Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений, педагогов и родителей. Санкт -петербург 2010 год. «Хоровое пение - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Хоровое пение в системе музыкально-эстетического воспитания детей 1 60.06kb.
Нестандартные задания по ядерной физике для развития творческих способностей... 1 66.46kb.
Межрегиональный телекоммуникационный проект для педагогов, специалистов... 4 591.49kb.
Методическое пособие конкурса программ и проектов, направленных на... 4 647.92kb.
1. методологические основы курса 1 174.47kb.
Пояснительная записка Логопедический массаж 1 305.64kb.
Методическое пособие Санкт-Петербург 2013 ббк 74. 2 1 24.22kb.
Анализ работы методического объединения классных руководителей образовательных... 1 39.27kb.
Икт как средство развития интеллектуальных и творческих способностей... 1 51.46kb.
Количество набранных баллов 1 38.87kb.
Научно-теоретические основы развития музыкальных способностей детей... 1 157.81kb.
Конкурсе молодых вокалистов 1 57.23kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений, педагогов и родителей. - страница №1/1


«Выявление и развитие талантов детей в здоровьесберегающей образовательной среде школы полного дня». Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений, педагогов и родителей. Санкт –Петербург 2010 год.
« Хоровое пение - как основное средство развития музыкально -творческих способностей ученика на уроках музыки.»

Ознакомившись с Обращением Президента России Д. А.Медведева к Федеральному Собранию Российской Федерации где четко поставлены задачи, по которым должно развиваться школьное образование в рамках национальной образовательной инициативы « Наша новая школа» особое внимание я как учитель обратила на «выстраивание разветвленной системы поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождение в течение всего периода становления личности».

На 6 педагогическом семинаре, который проводил президент Федерации детских и юношеских хоров России, народный артист России, академик, композитор, художественный руководитель детской хоровой студии «Пионерия» Струве Георгий Александрович была предложена «Программа развития хорового пения», которая заинтересовала меня как учителя музыки и нашла одобрение и готовность поддержать и реализовать у себя в школе предложенную концепцию.

I. Концепция Программы

1. Музыка и жизнь

Музыка созидает человека, сохраняет и поддерживает его жизнь. Она лечит

не только его душу, но и его тело....

Активное воздействие на ребёнка народной и классической музыки с самых

ранних лет - важнейшее условие становления и развития его личности.

Музыка открывает человеку законы гармонии мира, и только при помощи

прекрасной музыки можно воспитать чувства истинной красоты, любви,

сопереживания.

Музыка облагораживает человека, по только если в её основе заложены элементы гармонии, то есть созидающего начала. Но она может явиться и мощным разрушающим фактором, порождающим неконтролируемую агрессию, что мы и наблюдаем сегодня в массовом масштабе на молодёжных концертах многочисленных рок-групп. Иммунитетом против такого негативного воздействия может стать только всеохватное музыкальное образование, вобравшее в себя глубины народной и вершины мировой музыкальной культур.

2. Изгнание и возвращение музыки.


2.1. Проблема.

Хорошо известно, что пение, особенно хоровое, совместное - это верный показатель здоровья нации. Народ, воспитанный на одухотворённой песне, благороден и велик. Россия всегда славилась многоголосным хоровым пением. Русский народ пел всегда: в праздники и в будни, в радости и в горе, на работе и на отдыхе. Пели все: от мала до велика. Пели в семьях, в приходских школах, гимназиях и реальных училищах. В каждом учебном заведении любили и умели петь красиво, на несколько голосов. Это было естественным содержанием нашей природы, нашей внутренней потребностью и фундаментом особого феномена русского жизни — соборности. Сегодня же мы утратили это своё извечное качество, став носителями диссонанса и какофонии - и это одна из основных причин вырождения нашего народа, деградации молодых поколений и страны в целом.

Высокая музыка постепенно ушла из жизни школы и семьи, из жизни общества. И место высоких образцов народной и классической музыки занял рок, разрушающий психику и нравственную сферу детей, подростков и молодёжи.

