Методическое пособие по русскому языку для работы на уроках русского языка как иностранного - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Мбоу кривошеинская сош» Организация проектной деятельности на уроках... 4 382.23kb.
Руководство по русскому языку для «иноземцев» «Книга русского языка» 1 135.69kb.
Образования по русскому языку изучение русского языка в основной... 1 134.36kb.
Методическое пособие для учителя: Н. В. Егорова, Поурочные разработки... 5 1008kb.
Уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности Тема моего... 1 183.15kb.
Курсоваяработ а по русскому языку тема: «Формирование экологических... 10 1071.31kb.
«Система работы над выразительными средствами языка в 9-11 классах... 3 413.31kb.
Виды работ по русскому языку на уроках, внеклассных занятиях и олимпиадах 1 66.71kb.
Пособие по русскому языку составлено на основе примерной программы... 1 314.2kb.
Методическое пособие по латинскому языку для внеаудиторной самостоятельной... 3 546.09kb.
Методическое пособие для учителей иностранного языка 1 113.41kb.
Праздничная дискотека и игра «Мафия» стали приятным завершением первого... 1 34.07kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Методическое пособие по русскому языку для работы на уроках русского языка как иностранного - страница №1/3



АСТРАХАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ


Подготовительный факультет для иностранных граждан


Методическое пособие по русскому языку

для работы на уроках русского языка как иностранного

(элементарный и базовый уровни)


СМОТРИМ!

СЛУШАЕМ!

ГОВОРИМ!

(на материале художественных, научно - популярных и мультипликационных фильмов

на русском языке)


АСТРАХАНЬ 2012

Учебное пособие подготовлено кандидатом филологических наук, доцентом подготовительного факультета для иностранных граждан Кряхтуновой О.В.


Учебное пособие обсуждено, одобрено и рекомендовано к изданию на заседании подготовительного факультета иностранных граждан (Протокол №9 от 29.06.2012)

Рецензент: кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка АГТУ Тараканова Л.А.



СОДЕРЖАНИЕ стр.

  1. Предисловие ………………..…………………………………… 4

  2. Сюжеты, рекомендуемые на элементарном уровне

1) Москва – столица России…………………………………….. 5 - 6

2) Санкт – Петербург…………………………………………….. 7 - 8

3) Дай закурить! (к/ж «Ералаш»)............................................... 9 -10

4) Яблоко (к/ж «Ералаш») …………………………………... 11 - 12

5) Цыганка (к/ж «Ералаш»)………………………………….. 12 - 13

6) Первый день свободы (к/ж «Ералаш») ………………….. 13 - 14

7) Морозко…………………………………………………….. 15 - 19

  1. Сюжеты, рекомендуемые на базовом уровне


1) Кем быть? (к/ж «Ералаш») ………………………………… 20 -22

2) Кирпич (к/ж «Ералаш»)……………………………………. 22 - 23

3) Алые паруса ………………..………………………………… 24 - 27

4) Лягушка – путешественница (м/ф)………………………… 28 - 30

5) Третьяковская галерея. ……………………………………… 31 - 32

6) Александр Попов……………………………………………... 33 - 35

7) Михаил Глинка……………………………………………….. 36 - 38

8) Судьба человека ………………………………………………. 38 - 43

Предисловие

Существует, безусловно, множество нестандартных форм работы учителя, активизирующих внимание, а значит, и интерес студентов к русскому языку. Но работа над фильмом - это более эффективная форма учебной деятельности, которая не только активизирует, внимание студентов, но и способствует совершенствованию их навыков аудирования и говорения, так как зрительная опора звучащего с экрана иноязычного звукового ряда помогает более полному и точному пониманию его смысла.

В отличие от аудио или печатного текста, которые могут иметь высокую информативную, образовательную, воспитательную и развивающую ценность, видеотекст имеет то преимущество, что соединяет в себе различные аспекты акта речевого взаимодействия. Помимо содержательной стороны общения, видеотекст содержит визуальную информацию о месте события, внешнем виде и невербальном поведении участников общения в конкретной ситуации, обусловленных зачастую спецификой возраста, пола, и психологическими особенностями личности говорящих. Визуальный ряд позволяет лучше понять и закрепить как фактическую информацию, так и чисто языковые особенности речи (дискурсивные элементы) в конкретном контексте.

