Методическое пособие к курсу повышения квалификации по теме: развитие толерантности и профилактика экстремизма в молодежной среде - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Информация о работе по профилактике межнациональных конфликтов и... 1 54.79kb.
Методическое пособие Профилактика экстремизма в области межэтнических... 6 1305.95kb.
Методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации... 6 993.36kb.
1. Законодательные основы и нормативно-методическое обеспечение безопасности... 1 74.75kb.
Учебно-методическое пособие для тренера-преподавателя, обеспечивающего... 47 10311.51kb.
Формирование толерантности и профилактика экстремизма в контектсе... 1 137.12kb.
Методическое пособие для системы повышения квалификации и переподготовки... 4 919.82kb.
Мбоу матвеево-курганская сош №3 Сколько брошено жизней на плаху… 1 162.83kb.
Методическое пособие по проведению 4 871.27kb.
45 заседании городской Думы 5 7 837.41kb.
Социально-педагогическая профилактика этнических конфликтов 1 241.18kb.
Курсы повышения квалификации по работе с детьми-инвалидами в Мурманском... 1 77.67kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Методическое пособие к курсу повышения квалификации по теме: развитие толерантности - страница №1/1

НИ ИрГТУ

Центр ДПО ГАСИС-ИрГТУ

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ К КУРСУ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
по теме:

РАЗВИТИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ И ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

Иркутск, ноябрь-декабрь 2012 г.
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ТОЛЕРАНТНОСТИ

Утверждена резолюцией 5.61 генеральной конференции ЮНЕСКО

от 16 ноября 1995 года

Провозглашена и подписана 16 ноября 1995 года. В том же году перевод Декларации на русский язык с английского «Declaration of principles on tolerancе» был зарегистрирован как «Декларация принципов терпимости».



ПРЕАМБУЛА

памятуя о том, что Устав Организации Объединенных Наций гласит: «Мы, народы Объединенных Наций, преисполненные решимости избавить грядущие поколения от бедствий войны ... вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности ... и в этих целях проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи»,

напоминая, что в Преамбуле Устава ЮНЕСКО, принятого 16 ноября 1945 года, подчеркивается, что «мир должен базироваться на интеллектуальной и нравственной солидарности человечества»,

напоминая также, что во Всеобщей декларации прав человека провозглашается, что «каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии» (статья 18), «на свободу убеждений и на свободное выражение их» (статья 19) и что образование «должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами» (статья 26),

принимая во внимание соответствующие международные акты, в том числе:

  • Международный пакт о гражданских и политических правах,

  • Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах,

  • Международную конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации,

  • Конвенцию о предупреждении преступления геноцида и наказании за него,

  • Конвенцию о правах ребенка,

  • Конвенцию 1951 года о статусе беженцев и Протокол 1967 года, касающийся статуса беженцев, а также региональные правовые акты в этой области,

  • Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин,

  • Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания,

  • Декларацию о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений,

  • Декларацию о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам,

  • Декларацию о мерах по ликвидации международного терроризма,

  • Венскую декларацию и Программу действий Всемирной конференции по правам человека,

  • Декларацию и Программу действий, принятые на Всемирной встрече на высшем уровне в интересах социального развития, состоявшейся в Копенгагене,

  • Декларацию ЮНЕСКО о расе и расовых предрассудках,

  • Конвенцию и Рекомендацию ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования,

памятуя о целях третьего Десятилетия действий по борьбе против расизма и расовой дискриминации, Десятилетия образования в области прав человека Организации Объединенных Наций и Международного десятилетия коренных народов мира,

учитывая рекомендации региональных конференций, проведенных в соответствии с резолюцией 27 C/5.14 Генеральной конференции ЮНЕСКО в рамках Года Организации Объединенных Наций, посвященного терпимости, а также выводы и рекомендации других конференций и совещаний, организованных государствами-членами по программе Года Организации Объединенных Наций, посвященного терпимости,

испытывая чувство тревоги в связи с участившимися в последнее время актами нетерпимости, насилия, терроризма, ксенофобии, агрессивного национализма, расизма, антисемитизма, отчуждения, маргинализации и дискриминации по отношению к национальным, этническим, религиозным и языковым меньшинствам, беженцам, рабочим-мигрантам, иммигрантам и социально наименее защищенным группам в обществах, а также актами насилия и запугивания в отношении отдельных лиц, осуществляющих свое право на свободу мнений и выражение убеждений, представляющими угрозу делу укрепления мира и демократии на национальном и международном уровнях и являющимися препятствиями на пути развития,

обращая особое внимание на обязанность государств-членов развивать и поощрять уважение прав человека и основных свобод для всех, без различия по признаку расы, пола, языка, национальной принадлежности, религии или состояния здоровья, и бороться с проявлениями нетерпимости,

принимают и торжественно провозглашают настоящую Декларацию принципов терпимости

преисполненные решимости сделать все необходимое для утверждения идеалов терпимости в наших обществах, поскольку терпимость является не только важнейшим принципом, но и необходимым условием мира и социально-экономического развития всех народов, мы заявляем следующее:

Статья 1 — Понятие терпимости


1.1  Терпимость означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Терпимость — это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Терпимость — это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира.

1.2 Терпимость — это не уступка, снисхождение или потворство. Терпимость — это прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах терпимость не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности, терпимость должны проявлять отдельные люди, группы и государства.

1.3 Терпимость — это обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма (в том числе культурного плюрализма), демократии и правопорядка. Терпимость — это понятие, означающее отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждающее нормы, установленные в международных правовых актах в области прав человека.