2.2. Решение проблемы.

В области музыкальной культуры есть одна её древнейшая и важнейшая сфера, исторически составляющая исток музыки и её фундамент и в то же время доступная абсолютно для всех - это хоровое пение, поскольку необходимыми для него инструментами от природы обладает каждый человек.

Музыкальное образование на уровне всеобуча, в основе которого лежит массовое приобщение людей, в первую очередь детей к традиционной певческой хоровой культуре — это один из основных путей оздоровления народа, возрождения национальной духовности и достижения высокого уровня общей культуры и образованности нации.

Всё самое важное в формировании человека, его мировоззрения, нравственности, культуры - в том числе музыкальной культуры - должно проходить в школе.

В общеобразовательной школе создать целостную образовательную Среду, в которой все способности детей получат наилучшее развитие.

Принципы реализации Программы:

Музыка для всех! (Детей, не способных к музыке, нет).

Хоровое пение - основа музыкального образования. (Человеческий голос

первый и главный музыкальный инструмент, созданный самой Природой в

процессе эволюции человека как коллективного духовно-нравственного

существа.)

Опора на народные традиции. («Песня - душа народа!» М.И.Глинка)

Запоёт школа — запоёт народ! (Социальное влияние возрождения хорового пения от детско-юношеской среды к среде взрослой, родительской, всеобщей.)

Со всеми вышеизложенными мыслями невозможно не согласиться.

Работая в школе 23 года по программе под редакцией Д. Кабалевского, стараюсь реализовать цитату самого автора « Каждый класс - хор». За годы практики в школе я могу достаточно уверенно сказать , что у каждого человека есть голос, а значит его возможно научить петь. С первых уроков музыки важно увлечь , пробудить интерес к пению , а помочь запеть -это дело последовательной методической работы. Важна самая первая песня, которую выбирает учитель для знакомства с учениками и как показывает практика, мои ученики взрослея неоднократно вспоминают именно эту песню как свою первую встречу с музыкой, с хоровым исполнением. Сразу же назову автора по системе которого я последовательно закладываю постепенное усложнение хорового дидактического материала - это московский педагог В. Кирюшин. Благодаря его уникальной методике ученики с легкостью осваивают такие музыкальные понятия как ритм, тембр, которым исполняется данная песня, музыкальные термины, видят движение мелодии (созданы специальные таблицы ,с удовольствием обсуждают образы , созданные в песнях. «Лошадка», «Козлята», »Ходит зайка», »Котик усатый», «Слон».

Эти первые 5 песен позволяют за короткий период освоить диапазон октавы. Нужно отметить удобство этих песен и понятные образы для детей младшего возраста. Параллельно пою и другие песни, сразу же обращаю внимание на эмоциональное исполнение, приучая понимать дирижерский жест. С первых уроков начинаю методично развивать музыкальный слух, чувство ритма и лада, осознание музыкальной формы и средств музыкального выражения, развитие музыкального восприятия и художественного вкуса, овладение умениями пения в ансамбле. «Я очень люблю петь» вот еще одна фраза , которую мои ученики слышат с

1 и по 8 класс, она очень помогает мне ,когда песня выучена и готова к исполнению ( возникает своеобразное соревнование). Многие ученики раскрывают свой эмоциональный мир в момент исполнения песни, тем самым проявляя свой талант, свои музыкальные способности. Пропустить песню через себя, прочувствовать ее содержание, «показать» как ты ее понимаешь, что ты хочешь при помощи нее рассказать. Очень важен момент выбора репертуара. Принцип выбора песни : интересная, красивая, и в тоже время репертуар должен отбираться по степени сложности для данного класса , понимания и передаче ее содержания.