Очевидно и то, что видео может иметь сильное эмоциональное воздействие на обучающихся, служить стимулом и усилением для создания дополнительной мотивации в дальнейшей учебно-поисковой и творческой деятельности.

Для эффективного использования видео на уроке видеоаппаратура должна быть настроена и проверена заранее, привычна в использовании для преподавателя, видеофрагмент должен быть известен преподавателю и заранее поставлен на начало просмотра.

В пособии предложены разработки уроков на материале художественных, учебных и научно-популярных фильмов, мультфильмов, детского киножурнала Ералаш, видео экскурсий по городам и музеям.

Нами приводятся примерные конспекты занятий, апробированные на занятиях со студентами подготовительного факультета. Разнообразные методы работы с видеофильмами, а также особенности планирования и проведения таких занятий изложены нами в методическом пособии для преподавателей (Методика работы с видеоматериалами в иностранной аудитории – Астрахань, 2011- изд. АГТУ).



  1. Занятие по видеоматериалам «Москва – столица России», 2010г., изд. ООО Амфора, реж. А.Гурьев

Возможен предварительный просмотр (в качестве домашнего задания) на родном языке – видеоматериал сопровождает аудиоряд на русском, английском, французском, итальянском, немецком, испанском, китайском и японском языках.

Перед просмотром фильма в аудитории рекомендуем прочитать текст на русском языке, фильм также демонстрируем на русском языке.


1. Прочитайте текст.

Найдите в словаре выделенные слова и выражения.

Это Москва, Москва – это столица России. Москва – это большой и красивый город. Здесь есть старые и новые районы.

Москва - это культурный центр России. Здесь есть известные театры, университеты, музеи. Центр Москвы – это Кремль, Красная площадь.

Москва – это политический центр здесь работает президент, правительство. Москва – это экономический центр России, здесь есть известные заводы, международные банки.

Москва – это транспортный центр. В Москве – российские и международные аэропорты, вокзалы, Здесь всегда много туристов.



Добро пожаловать в Москву!


2. Ответьте на вопросы по тексту:

1) Москва – это столица России, а какая ваша столица? Какие другие столицы вы знаете?

2) Москва – большой или маленький город? А ваш город большой или маленький? Какой город, где вы учитесь?

3) Москва – это культурный центр России? Что здесь есть?

4) Москва – это политический центр? Кто работает здесь?

5) Какие банки и заводы есть в Москве?

6) В Москве много или мало туристов? Какой транспорт в Москве?
3. Прочитайте подписи под фотографиями, запомните эти места:

(Преподаватель должен заранее подготовить иллюстрации)


Москва – река
Здание МИДа

(Министерства иностранных дел)


Казанский вокзал
Красная площадь

Кремль
Большой театр


Собор Василия Блаженного
Храм Христа-спасителя
Триумфальная арка
Здание правительства «Белый дом»
МГУ (Московский государственный Университет)
Библиотека имени В.Ленина
Арбат
Третьяковская галерея
Соборная площадь
Спасская башня
ГУМ (Государственный универсальный магазин)
4. Посмотрите фильм дома, обратите внимание на известные места, которые вы видите на фото.
5. После просмотра фильма дома – посмотрите фильм на русском языке в аудитории повторите во время просмотра названия известных мест Москвы, останавливая фильм на паузу.

6. Задание на говорение с использованием фотографий видов Москвы.

Представьте, что вы турист и не знаете в Москве ничего, спрашивайте по модели «Какая это улица?», «Какой это музей?»

Слова для вопроса: площадь, вокзал, банк, станция метро, театр, река, аэропорт и т.д.
Представьте, что вы – экскурсовод, расскажите:


  1. Что есть в Кремле?

  2. Что самое интересное в Москве?

  3. Ответьте на вопросы туристов.




  1. Занятие по видеоматериалам «Санкт - Петербург», 2004, пр-во ООО «Технопром»




  1. Перед просмотром рекомендуем познакомиться с видами города по фото и прочитать текст (преподаватель может использовать свои иллюстрации)

Река Нева
Петропавловская крепость
Петропавловский собор
Монетный двор
Петровские ворота
Адмиралтейство
Дворцовая площадь
Зимний дворец/ Эрмитаж
Александровская колонна
Васильевский остров
Биржа
Академия Художеств
Площадь декабристов
Медный всадник
Исаакиевский собор
Казанский собор
Невский проспект
Летний сад
Петергоф – дворец, фонтаны

«Санкт – Петербург»

Санкт – Петербург называют «северная столица России». Санкт-Петербург – молодой город, в 2013 году ему будет 310 лет.