1.4 Проявление терпимости, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.


Статья 2 — Государственный уровень


2.1 На государственном уровне терпимость требует справедливого и беспристрастного законодательства, соблюдения правопорядка и судебно-процессуальных и административных норм. Терпимость также требует предоставления каждому человеку возможностей для экономического и социального развития без какой-либо дискриминации. Отчуждение и маргинализация могут стать причиной состояния подавленности, враждебности и фанатизма.

2.2 Для того чтобы сделать общество более терпимым, государствам следует ратифицировать существующие международные конвенции о правах человека и, если это необходимо, разработать новое законодательство с целью обеспечения в обществе равноправного подхода и равенства возможностей для всех групп и отдельных людей.

2.3 В интересах международного согласия существенно важно, чтобы отдельные люди, общины и нации признавали и уважали культурный плюрализм человеческого сообщества. Мир невозможен без терпимости, а развитие и демократия невозможны без мира.

2.4 Нетерпимость может принимать форму маргинализации социально наименее защищенных групп, их исключения из общественной и политической жизни, а также насилия и дискриминации по отношению к ним. Как гласит Декларация о расе и расовых предрассудках, «все люди и группы людей имеют право отличаться друг от друга» (статья 1.2).


Статья 3 — Социальные аспекты


3.1 Терпимость как никогда ранее важна в современном мире. Мы живем в век глобализации экономики и все большей мобильности, быстрого развития коммуникации, интеграции и взаимозависимости, в век крупномасштабных миграций и перемещения населения, урбанизации и преобразования социальных структур. Каждый регион многолик, и поэтому эскалация нетерпимости и конфликтов потенциально угрожает всем частям мира. От такой угрозы нельзя отгородиться национальными границами, ибо она носит глобальный характер.

3.2 Терпимость необходима в отношениях как между отдельными людьми, так и на уровне семьи и общины. В школах и университетах, в рамках неформального образования, дома и на работе необходимо укреплять дух терпимости и формировать отношения открытости, внимания друг к другу и солидарности. Средства коммуникации способны играть конструктивную роль в деле содействия свободному и открытому диалогу и обсуждению, распространения ценностей терпимости и разъяснения опасности проявления безразличия по отношению к набирающим силу группам и идеологиям, проповедующим нетерпимость.

3.3 В Декларации ЮНЕСКО о расе и расовых предрассудках провозглашается, что особые меры должны приниматься в целях обеспечения равенства в достоинстве и правах отдельных лиц и групп людей везде, где это необходимо. В этой связи особое внимание следует уделять социально наименее защищенным группам, находящимся в неблагоприятных социальных или экономических условиях, с тем чтобы предоставить им правовую и социальную защиту, в частности в отношении жилья, занятости и охраны здоровья, обеспечить уважение самобытности их культуры и ценностей и содействовать, в особенности посредством образования, их социальному и профессиональному росту и интеграции.

3.4 В интересах решения этой глобальной задачи необходимы проведение соответствующих научных исследований и налаживание контактов с целью координации деятельности международного сообщества, включая анализ в контексте социальных наук коренных причин этого явления, принятие эффективных контрмер, а также осуществление научных исследований и мониторинга, способствующих выработке политических решений и нормативной деятельности государств-членов.


Статья 4 — Воспитание


4.1 Воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости. Воспитание в духе терпимости начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, дабы обеспечить осуществление этих прав, и с поощрения стремления к защите прав других.

4.2 Воспитание в духе терпимости следует рассматривать в качестве безотлагательного императива; в связи с этим необходимо поощрять методы систематического и рационального обучения терпимости, вскрывающие культурные, социальные, экономические, политические и религиозные источники нетерпимости, лежащие в основе насилия и отчуждения. Политика и программы в области образования должны способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами, а также нациями.

4.3 Воспитание в духе терпимости должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

4.4 Мы заявляем о своей готовности поддерживать и претворять в жизнь программы научных исследований в области социальных наук и воспитания в духе терпимости, прав человека и ненасилия. Это означает необходимость уделения особого внимания вопросам повышения уровня педагогической подготовки, учебных планов, содержания учебников и занятий, совершенствования других учебных материалов, включая новые образовательные технологии, с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческое достоинство и индивидуальность, предупреждать конфликты или разрешать их ненасильственными средствами.


Статья 5 — Готовность к действию


 Мы обязуемся поощрять терпимость и ненасилие, используя для этого программы и учреждения в областях образования, науки, культуры и коммуникации.

Статья 6 — Международный день, посвященный терпимости


 В целях мобилизации общественности, привлечения внимания к опасностям, кроющимся в нетерпимости, и укрепления приверженности и активизации действий в поддержку поощрения терпимости и воспитания в ее духе мы торжественно провозглашаем 16 ноября ежегодно отмечаемым Международным днем, посвященным терпимости.

20 шагов к толерантности

1. Наличие четкой цели.

2. Желание быть толерантным.

3. Стремление человека стать лучше. Постоянное саморазвитие (личностный рост).

4. Умение ставить себя на место других.

5. Не осуждать.

6. Видеть шире:

-  замечать мелочи и тонкости;

-  замечать особенности ситуации;

-  принимать во внимание предысторию.

7. Подключать интуицию и воображение.

8. Расширять свой круг общения.

9. Знакомиться с другими культурами (традициями):

-  язык, рисунки, литература, архитектура;

-  костюмы (одежда), кухня, музыка, танцы, песни.

