd.ru/) подробно познакомит с  проведенными неординарными мероприятиями.4
Лучше учебника!

Творческая деятельность характеризуется многовариантностью результата при единых исходных условиях, побуждает стремление усовершенствовать существующую деятельность. В профессиональных журналах часто публикуются материалы об инновационных подходах к  работе библиотек России, ближнего и дальнего зарубежья.

Замечательная идея проекта «Литературный город» реализована в  Центральной муниципальной библиотеке им. Н. А. Некрасова (г. Ижевск). Достаточно креативным является дизайн выставки-макета, где архитектурные объекты и названия улиц показали книги. Макет «Литературного города» располагался на берегу реки (В. Шишков «Угрюм река»), украшением которой стал дом на набережной (Ю. Трифонов «Дом на набережной») и т. д. Ключевым объектом выставки-макета стало здание библиотеки. Пешеходная экскурсия начиналась с «Проспекта Славы», где каждый узнавал о самых лучших произведениях, о главных литературных наградах, где были выложены золотые звезды лауреатов литературных премий.5

Любые инновации рождаются в практической деятельности. Поиск нестандартных форм библиотечного обслуживания, творческий подход превратили местные электрички компании «Экспресс-пригород» (г. Новосибирск) в библиотеки. Любой из пассажиров во время поездки сможет провести время с пользой. Книги для пассажиров бесплатны, пассажир может забрать ее домой, но при этом может оставить взамен свою, либо просто вернуть взятую книгу по ее прочтении.6

Для самооценки, анализа творческого роста, мастерства, достижений библиотекари стали создавать свои «портфолио», что, к  стати говоря, помогает в стимулировании оплаты труда и т. д. Методика и формы создания библиотечного «портфолио» достаточно хорошо представлены в профессиональной печати. Метод  «портфолио», отражая динамику нашего профессионального развития, позволяет самостоятельно проанализировать деятельность библиотеки и свои достижения, выявить результативность и сделать соответствующие выводы, увидеть перспективы собственного профессионального роста и дальнейшего развития библиотеки. Очень  хорошо, если это будет шагом для продвижения вперед.

А как часто библиотекари забывают о практически безграничных возможностях выставочной деятельности!

Оформление выставки может много рассказать о библиотекаре. Выставки-диалоги размещают обращения к читателям, которые объясняет им цель организации и роль выставок в работе. Выставку одной книги можно сделать из одного и того же произведения разных лет издания. Сотрудники отдела иностранной литературы Ивановской библиотеки для детей и юношества поставили небольшую лестницу-стремянку и на каждую ее ступеньку поместили книгу «Карл Смелый, или Анна Гейерштейнская, дева Мрака» Вальтера Скотта. Книга была выбрана неслучайно. Коллеги заметили, что этот не очень известный роман, спросом почему-то не пользуется. Вот таким неординарным способом они решили обратить на него внимание. А выставка, устроенная на своеобразном подиуме, полученном из положенного на  пол книжного стеллажа, покрытого куском материи. Книги лежали произвольной стопкой, которую сверху венчала женская туфелька на  высоком каблуке, а рядом возвышался домик, также построенный из  книг. Журналы вовсе разбросаны по подиуму в беспорядке. И  женский зонтик, и газовый шарфик, и даже пустая бутылка. А  в  центре всего беспорядка – портрет Юрия Никулина в клоунском наряде, с серьезным задумчивым лицом: грустное и смешное постоянно соседствуют в жизни – «Первоапрельский кутюр». Такими решениями в  оформлении, даже самая забытая, давно пылящаяся на полке книга, заставит читателя обратить на себя внимание. Выставки-игры, выставки-признания, обзорно-тематические выставки и многие другие.

Активизировать творческое начало в организации выставочной деятельности, познакомить с современными формами и методами организации библиотечных выставок поможет методическое пособие для занятий в системе непрерывного обучения сотрудников МБС «Выставка – «арте-факт» или «арте-шок»?».7 Выставочная деятельность библиотек зависит не только от творческого подхода и определенных навыков отдельных библиотекарей, но и от общей стратегии развития библиотеки, связанной с созданием её нового привлекательного образа, что требует усилий по ее модернизации и освоению новых функций, изменяющих содержание выставочной работы.

В ЦГБ им. А. С. Пушкина (Дом Смышляева) (г. Пермь) была подготовлена экспозиция, носившая название «Большое книжное путешествие». «Страницами» стали имена главных писателей и поэтов Леонида Юзефовича, Алексея Иванова, Нины Горлановой и многих др. Она была организована к 40-летию библиотеки.

Тема путешествия, движения, приключения необычайно важна для нас. Библиотекари ищут новый язык коммуникации с читателем, зрителем, слушателем. Как придать энергетику современности, внести элемент «полезности», интриги в традиционную историко-краеведческую программу? По приглашению библиотеки к  сотрудничеству известного журналиста, работающего с  краеведческим материалом, был выпущен в эфир сюжет о  Д. Д. Смышляеве с приглашением поучаствовать в информационно-поисковой игре «По следам пермского странника». В помощь игрокам в  нескольких местах библиотеки были обозначены «информационные узлы», назначены «сталкеры» из числа библиотекарей. Объектом поиска стал украденный после смерти хозяина шагреневый саквояж с  необычайно ценными предметами.8

Мы все живем по программе выживания. Это заложено инстинктом самосохранения. Сегодня у нас нет корпоративной солидарности – каждый выживает в одиночку. Мы не привыкли делиться проблемами, привыкли свои результаты отвоевывать, а  не  вместе достигать. Лень, безответственность, безразличие, неверие в  себя, страх, нежелание отвечать за результат – все как всегда. В  психологических тренингах это состояние называется культурный дрейф.