Это красивый город. Здесь есть известные музеи: Эрмитаж, Кунст-камера, Государственный русский музей Академии художеств. Санкт-Петербург основал русский император Пётр I, потом здесь жила его дочь – Екатерина. Она любила науку: историю, философию, литературу, изучала языки.

Санкт-Петербург – не очень зелёный город, но здесь интересная архитектура, многие здания строили архитекторы из Франции, Италии, Англии. В Санкт-Петербурге самый большой храм России – это Исаакиевский собор, его высота 101 метр. Очень интересны каналы и мосты их много (более 300) – они соединяют разные части города.

Многие туристы любят Петергоф – большой парковый комплекс недалеко от Санкт-Петербурга. Здесь очень красивый парк, оригинальные фонтаны, много цветов. Главный фонтан – около дворца. Это большой каскад, от дворца он идёт в Балтийское море. Как и в Санкт-Петербурге, многие фонтаны и скульптуры строили французские, итальянские, английские архитекторы и инженеры. В Петергофе часто можно видеть исторические фестивали, можно слушать концерты классической музыки.


Ответьте на вопросы по тексту:

1) Как называют Санкт-Петербург?

2) Какие музеи есть в Санкт-Петербурге?

3) Как зовут дочь Петра I? Что она любила?

4) Кто строил здания Санкт-Петербурга?

5) Какой известный храм есть в Санкт-Петербурге?

6) В Санкт-Петербурге много мостов?

7) Что такое Петергоф?

8) Что могут делать туристы в Петергофе?

3. Посмотрите фильм на русском языке, называя известные места во время пауз.


4. Подберите прилагательные к словам:

……………….город, ……………. музей, …………….. остров, ………… архитектор, ……………. парк, ……………. фонтан, …………….. собор, ………. архитектура, ………….. дворец, ……………… сад.




3. Занятие по видеосюжету киножурнала «Ералаш»
«ДАЙ ЗАКУРИТЬ»

Посмотрите видеосюжет, обратите внимание на слова «курить», «закурить» «прикурить» (это однокоренные слова); «затянуться»

Вы курите? А ваши друзья/родители курят? Как вы относитесь к курению?

Как вы думаете, что значит «вредная привычка», «бросить курить»? Проверьте себя по словарю.




  1. - Может, вот тот? Может – этот?

2 – Курят…
1- Смотри!

2 – Слышь, дай закурить!

Школьник – Что?

1 – Не тяни, дай затянуться

Школьник – А… щас…

1 – Давай, давай, иди отсюда


2 – Девочка, угости сигареткой

Девочка – Свои надо иметь – не маленькие!




  1. Мальчик, дай закурить…

Мальчик - Не курю.

2 – Только старших не надо обманывать!

Мальчик – Честно, не курю.

1 и 2 – Во!

2 – Чё, правда – не куришь?

Нашли!


Эй, идите сюда!
Журналист – Быстрее, быстрее – давай!

(мальчику) - Куришь?

Мальчик – Нет.

Журналист – Как же тебе удалось не поддаться этой вредной привычке?

Мальчик – А я поддался.

Журналист – Как?

- Ребята, вы кого привели?

- Ты же только что сказал, что не куришь.

Мальчик – А я бросил.

Журналист – Давно?

Мальчик – Неделю назад, больше не могу. Дайте прикурить!
Вопросы после просмотра:


  1. (режим «пауза» – в кадре два молодых журналиста) Кто эти два молодых человека?

  2. Где они? Почему они здесь? Кого они ищут?

  3. У каких детей они спрашивали сигареты? Кто из них не курит?

  4. Почему приехала группа с телевидения? Какие вопросы они задавали мальчику? ***

  5. Что ответил мальчик?

  6. Реальна ли эта история? Может ли она произойти в наше время?

***Можно повторить просмотр

Задание «стоп-кадр», восстановите диалоги:


  1. Фрагмент, когда журналисты остановили девочку.

  2. Фрагмент, когда журналисты остановили последнего мальчика.