10. Наблюдать.

11. Общаться с представителями других культур.

12. Улучшить самоконтроль.

13. Развить в себе умение молчать/слушать.

14. Менять места. Путешествовать (посещать другие места, ходить в гости).

15. Менять точки зрения.

16. Направленность «на понимание».

17. Сопереживать.

18. Не зацикливаться.

19. Быть активным.

20. Не оценивать.


Рекомендации по формированию толерантности


  • Помните, что самые главные вопросы задаются не людям, а самому себе, но ответы на них следует искать вместе. Познание себя, управление собой должно стать задачей каждого молодого человека. Особого внимания требует внимание управлять своим эмоциональным состоянием.

  • Учитесь путём тренировок отстраняться от своего привычного взгляда и смотреть на проблему и людей беспристрастно, вырабатывайте психологический взгляд стороннего наблюдателя.

  • Становясь старше, всё больше обращайте внимание на появление и преодоление своих взрослых и профессиональных стереотипов. Изменение взглядов мыслей и поведения требует многих усилий, большой внутренней работы и активности.

  • Помните, если другие не разделяют ваших точек зрения, это не показатель их несостоятельности.

  • Относитесь с иронией к значимости своей персоны, чаще улыбайтесь. Не страдайте оттого, что не всё упорядочено.

  • Строго правильно в окружающей действительности и людях принимайте, окружающий мир таким, какой он есть, ведь для нас этот мир единственный.

  • Взаимоотношения с единомышленниками и оппонентами стимулирует коллективные и творческие процессы, больше общайтесь с разными людьми.

  • Будьте реалистами, не ждите лёгкости в процессе позитивного самоизменения, и главное  - изменения окружающих людей.

  • Если вы заинтересованы в продуктивном общении с людьми, обращайтесь к тому позитивному, что в них есть, поворачивайте людей к себе хорошей стороной. Никогда не критикуйте личность и давайте только негативному поступку не ты «плохой», а ты  «плохо поступишь».

  • Будьте терпеливы к человеческим недостаткам и слабостям. В любой конфликтной ситуации учитесь находить и предлагать оптимальное решение. Учитесь признавать свою неправоту и при необходимости извиняться.

 СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Экстреми́зм — (лат. extremus — крайний), приверженность к крайним взглядам, мерам (обычно в политике).

Экстремизм, в дословном понимании, есть ни что иное, как крайнее проявление чего-либо — действий, высказываний, взглядов и т. п. Следовательно, экстремизм может быть политическим, религиозным, экономическим, социальным и т. п., вплоть до бытового.

Вся история человечества показывает, что с экстремальными, крайними ситуациями и проявлениями, а равно как и с прецедентами выхода из них, сталкивались практически все народы мира, поэтому экстремизм не является экзотическим явлением ни для России, ни для мира в целом. И политический экстремизм в частности. К примеру, смертельная угроза внешнего нашествия вынуждала правительства превращать государства в осаждённые крепости, вводить жестокую централизацию, беспрекословное подчинение власти, ограничение прав и свобод. А это и есть проведение внутренней и внешней политики крайними методами, т. е. политический экстремизм. В 1993 — 1995 годах, в разгар правления Б. Н. Ельцина, протестные настроения народа достигли своего апогея. В 1995 году появляется указ президента № 310 «О мерах по обеспечению согласованных действий в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской Федерации». Во исполнение этого указа была создана комиссия при президенте, которая должна была выдать юридическое обоснование термину фашизм и указать действия, подпадающие под это определение.

Следующим этапом стал доклад, подготовленный региональным общественным фондом «Информатика для демократии» по заказу администрации президента, по проблемам политического экстремизма в России. Этот доклад стал основой федеральной программы по противодействию политическому и религиозному экстремизму в Российской Федерации на 1999 — 2000 года́, принятой коллегией министерства юстиции и одобренной правительством. В рамках этой программы были разработаны соответствующие законопроекты, в частности — «О запрещении нацистской символики» и «О противодействии политическому экстремизму», которые были направлены на рассмотрение в Государственную думу.

В «Программе…» даётся следующее определение этого явления: «Политический экстремизм — это деятельность по распространению таких идей, течений, доктрин, которые направлены … на разделение людей по классовому, имущественному, расовому, национальному или религиозному признаку».
ТЕРРОРИЗМ (Terrorism) – один из вариантов тактики политической борьбы, связанный с применением идеологически мотивированного насилия.

Суть терроризма – насилие с целью устрашения. Субъект террористического насилия – отдельные лица или неправительственные организации. Объект насилия – власть в лице отдельных государственных служащих или общество в лице отдельных граждан (в том числе иностранцев, или госслужащих иных государств). Кроме того – частное и государственное имущество, инфраструктуры, системы жизнеобеспечения.

Цель насилия – добиться желательного для террористов развития событий – революции, дестабилизации общества, развязывания войны с иностранным государством, обретения независимости некоторой территорией, падения престижа власти, политических уступок со стороны власти и т.д.

Определение терроризма представляется непростой задачей. Формы и методы террористической деятельности существенно менялись со временем. Это явление имеет устойчивую негативную оценку, что порождает произвольное толкование. С одной стороны, существует тенденция неоправданно расширенной трактовки, когда некоторые политические силы без достаточных оснований называют террористами своих противников. С другой – неоправданного сужения. Сами террористы склонны называть себя солдатами, партизанами, диверсантами в тылу противника и т.д. Отсюда трудности как юридически-правовых дефиниций, так и общетеоретического осмысления терроризма.