Конечно не все дети одинаково одарены, есть и такие которым трудно»найти свой голос». Таких учеников я стараюсь поддержать, создать ситуацию успеха, веры в свои силы. И когда я вижу, что сегодня на уроке он был более эмоциональным, старательным не скуплюсь на похвалы. Предлагаю

использовать »слуховой аппарат»(ладошка сложенная лодочкой и подставленная к уху),помогающая хорошо слышать свой собственный голос и мелодию. Таким образом мы учимся чисто петь. Приятно отметить, что впервые показав подобный способ на уроке в 1 классе ученики самостоятельно используют его во время пения для самоконтроля , вплоть до 8 класса.

Отличной помощью в работе со слабо интонирующими детьми является метод фонопедических упражнений, направленных как на развитие качественных характеристик голоса, так и на формирование певческо -исполнительских навыков. Автором этого метода является В. Емельянов. Метод реализуется на основе комплекса интонационно - фонопедических упражнений и упражнений на ГСДК (голосовые сигналы доречевой коммуникации. Чаще всего я использую эти упражнения в индивидуальной работе с детьми, помогая преодолеть всевозможные комплексы в пении, разработка диапозона голоса, активизация певческой атаки и т. д.

Возвращаясь к вопросу пения в коллективе, возникает еще один важный момент - это умение научится слышать голоса своих товарищей во время хорового исполнения и подстраивать свой певческий тембр к их голосам. Фундамент закладываю с первых уроков. Есть ученики, которые сразу рвутся в бой, чтобы показать как они «любят» умеют громко петь. Стараюсь объяснить, что громкое пение не есть красивое и главная похвала для хора - это когда после ее исполнения зрители говорят: «Красиво пели: все - как один».

Мы подошли к следующему очень важному этапу в работе с детьми над песней - единению мыслей, чувств , пониманию с полуслова дирижерского жеста. Это касается обоюдного внимания как со стороны учителя: умения увидеть работу каждого в коллективе , так и ученика -видеть и понимать, что хочет, предлагает он в момент исполнения песни. С первых уроков работы над песней я говорю детям о том, что из учителя я превращаюсь в дирижера, а это потребует определенных навыков ,внимания , понимания ,т. е.сотворчества . Без этого невозможно говорить о выразительном исполнении песни и донесения до слушателя. Конечно, невозможно представить себе хоровое пение в рамках только одного урока музыки. Ребята любят петь и чтобы поддержать хоровое пение и дать возможность развивать творческие способности каждому ученику в школе ежегодно проводятся внеклассные мероприятия в форме концертов(Ко Дню Учителя, Новый Год, 8 марта, отчетные концерты классов),конкурсов»Песня в круг собирает друзей»,(для учащихся 3 -8 классов),»Мультикараоке»,(для учащихся 1 - 4 классов), «Кино и музыка»(для 2 -8 классов),литературно -музыкальные композиции «Поклонимся великим тем годам»,» Признания Петербургу»(3 -8 классы). Обязательно на все внеклассные мероприятия приглашаем родителей. Стало хорошей традицией на таких вечерах исполнять 2,3 песни хором, заставляя забыть о возрасте собравшихся, возникает чувство единения и сплоченности. В зале царит удивительная атмосфера любви к музыке, к песне.

Этим не ограничивается дальнейшее развитие творческих способностей учащихся. Мне повезло работать в школе, где созданы все условия для творчества. В классе музыки есть все необходимые средства для того чтобы развивать свой голос . Караоке, компьютер, микрофоны, CD центр. Все это я стараюсь задействовать в своей работе по развитию голоса, чтобы еще больше заинтересовать, увлечь , дать возможность раскрыть свои таланты на уроке и внеурочное время. Использую и разнообразные формы в работе: пение соло, дуэтами, трио и т.д., хором . Как правило таким уроком является последний урок четверти . Ребята заранее обдумывают, договариваются друг с другом, какую песню и каким составом будут исполнять. Такой урок мы проводим как концерт с аплодисментами и хорошей творческой атмосферой поддержки друг друга. Наши учащиеся проводят в школе весь день, и конечно я стараюсь полностью задействовать их творческий потенциал. В школе создан хор «Вдохновение». За годы моей работы сменилось несколько составов. Основным принципом набора в хоровой состав оставляю «Я очень люблю петь». Приглашаю всех без ограничения, для того чтобы дать возможность продолжить развитие своего голоса в коллективе. Хор дает возможность ощутить единение и ответственность за общее дело, поддержку тех ребят, которые наиболее одарены в области пения, ощутить личную ответственность в процессе пения и ,наконец, общей радости от полученного конечного результата, будь то выступление на школьном празднике или участие к в конкурсе. Петь ребята любят ,год от года растет и их мастерство исполнения.