4. Занятие по сюжету киножурнала «Ералаш»
«ЯБЛОКО»

Посмотрите сюжет.

Во время просмотра обратите внимание: сколько человек участвует в истории, кто они, как их зовут?
Петров – Шишкин, Шишкин!

Шишкин – Чего тебе?

Петров - Иди сюда.

Шишкин - Чего?

Петров - Слушай, отдай мне своё яблоко.

Шишкин - Чего, чего…?

Петров - Махнёмся … нет, теперь иди и отдай это яблоко Ёлкиной

Шишкин - Чего?

Петров - Идёшь к Ёлкиной и спрашиваешь: «Ёлкина, ты яблоки любишь?» и когда она ответит «Люблю», ты скажешь: «Петров тебя тоже»

Шишкин - Чего?

Петров - Идёшь к Ёлкиной и спрашиваешь «Ёлкина, ты яблоки любишь?»

А она: «Люблю», а ты: «Петров тебя тоже». Понял?

Шишкин - А !!!

Петров - Сделаешь – ещё жвачку получишь. Ну, дуй, звонок скоро.

Шишкин - Ёлкина, иди сюда. Иди, не бойся.

Ёлкина - Чего тебе, ну чё?...

Шишкин - Ёлкина, ты яблоки любишь? ***

Ёлкина - Яблоки? Терпеть не могу!

Шишкин - Петров тебя тоже!
***(Здесь можно включить режим паузы и спросить – «Что будет дальше?»)
Как вы поняли разговорные слова и выражения: «махнёмся», «дуй», «терпеть не могу».

Посмотрите сюжет ещё раз и найдите эти выражения в тексте к видеоролику.

Вопросы после просмотра:


  1. Кто Петров и Шишкин? Какие у них характеры?

  2. Какой вопрос часто повторяет Шишкин? Почему?

  3. Зачем Петров попросил Шишкина подойти, о чём он его попросил потом?

  4. Какой ответ ждал Петров? О чём он хотел сказать Шишкиной?

  5. Почему Петров не подошёл к Шишкиной сам?

  6. Почему Ёлкина сказала, что она терпеть не может яблоки? Она сказала правду?

Задания – «стопкадр»: восстановите диалоги – что они говорят/думают в этот момент?



  1. Момент, когда Петров просит у Шишкина яблоко

  2. Момент, когда Шишкин предлагает яблоко Ёлкиной.

  3. Финальный кадр.



5.Занятие по киносюжету журнала «Ералаш»

«ЦЫГАНКА»
Перед просмотром фильма обратите внимание на следующие слова и выражения:

«цыганка», «гадать/погадать» (на картах, по руке), «судьба», «удача», «счастье»


Цыганка – Молодой, позолоти ручку.

Мальчик – Отвали…

Цыганка – Красавец, дай на молоко для ребёнка

Мальчик – Отвали, сказал.

Цыганка – Ну постой, погадаю. Карты тебе брошу, на руку посмотрю. У тебя судьба

счастливая. Тебе скоро удача будет. Не будь таким гордым, молодой. Хочешь,

имя тебе твоё скажу. Ясно вижу – тебя Витей зовут. А фамилия твоя -

Барашкин.

Мальчик – Ну ты даёшь! А какая мне удача будет?

Цыганка – О! Тебя завтра по физике спросят.

Мальчик – М-м, тоже мне – «удача»… А по какой теме?

Цыганка – Ясно вижу – «2й закон Ньютона: Сила действия равна силе противодействия» -

параграфы 21, 22 и 23.

Мальчик – Целых три параграфа! А один нельзя?

Цыганка – Сейчас посмотрим. Видишь – линия жизни налево поворачивает – один

параграф никак не получается.

Мальчик – А ну ещё раз глянь!

Цыганка – Нельзя, ясно вижу – «Нельзя»! Придётся тебе три параграфа выучить – такая

твоя судьба, Барашкин.

Мальчик – Судьба? Ладно, придётся выучить…

Цыганка – Так, у Перепёлкиной я была, у Королёва я была, Скамейкину я предупредила,

Барашкина я вычёркиваю. Ой, слава Богу, хоть один урок пройдёт нормально

(цыганка снимает платок и юбку, к ней подходит вторая цыганка)

Цыганка 2 – Красавица, дай-ка погадаю, позолоти-ка ручку: всю правду тебе скажу. У

тебя судьба счастливая. Удача тебе будет, родная.