Законодатели разных стран не пришли к единому определению терроризма. Исследуя и обобщая деяния и признаки составов преступлений террористической направленности, записанных в Уголовных кодексах государств – участников СНГ, В.П.Емельянов конструирует следующее определение терроризма: терроризм – это публично совершаемые общеопасные действия или угрозы таковыми, направленные на устрашение населения или социальных групп, в целях прямого или косвенного воздействия на принятие какого-либо решения или отказ от него в интересах террористов.

Терроризм связан с более общим, родовым для него понятием террора. Террор – способ управления обществом посредством превентивного устрашения. К этому способу политического действия могут прибегать как государство, так и организации (или силы) ставящие перед собой политические цели. Многие годы тактика превентивного устрашения, вне зависимости от характера субъекта террористического действия, обозначалась общим понятием террор. В 1970–1980-х сложилось терминологическое различение террора и терроризма. Сегодня «террор» трактуется как нелегитимное насилие со стороны государства по отношению к обществу в целом либо к диссидентам и оппозиции. «Терроризм» – практика нелегитимного насилия, реализуемая противостоящими государству силами и организациями.

Террор опирается на насилие и достигает своих целей путем демонстративного физического подавления любых сколько-нибудь активных противников с тем, чтобы запугать и лишить воли к сопротивлению всех потенциальных противников власти. Важно подчеркнуть, террор – политика превентивного насилия и это отличает его от самых жестких репрессий по отношению к нарушителям законов. К террору прибегает власть, стремящаяся радикальным образом изменить существующий порядок вещей. В таких случаях, как иностранное завоевание, или социальная революция, или утверждение авторитаризма в обществе с демократическими традициями – то есть всякий раз, когда политическая реальность изменяется радикально, и эти перемены неизбежно вызывают сопротивление значительной части общества – в арсенале политических стратегий новой власти лежит политика террора.

Слова «терроризм», «террорист», «теракт» представляют собой кальки с английского (terrorism, terrorist, act of terrorism). По своему исходному смыслу, все они связаны с террором, как политикой устрашения. Но здесь решающее значение приобретают различия. Прежде всего, субъектом террористической деятельности, то есть террористом, как правило, является не государство, а организации, ставящие перед собой политические цели – приход к власти, дестабилизацию общества, подталкивание его к революции, провоцирование вступления в войну и т.д.

Обязательное условие терроризма – резонанс террористической акции в обществе. Терроризм принципиально декларативен. Широкое распространение информации о теракте, превращение его в наиболее обсуждаемое событие представляет собой ключевой элемент тактики терроризма. Оставшийся незамеченным или засекреченный теракт утрачивает всякий смысл.

Это отличает террористический акт от таких близких явлений, как диверсия или политическое убийство. Диверсия – силовая акция подрывного характера осуществляемая спецслужбами государства. Диверсия ценна непосредственным уроном противнику, общественный резонанс операции не интересует диверсанта и даже опасен. В идеале диверсия имитирует техногенную катастрофу, несчастный случай или силовую акцию, совершенную другой силой. Такие диверсии, как политические убийства, совершенные спецслужбами, реальные исполнители предпочитают сваливать на ложных виновных.

Общественный резонанс на террористический акт необходим террористам для изменения общественных настроений. Теракты воздействуют на массовую психологию. Террористические организации демонстрируют свою силу и готовность идти до конца, жертвуя как собственными жизнями, так и жизнями жертв. Террорист громогласно заявляет, что в этом обществе, в этом мире есть сила, которая ни при каких обстоятельствах не примет существующий порядок вещей и будет бороться с ним до победы, или до своего конца.

Террористический акт:

1. Демонстрирует обществу бессилие власти. В той точке времени и пространства, где произошел теракт, власть утратила монополию на насилие, были вызывающе нарушены законы и установления власти. В зоне теракта реализовалась альтернативная власть.

2. Создает прецеденты активного неповиновения и силового противостояния власти. Идеологи терроризма называют это «пропагандой действием». Теракт содержит в себе призыв к силам, сочувствующим делу террористов, присоединиться к активному противостоянию власти.

3. Как правило, активизирует любые силы и настроения, оппозиционные власти, в том числе и дистанцирующиеся от тактики терроризма. Теракт трактуется как бесспорный признак острого кризиса в обществе. Все это подталкивает общество, а за ним и власть, к уступкам политическим силам, использующим тактику терроризма.

4. Ударяет по экономике, снижает инвестиционную привлекательность страны, ухудшает ее имидж, снижает поток международных туристов и т.д.

5. Подталкивает страну к радикализации политического курса, к авторитарным формам правления. Часто такая эволюция соответствует целям террористов.

Терроризм представляет собой наиболее опасный (по критерию вложенные ресурсы / полученный результат) способ политической дестабилизации общества. Такие способы дестабилизации как военная интервенция, восстание, развязывание гражданской войны, массовые беспорядки, всеобщая забастовка и др. требуют значительных ресурсов и предполагают широкую массовую поддержку тех сил, которые заинтересованы в дестабилизации. Для разворачивания кампании террористических актов достаточно поддержки дела террористов сравнительно узким слоем общества, небольшой группой согласных на все крайних радикалов и скромных организационно-технических ресурсов. Терроризм подрывает власть и разрушает политическую систему государства. Юристы относят террористические действия к категории «преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства».

Согласно общему мнению правоведов, терроризм в любых своих формах является наиболее общественно опасным из всех преступлений, описываемых уголовным законодательством (в санкциях статей, предусматривающих уголовную ответственность за преступление террористического характера, должно быть самое суровое наказание, из всех видов наказаний предусмотренных уголовным законом).