Для полного комплекса развития голоса, возможности более индивидуальной работы, мной создан вокальный ансамбль, где поют дети обладающие более яркими вокальными данными. Этот состав принимает участие в школьных праздниках, совершенствует и отрабатывает возможность пения в ансамбле и сольном пении.

И, наконец, те ученики, которые любят петь и хотят развивать свой голос в качестве солиста, занимаются вокалом индивидуально. При этом нужно сказать, что за годы работы в школе на урок вокала приходят ребята с разными вокальными данными, иногда встречаются такие случаи , когда ребенок обладая слабыми вокальными возможностями хочет научиться чисто петь .Таких детей я особенно приветствую и поддерживаю. И как здорово , когда спустя определенное время кропотливой работы и желания запеть, достигается желаемый результат. Это ученик как бы преодолевает собственный комплекс и я уверена.что этот подход к делу поможет ему в дальнейшей жизни, не обязательно в музыкальной сфере.

В поиске движущих причин развития творческих способностей детей, я обратилась к трудам выдающегося отечественного психолога Бориса Михайловича Теплова. Так, по Теплову, в основе музыкальной одаренности лежит имеющаяся у всех людей общая музыкальность, т.е. система многих музыкальных способностей. Они условно укладываются

в три подгруппы: 1. ладовое чувство; 2. способность к слуховому представлению; 3. музыкально-ритмическое чувство, т.е. способность активно (двигательно) переживать музыку. Перечисленные музыкальные способности развиваются из врожденных задатков, присутствующих в каждом человеке в разном соотношении. Тепловым было доказано положение о взаимокомпенсации первичных творческих задатков человека, из которых, при наличии заинтересованности испытуемого, возможно формирование требуемой специальной способности.

Воспитание эмоциональной сферы детей, их музыкально-художественного вкуса, интереса и любви к музыке, желания слушать и исполнять её; развитие музыкальных способностей детей, певческого голоса и умений, необходимых при совместном пении;

учение истории и творческое освоение музыкальной культуры России,

традиций народного хорового пения;

воспитание устойчивой потребности общения с народной, классической и лучшими образцами современной музыки через участие в хоровом исполнительстве.



Не бывает неталантливых учеников. Важно найти правильный подход, создать на уроке атмосферу доверия и сотворчества .Используя опорные методические приемы искать новые формы, способы помогающие развитию творческого начала каждого ученика отдельно.

« Всё самое важное в формировании человека, его мировоззрения, нравственности, культуры - в том числе музыкальной культуры -должно проходить в школе.

Развитию интереса к хоровому пению у детей - как многовековой традиции русского народа, будут способствовать хоровой репертуар и различные творческие ситуации на хоровых занятиях. Они помогут вывести детское мышление на уровень рассмотрения любого, даже самого малого и незначительного музыкально-художественного явления с позиции, которое мы называем общечеловеческими ценностями.»

Хоровое пение, как эстетическая творческая деятельность, ускоряет развитие навыков художественного обобщения и эстетического отношения к действительности, необходимых для самовыражения главного "я" ребенка. Коллективное творческое общение детей между собой и с педагогами развивает социальные, коммуникативные способности детей.

Предмет "пение" необходим школе как практическая гуманитарная дисциплина, предоставляющая учащимся возможность индивидуальной творческой самореализации в форме коллективного творчества.




Насладиться ленью по-настоящему может лишь тот, у кого есть куча совершенно неотложных дел. Джером Джером
ещё >>