Цыганка – Простите, а Вы из какой школы, коллега?

Как вы думаете, от каких слов образованы следующие слова: «позолотить», «счастливый»
Как вы поняли следующие разговорные выражения, в каких ситуациях и с каким настроением их произносит герой: «ну ты даёшь!», «тоже мне – удача», «придётся тебе…», «слава Богу!».

Посмотрите сюжет ещё раз, найдите эти выражения в контексте.


Вопросы после просмотра:

  1. Кто герои этой истории? Как вы думаете – сколько лет мальчику? Где он учится?

  2. О чём цыганка попросила мальчика? Что она предложила ему?

  3. Правильно ли цыганка назвала имя мальчика? ***

  4. Что ещё сказала цыганка? Мальчик поверил ей?

  5. Почему цыганка потом сняла свой костюм, кто она была «на самом деле»? Почему вы так думаете?

  6. О чём попросила вторая цыганка? Что она сказала о будущем?

  7. Задание «стопкадр» - Вспомните, какой вопрос задала учительница второй цыганке? Почему она задала такой вопрос?

***(можно повторить видеофрагмент)




6.Задание по сюжету киножурнала «Ералаш»

«ПЕРВЫЙ ДЕНЬ СВОБОДЫ»
(Можно использовать во время изучения темы – Предложный падеж)
Посмотрите видеосюжет, обратите внимание: сколько в этом сюжете главных героев, кто они, где произошла эта ситуация?
Мальчик – Саратов?

Моряк – Ярославль!

Мальчик – В Саратов?

Моряк - В ремонт, милый, в ремонт!

Мальчик – Мама! … вы «Мария Ульянова?»

Моряк – Не-а, мы – «Дмитрий Донской». А «Мария» - там, если успеешь.

Мальчик – Мама! Мам! Мама!

Мама – Ах! Вова! Вова! Сынок! Господи, что случилось?! Вова! Вова?! Подождите! Вова! Что случилось? Что? ***

Мальчик – Мама! Где мой ботинок? Левая туфля, левая?

Мама – Что?

Мальчик – Туфля где?

Мама – Что?

Капитан – Мама, ваш мальчик спрашивает, где его туфля?

Мама – А! Она в прихожей.

Мальчик – Что? Что?

Мама – В прихожей! Вовочка – в правом, правом шкафчике, шкафчике! В третьем ящичке снизу.

Мальчик – Не слышу!

Капитан – Мальчик…

Мама – О! Слушай дядю!

Капитан – В прихожей, в правом шкафчике, третий ящик снизу. Понял?

Мальчик – Понял, понял! … Мам! А где второй зелёный носок?

Мама – До свиданья!


*** здесь можно использовать стоп-кадр и спросить: «Как вы думаете, что будет дальше, что скажет мальчик своей маме?»

Вопросы после просмотра:



  1. Где произошла эта история? Кто её главные герои?

  2. Мальчик спокойно пришёл в порт? Он спокойно говорил? Почему?

  3. Что он делал в порту?

  4. В какой момент он нашёл маму?

  5. О чём он её спросил? Мама хорошо слышала, что говорил Вова?

  6. Кто помогал маме отвечать?

Посмотрите сюжет ещё раз и ответьте на вопросы:



  1. Как вы думаете, куда уезжает мама?

  2. Как одет мальчик, почему он так одет?

  3. Как вы можете объяснить название сюжета?

  4. Как вы думаете, что будет дальше?

  5. Бывают ли у вас такие ситуации?

  6. Какой совет вы можете дать мальчику?



7. Занятие по фильму – сказке «Морозко», 1964 г., киностудия им. М Горького, реж. Александр Роу
Можно читать сказку вслух и чтение дополнять кадрами из фильма по сказке «Морозко»
Фрагмент 1

Живало-бывало, – жил дед да с другой женой. У деда была дочка - Настенька, и у бабы была дочка - Марфушенька. Все знают, как с мачехой жить плохо: что-то сделаешь – плохо, и не сделаешь - плохо. А родная дочь (Марфуша) что ни сделает – за все хвалят: умница. Падчерица и корову поила-кормила, и воду носила, печь топила, дом прибирала – еще до свету… Ничем старухе не угодить – все не так, все худо.