Методы формирования толерантного поведения

Формирование толерантности предполагает развитие активной жизненной позиции. А активная позиция развивается активными методами.



Методика формирования толерантности у школьников (по П.В. Степанову)


4. Организация процесса рефлексии подростками

своего отношения

к представителям

иных культур.


Степанов П.В. Воспитание толерантности у школьников: теория, методика, диагностика/ Под ред. Л.И. Новиковой. М.: АПКиПРО, 2005, -С.36-55.

Кейс-метод (Саse- Study)

как способ осмысления социальных проблем


Краткая справка. Кейс - метод обучения зародился в Гарвардской школе бизнеса в начале XX в. В 1920 г. после издания сборника кейсов, вся система обучения менеджменту в Гарвардской школе была переведена на методику CASE STUDY (обучение на основе реальных ситуаций). В последние годы кейс-методы обучения нашли широкое применение в медицине, юриспруденции, математике, культурологи, политологии, экономике, бизнес-образовании. В нашей стране кейс - методы успешно используются разработчиками информационных систем. Над проблемой создания кейсов успешно работатют педагоги и методисты.

Хороший кейс должен соответствовать следующим требованиям:



  • соответствовать четко поставленной цели создания;

  • иметь соответствующий уровень трудности;

  • иллюстрировать несколько аспектов реальной жизни;

  • не устаревать слишком быстро;

  • иметь национальную окраску:

  • иллюстрировать типичные ситуации:

  • развивать аналитическое мышление;

  • провоцировать дискуссию.

Работа с кейсами является наиболее целесообразной для повышения компетентности в той или иной области знания или воспитания (в нашем случае – поликультурное воспитание), поскольку специально оформленные факты из жизни современного российского общества(«случаи из жизни») могут переводиться школьниками из статуса «жизненных ситуаций» в статус задач и затем решаться с последующей рефлексией хода и ресурсов решения. Работать с кейсами можно как индивидуально, так и в группе. После самостоятельной групповой или индивидуальной работы варианты решений представляются на общем пленуме и соотносятся с той действительностью, из которой был представлен случай.

ТИПЫ КЕЙСОВ (ПО ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ)

Кейсы по анализу и оценке:

Внеорганизационные - имеют дело с анализом и уяснением состояния окружения деловой организации. ее внешней среды, (экология. законы. реформы...). Источниками являются «библиотечные материалы»: газеты, журналы, отчеты …

Внутриорганизационные - упор на факты и события внутри деловой организации. Такие кейсы используются в осмыслении организационно-управленческих проблем, отношений внутри коллектива, группы.

Кейсы, обучающие решению проблем и принятию решений.

Решение должно быть сделано на основе недостаточной или избыточной информации Содержание материала, в кейсах такого рода, должно содержать признаки организационной конфликтности, многовариантности методов принятия решения и альтернативности самих решений, субъективности и ролевого поведения.



«Иллюстративные» кейсы.

Для создания этих кейсов используются газетные и журнальные статьи, книжные эпизоды, «видеоклипы», фрагменты из художественных фильмов. На занятиях такие кейсы часто выступают в форме инцидента и вводных иллюстраций проблемы, излагаемых на занятии. И.К. являются короткими по тексту и почти не содержат излишней информации.

Сами кейсы могут быть представлены различными способами: видео, печатном, аудио, мультимедиа.

СОСТАВЛЯЮЩИЕ КЕЙС-МЕТОДА

Преподаватель руководит обсуждением проблемы, представленной в кейсе. (Умение вести дискуссию, деликатно направлять ей, терпеливо задавать наводящие вопросы, бросать вызов группе и вести учащихся к завершающей фазе принятия решения - очень важная часть деятельности преподавателя).

Сами кейсы могут быть представлены как педагогом, так и учащимися. Формы представления могут быть разными: текст, аудиоинформация, видеоинформация, рисунок, графика и т.д.

Ксйс-метод предполагает наличие методических рекомендаций по их использованию, вопросы для обсуждения, задания участникам, дидактические материалы в помощь преподавателям.

Для кейс-метода характерна образовательная открытость с одной стороны, а с другой, замкнутость и жесткость в результативности.

Участники процесса воспитания и образования одновременно ответственны и свободны в процессе обучения. (Преподаватель ответственен за сбор и отбор учебного материала, и эффективную организацию его использования. Он свободен в выборе наиболее подходящего кейса. Слушатели несут ответственность за подготовку к занятию и эффективное выполнение заданий по кейсу, хотя они свободны в разрабатываемых решениях и выводах, сделанных в анализе кейс-ситуации. Участники могут принимать ошибочные решения, поскольку кейс-ситуации рассматриваются в учебной аудитории. Но они должны осознавать меру ответственности за неправильно принятое решение в реальной жизни).

ПРЕИМУЩЕСТВА МЕТОДА:



Позволяет:

  • демонстрировать проблемы современного общества с точки зрения реальных событий;

  • вызвать интерес к процессам и явлениям в современной общественной жизни страны и региона;

Способствует активному усвоению знаний и навыкам сбора, обработки и анализа информации;

Развивает:

  • аналитические навыки (умение отличать данные от информации, классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, представлять её, находить пропуски информации и уметь восстанавливать их);

  • Практические навыки (использования на практике всевозможных социальных теорий, методов и принципов);

  • Творческие навыки (одной логикой, как правило, кейс-ситуацию не решить. Необходимы творческие навыки в генерации альтернативных решений, которые нельзя найти логическим путем);

  • Коммуникативные навыки (умение вести переговоры, убеждать окружающих, задавать конструктивные вопросы. Использовать наглядный материал и другие медиа-средства, кооперироваться в группы, защищать собственную т.З., убеждать оппонентов, составлять краткий, убедительный отчет);

  • Социальные навыки (оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать в дискуссии или аргументировать противоположное мнение и т.д.);

  • Самоанализ (несогласие в дискуссии способствует осознанию н анализу мнения других и своего собственного. Возникающие моральные и этические проблемы требуют формирования социальных навыков их решения).