Любые изменения возможны лишь тогда, когда в обществе накапливается критическая масса людей, умеющих мыслить по-новому, тех, кто готов рисковать и выходить за рамки привычной жизненной рутины, готов совершать безумные поступки, вести себя нелогично, на  взгляд большинства – глупо, и по большому счету отказаться от выживания.9


Псковский информационный портфель

Творческие возможности человека нельзя считать чем-то вторичным, дополнительным. Инновационная активная личность отрицает навык, привычную, хорошо рассчитываемую репродуктивную деятельность, чтобы предложить более продуктивную, более  современную технологию. Человек с развитым инновационным интеллектом находится на такой высоте интеллектуального развития, которая позволяет ему обнаружить в себе первостепенно важную способность саморазвития путем интеллектуального совершенствования.10

Для успешного развития библиотеки в условиях рыночных преобразований российского общества требуется создание достаточного информационного поля. Необходима значительная внутриорганизационная работа по подготовке библиотечных сотрудников. В настоящее время активно формируется новый образ профессии библиотекаря, в котором сочетаются и традиционные (профессионализм, компетентность, поощрение инициативы, стабильность, наследование содержательных образцов, норм) и новые элементы (готовность к инновациям, умение рисковать, способность определять стратегию развития организации в целом и  ее  подразделений, творческое усвоение способов развития на основе использования электронных и иных новых технологий).

Основными условиями эффективной работы персонала становятся: творческая свобода и ответственность, направленные на  формирование сопричастности к общему делу; сознательность и  корпоративность; профессиональная значимость выполняемой работы для читателей, коллег, руководства; сознание ценностей и норм организации.

Конечной целью работы библиотеки является удовлетворение потребностей читателей и одновременно их формирование в рамках развития общей информационной, и читательской культуры. Отсюда  актуальной теоретической и практической проблемой становится формирование имиджа библиотеки и библиотекаря. Современная библиотека для выполнения своей главной цели должна постоянно творчески совершенствовать свою работу, искать пути формирования собственного культурно-образовательного пространства.

Правильное использование всего разнообразия направлений библиотечной деятельности, творческий подход к работе, постоянное использование основ библиотечного менеджмента в состоянии не  просто ускорить процесс благополучного позиционирования современной библиотеки, но и укрепить ее позиции в качестве глобального центра.



«…Ломать стереотипы мышления и поведения, привнося в жизнь яркий эмоциональный заряд новизны», как нельзя точно эти слова отражают сегодняшнее требование к библиотечной работе.

Актуальные, на сегодняшний день темы, обладающие огромным потенциалом, представлены в сборниках Псковской ОУНБ «Ступени  лестницы успеха: информационный портфель инноваций». Сборник № 711 продолжает печатать уроки библиотечного менеджмента, в разделе «Инновации в развитии библиотек» говорится о  библиотечной толерантности и предлагается тренинг «Учимся  понимать друг друга: уроки толерантности». Рассматриваются грани делового общения и этикета, игротехника в  обучении библиотечных специалистов.

В Сборнике № 8,12 в материалах урока библиотечного менеджмента можно узнать о кейс-стади или методе ситуационного анализа в обучении персонала; дана примерная программа тренинга по формированию команды, упражнения-задания; семинар-дискуссия «Библиотечное обслуживание в современном социокультурном контексте»; практикум психолога «Гештальт-терапия для библиотекарей (гешталь = здесь и сейчас)»; «PR, имидж и другие иностранные прибамбасы: Русская версия». Сами названия глав сборников необычные, интригующие, как и их содержание.

Представлены факторы, определяющие имидж и репутацию библиотечной организации:



  1. Результативность работы, качество продукции или услуг, роста и развития, стабильный доход;

  2. Стабильная, долговременная реклама (в т. ч. имиджевая);

  3. Отзывы и рекомендации других организаций, предприятий, фирм и т. д.;

  4. Состав потребителей;

  5. Состав партнеров;

  6. Отзывы СМИ о предложении в деловом мире (образ  библиотеки в СМИ);

  7. Фирменный стиль;

  8. Местоположение, дизайн интерьера;

  9. Наличие файлов;

  10. Организация презентаций;

  11. Благотворительность;

  12. Участие в выставках, ярмарках, конференциях, акциях;

  13. Высокий уровень качества управления (менеджмента) и  технологий;

  14. Уровень организационной культуры: уровень организации труда, оперативность, порядок, оригинальные методы работы; высокий уровень и культура обслуживания клиентов;

  15. Миссия, корпоративные ценности;

  16. Наличие традиций и духа соревнований;

  17. Профессионализм сотрудников;

  18. Респектабельность сотрудников, уровень зарплаты и  социальных благ;

  19. Корпоративный престиж. Психологический климат;

  20. Уровень текучести кадров;

  21. Личность лидера, его имидж;

  22. Стиль работы руководителя, его авторитет; публичные выступления;

  23. Выступление представителей библиотечной организации в  СМИ, организация пресс-конференций.

Основываясь на этих факторах, можно выделить темы, необходимые при обучении и повышении квалификации сотрудников.

следующая страница >>



Считают, что успех приходит к тем, кто рано встает. Нет: успех приходит к тем, кто встает в хорошем настроении. Марсель Ашар
ещё >>