Жил в то же время в другой деревне Иван - сильный, смелый, но уж очень себя любил. Встретил он как-то в лесу Старичка-лесовичка, да и похвастался перед ним ловкостью, да силой, а потом встретил в лесу Настеньку, хотел и перед ней ловкостью похвастать – выстрелил в медведицу с медвежатами. Старичок – лесовичок за то наказал его – стал Иван медведем. Все его боялись, все разбегались.

Задания по тексту:

1) переведите выделенные слова

2) обратите внимание на слова дочь (дочка), лес (лесовичок), медведь (медведица, медвежата).
Вопросы по фрагменту:


  1. как вы поняли слова МАЧЕХА, УМНИЦА, ПАДЧЕРИЦА, ХВАСТАТЬСЯ?

  2. Чья дочка Настенька, а чья – Марфуша?

  3. Кто такой Иван?

  4. Кого Иван встретил в лесу?

  5. За что Старичок-лесовичок наказал Ивана?

Фрагмент 2. Задумала мачеха свою дочку Марфушеньку замуж отдать. Позвали богатого жениха, а Настеньку хотели спрятать – одели её в грязное платье да старый платок. Пришёл к ним в дом жених со своею матерью, вот она и попросила – «Пусть ваша Марфушенька приготовит для сыночка моего гуся». Маршушенька как ни старалась гуся поймать не смогла, а Настенька ей на помощь бросилась, и тут все увидали, какая она красавица. А над Марфушенькой все смеялись, ох и разозлилась на это мачеха!

Задания по тексту:

1) переведите выделенные слова

2) от каких слов образованы эти слова? - мачеха - ……., замуж - ………, помощь - …………, красавица - ……………….

Вопросы по фрагменту:


  1. Какую дочь мачеха любила больше? Почему?

  2. Как жених Марфушеньку проверял?

  3. Как все узнали, что Настенька красивее Марфушеньки?

Фрагмент 3. Вот придумала мачеха падчерицу со свету сжить. «Вези, вези ее, старик, – говорит мужу, – куда хочешь, чтобы мои глаза ее не видали! Вези ее в лес, на мороз».

Старик заплакал, но спорить с женой не стал. Повез Настеньку в лес, осталась она под большой елью. Девушка сидит под елью, дрожит, холодно ей. Вдруг слышит – невдалеке Морозко идёт, подошёл он к ней и спрашивает: – Тепло ли тебе, девица? – Тепло, Морозушко, тепло, батюшка. Морозко стал сильнее холод нагонять – Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная? Она чуть дух переводит: – Тепло, Морозушко, тепло, батюшка.



Вопросы к фрагменту:

  1. Зачем мачеха послала Настеньку в лес зимой?

  2. Кто встретился Настеньке в лесу?

  3. О чём спрашивал Морозко Настеньку?

Фрагмент 4. В ту пору Иван опять человеком стал – простил его Старичок-лесовичок. Но Настеньку Иван никак найти не мог. Пришёл он к избушке Бабы Яги. А она только и хотела – Ивана съесть, но он её обманул. Рассердилась Баба Яга – послала чёрного кота, чтобы Настеньку погубить.

Морозко пожалел Настеньку, привёл её к себе в ледяной терем. «Вот, - говорит, - всё здесь твоё, но мой волшебный посох не трогай. Кто его коснётся – никогда не проснётся!» Ушёл Морозко в лес, а посох дома оставил. Настенька стала в тереме прибирать, да забежал сюда чёрный кот. Настенька хотела взять на руки кота, прикоснулась к волшебному посоху, и уснула.

Оказался возле терема Иван – вбежал в него, а Настенька как мёртвая лежит. Стал он у неё прощёния просить, и от этих слов ожила Настенька. Вместе они в деревню вернулись. Встретила их мачеха, да и глазам своим не поверила – какие богатства подарил ей Морозко, какие красивые были Настенька и Иванушка!

Вопросы по фрагменту:


  1. В каком доме жил Морозко?

  2. Какой волшебный предмет был у Морозко? Чем он был опасен для животных и людей?

  3. Кто оживил Настеньку?

  4. Как мачеха встретила Настеньку с женихом?


следующая страница >>



Сознание боится пустоты. Поль Валери
ещё >>