Не всякий материал можно назвать «кейсом». В святи с этим выделим ключевые факторы, которые могут быть использованы в определении кейса как специфического метода обучения. Их можно объединить в пять категорий: источник кейса; процесс сбора данных для кейса; содержание кейса; проверка кейса в аудитории; процесс устаревания кейса.

Характеристика основных категорий:

  1. Источник кейса связан с людьми, участвовавшими в принятии управленческого решения или в решении проблемы. Они могут работать в любой сфере, занимать любую должность.

  2. Процесс сбора данных для кейса. У каждого кейса есть реальный источник, то есть материал собирается из СМИ, радио, телевидение, кино, мультипликация и т.д.

  3. Содержание кейса может варьироваться в зависимости от целей обучения или воспитания. Кейс может быть коротким или длинным, общего или специального содержания, и при этом выбор темы почти не ограничен.

Основное требование к содержанию кейса: кейс должен содержать реальную, обоснованную информацию, достаточную для того, чтобы слушатель смог представить себя в описанной кейс-ситуации. Помимо этого в кейсе должна содержаться другая нужная информация, в частности определение позиции того, кто принимает в данной ситуации решение.

  1. Проверка кейса в аудитории - заключительная оценка, которая касается возможности применения кейса в учебном процессе. Аудиторная оценка не может быть однозначной. Она может и изменяться от преподавателя к преподавателю, от группы к группе. «Соответствует ли кейс предполагаемой цели обучения? Была ли достигнута учебная цель, намеченная в кейсе?» это основные вопросы, на которые необходимо получить ответ в результате аудиторной проверки нового

5. Многие кейсы со временем устаревают, что влечет за собой потерю интереса обучающихся к предлагаемой ситуации и как следствие снижение эффективности использования конкретного кейса в воспитательном процессе.

Размещенные ниже тексты, являются примерами материалов которые могут быть использованы при создании кейсов:



Текст 1.

(рекомендуется для работы в аудитории с 14 лет и старше)

Юрий Антонян

ЭКСТРЕМИЗМ и его причины в России

В некоторых публикациях, даже научных, приходится встречать утверждение, что экстремизм в нашей стране получил широкое распространение потому, что в ней живёт много наций и бытует множество разных религий. Но это поверхностное и ложное суждение, могущее увести от установления подлинных причин экстремизма и тем самым косвенно способствовать ему, ослабить защиту личности и общества от экстремистского насилия.

Современная история показывает, что социальное напряжение и экстремистские проявления порождаются не только и не столько самим фактом совместного проживания людей разных национальностей и религиозной принадлежности, а тем, каков их образ жизни и уровень их материального достатка.

С распадом СССР и по настоящее время труд не стал полем сплочения людей, его оплата не возросла, а малый и средний бизнес, несмотря на все призывы и усилия руководства страны, не стал локомотивом экономики. Подавляющее большинство населения имеет низкий материальный достаток. В целом – это благодатная почва для возникновения и распространения экстремистских и даже фашистских настроений.

Когда люди бедствуют, они очень тревожны и ищут причины своего неблагополучия, ищут виновников. Здесь самое простое– обвинить тех, кто говорит на другом языке или молится другому богу, или не так выглядит. Потому что истинных виновников им найти трудно. Прежде всего в силу низкого культурного уровня и забитости нуждой. А эти – другие – рядом, их, особенно если это меньшинство или это группы незащищенного населения, можно легко унизить, совершить над ними насилие и даже уничтожить.

Здесь «героем» становится человек толпы – примитивный и злобный, наделённый способностью лишь черно-белого видения мира. Ему нужны «простые» решения, и он готов сорваться в любой момент; такие люди есть во всех странах. Особую ненависть у человека экстремистского сознания вызывают неграждане России. Они – чужие, виновники «наших» бед или, в конце концов, козлы отпущения, на которых можно вылить свою злобу.

Одним словом, труд и в постперестроечной России не стал ареной сближения людей, их сотрудничества и взаимопомощи. Не происходит, судя по всему и формирования единой социальной общности – россиян.

К сожалению, и сегодня для многих россиян безразличие к материальной стороне жизни и отсутствие экономического сознания обернулись пьянством, а то и наркоманией. Я хочу сказать, что пьянство и алкоголизм в основном порождаются неумением и не желанием работать, отсутствием стремления к экономической выгоде, а отсюда – ощущение обречённости и безысходности, выброшенности и ненужности, бедность, озлобление на весь мир.

Сплачивающий людей свободный и достойно оплачиваемый труд является едва ли не главным средством борьбы с экстремизмом, и думается, что и с терроризмом тоже. Об этом говорит опыт, например, Великобритании: терроризм в Ольстере удалось обуздать, в том числе с помощью вовлечения ирландцев в активный мелкий и средний бизнес. В России все-таки главным остаётся разъединение людей из-за отсутствия общей, сближающей и объединяющей трудовой деятельности, роста реальной экономической деятельности, развития мелкого и среднего бизнеса, фермерства. И неразвитость этой сферы общества обрекает основную часть населения на бедность. Всё это, подчеркну ещё раз, создаёт специфическую атмосферу озлобленности, в том числе среди молодёжи. Ненависть к «нашим врагам» проявляется не только в уличных погромах, убийствах, в шествиях беснующихся молодых людей, но и в публицистике, в некоторых политических сочинениях праворадикального и религиозно-экстремистского толка. В них, подчас с умным видом, прославляются одни нации в ущерб другим, воспеваются идеи вождизма, лидерства как самоцели и т. д.

Общая неудовлетворённость и попытки преодолеть её незаконными способами порождаются и невозможностью удовлетворить жизненно важные потребности, и ощущением несправедливости, неравенства по сравнению с другими социальными группами. Преимущества последних в доступности материальных и духовных благ, даже если они являются результатом упорного и добросовестного труда, воспринимаются обездоленными слоями населения как приобретенные за их счёт или путём обмана. По большей части здесь имеет место бессознательный перенос некоторых своих недостатков на других и отношение к ним уже как к носителям таких недостатков. Однако ненависть к другим практически никогда не приводит к повышению материального благосостояния и расширению социальных возможностей бедных слоёв населения, по существу исключённых из общества и оказавшихся на обочине экономического и социального развития.

 ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ, 2010 №3

Текст 2 (этот текст можно использовать в аудиторииях участников разного возраста)
Сначала они пришли за евреями,

И я не заступился за них,

потому что я не был евреем
Потом они пришли за коммунистами,

И я не заступился за них,

Потому что я не был коммунистом.

Потом они пришли за членами профсоюзов,

И я не заступился за них,

потому что я не был членом профсоюза.


Потом они пришли за мной -

но не осталось никого,

чтобы заступиться за меня.

Пастор Нимола, жертва нацизма.


Текст 3

Акт вандализма на Лисихинском кладбище

(Сообщения в СМИ Иркутской области, октябрь, 2012 г.)


Старое кладбище - единственное место в округе, где собаководы могут выгуливать и тренировать питомцев. Поэтому в своей борьбе Ирина не одинока - работает вместе с подругами. Следы ритуалов, говорят они, здесь появляются регулярно. Сгоревшие могилы, оторванные головы кошек и птиц, пентаграммы, начерченные на земле. Недавно на перекрестке кладбищенских дорог девушки обнаружили пылающий надгробный памятник.

Разграбили могилку еврейскую. Сломали оградку, принесли ее на дорогу. Памятник был деревянный, с меня ростом. Поставили его и подожгли, - говорит жительница Иркутска Ирина Москвина.

На Лисихинском кладбище находятся могилы декабристов, ветеранов войн, почетных жителей Иркутска. Такое место должно охраняться, считает Ирина и ее друзья. Представители мэрии отвечают: в городском бюджете денег на это нет.

- На муниципальных кладбищах предусмотрены только уборка и вывоз мусора. Охрана на муниципальных кладбищах не предусмотрена. Так как деньги на это не выделяются, - говорит главный специалист отдела санитарного состояния администрации Иркутска Татьяна Луговская.

При случаях вандализма власти советуют жаловаться в полицию. Активные горожане считают это бессмысленным. Попросят описать нарушителей, а все они одинаковы - черные брюки и такой же балахон. Вся надежда только на верных псов.
Методическая разработка деловой игры: «Как противостоять нетерпимости?

Методические рекомендации: данное занятие рекомендуется проводить в течение двух часов. Первая часть занятия будет носить «теоретический» характер, вторая — практический. Для выполнения практической части и ее презентации требуется время для подготовки.



Цель:

• создание условий для мотивированного противостояния нетерпимости в обществе и стимулирование учащихся к активным гражданским действиям против проявлений нетерпимости.



Задачи:

  • актуализировать знания по толерантности и различным видам нетерпимости в обществе;

  • развивать навыки командной работы;

  • предоставить возможность воплотить на практике гражданские решения, проекты, стратегии и проверить их жизнеспособность;

  • содействовать развитию активной гражданской позиции молодежи.

Часть первая

Педагог приветствует участников, объявляет тему занятия, поясняет цели, вводит понятие «гражданская акция», «гражданские действия», дает краткую информацию о гражданских акциях, приводит примеры гражданских акций.

Затем актуализируются основные понятия: «толерантность», «нетерпимость», виды нетерпимости.

Аудитория делится на равные группы (5—6 человек). Перед группами ставится задача:

«Составьте список проявлений нетерпимости и методом ранжирования определите, какие проявления нетерпимости наиболее болезненны для современного российского общества». В течение 5 минут группы работают самостоятельно. После этого каждая группа представляет свой список классу, объясняя, почему на первое место они поставили ту или иную проблему. Составляется список наиболее острых проявлений нетерпимости в российском обществе.

Путем жеребьевки определяется проблема для каждой группы и ставится новая задача: «Необходимо продумать проект гражданской акции «Как противостоять... (например, ксенофобии, шовинизму, нетерпимости к инакомыслящим и т.п.)» и этот проект воплотить в жизнь на следующем занятии, привлекая к своей акции остальных участников занятия».

Участникам предлагается следующий алгоритм самостоятельной работы по подготовке гражданской акции:

Соберитесь все вместе и обсудите идеи по проведению акции. Постарайтесь обсудить каждую идею и выберите самую оптимальную на взгляд всей группы. Предлагаемые идеи записывайте, избегайте критики идей.

После определения идеи для воплощения в проект ответьте на вопросы:

Что должно быть сделано?

Как это должно быть сделано?

Какие ресурсы понадобятся?

Кто это будет делать?

Будет ли акция общественно значимой и привлечет ли к себе внимание?

Распределите роли по реализации идеи. Например, если вы решите привлечь внимание общества к проблеме путем листовок, определите, кто придумывает текст к листовкам, разрабатывает их дизайн, рисует, размножает, развешивает и т.п.

Перед презентацией проекта назначьте встречу и проверьте готовность группы. На любом этапе вы можете воспользоваться помощью педагога.



Часть вторая

Второе занятие будет состоять из двух этапов: презентация проектов и обсуждение представленных проектов гражданских акций. После приветствия педагога и учащихся и определения этапов работы группам предлагается жеребьевка, чтобы определить порядок презентаций проектов. Участники презентуют свои проекты гражданских акций противостояния нетерпимости. Каждая группа проводит акцию, стараясь вовлечь в нее весь класс. Можно объявить «конкурс» на лучшую гражданскую акцию, определив ее путем выражения эмоций (аплодисменты, поздравительные возгласы и т.п.).

На втором этапе предлагается обсудить, как группы готовили акцию, определить, насколько эффективна та или иная акция. От каждой группы выступает один представитель, который рассказывает обо всех идеях, предложенных в группе, почему для воплощения была выбрана идея презентованного проекта, каков был вклад каждого в реализацию проектной идеи, какова была атмосфера при подготовке проекта и т.п.

Затем обсуждается проблема эффективности представленных проектов гражданских акций в противостоянии нетерпимости в обществе, определяются перспективы, выясняется, появилось ли желание воплотить акцию в реальной жизни, готовы ли молодые люди быть участниками гражданских акций или их организаторами.

Важным этапом занятия является обсуждение правил поведения на публичных мероприятиях, знакомство с законами, регламентирующими деятельность участников.

В заключительном слове педагог благодарит всех участников акций, подчеркивает важность объединения граждан для противостояния негативным явлениям в обществе.



Задание для самостоятельной работы слушателей

  1. Ознакомление и создание списка информационных сайтов и литературы по теме реферата.

  2. Разработка плана профилактической работы в соответствии с местными особенностями проблемы.

  3. В качестве зачетного задания выполните реферат на тему: «Многообразие культур: реальность и ценность» (С учетом проблематики территории и целевой аудитории).

Требования к оформлению зачетной работы

Зачетная работа состоит из трех частей. В первой части размещается текст реферата, включая список использованной литературы и электронных ресурсов (от 5 до 10 страниц формата А-4). Вторая часть включат в себя план профилактической работы.



Оформление текста: кегль 14, интервал одинарный, шрифт Times New Roman, поля со всех сторон по 2,5 см. Источники и литература помещаются в конце текста в алфавитном порядке. Сноски оформляются построчно с указанием порядкового номера источника и используемых страниц: [3, с. 23]. Титульный лист должен содержать:

Сроки сдачи итоговых работ:

Для слушателей группы г.Братск – до 5 декабря 2012 года включительно, в электронном виде согласно требованиям к оформлению, по эл.адресу: mars62@rambler.ru

Для слушателей группы г.Тайшет – до 7 декабря 2012 года включительно, в электронном виде согласно требованиям к оформлению, по эл.адресу: mars62@rambler.ru

Для слушателей г.Иркутск – до 13 декабря 2012 года включительно в электронном виде согласно требованиям к оформлению, по эл.адресу: terehova@aport.ru



Литература для самостоятельного изучения:

  1. Байбаков А.М. Введение в педагогику толерантности: Для педагогов и старшеклассников, М., 2002.

  2. Болотина Т.В., Певцова Е.А., Миков П.В., Суслов А.Б. Права человека. 10—11 классы: Методическое пособие для учителя. — М.: ООО «ТИД «Русское слово — РС», 2006.

  3. Кукушкин В.С. Воспитание толерантной личности в поликультурном социуме, Ростов–на–Дону, 2002.

  4. Рожков М.И., Байбородова Л.В., Ковальчук М.А. Воспитание толерантности у школьников, Ярославль, 2003.

  5. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими. Тренинг толерантности для подростков, М., 2001.

  6. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика). Сборник научно–методических статей, М., 2002.

  7. Толерантность против ксенофобий /Под ред. В.И.Мукомеля и Э.А.Паина. – М.: Институт социологии РАН, 2005.

  8. Фопель К. Как научить детей сотрудничать, часть I, М., 2000.

  9. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе, М., 2002.

  10. Фопель К. Энергия паузы, М., 2002.

 

Электронные ресурсы


http://tolerance.ngo.ru — гражданские механизмы противодействия ксенофобии и экстремизму. Новости, документы, публикации.

http://www.memo.ru/prawo — законодательство и права человека. Тексты международных документов по направлениям.

http://www.proobraz.ru/humanizm.php — образование в сфере прав человека.

Организаторы:

Областное государственное казенное учреждение «Центр социальных и информационных услуг для молодежи», куратор направления: Басанова Елена Владимировна, тел.89025685715



Центр ДПО ГАСИС ИрГТУ, куратор направления: Галанова Светлана Львовна, тел. 89025104601.

ВНИМАНИЕ! Материалы по теме обучения также могут быть размещены на сайте организатора курса ЦСИУМ: www.irksportmol.ru




Девочки быстрее учатся чувствовать, чем мальчики — мыслить. Вольтер
ещё >>